В хронике последователя Ашшурнасирапала II, ассирийского царя Салманассара III (859–824) можно прочесть: «За моё 31-летнее правление... разрушил я 250 городов... страх и ужас сеял я среди врагов... всю добычу увёл с собою...». На одном из своих исполинских крылатых быков–шеду этот царь оставил следующую надпись: «На моём четырнадцатом году я собрал неисчислимую силу со всех моих обширных земель. С войском из 120000 человек я переправился через Евфрат в самое половодье. В те дни Дадидри, царь дамасский, Ирхулини, царь эмафский, с двенадцатью царями с прибрежья Верхнего и Нижнего морей (Средиземное море и Персидский залив), собрали свою бесчисленную и несметную рать и пошли походом против меня. Я же в большой битве разбил их, уничтожил их конницу, их колесницы, отбил у них поклажу. Ради спасения жизни, они отступили» с.203]. Бедственную картину трагической жизни народов того времени можно было бы выразить словами пророка Иоиля: «... пришёл на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него, как у львицы... Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблён хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина... потому и веселье у сынов человеческих исчезло» (1:6–12). «Логовищем львов» называет другой пророк столицу Ассирии – Ниневию, который похищает для насыщения щенков своих и львиц своих добычу, наполняет ею пещеры свои и логовища свои похищенным ( Наум 2:11–12 ). И ассирийцы, сокрушая царства побеждённых ими народов, награбили несметные богатства, которые, в большинстве своём, были сконцентрированы в её столицах. Лев, конечно, «силач между зверями, не посторонится ни перед кем» ( Прит.30:30 ), поэтому ассирийцы любили украшать изображениями львов свои жилища, стены, сосуды и оружие. Лев был для них своеобразным национальным гербом – символом силы и могущества созданного ими государства. Поэтому самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением. Многочисленные свидетельства ассирийских царей о их военных походах, оставленные на обелисках и других памятниках, соответствуют библейскому изображению хищничества и жестокости этих представителей семитской расы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Вот Кто есть предреченный Пастырь из семени Давидова (сн. Рим. 1:3 ) и – Блюститель душ, прежде блуждавших без истинного пастыря (Петр. 2:25), но соединяющихся теперь с язычниками в одно стадо, имеющее одну печать крови Христа (Срав. Деян. 20:28  и дальн.), по которой распознаются Его и не Его овцы (срав. 2Тим. 2:19 , сн. Числ. 16:5 ; также – Рим. 11:2 ) 652 . Так Господь – Пастырь добрый обнял Своим взором все прошедшее, настоящее и грядущее Своего стада, семени веры в В. и Н. Завете единого, но в Ветхом имевшего многих более или менее ясно прообразовавших Его собой, а иногда лишь омрачавших светлый образ (εκν) Его, почему и настояла нужда в Едином и, притом, вечном Пастыре, и Пастыреначальнике, Который, имея явиться на грядущий всемирный суд, в совершенстве рассудит не только между овцами и овцами, но и между пастырями и пастырями всех времен (срав. Иезек. 34:23; 1Пет. 5:4  в контексте, Деян. 20:28  и дал. и др.). 3) Тайна искупления Богочеловеком мира. Его первосвященническое служение. Исаии 53:2 и дальн. Псал. 2:1–2 ; Захарии 11:12–13 (срав. Псал. 40:10 ); Иеремии 31:31–34 (сн. Прит. 9:2,5,6 ); Зах. 13:7 ; Исаии 50:6 и дал.; Псал. 21:17,19; 8:9 ; Псал. 68:10,22 ; Псал. 21:2 ; Зах. 14:6,7,13 (сн. Ам. 8:9 ); – 12:10; Псал. 67:19  (срав. Зах. 9:11 ); Псал. 109:4 . Ничего не было предоткрыто в В. 3. с такой дивной ясностью, как Евангелие уничижения Мессии для искупления рода человеческого от рабства греху и смерти 653 . Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? – начинает свое евангелие об Искупителе Исаия. Ибо Он взошел пред Ним (Богом) как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Если бы возможно было, – говорит А. Шопенгауэр, – все мировое горе положить на одну чашку весов, а все грехи мира на другую, то стрелка наверное стала бы неподвижно» 735 . Следы этого воззрения сохранились и в Библии . Представителями его являются, например, престарелые друзья Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, которые выражают непоколебимую уверенность в том, что причиной страданий Иова служат какие-либо тайные его тяжкие грехи ( Иов. 20:5  и дал.) «Знаю, Господи, – говорит св. Давид, – что по справедливости Ты наказал меня» ( Пс. 118:75 ). Впрочем, взгляд на страдания как на действия Божественного правосудия более свойствен Ветхому Завету, чем Новому, который, не отвергая, конечно, этого взгляда, лишь восполняет его указанием в предмете новой стороны. Однако же уже Ветхому Завету не чуждо было воззрение на страдания как на выражение отеческой любви Бога к людям. К такому именно воззрению на страдания приближается точка зрения молодого друга Иова, Елиуя ( Иов. 33:9–10, 14–20, 26 . Ср. Прит. 2:11–12 ). Полного же разрешения проблемы страданий Ветхий Завет ожидал от Мессии, Который должен был «исцелить сокрушенных сердцем, проповедывать лето Господне благоприятное, утешить всех сетующих» и т.п. ( Ис. 61:1–3 ). Это лето Господне благоприятное действительно возвестил нам Христос, провозгласив в самом же начале Своего общественного служения: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5:4 . Ср. Лк. 6:21 ). Что христианин в страданиях должен слышать не голос только карающей правды, а и голос отеческой любви Божией к нам, «выводящей нас на свободу» ( Пс. 65:12 ,), это с особенной ясностью открывается из послания ап. Павла к Евреям. Он приводит слова Премудрого: «Сын мой! не пренебрегай наказания (что тоже – страдание) Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает», – и продолжает: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:5–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Какою мерою мерите, такой и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). «Взявшие меч, мечем и погибнут» ( Мф.26:52 ). «Может ли кто взять огонь за пазуху, чтобы не прогорало платье его? Может ли кто ходить по горящим углям, чтобы не обжечь ног своих?» ( Прит.6:27, 28 ). «Кто чем согрешает, тот тем и наказывается» ( Прем.11:17 ). «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осия 8,7). «Кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). Значит, «не Бог — творец зла» (преп. Иоанн Лествичник ). «Он никого не искушает злом» (Так.1:13). Поэтому, если мы несчастны и страдаем, то сами виновники этого: «мы страдаем за грехи свои» ( Дан.3:28 ; 2Мак.7:32 ). Тут действие непреложного закона обратного действия. Случается то, что должно случиться, как результат нарушения известного закона. «Возьмите, — говорит один из публицистов, — раскаленное железо голыми руками и вы получите ожоги. Произойдет то, что должно было произойти от естественного проявления закона природы». Так и в нравственной жизни. Несчастье, страдание, горе — все те же ожоги своего рода, расплата за нарушение нами тех или иных законов. Об этом мудром, благодетельном законе говорят и наука, и повседневный опыт, и все истинные христиане. В деятельности вселенной, в ее жизни, все тесно связано одно с другим. Каждое действие — результат предшествующего действия. Научная аксиома: угол падения равен углу отражения. Камень, брошенный вверх, непременно упадет вниз. Таков закон вещей в природе. Получается непрерывная цепь причин и действий: в сем и заключается жизнь мира. Из опыта же мы знаем: «не рой другому яму, сам в нее попадешь»; «как аукнется, так и откликнется»; «отольются волку овечьи слезки». Каково же значение нашего страдания? Слово Божие говорит: «Оно для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Бога» ( Евр.12:10 ). «Голод, и язва, и скорбь, и теснота посланы, как бичи для исправления» (3Ездры.16:20). «Скорби — лучшие уроки» ( Евр.12:6 ) как педагогическая мера.

