Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский: личность и творчество (А.А. Чекалова) 1 апреля 527 г., за три дня до Пасхи, когда, по византийскому обычаю, не полагалось ни приветствовать, ни воздавать почести кому бы то ни было, выходец из крестьян Флавий Петр Савватий Юстиниан и его жена Феодора, в прошлом куртизанка, были провозглашены соправителями дряхлеющего императора Юстина I, дяди Юстиниана по матери 1 . Через четыре месяца Юстин умер, и началось долгое, насыщенное значительными событиями, исполненное внешнего блеска правление одного из самых прославленных византийских императоров 2 . Выросший в сильно романизированной провинции Иллирик, с детства говоривший на латинском языке, Юстиниан всю свою жизнь оставался скорее римлянином, нежели греком. Его взоры постоянно были устремлены на Запад, и мысль о возрождении былого величия и мощи Римской империи не давала ему покоя. Он мечтал о славе римских цезарей. Достигнув императорского престола, он тотчас приступил к осуществлению широкой программы мероприятии, направленных на укрепление престижа империи и императорской власти, добившись на этом пути столь существенного успеха в некоторых сферах своей деятельности, что это не могло не наложить заметный отпечаток на все последующее развитие Западной и Восточной Европы. Именно при Юстиниане была проведена известная кодификация римского права и обрел свою жизнь «Свод гражданского права», который подвел итог всему законодательству Римской империи. Две характерные черты этого знаменитого юридического памятника: воплощенная в нем идея сильной центральной власти и детально разработанное право частной собственности – обеспечили ему вначале пристальное внимание со стороны средневековых европейских юристов и рецепцию при его посредстве положений римского права королевским законодательством в период развитого феодализма, а впоследствии – роль одного из источников для Кодекса Наполеона, образцового свода законов буржуазного общества, да и для всего современного права в целом. У народов Восточной Европы на долгое время остались в памяти деяния «царя Юстиниана» – от его церковной политики до осуществленного при нем обширного строительства по всей территории империи, когда был создан, в частности, один из шедевров мировой архитектуры – храм Св. Софии в Константинополе. Наконец, в результате активной внешней политики Юстиниану удалось вновь объединить распавшуюся в 395 г. на Западную и Восточную половины Римскую империю и сделать Средиземное море внутренним морем державы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА [греч. Ισδωρος Μιλσιος] (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле . Достоверных сведений о жизни и трудах И. из М. сохранилось немного. Родом из Милета в М. Азии (территория совр. Турции), он жил и работал сначала в Александрии, затем в К-поле. Немногочисленные упоминания в источниках можно разделить на 2 группы. Во-первых, это упоминания в связи со строительной деятельностью И. из М. в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» ( Procopius. 1940. I 1. 24; I 1. 50; I 1. 66-77; II 3. 1-15) и в поэтическом описании храма Св. Софии Павла Силенциария ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-555). Во-вторых, это упоминания в греч. математических текстах, среди которых - комментарии Евтокия к трактатам Архимеда «О сфере и цилиндре» ( Archimedis. 1915. 48. 28-31, 84. 8-112, 24. 7-10) и «Измерение круга» (Ibid. 260. 10-12), а также приписываемая Евклиду 15-я кн. «Начал» ( Euclidis. 1888. 50. 21-22). В истории архитектуры имя И. из М. неразрывно связано с именем др. визант. архитектора и ученого Анфимия из Тралл , вместе с к-рым он выполнил грандиозный заказ имп. Юстиниана I по проектированию и строительству собора Св. Софии. Под их руководством собор возводился с 532 по 537 г. В греч. источниках, связанных со строительством собора, профессия И. из М. и Анфимия чаще всего определяется как μηχανοποις - «механик» или «строитель машин», однако из контекста следует, что под этим словом понималось сочетание профессий зодчего, инженера и ученого. Соотношение участия И. из М. и Анфимия в строительстве собора Св. Софии в различных источниках определяется по-разному, причем И. из М. чаще отводится второстепенная роль. У Прокопия Кесарийского говорится, что Анфимий руководил действиями строителей, заранее планировал работы и изготовлял образцы, в то время как с ним вместе трудился И. из М., «механик», также искусный и достойный того, чтобы служить имп. Юстиниану ( Procopius. 1940. I 1. 24-50). Схожим образом в описании Павла Силенциария превозносится Анфимий, но упоминается и И. из М., как обладающий «премудрым разумом» ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-556). Агафий Миринейский приписывает все заслуги по возведению великого храма только Анфимию из Тралл ( Agathias. 1975. Vol. 9).

