Согласно ведомости Иоанно-Предтеченского монастыря за 1855 г., в приходе монастыря в деревне Крестки, в трех верстах от города, находилась каменная часовня, но кем, когда и по какому случаю устроенная неизвестно. В 1864 г. в Иоанно-Предтеченском монастыре были построены: амбар для хранения продуктов, баня и прачечная. Ризница помещалась в особо устроенной в притворе Иоанно-Предтеченского храма каменной палатке с железной дверью, которая запиралась внутренним личинным замком. Библиотека располагалась в притворе Андреевской церкви в деревянном шкафу. В 1865 г. в монастыре было построено деревянное на каменном фундаменте здание, в котором находились дровяной сарай, хлев и ледник. Согласно ведомости монастыря, все неокладные суммы обязательно записывались в монастырские приходо-расходные книги. На 1867 г. монастырю принадлежали следующие земли, отданные по Высочайше утвержденному мнению Государственного совета от 30 июня 1826 г.: 1. Пахотная, покосная и неудобная земля, называемая Климова, или Акатова (по-крестьянски - Гниловка) в Полонской волости Псковского уезда - 24 десятины 827 саженей, отведена Псковской казенной палатой 26 февраля 1804 г. 2. Пахотная земля, состоящая под лесом издавна уничтоженным, называемая Отвод, в Новоуситовской волости Островского уезда - 4 десятины 1990 саженей. 3. Пахотная, покосная и под проселочными дорогами земля, называемая Фоминой, или Исаковой, в Добрывитской волости Псковского уезда в количестве 11 десятин 1629 квадратных саженей. 4. Пахотная и под проселочными дорогами безымянная земля в Завелицкой засаде Каменской губы Псковского уезда - 22 десятины 2111 квадратных саженей. 5. Покосная земля под селением, Стефановской церковью и кладбищем давно упраздненными, в Завелицкой засаде - 18 десятин 422 саженей. На первые две земли планов и межевых книг не было, а на три последние имелись. Все эти земли ежегодно отдавались монастырем и причтом в арендное содержание посторонним лицам. От 42 десятин 417 сажень, которыми пользовался монастырь, дохода в год получалось 346 руб., в другой год - 296 руб., а в третий - 146 руб. 25 коп. с сенокосной землей. Рыбных ловель и мельницы обитель не имела, но взамен их получала от казны денежное вознаграждение в размере 228 руб. 69 коп. серебром в год.

http://sobory.ru/article/?object=46874

В XVII в. в синодики, так же как и во В. к., начали записываться сведения по истории мон-рей. Ярким примером может служить синодик XVII в. Выдубицкого Всеволожа во имя св. арх. Михаила муж. мон-ря , в начале к-рого помещен краткий рассказ «О создании монастыря Выдубицкаго» с похвалой 1-му ктитору обители вел. кн. Всеволоду Ярославичу (синодик известен в выписке, сделанной в 1815 для гр. Н. П. Румянцева .- РГБ. Ф. 256. 387. Л. 6-6 об.). Рассказ об основании обители читался также в синодике Воротынского Спасского, что на Устье, мон-ря ( Леонид (Кавелин). Церк.-ист. описание. С. 95-106). Со 2-й пол. XVIII в. сведения о вкладах включались в описи имущества действующих и упраздненных мон-рей, В. к. как вид монастырского делопроизводства стали приходить в упадок. В ряде случаев их функции сокращались, напр., В. к. и синодик Ниловой Столобенской пуст. фиксировали в 1860-1865 гг. только денежные вклады (РГБ. Ф. 200. 18). Во 2-й пол. XIX в. в епархиальное делопроизводство были введены типовые В. к., предназначавшиеся в первую очередь для приходских храмов,- «Справочные книги к синодику на вечное поминовение». Эти документы содержали графы для данных о дате поступления вклада, об имени, о звании или сословии, о месте жительства вкладчика или благотворителя, об условиях вклада («когда и на каких службах поминать»), графы для соотнесения с записями в приходо-расходных книгах и синодиках. Данная разновидность В. к. перестала использоваться в 20-х гг. XX в. вслед. нарушения церковного делопроизводства в условиях гонений на Церковь. Арх.: ГИМ. Епарх. 1(6) [Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря, XVI в.]; 417 (683) [Устав о братской трапезе и поминании живых и умерших, 1565 г.]; 418 (686) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, сер. XVI - нач. XVII в.]; 419 (687) [Книга вкладов Иосифова мон-ря, 2-я - 3-я четв. XVI в.]; НГМ. ОПИ. 11033 [Синодик и записи о вкладах, сделанных в Сырков мон-рь в Вел. Новгороде в 1675 г.- посл. четв. XVII в.]; РГАДА. Ф. 181. 146/213 [Кормовые, вкладные и данные книги, синодик ярославского Толгского мон-ря, XVII в.]; Ф.