Сегодня мы празднуем обретение честных мощей его, состоявшееся спустя тридцать лет после его преставления. Нетлением святых мощей Господь прославил Своего угодника и засвидетельствовал тем перед всем миром, что жизнь Преподобного была праведна и свята. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа, но и самое тело, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений и вожделений, соделалось также сосудом Божественной благодати, а потому общему закону тления оно не подлежит, но сохраняется в нетлении. Этим нетлением и нас Господь научает, что неодинаковая будет участь праведника с беззаконником, что в будущем веке воздаст Он праведно каждому по делам его. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий за свое смирение прославлен Господом, так что, хотя он и старался самого себя смирять, уничижать и видеть только свои недостатки и слабости, скрывая от себя и от мира свои добродетели и подвиги, Господь тем не менее вознес его на высоту нравственного совершенства, и он теперь соделался нашим ходатаем пред Престолом Божиим. Помолимся же ему сегодня, чтобы он, любвеобильный, испросил нам от Бога милости: “Преподобне отче наш Сергие, воззри милостиво на чад твоих, собравшихся почтить память твою со всех концов нашей страны, и не престай моляся о нас пред Господом о спасении наших душ. Молися и об обители твоей, чтобы сохранялась она неприкосновенна и была бы для нас всегда благодатным местом прибежища; спасенные твоею благодатью, будем мы прославлять тебя всегда и с любовью взывать:  Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!  Аминь. 1964 г. На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — верных утверждение, Крест — Ангелов слава и демонов язва. [Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9й песни канона. — Ред.] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

Главный вход в церковь устроен в западной стене, прилегающей к площади св. Креста. Внутри главного престола стоит древняя базальтовая черная рака, с львиными головами по углам. В этой раке почивают: – мощи св. Кесария диакона (память 7 октября), честная рука которого находится в церкви «Святая Святых»; В царствование римского императора Клавдия (в I в.) диакон Кесарий, увидев приносимые идолам жертвы, плюнул на идолов и сокрушил их, за что был заключен в темницу, затем зашит в мешок и брошен в море. Тело святого силой Божией было вынесено волнами на берег и с честью погребено христианами близ современного города Террачина. Впоследствии мощи св. Кесария были перенесены в Рим и положены в церковь его имени (Chiesa di San Cesarlo), a отсюда уже перенесены в описываемую церковь . – часть мощей св. преподобномученика Анастасия Персянина (память 22 января); другая часть мощей этого преподобномученика находится в церкви «Святая Святых» (см. 10), а третья, вместе с честной его главой, почивает в церкви его имени и имени св. Викентия (в описании этой церкви, см. 7, приведено и житие св. Анастасия Персянина). С левой стороны от главного входа в собор, неподалеку от главного престола, имеется в восемь широких ступеней лестница, по которой спускаются в особый нижний придел св. равноапостальной царицы Елены (Capella di Sant» Elena). Этот придел устроен в том самом помещении, которое некогда служило жилищем царице. Пол в этом приделе устлан мрамором, а под полом находится земля, привезенная с Голгофы самой царицей Еленой, по возвращении из путешествия в Палестину. Вход слева ведет в придел реликвий (Capella delle Reliquie), где хранятся следующие драгоценнейшие святыни: – три значительной величины части Животворящего Древа, вложенные в крест; Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей нарочно в Иерусалим в 326 г. для разыскания этой вожделенной святыни. Патриарх Иерусалимский Макарий тогда же воздвиг Честное Древо Креста Господня на возвышенном месте и благословил им народ. Таким образом, день обретения Креста Господня сделался началом ежегодного праздника Воздвижения Креста. Большую часть Креста царица Елена оставила в Иерусалиме, а остальную взяла с собой в Рим. В VII в. с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание о другом священном событии, вновь прославившем Животворящий Крест Господень. Им было славное возвращение Животворящего Креста в 628 г. из Персии, куда он был насильственно взят в 614 г. нечестивым царем персидским Хозроем. Обретение и возвращение Креста Господня от персов соединены в один величайший праздник, называемый Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). Есть и еще два праздника в честь и память Креста Господня: Воспоминание явившегося на небесах знамения Честного Креста в Иерусалиме в 351 г. (7 мая) и Происхождение (т.е. исхождение с изнесением) Честных Древ Честного и Животворящего Креста (1 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

Крест Христов – орудие спасения нашего. «Ты – Божественная победа, Ты – соделование нашего спасения, Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя Тя освяти!» (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим  великое таинство искупления  человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Успенского поста 2023 6 мин., 12.08.2021 Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Распечатать календарь Успенского поста Когда начинается Успенский пост в 2023 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2023 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост?

http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta...