http://azbyka.ru/o-bozhiem-bytii

Но в наши дни у мира нет такого оправдания — ИГИЛ сам старается показать, что они из себя представляют. Мир наблюдает истребление ближневосточных — и, в частности, сирийских — христиан в прямом онлайне. Ни у меня, ни у Вас, ни у Патриарха Кирилла нет возможности сказать, что мы не знали. Как говорит Писание, «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: " вот, мы не знали этого " ? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Прит.24:11,12) Нам, сидя в безопасности, легко рассуждать — мол, во что нас втянули власти, да чем это кончится, да ясно, что тут власти не христиан спасают, а играют в свои геополитические игры, да что скажут в мировых столицах… Отчего бы нам и не порассуждать, тем более, что может это все отчасти и верно. Но это нам, в Москве, где-то еще, куда ИГИЛ не доберется — по крайней мере, в ближайшее время. Не нам грозит лютая смерть, не нашим детям — насилие и рабство, с нами все в порядке. А если бы это вокруг нас сжималось кольцо ИГИЛа и (примерно тех же манер) террористов из других группировок, как бы мы на это смотрели? И о чем бы мы крепко вопияли к Богу? Только об одном — чтобы Господь, в своем великом милосердии, послал бы кого угодно — американцев, французов, русских — кто по каким бы угодно соображениям нанес бы авиаудары по ИГИЛу и помог бы нашим воинам отбиться. Нас бы в последнюю очередь волновало, будет ли выглядеть Патриарх в далекой северной стране достаточно изящно в глазах блогеров. Нас бы интересовало, спасут ли нас и наших родных от смерти. Как говорит Писание «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр.13:3). Посмотрите на ситуацию глазами сирийских христиан — потому что для христианина это правильная перспектива. Рейтинг: 8.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ЮЛИЯ 13 ноября 2015, 12:44 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ СПАСИ ПОМИЛУЙ СИРИЮ И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН И ПОШЛИ ИМ ПОМОЩЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ СМЕРТИ И СТРАДАНИЙ ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ

http://pravoslavie.ru/86514.html

Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней — как победы над врагами, так и подчинение своих. « Господи! Что такое человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (ст. 3)? Другой переводчик (Акила) говорит: что есть человек, и ты знаешь его (και γνση). Третий (Симмах): что ты обращаешь внимание на него (γνωρζεις). Следовательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или — лучше — будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семьдесят толковников: познался еси ему , — выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал пророк: что есть человек, познавший Тебя , но: « что такое человек, что Ты открылся ему »? 2. И Павел непрестанно выражает ту же мысль, — напр., когда говорит: « а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:12). И Сам Христос: « не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 16:16). И еще в другом месте Павел: « но кто любит Бога, тому дано знание от Него » (1 Кор. 8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в другом месте он говорить: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я » (Филп 3:12). Не сказал: я постиг, но: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг ». Как же пророк говорит: « что такое человек »? Между тем другой говорит: « многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит » (Прит. 20:6). И еще иной: « по образу Божию сотворил его » (Быт. 1: 27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых « те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: « что такое человек » говорится о человеческой природе. Правда, велика и природа человеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней  – как победы над врагами, так и подчинение своих. " Господи! Что такое человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем? " (ст. 3)? Другой переводчик (Акила) говорит: что есть человек, и ты знаешь его (και γνση). Третий (Симмах): что ты обращаешь внимание на него (γνωρζεις). Следо­вательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или  – лучше  – будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семь­десят толковников: познался еси ему ,  – выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал про­рок: что есть человек, познавший Тебя , но: " что такое человек, что Ты открылся ему " ? 2. И Павел непрестанно выражает ту же мысль,  – напр., когда говорит: " а тогда познаю, подобно как я познан " (1Кор. 13:12). И Сам Христос: " не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин.16:16). И еще в другом месте Павел: " но кто любит Бога, тому дано знание от Него " (1Кор.8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в дру­гом месте он говорить: " говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я " (Филп3:12). Не сказал: я постиг, но: " говорю так не потому, чтобы я уже достиг " . Как же пророк говорит: " что такое человек " ? Между тем другой говорит: " многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит " (Прит.20:6). И еще иной: " по образу Божию сотворил его " (Быт.1: 27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых " те, которых весь мир не был достоин " (Евр.11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: " что такое человек " го­ворится о человеческой природе. Правда, велика и природа че­ловеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010