http://pravenc.ru/text/674910.html

Прокопий Кесарийский Скачать epub pdf Книга пятая Глава I 1. То, что было создано по воле императора Юстиниана во всей Европе, насколько я мог, я рассказал в предшествующей книге. Теперь мне нужно перейти к оставшимся у меня не рассказанными частям Азии. 2. Уже раньше мной указано, какие укрепления для городов и крепостей, какие другие сооружения воздвигнуты императором на востоке от пределов Мидии вплоть до города Пальмиры, находящейся в Финикии под склонами Ливанских гор. 3. В настоящий момент я приступаю к рассказу также и о том, что сделано по его воле в остальной Азии и Ливии или какие укрепления им сооружены; по дорогам он приказал исправить труднопроходимые и вообще полные опасностей места как там, где они были отвесными, так как шли по горам, поднимающимся вверх, так и там, где вследствие соседства с рекой тонули те, кто на этих дорогах оступался. Одним словом, он исцелял все бедствия городов. Отсюда я и начинаю свой рассказ. 4. Было место перед городом Эфесом на крутой возвышенности; это не был земляной холм, способный приносить плоды, если бы кто попытался его возделывать, но вообще оно было каменистым и сухим. 5. На этом месте в прежние времена местные жители воздвигли храм апостолу Иоанну, называемому богословом. Богословом этот апостол был назван потому, что относительно божества им все изложено лучше, чем это двойственно человеческой природе. 6. Этот храм, маленький и за длительное время много пострадавший, император Юстиниан разрушил до основания и создал новый такой величины и красоты, что, кратко говоря, он был совершенно подобен и во всех отношениях мог соперничать с храмом, который император воздвиг в столице во имя всех апостолов, как я об этом рассказывал в предшествующих книгах (I,4,9). 7. Вот что было создано этим государем в Эфесе. На острове же Тенедосе он создал то, что послужило спасением как для столицы, так и для тех, которые работают на море. Об этом я сейчас расскажу, сделав маленькое введение. Море у Геллеспонта делается очень узким проливом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Святой великомученик Прокопий Кесарийский К 303 году император Диоклетиан издал эдикты о преследовании христиан. Вскоре он отправился в Антиохию, где большинство жителей отвергли язычество и стали поклоняться Христу, единственному истинному Богу и Спасителю. Император совершил жертвоприношение в храме Аполлона Дафнийского, а затем возвратился в город на встречу с городской знатью. Знатная горожанка язычница Феодосия родом из Иерусалима, вдова христианина по имени Христофор, привела к императору своего сына Неания , передала в дар много золота и серебра и попросила правителя взять юношу к себе на службу. Неаний понравился Диоклетиану и вскоре был назначен дуксом Александрии с повелением преследовать городских христиан и казнить тех, кто не подчиняется императорским эдиктам. Неаний отправился в Александрию во главе двух когорт воинов, которыми командовали трибуны Никострат и Антиох. Чтобы укрыться от палящих лучей солнца, они остановились в сирийском городе Апамее, а с наступлением ночи снова двинулись в путь. Они прошли значительную часть пути, как вдруг в небе блеснула яркая молния и раздался голос, вопросивший: «Неаний, куда ты идешь? И против кого ты отправляешься на войну?» Голос предупредил, что если он обрушит преследования на христиан, то поплатится за это жизнью и будет проклят навечно. Повинуясь благим предчувствиям сердца, Неаний в ответ произнес: «Господи!» Тогда в небе появился огромный сияющий крест и стали слышны слова: «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Так блаженный познал во всей глубине тайну спасения, а Спаситель напутствовал его словами: «Видевший Меня, ты станешь сосудом избранным. Этим ты победишь всех врагов своих. Да пребудет с тобой мир Мой». Когда видение рассеялось, Неаний спешно отправился в Скифополь и там заказал одному еврейскому ювелиру изготовить серебряный крест по образу явленного. Как только работа была закончена, на кресте появились три образа с надписями на еврейском языке: вверху – «Еммануил», а по бокам – «Михаил» и «Гавриил» . Неаний благоговейно припал устами ко кресту и нерукотворным образам. Затем он возвратился в Иерусалим.

