Поэтому и я грешный, сподобленный святительскаго сана, который я принял не по своему достоинству, но по Божиим щедротам и по великой Его милости, излитой на нас обильно, — удостоился быть, вам, детям моим, руководителем и учителем, чтобы руководить и учить порученное мне стадо словесных овец. Поэтому напоминаю вам, дети, слово Спасителя, которое Он сказал Своим ученикам и апостолам: «се заповедаю вам, да любите друг друга. И о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, и аще пребудете в любви» (Иоан. 13:34—35). И вы, дети, также имейте мир и любовь между собою. Об этом же пишет и ап. Павел; он говорит: «весь закон в одном слове заключается: люби ближняго твоего, как самого себя» (Гал. 5:14). Также и вы, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек чрез него может приобресть всякую добродетель. «Начало же премудрости» , говорит премудрый, «страх Господень» (Прит. 1:7). То же пишет и Григорий Богослов: где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих: где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим. Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостынею и удалением от дурных дел, кроме тех, которыя запрещает закон Божий, от следующих: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхвований, и от страсти к богатству, и от всякаго несправедливаго приобретения, служащаго вредом для души. А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель: «сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Иоан. 5:29) А вы, князья, бояре и вельможи, производите суд справедливо: «суд бо без милости не сотворшему милости, хвалится милость на суде» (Иак. 2:13); мзды на неповинных не принимайте и не на лица судите суд бо Божий есть (Втор. 1:17), справедливо людей судите, и вдовиц, и сирот, и пришельцев не обижайте, да не возопиют на вас к Богу.    А вы, простые граждане, Бога бойтесь, князей почитайте, священных лиц уважайте и повинуйтесь без всякаго прекословия, потому что они пекутся день и ночь о душах ваших, и должны будут отдавать Богу отчет о своей пастве (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

13:34—35). И вы, дети, также имейте мир и любовь между собою. Об этом же пишет и ап. Павел; он говорит: (Гал. 5:14). Также и вы, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек чрез него может приобресть всякую добродетель. , говорит премудрый, (Прит. 1:7). То же пишет и Григорий Богослов: где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих: где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим. Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостынею и удалением от дурных дел, кроме тех, которыя запрещает закон Божий, от следующих: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхвований, и от страсти к богатству, и от всякаго несправедливаго приобретения, служащаго вредом для души. А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель: (Иоан. 5:29) А вы, князья, бояре и вельможи, производите суд справедливо: (Иак. 2:13); мзды на неповинных не принимайте и не на лица судите суд бо Божий есть (Втор. 1:17), справедливо людей судите, и вдовиц, и сирот, и пришельцев не обижайте, да не возопиют на вас к Богу. А вы, простые граждане, Бога бойтесь, князей почитайте, священных лиц уважайте и повинуйтесь без всякаго прекословия, потому что они пекутся день и ночь о душах ваших, и должны будут отдавать Богу отчет о своей пастве (Евр. 13:17). Захочет ли кто, по небрежности, лишиться своего спасения и вечной жизни, и не внимать словам Спасителя, который сказал в Своем Евангелии: (Матф. 11:28)? Зовет нас Христос в Царство Свое небесное и велит заменить заботу бремени греховнаго чистосердечным покаянием. Идите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами, откройте свои худыя дела и не совершайте их вторично, потому что только то есть истинное покаяние, после котораго прежние грехи вами презираются. И когда увидит иерей такое ваше намерение, то он может очистить и приблизить вас к Богу и сделать причастниками тела и крови Христовой, так как святители и иереи — ходатаи между Богом и людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

