4.5.1. Ревизионная комиссия состоит из трех членов, избираемых Приходским собранием на трехлетний срок, и подотчетна Настоятелю и Приходскому собранию. 4.5.2. Ревизионная комиссия регулярно проводит ревизии Прихода, включающие в себя проверки наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходо-расходных книг; контролирует состояние приходского имущества, проводит ежегодную инвентаризацию, осуществляет контроль за поступлением доходов и пожертвований. 4.5.3. О проведенных проверках Ревизионная комиссия составляет акты и представляет их Приходскому собранию. Документы Ревизионной комиссии действительны, если они подписаны по крайней мере двумя ее членами. 5. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ 5.1. ЭПЦ МП владеет, использует и распоряжается движимым или недвижимым имуществом, денежными средствами под руководством Предстоятеля ЭПЦ МП в порядке, предусмотренном Церковными Правилами, настоящим Уставом и законодательством Эстонской Республики. 5.2. Имуществом и финансовыми средствами ЭПЦ МП распоряжается Предстоятель ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. 5.3. Источниками доходов и образования имущества ЭПЦ МП являются: пожертвования и наследование как недвижимого, так и движимого имущества, взносы от Приходов, церковные сборы, плата за требные богослужения (крещение, венчание, молебны, отпевание и т.д.) и суммы, полученные от продажи свечей, церковной утвари, религиозной литературы и прочей хозяйственной деятельности, от продажи собственности, арендной платы и иных, не запрещенных действующим законодательством поступлений. 5.4. ЭПЦ МП имеет право учреждать церковные подструктуры, занимающиеся изготовлением и распространением церковной утвари, свечей и религиозной литературы. 5.5. Приход имеет право владеть на правах собственника и пользоваться движимым и недвижимым имуществом, но распоряжается им только с разрешения Предстоятеля ЭПЦ МП по согласованию с Синодом ЭПЦ МП. Правом распоряжения финансовыми средствами Прихода обладает Приходской совет.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

А если доказано будет, что они учинили не без ведома о препятствии: то священнослужители лишаются санов, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, а причетники наказываются содержанием в монастырях на послушании, сроком до шести месяцев, или исключаются из духовного звания, смотря по их поведению в других отношениях (там же ст. 189). Взысканию, назначенному в предыдущей статье подвергаются священно- и церковнослужители за повенчание лиц, соединенных родством в запрещенных первых четырех степенях и в родстве духовном (ст. 190) 11 . За неисполнение молебствий в царские дни священнослужители подвергаются денежному штрафу по усмотрению епархиальной власти (Ук. 1736 г. апр. 15; Ук. 1866 г. апреля 10 и 22 июня). Священнослужители, уличенные в вымогательстве незаконной платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления; причетники же в первый раз посылаются в монастыри на 2–3 месяца, а во второй раз исключаются из духовного ведомства (Там же ст. 184). Священнослужители и причетники, которые по жалобам прихожан оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб и в немиролюбии, исправляются монастырским подначальством и другими средствами по мере вины, а в тех случаях, когда жалобы сего рода законной властью не доказаны, но между тем большая часть прихожан просит удалить от церкви подвергшихся таковым жалобам, они переводятся на другие места с поручением особому надзору (Уст. Кон. ст. 191). За неисправное ведение приходо-расходных книг священнослужители и причетники наказываются выговором или денежной пеней, смотря по степени неисправности. Тому же наказанию подвергаются священнослужители и причетники за неисправное ведение метрических книг, исповедных росписей и обыскных книг. Впрочем, неоднократно замеченная в сем неисправность, соединенная с явным нерадением или неблагонамеренностью, подвергает виновных священников отрешению от места и определению на места причетнические (Уст. Конс. ст. 192 и 193).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Обратимся теперь к соседней Киевской епархии. В Киевской губернии Каневского уезда, в селе Дыбинцах, при храме Успения Божией Матери, и в настоящее время (по крайней мере, в шестидесятых годах текущего столетия) существует братство, с таким устройством, как будто бы мы видим пред собою братство эпохи XVI века. Когда и кем основано названное братство остается неизвестным. Его приходо-расходные записи идут с 1745 года. По этим записям возможно составить себе некоторое понятие об устройстве этого братства, его средствах, и отчасти, его деятельности. Годичное собрание братчиков назначается на масляной неделе; в это время представляется общий отчет, производится выбор новых должностных лиц (которым передается братская казна), а также общий братский суд над собратом, провинившимся в чем-либо в течении года. Суду братскому подсудны все лица живущие в селе, от старого до малого, и никто не в праве сопротивляться решению братского суда. Суд этот назначает различные наказания преимущественно денежные пени; но главная цель наказаний состоит в том, чтобы виновный принес раскаяние пред братством. Если виновный раскаялся пред братством и уплатил определенный ему штраф, то уже потом никто не смеет укорять его в сделанном проступке. Цели и стремления братства разнообразны; они состоят; в поддержании местного храма Успения Божией Матери и в заботе о его благолепии, в устроении обедов в храмовые праздники, в выдаче пособий обедневшим братьям, и вообще местным бедным, в погребении на общий счет таких бедных, в обучении желающих грамоте и горшечному мастерству, (в с. Дыбинцах с незапамятных времен процветает выделка глиняной посуды). В 1779 году учреждено было в Дыбинцах и сестричное братство с исключительною целью заботиться об украшении храма Божия. Полное уважение к братству, и покорность его распоряжениям, соблюдались, как прежде, так соблюдаются и теперь. Когда умирал бедняк, которого нужно было похоронить на счет братства, то от этого последнего исходило распоряжение: кому копать могилу, кому готовить гроб и т. п. В знак того, что распоряжение исходит от братства, посылалась назначенному на работу круглая дощечка с изображением местного храма, почти такая самая, какая употреблялась в Луцком и других древних братствах, и где бы не заставала эта дощечка того, к кому относилось распоряжение братства, в гостях ли, в поле ли за работой, в хозяйственных ли хлопотах на дому, он тотчас же бросал все и шел, куда указывало ему братство. 201

