Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Оправдание В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В основе этого понятия лежит представление о судебном разбирательстве, в результате которого обвиняемый получает О. «Оправдать» значит «установить правду», «признать кого-либо правым», «помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство», «признать за кем-либо его правоту или правду вообще». Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном ( Быт. 44:16 ; Притч. 17:15 ), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис. 50:8 ; Исх. 23:7 ; человек признает Бога правым: Пс. 50 и др.): 1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен ( Исх. 23:1 ; Ам. 2:6 ). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, «Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца» ( Втор. 10:17.18 ). Он мог испросить у Него помощи: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» ( Пс. 42:1 ; ср. Пс. 53 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: «Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом» ( Иов. 13:3 ). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. «И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)» ( Быт. 30:6 ). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей» ( 1Цар. 24:13.16 ). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс. 71:4 ; Пс. 102 и др.); 2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом. |
Глава 22 1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства. Притч.22:1 . Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Притч.22:2 . Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. Притч.22:3 . Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. Притч.22:4 . За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Притч.22:5 . Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Притч.22:6 . Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Притч.22:7 . Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. Притч.22:8 . Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.– Притч.22 :8a. –[Человека, доброхотно дающего, любит Бог , и недостаток дел его восполнит.] Притч.22:9 . Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.– Притч.22 :9a. –[Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.] Притч.22:10 . Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. Притч.22:11 . Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг. Притч.22:12 . Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает. Притч.22:13 . Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» Притч.22:14 . Глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда. Притч.22:15 . Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. Притч.22:16 . Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными ( Сир 41.15 , ср. Еккл 7.1 ). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. |
Глава 27 1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства. Притч.27:1 . Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день. Притч.27:2 . Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. Притч.27:3 . Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Притч.27:4 . Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Притч.27:5 . Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Притч.27:6 . Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова ( Иак 4.13–15 ). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23 . Притч.27:7 . Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. Притч.27:8 . Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. Притч.27:9 . Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. Притч.27:10 . Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Притч.27:11 . Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня. Притч.27:12 . Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются. Притч.27:13 . Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. Притч.27:14 . Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. |
Глава 13 1–3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4–12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13–17. О благе слова Божия. 18–25. Увещание к послушанию слову Божию. Притч.13:1 . Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Притч.13:2 . От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло. Притч.13:3 . Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12 ). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21 ). Притч.13:4 . Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Притч.13:5 . Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. Притч.13:6 . Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. Притч.13:7 . Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Притч.13:8 . Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. Притч.13:9 . Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.– Притч.13 :9a. – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] Притч.13:10 . От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость. Притч.13:11 . Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Притч.13:12 . Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни. Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχα δλιαι πλαννται ν μαρτιις, δκαιοι δ οικτροσι κα λεοσι, слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела. |
Глава 23 1–8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9–11. От общения с глупыми. 12–18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19–25. Предостережение от излишества в пище. 25–28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29–35. От пьянства и его гибельных последствий. Притч.23:1 . Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, Притч.23:2 . и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Притч.23:3 . Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища. По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13 ). Притч.23:4 . Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Притч.23:5 . Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17 ), – даже богатства, приобретенного и честными путями. Притч.23:6 . Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; Притч.23:7 . потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Притч.23:8 . Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. Притч.23:9 . В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10 ). Притч.23:10 . Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, сн. Притч 22.28 . Притч.23:12 . Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам. Притч.23:13 . Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; |
Глава 29 1–7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию. Притч.29:1 . Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. Притч.29:2 . Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. Притч.29:3 . Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. Притч.29:4 . Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. Притч.29:5 . Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Притч.29:6 . В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселится и радуется. Притч.29:7 . Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» ( Исх 32.9, 33.3, 34.9 ; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14 . Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28 . Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7 . В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5). Притч.29:8 . Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. Притч.29:9 . Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, – не имеет покоя. Притч.29:10 . Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни. Притч.29:11 . Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни. Притч.29:12 . Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. |
Глава 12 1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями. Притч.12:1 . Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Притч.12:2 . Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12:3 . Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17 ; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25 . Притч.12:4 . Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его. Притч.12:5 . Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство. Притч.12:6 . Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. Притч.12:7 . Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит. Притч.12:8 . Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Притч.12:9 . Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Притч.12:10 . Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Притч.12:11 . Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.– Притч.12 :11a. –[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. |
Глава 26 1–12. Против безумия, его проявлений и следствий. 13–16. Против лености. 17–19. Против неумеренной шутливости 20–28. Против хитрости, лжи и коварства. Притч.26:1 . Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. Притч.26:2 . Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч.26:3 . Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых. Притч.26:4 . Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; Притч.26:5 . не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. Притч.26:6 . Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. Притч.26:7 . Неровно поднимаются ноги у хромого, – и притча в устах глупцов. Притч.26:8 . Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. Притч.26:9 . Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. Притч.26:10 . Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. Притч.26:11 . Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Притч.26:12 . Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него. Неестественность снега летом и дождя во время жатвы (в Палестине) берется (ст. 1) образом непристойности и как бы неестественности почета и славы для глупца. Затем образно представлены – бессилие клятвы или проклятия, изрекаемого глупцом (ст. 2), а также – необходимость физического воздействия для его вразумления (ст. 3). В ст. 4–5 раввины усматривали прямое противоречие, но это противоречие мнимое: в ст. 4 имеется в виду один момент проявления глупости, когда всякие увещания и обличения глупцу бесполезны (ст. 4б), – в ст. 5 – предписывается разоблачать глупость, чтобы предупредить превозношение глупца мнимой мудростью; в одном случае ничтожество глупца само собой очевидно; в другом оно требует нарочитого разоблачения. Далее, глупость освещается со стороны – полного неискусства и неспособности глупого ни к какому полезному делу (ст. 6–9), – незаслуженного счастья (ст. 10), коснения в своем неразумии (ст. 11), и снова – самопревозношения и самонадеянности (ст. 12). Выражение ст. 11 приводится во 2Пет 2.22 . |
Глава 17 1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости. Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Притч.17:2 . Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь. Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Притч.17:5 . Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.– Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.] Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые. Притч.17:8 . Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. Притч.17:9 . Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ). |
Милосердие Милосердие заповедано: О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему ( Зах.7:9 ). Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол.3:12 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. ( 1Петр.3:8 ). Милосердие вменено в обязанность примером Бога: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Милосердие должно быть запечатлено в сердце: Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего ( Притч.3:3 ). Милосердие есть одно из свойств божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). Верующие бывают милосерды: Он [праведник] всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Должно творить дела милосердия а) с радостью: Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим.12:8 ); б) бедным: Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ); в) животным: Не заграждай рта волу, когда он молотить ( Втор.25:4 ). Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч.12:10 ). Творящий дела милосердия а) делает благо себе самому: Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ( Притч.11:17 ); б) обретет жизнь, правду и славу: Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ( Притч.21:21 ); |
| |