Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Летяев (Литяев) Прокопий Иванович; 7.07.1881, г. Бийск Томской губ.- 14.12.1937, Сибирский ИТЛ), архиеп. Харьковский. Из семьи мещанина. Окончил Иркутскую ДС по 1-му разряду. В 1905 г. поступил на казенный счет в КазДА. Во время учебы 29 нояб. 1907 г. принял монашество с именем Иннокентий, 17 февр. 1908 г. рукоположен во диакона, 19 апр. 1909 г.- во иерея. В 1909 г. окончил академию кандидатом богословия за соч. «Опыт калмыцко-русского богословского словаря (По трудам А. М. Поздеева «Новый Завет» на калмыцком языке)». Преподаватель в Иркутской церковно-учительской семинарии (1909), смотритель Иркутского ДУ (1911). 23 авг. 1913 г. назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией. Возведен в сан архимандрита, стал настоятелем иркутского Князь-Владимирского муж. мон-ря. 6 марта 1914 г. назначен заведующим Александро-Николаевской церковно-учительской школой Полтавской епархии. Был настоятелем храма во имя прп. Самсона на поле Полтавской битвы. 10 апр. 1918 г. уволен от должности и назначен в распоряжение Тульского епархиального архиерея. 20 сент. 1921 г. хиротонисан во епископа Клинского, назначен викарием Московской епархии. 18 мая 1922 г. находившийся под домашним арестом Патриарх св. Тихон поручил И. управление Московской епархией, И. не смог исполнить это поручение, т. к. находился вне Москвы. Вскоре признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был назначен на Екатеринославскую кафедру, но остался в г. Клину. В авг. 1922 г. вместе с клинским уездным духовенством выступил против «Живой церкви» , поддержав др. обновленческую группировку - организованный еп. Антонином (Грановским) «Союз церковного возрождения» . В июне 1923 г. принес покаяние и вернулся в правосл. Церковь. 15 окт. того же года назначен епископом Ставропольским и Кавказским, управлял одновременно Екатеринодарской и Кубанской епархией. 2 сент. 1924 г. назначен временно управляющим Полоцкой и Витебской епархией. Прибыл в Витебск и сумел за короткое время вернуть в Патриаршую Церковь из обновленчества все городские приходы, кроме кафедрального собора. С нояб. 1924 г. проживал в Москве. Принял участие в Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апр. 1925 г. , подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . В том же году был арестован, находился 7 месяцев в Бутырской тюрьме.

http://pravenc.ru/text/468733.html

Попов Александр Иванович , протоиерей Попов Хрисанф Михайлович Поспелов Григорий Иванович (1877 – расстрелян 1921), священник Поспелов Михаил Иванович (1878–1943), протоиерей Посунько Николай Васильевич (1884 – расстрелян 1938), протоиерей Преображенский Александр Иванович (около 1861–1919), протоиерей Преображенский Георгий Васильевич (1874-?), протоиерей Приселков Михаил Дмитриевич (1881–1941), профессор Проворов Михаил Вассианович, благотворитель Прокопий, св. (Титов Петр Семенович; 1877– расстрелян 1937), архиепископ-священномученик Простосердов Андрей Иванович (1884-?), священник Прохоров Григорий Васильевич, профессор Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870–1920) Р Радек Карл Бернгардович (1885 – убит 1939) Раев Николай Павлович, обер-прокурор Святейшего Синода в 1916–1917 Раевский Павел Васильевич (1877–1940), протоиерей; уклонился в обновленчество