Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени - с 1160 года - она получила наименование Владимирская. В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: " Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет! " Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность. А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас. Много иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа. " Весь град изыде противу иконы на сретение ею " , - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, " мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова. Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими. Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века). XX-XXI век. В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_на_...

Молящиеся находились на фундаменте нижнего храма-крестильни в честь святых Царственных Страстотерпцев. " Несмотря на внешнее неустройство: вместо пола - бетон, кругом - арматура, сегодня  мы пришли молиться сюда, чтобы Господь даровал нам силы и возможность завершить начатое строительство " , - отметил отец Михаил. Настоятель поблагодарил строителей и поздравил их с праздником Всемилостивого Спаса и прошедшим Днем строителя. 1 июля 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил молебен и освятил закладной камень в основание храма в честь Всемилостивого Спаса в строящемся храмовом комплексе на Кронштадтской площади. 1/14 августа - празднование Спаса Всемилостивого, которое установлено в память знамений от икон Спасителя, Богородицы и Честного Креста перед сражением Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году, в котором князь одержал победу. В тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. 1/14 августа также установлено празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня в память обычая, издавна установленного в Константинополе: накануне этого дня из царской сокровищницы выносили Честное Древо Животворящего Креста Господня и полагали в церкви Святой Софии. Затем до Успения Пресвятой Богородицы его носили по улицам города для поклонения, совершая литии для предотвращения частых в это время эпидемий. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В этот день Церковь также вспоминает подвиг братьев Маккавеев, пострадавших вместе с матерью Соломонией под предводительством их учителя старца Елеазара за приверженность вере отцов. Произошло это в 166 году до Р. Х. во время притеснений сирийского царя Антиоха Эпифана, который, владея Иудеей, принуждал ее народ поклоняться греческим языческим богам. Святитель Григорий Богослов назвал братьев Маккавеев " мучениками за Христа до Христа " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Вместе со всею истинною Церковью чествуя и прославляя крест Христов как орудие нашего спасения и великий символ неизреченной любви Божией к нам, мы естественно не можем понять и принять, не можем оправдать учения тех, кто или совсем отвергает крест, или хотя бы как-то умаляет его значение, унижая его под какими бы то ни было предлогами, в угоду " погибающим " , которые считают почитание креста " юродством " . Нам понятно и приемлемо только подлинное и совершенно ясно и недвусмысленно выраженное Боговдохновенное учение Слова Божия, которое ставит Крест Христов " во главу угла " всего христианства, именуя даже самую проповедь о Христе " словом крестным " (I Кор. 1,18). Так всегда наша Св. Церковь веровала и исповедывала. Так и мы веруем и исповедуем – и в этой вере надеемся и чаем обрести спасение вечное, дарованное нам крестом Господним. Крест Христов – орудие спасения нашего " Ты – Божественная победа. Ты – соделование нашего спасения. Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющия Тяо святи! " (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение ( " происхождение " ) которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим великое таинство искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он " пригвоздил рукописание грехов наших " и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется " хранителем всея вселенныя " , " красотой Церкве " и прочими, возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет Крест как орудие спасения нашего и как оружие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-тью Великого поста, так и называемую " Крестопоклонной " , сегодня, 1-го августа, в день праздника " Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня " и 4-го сентября – в день великого праздника " Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

