107 Филарет (Захарович) , иером. Разбор ответов на вопросы, поданные в старообрядческий «Духовный совет» несколькими бывшими членами Белокриницкой иерархии пред их присоединением к Православной Церкви. М., б. г. С. 200209. 108 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 37 об. 110 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 6. 111 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 7. 112 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Λ. 11. 115 Сборник протоколов Общества любителей духовного просвещения. СанктПетербургский отдел. Первый год. 18721873. СПб., 1873. С. 288. 121 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 33 об. 127 Пастырское воззвание епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, в богоспасаемом граде Казани собравшихся, бывшым о Господе чадом Греко-Российския Церкве, а ныне вне единения с оною пребывающым, глаголемым старообрядцем//Деяния епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, собиравшихся в богоспасаемом граде Казани в месяце иулии 1885 года. СПб., 1886. С. 4. 128 Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. СПб., 1883. Т. 12. С. 592596. 129 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. Л. 33 об.34. 130 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 15. 131 Книга соборных деянии 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 166 годов. М., 1881. Л. 15. 132 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. T. 3. С. 34. 133 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

М., 1959. 9. С. 72–74. 18 . Иванов А. Новое критическое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 3. С. 49–58; 4. С. 49–58; 5. С. 43–52. 19 . Иванов А. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея (Лондон. Издание Британского и Иностранного Библейского общества. 1953)//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 4. С. 45–55; 5. С. 38–47. 20 . Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 8. С. 79–80. 21 . Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний//Богословские труды. М., 1960. 1. С. 54–83. 22 . Иванов Н. К четырехсотлетию русского печатного «Апостола»//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 4. С. 69–75. 23 . Иванов Н. Любимый ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Иоанн Богослов//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 9. С. 66–73. 24 . Иванов Н. Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель (память усекновения его главы 29 августа/11 сентября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 38–43. 25 . Иванов Н. Святой евангелист Лука (память 18/31 октября)//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 10. С. 33–41. 26 . Карпук Д. А. «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования//Христианское чтение. СПб, 2016. С. 110–156. 27 . Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1975. 1. С. 31–32. 28 . Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско–украинско–русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции. М.: Индрик, 1999. 312 с. 29 . Максимова И. Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 30 . Марковский И. С. Елеонская, или Масличная, гора и Гефсиманский сад//Журнал Московской Патриархии. М., 1958. 4. С. 50–53. 31 . Мень А, диак.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