http://pravoslavie.ru/54956.html

VII. Константинопольский собор 879–880 года, именуемый Софийским и признаваемый иногда на Востоке VIII-м вселенским 1 . – Общие сведения о времени, месте и составе членов его; – некоторые замечания о «актах» этого собора. Первое заседание собора: появление папских легатов на соборе; мысли Захарии митрополита Халкидонского о целях деятельности собора; предъявление легатами даров, присланных Фотию от папы; отсутствие на соборе лиц, нерасположенных призвать его патриархом. – Второе заседание: чтение письма папы Иоанна к императору Василию; мысли Прокопия митр. Кесарийского о главной причине упорства Игнатиан прийти в единение с Фотием; как отвечали члены собора на вопрос легатов: принимают ли они письмо папы к Василию? Чтение письма папы Иоанна к Фотию; вопрос о занятии церковных кафедр теми из Игнатиан, которые, раскаявшись в своем упорстве, воссоединятся с Фотием, а также об Игнатианах, сосланных в ссылку; рассмотрение вопроса: кому должна быть подчинена Болгария в церковном отношении; речи по поводу вопроса легатов: каким образом Фотий снова занял патриаршую кафедру? Речь самого Фотия по тому же поводу; мысли легата Петра о значении папы в деле совершившегося восстановления Фотия: чтение письма патриарха Александрийского к императору; рассуждение о мнимом патриаршем представителе на соборе 869 года – Фоме Тирском, чтение писем патриархов Иерусалимского и Антиохийского к Фотию касательно его восстановления. – Третье заседание: чтение письма папы на имя Восточных епископов; речи Прокония Кесарийского и Захарии Халкидонского по вопросу, затронутому этим письмом, о том: позволительно ли в некоторых случаях возводить лиц мирского звания прямо в епископы? Чтение письма патриарха Иерусалимского к императору; рассуждение о самозванстве патриарших представителей собора 869 года; новая речь Фотия; папская инструкция своим легатам, похвалы легатам со стороны собора. Промежуток между третьим и четвертым заседаниями. Восстановление Фотия на патриаршестве должно было произойти торжественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Том 1 Том 3 Том 4 Том 5 Содержание Предисловие От составителя Часть I. Славяне и народы Восточной Европы Евсевий Кесарийский Филосторгий Евнапий Сардский Сократ Схоластик Приск Панийский Малх Филадельфийский Олимпиодор Фиванский Петр Патрикий Магистр Прокопий Кесарийский Маврикий Феофилакт Симокатта Феофан Исповедник Часть II. Русь и народы Восточной Европы Житие Георгия Амастридского Фотий Никита Давид Пафлагон Константин Багрянородный Воинский трактат Хв Продолжатель Феофана Псевдо-Симеон Малые (краткие) хроники Иоанн Геометр (Кириот) Лев Диакон Иоанн Скилица Михаил Пселл Кекавмен Список Епископий (Notitiae Episcopatum) Иоанн Киннам Никита Хониат Георгий Акрополит Библиография и сокращения Этногеографический указатель Указатель личных имен     Предисловие Ведущиеся в нашей стране в последние 30 лет интенсивные исследования иностранных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны. Академический свод «Древнейшие источники по истории Восточной Европы», призванный дать историкам исчерпывающее собрание иностранных источников, насчитывает пока немногим более двадцати опубликованных в 1977–2005 гг. томов иностранных нарративных источников и карт, что составляет лишь незначительную часть подлежащих изданию текстов. При всем оптимизме трудно назвать срок, к которому основной массив необходимых источников будет опубликован в Своде. Репертуар включенных в Хрестоматию текстов отражает тот их набор, который в идеале должен со временем увидеть свет в выпусках Свода. Настоящая публикация дает возможность всесторонне представить учащимся иностранные источники – хоть и не в максимальном объеме (как в Своде), но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных целей. Отечественное образование не имеет на сегодняшний день репрезентативной подборки иноязычных текстов, рассматриваемых как источник по истории Древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Ю. Виноградов Посвящается светлой памяти Игоря Сергеевича Чичурова (1946–2008) Введение Мы посвятили эту книгу памяти нашего учителя, Игоря