10. Кто мигает глазом, тот навлечет на себя беду, и человек с глупыми устами стремглав падет. 11. Уста праведника есть источник жизни, уста нечестивых покрывает ругательство. 12. Ненависть возбуждает раздоры, а любовь покрывает всякие проступки ( 1Пет.4:8 ;Кор.13:7). 13. В устах разумного обретается мудрость, а на спине глупого жезл. 14. Умные скрывают свое ведение, а уста глупого – готовое сокрушение (18:7). 15. Имение богатого есть крепкий его город ( Сир.40:26 ), а расстройство убогих нищета их. 16. Стяжание праведника служит к жизни, прибыток нечестивого обращается в грех ( Иак.5:1–3 ). 17. Кто принимает наставление, тот идет путем жизни, а кто не принимает наставления, тот заблудится ( Прит.3:7 ; Рим.12:16 ). 18. Кто скрывает ненависть, у того ложные уста, и кто говорит открыто поношение, тот глуп. 19. При многословии грех не минуем ( Еккл.10:14 ), а кто крепко держит уста свои, тот разумен ( Иак.3:2 ). 20. Язык праведника есть лучшее серебро, сердце беззаконных ничего не стоит. 21. Уста праведника питают многих, а безрассудные и сами умирают от скудости ума». 1. Умный сын составляет радость отцу, – не менее, если не более и матери, так же как и глупый сын составляет печаль не одной матери, но и отцу. Но в приточной речи часто встречается такая взаимность мысли, что в двух членах одна и та же мысль должна быть дополняема из одного члена в другом. Напр. Пс.1:6 : весть Господь путь праведных – устроением его во благо, потому, путь праведных не погибнет, а путь нечестивых не весть – Божественным устроением, посему путь нечестивых погибнет. Также Еккл.2:14 : У мудрого очи во главе его, посему он не ходит во тьме, а у глупого глаза не в голове, то он ходит во тьме. 2. Сокровища неправедно приобретаемые не приносят пользы ( Мих.6:9–10 ), потому что злоприобретенное, злым путем и расточается и обладающих ими в день гнева Прит.11:4 ), когда постигнут несчастья или смерть, оставляют без защиты; а справедливость, правота – правильный, законный, честный и благополезный образ действования избавит от смерти, не от смерти телесной, ни для кого неизбежной, но от тяжких, как смерть, бедствий и напастей ( Исх.10:17 ; Пс.32:19 ), в каковые впадают корыстолюбивые и всякие незаконные средства к умножению богатства употребляющие, так как, по слову Апостола, те, которые ищут обогащаться, впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, погружающие в бедствие и гибель ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Кстати, греки тоже пользуются еврейскими именами, например, свт.Иоанн Златоуст. - Вот имя Федот (т.е. Богом данный), так есть же русское имя Богдан. Назову я так сына, и он с детства будет знать, что он - дитя, данное Богом. И у него вопрос возникнет: «А кто такой Бог? А почему Бог дал вам меня?» И вот уже можно с ним говорить о Боге, о Христе, о Любви. А если сына зовут Федя, возникнут у него такие вопросы? Возможно. Но много позже. Ибо его имя ему ничего не говорит. Сусанна - почему так и не назвать Лилия? О. Владимир: - Когда мы приняли христианство, греки воспользовались этим и привнесли и свои имена. У нас сейчас продолжается та же традиция: когда крестим в Православие татар, казахов, башкир... то даём им имена по святцам, а ведь у них тоже есть свои имена. Был Толгат, стал Анатолий. Хотя это интересный вопрос: почему мы не можем сохранить человеку его имя, каким назвали родители? А может быть, он его прославит! И мы, если бы крестились именами предков, имели бы сейчас небесных покровителей со славянскими именами. Это проблемы, которые перед нами жизнь ставит, и мы должны дерзать их как-то решать. О.Игорь: За истекшее тысячелетие не только имена, но и библейские истины столь прочно вошли в наше сознание, что мы даже не задаёмся вопросами, откуда это. Мы активно пользуемся в общении друг с другом словами и целыми фразами из Священного Писания. Многие русские народные пословицы, поговорки, афоризмы, летучие фразы - этот кладезь народной мудрости - восходят в текстам Священного Писания. Например: «Кто не работает, тот не ест» - «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт.3.19) ; «Друг познаётся в беде» - «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит.17.17) ; «Кто сеет ветер - пожнёт бурю» - «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.4) ; «Как аукнется, так и откликнется» - «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6.31) ; «Пришла беда - открывай ворота» - «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно - палатки мои» (Иер.4.20); «Шила в мешке не утаишь» - «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф.10.26); «Язык мой - враг мой» - «Язык глупого - гибель для него» (Прит.18.7), «Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак.3.8)...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Еще Господь упоминает об одном безрассудном слушателе слов Его. Кто, – говорит, – слушает слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безумному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры, и налегли на дом тот; он упал, и было падение его великое ( Мф.7:27 ). Кто читает и не старается, сколь есть сил, исполнить, тот строит дом спасения как ему думается, – но на песке, утверждает его на лукавых помышлениях. Когда настанет день его кончины и найдет на душу его дождь смертных печалей, разольются в уме его реки уныния, подуют от противных сил ветры отчаяния, и все это устремится на веру, не утвержденную на камне (Спасителе), Который один