8 . В-ский П. Смысл и композиция шестопсалмия//ЖМП. М., 1968. 10. С. 62–64. 9 . Гиляшев И., свящ. Христианская любовь по писаниям св. апостола Иоанна Богослова//ЖМП. М., 1965. 5. С. 74–77. 10 . Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Марка)//БТ. М., 1976. 16. С. 5–32; 1977. 17. С. 3–84. 11 . Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки)//БТ. М., 1980. 21. С. 170–180. 12 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Актуальные вопросы в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 6. С. 108–122. 13 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 4. С. 225–237. 14 . Добыкин Д. Г. , Тарнакин Н. А. Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг.//Христианское чтение. СПб, 2017. 5. С. 61–73. 15 . Иванов М. С. Библейская стилистическая симметрия//ЖМП. М., 1981. 7. С. 69–72. 16 . Иванов М. С. Доцент Николай Николаевич Ричко [некролог]//ЖМП. М., 1972. 7. С. 30–32. 17 . Иванов М. С. Особенности библейской терминологии//ЖМП. М., 1975. 10. С. 72–78. 18 . Иванов М. С. Псалтирь – Книга молитвы//ЖМП. М., 1979. 9. С. 73–77. 19 . Иванов М. С. Язык Библии //ЖМП. М., 1975. 8. С. 75–80. 20 . ИВАНОВ Михаил Степанович//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/200487.html (дата обращения: 25.12.2017). 21 . Иванов Н. Крещение крестное//ЖМП. М., 1967. 2. С. 71–76. 22 . К. Л. Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии//ЖМП. М., 1974. 1. С. 77–79. 23 . К. Л. Профессор И. Е. Евсеев (к 50-летию со дня кончины)//ЖМП. М., 1971. 12. С. 64–67. 24 . Кирилл (Гундяев), архиеп. К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Священного Писания //ЖМП. М., 1981. 3. С. 49–54. 25 . Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси//Санкт-Петербургская Духовная Академия. URL: обращения: 20.12.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Николая, вместо соборного деревянного храма Св. Николая. В 1725 г. храм Успения Пресвятой Богородицы по причине его ветхости был разобран, а вместо него был возобновлен и освящен бывший собор Николая Чудотворца в честь Успения Пресвятой Богородицы. 382 По дозорным книгам 122 (1614) г. «дозора осадного головы Ивана Есупова, в Рузе состояло тяглых посадских – людей 29, а именно: в слободе Карцевой, на Ивановской горе шесть дворов, а в них живет шесть человек: Фролка Иванов, Иван Саврасов, Иван Ильин , Влас Мокеев; в слободе Шиколовской два двора, а в них два человека: Василий Ермолин и Микитка Сашилин; в Зарецком берегу, на реке Рузе десять дворов, а в них десять человек: Федор Васильев Тихонов, Филипп Федоров Писков, Василий Шестаков, Истома Ильин, Лукьян Хромцов, Петр Ондреев, Богдан Чибесов, Михайло Шестаков, Иван Давыдов, Иван Васильев Паршин: за городом: в слободе Баклашинской – два двора, а в них два человека: Трофим Дмитриев Маслеников и Максим Ондреев; в слободе Ореховской – четыре двора, а в них четыре человека: Иван Васильев, Ермак Смирнов, Илья Смирнов, Сергей Никулин; в слободе Кизиловской – Юдин двор, а в нем живет Варлам Григорьев Воронин; в слободе Спаса на Кучках – три двора, а в них три человека: Захарей Глазунов, Онофрей Григорьев Тучннк, Фомка Иванов Брюшков; в слободе Деминой (Демениной) – три двора, а в них три человека: Савелей Ермаков, Родион Иванов Лущихин, Микифор Тимофеев Бачин». 383 Само собою разумеется, что число дворов было не 29, а гораздо более. Дозорные книги не упоминают о дворах детей боярских, дворян, помещиков, вотчинников, попов с причетники, разных приказных людей, купцов и других разночинцев. В списках дворян и детей боярских, пробывших на государеву службу 7136 (1628) г. на Кропивну упоминаются под Рузой: Воин Первово сын Носов, Обросим Семенов Козлов, Максим Никитин Бартенев, Клементей Иванов Хренев, Микифор Владимиров Невежин, Захарей Минина. Левашов, Осин Степанов Бартенев, Безсон Микитиш Левашов, Иван Иванов Хренев, Сава Иванов Чулков, Елизарей Иванов Хренев; прибывшие после 2-го осмотра: Максим Никитин Бартенев, Осип Степанов Завалишин, Климда Ели- зарей Иванов, Дем Хренев, Михайло Елизарьев Данилов, Наум Федоров Станиславам. 384 В тех же спискам дворян и детей боярских 138 (1630) г. под Рузой упоминаются: Девятой Яковлев Бражников, Василей Елизарьев Данилов. 385

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 марта. 85 С. 1 : На память об Урале. 12 марта/Свиньин. ((Ф)); С. 2 : Москва, 26 марта: (О необходимости особого наказания за цареубийство)/(Г.-П.); Похороны Н. Г. Рубинштейна (с публ. надгробного стихотв. Ф. С. Гурина, ученика консерватории)/Д. М. (Д. А. Мансфельд); С. 3 : С Уральской Горно-Заводской железной дороги. 3 марта: Путевые впечатления/Л…ъ Б…г; Из Эривани. 11 марта: Весть о кончине Государя. Убийства. Арест секретаря суда. (ВИ); Французская и швейцарская печать о праве убежища. (ИИ); С. 34 : Насекомые и животные как преступники перед уголовным судом. Ряд покушений на жизнь монархов. Аппетит в XV веке. 10 000 долларов за красивое лицо. (РИ). 28 марта. 86 С. 1 : Катастрофа в Тушине/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 27 марта: (О скандале в Англии: два члена правительства финансировали радикальную газету)/(Г.-П.); Суд над цареубийцами/Русский гражданин; С. 23 : Письма из деревни. III. (Внизу: «8 марта 1881 г.»)/П. Б.; С. 34 : Пожар театра в Ницце; А. С. Пушкин о графе (Д. И.) Хвостове. (РИ). 29 марта. 87 С. 1 5 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич. Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»); С. 5 : Предложение реформы. Предстоящий путь к вопросу о передаче Кульджинского края китайцам. По вероисповедному вопросу. (ПП). 30 марта. 88 С. 12 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич: Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 29 марта: (Нигилизм – нравственное перерождение общества; о профессионалах «революц. дела» и женщинах-нигилистках)/(Г.-П.); С. 23 : Суд над цареубийцами: (Из петерб. и моск. газет); С. 3 : Наш грех/В. И. Полтавцев; Письма из деревни. IV/П. Б.; Церковная проповедь и условия ее успеха: (Из газ. «ЦОВ»). (ПП). 31 марта. 89 С. 12 : Дело о совершенном 1 марта 1881 года злодеянии, жертвою коего пал в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич. Заседание 26 марта 1881 года: (Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 марта: (О похоронах Н. Г. Рубинштейна за счет города; нелицепр. характеристика покойного)/(Г.-П.); С. 23 : Предполагаемое открытие нового православного миссионерского стана в Японии/Архимандрит Анатолий; С. 3 : Забытые памятники русской старины (при церкви Свт. Николая в Столпах); Письма из деревни. V/Б. Б. (надо: П. Б.); Московская судебная палата: Два дела о вооруженном сопротивлении властям/Д. М. (Д. А. Мансфельд). (СЛ); Еще об условиях успеха церковной проповеди: (Из газ. «ЦОВ»). (ПП).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

