Другим важным критерием при оценке человеком своих поступков является совесть. Философы, богословы и многие писатели заявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни. Обычно совесть проявляется как психологическое явление, как сознательная оценка свободных нравственных поступков как добрых, так и злых, при соответствующем самочувствии – приятном или не приятном. 9 Феномен совести можно определить как способность души (способность врожденную, но зависящую от воспитания), с помощью которой в каждой отдельной личности требования естественного нравственного закона соотносятся с нравственным порядком в душе человека. 10 Другими словами, совесть является выразительницей нравственного закона в человеке. Само слово «совесть» в русском языке происходит от глагола «соведать» (от ведать – знать), и означает прежде всего сознание нравственное, 11 созвучное с неким внутренним знанием правды, с вестью не человеческой, а Божией. Универсальный характер совести лишь подтверждает одно из фундаментальных положений православной антропологии, которая говорит о человеке как о носителе образа Божьего ( Быт.1:26 ) и о совести как об одном из проявлений этого образа в структуре человеческой личности. В Священном Писании Ветхого Завета понятию совесть соответствует термин «сердце», и голос совести – это внушение сердца человеческого, в котором отражается повеления Закона Божьего, голос Самого Творца. «Весьма близко к тебе слово сие (закон – Д.П.): оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Вт.30:14). Закон совести иногда отождествляется с оком Божиим, которое положено на сердца людей (И. Сир.17:7 ). Поэтому премудрый Соломон призывает в своих притчах: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Прит.4:23 ). В Новом Завете наиболее ярко о характере совести мы можем узнать из посланий Апостольских. Апостол Петр призывает христиан иметь «добрую совесть» ( 1Пет.3:16 ) и испрашивать ее у Бога ( 1Пет.3:21 ). Наиболее полно высказывается об этом нравственном феномене Апостол Павел, когда говорит о язычниках, имеющих закон, написанный в их сердцах: «о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Совесть у Апостола являет сокровенную жизнь христианского сердца, возрожденного благодатью Святого Духа ( Рим.9:1 ; 2Кор.1:12 ; Евр.9:14 ), и грехи против совести, соответственно, являются грехами против Самого Христа ( 1Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

11. В иудейском предании в большей мере, чем в Ветхом Завете, Каин (см. коммент, к 1Ин. 3:12 ) и Валаам (см. коммент. ко 2Пет. 2:15 ) стали олицетворением не праведности в ее высшем проявлении; Валаам считался одним из наиболее мощных пророков среди язычников, но он использовал дарованную ему силу во зло. Корей поднял восстание против правления Мои сея ( Чис. 16 ) и стал образной фигурой для обозначения мятежного духа, направленного против закона в иудейской традиции. 12 . Последняя вечеря была пасхальной трапезой, и ранняя Церковь продолжила традицию празднования «Вечери Господней», где хлеб и вино были только частью трапезы. Причастие как совместная трапеза верующих также получила название «вечеря любви». «Соблазн», или тайная угроза; в NASB – «скрытые рифы»; они могли погубить мореплавателей, которые не сумели отвести корабль подальше в море; «безводные облака» – те, которые не дали дождя напрасно ожидавшим его фермерам ( Прит. 25:14 ). Образ бесплодных деревьев, которые должны принести урожай поздней осенью, когда деревья сбрасывают свою листву перед наступлением зимы; или речь может идти об отсутствии у них летних плодов и даже признаков плодоношения ранней осенью; в любом случае эти деревья были попросту мертвы (о грядущей второй смерти см. в коммент. к Отк. 2:11 ). 13. В греческой мифологии Афродита, богиня любви, возникла из морской пены при кастрации титана Урана (аллюзия на без нравственность учителей); волны в Свитках Мертвого моря появляются как образ «выбрасывания» скверны греха. «Звезды блуждающие» – это относится к беспорядочному движению планет по орбитам, что иногда приписывалось неповинующимся ангелам, которые были заключены в темницу по суду Божьему и названы «звездами» в 1 Енох. Суд как вечная тьма появляется в 1 Енох, и в других источниках. Образ нечестивых в виде «свирепых волн» восходит к Ис. 57 («море взволнованное») и встречается в более поздних еврейских источниках (Свитки Мертвого моря). 