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Денежные затруднения Миссии начались несколько лет тому назад. Так, в конце 1911 года, как это можно видеть из представления начальника Миссии от 9 февраля 1912 г. 28, Миссия уже испытывала сильный недостаток в денежных средствах, вследствие чего, между прочим, был начат размен процентных бумаг, составляющих запасный капитал Миссии и Горненской женской общины. Последующие два с половиной года привели денежные дела Миссии в критическое положение. В настоящее время, по фактически обследованным данным, общая задолженность Миссии слагается из следующих отдельных статей разного рода долгов. Прежде всего, имеются большие долги по векселям и по текущему счету в разных банках. Из прилагаемой при сем справки видно, что по текущему счету Императорского Оттоманского банка, Немецко-Палестинского банка, Лионского кредита и по счетам банкирского дома Валеро начальник Миссии к 1 июля текущего года был должен 66.417 фр. и 10 сант., что составит на русские деньги по нормальному курсу (франк=37 ½ к.) 24.906 руб. 41 коп. Кроме этих главных кредиторов есть много мелких, например, дисконтер Израэль и частные лица. Количество таких мелких кредиторов и сумму долгов им не было возможности установить за неимением в делах Миссии каких-либо документов. Это мелкие, сравнительно, суммы взяты под частные расписки начальника Миссии или даже просто по словесному договору. Никаких заявлений по такого рода долгам, да и вообще по долговым обязательствам архимандрита Леонида, русскому генеральному консулу в Иерусалиме, кроме двух лиц, не сделано. По мнению консула, архимандриту Леониду и банки, и поставщики, и учреждения, и другие кредиторы верили не столько как частному лицу, сколько как начальнику Миссии, и поэтому не делали заявлений, не желая ронять авторитета столь высокого учреждения. Кроме того, до последнего времени архимандриту удавалось переписывать крупные свои долговые обязательства на новые сроки, делать, так сказать, конверсию своих долгов, при чем векселя его, и так уже обремененные большими процентами, отсрочивались с причислением этих процентов к капитальной сумме; совершались также и новые займы на еще более обременительных условиях для покрытия старых. Насколько велики проценты, платимые архимандритом Леонидом, видно из того, что за ссуду для своей поездки в Петроград по делам службы в конце 1912 года, на что ему потребовалось около 2.000 руб., он должен был заплатить кредиторам 50%. Из приходо-расходных книг Миссии видно, что только одному банкиру Валеро было уплачено процентов: за 1911 год – 168 руб. 82 к., за 1912 г. – 422 руб. 44 к.; за 1913 и 1914 гг. – 861 руб. 47 к. Можно думать, что не меньшие суммы процентов были уплачены или приписаны к капитальному долгу и другим кредиторам, но не попали в приходо-расходные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

В. И. Иванов. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в.     Богословский монастырь был самым древним и самым крупным в Важском уезде, хотя по общероссийским меркам того времени его скорее следует отнести к малым. Данная публикация продолжает издание хозяйственных книг Богословского Важского монастыря . Приходо-расходные книги – один из наиболее важных источников изучения хозяйственной жизни монастыря и всего региона. Основная часть записей отражает его торговые операции, промысловые занятия и выполнение различных работ . Кроме того они содержат массу интересных, часто уникальных сведений о разнообразных сторонах внутренней жизни обители, о местных культовых практиках, государственном управлении и судопроизводстве, о политических и военных событиях. На страницах источника упоминаются лица, о деятельности которых в период Смуты мало что известно или нет сведений вовсе. Удалось выявить 20 приходо-расходных книг, относящихся к периоду с 1601 по 1615 г. Все они хранятся в Государственном архиве Архангельской области (ГА АО), преимущественно в фонде 829 (Шенкурский (Важский) Иоанна-Богословский мужской монастырь), однако два источника оказались включены в фонд 191 (Николаевский Корельский третьеклассный монастырь) . Большая часть приходо-расходных книг – это книги казначеев (18 единиц). Так же как в XVI в., каждый казначей вёл приход и расход не только денег, но и «платья» (одежды и обуви), которым снабжали и старцев, и мирских служителей. Нередко в одной книге представлены и приход, и расход денег (шесть случаев), но чаще приход и расход денег и платья представляют собой отдельные единицы хранения. В одной из сохранившихся книг объединён расход денег и одежды (см. публикацию, документы 8). Редким, можно даже сказать уникальным, в практике русских монастырей является составление приходо-расходных книг келарем. Книга келаря Митрофана 1602/03 г. раскрывает интересные подробности его положения и обязанностей (см. публикацию, документ 4). Среди документов есть также одна приходо-расходная память монастырского слуги, посланного в Холмогоры для продажи ржи и закупки товаров для монастыря (см. публикацию, документ 1).