до 4 мая 1881 г.). 256 Государыня – императрица Мария Александровна (27.07.1824–22.05.1880), супруга императора Александра II, мать великих князей Сергия и Павла Александровичей (о них см. ниже). Покровительница архимандрита Антонина и всей Русской Палестины. В 1862 г. на ее средства была построена Русская больница в Иерусалиме. С 1858 г. и до самой смерти финансировала первую русскую школу, созданную Е. Ф. Бодровой в Иерусалиме и переведенную о. Антонином в 1866 г. в Бет-Джалу. Мемориалом императрицы стал храм св. Марии Магдалины в Гефсимании (освящен 1.10.1888). Ее имя носит также Мариинское женское подворье в Иерусалиме. 257 Никодим († 1910) – архимандрит, настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г. архиепископ Фаворский (посвящен в сан в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге), Патриарх Иерусалимский (1883–1890). После низложения с престола (30.07.1890) жил на русскую пенсию на Патриаршем подворье, в монастыре св. Георгия Кримнос (о. Халки в Мраморном море, близ Константинополя). Другое обозначение в дневнике: «Жидовский князь». 258 Алексей Александрович (02.01.1850–01.11.1908) – великий князь, брат Александра III. Член Гос. совета (1881), Главный начальник флота и Морского ведомства (1881), генерал-адмирал (1883). Проявлял интерес к русскому делу на Православном Востоке, совершил паломничество на Афон в июле 1867 г. (см.: Двухдневное пребывание на святой горе Афонской вел. кн. Алексея Александровича//Херсонские епархиальные ведомости. 20. 1867. С. 57–80. Отд.: СПб., 1868. 28 с.). 259 Константин Николаевич (09.09.1827–13.01.1892) – великий князь, сын императора Николая I, брат Александра II. Выдающийся государственный и общественный деятель. Генерал-адмирал, главноуправляющий флотом и Морским ведомством (1853–1881). Председатель Государственного Совета (1865–1881). Убежденный сторонник и активный участник реформ, в т. ч. освобождения крестьян. Первый августейший паломник в Святой Земле вместе с супругой великой княгиней Александрой Иосифовной и сыном Николаем в мае 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