Разумихин Иоанн Георгиевич (1866 – расстрелян 1931), протоиерей Раменский Семен Григорьевич, благотворитель Решетников Андрей († 1903), семинарист Рогович Алексей Петрович (1858–1935) – товарищ обер-прокурора Св. Синода в 1906–1911 Родзянко Михаил Владимирович (1859–1924) Рождественский Александр Васильевич (1872–1905), священник Розанов Николай Иванович (1831–1911), протоиерей Розов Константин Васильевич (1874–1923), архидиакон Романовский Пантелеймон Александрович, протоиерей Романский Павел Васильевич, протоиерей Роцкан Петр Эдуардович (1894 – не ранее 1935). Рудинский Николай Семенович (1871-?), протоиерей Рукин Николай Иванович , протоиерей (1869-?) Румянцев Владимир Александрович (1877–1947), протоиерей Рыков Алексей Иванович (1881– расстрелян 1938) С Саблер [с 1915 – Десятовский] Владимир Карлович (1845–1929) – в 1892– 1905 товарищ обер-прокурора, в 1911–1915– обер-прокурор Святейшего Синода Сагарда Александр Иванович (1883–1950), профессор Садов Александр Иванович (1850–1930), профессор Самсонов Тимофей П. (1888–1955/1956) Сапронов Тимофей Владимирович (1887 – расстрелян 1937) Сапунов Сергий Васильевич (1886–1951), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дальнейшая судьба неизвестна». Так сказано в материалах следственного архивного дела. Действительно, никто никогда не узнает, как он провел следующие 17 лет без документов и имущества. Второй раз о. Прокопий был арестован 7 октября 1937 года в Москве на трамвайной остановке перед храмом Святителя Николая в Кузнецах. При нем была большая сумма денег, но не было паспорта. На этот раз он скрыл от следствия свое происхождение, образование и первую судимость. Свидетель, священник Уваров П.С., называет о. Прокопия " архимандритом " и говорит, что он пользовался среди верующих большим авторитетом и собирал значительное подаяние. Архимандритом он числится и в Бутовском синодике среди " пострадавших за веру " . На допросе о. Прокопий сказал, что занимается бродяжничеством и нищенством. Был обвинен в распространении слухов о том, что " якобы советская власть устраивает гонения на религию и духовенство, безвинно осуждает и высылает их в отдаленные места СССР, где их подвергают пыткам и мучениям, о войне и тяжелом материальном положении трудящихся в СССР " . (Как мы хорошо знаем, все это — злокозненная неправда и ложь, — А.Г.) Обвинение: " систематическая контрреволюционная агитация " по статье ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор: высшая мера наказания — расстрел. Расстрелян 21 октября 1937 года на Бутовском полигоне. Реабилитирован 17 июля 1989 года. Дела по Дмитрию Ивановичу Соснину — 20687 и П-75274. Павел Соснин, 1881-1932. Павел выучился, можно сказать, «на медные деньги», — закончил Ростовское духовное училище, Ярославскую семинарию — по первому разряду, после которой безуспешно искал научную или музейную работу в Ростове. 1901 году был назначен учителем в Берлюковскую церковно-приходскую школу Ярославского уезда. Не ранее 1904 года переехал в Москву и до 1906 года работал учителем в Высоко-Петровской церковно-приходской школе. В 1906 году Павел получает священническое место в Богородске. Уже будучи священником, заканчивает дополнительно Высшие педагогические курсы и Миссионерские курсы в Москве, — это происходит приблизительно в 1914 году.