14,15. Иуда приводит цитату из 1 Енох. 1:9; эта история была популярна в свое время, и она помогает ему подчеркнуть свою мысль. Этот отрывок из 1 Енох, представляет несколько тем, которые рассматриваются далее по всей книге.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Поскольку же Слово признаёт Себя не одним из сынов по благодати, но Сыном из сущности Бога и Отца, то полагает Себя вне других, называя Бога Своим Отцом. Призванным к сыновству и имеющим это достоинство по благодати приличествуем взывать в молитвах: Отче наш иже на небесах ( Мф.6:9 ), а Тому, Кто есть единый и единственный от Единого Единородный (Сын), подобает называть Бога Своим Отцом. Но кроме вышеприведенного толкования к этому —214— повествованию можно применить и другое умозрение. И обрете (сказано) в церкви продающия овцы 310 и волы и прочее. Заметь опять, что всё домостроительство о нас выразил посредством двух предметов. С жителями Каны Галилеянами Христос и сопиршествует и сожительствует и Своими сотрапезниками делает призвавших Его и через то почтивших, – также посредством знамений приносит им пользу и недостаток восполняет им к веселию, да и какого из благ щедро не подает им? Этим как посредством образа Он научает тому, что примет к Себе жителей Галилеи, то есть язычников, как призванный к ним через их веру, – и введет их в небесный храм, очевидно в церковь первородных ( Евр.12:23 ), и поместит их со святыми, ибо святые ученики совозлежали с пировавшими, – и будут они соучаствовать в божественном и духовном празднестве, как и Сам негде говорит, что мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом а Исааком и Иаковом ( Мф.8:11 ), причем у них не будет недостатка в веселии, ибо радость вечная над главою их ( Ис.35:10 ). А не уверовавших Иудеев изгонит из святых мест и поставит вне священной ограды святых. Но и приносящих жертвы не примет, напротив – накажет и бичеванию подвергнет их, связанных цепями своих прегрешений ( Прит.5:22 ). Послушай, что говорит: возмите сия отсюда. Это для того, чтобы ты разумел также и то, что древне сказано гласом пророка Исаии: всесожжений овних и —215— тука, агнцев и крови юнцов и козлов не хощу, ниже приходите явитися ми: кто бо изыска стя из рук ваших? ходити по двору моему не приложите: аще принесете семидал, всуе: кадило, мерзость ми есть: новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю: поста и праздности и праздников ваших ненавидит душа моя: бысте ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших ( Ис.1:11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12:22, Мф. 13:34, Мк. 4:11, Лк. 8:9), пароймия (παροιμα – поговорка, см. Прит. 26:7, Ин. 10:6, 16:25, 2 Пет. 2:22), тренос (θρνος – плач, 2 Цар. 1:17, Амос 5:1, Ис. 14:4, Иез. 19:1), исос (σος – равный, Иов 10:10, 13:12, Флп. 2:6) и другие не всегда обозначают собственно притчу, отсюда и дискуссии в отношении того, какие параметры должны ограничивать круг текстовых единиц, называемых притчами. На первый взгляд евангельские притчи кажутся простыми, понятными без интерпретации. Однако, как резюмирует Джон Сайдер, за сто лет исследований данного жанра ученые не пришли к согласию в отношении основного стержня, который должен объединять все разнообразие текстов, называемых библейскими притчами . Главным идентификатором данного жанра, начиная с Адольфа Юлихера, по сей день остается аналогия (сравнение, подобие) . Притча является такого рода аналогией , которая исключает поговорки, загадки и неповествовательные формы речи . Притчи Спасителя первоначально бытовали в устной форме, но в последующем были вплетены в рассказ того или иного евангелиста в соответствии с его богословскими замыслами. По мнению Иоахима Иеремиаса, с которым соглашается большая часть современных библеистов, притчи более всего передают оригинальную речь Иисуса Христа . Притчи присутствуют в Ветхом Завете, их использовали и раввины . Однако данный жанр редко встречается в ранней христианской литературе . Некоторые исследователи полагают, что Иисус рассказывал притчи на арамейском языке, и с уходом арамейского языка из употребления в древней Церкви в ней перестали рассказываться типичные для еврейской среды притчи . Апостол Павел, в отличие от Спасителя, предпочитает использовать аналогии (см. сравнение его с бегуном на соревнованиях в 1 Кор. 9:26-27) или аллегории (см. сравнение Агари и Сарры с нынешним и вышним Иерусалимом в Гал. 4:21-31). В Послании к Евреям скиния становится образом настоящего времени (Евр. 9:9), а попытка Авраама принести в жертву Исаака становится прообразом , символом добровольной смерти и воскресения Христа (Евр.