445 Содержание этой книжки также было выбрано из Четьей-Минеи и службы святителю Николаю. Уже при первом выходе ее в свет менее, нежели в год, разошлось ее 2400 экземпляров. См. о сем в Русск. Архиве 1881, II, 111 и дал. И после предлагал граф подробное же содержание для книг, издаваемых в назидание народу, о чем см. в Собрании мнений и отзывов Филарета, митроп. Моск., издан под ред. архиеписк. Саввы, т. III, стр. 142 и 143. СПб., 1885. 446 В окончательной редакции этого труда, цензура которого принадлежала Ф.А. Голубинскому, принимал участие сам митрополит Филарет, о чем см. Русск. Архив 1881, II, 123 и Собрание мнений и отзыв. м. Филар. III, 93. Эта книжка графа имела также несколько изданий, о чем см. в Русск. Архив 1881, II, 123. Напр., 2-е издание ее вышло в 1847г. 447 О графине Н.А. Зубовой у графа см. еще в Русск. Арх. 1881, II, 118 и дал.и в Хранилище памяти I, 26 и дал. М. 1891. 448 Извлечение из этой книги см. в Ярославских Епарх. Ведомостях за 1860 год, в отделе местном, стр. 11–15 (о Ростовском Успенском соборе). 3-е издание той же книги и вышло в 1866г. 449 Подробности о сем см. в «Воспоминаниях» самого графа в Русск. Архиве 1881, III, 137 и дал. Сн. 134. Отношение же труда о святынях и древностях Новгорода к двум упомянутым подобным же трудам о Ростове и Пскове определяется одним уже тем, что, по намерению самого автора, вся эта трилогия составляет три части одного исследования под общим заглавием: «Русские святыни и древности». 450 Подробнее см. о сем в Рус. Архиве 1881, III, 144–145. Статья удостоилась внимания Августейших Родителей почившего Цесаревича и была перепечатана во многих русских и иностранных повременных изданиях. 451 Об одном из таких случаев участия см., напр., в воспоминаниях самого графа в Русск. Архиве 1881, III, 145–146. Реферат графа в этом съезде касался Сергиевой Лавры и ее древностей. 454 Т.е. исторического и археологического, каковы, напр., еще: 1) «Иеросхимонах Иисус, основатель Распятского скита» (Душепол. Чтен, 1866, III); 2) «Иларион, митрополит Суздальский» (там же, 1867, I); 3) «Василий Степанович Своеземцев, в иночестве преподобный Варлаам Важский» (там же, 1868, III); 4) «Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и праведная помещица 16 века» (там же, 1869, I); 5) «Бывший Сергиевский монастырь и пещера старцев в г. Ливнах» (там же, 1874, I); 6) «Иоасаф I, архиепископ Ростовский» (там же, 1876, I); 7) «Царица-инокиня Дарья» (там же, 1888, I); 8) «Чудеса св. Димитрия Ростовского » (там же, 1889, I); 9) «Спасо-обыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде» (там же, т. III); 10) «Преподобномученик Афанасий Брестский» (там же); 11) «Иконы Софии – Премудрости Божией» (там же, 1890, I); 12) «воспоминания русского паломника» (там же, 1891, III и 1892, III) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

722 Очевидно, речь идет о предполагавшихся перемещениях в иерархии Иерусалимской Церкви. Кирилла, архиепископа Севастийского, Патриарх хотел сделать «святым Петром» (митрополитом Петры Аравийской), митрополита Вифлеемского Анфима – назначить митрополитом Птолемаидским (в Акру), а Агапия Птолемаидского – опять Вифлеемским. Все перестановки планировались ради того, чтобы посвятить в архиереи архимандрита Никодима, будущего Патриарха, находившегося в то время в России. Комбинация не состоялась. Вопреки желанию и планам Патриарха Иерофея, члены Иерусалимского Синода отказались поддержать эту идею, опасаясь конкуренции. Архимандрит Никодим будет, по просьбе иерусалимского священноначалия, посвящен в архиепископа Фаворского в Петербурге (во избежание его появления в Палестине). 731 Степанов Михаил Петрович (10.02.1853–12.12.1917) – полковник, позже генерал, состоявший с 1878 г. при великом князе Сергии Александровиче. Окончил Пажеский корпус, Академию Генерального Штаба (1877). Полковник (1880), генерал-майор (1891), генерал-лейтенант (1900), генерал от кавалерии (1910). Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. С 29 апреля 1878 г. М. П. Степанов состоит при особе Великого Князя Сергия Александровича (в том числе, с мая 1889 г. по апрель 1891 г. – адъютант Великого Князя). Сопровождал Сергия Александровича в обеих его поездках в Святую Землю (1881, 1888). Один из создателей Императорского Православного Палестинского Общества (1882), его Секретарь (1882–1889) и помощник Председателя (1889–1917). 733 Матушка Леонида – монахиня Лебединского Николаевского монастыря (Киевской губернии). Одна из первопоселенок и организатор монастырского устройства в Горней. 734 Речь идет о Евфимии Апостолиди, петербургском гимназисте. «Дворником, умершим от пьянства», называет его отца, Клеопу, автор пасквиля «Пейс-паша». Чиновник V класса именовался «Ваше Высокородие». Офицеры, соответствующие этому классу, получали дворянство. 735 Имеется в виду отставка министра внутренних дел Лорис-Меликова (заменен Н. П. Игнатьевым 4 мая 1881 г.). Процесс увольнения Александром III прежних, «либеральных» министров растянулся на несколько месяцев. Так, министр финансов А. Г. Абаза был уволен 6 мая 1881 г., военный министр Д. А. Милютин – 22 мая 1881 г., Председатель Госсовета великий князь Константин Николаевич – 13 июля 1881 г., министр двора А. В. Адлерберг – 17 августа 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

