Икона была передана на Русь, и несколько копий было снято с этого замечательного образа. Подлинник его сегодня хранится в Московском Кремле. Одна из самых древних копий с того образа, созданная в 1701 году, была помещена в Высоко-Петровский монастырь и находилась здесь до революционных лет, а потом была изъята, но в 1990-е годы по просьбе протоиерея Владимира Силовьева , руководителя Издательства Московской Патриархии , этот образ был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Отец Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря, выступил с инициативой возвращения этого образа в Высоко-Петровский монастырь. Отец Владимир Силовьев и приход согласились на то, чтобы вернуть этот образ в обмен на копию, которая усилиями отца Петра, наместника сей обители, была сделана и ближайшее время будет передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании». Также в дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольный крест, а каждому насельнику монастыря вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». Завтра, 3 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве. Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Богатые духовные традиции, необыкновенно глубокий молитвенный настрой богослужения, и главное — старческое руководство — все это привлекало внимание к Зосимовой пустыни. В начале века ее известность могла сравниться с известностью самой Оптиной в ее лучшие годы. Более чем за 20 лет своего руководства о. Герман вырастил учеников, которые уже сами могли принять на себя подвиг старчества. Именно эти отцы с частью братии (по благословению старца Алексия) перебрались после смерти о. Германа и закрытия пустыни в 1923 г. в Высоко-Петровский монастырь. Этим переходом отцы сменили свою лесную пустыню на пустыню духовную. В столицу богоборческого государства в те тяжелейшие для Церкви годы зосимовцы пришли с благовестием о неложных путях богопознания и духовной жизни. Они принесли сюда плоды своих пустыннических трудов: животворящий навык молитвы и укрепляющее слово старцев. Ощущая краткость отпущенных им дней, отцы не скрыли этот благодатный родник, но предложили напитаться от него всем жаждущим. Такое самораскрытие монашества миру, приношение в дар ему самых драгоценных плодов подвижничества было средоточием и главной особенностью бытия Высоко-Петровского монастыря в то время. Теперь, с расстояния прошедших лет, мы можем увидеть в этом особый Промысел Божий. Среди пришедших в Высоко-Петровский монастырь отцов был один из ближайших учеников о. Германа архимандрит Агафон , в схиме — схиархимандрит Игнатий (Лебедев; †1938). Его духовной дочерью и стала Валентина Петровская. В монастыре у о. Агафона была самая большая паства как среди монашествующих, так и среди мирян. Матушка, которую старец познакомил со своим синодиком, вспоминает, что в нем содержалось около 400 имен его духовных чад. Владыка Варфоломей назначил о. Агафона своим наместником, и он, вместе с самим владыкой, сыграл ключевую роль в созидании на новом месте духовного братства. Покинув, как и многие иноки в то время, стены своего родного монастыря, отцы считали, что несмотря на жесточайшие гонения, в условиях которых жила Церковь, монашество не должно угаснуть. Поэтому свои главные усилия они направляли именно на поддержание традиции духовной жизни, ключ к которой видели в делании послушания. Пастырское окормление, исповедание помыслов учеником и его послушание старцу — вот основа монашества, которую они во что бы то ни стало стремились сохранить. Братия монастыря незаметно для большинства молящихся пополнялась иноками и инокинями, — юношами и девушками, постригаемыми уже тайно. Они оставались на своей мирской, “советской” работе или учебе, что входило в их монашеское послушание, и одновременно под руководством старцев постигали основы духовной жизни. Так, по выражению самой матушки Игнатии, Высоко-Петровский монастырь стал “пустыней в столице” 5 .

