Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притч. 1, 7, 20, 22, 32—33; 2, 10—12; 4, 1, 20—22, 24, 26—27; 6, 6—8; 10, 4, 16; 13, 4, 19, 21; 14, 1, 21; 21, 13; 22, 1, 24—25; 25, 21—22; 26, 27; 28, 5; 31, 8, 10—13, 15—31) «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. Нетленный Твой дух (Господи) пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле». (Прем. 2, 23—24; 3, 1; 12, 1—2, 15, 18). «Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудности; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего, и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя. Не удерживай слова, когда оно может помочь. От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее. Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.

http://pravoslavie.ru/2941.html

Безграничная Божия благость, проявляющаяся в отношении к твари как безграничная любовь, свидетельствует, что «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16, 8 ), что только Он благ (см. Мк.10:18 ; Пс.105:1, 106:1, 135:1–26 ; Иак.1:17 ; Ис.49:15 ). Благость как таковая отразилась на Божиих творениях: «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» ( Пс.144:9 ; ср.: Сир.18:12 ; Прем.11:25–27 ). Цель сотворения мира содержится в самом Божием побуждении к сотворению мира, ибо участие во всесовершенной Божией благости и есть цель созданных существ: «Мы созданы... на дела благая» ( Еф.2:10 ; ср.: Евр.13:21 ; Мф.5:16 ). А участие в Божией благости – это и участие в Божием блаженстве. Это естественно проявляется в прославлении Бога со стороны созданных существ. Святые Ангелы непрестанно славят Бога, ибо своей жизнью они непрестанно и добровольно участвует в благости, а тем самым и в блаженстве Трисолнечного Господа (см. Ис.6:3 ; Откр.4:8 ; Пс.102:20 ). Таинственным образом вся тварь прославляет Бога, Своего Творца (см. Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.148:1–13 ). Человек создан для того, чтобы, совершенствуя себя в Божией благости, участвовать в Божием блаженстве и за это прославлять Бога, своего Творца и Спасителя. Так как Божия благость и любовь к людям достигают вершины в искупительном подвиге Спасителя, то Спаситель совершение дела искупления называет прославлением Отца Своего Небесного (см. Ин.17:4 ). Внести всю свою личность в искупительный подвиг Спасителя, усвоить Его всем своим существом и тем самым прославить Бога душой и телом, мыслями и делами, чувствами и желаниями – вот в чем цель существования человека на земле. Преуспевая в Божией благости и насыщаясь ею, человек уподобляется Богу, участвуя таким образом в Божием блаженстве и входя в вечную радость Господа своего. Святое Откровение так раскрывает нам всеобщую цель и смысл всего сотворенного: «Всё сделал Господь ради Себя» ( Притч.16:4 ), «всё Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ; ср.: Еф.3:9 ; Евр.1:2 ), «Его же ради вся» ( Евр.2:10 ), Он – Омега всего (см. Откр.1:8 ); всё грядет к тому, «да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ); ибо Он – «крайнее всех желание».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

( 1Кор.12:29 ) и не многие ( Зах.3:1 ), а только те именно, которые этой чести удостоены законом, как Аарон ( Евр.5:4 ), которые поставлены Самим Богом ( Деян.20:28 ). Помните же это и крепко помните, что вы вполне несчастны, что оставили пастырей Церкви, а их не отрекаться, а принимать нужно, как Ангелов Божьих, как Самого Христа, не устремляться нужно против них с готовностью вынуть им глаза, как это у вас бывает, а с готовностью отдать им все (6:6; 1Кор.9:11 ), с готовностью за них отдать и свои глаза (4:14–15) за ту превеликую пользу, которую они приносят вам ( 1Кор.9:11, 5:12–13 ; Еф.4:11–15 ), какой никто из смертных, даже никто из Ангелов, не силен и не может вам оказать. Вот почему доброненавистник и губитель душ человеческих дьявол и тщится так разъединять пастырей и стадо их духовное – для верной погибели. Стадо в разлучении с пастырем ( Притч.28:13 ; Лк.13:3 ; Деян.2:38, 13:10 ; 2Кор.7:10 ; Откр.2:5 ; Евр.3:6–14, 5:8–9 ; Кол.1:22–23, 2:6–8 ; Еф.2:21–22 ). Прочтите еще эти места Священного Писания , мною вам выставляемые, и вы поймете, что вся сила дела нашего спасения не