http://bogoslov.ru/article/6177836

Бытие вообще есть благо и радостный для творения дар Божий; но бытие разумно-свободного существа есть божественное благо и дар премирной, в Боге блаженнейшей радости. «Жена, – говорит Иисус Христос, – егда раждает, скорбь имать, ...егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» ( Ин.16:21 ): в этих словах Спасителя ясно, что явление человека в мир, начало его бытия есть радость, «радость, – говорит Спаситель, – яко родися человек в мир» . Иисус Христос не указывает ни на то, каков будет родившийся человек в мир, ни на то, будет ли он велик, или ничем не примечателен в мире, проживет ли он семьдесят или восемьдесят, или сто лет, или же, вышедши из недр матери и не испытав земного жребия, он возляжет в недра земли и почиет там до «великого дня Божия», а говорит вообще о радости потому, что родился человек в мир; следовательно, отмечает и имеет в виду радость от призвания к бытию нового человеческого существа, новой разумно-свободной личности, нашедшей благостию Творца свое существование во времени для вечности. Бытие поэтому есть само по себе благо, и радость бытия, следовательно, тождественная самому бытию: «Он (Бог) создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» ( Прем.1:14, 11:25 ). «...всякое творение Божие хорошо» , говорит Ап. Павел, и ничто не гнусно» ( 1Тим.4:4 ); «Бог все соделал прекрасным в свое время, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца» ( Еккл.3:11 ). Субъективно и объективно всякое творение Божие прекрасно: оно планомерно, закономерно и целесообразно, и потому в неповрежденном своем образе оно должно было всегда находиться только «во благе» бытия. Но личность человека как разумно-свободного существа имела в себе радость совершеннейшую, радость предощущения блаженнейшего бытия с Богом и в Боге. «К вам, люди, взываю я, – говорит Олицетворяемая Премудрость Божия, – и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, ...когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Прит.8:4–6, 22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

– евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ), объединить с зачалом 44-тым от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес. В Великий Четверг вспоминается умовение Господом ног Своим ученикам, установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Господа на страдания и смерть. В Великий Пяток на вечерне вспоминается снятие со Креста пречистого Тела Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения в Великий Четверг на литургии и в Великий Пяток на вечерне, охватывая события, предшествующие воспоминаемым, и таким образом повторяя уже читанное в евангельских зачалах предыдущих дней Страстной седмицы, являются излишне пространными. Поэтому надлежит: – в Великий Четверток на литургии читать евангелие: Ин.13:1–17 , Лк.22:15–39 или Лк.22:1–39 (если умовение ног совершается), а на утрени в этот день – евангелие от ( Мф.26:17–30 ), об установлении Евхаристии; – в Великий Пяток на вечерне читать евангелие: Ин.19:38–42 . Паремейные чтения удовлетворяют запросам верующего ума и в общем соответствуют воспоминаемым событиям, но некоторые изменения и здесь возможны. Поэтому желательно: а)      в праздники, посвященные прославлению икон Богородицы читать: – Быт.3:14–15 («Вражду положу между тобою и между женою...»); – Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – Дан.2:26–46 (Гора, от которой оторвался камень); или: Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – 2Цар.1:1–12 (Перенесение ковчега – поражение Озы); Суд.6:12, 36–40 (Руно орошенное); б)      в дни празднования памяти святителей, кои именуются Учителями Вселенскими, читать паремьи новозаветные: 1Ин.3:21–24 ; 1Ин.5:1–6 ; 1Пет.3:12–18 ; в)      в дни празднования памяти преподобных читать: –      или ныне читаемые; –      или Ис.26:2–9 ; –      (или) Мал.3:16–4:1–2 (последний стих закончить словами: «и исцеление в лучах его»); –      (или) Прит.12:22–26:28 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Напомним теперь, что говорят Святые Отцы, которые сами спаслись под руководством старцев и других учили жить так же. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: " Обманулись все те, которые, предавая себя Богу, подумали, что не нуждаются в руководителе " (1 слово, 7). " Ибо кто без помощи наставника вступает в борьбу с духами злобы, тот бывает ими умерщвлен " (4 слово, 73). " Идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал " (26 слово, 237). " Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной. Никогда не доверяет себе. Ибо для смиренного тягость и жало - верить самому себе, как гордому трудно последовать словам и мнению других " (25 слово, 54). Итак, отчего не хотят ходить к старцу, отчего не спрашивают его, даже отвергают пользу старчества? От гордости, которой Бог противится, т.