А для сего велел еще исследовать Писания: ибо вы думаете, – говорил Он им, – через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Вечная жизнь состоит в познании истинного Бога и Его же, как сказано, Которого послал Он Иисуса Христа (Ср. Ин.17:3 ). В том живот бе ( Ин.1:4 ). Но откуда же мы можем иметь познание об этом источнике жизни вечной, как не от слов Божиих? Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ); от лица Его познание и разум ( Прит.2:6 ). Через рассматривание видимых творений хотя и познается бытие Бога, – присносущная сила Его и премудрость; однако ж познать Его как Спасителя душ наших, как Подателя вечной жизни, этого никто не может без откровения Божия. Одно только Божие слово открывает нам Бога Слово. Потому и святой Златоуст сказал: «познание Бога достигается посредством прилежного чтения Божественного Писания. Ибо кто читает о Боге, и Бога обрести желает, тот старается и жить богоугодно; а такая жизнь подает свет душе». Посему и Писание учит: аще взыщеши премудрости Господней, – испытаешь откровения Его, тогда уразумеешь страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Все мы, христиане, получаем, как наследство, веру в Господа нашего Иисуса Христа от святого крещения; но и сей великий Божий дар может ленивый и лукавый раб обратить в погибель себе, как и тот, кто получил один талант и зарыл его в землю. Ибо вера без добрых дел мертва есть ( Иак.2:20 ), как сказано; а потому и бездельный христианин мертв душою, истинной веры нет в нем. Добрые же дела оживляют веру, труды и скорби в делах богоугодных подают радость спасения; потому и сказано нам: подвизайтеся внити сквозь тесная врата; ибо тесная врата и узкий путь ведут к бессмертному животу ( Лк.13:24 , Мф.7:14 ). Напротив же, далеко от нечестивых спасение, – сказал пророк Давид пред Господом, – ибо они уставов Твоих не держатся ( Пс.118:155 ). Прельщаются и погибают, не ведуще истины Божественного Писания, и те, которые думают, что благочестие служит им для прибытка, и, хотя творят дела, указанные Богом, но ради приобретения только временных благ себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Должно на Бога надеяться и от Него чаять полезнаго. Котву надежды (Евр. 6, 19) в могущем спасать Боге утверди, и от Него ожидай избытия искушений в благопотребное время. Ибо, как говорит Апостол верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10, 13). Слушай, что и еще говори Писание: — Скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование. упование же не посрамит (Рим. 5, 3-5). Претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). — В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). — Всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушения вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени. Иблажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 2-4, 12). — Недостойни страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). — Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И изведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нози мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39, 1-4). Пишет и блаженный Симеон Метафраст: «душа, ята будучи узами любви к Богу, ни во что вменяет страдания, но услаждается прискорбностями и цветет в злострадании. И когда ничего не страдает за Возлюбленнаго, тогда еще более мнится страдати. и бежит от утешения, как от муки». 17) О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных. Не поленимся теперь помянуть и о двояком страхе Божием. так как святые отцы. в порядке добродетелей, страх Божий ставят после веры. О первом страхе Божием, — новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх Божий двояк: один новоначальных, а другой — совершенных. — О первом страхе так написано: начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 10; Прит. 1, 7); приидите, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15, 27), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. — И преподобный Исаак говорит: «Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры, и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтобы собрать влающиеся мысли свои от разсеяния непрестанным углублением в будущее возустроение всяческих» (Сл. 1 сначала); также: «начало истинной жизни в человеке — страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с разсеянием мыслей» (тамже стр. 4); еще: «умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат царствия, не кружась по пути» (тамже стр. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало из бранных» ( Мф.22:13–14 ). Так еще раз убеждаемся, что лишь Сам Царь , а не слуги Его – привратники производят окончательное разделение всех «званных» на добрых и злых. Дело слуг – звать людей в Церковь , принимать всех приходящих к ним и кормить царскою пищею. Господне же дело и право оценить «в день оный» ( 2Тим. 4, 8 ) достоинства пришедших к Нему, «обнаружить сердечные намерения» их и воздать каждому по заслугам ( 1Кор. 4, 5 ). Последняя притча Господа о десяти девах подрывает уже самое основание баптисткого учения о Церкви. Из этой притчи следует, что Царство Христово, до скончания века, будет состоять не из одних «мудрых» дев, но и «неразумных». И «мудрые девы», хотя имеют при себе «масло», т. е. веру, добрые дела, однако, ожидая Господа – Жениха, дремлют, как и юродивые девы, как все немощные люди. По причине этой слабости, в полночь, «когда раздается крик: вот, жених идет, выходите навстречу Ему» ( Мф.25:1–6 ), – среди всех десяти дев, под образом коих скрывается Церковь Христова, не окажется ни одного человека , которому не нужно было бы «поправлять светильника» своего ( Мф.25:7 ). Не ясно ли отсюда, что даже самые «мудрые» из нас, вследствие немощности человеческой природы, нечисты в очах Божиих (ср.: Иов. 25, 4–6 ), подвержены духовному усыплению ( Мф.26:40–41 ) и должны поэтому постоянно каяться пред Богом в вольных и невольных согрешениях ( Иак. 3, 2 )? А если так – не напрасно ли столько времени отыскивали мы Церковь , наполненную одними чистыми и безгрешными людьми, когда, по учению Св. Писания, таких безгрешных людей и быть не может ( 1Ин.1:8–10 ; 1Ин.2:1 ; Гал.6:1 ; Лк.11:4 ; Еккл.7:20 ; Прит.20:9 ; Иак.2:11 ; Иак.3:1–2 и др.)? – Но зачем же мы тогда говорим: «Святая Церковь »? Зачем и вы, православные, читаете в Символе веры : «во едину Святую Церковь »? К чему также за обедней у вас произносят: «святая святым», если святых среди нас нет? еще раз с большим воодушевлением возразил Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вместе с тем Господь указывает и на иудеев, не ценящих столь возвышающейся перед Соломоновой мудростью премудрости, за что им предлежит на суде всемирном отвечать при этой свидетельнице царице Савской, которая издалека пришла слушать низшую Его премудрости мудрость Соломонову. Она не хотела дожидаться того, чтобы Соломон посетил ее; но сама притекла к нему, и решилась на это… единственно по любви к мудрым наставлениям. И вот здесь, более Соломона! Соломон, не выходя из чертогов, принял пришедшую к нему жену; а Я сам пришел к неищущим Меня. Соломон принял царицу, подвигшуюся от концов земли; а Я сам прохожу грады и веси. Соломон беседовал с ней о деревах и растениях, и от сих бесед не могла она получить большой пользы, а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах 375 . Как мудрец (снакнат –σοφς, сн. о Соломоне как о таком в 1 Царст. 5:21 по-евр., а по-русс. и слав. биб. 5 цар. 5:7), предлагающий свои приточные изречения в наставление, Соломон представляется у св. Апостола Павла в назидание и сынам Нового Завета, так как мудрые слова Соломона были изречениями самой вечной Премудрости. Это именно в Евр. 12:5–6 , где в ободрение страждущих христиан св. Апостол говорит им: и забыли вы утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (из Прит. 3:11–12 , срав. Апок. 3:19 ). В подобном же смысле в Новом Завете прямо и не прямо приводятся и другие изречения Соломона из кн. Прит., как напр., Притчей 3:3 и в Иак. 4:6  и без формулы цитации 1Петр. 5:5 ; – 25, 21–21 в Рим. 12:20 ; – 22:8 в 1Кор. 9:7  и др. Прообразовав, по смыслу речи Господа, в своей мудрости предвечную Премудрость – Христа, Соломон прообразовал Его и как царь и не просто, как царь, а вместе и как Сын Божий. На это указывает прямо Евр. 1:5 , где св. Апостол, для доказательства превосходства Христа перед Ангелами в имени Его – Сына Божия по Божественной природе, какового они не имеют, приводит изречение: я буду Ему отцом, а он будет мне Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не говори, что брат тебя не послушает, потому и вразумлять