в чтении Священного Писания, а в верности Христу, его святой Церкви, в твердом содержании воспринятой в таинстве Крещения веры, в совершенном подчинении пастырям Церкви, в пользовании всеми теми средствами, которые принес на землю Сын Божий. Это все, когда вы внимательно прочитаете, может отрезвить ваш испорченный гордостью ум ( Мф.7:21–27 ), вы увидите, что вы еще не знаете то, что надлежит вам знать, как должно ( 1Кор.2:5–7 ), может открыть ваши очи мысленные, очи духовные и вы увидите, в вере ли вы ( Иуд.1:17–19 ), увидите, если будете при сем усердно молиться, поймете, как опасно ходите ( Еф.5:10–15 ), и можете слезами своего покаяния призвать на себя ту Божественную благодать, которой теперь самовольно, как блудный сын отчего благословения, лишились, и она поставит вас вновь при помощи пастыря вашего духовного, на ту стезю спасительную, на тот путь, которым доселе, пока не познакомились с духовными озорниками, с прелюбодеями слова Божья – штундистами, хорошо шли ( Гал.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Занятия по дому и хозяйству, труды ради довольства и благосостояния всей семьи считались женским назначением. Жены пряли и шили, ткали и изготовляли платья, в том числе и на продажу; носили воду, пекли хлеб, принимали странников, смотрели за стадами ( Быт.29:9 , Исх.2:1 , 1Цар.2:19 , 1Цар.8:13 , 2Цар.13:18 , 4Цар.4:8–10 , Быт.24:11 ). Идеал ветхозаветной женщины воспет в книге Притчей Соломоновых ( Притч.31:10–31 ). Случалось, что ветхозаветная женщина являлась иногда на поприще общественной деятельности, в достоинстве пророчицы, в должности судьи, военной предводительницы. Правда, ей не позволялось исполнять какие-либо функции в богослужении ( Исх.23:17 ). И хотя доступ к непосредственному участию в богослужении был воспрещен, Дух Божий нисходил на некоторых из женщин, делая их наравне с мужчинами пророчицами и тем самым показывая, что разница полов не является препятствием для наития Божественной благодати. Так произошло с Мариам, сестрой Аарона ( Исх.15:20–21 ); с Деворой, женой Лапидофа ( Суд.4:4–5 ), которая была не только пророчицей, но и в течение нескольких лет судьёй Израильской земли; с Олдамой, женой Шаллума ( 4Цар.22:14–20 ). В более позднюю эпоху мы видим Анну-пророчицу ( Лк.2:36–38 ), дочь Фануилову, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:37 ). В рассмотренных явлениях еврейского быта (многоженстве, наложничестве, материнстве) еще не видно женщины как человека, со всеми нравственными, индивидуальными правами, наравне с мужчиной. Ветхозаветный мир, не знавший еще законов высшей справедливости и человечности, не мог дать женщине возможность достичь высокого положения, которое она займет в христианстве. Непослушание Евы и смирение Пресвятой Девы Марии Райское дерево познания добра и зла было средством испытания верности первых людей своему Творцу, символом послушания. Оно даст познать всю горечь зла, когда они это послушание нарушат: А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Слуги, обязанные употреблять силы свои в пользу тех, кому служат, должны повиноваться им и не токмо, как говорит Писание, благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом ( 1Пет. 2:18–19 ). Повиноваться и служить с усердием, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но яко же раби Христовы, творяще волю Божию от души ( Еф. 6:6 ). И ожидать себе полной награды от Господа ( Еф. 6:8 ). Обязанности к тварям низшим человека С обязанностями к ближним необходимо соединяются обязанности к тварям низшим человека, коему Бог отдал на службу и во власть растения, рыб и птиц, животных земных и всю землю, и все твари живущие на ней ( Быт. 1:28–29 ). В бесчисленных родах и видах тварей, хранимых и размножаемых благословением Божиим, должны мы видеть источник нашего довольства, и еще более – благость, премудрость и всемогущество Творца; находить для себя побуждения благоговеть и благодарить Создателя вселенной ( Рим. 1:20–21 ), и твердо уповать на Промысел Божий ( Мф. 6:26–30 ). Если Бог питает птиц и одевает полевую траву, то не более ли печется о человеке – владыке тварей? Владея ими и употребляя их в свою пользу, нам надобно быть достойными управителями или домовладыками, дабы эта власть не послужила нам во вред. Ап. Павел говорит: вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего ( 1Кор. 6:12 ). Надобно стараться, сколько можно менее подчинять тварь суете своих прихотей или, как говорит Апостол, рабству тления ( Рим. 8:20–21 ), напр., по беспечности, корысти или, еще хуже – по досаде или гневу, обременять животных тяжестями, превышающими силы их, мучить их несправедливыми и жестокими побоями, изнурять их лишением корма и надзора, озорничать над животными и растениями. Праведник милует и души скотов своих; утробы же нечестивых не милостивы ( Притч. 