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Экспозиция охватывает три десятилетия скрытной жизни подпольных общин ЖМП 10 октябрь 2015 /  9 декабря 2015 г. 14:25 Тайное и явленное ПЕРВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОДПОЛЬНЫХ ОБЩИНАХ, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ОБИТЕЛИ В 1920-1950-Е ГОДЫ Смыслы. Скит над городом «Мы не хотели рассказывать ни об истории Церкви в этот период, ни о политике советской власти в ее отношении, — говорит организатор и соавтор (вместе с руководителем Научно-издательского центра " Индрик " Константином Вахом) экспозиции старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук Алексей Беглов. — Наша выставка скорее о внутренней жизни монастыря того времени, о том, как строились и развивались тайные общины, какие духовные узы связывали их членов, в соответствии с какими принципами они сохраняли аскетическую традицию. Высоко-Петровский монастырь не был первым, где после революции возникли подобные объединения православных христиан. Известно как минимум о двух петроградских обителях, где тайные монашеские общины существовали уже в 1922 году. Но опыт Высоко-Петровского монастыря, где такие сообщества начинают складываться с 1924–1926 годов, уникален по двум причинам. Во-первых, сейчас уже хорошо известны детали их устроения, благодаря тому, что советское время сумели пережить некоторые их члены, успевшие передать ценнейшие сведения современному поколению исследователей. Во-вторых, тайные общины Высоко-Петровского монастыря беспрецедентны по величине. Число тайных пострижеников одновременно достигало двухсот ­человек». Только синодик самого известного духовника Петровской обители — отца Игнатия (Лебедева) — насчитывал около четырех сотен имен духовных чад. Небольшая по площади (всего лишь один из залов верхней анфилады Нарышкинских палат, освобожденных недавно съехавшим отсюда Государственным литературным музеем), экспозиция тем не менее вместила несколько уникальных экспонатов. Прежде всего это мемориальное наследие двух из четырех канонизированных отцов Высоко-Петровского монастыря — преподобномучеников Феодора (Богоявленского) и Игнатия (Лебедева).

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

И он так живо представил себе все это, что даже улыбнулся сквозь слезы. Птички, сидевшие на ветвях каштанов, громко чирикали и пели; им было весело, хотя только что присутствовали при погребении, но они ведь знали, что умерший теперь на небе, что у него выросли крылья, куда красивее и больше, чем у них, и что он вполне счастлив, так как вел здесь, на земле, добрую жизнь. Йоханнес увидел, как птички вспорхнули с зеленых деревьев и взвились высоко-высоко, и ему самому захотелось улететь куда-нибудь подальше. Но сначала надо было поставить на могиле отца деревянный крест. Вечером он принес крест и увидал, что могила вся усыпана песком и убрана цветами, — об этом позаботились посторонние люди, очень любившие доброго его отца. На другой день рано утром Йоханнес связал все свое добро в маленький узелок, спрятал в пояс весь свой капитал, что достался ему в наследство, — пятьдесят талеров и несколько серебряных монет, и был готов пуститься в путь-дорогу. Но прежде он отправился на кладбище, на могилу отца, прочел над ней “Отче наш” и сказал: - Прощай, отец! Я постараюсь всегда быть хорошим, а ты помолись за меня на небе! Потом Йоханнес свернул в поле. В поле росло много свежих, красивых цветов; они грелись на солнце и качали на ветру головками, точно говорили: “Добро пожаловать! Не правда ли, как у нас тут хорошо?” Йоханнес еще раз обернулся, чтобы взглянуть на старую церковь, где его крестили ребенком и куда он ходил по воскресеньям со своим добрым отцом петь псалмы. Высоко-высоко, на самом верху колокольни, в одном из круглых окошечек Йоханнес увидел крошку домового в красной остроконечной шапочке, который стоял, заслонив глаза от солнца правою рукой. Йоханнес поклонился ему, и крошка домовой высоко взмахнул в ответ своей красной шапкой, прижал руку к сердцу и послал Йоханнесу несколько воздушных поцелуев — вот так горячо желал он Йоханнесу счастливого пути и всего хорошего! Йоханнес стал думать о чудесах, которые ждали его в этом огромном, прекрасном мире и бодро шел вперед, все дальше и дальше, туда, где он никогда еще не был; вот уже пошли чужие города, незнакомые лица, — он забрался далеко-далеко от своей родины.

http://azbyka.ru/fiction/snezhnaya-korol...