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

При малолюдности некоторых Московских приходов нередко бывает весьма затруднительным избрание лица, которое бы с несомненною пользою для приходской церкви могло служить ей в должности старосты. С другой стороны, и в приходах, более многолюдных возможно подобного же рода затруднение. Здесь часто вопрос об избрании старосты для приходской церкви переносится на почву личного честолюбия и личных отношений и, быв поставлен так фальшиво и неправильно, он естественно и здесь, как и в первом случае, часто дает отрицательные результаты. Так как затруднения, о которых мы ведем речь, существуют в практике Московских приходов не со вчерашнего дня, то эта практика, как и следовало ожидать, не могла не выработать такого или иного исхода из этих затруднений. Время и обстоятельства поставили в настоящем случае дело так, что, при действительном или только мнимом недостатке в приходе лиц, готовых и способных, в качестве старосты, служить своей приходской церкви, староста для неё стал, так сказать, заимствоваться со стороны, из чужих приходов. И каждый знает, что в Москве есть не мало церквей, при которых старостами служат лица чужеприходные. Конечно, многие из этих лиц добросовестно исполняют свои обязанности относительно чужеприходной вверенной их попечению церкви и нередко приносят в жертву ей не только свое время и личный труд, но и известные денежные вспомоществования в тех или других затруднительных случаях церковного хозяйства, но за то есть не мало и таких лиц, которые, притом служа в одно и тоже время старостами при нескольких церквах, обыкновенно ограничиваются чисто-формальным отношением к делу, то есть подписываются вслед за приходским причтом под приходо-расходными книгами и отчетными ведомостями и затем изредка – обыкновенно в храмовые, приходские праздники – навещают свой храм. Способ отправления обязанностей церковного старосты, разумеется, очень немудреный и легкий, но вопрос в том: что же именно приобретают от таких старост церкви и приходы, по нужде, так сказать, прикомандировавшие их к себе из чужого прихода на известное число лет? Нормален ли вообще и желателен ли такой, – положим, и издавна установившийся порядок вещей, при котором в приходской церкви может быть лишь номинальный староста, решительно не имеющий никаких особенно-близких отношений ни к церкви, ни к приходу и совершенно случайно, волею тех или других обстоятельств, приставленный к церковному ящику.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

