Спросите: Иегова говорит: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю». Как, на ваш взгляд, этот стих согласуется с учением Сторожевой Башни, что сначала Иегова сотворил Христа, а потом Христос сотворил все остальное? Притч.8:22–23 – Иисус – «самое первое свершение» Иеговы? Учение Сторожевой Башни. Текст Прит.8:22–23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сам Иегова произвел меня в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений. От бесконечности я была поставлена, от начала, от времен более древних, чем земля» (пер. с англ., курсив автора). Свидетели Иеговы полагают, что этот стих однозначно указывает на тварную природу Иисуса Христа. На самом деле в 8-й главе Книги Притчей речь идет о Премудрости, однако Свидетели Иеговы утверждают: «...большинство ученых согласны, что это риторическая фигура, обозначающая Иисуса как духовное создание до его прихода на землю» 250 . В изданном Сторожевой Башней справочнике Aid to Bible Understanding читаем: «Многие известные христианские писатели первых веков нашей эры считали этот отрывок [из 8-й главы Книги Притчей] символическим описанием Сына Божьего в его дочеловеческом состоянии... Невозможно отрицать ни того, что Сын был „произведен» Иеговой „в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений», ни того, что при сотворении земли Сын был „рядом [с Иеговой] как главный работник " " 251 . Библейское учение. Предлагаемое Сторожевой Башней толкование противоречит контексту не только Книги Притчей, но и всего Писания в целом. Прежде всего вам следует обратить внимание собеседника на то, что в первых девяти главах Книги Притчей речь идет об олицетворенной мудрости. Олицетворение – художественный прием, когда неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами или изображаются в виде личностей 252 . В первых девяти главах Книги Притчей мудрость фигурально наделяется человеческими качествами 253 . С учетом этого обстоятельства укажите собеседнику на один важный факт: в тексте Книги Притчей нет никаких указаний на то, что 8-ю главу следует понимать как-либо иначе, нежели остальные восемь. Апологет Роберт Боумэн развивает эту мысль: «Если мы сочтем Прит.8:22 буквальным описанием Христа, нам также придется допустить, что Христос – это женщина, которая кричит на улицах ( Прит.1:20–21 ) и живет с кем-то по имени „Разум» ( Прит.8:12 ) в доме с семью столбами ( Прит.9:1 )!» 254 Эти главы Книги Притчей теряют всякий смысл, если «вставить» в них Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Поелику же в злохудожну душу не внидет премудрость (Прем.1,4), то прежде всего души, намеревающиеся беседовать с мудростию, очищает Божиим страхом. Ибо тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума испытанного и точного, походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро. Посему начало премудрости страх Господень (Прит.1,7). А страх - очищение души по молитве пророка, который говорит: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс.118,120). Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок; и телесные члены, пригвожденные страхом, не могут порываться на дела неблагоприличные. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу. Оскверненных же и подлых душою Соломон не допускает к слышанию Божественных речей, говоря: а бесстрашные во вратах водворятся (ср.: Прит.19,23). И: взыщете премудрости у злых и не обрящете (Прит.14,6). И еще: взыщут мене злии и не обрящут (Прит.1,28), потому что не очищены Божиим страхом. Поэтому кто намерен приступить к принятию премудрости, тот приходи, очистив срамоту греха спасительным страхом. Итак, из учения Притчей открылось нам и другое благо, а именно: восприятие страха, внушенное нам премудростию. Вторым из обещанного было: познати наказание. А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает во спасение (Евр.12,11). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостию прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

