Сознательное сокращение собственной жизни и нанесение вреда здоровью ( Еф.5:29 ) Самоубийство и доведение до него другого человека ( Исх.20:13 ) Превышение пределов при необходимой обороне ( Исх.20:13 ) Вооруженная агрессия ( Исх.20:13 ) Жестокое отношение к пленным и мирному населению противника во время войны, особенно детям, женщинам, старикам ( Сир. 8:8 ; ОСК РПЦ. VIII.3). Криминальное насилие ( Исх.20:13 ) Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия ( Мф.22:39 ) Совершение духовного убийства или соблазн ( Мф.18:6 ) (пропаганда неверия, ложных учений, пороков, призывы к церковному расколу, демонстративно греховное поведение, подталкивание других людей к совершению тяжкого греха) Изобретение новых способов и видов зла ( Рим.1:30 ) Злонамеренное сокрытие от непросвещенных людей истин веры, сознательное лишение их возможности принять Таинство Крещения (присоединиться к Православной Церкви) ( Лк.11:52 ) – грех против Святого Духа Презрение – 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительное отношение к человеку ( Мф.18:10 ). Осмеяние человека, движимое желанием унизить его ( 1Кор.6:10 ) Издевательство над людьми ( Лев.19:14 ; 1Кор.6:10 ) Притеснение, ущемление в правах бедных людей, вдов и сирот ( Пс.9:38-39 ; Мал. 3:5 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника ) Разногласие ( Гал.5:20 ; Прит.6:19 ) – преднамеренное разрушение согласия людей в добре. Бесчинство ( 2Кор.12:20 ) – подстрекательство к разногласиям, разобщенности и беспорядкам в обществе и участие в осуществлении этого на деле. Светский аналог церковных расколов. В отличие от разногласия, бесчинство всегда направлено против общественного блага и затрагивает большие группы людей (город, страна). Использование человеческих эмбрионов в медицине (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3) VII. Не прелюбодействуй Блуд – половые отношения между свободными мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке ( 1Кор.6:9 ). Сюда же относятся любые добрачные половые связи.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Из окончания ст. 8 видим, что Ариилом тут назван Сион, а в Иез. 43:15–16 это слово дается в значении верхней части жертвенника, т. е. «очага»; исходя из этого Моффат (Moffatt) называет Иерусалим (подчеркивая высокое призвание) «очагом и жертвенником Божьим». Культовая аллюзия в ст. 1б подтверждает это, однако ст. 2б привносит мрачную ноту метафорой, намекающей на катастрофу; также и ст. За отмечает, что слава города отошла в прошлое (ср.: ст. 1а, «в котором располагался станом Давид» [RSV]. В переводе NIV – жил – теряется перекличка со ст. За). Обещание внезапного и чудесного избавления (5–8) частично исполнилось в 701 г. до н. э. (ср.: 37:33–37). Однако собрание народов (7–8), воздвижение укреплений (3; ср.: 37:33) и зримые знамения ст. 6 предполагают, что будет еще большая битва (ср.: Зах. 14:1–21 ). Разочарование народа красочно описано в стихах 7–8; существует немало примеров тому, как мир преждевременно предвкушал гибель церкви. 29:9–24 Духовное помрачение Израиля, углубившееся и прошедшее 29:9–12 Ослепшие прозорливцы. Многозначительная фраза ст. 10 глаза ваши (пророки) показывает, что темой пророчеств продолжает быть Израиль. Это распространяется и на Прит. 29:18 и 1Цар. 3:1–14 . Мимолетный отблеск такого состояния, когда Господь станет запечатанной книгой, дан в Пс. 73:9 . Возвратные глаголы в ст. 9 предполагают, что слепота будет наказана, своеволие само навлекает на себя наказание. Ср.: 6:9–10; 30:10–11. 