31 июля/13 августа 2002 г. Вторник. Предпразднство древ Честнаго и Животворящего Креста (изнесение). Прав. Иосифа Аримафейского. Утром служили обычным чином. Вечером – всенощное бдение. Впервые пели антифонно на два клироса 50-й псалом, полиелей, «Всякое дыхание.» С пением «Трисвятого» обнесли крест вокруг обители, в Трапезном храме пропели величание. Это была благодатнейшая служба. Через такие богослужения мы прикасаемся к вечности, ясно ощущается связь времен, история, память ушедших поколений: они так же пели, как и мы, поклонялись Животворящему Кресту. И пройдет совсем немного времени, нас сменят другие люди, любящие Бога, и будут также петь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.» А может быть, кто-нибудь вспомнит и помолится об отшедших, в числе которых будем и мы. И так мы связуемся одной нитью любви, взаимной молитвы, жизни во Христе. 1 августа/14 августа 2002 г. Среда. Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Воспоминание Крещения Руси. Правило, литургия, молитва на заговение, водоосвящение, крестный ход в Никольский храм. Шли строем с хоругвями и храмовой иконой свт. Николая. Был солнечный жаркий день, и радостно было. Шли и пели нараспев акафист свт. Николаю. Пришедши в Никольский храм, пропели в нем величание и окончили службу там же. На улице угощались арбузами и отправились обратно в монастырь. Сразу пошли на трапезу. Вечером на малом повечерии братия пели акафист Успению Божией Матери. Проповедь батюшки в этот день: «С великоторжественным днем Крещения русского народа! 1014 лет исполнилось сегодня, как была крещена наша земля. И смятение было, и восторг: «Правильно ли мы делаем, что религию нашу отвергаем?» Князь Владимир ждал солнышко (тучи были в этот день). Свт. Михаил дрожащими руками погрузил народ. (Земля русская, а не «хохляцкая»). «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И три раза земля Русская окунулась в воды. И вдруг – тучи разверзлись, и Христос благословил крестом. Рухнул на колени народ, а князь, в восторге, что удостоился видеть Самого Христа, произнес молитву: «Боже Великий и Правый, призри на новые люди Своя и утверди веру правую.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эго бывает в день Воздвижения Животворящего Креста Господня в воспоминание обретения Святого Креста. Затем Крест выносится на 4-й неделе Великого поста – для ободрения и укрепления совершающих постный подвиг. И, наконец, вынос Святого Креста совершается в день происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в день нашего престольного праздника Всемилостивого Спаса. Этот вынос Креста связан с тем, что в это время года в Константинополе бывали сильные эпидемии. Для ободрения народа и для ограждения его от заразы торжественным крестным ходом выносилось древо честного Креста Господня и в течение нескольких дней проносилось по улицам города с остановками для молитвы об избавлении от болезни. Теперь с заразными болезнями борются иначе. Но есть много разных душевных болезней. Для нашего укрепления на борьбу с ними и выносится Святой Крест в день Всемилостивого Спаса. Спаси, Господи, люди Твоя! 6/19 августа. Преображение Господне 1 Что вспоминаем сегодня? Господь Иисус Христос в последний год Своей земной жизни, взяв с Собою трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору Фавор помолиться. Ученики заснули, а когда проснулись, то увидели Господа, беседующего о предстоящих страданиях с пророками Моисеем и Илией. Лик Спасителя блистал, как солнце, одежда была, как снег, и была неизреченная радость. Хотелось, чтобы так осталось навсегда. Сладостно и радостно быть с Богом. И неужели мы лишены этого? Нет, конечно. И не только мы можем чувствовать эту радость и сладость, но можем иногда даже и видеть отображение Божия Света. И в наше время, и в нашей жизни встречаешь иногда дивные лица, светящиеся небесною радостью. Особенно часто это можно видеть у человека после причащения Святых Христовых Таин или после перенесения великих страданий. Человек как бы преображается, Свет Божественный исходит от него. И в этом нет ничего удивительного, ведь человек – образ и подобие Божие. И каждый человек может так преобразиться. Больше того: каждый человек должен так преобразиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В этом случае, вне зависимости от того, какова степень употребления Октоиха, – заимствуются ли оттуда стихиры и каноны или же только каноны, как это бывает на богослужении святому «с великим славословием», святому «шестиричному» или двум святым, со стихирами каждому из них, наконец, даже в том случае, когда пение Октоиха ограничивается употреблением троичнов и седальнов, по великопостному чину, – на вечерне, утрени и на литургии положены «Отпусты дневнии во всю седмицу, по обычаю Святыя Восточныя Церкве». Для этого вида отпустов характерно призывание во все дни седмицы, кроме имени Господа Иисуса Христа и Богородицы, еще «святых славных и всехвальных апостол», затем в понедельник – «честных Небесных Сил безплотных», во вторник – «честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», в среду и пятницу – «силою Честнаго и Животворящаго Креста», в четверг, – кроме святых апостолов, еще «иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», а в субботу – «святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших...» Затем также во все дни седмицы после призывания имени святителя, «егоже есть литургия», и «святаго, егоже есть храм», и «святаго, егоже есть день», перед призыванием всех святых полагается призывание «святых праведных Богоотец Иоакима и Анны». Призывание последних составляет таким образом особенность вседневного отпуста.    Следует заметить, что воспоминание Честного и Животворящего Креста, кроме среды и пятницы тех дней, когда поется Октоих, совершается также и в тех случаях, когда бывает служба Святому Кресту, а именно – в праздник Всемирного Воздвижения Креста Господня 14 сентября (и в период его попразднства), в Крестопоклонное воскресенье Великого поста и в следующие за ним дни 4-й седмицы поста (по пятницу включительно), в день «на небеси явльшагося Знамения Честнаго Креста» 7 мая и в день Происхождения (изнесения) древ Честного и Животворящего Креста 1 августа. Поэтому в Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников» нет особого отпуста на праздник Воздвижения Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010