И во единаго Единороднаго — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденнаго, — не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершеннаго, не отсек и не отпрыск безстрастнаго Естества, но Сына самосовершеннаго, живаго и действеннаго; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца, да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына (Иоан. 5, 23); Бога истиннаго от Бога истиннаго, как говорит Иоанн в соборных посланиях: И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Иоан. 5, 20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелаго, подобный Отцу, как говорит Господь: видевый Мене, виде Отца (Иоан. 14, 9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: род бо Его кто исповесть (Иса. 53, 8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков низшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Котораго по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: никтоже возмет душу Мою от Мене: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Иоан. 10, 18). По сему–то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас в начало путей (Прит. 8, 22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из котораго Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: днесь со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43), в который восходил и Павел; — показал вхождение на небеса, идеже предтеча вниде о нас Господний человек (Евр. 6, 20), в котором будет судить живых и мертвых. 2) Равно веруем и в Духа Святаго, вся испытующаго, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), анафематствуя все учения, мудрствующия противное этому. Не представляем себе Сыно–Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным ( μονοοσιον α οχ μοοσιον), и тем отрицая бытие Сына.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

По сей то причине и блаженные Евангелисты, предавшие для всегдашнего воспоминания словеса Господни, в начале Евангелий пишут то, что касается нашего Искупителя, дабы после того, как они сначала изобразили Господа как Творца (всего), и то, что они повествуют о делах Его, вызывало веру. Как могли бы они заслужить доверие, повествуя о слепом от чрева матери и о других слепцах, которые прозрели, о мертвецах, которые воскресли, о претворении воды в вино, о прокаженных, которые получили очищение; если бы они не изобразили Его виновником (сего), пиша: в начале бе Слово (Ин. 1. 1) или, как Матфей: Тот, Кто родился от семени Давида, Он есть Еммануил и Сын Бога Живого, — от Которого вместе с арианами отвращают лице свое иудеи, а мы, познав Его, поклоняемся Ему? Почему и Апостол, наставляя других чрез послания приличествующим образом, сыну своему (Тимофею) с особенною ясностью напоминает не оставлять в небрежении того, чему он был от него научен, и заповедует ему так: поминай Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему (2 Тим. 2, 8). А когда он говорит ему, что сие им и во всякое время должно быть хранимо в памяти, то пишет ему также и следующее: в сих поучайся, в сих пребывай (1 Тим. 4, 15)! Ибо непрестанное размышление и хранение в памяти Божественных словес укрепляет страх Божий, любовь к Нему делает неотторжимою и непреодолимою, подобно тому, как с дерзновением изрек тот, кто так разумел о себе и о мудрствующих согласно с ним: кто ны разлучит от любве Божия (Рим. 8, 35)? Ибо те…….. притча, подобная сей притче: пленицами же своих грехов злый затязается (Прит. 5, 22). 5) Иудеи, хотя знали сие, однако умыслили поступить с Господом бесчестно, забыв таким образом, что они сами на себя навлекают гнев Божественный; и посему со скорбью взывает о них Божественное определение: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Пс. 2. 1)? ибо тщетно было намерение иудеев, поелику они поставили смертный приговор по отношению к (Источнику) Жизни и безумие замышляли против Разума Отчего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