29:13–14 Формальная вера. Иисус видел в ст. 13 точный образ фарисейства ( Мк. 7:6–7 ). Ст. 14 – это его прямые последствия, потому что поверхностная мудрость работает сама против себя, делая неясным все, с чем сталкивается. Ср.: Рим. 1:22 ; 1Кор. 1:19 . 29:15–16 Презрение Творца. Смесь бравады и безрассудства (ср.: 30:1) может бессознательно выражаться, к примеру, в отрицании неприятых истин (ср.: 30:9–11). Пророки Иеремия ( Иер. 2:26 ) и Иезекииль ( Иез. 8:12 ) в свое время сталкивались с такой же несознательностью. Неопровержимый пример горшечника (16) вновь использован в 45:9 и с оттенком раскаяния в 64:8; апостол Павел приводит его в Рим. 9:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

7:1. Павел приступает к разбору позиции коринфян, о которой они сообщили ему в своем письме, – «хорошо не касаться женщины». Некоторые члены церкви могли разделять убеждение, присущее многим греческим мыслителям: секс хорош до тех пор, пока человек не связывает себя браком (ср.: 6:12–20). Другие – те, к кому обращается здесь Павел – уже состоят в браке (7:2–5) и воздерживаются от половых сношений. Павел говорит, что слишком поздно выбирать целомудрие после заключения брака (ср. ст. 5). 7:2. Греческая идиома «иметь» подразумевает «иметь половые сношения». Евреи считали, что половые сношения между супругами – лучшее средство избежать распутной жизни, и Павел с этим согласен (см.также: Прит. 5:19,20 ). 7:3 . Брачные контракты у евреев налагали определенные обязательства и на мужа, и на жену; одной из главных супружеских обязанностей мужа были половые сношения. Павел рассматривает секс в браке как " обоюдную обязанность». 7:4. Греческие авторы иногда рассматривали любовь и половые отношения как подчинение одного человека другому. 7:5 . Еврейские учителя, пытавшиеся сформулировать законы, отражающие новые реалии, расходились во мнении относительно допустимого периода воздержания от половых сношений; одна школа настаивала на двух неделях, другая – на одной. В отличие от них, Павел не считает длительное воздержание поводом для развода (7:10–13), но советует, чтобы даже вопрос о воздержании супруги решали по обоюдному согласию. Об «искушении» см. в коммент, к 7:2,9. 7:6 . Учитывая несовершенство человека, еврейский закон допускал послабления; здесь Павел не требует, а позволяет периодически воздерживаться от половых сношений, подразумевая, что слаб именно тот, кто хочет воздержаться от половых сношений (а не тот, кто не хочет). Воздержание в браке – это их идея, а не его. 7:7 . Павел признает, что не все призваны к безбрачию и подготовлены к нему. 7:8–16 Вступать в брак или оставаться в браке Ст. 8, 9 представляют собой отступление, в котором Павел проводит различие между одинокими людьми, заинтересованными в сохранении своего холостого состояния (7:8,9), и женатыми людьми, которые хотели бы стать одинокими (7:10–16). 7:8. Безбрачие имеет свои преимущества; см. коммент. к 7:32–34. Но не каждый готов к такому образу жизни; многим лучше вступать в брак (7:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В псалме чередуются стихи с употреблением местоимения «они» (1–3, 5–7, 10–11) и «мы», «нам» (4, 8–9, 13). То, что случилось в прошлом с одними (1–3), отражается на тех, кто остался (4); грехи, которые вызывали гнев Божий раньше (5–7, 8), это и грехи наши (9). Бог не забудет ни своих хулителей (10), ни страдальцев (11), а мы, народ Его, будем возвещать Его славу (13). 