7. С. 289-311; 8. 352-382; Т. 3. 9. С. 34-75; Очерки древнего христ. искусства по памятникам подземного Рима//ПС. 1879. Т. 1. 1. С. 64-82; 2. C. 150-184; Т. 2. 6. С. 192-222; Т. 3. 11. С. 299-316; 12. 394-439; Расположение и убранство древнехрист. храмов//Там же. Т. 1. 1. С. 35-63; Т. 2. 5. С. 3-60; 1880. Т. 1. 3. С. 215-238; 4. C. 367-393; О происхождении христ. храма: (По поводу вновь явившихся исследований)//ПС. 1880. Т. 2. 8. С. 419-474; Т. 3. 9. С. 48-97; 11. C. 293-337; (отд. отт.: Каз., 1880); Барельефы древнехрист. саркофагов и их литург. значение//ПС. 1881. Т. 2. 5. С. 47-71; Очерки из истории христ. храма. Каз., 1881. Вып. 1: Архитектура и внутреннее расположение христ. храмов до Юстиниана; Описание рукописей Соловецкого мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. Каз., 1881. Ч. 1; 1885. Ч. 2; 1898. Ч. 3 (совм. с И. Я. Порфирьевым, А. В. Вадковским); Рец. на кн. проф. И. С. Бердникова «Государственное положение религии в Римском государстве»//Протоколы заседаний Совета КазДА за 1881 г. Каз., 1881. С. 120-133; Отчет об ученых занятиях за границей в Риме в течение 1-го полугодия 1881/2 г.//Там же за 1882 г. Каз., 1882. С. 64-87 (отд. отт.: Каз., 1882); То же за 2-е полугодие 1881/2 г.//Там же. С. 270-293 (отд. отт.: Каз., 1883); Древнехрист. усыпальницы в Риме и значение сделанных в них открытий для богосл. науки//ПС. 1883. Т. 3. 11. C. 231-270 (отд. отт.: Каз., 1883); Объяснение Литургии, сост. Феодором, еп. Андидским: (Памятник визант. духовной лит-ры XII в.)//Там же. 1884. 4. С. 370-415 (отд. отт.: Каз., 1884); Памятник древнерус. письменности, относящийся к истории нашего богослужения в XVI в.//Там же. Т. 1. 1. С. 93-108 (отд. отт.: Каз., 1884); Рец. на дис. А. А. Дмитриевского «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.»//Протоколы заседаний Совета КазДА за 1883 г. Каз., 1884. С. 334-338; К истории «Православного собеседника»: По поводу 30-летия журнала//ПС. 1885. Т. 3. 12. С. 459-507 (отд. изд.: Краткая история журнала «Православный собеседник» за 30 лет его существования (1855-1884).

http://pravenc.ru/text/2458953.html

В то же время, по убеждению Достоевского, «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» (14, 53). Оба писателя были глубоко уверены в том, что основой нравственного преобразования человека и общества должно явиться христианское самосовершенствование личности как путь к «торжеству любви, правды и мира » . Совершенствование, считал Лесков, – первостепенная цель бытия на земле – для должного приуготовления себя к жизни вечной: «существование наше всё-таки не случайность, а школа, воспитательный период, никак не более, и затем состояние, какого “не видел глаз и не слышало ухо”» (X, 439). Писатель цитирует здесь духовное откровение апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Великих русских художников слова сроднило стремление к истине, явленной Христом и сохранённой православной верой. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 1. – С. 401. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 1. – С. 403. Лесков Н.С. Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви)//Новости и Биржевая газета. – 1883. – 1, 3. – 1, 3 апреля. Богаевская К.П. Н.С. Лесков о Достоевском: 1880-е годы//Литературное наследство. – Т. 86. Ф.М. Достоевский. – Новые материалы и исследования. – М., 1973. – С. 606. Виноградов В.В. Достоевский и Лесков в 70-е годы XIX века//Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961. – С. 487. Лесков Н.С. Первенец богемы в России//Исторический вестник. – 1888. – Т. XXXII. – 6. – С. 534. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. – С. 380. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русь. – 1881. – 16 – 21, 24, 25; Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. Лесков Н.С. Обнищеванцы//Русская рознь: Очерки и рассказы (1880–1881). – СПб., 1881. – С. 380.

http://bogoslov.ru/article/5150801

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010