его ты не хочешь. Если Бог, Которому известно все будущее, часто без всякого успеха возвещал волю Свою, спасительную для человека, и хотя совершенно знал, что Его не послушают, однако не переставал говорить, – то ты, не имея никакого ведения о последствии, почто делаешь себя виновным в своем нерадении? Почто не возвещаешь учение Господне своему брату? Да разве нет у него своего ума? – ты отвечаешь, – почему он сам не старается о своем исправлении? Ах, как ты малосведущ, брат мой! или нисколь не знаешь и не слыхал, что говорит Писание: нечестивый, егда приидет во глубину зол, нерадит об исправлении ( Прит.18:3 ). Он не понимает и того, что погибает; ибо грех доводит грешника до бесчувствия и, просто сказать, до безумия. Примером сего служит Давид, которого известный грех привел в такое состояние, что нужно было послать к нему другого пророка, чтобы вразумить его и обличить в неправде. Если такой пророк, как Давид, который был весьма благоразумен, признавался и говорил: воссмердели раны мои от лица безумия моего ( Пс.37:6 ), и посему имел нужду, чтобы кто другой заботился о его вразумлении, то как же можно думать, что брат твой, стремящийся во глубину зол, сам себя удержит и спасет? Не только исправиться, или, так сказать, направиться к жизни богоугодной, но стоять в добродетели, – подвизаться подвигом добрым, – человеку, особенно малодушному, трудно одному; посему и Писание говорит: брат от брата помогаем, яко град тверд ( Прит.18:20 ). Никто не говори: я не священник, и отвечать Богу не буду за погибель брата, – когда видишь его погибающим, и не хочешь вразумить его и направить к добру. И Финеес был не священник, но когда возревновал о чистоте и целомудрии своих единоплеменников и по ревности убил беззаконника, то был за это произведен, по воле Божией, в сан священства. Так и тому будет воздаяние от Господа, кто словом уст своих убьет зло в душе нечестивого и возвеличит тем Божию правду; сей приимет венец жизни ( Иак.1:12 ), как сказано, – Господь будет венчать его милостью и щедротами и исполнит все благие желания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

в) поскольку Бог существует независимо от условий пространства: то в уме Божиим нет представлений чувственных и познание Его – познание без образов, знание предметов не по их явлениях, а по внутренней сущности; Аще утаится кто в сокровенных и Аз не узрю ли его? рече Господь. Еда небо и землю не Аз наполняю ( Иер. 23:24 ). § 30. Премудрость Божия Премудрость Божия есть совершеннейшее знание наилучших целей и средств и такое же уменье прилагать последние к первым. И естественный разум при рассматривании устройства мира, при размышлении о судьбе народов и каждого человека, убеждается в высочайшей премудрости Вседержителя. «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою разсмотрением искусства, с какими она произведена, разсуждал Василий в. 137 . Еще более прибавим к тому, требуется мудрости для того, чтобы миры нравственный и физический сохраняли гармонию между собою. И языческие мудрецы благоговели пред мудростью Творца и Промыслителя мира 138 . Св. писание а) называет Бога единым премудрым ( Рим. 14:26 . Тим. 1:17) и источником мудрости для всех: Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум ( Прит. 2:6 . Иак. 1:5 ). б) Ветхозаветное откровение указывает на миф, как на зерцало премудрости Божией. Так Давид восклицает: яко возвеличишася дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 .  Иер. 10:12 .  Прит. 3:19 ). в) В новом откровении дело премудрости Божией есть совершение спасения нашего, во Христе. Апостол говорит: мы же проповедуем Христа распята, иудеемеубо соблазн, еллином же безумие, самим же званным Христа – Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 23:24 ). После разсмотрения плана спасения иудеев и язычнников восклицает: о глубина богатства и премудрости и разума Божия яко не испытаны судове Его и неизследовани пути Его ( Рим. 11:33 ). § 31. Воля Божия; предмет хотений ея; ея свойства Жизнь Божия обнаруживается умом, обнаруживается и волею. Как ум Божий есть всесовершенный, так и воля Божия есть самая совершенная. Она есть то свойство Божие, по которому Бог сообразно высоким помыслам ума своего желает только доброго и свои хотения выполняет без всякого препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ответ . У вас, т. е. у штундистов и у всяких вообще вероотступников, не может быть не только мудрости, но и начала её, ибо началом мудрости служит страх Божий ( Притч. 