Сергеевича Чичурова (1946–2008), которому принадлежит ее замысел. Именно он организовал на историческом факультете МГУ семинар, в рамках которого началась работа по переводу и комментированию основных византийских источников о храме Святой Софии Константинопольской. Идея объединить в одном издании разнородные и разновременные тексты о Святой Софии открывала путь к пониманию некоторых важнейших сторон византийской культуры. Речь идет о памятнике, который можно без преувеличения назвать для нее ключевым. Как воспринимали сами византийцы главный храм своей империи? Чем различались представления о нем современников и последующих поколений, образованных людей и простого народа? Чем отличается наше современное восприятие этого шедевра византийской архитектуры, который прекрасно сохранился и доступен каждому? Воплощение этого замысла оказалось сопряжено со многими трудностями и потребовало долгих лет работы на стыке двух дисциплин – истории архитектуры и истории литературы. Прежде всего было необходимо произвести отбор источников. Мы остановились на пяти важнейших текстах: это описание Святой Софии из трактата «О постройках» Прокопия Кесарийского (до 558 г.); стихотворное «Описание храма Святой Софии» и примыкающее к нему «Описание амвона» Павла Силенциария (562–563 гг.); анонимное «Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией» (IX в.) и «Описание святейшей Великой церкви Божьей» Михаила Солунского (1153–1156 гг.). Эти основные тексты мы дополнили выдержками из исторических сочинений, созданных в VI в. или восходящих к источникам VI в. и относящихся к строительству храма в 532–537 гг. и его перестройке в 558–562 гг. Краткие сведения более поздних источников о дальнейших ремонтах, не изменивших существенно облик храма, мы использовали в примечаниях. Поскольку нас интересовало то, как отразилось в источниках восприятие архитектуры собора, мы не включили в нашу подборку тексты, в которых Святая София фигурирует только как место исторических событий, паломничества, богослужений и церемоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(В крещении Петр), древнерус. строитель и архитектор (кон. XII - нач. XIII в.). Письменные источники сообщают о единственном произведении М.- каменной подпорной стене с вост. стороны Михаило-Архангельского собора киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря . В основе летописных текстов лежат составленные игум. Выдубицкого мон-ря Моисеем Речь (энкомий) по случаю завершения строительства стены и Похвала вел. кн. Киевскому Рюрику (Василию) Ростиславичу. Благодаря этим литературно-ораторским произведениям известны точные даты работ. Стена была заложена Рюриком Ростиславичем в 1199 (6707) г. 10 июля, в день памяти 45 мучеников Никопольских, а 24 сент., в день памяти равноап. первомц. Феклы Иконийской освящена, затем был устроен пир и игум. Моисей произнес торжественную речь стоя на стене («Не на брезе ставше, но на стене твоего создания»). Это строительство рассматривалось монастырскими властями как благодеяние (соборный храм обители находился на обрывистом осыпавшемся берегу Днепра, к-рый стена укрепила) и проявление любви вел. князя к месту, рядом с к-рым располагалось наследное загородное владение его семьи. Помимо риторических приемов и лит. образцов речь игумена интересна его личными впечатлениями и приведенными им отзывами киевлян, наблюдавших за строительством стены. Так, игум. Моисей сравнил князя-строителя с пророками и царями-строителями из ВЗ и христианской истории. Возможно, настоятель монастыря был начитан и в произведениях, описывающих храмоздательство благочестивых государей. Упоминание о том, что монастырская церковь подвешена на золотом волосе, спустившемся с неба, вызывает в памяти сравнение, использованное Прокопием Кесарийским для описания купола Великой ц. в К-поле, возведенной имп. Юстинианом: казалось, что он спущен с неба «на золотом канате». У жителей Киева прочность опорной стены создавала ощущение, что церковь как бы возвращается в обитель, отступая от прибрежного склона. Исследователи считают, что в период от XV до нач. XVII в. стена М. обрушилась вместе с вост. частью собора.