…тесны врата и узок путь… – Мф. 7:14 . …выпускает его. – Обычно позднеантичные авторы рассказывают, что гадюка выпускает свой яд перед совокуплением с муреной. Возможно, модификация мотива вызвана дидактическими нуждами использования для проповеди: вспомним смущение, с которым Василий Великий приводит в «Шестодневе» прежнюю версию (РО 29, стлб. 160). Смоковные листья – намек на прикрытие наготы Адама и Евы после грехопадения ( Быт. 3:7 ). Заматеревший во днях лукавых. -Ср. Дан. 13:52 . Всякому мужу глава Христос… – 1Кор. 11:3 . 12 .О МУРАВЬЕ Соломон сказывал… – Прит. 6:6 . …к притче о девах мудрых и неразумных. – Ср. Мф. 25:8 : «Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла " ». …чтобы буква тебя не умертвила… – Ср. 2Кор. 3:6 . Закон духовен. – Рим. 7:14 . …в Книге Иова сказано… – Иов 31:40 . 13 .О СИРЕНАХ И КЕНТАВРАХ Молвил пророк Исаия… – Имеется в виду место ( Ис. 13:21–22 ), русский перевод которого сильно разнится с текстом Септуагинты. Роковое пение сирен описывается уже в «Одиссее», XII, 44–192, а их облик, полуженский-полуптичий, запечатлен в памятниках античного искусства, начиная с греческой архаики. …человек с двоящимися мыслями… – Иак. 1:8 . …образ благочестия имеют… -Ср. 2Тим. 3:5 . …ласкательством своим и красноречием… обольщают сердца простодушных. – Рим. 16:18 . Худые сообщества… – цитата из Еврипида или Менандра, приведенная уже у апостола Павла ( 1Кор. 15:33 ). 14 .О ЕЖЕ Хитрость ежа сопоставляется с хитростью лисицы уже в древнегреческой пословице и часто упоминается у античных авторов. …истинному винограднику… – Ср. Ин. 15:1 . 15 .О ЛИСИЦЕ Хитрость лисицы – поистине универсальный мотив. Рассказ о том, что она будто бы прикидывается мертвой, приманивая птиц, известен Оппиану («О рыбной ловле», II. 107 слл.; «О псовой охоте», III, 457). …Ирод уподобляется лисице… – Лк. 13:32 (речь идет об Ироде Антине, сыне Ирода Великого). …лисицы имеют норы… – Мф. 8:20 . …в Песни Песней Соломон говорит… – 2:15. Давид в Псалтири говорит… – Пс. 62:11 (в подлиннике речь идет, собственно, о шакалах, которым более свойственно поедать на поле брани убитых и умирающих воинов).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Что же касается иерусалимской толпы, то она просто восприняла слова Иисуса как нечто недопустимое, вызывающее, фамильярное. В 18-м стихе пятой главы следовало бы перевести не «делая Себя равным Богу», а «говоря с Богом панибратски» (вызывающе, как с приятелем, как капризный ребенок с отцом и т. п.). Речь здесь идет не о равенстве Сына Отцу, а об особых, уникальных и неповторимых отношениях между Богом и человеком, понять смысл которых со стороны просто невозможно. Один из французских писателей XX в. возмущался новыми переводами Библии и Литургии. Он говорил, что Библию, где к Богу обращаются на «Ты», нельзя читать, подобно тому, как нельзя посещать храм, где происходит то же самое. Дело в том, что в старой французской Библии — как в Ветхом, так и в Новом Завете — к Богу Отцу, к Иисусу и к Матери Божией всегда обращались только на «Вы». Поэтому сегодня читать библейские тексты в старых французских изданиях просто забавно. Достаточно попробовать, например, в стихе, звучащем по-славянски: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…», заменить «помилуй» на «помилуйте» и «Твоей» на «Вашей»… Такой текст не вызовет в нас ничего, кроме улыбки. Встретив исцеленного в храме, Иисус говорит ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (5:14). Похожие слова мы услышим вскоре еще раз. В 8-й главе Иисус скажет схваченной во время свидания с любовником женщине, которую к Нему привели: «И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши» (8:11). Эти слова — «не греши больше» — всеобъемлющая формула покаяния. Устами Иисуса Бог призывает грешника не возвращаться к греху. Об этом с грубоватой образностью сказано в Притчах Соломона: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Прит. 26:11). Потом этот стих повторит апостол Петр: «Не возвращайся к своему греху, как пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22). Вообще в книге Притчей Соломона мудрость достаточно архаична, мысль не одевается здесь в изящные одежды, все называется своими именами. И Петр, человек простой, с легкостью употребляет эти грубые афоризмы, которые ему по душе. Итак, не греши больше, не возвращайся к тому, от чего ушел. В этом призыве заключено нечто сердцевинное, связанное с покаянием вообще и с таинством покаяния в частности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Шестой ангел, имеющий власть над огнем, выходит от жертвенника; здесь явная параллель с 6:9–11; 8:1–5; 9:13; 