1:7 ), – а где же он у них? Может ли быть большее бесстрашие, и, следовательно, и безумие, как отступление от Господа, источника Премудрости? Удаляющиеся от Господа – богаты не мудростью, а лукавством и неправдой, которых Дух Святой удаляется и уклоняется ( Прем. 1:9 ). Удаляющиеся от Господа, источника святости и чистоты – нечисты, и мудрость Божия достигается и приобретается только благодатной чистотой ( Сир. 51:28 ). Уклоняющиеся от единства веры, каковы есть штундисты ( Иуд. 1:19 ), люди душевные, плотские, а Дух Святой говорит, что «не имам пребывати во плоти во веки» ( Быт. 6:3 ), и не будет обитать в теле, порабощённом греху ( Прем. 1:4 ), и таков всякий, отвергшийся от Того, Кто поработил грех и освободил нас от него, – таков всякий, кто остаётся с Адамовым на себе проклятием, кто отверг страдания Христовы – эту Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:18 ) и даже знак этих страданий – св. Крест. И знайте, что нет мудрости, нет разума и нет совета вне Господа ( Прит. 31:30 ). Наша христианская мудрость, как мудрость исходящая свыше, даруемая от Господа, и есть истинная мудрость: она чиста, мирна, скромна, сеет и подобные сему добродетели – послушание Богу и Церкви, милосердие и мир среди ближних ( Иак. 3:17–18 ); и что даёт противные сему плоды: разномыслие, разделение ( 1Кор. 1:10 ), зависть, сварливость, неустройство и всё худое, – это не есть мудрость от Бога исходящая, но земная и бесовская ( Иак. 3:15–16 ). Мы, православные, боимся её, и как бы красной она нам ни казалась, смотрим на неё, как на льщение от лукавого. Матерь – Церковь  – хорошо знает истинную мудрость, никогда не обманет чад своих и льстить не может. К ней мы льнём всем сердцем и на глас её бежим со всем рвением, затыкая крепко уши от разных чуждых ей учений ( Евр. 13:9 ). 8) Почему вы, православные, не придаёте цены нашим добрым делам?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Содержание Параграф I    Чрезвычайно редко, даже, и выдающиеся личности так скоро озаряются таким необыкновенно светлым ореолом величия и славы, в каком является пред нами в Бозе почивший кронштадтский пастырь. Всего только сорок дней протекли со времени его блаженной кончины, — и что же? За этот, более, чем короткий, срок, пред еще заплаканными взорами всего православного мира, чрезвычайно-симпатичный облик досточтимого о. Иоанна уже начинает проявляться с характерными очертаниями, свойственными «первенцам» торжествующей Церкви (Евр. 13, 23). Подлинно, «память праведных с похвалами» (Прит. 10:7), особенно в наши «лукавые дни» (Еф. 5:16) крайнего «оскудения преподобных» (Пс. 11:1) и ужасающего разлития доселе неслыханных пороков и всяких злодеяний. Драгоценнейшее из всех сокровищ — человеческая жизнь, — даже и она потеряла свою былую прелесть, почему многие, отчаявшись в достижении лучшей участи, решаются на последний исход — самоубийство.    Только для близоруких не очевидно, что мы переживаем ужасную критическую эпоху, подобную той, которая непосредственно предшествовала появлению в мире христианства. Изверившиеся в себе самих и в естественных средствах спасения, люди, в таком случае, начинают осматриваться вокруг себя, — не увидят ли где-нибудь посланника Божьего, и не преподаст ли он им духовного врачевания и утехи?    «Что нам делать?» — спрашивал некогда народ всякого звания и состояния у крестителя Иоанна (Лк. 3:10), и последний то громом обличения, то благими советами отвечал на отчаянные вопли. Подобное происходившему на иорданских берегах переживается нами и теперь, но только на берегах финских. Сколько тысяч людей с таким же вопросом: «что делать нам?» обращалось к нашему о. Иоанну в продолжение его полувекового священнослужения, и какие тьмы их потянулись к его еще свежей могиле! Да и настоящее собрание не потому ли так необыкновенно многочисленно и не потому ли так оживленно прислушивается к речам об о. Иоанне, что жаждет услышать от почившего, из его вдохновенных творений, слова мира и утешения в своих тревожных думах и в тяжелых испытаниях? Психологически это вполне понятно: ведь он так еще недавно, как бы «вчерашний день, беседовал с нами», ведь он — сын нашего века, «был нам подобострастен» (Иак. 5:17), — и, вот, народным голосом уже «причислен к сынам Божиим, и жребий его со святыми» (Прем. 5, 5)! Понятно и по существу дела, ибо приснопамятный пастырь «право правил слово» Христовой «истины».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