Из буклетов: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь и Высоко-Петровский монастырь в ХХ веке. Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы: В 2016 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Церковь Пахомия, 1753-1755 гг.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 7) были выполнены работы: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока, реставрация гульбища. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) выполнена реставрация фасадов, архитектурно-лепного и белокаменного декора; ремонт медной кровли, окрытие выступающих частей здания медью. В 2017 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) В церкви Петра Митрополита велись работы по реставрации фасадов с укреплением кирпичной кладки, по устройству белокаменных полов, воссозданию оконных и дверных заполнений с воссозданием фурнитуры, ремонтно-реставрационные работы по кровле. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) велись следующие работы: реставрация фасадов, укрепление кирпичной кладки стен, сводов, проездной арки и стилобата, реставрация белокаменного цоколя, устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием белокаменных водометов и пинаклей, устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, устройство белокаменных и деревянных полов, реставрация кровли, устройство системы водостока. В 2018 г. реставрационные работы проводились на двух монастырских объектах культурного наследия: 1) На монастырском объекте Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г. (ул. Петровка, 28, стр. 9) велась реставрация фасадов четверика и апсиды, включая белокаменный декор, ремонт и реставрация конструкций крыши четверика и окрытия, глав, завершений храма (кресты, подкрестные шары). 2) На церкови Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. (ул. Петровка, 28, стр. 10) проведена реставрация фундамента, ступеней крыльца и галереи (включая облицовку), устройство отмостки, реставрация живописи. Все реставрационные работы на этом объекте были завершены в 2018 г.

http://sobory.ru/article/?object=03404

     Подчеркивая важность читаемых Евангелий и всего богослужения Страстной седмицы, церковные песнопения побуждают нас быть особо внимательными и сосредоточенными, оставив хотя бы на время попечения житейские : «Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, душы наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, иже на небесех, от лукаваго избави нас» 68 (ТП. Л. 436).      Побудив нас к особому вниманию, Святая Церковь снова в своих песнопениях прославляет жену, помазавшую Господа миром, и приводит в пример предательство злочестивого сребролюбца Иуды, напоминая нам, что корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим. 6:10 ): «Милостию Богови послужим, якоже Мария на вечери, и не стяжим сребролюбия, яко Иуда: да всегда со Христом Богом будем.      На тридесятих сребренницех Господи, и на лобзании льстивном, искаху иудее убити Тя. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети» 69 (ТП. Л. 436).      В следующих антифонах снова слышится урок смирения, снова вспоминается умовение ног Спасителем: «На умовении Твоем Христе Боже, учеником Твоим повелел еси: сице творите, якоже видите. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети» (ТП. Л. 437). Далее вновь говорится о необходимости бодрствовать: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, учеником Твоим, Христе Боже наш, глаголал еси. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети» (ТП. Л. 437), так как в следующем Евангелии будет читаться о предательском взятии Спасителя под стражу. Тема духовного бодрствования очень важна. Непосредственно эти слова Спасителя обращены к Его ученикам, но через них — и ко всем христианам. Поскольку Петр оказался слишком смел на словах, равно как и прочие ученики, то Христос изобличает их нетвердость как людей, говоривших необдуманно, и в особенности обращает речь к Петру, говоря, что трудно будет сохранить верность Господу тем, кто и одного часа не мог бодрствовать. Но, обличив, снова успокаивает их, потому что они задремали не по невниманию к Нему, а по немощи. И мы, если видим немощь свою, то будем молиться, дабы не впасть в искушение. К этому постоянному духовному бодрствованию призваны все христиане, без этого постоянного несения своего Креста не может быть спасения, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ). Поэтому и слышим мы снова: «Поставиша 70 тридесять сребренников, цену Цененнаго, Егоже оцениша от сынов израилевых 71 . Бдите и молитеся, да не внидете во искушение, дух убо бодр, плоть же немощна: сего ради бдите» (ТП. Л. 439).