48 коп.; между тем в настоящее время многие из сумм, вошедших в. ведомость, по которой назначен означенный выше 21 % сбор, определенный для Ярославской епархии в 37.020 руб., уже не существуют в церквах, быв употреблены по своему назначению. По происходящей от этого несостоятельности некоторых церквей к покрытию требуемых процентов, епархиальное духовенство просит об изменении условия денежной с церквей раскладки, т. е. чтобы такая производилась не по применению к процентам, падающим на церкви по доходам 1868 года, а сообразно с действительными средствами каждой церкви, без уменьшения при этом общей суммы, определенной к ежегодному со всей епархии взносу. Такая просьба духовенства епархиальным начальством признается тем больше уважительной, что значительное число епархиальных церквей и приходов находятся ныне в переходном состоянии, так как к одним из церквей деревни приписываются, от других отчисляются, а некоторые церкви близки к упразднению или уже упразднены. 254 Настоящее распоряжение состоялось по возбужденному Вятским Преосвященным, – вследствие отказа одного из церковных старост от взноса следовавших с его церкви, по раскладке епархиального съезда на духовно-училищные надобности епархии, – вопросу: может ли быть взносима сумма потребная на сверхштатные расходы духовно-учебным заведениям из общих церковных доходов сверх узаконенной пропорции? 255 В настоящее время, собираемые в эти кружки деньги препровождаются в Общество восстановления Православия на Кавказе, председателем которого, по Высоч. утвержд. 2 Марта 1863 г. Уставу этого Общества (см. прил. к ст. 468) состоит Экзарх Грузии, Архиепископ Карталинский и Кахетинский. (Ц. В. 16.) 256 Настоящее распоряжение состоялось по поводу циркулярного предписания одного из начальников дивизии о заведении в полковых церквах кружек для сбора пожертвований в пользу Общества попечения о раненых и больных воинах. 257 Указом 31 Декабря 1852 г., подтверждено по духовному ведомству об исполнении настоящего постановления вследствие того, что некоторые из Епархиальных Преосвященных разрешали, вопреки настоящему постановлению, печатание листов с пробелами для метрических, исповедных и приходо-расходных книг в вольных типографиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(Указ. 13 Января 1869 г. 1.) Относительно приема и хранения сумм, поступающих в семинарию, наблюдаются следующие правила: 1) В Семинарию поступают суммы из казначейства уездного и губернского, по объявлениям почтовых контор, по переводным билетам банка и от частных лиц на содержание пансионеров Семинарии. Получение этих сумм распорядительным собранием возлагается на эконома, а для этой цели на получение сумм из казначейства даются эконому ассигновки за подписью председателя распорядительного собрания, или одного из его членов; на получение сумм с почты дается доверенность на самых объявлениях почтовой конторы, а из банка на переводном билете за подписью того же председателя собрания, или одного из членов его, с приложением казенной печати; суммы же от частных лиц, вносимые в Семинарию по разным случаям, эконом получает в правлении, расписываясь на объявлении, при котором они представлены, а если бы объявления не было, представляет их при рапорте. 2)   При приеме означенных сумм экономом, получаемые им денежные бумаги с расписками на них, или в случае приема денег без бумаги, донесения свои о приеме таких денег, представляет ректору Семинарии, как председателю распорядительного собрания, который дает ему, за своею подписью и скрепою секретаря, предписание о записке тех денег на приход в приходо-расходную книгу, выдаваемую ему распорядительным собранием Семинарского Правления за подписью одного из своих членов, за шнуром и приложением казенной печати, с обозначением откуда поступили деньги и на какой предмет; за тем эконом скрепляет приходную статью в той книге своей подписью. 3) По записке помянутых денег на приход, ректор Семинарии вкладывает вместе с экономом и в присутствии инспектора принятые деньги на хранение в определенном для этого месте, до времени передачи их в подлежащее казначейство. 4) За тем в первом, после получения денег, распорядительном собрании ректор Семинарии доводит до сведения собрания о поступивших после последнего заседания суммах, о записке их на приход и о вкладе их на хранение; собрание же журнальным постановлением окончательно утверждает означенное распоряжение ректора Семинарии (Указ. 24 Августа 1869 г. 34.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В рукописи на нижнем поле, похоже, первым почерком вписана строчка: ...2 деньги. Пирожная, очевидно, то же, что пироговая пошлина – взималась в пользу сборщика податей(?). Пирог – мелкая денежная единица равная ¼ деньги (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15. М., 1989. С. 49). Ворвань – род морских млекопитающих (тюлени, моржи, нерпы и др.), их кожа и жир. Паюс – мышечная плева, в которой помещается икра в рыбе. Далее последние три предложения памяти написаны третьим мелким почерком, коричневыми чернилами. Далее текст счета написан четвертым почерком. ГА АО, ф. 829, оп. 3. д. 8, л. 1–16. Подлинник. Рукопись в 4 на 16 л. Написана тремя почерками. Так в рукописи. Манатья – длинное верхнее монашеское облачение, мантия (паллий) в виде плаща без рукавов (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 9. М., 1982. С. 176; Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 405–406). Ряска (ряса) – верхняя одежда монашествующих, поверх которой надевалась мантия (манатья). При патриархе Никоне введена верхняя одежда несколько иного покроя с более широкими рукавами, которая получила название ряса; помимо монашествующих ее стали носить представители белого духовенства и причетников (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 292). Так в рукописи; значенние, возможно, связано с церковной ругой. Онучи – два куска плотной ткани, которыми обертывают ноги; обмотки для ног под сапоги или другую обувь. Епанча (япанча) – род накидки, плаща, широкое длинное верхнее платье без руковов, застегивающаяся на шее; накидка, покрывало, полость в санях или повозке (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 52); иногда подбивалась мехом; суконный дождевик с длинными руковами, мог пропитываться жиром или олифой. Свечник – подсвечник, приспособление для светильника или лампады (Словарь русского языка XII–XVII вв. Вып. 23. М., 1996. С. 156, 158). Сапоги сысцеловые – это значит цельные (исцеловые, исцельные), в отличие от сапог пришвы – с пришитой головкой. Головка – передняя часть сапога, включая подьем или всю нижнюю часть сапога, прикрепленную к голенищам: задник, переды и подошву.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