1–5 Непреложный суд. Прежде всего ущерб нанесен Самому Господу. Его святой храм осквернен (1). При разграблении города все те, кто был посвящен Ему (рабы Его, 2) и кого Он возлюбил (святые Его), были уничтожены, и уже некому было исполнить последний долг по отношению к погибшим (3). В столь безысходной ситуации народ Божий стал еще и предметом насмешек окрестных народов (4). Действительно, страшно впасть в руки Бога живого ( Евр. 10:31 ). 5–9 Гневное осуждение. Поистине нечто необычное должно было послужить поводом для такого гнева! Но нет, просто грех: в ст. 8 говорится о грехах как следствии падшей, мятежной человеческой природы. 9 Грехи наши, то есть не только их грехи – тех, кто погиб при разрушении Иерусалима или был вывезен в Вавилон, – но и наши грехи тоже (9); и если мы не погибли подобно им, то только благодаря бесконечному долготерпению и милости Бога, Который грех ненавидит. Ст. 5–7 не следует понимать как протест огорченного и обиженного возникшей несправедливостью. Во всех горестных жизненных ситуациях, независимо от того, вызваны ли они гневом Божьим или составляют неотъемлемую часть непостижимого для нас провидения Божьего, мы прежде всего должны со смирением принимать постигшее нас, что и подразумевается в ст. 5. Но разве мы не должны также молиться о ниспровержении тех, кто беззастенчиво и жестоко использует нас ради своей выгоды и оставляет в руинах наши святыни (7)? Правильная позиция – предоставить возмездие Господу ( Прит. 20:22 ; Рим. 12:19 ) – включает в себя и молитву об уничтожении врагов, которые не перестают мучить народ Божий. 8 Не помяни нам – см.: Иер. 31:34 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    3:8. Философам также часто приходилось разъяснять свое учение, если оно неверно понималось.     3:9—18 Доказательства из Писания    «Нанизывание» текстов («жемчужная нить») — обычный прием в начале синагогальных проповедей, встречающийся также в Свитках Мертвого моря.     3:9. Следующее возражение воображаемого оппонента позволяет Павлу вернуться к своему утверждению, что иудеи и язычники одинаково нуждаются в спасении. Быть «под грехом» — идиоматическое выражение, означающее «быть подверженным его власти».     3:10—12. Здесь Павел цитирует Пс. 13:1—3 (­ Пс. 52:4; ср.: 3 Цар. 8:46; Пс. 129:3; 142:2; Прит. 20:9; Еккл. 7:20).     3:13—18. Принцип объединения этих доказательных текстов аналогичен раввинско-му принципу gezerah shavah (связыванию ветхозаветных текстов на основании ключевого слова). Во всех этих стихах упоминаются части тела: гортань, язык, губы и уста (3:13,14; соответственно, Пс. 5:9; 139:3; 9:28); ноги (Рим. 3:15—17; Ис. 59:7,8) и глаза (Рим. 3:18; Пс. 35:2). Еврейские учителя утверждали, что греховные побуждения (см. коммент. к Рим. 7:10,11) управляют всеми частями тела (по позднейшим подсчетам, в теле было 248 частей). Особое внимание, уделенное грехам, связанным с органами речи, вероятно, не случайно, посколькуримские христиане жаловались друг на друга (см. гл. 14).     3:19—31 Закон и праведность     3:19. Иудеи находились «под законом» (см. коммент. к ст. 9); в «закон» иногда включались Псалтирь и Пророки (оставшаяся часть Ветхого Завета), как в 3:10—18. В суде люди молчали, когда им нечего было сказать в свою защиту (ср.: Пс. 106:42; Иов. 39:34,35; 42:6).     3:20. Большинство иудеев также признавали, что все люди грешили когда-либо и нуждаются в Божьей благодати; хотя некоторые иудеи полагали, что бывают исключения, они находили их чрезвычайно редко. Павел здесь побуждает своих читателей признать, что язычники буду спасены на тех же основаниях, что и евреи. Этот стих перекликается с Пс. 142— псалмом, прославляющим праведность и верность Бога. «Всякая плоть» — характерное еврейское выражение, обозначающее людей (или, в некоторых контекстах, «все сотворенное»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9. стихи от, 17 до конца, также конец главы 10 перевели вновь, вопреки прежнему отделив главу 10 от 9. 