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

М. неизменно проявлял лояльность к имп. Юстиниану. Он сообщает об издании императором эдиктов, облегчающих налоги для широких слоев населения, об укреплении законодательства, о мерах против произвола чиновников ( Ioan. Malal. Chron. P. 437, 439-440, 444, 448), о щедрых пожертвованиях на восстановление городов Востока, пострадавших от землетрясений (Ibid. P. 430, 436-437, 448, 450, 485), отмечает строительную деятельность Юстиниана в К-поле и др. городах (Ibid. P. 427, 435-436, 445). Хронист приводит также описание внешности и характера Юстиниана, отмечает его красоту, открытость и великодушие (Ibid. P. 425). Однако эти детали говорят лишь о том, что хронист придерживался обычая почитания властей, избегал двусмысленных суждений по адресу императора и в то же время не описывал его роль в жизни страны. И. М. не входил в придворный круг, он обращался к широкой аудитории и не мог себе позволить дать критические оценки правления Юстиниана, подобные тем, что содержатся в сочинениях его современников Прокопия Кесарийского и Иоанна Лида. Представления И. М. о политическом устройстве Римской и Византийской империй, о подробностях борьбы за имп. престол очень приблизительны; он допускает ошибки в описании обстоятельств смены императоров и их последовательности, при этом крайне сложно определить, какие из ошибок связаны с недостатками знаний И. М., а какие содержались в утраченных источниках, к-рыми он пользовался. Судьба хронографии И. М. В Византии и славянском мире хронография была широко известна. В VI в. с ней был знаком церковный историк Иоанн Эфесский , который использовал труд И. М. как один из источников для 2-й ч. «Церковной истории», посвященной событиям c IV в. до 571 г. Прп. Иоанн Дамаскин ссылался на хронографию И. М. в трактате «Об иконах» ( Ioan. Damasc. De imag. III//PG. 94. Col. 1369), называя хрониста «Иоанн Антиохийский или Малала». Текстом И. М. пользовались визант. придворные писатели круга имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.). Несколько фрагментов сохранилось в трактатах «Об интригах» и «О доблестях и жизни» ( Constantini Porphyrogenneti Excerpta de insidiis/Ed.

http://pravenc.ru/text/471366.html

Где есть Христос Господь, там есть и Третья Ипостась – «Дух Его» (416), Дух Святой, Свидетель Истины. «Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательств Истины» (436). Дух Святой – это Светильник, это Дух Истины. Он учит «всякой истине, испытывает глубины Божии, открывает и изъясняет тайны, дарует и вещественные познания, когда они нужны для духовной пользы человека» (426). Он «истинный наставник христиан. Его органами были Пророки, Апостолы и другие угодники Божии: Он говорил ими» (409). Дух Святой «был учредителем и воспитателем христианства!» Он «основал Церковь », поддерживал её «чрез посредство избранных мужей, служивших Духу только орудиями!» (551). Учение Духа Святого – «учение живое», дышащее жизнью и блистающее светом. Учение людей в падшем человеческом естестве не имеет должного света, оно мертво, льстит слуху, страстям, усиливает власть духовной смерти. Иное – «дивное чудо» – там, где действует Дух-Учитель. Там, «произносящий слово Божие и слушающий его, разделяют между собою учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не своё слово, но слово Божие, – слушающий ощущает, что слышит слово Божие; всё внимание его привлечено к оживляющей его духовной силе... В храме душевном опрокинут, извергнут из него идол «я»; в этом храме, очищенном от скверны запустения, разливается благоухание Святого Духа» (416). В случае непозволительного, гордого отвержения велений Святого Духа и замены их «своими уставами», начинаются бедствия. «Вот где причина всеобщего расстройства, – указует Святитель, – причина падения христианства, падения нравственного, всегда предшествующего расстройству гражданскому, предвещающего это расстройство» (454). Потому-то святой Игнатий настаивает: «Желающий непогрешительно последовать Истине, должен пребывать в учении, запечатлённом, засвидетельствованном Духом Святым» (436). «Пребудем в верности Святому Духу. Он Пресвят и Пречист, – почивает в одних чистых и святых, любит смиренных, доказывающих своё смирение не чем-нибудь наружным, но повиновением ума Евангелию и Церкви. Он отвращается от своеразумных, отделяющихся от единства Церкви для какой-нибудь мысли, льстящей уму и сердцу. Он удаляется от них и приступает к ним тёмный дух прелести. „Одна мысль ложная, – сказал некоторый святый Отец, – может низвести в ад“» (456).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Щук. 436. Л. 303 об.- 304 об.; Охотникова В. И. Житие Никандра Псковского в редакциях XVII в.//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 483). Т. о., к 1663 г. на гробе Н. находились 2 его изображения: одно - на шитом покрове, другое - писаное, возможно нагробная икона. Далее, в рассказе еще об одном чуде, упоминается икона Н., перед к-рой сами собой зажигались свечи: «...у местных образов Пречистыя Богородицы и преподобнаго Никандра и на лампаде у гроба преподобнаго Никандра, церкви же полне сущи благоухания многа» (ГИМ. Щук. 436. Л. 304 об.). Т. о., к 1662 г. уже была написана икона с единоличным образом Н., названная в Житии местным образом. Древнейшим сохранившимся изображением Н. является шитый образ на покрове (ПИАМ), который А. В. Силкин датирует сер. XVII в. (до 1662) и отождествляет с покровом, упоминаемым в Житии ( Силкин. 2016. С. 373). Святой представлен в рост (фигура коренастая, приземистая), в традиционных монашеских одеждах: темно-коричневой с холодно-красным оттенком мантии, светло-оливковой рясе, синей схиме с Голгофским крестом и опущенном на плечи синем куколе. У преподобного высокий лоб с большими залысинами и рядом морщин, который обрамляют черные короткие волосы (серебристо-белыми вертикальными линиями, возможно, обозначена проседь), дугообразные брови, смотрящие вверх карие глаза, прямой нос, длинная, спадающая крупными волнистыми прядями и сужающаяся книзу темно-коричневая борода. В изображении лика сделана попытка передать объем с помощью стежков личного шитья, положенных по форме и создающих ощущение округлости; этот прием сочетается с тонкими темными линиями рисунка. Правая рука преподобного с благословляющим жестом, в левой - свернутый свиток. По сторонам серебристого нимба надпись: «СТЫЙ ПРП(д)БНЫ(й) (т)ЦЪ НИКА(н)ДРЛ ПСТЫННЫЙ ЖИТЕЛЬ». Митр. Евгений (Болховитинов) в описании Никандровой пуст. упоминает, что в монастырской ризнице было «7 покровов на гробницу Преподобного, парчевых и шитых» ( Евгений (Болховитинов). 1821. С. 26-27). Прп. Никандр Псковский.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