Два льва удерживают крест внизу. С древних времён лев являлся символом сильного, неустрашимого и бдительного стража. Так, царь Соломон поместил изображения львов в выстроенном им храме в знак постоянной охраны святыни (3 Пар. 7:29, 36). На рукояти креста вырезан плетёный шар, благодаря которому рука священника не скользила по дереву. Воздвизальные кресты предназначались для церковных служб в Крестопоклонную Неделю, на праздники Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и Воздвижения Креста, в воскресные дни. Они хранились в ризницах либо на престолах и именовались также напрестольными. Крестом благословляли, к нему возносили молитвы, его чествовали, лобызали, его воспевали: «Солнцезрачен видится, поклоняемый от верных человеков Крест Господень, Его же целующе, душами просвещаемая» (ирмос канона предпразднетва Воздвижения Креста). С.      К. Севастьянова Грамота патриарха Никона о крестном монастыре (Работа написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 02–04–002513.) Грамота о Крестном монастыре» патриарха Никона , изданная при жизни святителя (М., около 24 июня 1656 года) 1053 (в дальнейшем: Грамота), до сих пор не привлекала внимания специалистов-филологов. В XIX веке Грамота неоднократно переиздавалась церковными историками, которые использовали её в качестве документального источника о строительстве Крестного Онежского монастыря 1054 . Аналогичное отношение к Грамоте сохранилось и в работах современных исследователей: содержание этого произведения Никона послужило основой для реконструкции истории обители, роли самого патриарха Никона в её создании и характеристики его строительной деятельности 1055 . Однако известно, что Грамота повлияла идейно и текстуально на ряд произведений, созданных во второй половине XVII века и посвящённых кресту-мещевику, помещённому патриархом Никоном в Крестный Онежский монастырь. С. И. Николаев отмечал влияние Грамоты на стихотворный цикл (123 стиха) поэта середины XVII века, подьячего приказа Большого дворца Онуфриева Алексея Захарьевича о Животворящем Кресте Господнем (РНБ. Ф. 550. Q. XVII. 227. Л. 23–27) 1056 . Есть совпадения Грамоты со «Сказанием о святом и животворящем кресте в Крестном монастыре на острове Кие» (РНБ. Ф. 588. 1583. Л. 4–31об.) 1057 , «Сказанием о святых мощех, еже суть во кресте, собранием святейшего Никона патриарха » (РНБ. Ф. 728. 1412. Л. 15–18; ИРЛИ, Древлехранилище. Оп. 24. 3. Л. 105об–109об.) 1058 и гравированной надписью при подножии Кийского креста на серебряной позолоченной пластине о его создании и о находящихся в нём мощах 1059 . Таким образом, среди произведений о Кийском кресте-мещевике и Онежском Крестном монастыре Грамота патриарха Никона занимает особое место.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Душу может очистить Крест Господень, Распятие. Прославляя святой Крест, мы одновременно прославляем и Воскресение, к которому привел Крест. Когда мы поем тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!», то понимаем, что Крест неразрывно связан с Воскресением. Несение каждым из нас своего Креста приведет к радостному воскресению наших душ от духовной смерти, которую неизбежно влечет за собой нераскаянный грех. Вся жизнь святителя Луки от начала до конца – это сплошное Крестоношение. Его приговаривали к расстрелу, не раз он был на грани жизни и смерти, но этот мужественный человек пронес свой Крест от начала до конца. Святитель Лука – истинный «крестоносец» во всех смыслах этого слова. И его Крестоношение благодатно облагородило не только его душу, но и души тех людей, которые узнали о его жизни, страданиях, подвигах и его святости. - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Святитель Лука работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится Небоявленный Животворящий Крест Господень. С его точной копией в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Еленой Андреевой, Виталием Даниленко, Василием Кухарем и другими участниками крестного хода «Святая Русь». А Вы молились у Небоявленного Креста? - В Годеново ездят мои духовные чада. Я не раз молился там сам. Знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском посвященную ему конференцию.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