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Между тем в 1699 году монастырь устроил за городом, за Пятницкими проезжими воротами, часовню для сбору всякого подаяния, и при прежних порядках представлялся новый повод для личного обогащения игуменьи с сестрами и для подрыва общего благосостояния монастыря, церкви и причта. Поэтому о. Петр просил Святителя завести в монастыре приходорасходные книги 220 . В ответ на эту челобитную последовал указ Св. Митрофана об учреждении должности монастырской казначеи, которая должна назначаться по общему выбору сестер, «и ей казначее примать сборные всякие и часовничные и вотчинские деньги с запискою» 221 . Этот указ епископа почти совпал по времени с государевым указом о представлении в Приказ Большого Двора приходо-расходных книг «по вся годы» (1700 г.). Игуменья Ирина в ответ на этот последний указ обратилась с челобитной к великому государю, в которой просила освободить Покровский монастырь от представлений приходо-расходных книг на том оснований, что у них «за скудостью великою и книг приходных и расходных нет, а которые деньги дают им на милостыню, и те деньги дают им по рукам». Грамотой великого государя монастырь освобождается от представления приходо-расходных книг только в том случае, если за ним нет крестьянских и бобыльских дворов, оброчных статей и никаких доходов; в противном случае указ об обязательном представлении приходо-расходных книг сохранял свою силу и для Покровского монастыря 222 . А так как и крестьяне и угодья числились за монастырем, то приходо-расходные книги были вытребованы, и таким образом мероприятие епископа, подтвержденное светскою властью, возымело силу. Еще гораздо ранее этого дела Святителю пришлось обратить внимание на порядки управления в Покровском монастыре по поводу вмешательства в это управление донских казаков. Мы расскажем это дело со слов монахинь, заинтересованных в обелении своих порядков, – такой рассказ покажет нам, чего сами они не могли отрицать в строе своего монастыря. В 1685 году после Светлой недели игуменья Ульянея послала старицу Каптелину да с нею свою родную сестру старицу Домнику на Дон в Войско к казакам для милостыни на церковное строенье, с ведома преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Определили : Ведомости записать в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IX. Донесение комиссии (в составе: заслуженного ординарного профессора Василия Соколова, ординарного профессора Николая Заозерского и исправляющего должность доцента Евгения Воронцова), ревизовавшей кассу, приходо-расходные книги и другие документы редакции „Богословского Вестника“ и рассматривавшей отчёт редакции за 1901 год: „Во исполнение возложенного на нас поручения, мы, нижеподписавшиеся, произвели осмотр и проверку отчёта редакции за 1901 год, приходо-расходных книг, документов и денежных сумм её и о результатах честь имеем доложить Совету следующее: 1) Отчёт составлен правильно и с данными приходо-расходных книг согласно, причём обычные приложения к нему дают достаточно ясное понятие как об общем ходе деятельности редакции, так и об отдельных сторонах её, имеющих интерес для академической корпорации. 2) Приходо-расходные книги редакции находятся в исправности; листы, шнуры и печати в них целы, записи ведены чисто и в порядке, немногие, имеющиеся в них, поправки снабжены надлежащими оговорками. 3) Расходование сумм редакции производилось правильно, в согласии с теми нормами, какие установлены определениями Общих Собраний. 4) На произведённые редакцией уплаты имеются надлежащие расписки и оправдательные документы. —409— 5) Записи прихода и расхода ведены своевременно, транспорты и итоги верны. 