17 Воронов Л., прот. Конфессионализм и экуменизм… С. 281. 18 Афанасьев Н., протопресв. Прием в Церковь из схизматических и еретических обществ./Сб.: Православие и экуменизм… С. 219. 19 Филарет, митр. Московский. Разговоры между испытующим и уверенным в Православии Восточной греко-российской Церкви. М.: 1833. С. 27. 20 Карташев А. Соединение Церквей в свете истории./Сб. Православие и экуменизм. С. 151. 21 Постановление Собора 1971 года гласит: «Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими». 22 Воронов Л., прот. Конфессионализм и экуменизм… С. 275. 23 Воронов Л., прот. Там же. С. 275. 24 Воронов Л., прот. Конфессионализм и экуменизм… С. 282. 25 Впервые опубликовано в: Irenicon . Paris. 1963, n. 4, р. 436-475. Мы пользуемся изданием: б/м. 2001. 26 «Для евхаристической экклезиологии и Православная Церковь, и Церковь Католическая являются Церковью, или, точнее, каждая местная Церковь обеих групп остается Церковью, как до «разделения», так и после него. Думать, что устранение догматических разногласий является условием объединения Церквей, равносильно тому, чтобы утверждать себя в разделении. … Через усилие этой любви Православная Церковь может восстановить общение с Католической Церковью, несмотря на догматические разногласия с нею, не требуя от нее отказа от тех учений, которыми она отличается в настоящее время от Православной, так как «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» ( 1 Кор 13, 4 ). Если Православная Церковь находилась бы в братском общении с Католической до I Ватиканского Собора, то она могла бы, не принимая решения Собора, не прерывать своего общения, покрывая правдою Любви неправду догмата». (См.: Una Sancta. Р. 436-475.) 27 Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 1. 15, 1. 17. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Сб. Докладов и документов. СПб.: Изд. СПб. Епархии. 2000. С. 118-119.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otnoshenie-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010