е. гордых не спасает. Ибо Он только смиренным дает спасительную благодать. Св. Иоанн Кассиан в слове о рассуждении пишет: " Ничем другим диавол не ведет инока к погибели, как тем, что внушает ему не слушаться советов и следовать своему мнению и своей воле " . Св. Авва Дорофей в 1-м поучении говорит: " От отсечения воли человек преуспевает более, чем от всякой другой добродетели. Никто не может сподобиться благодати бесстрастия, достигаемой послушанием и смирением, если не понудит себя отсечь свою волю и не предаст себя ради Бога своему отцу духовному (старцу-руководителю), делая все, что говорит ему руководитель, не сомневаясь, как бы слушая Самого Бога " . А в 5-м поучении тот же преподобный говорит: " Имже несть управления, падают аки листвие; спасение же есть во мнозе совете (Прит.11:14). Видите ли, чему учит нас Священное Писание? Оно учит нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что мы можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи от наставляющего нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей не имеющих наставника в пути Божием. Что же значит сказанное: Имже несть управления, падают аки листвие? Лист сначала бывает зеленым, но, когда наступят холода, желтеет, засыхает и падает. Тогда им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала имеет усердие к посту, бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает. Не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, он, подобно листу, незаметно засыхает, падает и наконец становится подвластным врагу спасения, который делает с ним, что хочет. Об открывающих же свои помышления и поступки и делающих все по совету Писание говорит: Спасение есть во мнозе совете. Не говорит: " в совете многих " , т.е. чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем с тем, кому имеем доверие (старцем или духовником), и не так, чтобы одно говорить, а о другом молчать, но обо всем советоваться. Такому есть верное спасение во мнозе совете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/128/...

Но сами правила, по которым ведется игра, сомнительны. Фундаменталистский подход рассматривает Библию примерно так же, как мусульмане рассматривают Коран, который считается прямой речью Всевышнего, а Муххамед – передатчиком, но никак не автором. В отношении Библии это, однако, не так. Она не является от начала и до конца прямой речью Бога. Непогрешимость относится к тому, чему Библия , как целостное послание, учит. Она не означает, что в Писании не может быть ошибочных утверждений, – они там самым очевидным образом есть. Например, в Библии написано, что Бога нет. Является ли это утверждение безошибочным? Разумеется, нет. В псалме оно приписывается «безумцу»: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс.13:1 ). В Библии содержатся призывы к совершению грабежей и убийств: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас» ( Прит.1:11–14 ). В контексте понятно, что это слова «грешников», против которых отец предостерегает сына. Евангелие, несомненно, содержит и лживые слова – это слова сатаны, искушающего Господа ( Матф.4:3–10 ), лжесвидетелей, обвиняющих Христа на суде ( Матф.26:61 ), противников Христа вообще. Понимание того, чему Библия безошибочно учит, предполагает восприятие того или иного фрагмента в контексте библейского Откровения вообще. Писание имеет вполне определенную цель: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан.20:31 ). Словом Божьим в абсолютном смысле является не текст, а Личность – Господь наш Иисус Христос . Библия – это боговдохновенное свидетельство о Христе, Который должен явиться (Ветхий Завет), и уже пришедшем (Новый). Это свидетельство возвещают нам люди, избранные для этой цели Богом, – пророки и апостолы, движимые Святым Духом. Святой Дух выступает гарантом того, что все истины, которые нужны для нашего спасения, передаются Писанием верно и со всей необходимой полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

12. Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе, во первых, в отношении к Богу, и (во вторых), в отношении к людям. Всячески всегда должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, память о прежней нашей в мире жизни, если она припоминается нами, как следует. Также память о всех грехах от юности, когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как и всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая при том рождает и плач радостный со сладостью и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того истинно смиряют душу великие Божия благодеяния, именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми (неблагодарными Богу) демонами. 