Кто же усмотрит погибель души своей и будет проливать о ней слезы, тот, по словам Исаака Сирина , лучше подобившегося увидеть ангела. И потому сей отец святой говорит: «если любишь покаяние, возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства». Если потерпишь тесноту безмолвной жизни, то будешь в состоянии и проливать слезы о грехах своих; а когда приобретешь сию благодать, лучшую и превосходнейшую прочих дарований, – так говорит Исаак Сирин , – то скоро достигнешь и чистоты сердечной. Блаженны же чистые сердцем, ибо они Бога созерцают умом своим (Ср. Мф.5:8 ). Вот сколь много благ подается душе любобезмолвной! Потому, если любишь безмолвие – матерь слез, то «возлюби, – сказал святой Исаак, – и поношения, и ругательства, которые польются на тебя за безмолвие», – как за жизнь чуждую мирской закваски (пристрастия к земным благам). «Если хочешь, – говорит тот же святой отец, – чтобы сердце твое было вместилищем тайн будущего века, то привяжи твой ум к чтению и изучению Писаний, приучи себя к непрестанному сердечному молению и богохвалению, и постоянным в том упражнением исторгни из сердца всякий образ и подобие, какие успел напечатлеть в тебе мир сей». Благо есть душе, – говорит Писание, – ищущей Господа и надеющейся с молчанием спасения Божия благо есть (Пл. Иер.3:26 ). «Благоразумное молчание, – сказал Иоанн Лествичник , – есть незаметное на небо восхождение». «Молчи и пребывай в безмолвии, – был голос с неба Арсению Великому , – ибо в этом – корни безгрешности». И сей отец обыкновенно говаривал: «после бесед я часто раскаивался, а после молчания никогда». Посему тот, кто познает пользу молчания, бегает и удаляется от всякого ближнего, хотя и не презирает его. И Писание говорит о нем: иже хранит свои уста, соблюдает свою душу ( Притч.13:3 ). Ибо потаенный сердца человек сохраняется в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ( 1Пет.3:4 ). Напротив же, от многоглаголания, как сказано в Писании, не избежиши греха ( Прит.10:19 ). Впрочем, все сие вышесказанное относится к людям, приходящим в совершенный возраст о Христе Иисусе, более возмужалым в духовной жизни, ибо апостол Иаков говорит, что тот человек совершенный, кто не согрешает в слове ( Иак.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Этот стих не только чаще всего ищут в Интернете, но он также используется в соцсетях, когда люди делятся новостями о своей жизни и вере. Неудивительно, что им делятся так часто, поскольку многие люди считают, что он является ярким выражением христианской веры», - прокомментировали в “World Vision”. Издание приводит топ-10 самых популярных Библейских стихов в мире: 1. Ин. 3:16; 2. Иер. 29:11 и Флп. 4:13; 3. Ин. 10:10; 4. Прит. 3:5 – «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (58 000 поисковых запросов в месяц); 5. Мт. 28:19 – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (50 000); 6. Флп. 4:8 — «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (42 000); 7. Флп. 4:6 — «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (37 000); 8. Рим. 8:28 – «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» и Иак. 1:3 — «Зная, что испытание вашей веры производит терпение» (33 000); 9. Прит. 3:6 – «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» и Еф. 2:8 — «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (32 000); 10. Рим. 3:23 — «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (27 000). Топ-10 самых популярных Библейских стихов в Великобритании: 1. Ин. 3:16; 2. Иер. 29:11; 3. Ин. 14:6; 4. Нав. 1:9 — «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (1800 поисковых запросов в месяц); 5. Быт. 1:1 — «В начале сотворил Бог небо и землю» (1600); 6. Ис. 41:10 – «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» и Ин. 10:10 (1500); 7. Быт. 1:27 (1100); 8. Ин. 16:33 — «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (700);

http://pravoslavie.ru/149292.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010