33 В кн. Иова l751 г. вместо Ватиканского исправлено по Александрийскому списку 3:23. 9:23. и в конце книги от слов и внесено, а затем 23 исправления, 3 дополнения и 3 исключения приняты от прежнего пересмотра. Тогда же (1751 г.) несколько изменён оставленный Петровскими исправителями по первопечатному перевод Притчей 3:8. 8:16. 16:1–4., Премудрости Соломоновой 8:21. и внесены стихи по Алекс. списку, вместо Ват., Прит. в гл. 20; прочие же места в сих книгах (30 исправленных, 3 с исключениями) приняты от Петровских исправителей. По первопечатному были оставлены в первый пересмотр места в кн. Сираха 18:2. 7. 19:5. 27:13. 37:7.; не было предисловия к книге и показанных в вышеупомянутом каталоге слов в 16:27. Прочие же 11 исправлений, в нём означенных, заимствованы от прежних исправителей. В кн. Исаии пророка 22 исправления и столько же дополнений Елизаветинскими исправителями приняты от Петровских, только 28:11. 30:33. 34:3. 41:15. у них читаются иначе. В книгах пр. Иеремии и Варуха следующие места у Петровских исправителей читаются по первопечатному Иер. 20:8. 23:22. 48:4. 11. 31. 50:24. 32. 51:32 . Плач. 1:12. 13. 5:6 ., послания Иеремии (поставленного после книги Варуха) ст. 10., и без дополнения у Вар. 1:17 .; прочие исправления (44), дополнения (28) и исключения (27)-в том же виде, как и в издании 1751 г. Таковы же в кн. пророка Иезекииля, по каталогу, места исправленные 35 и Даниила 8, с дополнениями 60, у Даниила 37, и исключениями 41, у Дан. 23 ; а следующие места Иезек. 19:14. 41:8. 45:20. у Петровских читались иначе, по первопечатному; с опущением 3:11. 18:31. 20:13. 43:3., и с прибавлением 25:10. 38:3. 21.; по первопечатному же Дан. 2:42 . и песнь трёх отроков. От Петровских исправителей занято: в книгах меньших пророков 16 исправлений (по Ос. 4:19 . Иоил. 3:19 . Ам. 3:5 . Зах. 9:10 . у Петровских было по первопечатному), 19 дополнений и 22 исключения (кроме слов по первопечатному Ос. 6:10. 8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На утренях первых 4 дней Страстной седмицы древния Евангелия сохранились лишь в среду (наше) и четверток ( Лк. 22:1–39 , в понедельник же теперь назначено – Мф. 21:18–22:14 (об иссохшей смоковнице, притчи о злых виноградарях и о браке царского сына), во вторник – наше (несколько короче, Мф. 22:15–33 ); утренние зачала синайского евангелистария для двух последних дней «Последование» ставит на их повечериях (т. н. панихидах, службах константинопольского устава), в среду на повечерии – Мк. 14:1–11 (уговор Иуды с архиереями, очевидно, в виду вечернего Евангелия В. среды). Кроме Евангелия «Последование» полагает еще на утрени (пред ними) паримии из древнеиерусалимских, читавшихся некогда, по лекционариям, на вечернях Страстной седмицы, только здесь подбор и объем их несколько изменен отчасти, несомненно, под влиянием константинопольских паримий 40-цы, именно: В. понедельник – Быт. 1:1–13 (ср. нашу парим. понедельн. 1 седм.), Прит. 1:20–33 (вторн. 1 седм.), Ис. 5:1–7 , вторник – Исх. 19:10–18 (В. Четверток), Притч. 2:13–22 , Ос. 4:1–6 (паримии, неизвестные древности, с обличениями на евреев); среда – Притч. 3:27–34 , Ос. 5:13–6:3 ; четверток – Быт. 22:1–19 (наша парим. пятка 5-ой седм.), Деян. 1:15–20 (в лекционариях на литургии). На первом часе трех первых дней Страстной седмицы поставлены константинопольские паримии трифекти – из Иезекииля, в В.