16:7. Снова проявляется связь между жертвой и молитвой святых и пришествием Царства Божьего. Метафора Божественного суда, описанного как процесс изготовления виноградного вина, восходит к Ис. 63:1–6 . Кровь сравнивается с виноградным соком, истекающим из виноградного пресса (точила): и потекла кровь из точила даже до узд конских (20). Очевидна гиперболизация образа. В 1 Енох. 100 говорится о войне в конце истории земли, когда отцы и сыновья будут сражаться друг с другом, а братья убивать своих братьев так, что «потоки крови хлынут… а кони будут по грудь погружаться в кровь нечестивых, а колесница потонет в ней». Подобным же образом иудеи описывали кровавые деяния римлян в эпоху Адриана: «Они убивали людей [из Бефера] не останавливаясь, так что кони по ноздри погружались в потоки крови, а кровь вливалась в море и обагряла его на протяжениии четырех миль. Если вы думаете, что Бефер находился на берегу моря, то ошибаетесь, так как он лежал в сорока милях от него». Пророчество Иоанна – типичная апокалиптическая картина суда в день второго пришествия Христа и должно истолковываться в свете апокалипсиса. 15:1 – 16:21 Семь чаш гнева После большого отступления в гл. 12–14 Иоанн возвращается к теме мессианских судов конца времени. Число семь и здесь, как и в случае семи печатей и семи труб, сохраняется, однако символизм в значительной мере искажается в некоторых переводах, где речь идет о чаше гнева (в 15:7 и по всей гл. 16). Это греческое слово обычно используется в его бытовом значении как посуда (так, вероятно, в Отк. 5:8 ), но оно может означать и сосуд для пития (см., напр.: Прит. 23:31 ). Частое использование выражения чаша гнева в качестве ветхозаветного символа суда предопределяет его смысловое значение здесь (из многочисленных примеров следует упомянуть Иер. 25:15; 49:12 ; Иез. 23:31–32 ; Авв. 2:15 ). Особый интерес с этой точки зрения представляет Ис. 51:17,22 , где речь идет о «чаше» и «кубке» гнева ( в русской синодальной Библии в обоих случаях – «чаша»). (Большинство переводчиков ошибочно передают «кубок» словом «чаша».) Поскольку Иоанн сам использует символику пития из чаши Божьего гнева в 14:10 и 16:19, создается впечатление, что тот же образ доминирует и в изображении судов в гл. 15–16.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это удивительное толкование слов св. Павла совершенно устанавливает, что католическое учение есть залог, вверенный церкви, и что для отличения этого учения от всякого человеческого нововведения, существуют три средства: древность, единодушие, вселенскость. Достаточно, чтобы учение было новым, чтобы оно не могло принадлежать к залогу, вверенному Иисусом Христом церкви; таким образом, с католической точки зрения, новость есть необходимый признак ложности. «Все новое, говорит Викентий Лиринский , все, о чем прежде не слышали, как о проповедуемом все это не принадлежит религии, все это искушение» (§ XX). «Если это так, продолжает тот же святой (§ XXI), то я не могу достаточно надивиться безрассудству некоторых людей, нечестию и ослеплению их ума, их страсти к заблуждениям, которые заставляют их не довольствоваться правилом веры, данным однажды и принятым издревле; они постоянно домогаются все нового и нового; они постоянно желают прибавлять, изменять и кое-что уменьшать в религии; как если бы небесный догмат, раз открытый, был не достаточен для них; как если бы этот догмат был человеческим изобретением, которое может достигать совершенства только посредством видоизменения и даже непрерывного исправления. Но божественные пророки взывают к ним: Не переходи пределов, положенных отцами твоими ( Прит.22:28 ). Не восставай против твоего судьи ( Еккл.8 ), Кто разрушает забор, будет укушен змеею ( Еккл.10:8 ), А вот и следующие апостольские слова, которыми, как духовным мечем, отсекались и всегда будут отсекаться все преступные новшества всех еретиков! О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись некоторые уклонились от веры ( 1Тим.6:20,21 ). И после подобных слов встречаются еще люди достаточно тупоголовые, с упрямством и упорством достаточно необузданными, чтобы не быть пораженными этими словами, упавшими с неба, – чтобы не быть раздавленными их бременящей тяжестью, не быть разбитыми этим молотом, не быть ниспровергнутыми этим громом. Отвращайся, говорит он, негодных словесных новшеств. Он не говорит предметов старинных, древних; напротив он показывает, что именно им необходимо предаваться. Поистине необходимо отвращаться новшеств, необходимо следовать древности».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