6) Денежные суммы, долженствующие быть в распоряжении редакции по данным отчёта и приходо-расходных записей, как хранящиеся в Государственном Банке и Сберегательной Кассе, так и имеющиеся на руках у должностных лиц редакции, находятся в целости“. Определили : Принять к сведению. X. Отношения: а) Правления Рижской духовной семинарии от 14 октября за 976: „Правление Рижской духовной семинарии честь имеет препроводить при сём Совету Московской духовной академии документы бывшего преподавателя семинарии Μ.Μ. Тареева, именно: 1) послужной список; 2) кандидатский диплом; 3) метрическое свидетельство; 4) свидетельство о приписке к призывному участку и 5) свидетельство о посвящении в стихарь. О получении документов Правление семинарии просит уведомить. Жалованьем Μ.Μ. Тареев рассчитан по 5 сентября включительно“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

85 М. Mercat. Common, al. – В этом же 417 году Феодот скончался, по свидетельству блаж. Феодорита (в конце Ц. Ист.). – О времени собора ученые разногласят. Гарнерий относит его к 417 году, так как Феодот был жив не далее этого года. Бенедиктинцы (praef. с XXIV) относят собор к 418 или 420 годам, так как находят невозможным допустить, чтобы Праилий на расстоянии нескольких месяцев мог изменить свое мнение о Пелагии; соображение, очевидно, слабое. Норис относит антиохийский собор к 421 году, уверяя, без достаточных оснований, что Феодот в 421 году стал епископом антиохийским. (Hist.. Pel. II.4). Тильмон присоединяется к Гарнерию, хотя нерешительно (Tillem. Memoires. t. XIII. Note LXXIV). В пользу мнения Гарнерия можно указать и на, то, что для Героса и Лазаря естественно было домогаться как можно скорейшего нового рассмотрения дела Пелагия хотя бы уже для того одного, чтобы не оказаться клеветниками в глазах общества. Не без основания Гарнерий указывает точно даже на месяц, в каком был Антиохийский собор 417 года, именно, на октябрь: первое письмо Праилия к Зосиме, благосклонное к Пелагию, получено было Зосимою в сентябре 417 г., следовательно, и отправлено было к нему не позже августа 417 года. Поэтому рассмотрение дела Пелагия естественно приурочить к осеннему годичному собору Garner. Diss. II. Synod. X). А что Праилий в такое короткое время изменил свое мнение о Пелагии, в этом нет совершенно ничего странного, так как только на соборе он узнал подлинные убеждения Пелагия. 97 Epist. 181, 182 и 183 inter Augustin. Из того факта, что все эти три письма датированы одним числом, именно 27 Января 417 года, можно заключать, что 27 числа состоялось собрание римских клириков и епископов из ближайших к Риму городов, под председательством Иннокентия. На этом собрании были рассмотрены присланные из Африки документы и письма по делу Пелагия и Целестия и постановлено решение – отлучить их от церкви, если они действительно держатся приписываемых им заблуждений. 98 Praefio in t. X. s. August. Oper. c. XIV. p. 05. Что осуждение Целестия Аттиком произошло в начале 417 года, на это довольно ясно указывает свидетельство Меркатора, что по изгнании из Константинополя Целестий с великою поспешностию отправился в Рим, услыхав о занятии римского престола Зосимою. Отсюда легко понять, что осуждение Целестия в Константинополе почти совпало с избранием Зосимы на римский престол (См. Commonit. Merc, atiud. n. 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

XIII. Донесение комиссии (в составе Инспектора Академии Архимандрита Евдокима, экстраординарного профессора Александра Шостьина и исправляющего должность доцента Академии Сергея Смирнова), ревизовавшей, по назначению Совета Академии от 19 марта текущего года, кассу, приходо-расходные книги и другие документы редакции «Богословского Вестника» и рассматривавшей отчет редакции за 1898 год: «Честь имеем донести Совету Академии, что мы произвели ревизию кассы и приходо-расходных книг редакции «Богословского Вестника», рассмотрели отчет за 1898 год, составленный редакциею, и нашли следующее: 1) Все процентные бумаги редакции, а равно наличные деньги, которые должны быть по отчету, находятся в целости. 