только непоколебим, как гора Сион; тогда рассыплются, как песок, все мечты спасения, и погибель души будет неизбежная, неверие в спасение Господне будет великое. Итак, будемте, братие, как пишет апостол Иаков, исполнителями слова, а не слушателями, обманывающими самих себя ( Иак.1:22 ). Кто слушает, а не исполняет, тот похож на того, кто рассматривает черты лица своего в зеркале: посмотрев, отошел и забыл, каков он есть. Но кто весь свой разум предаст слову Господню, постоянно о нем только и будет размышлять; тот не будет простым слушателем, но исполнителем дела (богоугодного), – и блажен он будет в своем деянии (Ср. Иак.1:26 ). Блажен, кто все достояние свое земное променяет на то поле, в котором сокрыто небесное сокровище ( Мф.13:44 ), или сказать иначе, сокрыты семена вечной жизни – вера и упование на Бога, которые, если будут приняты сердцем, дадут блаженную, вечную жизнь. Писание говорит: обличаяй человечи пути благодать имать паче ласкающаго языком ( Прит.28:23 ). Так думаю, сказанное для обличения послужит мудрым во спасение, и они уразумеют, что чтение Писаний немалую пользу душе приносит даже и в сей жизни. Прискорбен ли кто от неминуемых зол века сего? Возмущается ли душа от непостоянства в добре и благополучии? Возьмись за книгу и запой с Давидом: вскую прискорбна если душе моя? Вскую смущавши мя? Уповай на Бога; ибо я буду еще славословить Его, Спасителя моего ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Касательно таких людей св. Иоанн Златоуст пишет: «Иисус не сам пришел, а был возведен в пустыню («искуситися от диавола») по Божественному смотрению, чем показывается, что и мы не должны сами вдаваться в искушения, но когда будем вовлечены в них, то должны стоять мужественно» 91 . Наконец, бывают люди, которые, по какому-то странному заблуждению и бесстыдству, дерзают просить у Бога и надеются на получение от Него таких благ, которые противоречат Его святости и любви. В обличение таковых ап. Иаков говорит: «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак. 4:3 ). Но особенно широко и безрассудно раздвигает рамки христианской надежды так называемая самонадеянность, по которой человек стремится к стоическому sufficere sibi, к языческой самодовлеемости, а потому не считает нужным уповать на Бога и просить Его помощи, рассчитывая лишь на свою собственную силу, на свое богатство, на свою мудрость в делах жизни духовной и естественной ( 1Тим. 6:17 ; Иер. 9:23 ; Прит. 3:5 ), или на силу, богатство и мудрость великих и сильных земли, могущих быть ему полезными ( Пс. 145: 3–4 ). «Вы, – пишет ап. Иаков, – в своей излишней самонадеянности говорите: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль; вы которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Между тем «вместо» этого «вам» следовало бы «говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» ( Иак. 4:13–15 ). Таким образом самонадеянность всегда есть противопоставление надежды на сей скоропроходящий мир, с его земными благами, надежде на Бога, Который один неизменяем и непреложен. XXXIII. Любовь к Богу Вопрос об этом отношении любви к вере и надежде весьма важен для решения старинного спора протестантов с католиками о преимуществе или исключительном значении в деле спасения веры, или добрых дел. Тогда как последователи Лютера говорили, что человек спасается одною верою без добрых дел и следовательно вере усвояли первенствующее значение в деле спасения; поборники римского католичества, напротив, давали и дают первенство в этом отношении добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Но почему именно запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления. Во-первых, потому, что худые желания и помышления делают душу нечистою пред Богом. Мерзость пред Господом помышления злых. ( Прит. 15, 26 ). Господь Иисус Христос сказал: «царствие Божие внутрь вас». ( Лук. 17, 21 ). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят ( Мф. 5, 8 ), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого. ( Апок. 21, 27 ). Между тем мерзость Господеви помысл неправедный ( Притч. 15, 26 ). И так, говорит апостол, имея такие обетования, очистим себя от всякие скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. ( 2Кор. 7, 1 ). Во-вторых, худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, родятся дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. ( Мф. 15, 19 ). Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли: от вожделений ваших, воюющих в членах ваших ( Иак. 4, 1 ). Каждый искушается, увлекаясь собственною похотию. Похот же, зачавши, раждает грех; а сделатый грех – смерть (1, 14, 15). Богда запрещается желать чего бы то ни быдо у блвжпего, – то чрез сде запрещается зависть. – Зависть – это тревожное и мучительное чувство, с которым смотрит человек на благо и счастие ближнего. Завистливый волнуется мучительной тоской не только тогда, когда ближний счастливее его, но даже и тогда, когда у ближнего нет того, что он имеет. Он желал бы все захватить один и отнят у ближнего все дары Божией благости. В этом тяжком грехе человек наиболее уподобляется диаволу, который, по зависти к блаженству прародителей, ввел их в грех и, из зависти, старается разрушить всякое добро и благополучие людей. Следовало бы радоваться счастию ближнего, а завистник, подобно диаволу, мучится, видя его благополучие. Посему тот же апостол называет зависть мудростию бесовскою. Если в сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, – то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. ( Иак. 3, 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5:7). «Милосердием и правдой очищается грех» (Прит. Сол. 16:6). «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4:8 ). д) Нужно дать твердое обещание изменить порочную свою жизнь на богоугодную и постараться до исповеди исполнить это обещание: «Что вы, говорит Спаситель, зовете Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» ( Лук. 6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). е) Нужна, наконец, твердая вера в великую искупительную жертву Христа, взявшего на Себя грехи всего мира ( Иоан. 1:29 ), – вера в ту истину, что «Кровь Иисуса Христа... очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1:7 ). Нужна вера и в то, что Христос дал навсегда законным пастырям основанной Им Церкви великую власть прощать грехи или оставлять их на людях, когда сказал им в лице Апостолов: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ). Нужна твердая, непоколебимая во все это вера, ибо «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», о нем ап. Иаков еще так говорит: «Да не думает такой человек получить что–нибудь от Господа» ( Иак. 1:7–8 ). Вот при каких условиях грешник может получить на исповеди перед законным пастырем прощение грехов своих. О божественном установлении таинства св. Покаяния свидетельствуют многие отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков, святые вселенские и поместные соборы. Так, напр., Ориген учит: «Есть еще отпущение грехов, хотя тяжкое и трудное, через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое ( Псал. 6:7 ), и бывают ему слезы хлебом день и ночь ( Псал. 41:4 ), и когда он не стыдится открыть свой грех перед священником Господним и просит у него врачевства» («Толков. на кн. Левит» 17). Объясняя слова Христа: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Иоан. 20:23 ), Ориген учит: «Кто принимает это без рассуждения, тот (может быть) обвинит Апостолов за то, что не всех они прощают, чтобы всем было прощено, но грехи некоторых удерживают, чтобы из–за них эти грехи удержаны были и у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

    «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью... прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:4—7). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).     «Отвергни от себя строптивость уст, и обидные слова удали от себя. Г " лаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да не будут лукаво подмигивать. Прямо ходи ногами твоими, и пути твои исправляй. Не уклоняйся ни на право, ни на лево, удержи ногу твою от пути злого» (Прит.4:24—27). Часть VII. О духовной силе сокровенного сердца человека...    В чем состоит сила сокровенного сердца человека» удобно заключить из его природы, о которой мы сказали выше. Теперь определим ее отношения: к силе плотской, или диавольской; к силе естественной, умной и видимой, или человеческой; к силе умной, невидимой, или Ангельской; и, наконец, к силе Божественной. Свойство духовной брани    Чтобы определить отношение силы духовной сокровенного сердца человека» к силе плотской, или диавольской, которой она непрестанно противится, нужно определить свойство духовной брани, происходящей даже во внутреннем, новом человеке, как должно то заключить из слов самого апостола Павла: Вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим.7:23; см. также Гал.5:17). Чтобы определить свойство духовной брани, нужно предварительно раскрыть понятие о ней, объяснив необходимость и состояние ее; понятие о врагах внутреннего человека и о тех, кто им противостоит; а также сказать об оружии, образе и цели духовной брани. Понятие о духовной брани    Брань духовная, о которой многократно упоминается в Священном Писании, есть взаимное противоборство силы духовной и плотской, или диавольской. Время такового противоборства называется днем злым» (Еф.6:13), «днем» и годиной искушения» (Евр.3:8; Апок.3:10), а самый образ противоборства — многоразличным искушением, производящим терпение (Иак.1:2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010