За сим повергаю себя к Вашим святым стопам, и смиренно испрашиваю Ваших святых молитв и благословения, и до скончания века своего, остаюсь к святой особе Вашей с душевным благоговением моим, и любовию о Христе Иисусе, благожелательным сомолитвенником Вашим, и всенижайшим послушником. Письмо 307 Ваше Высокопреподобие! Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка, отец архимандрит 12 ! Милостивейший Благодетель мой. Во-первых, приношу Вашему Высокопреподобию всечувствительнейшую благодарность мою за приятнейшее и милостивое посещение Ваше. Равную приношу Вам благодарность мою и за почтеннейшее писание Ваше, и за обещание по первому зимнему пути паки посетить меня недостойного, чему во всякое время сердечно рад бываю. Взирая на мое нерадение и недеятельность, должно бы посещать меня не с любовью и духом кротости, но, по слову св. ап. Павла, с палицею... Но Вы, как отец милостивый, и виноватого меня оставляете без наказания. Истинно, не нахожу слов достаточных к возблагодарению Вас за премногое снисхождение к моим неисправностям, которые и меня тяготят вместо тяжких вериг, но освободиться от них в скором времени – не в силах! Вы напоминаете, чтоб позаботиться мне об окончании описи в черне, о чем и самая совесть и стыд то и дело твердят мне, но, я, на сей раз с коленопреклонением, испрашиваю от Вашего Высокопреподобия дозволения прежде заняться составлением приходо-расходных статей в денежной сумме, a потом уже и за опись примусь, не откажите в сей милости мне убогому калеке. 13 октября 1841 г. Вот, достопочтеннейший батюшка, и текущий год к концу приходит; тако и житие мое преходит. Похвалиться мне нечем, токмо о немощах, которые день от дне возрастают. Старался было недуги свои лечить, но несть исцеления в плоти моей! Искал было свободы от изнуряющей меня должности, и ждал соскорбящего – и не бе! Силился было подобно древнему Ионе куда либо бежать, но – погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою, отчего и дух мой уны во мне, во мне смятеся сердце мое – Видно, батюшка, тогда снимут нас с креста, – когда приготовится гроб!.. a до того времени течением да течем на предлежащий нам подвиг; почему смиренно прошу святых молитв Ваших ко Господу обо мне немощном, унылом и многогрешном. 24 декабря 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