http://pravoslavie.ru/114296.html

будет помещен в монастырь не как арестованный, а как монах… Одно только ограничение поставлено бывшему митрополиту казанскому – невозможность возврата в Казань»; «Следственной частью установлено, что митрополит Кирилл вел весьма тонкую, хитрую и умную противосоветскую политику, опираясь на существующие декреты и разъяснения… Кирилл совершал политические проступки деликатно» (Известия ТЦИК. 1922. 23 августа. С. 2). Порфирий Дмитриевич Черкасов (1872/73 г. р.), с 1896 г. священник Вознесенской церкви Царевококшайска, законоучитель; в 1922–1923 гг. священник в городе Лаишеве, протоиерей, обновленец. Павел Петрович Пономарев, профессор Казанской духовной академии. Василий Петрович Ивановский (1881 г. р.), в марте 1922 г. благочинный 2-го округа церквей Казани, в 1922–1923 гг. член Казанского епархиального управления, помощник епископа Иоасафа (Удалова), протоиерей Петропавловской церкви. Арестовывался в 1928 и 1938 гг. Константин Федорович Катешев (Катешов) (1874 – начало 1950-х гг.), протоиерей, благочинный 1-го Свияжского округа(?), уполномоченный Казанского епархиального управления по Свияжскому кантону, обновленец (март-май 1923 г.). На 14 февраля 1934 г. – второй священник Макариевской церкви.. В источнике далее зачеркнуто: Чанцева. Иоанникий (Дьячков; 1858–1923 гг.), обновленческий «епископ» Калужский. Иоанникий (Чанцев; 1858–1933 гг.), обновленческий «епископ» Бронницкий. В 1924 г. принес покаяние. Впоследствии епископ Акмолинский и епископ Кунгурский. Так в источнике. Дмитрий Зенонович (Зиновьевич) Прокопович (1890 г. р.), священник, благочинный Казани, сексот и «штатный свидетель» НКВД ТАССР. Александр Васильевич Лебедев (1888–1937 гг.), настоятель Богородичной церкви Казанского Богородичного женского монастыря, последний редактор «Известий по Казанской епархии». Уклонялся в обновленчество, в 1921 г. арестован. Повторно арестован в 14 апреля 1937 г. Расстрелян. Александр Петрович Касторский (1885–1938 гг.), протоиерей, профессор Казанской духовной академии. В 1921 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Михаил Александрович Евдокимов (1888–1954 гг.), священник Петропавловского собора, снят с регистрации 13 ноября 1938 г. в связи со снятием сана по собственному заявлению, штатный свидетель НКВД. Аркадий Владимирович Преображенский (1874 г. р.), священник Петропавловского собора, с 28 ноября 1938 г. настоятель; ушел «по болезни» 29 марта 1939 г. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 201. Л. 2–3. Машинописный подлинник с ручной правкой. Тихвинская, Варлаамовская и Троицкая церкви действовали на территории Сталинского района, Макарьевская и Смоленская – в Пролетарском (Кировском) районе. Дмитрий Зенонович (Зиновьевич) Прокопович (1890 г. р.), митрофорный протоиерей, настоятель Петропавловского собора, благочинный церквей Казани Казанской епархии Русской Православной Церкви, сексот ОГПУ–НКВД. Владимир Викторович Аронов (1888 г. р.), протоиерей, настоятель ряда казанских церквей, бывший благочинный. Арестован 10 января 1938 г., осужден на восемь лет лишения свободы. Сексот ОГПУ–НКВД. Афанасий (Малинин; 1884–1939 гг.), архиепископ, управляющий Казанской епархией Русской Православной Церкви до 1933 г. Серафим (Александров; 1867–1937 гг.), митрополит, управляющий Казанской епархией Русской Православной Церкви в 1933–1936 гг. Ириней (Шульмин; 1893–1938 гг.), викарный епископ Казанской епархии Русской Православной Церкви в 1929–1934 гг. Василий Петрович Ивановский (1881 г. р.), протоиерей, настоятель Тихвинской церкви Русской Православной Церкви в 1933–1935 гг. Сексот ОГПУ–НКВД. 10 января 1938 г. арестован, осужден на восемь лет лишения свободы. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 201. Л. 8. Машинопись с ручной правкой. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 201. Л. 18–18 об. Машинописная заверенная копия. Так в документе. ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 201. Л. 24. Рукопись, подписи – автографы. Там же. Л. 92–93. Рукопись, орфография подлинника сохранена, подписи – автографы. Резолюция:«Отказать. К делу. 7/XI-37, К. Мустафин». ГА РТ. Ф. Р-732. Оп. 6. Д. 201. Л. 37. Рукопись, подпись – автограф. Александр Андреевич Пономарев, священник-обновленец, с 1935 г. диакон Тихвинской церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