12:10 ). Видев тельца брата твоего, или овцу его заблуждающия, да не презриши я и да отдаси ему. Аще увидиши осля брата твоего или тельца его, падшия на пути, да не презриши я. Аще улучиши гнездо птичье на пути, или на древе, или на земле, и в нем птенцы или яйца, и мати сидит на птенцах или яйцах, да не возьмеши матери соптенцы, да благо тебе будет и долгоденствен будеши ( Втор. 22:1,4,6,7 ). Да не заградиши устен вола молотяща ( 1Кор. 9:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

8) Говорю это не как повелевающий, но усердием других испытываю также и способности вашей любви. 9) Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он обнищал ради вас, будучи богат, дабы вы обогатились Его нищетою. 10) И я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только делать, но и хотеть того начали с прошедшего года. 11) Совершите же теперь и самое свершение, дабы, как явно было желание, так и исполнено было из того, что имеете. 12) Ибо если есть ревностное желание, оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет. 13) Ибо не так, чтобы одним было отпущение, а вам скорбь, но по равномерной справедливости. 14) В настоящее время ваш избыток восполняет их недостаток; дабы и их избыток был в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: 15) «Кто [собрал] много, не изобиловал; и кто мало, не умалил» ( Исх. 16:18 ). 16) Благодарение же Богу, вложившему такое усердие к вам в сердце Титово. 17) Потому что, хотя и он и воспринял увещевание; но он, поскольку был очень усерден, пошел к вам по своей воле. 18) Послали мы с ним также брата, которого во всех церквах хвалят за благовествование, 19) и не только то, но и поставленного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения [gratiam], которому мы служим ради славы Господней и по нашей определенной воле, 20) остерегаясь того, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при такой полноте [приношений], которые вверяются нашему служению. 21) Ибо мы промышляем о добром не только пред Богом, но и пред людьми (см. Притч. 3:4 LXX). 22) Мы же послали с ними и брата нашего, которого испытали во многих делах, что он усерден; ныне же еще более усерден, по великой уверенности в вас. 23) Идет ли речь о Тите, который мой товарищ и помощник у вас; идет ли речь о братьях наших, апостолах церквей, славе Христовой. 24) Итак, явите перед лицом церквей явное доказательство любви вашей и нашей похвалы о вас. Глава IX 1) Я же, Павел, умоляю вас кротостью и скромностью Христа, я, который хотя лично между вами смирен, отсутствуя же, на вас дерзновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Про принципи роботи в 4 лютого 2011 р. 14:25 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. О принципах организации социальной работы в Русской Православной 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»  (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача христианина. Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) — это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся. Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16, 9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14, 31), избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8; Ис. 58, 6-7). В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13; 31, 16-17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15, 7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11; Исх. 22, 25-27; Лев. 25, 35-37; Втор. 23, 20).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1401896...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010