В 1764 г. М. В. м. был упразднен, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а сестер перевели в муромский Троицкий мон-рь. В приходо-расходных книгах Троицкой обители указано, что в янв. 1765 г. в ней проживали игум. Мария и монахини Таисия, Дорофея, Наталия и Магдалина, переведенные из упраздненного М. В. м. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998. Л. 5). Согласно документам, их денежное содержание было уменьшено наполовину. Причем и игумения, и рядовые инокини получали одинаковую сумму - по 2 р. 8 2/4 к. на человека за полугодие, т. е. они были уравнены в правах. В то же время троицкой игумении было выдано жалованье в размере 20 р., а рядовым монахиням - по 2 р. 8 2/4 к. В ведомости о получении денег инокини обители не могли расписаться по причине неграмотности. За них это сделали священники и дьячки Троицкого храма. В июле 1765 г. последовала выплата 2-й части годового жалованья. Суммы выплат монахиням М. В. м. остались без изменений. Каждая получила те же 2 р. 8 2/4 к. (Там же. Л. 17 об.). В 1767 г. переведенные инокини по-прежнему получали жалованье отдельной строкой, т. е. они не считались полноправными насельницами Троицкой обители (Там же. Д. 3182. Л. 8 об.). Причем денежные средства им выдали с большой задержкой - за 1-е полугодие 1767 г. деньги на их содержание поступили только 15 июня. Впрочем, сумма выплат увеличилась вдвое и составила 5 р. на человека. Однако уже в авг. 1767 г. заштатные монахини получили выплаты за 2-е полугодие в том же размере - 5 р. на человека (Там же. Л. 14 об.- 16 об.). В последующие годы также наблюдается разделение монахинь Троицкого мон-ря на штатных и заштатных. К 1771 г. последних было всего 7, в то время как в 1765 г. переведенных монахинь, т. е. заштатных, насчитывалось 25 чел. Возможно, монахини, проживавшие в Троицком мон-ре, как и переведенные инокини, были преклонного возраста, поэтому их убыль была естественным явлением. Отчасти это подтверждается документами 1777 г., согласно к-рым самой молодой монахине Троицкого мон-ря было 56 лет, а самой пожилой - 94 года (МИХМ. М-9793). Из-за отсутствия полного комплекта документов за 2-ю пол. XVIII в. не представляется возможным проследить судьбу инокинь упраздненного мон-ря. В документах за 1774 г. переведенные монахини не упоминаются (РГАДА. Ф. 280. Оп. 10. Д. 467).

http://pravenc.ru/text/2564380.html

После этого постановления Архиерейского Собора обстановка на приходах изменилась следующим образом. Во-первых, поменялось главное: если раньше, согласно 35-му параграфу положения Поместного Собора 1945 года, «во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель…» , то теперь, по первому параграфу нового постановления, «во главе каждой приходской общины стоит исполнительный орган в количестве трёх человек…»  Во-вторых, духовенство теперь лишалось права даже состоять в приходской общине и становилось попросту служителями, которых нанимали исполнительные органы. Настоятель прихода отныне отличался лишь тем, что на него возлагалось духовное руководство прихожанами, а также предписывалось следить за тем, чтобы совершение богослужений осуществлялось в соответствии с церковным уставом. Таким образом, согласно вышеприведённому решению Архиерейского Собора, управление делами прихода осуществлялось по следующей схеме. Организовывались два органа: церковно-приходское собрание, состоящее из членов — учредителей двадцатки, подписавших договор на пользование храмом и культовым имуществом, как орган распорядительный, и церковно-приходской совет в качестве исполнительного органа. В состав совета входило три человека: староста, который являлся его председателем, помощник старосты и казначей. Избирался же этот исполнительный орган приходским собранием. Также избиралась ревизионная комиссия, состоявшая из трёх человек, которая была подотчётна приходскому собранию. Она должна была следить за движением денежных сумм и состоянием церковного имущества. Само приходское собрание собиралось по мере надобности с разрешения местных горсоветов или райсоветов. Оно решало все вопросы, связанные с управлением и жизнью прихода. В период между собраниями избираемый исполнительный орган осуществлял руководство финансово-хозяйственной деятельностью прихода. Весь поток средств учитывался ведением приходо-расходных книг. Справедливости ради стоит сказать, что согласно тому же постановлению исполнительным органам формально запрещалось вмешиваться «в распорядок богослужений и в дела взаимоотношений членов причта между собой» . Также кандидатуры при приглашении на работу людей, участвовавших в совершении богослужений, должны были согласовываться с настоятелем .

http://bogoslov.ru/article/6174834

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010