154. ε ο ε ε υ - " и из двух и в двух " естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472). 155. Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195-196 (PG94. 998В). 156. Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А). 157. См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: " Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению " (примеч. 1: " " εο, Арий может означать неистового, исступленного) " (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: " " εο, собств., в пер. воинственный, храбрый; ε-, поэт., ( " , ο) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный " . 158. Прит.8:22,25. 159. Ин.14:30. 160. Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А). 161. Еф.4:13. 162. Евр.5:13-14. 163. В греческом тексте стоит множественное число слова " рай " . 164. Ин.14:2. 165. Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: " Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы " (Лествица... С.174). 166. Преп. Иоанн Лествичник в заключение " Лестницы " говорит: " Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13) " (Лествица... С.251-252) 167. Ин.10:9. 168. ο οο - преддверие, притвор, передний двор (НЗ). См. у преп. Максима Исповедника в Вопросоответах к Фалласию 10: " Пребывающих еще в преддверии божественного храма добродетелей " (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/585/...

15 «In Scripturis, – говорит блаж. Августин, – per homines more hominum loquitur Deus.» De civ. Dei. lib. 17. cap. 6; и в другом месте: «Nulla locutionis genere loquitur Scriptura, quod in consuetudine hominum non inveniatur, quia utique hominibus loquitur.» De Trinit. lib. 1. cap. 13. 16 «Многое в Писании надобно принимать так, как сказано (то есть в собственном буквальном смысле); другое иначе, нежели как говорится (т. е. в переносном смысле), напр. в этом месте: пастися будут вкупе волк со агнцем ( Ис.11:6 )», – говорит св. Златоуст. Бесед. на псал. 46. 19 Кроме того, по указанию св. Церкви: «в Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил слжитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна». Догмат. 5-го гласа. 20 Розыск. стр. 366. – Св. Златоуст говорит: иное (в Писании) надобно принимать двояко: представляя и то, что подлежит чувствам, а вместе принимая и то, что под чвственным покровом созерцается умом, как напр. в том, что говорится о приношении Авраамом сына своего в жертву. Знаем, что он приносил сына своего, но кроме того созерцаем здесь и нечто другое, сокровенное, то есть, крест. Подобно сему и в агнце египетском видим опять образ страдания Христова». Бесед. на псал. 46. 21 «В притчах не нужно все изъяснять применительно к буквальному смыслу; но узнавши цель, для которой она сказана, обращать это в свою пользу и более ничего не испытывать». Злат. Бесед. 64 на Еванг. Матф. 22 Св. Исидор Пилус. в письме к пресвит. Мартин. говорит, что в священном Писании «подобие берется не в полном объеме, но только в том отношении, которое служит для объяснения речи; все прочее остается без приложения. Так Христос называется львом по царскому достоинству и силе непобедимой ( Быт.49:9 ); праведник называется львом по спокойствию и безбоязненности ( Прит.28:1 ); наконец диавол называется львом по лютости и кровожадности ( 1Пет.5:8 )». См. перев. в Христ. чт. 1828. част. 31. стр. 47 – 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1903, 118—119).    