Ковчег с честными мощами святого праведного воина Феодора Ушакова доставлен в Воронеж 16 августа 2016 г. 10:09 13 августа 2016 года ковчег с честными мощами святого праведного воина Феодора Ушакова был принесен в Воронеж. Святыню сопровождает делегация во главе с настоятелем Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандритом Иннокентием (Руденко). У Успенского Адмиралтейского храма святые мощи встречали митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , духовенство Воронежской епархии , представители государственной власти, курсанты военных учебных заведений и многочисленные верующие. Митрополит Сергий в сослужении клириков воронежских храмов совершил молебен у честных мощей праведного адмирала. Затем ковчег с честными мощами был торжественно перенесен в Успенский Адмиралтейский храм, который был открыт для верующих в продолжение всей ночи, у святых мощей непрерывно совершались молебны. 14 августа, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, святые мощи праведного Феодора Ушакова крестным ходом были принесены в Благовещенский кафедральный собор Воронежа и установлены в центре храма в особом резном ковчеге из цельного куска дерева в форме корабля. Божественную литургию в соборе возглавил митрополит Сергий. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Россошанский и Острогожский Андрей ; епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий ; члены делегации в священном сане; духовенство Воронежской, Борисоглебской и Россошанской епархий. По сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Сергий совершил освящение меда нового урожая, полагающееся по уставу в этот день. Богослужение завершилось молебном святому праведному воину Феодору Ушакову. Митрополит Сергий обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка поблагодарил участников делегации, доставивших в Воронеж честные мощи святого Феодора, и вручил архимандриту Иннокентию (Руденко) икону небесного покровителя Воронежской земли — святителя Митрофана.

http://patriarchia.ru/db/text/4585238.ht...

Архитектурное описание. Трехпрестольная симметричного построения церковь типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней. Убранство характерно для русской архитектуры XVIII в. Из каталога-справочника " Республика Татарстан: Памятники истории и культуры " . г. Казань, Издательство " Эйдос " - 1993 г. В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 г. значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром(воинское звание, соотв.генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным. Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761 г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский - 28 июля 1767 г., а о последнем - неизвестно. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны - во имя Смоленской иконы Божьей Матери; в теплом приделе с левой стороны - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево. Спасская церковь - памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни - с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре - небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы храма арочные, верхние - с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. Особенность композиции - в смещении приделов к западу и размещении колокольни ближе к храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

http://sobory.ru/article/?object=20983

Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Литургию в Свято-Аннинском женском монастыре на Буковине 14 августа 2019 г. 17:05 14 августа 2019 года, в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, день памяти семи мучеников Маккавеев, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Свято-Аннинском женском монастыре в городе Вашковцы (Вижницкий район Черновицкой области). Нижний храм центрального собора монастыря освящен в честь святых мучеников Маккавеев. За Литургией Его Блаженству сослужили митрополит Хустский и Виноградовский Марк , митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор , митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит , митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий , архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Серафим , архиепископ Банченский Лонгин , архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий , епископ Шепетовский и Славутский Евсевий , епископ Хотинский Вениамин , гости праздника в священном сане и духовенство обители. За богослужением молились сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Августой (Верешко), а также многочисленные паломники. В частности, в праздничной Литургии приняли участие верующие, пришедшие крестным ходом за 50 километров из села Ростоки Путильского района. После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом проповеди. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и единстве Православной Церкви. После отпуста было совершено освящение меда и трав.  Блаженнейший митрополит Онуфрий по просьбе представителей СМИ рассказал о празднике и монастыре: «Сегодня большой день для этого места — для Анниной Горы. Сегодня первый день Успенского поста, и по традиции в этот день сюда стекается много паломников, чтобы помолиться Богу, попросить благословения на пост и на всю свою жизнь. Сюда паломники идут необычным способом — они просто идут на коленях к верховью горы. Говорят, что в древности здесь был монастырь. Существует легенда, что когда турки гнались за молодой женщиной, гора расступилась и девушка спаслась. С тех пор люди сюда приходили. Даже в советское время, когда запрещали ходить в церковь, на этой горе ставили кресты, часовни. Утром снесут — люди снова поставят. Это была вечная борьба безбожной власти с верующими людьми. Я всех поздравляю со святым Успенским постом. Желаю сестрам святой обители и игумении Августе, всем священникам, которые здесь служат, всем паломникам, которые сюда пришли, Божьего благословения. Чтобы молитвами святых мучеников Маккавеев и силой Честного Животворящего Креста Господь нас хранил в добром здравии и благочестии. С праздником всех!» Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5485305.ht...

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется. Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.      – Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника. – 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

http://pravoslavie.ru/81417.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010