четверток – взятое оттуда же чтение из Иеремии (сохранилось доселе и у нас); на 9 ч. понедельника – среды назначены тоже константинопольские чтения (вечерни) из Исхода и Иова. На вечернях понедельника – среды мы опять встречаем древнеиерусалимские паримии: понедельник – Быт. 2:4–19 , Ис. 40:1–8 , Притч. 1:1–20 ; вторник – Быт. 7:6–8:21 , Притч. 9:1–11 и Ис. 40:9–17 ; среда – Быт. 18:1–19:30 , Притч. 1:10–19 , Зах. 11:11–14 . Вечерние Евангелия: В. понедельника, что – в евангелистарии, В. вторника – наша В. понедельника, В. среды – несколько обширнее и константинопольского, и древнего иерусалимского, зачал – Мф. 26:3–16 (совещание иудейских властей, вечеря в Вифании и уговор Иуды с архиереями).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

    20:4. За такую работу платили меньше, чем за полный рабочий день.     20:5. «Около шестого часа», т. е. около полудня, а «около девятого часа» соответствует примерно трем часам дня. Работники могли закончить работу к шести часам вечера, так что пришедшие им на смену должны были получить значительно меньше, чем заполный рабочий день.     20:6,7. Последних работников наняли всего на один час, но урожай надо было собрать быстро, до исхода дня, а работа была еще не сделана. В этих стихах отражена обычная спешка и нехватка рабочих рук во времястрады в древности. Шанс быть нанятыми имели не только поденщики, но и менее заинтересованные в получении работы люди, собиравшиеся в эту пору на рыночной площади.     20:8. По еврейскому закону работникам следовало заплатить в тот же день, поскольку плата была лишь немногим больше дневного прожиточного минимума (Втор. 24:14,15).     20:9—15. Богатые по всему Средиземноморью часто жертвовали значительные суммы на бедных, чтобы снискать себе славу благодетелей и повысить свой социальный статус. Поскольку социальный статус определял роли в древнем обществе, те, кто выражал недовольство обычной платой за дневную работу, выглядели грубыми и неблагодарными.    «Завистливый глаз» (букв.: «дурной глаз»; ср. KJV) — широко распространенная еврейская идиома (ср.: Прит. 28:22). Предположение о том, что зависть работников вызвана щедростью хозяина, было нестерпимым унижением. Евреи свято верили, что Бог, Которому принадлежит все сущее, милосерд во всем, что бы Он ни давал; они признавали, что только Его милосердие позволит Израилю пережить Судный день.    В арсенале еврейских учителей была похожая фольклорная история о Судном дне, но они трактовали ее с иных позиций. Израиль, который много трудился, получит высокую плату; язычники, которые трудились мало, мало и получат. В этом контексте Иисус бросает вызов тем, кто богат и имеет вес в обществе, будь то иудей или язычник, и обещает, что в грядущем мире Бог воздаст должное тем, кто не занимал в этом мире высокого положения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

27:7–11 Полезные лишения и бесполезная власть. В этом отрывке выясняется разница между отмеренным наказанием Израиля (7–9) и полнейшей катастрофой, которая сломит тирана (10–11). Начальное слово ст. 8 для нас неясно. LXX предполагает переводить его как военные действия. Другие варианты – это «мера за мерой», то есть метр за метром, галлон за галлоном или же «изгоняя прочь» (если «sa–sa» равнозначно нашему «кш–ш, кш–ш»), в вавилонский плен, на что намекает остальная часть стиха. Отказ от идолопоклонства (9) показан одновременно как условие (через это) и продолжительное следствие (плод) Божественного искупления (ср.: Прит. 16:6 ). Если плен сможет стать шагом на пути к этому, то он будет не напрасным. Укрепленный город (10–11) – это определенно противник (ср.: 25:2). Описание, данное в ст. 106–11а, может быть оттенено контрастным изображением возлюбленного виноградника из ст. 2–3. Ср. ст. 11б с 44:18–19; 45:6–7. 