Кормчая женского монашества Закарпатья Об игумении Параскеве (Прокоп) В Закарпатье издавна действовало немало православных монастырей. Согласно историческим источникам, все они были мужскими. Основательницей женского православного монашества следует считать игумению Параскеву (Прокоп), в схиме Нину. Игумения Параскева (в миру Юлиания Ивановна Прокоп) родилась 30 апреля 1896 года в селе Иза Хустского округа в Австро-Венгрии (ныне Хустский район Закарпатской области Украины). Ее отец, Иван Хвуст, рано умер. Мать девочки, Марфа Щербан, оставшись с двумя детьми, вышла замуж за Ивана Прокопа. Когда Юлиании исполнилось полгода, мать умерла. Чтобы воспитать дочь, отец вступил во второй брак с Марфой Курта, жительницей соседнего села. Во втором браке родилось четверо детей, две дочери вышли замуж, а младшая, Валентина, ушла в монастырь. Детство Юлиании проходило в то время, когда жители села Иза открыто заявили о своем выходе из унии. Венгерское правительство жестоко преследовало православных, организуя против них судебные процессы . Крестьяне тайно собирались, читали церковные книги, молились. Один из таких молитвенных домов был у дяди Юлиании Максима Прокопа . Инок Алексий (Дехтерев) – впоследствии архиепископ Виленский и Литовский– так описывал детство будущей подвижницы: «У него была племянница, восьмилетняя Иулиания Прокоп, очень серьезная и развитая не по летам. В эти свои младенческие годы она уже чуждалась игр, все более уединяясь и раздумывая над суетностью человеческой жизни. Решительно все замечали особенность этого ребенка, не знавшего общего всему детству веселья. Однако нельзя было сказать, чтобы Иулиания была замкнута, угрюма, неприветлива и несловоохотлива. Наоборот, она была резва и ласкова, любила общество, труд и беседу; она уединялась только от игр и пустой болтовни, от пересудов и злословия, от всего грубого и легкомысленного» . Однажды она спросила своего дядю: – Можно ли жить так, чтобы никогда не выходить замуж? И дядя ответил восьмилетней девочке: – Конечно, можно. Так жили великомученицы Екатерина, Варвара и Параскева…

http://pravoslavie.ru/55831.html

Брюллов Κ. Π. (1799–1852). Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821 г. Угрюмов Г.И. (1764–1823). Агарь в пустыне. 1785 г. Репин M.E. (1844–1930) Избиение первенцев египетских. Репин И.Е. Иов и его друзья. 1869 г. Макаров E.Κ. (1842–1884) Иов и его друзья. 1869 г. (Российская Академия художеств) Крамской И.Н. (1837–1887) Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861 г. Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А. А. (1806–1858) Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины “Явление Христа народу”. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857 гг. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию. 1827 г. Иванов A.A. Явление Христа Марии Магдалине. 1834 г. (Государственный Русский музей) Иванов А.А. Илия возвращает воскрешенного сына матери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Призвание Давида на царство. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Благовещение. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Посещение Марией Елизаветы. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Христос и Никодим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Проповедь Христа в храме. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Искушение Христа на крыле храма. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Фигура Христа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Умножение хлебов. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Вход Господень в Иерусалим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Выход с учениками с Тайной вечери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Христос в Гефсиманском саду. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Голгофа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иисус говорит с креста. (Государственная Третьяковская галерея) Ге H.H. (1831–1894) Саул у Виндорской волшебницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