13. Не чуждайся из самолюбия этих спасительных врачевств душевных, если ты таков, что имеешь в них нужду. Ибо иначе ты уже не ученик Христов, и не подражатель Павла, который говорит о себе: несмь достоин нарещися Апостол (1 Кор. 15, 9); а в другом месте сознается, что был прежде хульником, гонителем, и досадителем (1 Тим. 1,13). — Видишь ли, горделивец, вот и святой, а не забывал прежней своей жизни? Да и все Святые, от начала создания до ныне, облачались в это последнейшее святое одеяние Божие (т. е. в смирение). Сам Господь наш Иисус Христос, будучи Бог непостижимый, недоведомый и неизглаголанный, в продолжение всей Своей во плоти жизни, облечен был в смирение; так что св. смирение праведно должно именоваться и Божественной добродетелью, и Владычнею заповедью и облачением. Также Ангелы, и все оные светлые Божественные силы, проходят и хранят сию добродетель, ведая, каким падением пал возгордившийся сатана, и как он в пример того, как надлежит страшится падения (в сей грех) Ангелам и людям, лежит, лукавый в бездне, за гордость свою явленный бесчестнейшим пред Богом паче всякой другой твари. Знаем мы и то, каким падением пал Адам из–за гордости. Имея, пред очами такие примеры сей высокотворной добродетели, будем всегда смирят себя всячески, сколько сил есть, пользуясь указанными выше врачевствами. Смирим себя душой и телом, и в мудровании, и в желании, и в речах, и в помышлениях, и во внешнем виде, и внешне и внутренне. О чем особенно надобно заботиться, это — чтоб сущий за нас Иисус Христос, Сын Божий и Бог, не стал против нас. Ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Прит. 3, 34). Не чист пред Господом всяк высокосердый (Прит. 16, 5); смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, говорит Спаситель (Мф. 11, 29). — Внимати убо подобает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

В слове Божием благочестию усвояется сила продолжать жизнь, а нечестию – сокращать оную. Страх Господень прилагает дни, говорит премудрый, лета же нечестивых умаляются ( Прит. 10:27 ). В частности же верное и постоянное соблюдение заповедей Божиих способствует к продолжению и умиротворению жизни человеческой: Сыне мой, вещает самосущая Премудрость, моих законов не забывай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце: долготу бо жития и лета жизни и мир приложат тебе. Слыши сыне, и приими моя словеса, и умножатся лета живота твоего ( Прит. 3:1:2; 4:10 ). К тому же следствию приводят сыновний страх и благоговение к Богу и святым Его: Начало премудрости, говорит премудрый, страх Господень, и совет святых разум: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота твоего ( Притч. 9:10:11 ). Тоже благотворное действие на жизнь нашу производят: любовь и почтение к родителям: Чти отца твоего и матерь твою, глаголет Бог Законодатель, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли ( Исх. 20:12 ), и соблюдение строгого целомудрия в браке и вне брака: от воды чуждия ошайся, заповедует мудрец богопросвещенный, и от источника чуждого не пий, да многое время поживеши, и приложатся тебе лета живота ( Притч. 9:18 ). Противоположные же свойства и действия, очевидно, сопровождаются и противоположными следствиями. Поэтому, если мера жизни назначена в судьбах Промысла для каждого человека особая и известна единому Богу, между тем как средства к сокращению или увеличению оной суть общие, и оставлены отчасти в руце произволения каждого из нас ( Сир. 15:14 ): то в деле жизни и смерти люди, собственно говоря, не могут и не должны быть сравниваемы одни с другими, а должны быть сравниваемы только с самими собою, т. е., мера жизни, ими пройденной, должна быть сравниваема с мерою жизни, им от Бога предначначенною. Следовательно и заключение, что известный человек, не смотря на свое благочестие, жил менее другого, в беззакониях состаревшегося, всегда будет неверно и ошибочно. Иной жил долго, но умерши не прожил и половины лет, ему назначенных, расточив другую половину в делах студа и невоздержания; другой напротив скончался вмале, но исполнил лета долга ( Прем. 4:10 ), восприяв притом и избыток долголетия в награду за свое благочестие. Кто же теперь из сих двух человек жил долее? – Без сомнения второй, хотя числительное превосходство лет на стороне первого. Благочестивый Эзекия умер еще не стар: он был моложе Ахаава, Манассии, Навуходоносора и Ирода. Кто бы мог думать, что он всех сих царей и многих других подобных им, жил долее? Между тем как Дух Божий устами Пророка объявляет нам, что он не только всех их, но и самого себя, так сказать, пережил: ибо прожил и те 15-ть лет, которые, по его молитве, за его благочестие были ему прибавлены: услышах молитву твою, вещал ему Бог отцев его, и видех слезы твоя: се прилагаю к летом твоим лет пятьнадесять ( Ис. 38:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010