27:12–13 Собирание Израиля домой. Собирание урожая может происходить или в саду, или в поле, поскольку глагол трясти (буквально «бить») используется как для обмолачивания вручную зерна (28:27), так и для обивания плодов олив с верхних веток ( Втор. 24:20 ), так сказать, один к другому. Смысл здесь в том, что Господь тщательно собирает Своих верных, чтобы не пропал ни один из них (ср.: 40:26–27). Для Израиля, находящегося на родной земле (12), упор делается на том, что немногие будут отделены от общей массы (ср.: 10:20–23). Для рассеянных по чужим странам вострубит труба, призывая их домой (13). В Новом Завете показано, что в евангельском призвании уже соединились оба этих действия, отсев и спасение ( 1Кор. 1:23–24 ), как среди иудеев, так и среди язычников. Таким образом, эти два стиха показывают конечную победу Господа не как завоевание или новое созидание (как это может представиться), но просто как собирание народа и возвращение его домой. В конце концов, это самое главное (ср.: Отк. 7:9 ). 28:1 – 31:9 Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? 28:1–29 Отповедь насмешникам

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

18:4. Возвещая о суде над Вавилоном, Иеремия (так же как и в этом тексте) призывает свой народ ( Иер. 29:4–10 ) бежать из этого города, поскольку Бог намеревается уничтожить его ( Иер. 51:6,45 ; ср.: Зах. 2:7 ); даже присутствие некоторого числа праведников не отменит суд (ср.: Быт. 19:17 ). (В Свитках Мертвого моря праведные должны были «отделиться» от «детей погибели»; в одном из комментариев ессеев на книгу Наума говорится, что когда беззакония тех, кто привел людей к отступничеству, проявятся во всей своей полноте, то праведные Ефрема должны выйти от них и воссоединиться с истинным Израилем.) Необходимость выйти из города, судьба которого предрешена, не оставляла сомнений у каждого, кто верил в это «пророчество (ср.: Тов. 14:8 ; Исх. 9:20,21 ). 18:5. Иудеи признавали ветхозаветное установление (напр.: Быт. 15:16 ; 4Цар. 22:20 ) о том, что если суд Божий откладывается, то это означает лишь накопление возмездия за грехи многих поколений до тоговремени, когда Бог обрушит Свои суды на еще более развращенное поколение (также Мф. 23:34–36 ). 18:6. Возмездие нечестивым за их грехи, которые заключались в плохом обращении с ближними, было знакомой темой Ветхого Завета (см.: Неем. 4:4 ; Есф. 9:25 ; Пс. 7:16,17; 34:8; 56:7 ; Прит. 26:27; 28:10 ; Дан. 6:24 ; Иер. 50:15,29 – о Вавилоне; Авд. 15 ); двойное воздаяние указывает на то, что возмездие это исполнится сполна ( Ис. 40:2 ). О чаше с вином суда ср.: Пс. 74:9 ; Ис. 41и другие ссылки в коммент. к Отк. 14:9,10 . 18:7. Здесь Иоанн цитирует Ис. 47:8,9 (эти тексты используются и в Сивиллиных оракулах). Он осуждает высокомерие Вавилона, его самодовольство и ни на чем не основанную уверенность в своей безнаказанности (ср.: Ис. 32:9 ; Иер. 48:11; 49:31 ; Иез. 16:49 ; Ам. 6:1 ; Авд. 3 ). Непомерная роскошь Рима (в том числе умение потворствовать толпе, предоставляя ей «хлеб и зрелища») обеспечивалась за счет других народов, таких, как обложенные тяжелыми налогами египетские крестьяне. Бездумная и пустая жизнь римской знати вызывала гнев Бога; ср.: Ам. 4:1,2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010