2) Отчет за 1898 год составлен согласно с приходо-расходными книгами. 3) Приходо-расходные книги ведены были надлежащим образом. Шнуры и печати находятся в них в целости; неточные записи исправлены с оговоркой и подписью секретаря редакции. 4) Редакционные суммы расходовались правильно. 5) Типографские счета исправно проверялись редакциею. 6) Оправдательные документы имеются для всех расходов». Определили: Принять к сведению. ΧΙV. а) Отношение Совета Братства Преподобного Сергия —260— для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии: «Сего 1899 года, 10 мая Совету Братства Преподобного Сергия разрешено было Общим Собранием членов Братства обратиться с просьбою в Совет Академии об учреждении стипендии имени Виктора Дмитриевича Кудрявцева в Московской Духовной Академии на условиях, какие Совет Братства находит желательными, и представить в экономию Академии требующуюся для учреждения стипендии сумму в пять тысяч восемьсот рублей. Представляя при сем государственную четырехпроцентную ренту на пять тысяч восемьсот рублей, Совет Братства Преподобного Сергия покорнейше просит Совет Академии о том, чтобы в текущем же учебном году было начато дело об учреждении означенной стипендии. Совет Братства желает, чтобы стипендия имени Виктора Дмитриевича Кудрявцева, долго бывшего профессором философии в Московской Духовной Академии, была назначаема одному из лучших студентов Академии, оказавшемуся таковым на приемных испытаниях и, притом, на ответах или экспромтах обнаружившему особые способности к занятиям философскими предметами, и оставалась за сим студентом во всё время обучения его в Академии, ежели со стороны его успехов, поведения и других обстоятельств не окажется к сему препятствий».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1) Последовательные сведения о вкладах содержатся также в нек-рых приходо-расходных книгах мон-рей кон. XVI в., напр., в приходной книге Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве 1585/86 г., в приходо-расходных книгах и обиходнике Иосифо-Волоколамского мон-ря (Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. 1996. С. 31-53; Тихомиров. С. 130-160). Окончательное отделение В. к. от приходных и приходо-расходных книг произошло в 1-й трети XVII - нач. XVIII в. Примером этому является рукопись из Белогостицкого мон-ря под Ростовом, содержащая в себе независимые друг от друга вкладные (1668/69-1702, без начала), приходо-расходные (1628-1745) и описные книги (посл. треть XVII в.) (РГБ. Ф. 178. 10933. Л. 1-17, 20-314 об., 316-377 об.). Достаточно долго - в отдельных случаях вплоть до сер. XIX в.- сохранялась практика записи вкладов в синодиках, характерная в первую очередь для небольших мон-рей. Зачастую причиной внесения соответствующих сведений в синодики было резкое увеличение числа вкладов. Напр., в перемышльском Резванском во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ре постоянная запись вкладов в синодик началась в 80-х гг. XVII в. Связано это было с тем, что после свадьбы царя Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной (1671) в Резванский мон-рь, где была похоронена бабушка молодой царицы - П. И. Раевская, начали поступать значительные пожертвования от родственников царя, соответствующие сведения были внесены в синодик ( Леонид (Кавелин). Церк.-ист. описание. 1863. С. 69-86). В монастырском синодике отражены вклады, поступавшие в Шаровкин мон-рь во имя Успения Пресв. Богородицы в Перемышльском у. (Там же. С. 1-68). (Др. примеры соединения синодиков с В. к. в монастырской документации см.: Там же; РГБ. Ф. 178. 8299.) Синодик Архангельского собора Московского Кремля наряду с именами вкладчиков указывает сумму вкладов (данные за 1848-1849, внесенные в рукопись XVII в.- РГБ. Ф. 218. 1518. Л. 149-154 об.).

http://pravenc.ru/text/158928.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010