    6:28—30. Ряд комментаторов полагают, что здесь речь идет об анемонах, которые имели пурпурную окраску, а этот цвет в представлении многих читателей ассоциировался с царскими одеждами Соломона (6:29). И даже такие цветы будут брошены в печь. Увядание травы и цветов каждое лето символизировало преходящую природу, тленность человеческой жизни (ср.: Пс. 102:15,16; Ис. 40:6—8).     6:31—33. Языческий мир действительно был озабочен тем, чтобы удовлетворить такие потребности, но Иисус напоминает Своим слушателям, что они должны полагаться на своего Отца (ст. 32; см. коммент. к 6:7,8) и искать прежде всего Царства Божьего (ст. 33).     6:34. После Иисуса другие еврейские учителя также давали этот совет; трудно сказать, использовал ли Иисус известный афоризм, или наоборот, Его изречение стало известным афоризмом.     7:1—5 Взаимный суд     7:1,2. Образ меры используется по отношению к дню воздаяния не только здесь, но и в других местах; выражение «какой мерой мерит человек, такой и сам будет измерен» несколько раз встречается в позднейших еврейских источниках и, возможно, является афоризмом. См. об этом принципе в 5:7, 6:14,15 и Прит. 19:17. Ср. также с ветхозаветным законом, по которому лжесвидетель заслуживал такого же наказания, какого он требовал для обвиняемого (Втор. 19:18—21), и с тем, что Бог осуждал неправедных судей (Исх. 23:6—8; Втор. 16:18—20).     7:2—5. Хотя в древности глазные операции проводились с помощью ланцета, здесь Иисус явно использует «гиперболу. Яркий, шокирующий, нелепый и, вероятно, рассмешивший слушателей Иисуса образ, достигал, тем не менее, своей цели. Пророки часто обращались к наглядным примерам, построенным на игре слов, при передаче своей вести (напр.: Мих. 1; Иер. 1:11,12). В Ветхом Завете (напр.: Прит. 15:32) и в позднейших еврейских преданиях подчеркивалось, что люди должны смиренно принимать критику, которая способствует их исправлению.     7:6—12 Подражание Богу в даянии     7:6. Свиньи и псы считались нечистыми животными (Прит. 26:11; 2 Пет. 2:22), безразличными к драгоценностям (Прит. 11:22). Свиньи обычно питались отбросами, а псы были падальщиками, не гнушавшимися даже человеческой кровью. Бродячие собаки рычали и на тех, кто бросал им пищу, и на тех, кто не обращал на них внимания. Для древних читателей этот образ был впечатляющим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но есть и трудности. Несмотря на различие между царем и архитектором, Филон постоянно подчеркивает, что именно Бог создал мир: термины, относящиеся к действующему субъекту, которые он использует в связи с актом творения — poietes, demiourgos, technitis, — применяются к Самому Богу, а не к каким-то Его представителям, и именно поэтому он может сказать, что Бог создал мир «без советника (oudeni parakleto (i) , который бы помогал Ему (который был рядом с Ним?), но полагаясь только на Себя» (Opif. Mund. 23). Он, конечно, был знаком с восьмой главой книги Притчей, поскольку он цитирует Прит. 8:22 в de Ebrietate 31 и ссылается на тот же отрывок в de Virtutibus 62, но источник языка, говорящего о субъекте действия, и многие из его ключевых идей здесь скорее можно найти у Платона Timaeus 27c-40d, чем в книге Библии . На самом деле в de Ebrietate 31 есть намек, что он не понимал amon в смысле ремесленника или архитектора. Там он называет Премудрость «матерью и кормилицей всех»: кормилица (tithenes) может быть аллюзией на amon, вокализируясь как активное причастие omen (ср. Чис. 11:12, Ис. 49:23 и фем. omenet в Руф. 4:16, 2 Цар. 4:4, а также GenR 1:1 цитируется выше); перевод Акилы tithenoumene как «выкормленная», вероятно, отражает вокализацию пассивного причастия amun. Короче говоря, как и в случае с Бен-Сирой, хотя слова Филона чреваты двусмысленностью, в них напрямую не утверждается, что Тора действовала в качестве Божьего субъекта в сотворении мира. Поэтому, когда автор послания Колоссянам утверждает, что Христос является действующим субъектом творения, он, безусловно, отождествляет Христа с Премудростью из Прит. 8, но это не означает, что он был знаком с концепцией Торы как действующего субъекта творения и просто поменял ее на Христа. Мы не должны недооценивать оригинальность его собственной экзегезы. Я думаю, что он действительно мог быть первым известным нам экзегетом, связавшим Прит. 8 с Быт. 1 и, в частности, интерпретировавшим reshit Быт. 1:1 в свете reshit Прит. 8:22, в результате чего первый стих стал пониматься следующим образом: «через Премудрость Бог создал небеса и землю».