He в одном великом, но и в малом, короче, во всей человеческой жизни, с тысячью входов и выходов, слово Божие, по мысли о. Иоанна, служит тем, чем было оно для псалмопевца: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118:105). «Встал с постели, — перекрестись и скажи: «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам» (из утренн. славословия); моешься — говори: «омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50:9); надеваешь белье, — думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: «сердце чисто созижди во мне, Боже»; обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: «дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12); идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лидем Божиим и говори: «стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 118:133)... Подлинно, «благочестие на все полезно»« (1 Тим. 4:8). Параграф II    «Безрукий», замечает в одном месте своего сочинения «О героях» Карлейль, «может ходить, пока еще у него остаются ноги; но без нравственности его рассудок беспомощен; а совершенно имморальный совсем уже не в состоянии ничего знать. Прежде, нежели узнать какой-либо предмет, для этого требуется полюбить его и ему симпатизировать, т. е., находиться к нему в реальном отношении» (Carlyle Thomas, On Heroes, Hero-worship and the Heroic in History, London, 1904, p. 99). Вся жизнь о. Иоанна представляет собою непрерывный подвиг деятельной любви — высшей «богословской» добродетели (1 Кор. 13:18), а это обстоятельство чрезвычайно важно в деле постижения христианской истины.    Олицетворяемая в живом Боге-Спасителе (Иоа. 14, 6), эта истина сама, прежде всего, возлюбила нас от создания мира (1 Иоа. 4, 4. 19). Но мы-то, в ограниченности своей греховной природы, далеко не всегда на эту любовь отвечаем любовью. Очень многие почти совсем не восприимчивы к истине, а наперед должны еще сделаться таковыми, чтобы и последняя, в свою очередь, явилась пред ними в своей бесподобной красоте. А тот, духовное око которого еще не просветлело до созерцания христианской истины, не может ни путем научных доводов, ни каким-либо иным способом постигнуть ее; тем более такой не в состоянии, хотя бы и хотел того, формировать научное основание истины или опытного с ней ознакомления: «ученость глупых — глупость» (Прит. 16:22). Другими словами: твердое христианское убеждение возможно только под условием предшествующего ему религиозного опыта. Один из замечательных древних подвижников эту же мысль выразил следующим афоризмом: «слова божественного писания читай делами» (св. Марк в 5 в., знавший наизусть ветхий и новый завет. См. Добротолюбие в рус. пер. Спб., 1877, т. I, стр. 407, 463).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

5. Н. Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше унии. Вильна, 1864. 6. Проф. В. Бедное, Православная Церковь в Польше и Литве, Минск. 2002. 7. Протопр. В. Боровой, О богословских трудах митрополита Никодима (см. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Человек Церкви. Москва. 1999). 8. Н. Воейков, Церковь , Русь и Рим. Минск, 2000. 9. М. Вострышев, Патриарх Тихон. Москва. 1995. 10. Н. Гайдук, Брестская уния 1596 года. Минск. 1996. 11. Е. Гергей, История папства. Москва, 1996. 12. Прит. М. Годенкович, Воспоминания ..б/г„ (Машинопись) 13. Ен. Григорий, Русская Церковь перед лицом господствующего зла (См Библейский сборник в память 1000-летия Крешения Руси. Джорданвилл. 1988). 14. И Григулевич, Папство. Век XX. Москва. 1981. 15. Прот. К. Зноско, Исторический очерк церковной унии, Москва, 1993. 16. Диакон Г. Иванон-Тринадцатый, Ватикан и Россия. Монреаль. 1989. (Брошюра) 17. Прот. Н.Игвеков, Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889гг.. Москва. 1899. 18. Архим. Иосиф (Соколов), Остробрамская чудотворная икона Богородицы в г. Вильне. Историческое исследование, Вильна, 1890. 19. Н.Карамзин , История государства Российского. Москва. 1988 20. Проф А Карташёв, Очерки по истории Русской Церкви. Париж. 1959. 21. Проф. Г.Киприянович, Исторический очерк Православия, Католичества и Унии в Белоруссии и Литве. Вильно. 1895. 22. Прот. Д.Константинов, Гонимая Церковь (Русская Православная Церковь в СССР). Нью-Йорк, 1967. 23. Проф. М. Коялович, Чтения по истории Западной России, СПБ. 1884. 24. П. Кукольник, Исторические заметки о Северо-Западной России. Вильна, 1867. 25. Л. Левшун, Леонтий Карпович. Жизнь и творчество, Минск. 2001. 26. Митр. Макарий (Булгаков) , История Русской Церкви. Москва. 1995. 27. П. Малицкий, Руководство по истории Русской Церкви. Москва. 2000 28. Протопр И. Мейсидорф, История Церкви и восточно-хритстианская мистика. Москва. 1997. 29. Д-р У. Канфесй на 1998. 33. Иерей О. Ореханов, На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция, Москва, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010