17 нояб. память Никона Рождественского . Через трое суток с Матвеева дня праздновались «Проклы» (20 нояб.) Проклинали в этот день знахари скрывавшуюся в земных недрах нежить, чтобы не выходила она из своих нор как можно дольше, чтобы как можно меньше мутила человеческую жизнь. Существовали особые заговоры на этот случай. 21-й день ноября был посвящен великому празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. 22 нояб. – Память великого князя Михаила Тверского убитого за веру татарами. Прокопьев день. «Пришел Прокоп – разрыл сугроб!» – говорили в народе. «Святой Прокопий дороги прокапывает!», «С Прокопьева дня – хороший санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, сами сани лошадке прыти прибавляют!», «Где прокопал Прокоп – там и мужику и зимний путь!» В обычае было с этого дня ставить зимние вехи, обозначать дорогу; местами вешить дорогу снопами вымолоченной ржи, по др. местам – сосенками да елочками. Старые благочестивые люди советовали не приниматься за это дело без молитвы к святому «прокопывателю дорог». Вешить дорогу считалось богоугодным делом, т. к. цель его – указание пути идущему люду в ночное время и в снежную вьюгу, когда легко можно сбиться с дороги. Обыкновенно эта нетрудная работа производилась «всем миром». 23 нояб. святитель Митрофан Воронежский . Через сутки после «Прокопов» – день памяти св. вмц. Екатерины. Екатеринин день прошел, катанье привел; «Катайся, у кого лошадь да сани есть – на санях, а нет ни саней, ни лошадки – садись на ледянку, с горы катись!» – говорили об этом дне: «Прокоп дорожку прокопает, а Катерина укатает!», «С Катерин зима деревню доймет не мытьем, так катаньем: не голодом, так холодом!» С этого дня начинался для мужика зимний извоз: тянулись в города из села обозы с хлебом. В Пермской губ., в 30-х гг. XIX столетия по многим селам чествовали прокапывателя занесенных дорог, св. Прокопия, особым празднеством, сопровождавшимся пирушкой «всего мира на мирской счет». В этот день закалывался «последний (до весны) барашек», и его съедали сообща всей деревней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так все общество Кирилловых судей отправилось в Баташаны ожидать подсудимого. Надобно полагать, что они не слишком надеялись на прибытие этого подсудимого после того, что случилось в Белой – Кринице; и действительно напрасно ждали его целую неделю, коротая время в интимных беседах о смутных обстоятельствах современного старообрядчества, и в жарких спорах за Окружное послание Прокопом Лаврентьевым, который нарочно приехал из Формоса, чтобы присутствовать на соборе 8 . Однакоже спустя неделю к немалому удовольствию и вместе удивлению ожидающих, Кирилл явился в Баташаны. К этому путешествие убедил его главным образом, тот – же Прокоп Лаврентьев. Выпроводив гостей из Белой Криницы, Акинф немедленно послал Прокопу известие о всем, что у них происходило, и просил у него совета, ехать ли митрополиту в Баташаны. Прокоп отвечал, что ехать следует, дабы не подать противникам повода обвинить митрополита заочно, но что при этом необходимо принять некоторые предосторожности против действий епископов на соборе, – между прочим он советовал Кириллу не позволять, чтобы соборные рассуждения происходили пред Евангелием, что, как узнал он из обвинительного акта, предположено было сделать, дабы предать деяниям собора особенную важность. Прокоп извещал также, что сам явится в Баташаны. Акинф с своей стороны не находил никакой опасности для Кирилла ехать на собор: так удачно выпроводив судей из Белой – Кринице, он надеялся не дать Кирилла в обиду и в Баташанах, куда, само собою разумеется, считал обязанностью ему сопутствовать. Для лучшего ограждения своих интересов на соборе он только советовал Кириллу взять с собою двух духовных особ, очень ему близких, – пьяного бело-криницкого попа Никиту (Кириллова сына) и климоуцкого Степана лысого. И вот послушный велениям Прокопа и Акинфа, Кирилл явился в Баташаны, к немалому, как мы сказали, удивлению и удовольствию ожидавших его епископов и прочих особ; но совсем иное впечатление произвел на них приезд его спутника Акинфа, причинившего им столько неприятностей в Белой-Кринице; общим советом они решили даже не допускать его, равно как и прочих мирян, до участия в соборных рассуждениях, чему и Кирилл не мог противиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010