http://bogoslov.ru/article/6168474

«10:31. Уста Праведника произращают мудрость, а злоречивый язык истреблен будет. 32. Уста праведного знают только то, что благоприятно ( Еф.4:29 ); уста нечестивых умеют только развратное. 11:1. Неверные весы противны Иегове, а правильный вес приятен Ему. 2. За возношением следует унижение, и скромности сопутствует мудрость ( Прит.16:18 ; Прит.18:12 ). 3. Чистосердечие руководствует честными, а пронырство погубляет коварных. 4. Не поможет богатство в день гнева Божия, а правда избавляет от смерти ( Прит.10:21 ). 5. Праведность непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падает от своего беззакония. 6. Праведность спасает от зла честных; а законопреступные уловляются своею развратностью. 7. Со смертью человека неправедного погибает надежда его, и ожидание порочных исчезает. 8. Праведник избавляется от беды, а вместо его впадает в нее беззаконный ( Эсф.7:3 ). 9. Злоязычный губит других; а благоразумием праведника избавляются от беды. 10. При благоденствии праведных веселится город, равно когда гибнут нечестивые, торжествует. 11. При благоприятстве добрых возвышается город, а устами беззаконных разрушается. 12. Бесчувственный злословит других, а человек разумный хранит молчание. 13. Хитрый переносчик обнаруживает тайну, а человек верный хранит то, что вверено ему». Содержание При отдельных мыслях более общее содержание Паремьи составляет то что, правота, честность и благоразумие благоустрояют путь жизни, избавляют от бед и напастей, и содействуют к устроению общественного блага, а по противоположности нечестие и злонравие производят все противное. Глав. 10:31. Уста праведника, по чтению 70, подобно источнику, изливающему воды чистые, прохладные, приятные ( Прит.10:11 ; Иер.2:13,6:13 ), источают премудрость, а, по чтению подлинника, произращают премудрость; где подобие взято от плодоносного древа, которое, быв посажено на доброй земле, произращает добрые, обильные, питательные плоды; отселе речь, слово именуется плодом уст ( Евр.13:15 ); а язык, говорящий развратное, как произрастение вредное, назначается к посечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Спросите: Допустим, что под «мудростью» в 8-й главе Книги Притчей подразумевается Христос. Но этой самой «мудрости» посвящены все первые девять глав книги (на что ясно указывает контекст); кто же в таком случае назван «разумом», и с кем обитает Иисус ( Прит.8:12 )? Верите ли вы, что Христос – женщина, кричащая на улицах ( Прит.1:20–21 )? Поднимите и другой важный вопрос: всегда ли у Бога была мудрость? Мудрость, по определению, должна быть так же вечна, как и Сам Бог 255 . (Свидетель Иеговы не может допустить, что у Бога когда- то не было мудрости.) Спросите: У «мудрости» из 8-й главы Книги Притчей было начало. Значит ли это, что до какого-то момента у Бога не было мудрости? Что же это за «Бог»? С помощью этих вопросов мы всего лишь хотим показать, что мудрость Бога столь же вечна, как и Сам Бог. Конечно, мудрость у Бога была всегда. В Книге Прит.8:23 мы читаем: «...от века я [мудрость] помазана...». Это поэтический образ, призванный показать вечную природу Божьей мудрости 256 . Точно такой же оборот («от века») в Пс.89:3 указывает на вечность Самого Бога 257 . Таким образом, Книга Прит.8:22–23 – это метафорическое описание вечной мудрости Бога и того, как она «родилась» (стих 24), чтобы принять участие в создании Вселенной. В 8-й главе Притчей не сказано, что мудрость возникла в какой-то момент времени. И уж, конечно, Иисус здесь не изображен творением, поскольку речь идет вовсе не об Иисусе, а об олицетворенной мудрости. Кол.1:15 – Иисус – «первенец» из всего творения Учение Сторожевой Башни. Текст Кол.1:15 в «Переводе нового мира» звучит так: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (курсив автора). Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что Иисус когда-то появился на свет в качестве творения, ангела. Игнорируя библейские свидетельства в пользу противоположной точки зрения, они настаивают, что слово «первенец» [в англ. тексте ПНМ «firstborn», т. е. «первородный». – Примеч. науч. ред.] в этом стихе означает «сотворенный первым» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Нын воистинну познах, яко „услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое; Господь молитву мою прият“ ( Пс. 6:9–10 ) и преклони//сердца ваши, государевы, к милости (ср.: Пс. 118:36, 112 ), по Писанию, якоже устремлени есть в одно есть, тако и сердца царевы в руце Божии: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонится ( Прит. 21:1 ). И паки той же рече: „Милость и истинна – сохранение царю, и престол ево во свидтелство устроитца“ ( Прит. 20:28 ) и помал; путь правды, милостыня, собрание ея – миръ, здравие и долгоденствие царю (ср.: Прит. 21:21 ). И паки: „Даяй нищему взаим дает Богу; и подаянию его сторично воздасться ему и животъ вечный“ (ср.: Прит. 19:17 ). И самая истинна, Христосъ Богъ нашъ, глаголет: „Блажени милостиви, яко тии помиловани будутъ“ ( Мф. 5:7 )» 10, л. 118–119). Завершаются рассуждения Никона о царском милосердии евангельской цитатой; патриарх подтверждает, что поступок царей не только соответствует православному канону, но и спасает их души. В 1675 г. при помощи обращения к текстам Нового Завета патриарх Никон благодарил царскую семью за присланные продукты: «Да вы же, государи, пожаловали прислали своего жалованья на пищу мн, убогому старцу, пять белуг, десять осетров, дв шевриги, дв лососи свжих. Вочти вам Господь, яко самому тому глаголющему: Алчен бхъ, и накормисте“ ( Мф. 25:35 ) и „Елико сотвористе меньшихъ Моих – Мн сотвористе“ ( Мф. 25:40 ). Есть же речено Господемъ: „Егда сотвориши обд или вечерю, не зови друг своих, ни братия твоя, ни сродникъ твоих, ни сосд богатых, еда когда и тии тя такожде воззовут, и будет ти воздаяние. Но егда твориши пир//или вечерю, зови нищиа, маломощи, хромыя, слпыя, и блажень будеши, яко не имут ти что воздати, воздастъ же ти ся в воскресение праведныхъ“ ( Лк. 14:12–14 ). Тако и сие обди ваши, государевы, воздадутся в воскресение праведных, и блажени есте, яко имате сии обди снсти во Царствии Божии. Да вы же, государи, прислали десять полотен да пятнатцать платочков. И сие ваше святое подаяние да прострется по пути, вводяи в жывот вчный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Как говорит и Писание: никого не любит Господь, токмо сего, иже с премудростию пребывает ( Прем.7:28 ). Сия-то премудрость (слушание премудрых слов Господних) и устрояет, как сказано, други Божии и пророки. Так и Господь говорил ученикам Своим: вы друзи Мои есте ( Ин.15:14 ). Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Ин.8:47 ). Те, которые не от крови только, не от похоти плоти, но и от Бога родились (ин.1:12, 13), которым дал Бог власть не именоваться только, но и быть чадами Божиими, когда приходят в возраст совершенного о Христе человека, те говорят Ему: Господи! к кому идем? Ты имеешь глаголы живота вечного. Таков был и Давид, для которого закон Господень был утешением и который потому просил: яви милость рабу Твоему, – не отнимай никогда от уст моих слова истины, – и давал такое обещание: вовек не забуду повелений Твоих; ибо Ты ими оживляешь меня ( Пс.118:92, 93 ). Но не таковы те, которые по уму своему все еще остаются, как глупые дети, – весьма неразумны