http://pravenc.ru/text/2563218.html

Духовное рождение русского народа РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107180.html 30 июля 2015 Виктор Аксючиц Духовное рождение русского народа Источник:  http://www.pravoslavie.ru/ Православие.ру Крещение Руси в Православие ознаменовало пробуждение русского духа, было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип. Очевидно, некоторые религиозные представления язычников-славян были близки или во всяком случае бытийно не противостояли основным христианским истинам: тенденция единобожия в представлениях о главном боге ( " Они (славяне и анты) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми " , – пишет Прокопий Кесарийский); многочисленные символы падения в грех – грехопадения; прообраз искупительной жертвы и даже воскресения – жертвоприношение божества, которое затем оживало. Крещение Руси исторически продемонстрировало чудо христианского преображения человека и народа православной верой. Язычество культивировало в человеке природные силы и страсти: в жизни добивается успеха и побеждает тот, кто более раскрепостит в себе именно природные стихии. В этом смысле князь Владимир был типичным язычником. Есть сведения, что Владимир по скандинавским и славянским традициям приносил человеческие жертвы, убивая пленников. Захватив перешедший на сторону Киева Полоцк, князь Владимир перебил семью правителя города князя Рогволода. Княжна Рогнеда отказала Владимиру в сватовстве, ибо считала недопустимым для себя выйти замуж за сына наложницы, коим и был Владимир. Ее слова " Не хочу розути робичича " ( " Не хочу разувать раба " – о славянском обычае разувания супруга) сильно унизили Владимира. И он надругался над княжной на глазах родителей, убил ее отца и двух братьев, затем насильно взял ее в жены. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга " подняли его мечами под пазухи " . Беременную жену Ярополка Владимир взял в наложницы.

http://religare.ru/2_107180_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИН [арм.- ], древний город в Армении. Здесь находились резиденции царей из династии Аршакидов (30-е гг. IV в.- 428), марзпана (иран. наместника) Армении (не позднее 481/2-633) и управляющего пров. Эрминиат (Арминия) Арабского халифата (683(?)-IX в.). В IX-XIII вв. Д.- центр Двинского эмирата. С 80-х гг. V по нач. X в. был резиденцией католикоса Армянской Церкви. В VI - нач. XIII в.- один из крупнейших торговых центров Закавказья и Ближ. Востока. Прокопий Кесарийский (VI в.; Procop. Bella. II 24. 6, 7; 25. 1-5) и ряд араб. географов и историографов (IX-X вв.) отмечают многолюдность города и окружающих его селений, плодородность земли, развитость ремесел и важность Д. для международной транзитной торговли. Излагая события 2-й пол. IX в., когда город был под властью арабов, католикос Ованнес V Драсханакертци (898-928) называет Д. городом-матерью ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 272, 273, 320, 321, 332, 333). План центрального квартала Двина План центрального квартала Двина Д. основан в 30-х гг. IV в. в гаваре Востан пров. Айрарат Вел. Армении. По Фавсту Бузанду ( Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: А. Малхасян. Ереван, 1987. С. 32-33 (на арм. яз.)), Д.- название холма, на к-ром был основан город, согласно Мовсесу Хоренаци ( Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ. и коммент.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 152), название города по-персидски означает «холм», что принято совр. наукой (В. М. Варданян; см. в кн.: Товма Арцруни. 1985. Примеч. С. 127). Сведения о строительной деятельности в Д. (с момента основания новой царской резиденции до нач. VIII в.) содержатся в источниках, датируемых не ранее 2-й пол. V в. Сын Трдата III Аршакуни царь Хосров II Котак (ок. 330-338) велел высадить там 2 дубовых леса, вблизи одного возвел царский дворец. В сер. V в. в Д. существовал зороастрийский храм, но горожане, восставшие в 476 г. против персов, разрушили его и возвели на его месте собор св.

http://pravenc.ru/text/171488.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010