и любят более слушать о суетном и толковать о делах человеческих. Ныне же подумаем и мы, братия, о том, что лучше – проводить ли время в суетных разговорах, или слушать о Божественном? Пересказывать ли друг другу о делах соседа, или беседовать о том, что Бог повелел нам делать, чтобы получить от Него жизнь и вечную радость? Ответом на сие, а вместе с тем и вразумлением может служить слово истины: оставляющий учение и завета Божественного забывший, постави дом свой при аде ( Прит.2:17 ). Божия же премудрость вещает: Мене же слушаяй, вселится на уповании и почиет без страха от всякого зла ( Прит.1:33 ). Не сообразуйтеся веку сему, – говорит еще нам Божественное Писание, – не живите сообразно с людьми мира, сынами века сего, которые уделом избрали здешнюю жизнь и помышляют только о земном и которых конец – погибель ( Фил.3:19 ); вы же преобразуйтеся обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая и полезная ко спасению ( Рим.12:2 ). К сему привлекает нас и премудрость Божия: вас, о человецы, молю, – возжелайте словес моих; возжелание премудрости возводит к Царству вечному ( Прем.6:11, 20 ). Оставите безумие, живи будете, да во веки воцаритеся ( Прит.9:6 ). Только бояйся Бога и держайся закона Его постигает премудрость ( Прем.1:4 ; Сир.15:1 ). Напротив же всех, отступающих от уставов Божественных, Господь низлагает, как сказано, и, как изгарь, отметает их ( Пс.118:119 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава XI.    Кто празднен, тот без дела и без пользы. Таковы пути всех тех, которые не трудятся, но охотятся словами и воображают себе, что это праведно и для них полезно. Труды таковых подобны вдовицам праздным и болтливым, которыя шатаются и обходят по домам (1 Тим. 5) в болтливости своей, и охотятся словами праздными, и переносят из дома в дом в преувеличении многое без страха Божия, и вместе с тем, в безстыдстве своем, говорят разныя слова, под предлогом научения. О если бы они были учители истиннаго учения, и были блаженны! Но они докучны, не понимая чего хотят, и утверждая чего нет, поелику хотят быть учителями и хвастаются знанием того, что говорят, и торгуют нечестием во имя Христово. Это свойственно многим, но не подобает рабам Божиим. Они не слушают говорящаго: пусть не многие будут учителями между вами, братие, и не все будьте пророками. «Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати» и поработити «все тело» свое (Иак. 3:1-2) и: если кто говорит, пусть говорит в слове Божием (1 Пет. 4:11). И: если есть в тебе разумение, преподай слово брату твоему, а если нет, положи руку твою на уста твои: ибо во время надо молчать, и во время говорить (Еккл. 3:7). И опять говорит: кто говорит в свое время, благо тому (Прит. 25:11). И еще говорит: да будут речи ваши основаны во благодати (Кол. 4:6). Дело человека — знать, каким образом предложить слово всякому человеку в своем месте. Кто говорит что ни попадет на язык, тот всегда заводит прения, и кто говорит излишния слова, умножает болезнь (Сир. 20:8), и скорый губами своими падает в злая (Прит. 13:3. 18; Еккл. 10:12): ибо дерзостию языка приводит гнев, а неиспорченный (человек) хранит язык свой и соблюдает душу свою в живот (Прит. 16:26-27; 21, 23). Те, которые «благословением и благими словесы прельщают сердца незлобивых» (Рим 16:18), — ублажая их, обманывают их. Убоимся же наказания, определеннаго учителям: «большее бо осуждение приимут» (Иак. 3:1) учители, которые учат и не делают (Матф. 23:4), которые носят имя Христово во лжи и выдают себя за истинных учителей, и ходят и бродят безразсудно и превозносятся и славятся в помышлении плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010