143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

дело плоти: дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (Гал. 5, 19); жало смерти: жало же смерти – грех, а сила греха – закон (1 Кор. 15, 56). Жить во грехе значит: жить по плоти: когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти (Рим. 7, 5); повиноваться похотям плоти: но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). – Я говорю: поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5, 16); быть во тьме: вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе; поступайте, как чада света (Еф. 5, 8). – Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1, 6); Верные должны: ненавидеть грех: любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их (Пс. 96, 10). – Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим. 12, 9); бегать от греха: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5, 3). – А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3, 8). – Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2, 19); удаляться от грешников, чтобы избегнуть их наказания: бегите из среды Вавилона, и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его. Ибо это время отмщения у Господа, Он воздаст ему воздаяние (Иер. 51, 6). – Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их (Еф. 5, 6–7). Гибельные плоды греха: а) Грех делает молитву недействительной: если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь (Пс. 65, 18). Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость (Притч. 28, 9). И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1, 15). Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Человек по природе не может исполнить закон: Нет человека, который не грешил бы ( 2Пар.6:36 ). Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ; Пс.52:3–4 ). Кто может сказать: «я очистил мое сердце; я чист от греха моего?» ( Притч.20:9 ). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы ( Еккл.7:20 ). Весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили ( Рим.3:19,23 ). Человек не может оправдаться делами закона: Как оправдается человек пред Богом? ( Иов.9:2 ). Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – кто устоит? ( Пс.129:3 ). Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Богом никакая плоть ( Рим.3:20 ; Гал.2:16 ). Закон Божий дает познать грех: Где нет закона, нет преступления. И до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Что же скажем? Неужели от закона грех ? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай ( Рим.4:15 ; Рим.5:13 ; Рим.7:7 ). Господь наш Иисус Христос: а) есть конец, к которому должен приводить закон: Конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ). Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал.3:24 ); б) пришел исполнить, а не разрушить закон Божий: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушать пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ); в) объяснил смысл и дух закона Божия: Мф.5:21–48 ; Мф.7:12 ; Мк.10:2–12 ; г) исполнял всецело закон Божий: Сказал Господь Иоанну, возбранявшему креститься от него: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнять всякую правду ( Мф.3:14–15 ). Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Гал.4:4 ; Флп.2:8 ). Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне. Вот, иду исполнить волю Твою, Боже ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Повинующийся Богу а) получает дар Святого Духа: Иисуса возвысил Бог в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему ( Деян.5:32 ); б) есть друг и брат Христа: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мк.3:35 ; Мф.12:50 ); в) возлюблен Богом: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Я возлюблю его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); г) бывает услышан: Если слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам ( Ин.15:7 ). Чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его ( 1Ин.3:22 ); д) соблюдает свою душу: Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет ( Притч.19:16 ); е) войдет в царство небесное: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного ( Мф.7:21 ); ж) будет жить и пребывать вечно: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдете слово Мое, тот не увидит смерти вовек ( Ин.8:51 ). Исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:17 ). Обетования за послушание Богу а) милосердие Божие: Я Господь, Бог твой, творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ( Исх.20:6 ). Милость Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его ( Пс.102:17–18 ); б) благословение Божие: Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты [Авраам] послушался гласа Моего ( Быт.22:18 ). Если вы будете слушать законы Мои, то Господь, Бог твой, возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей. Благословен ты будешь больше всех народов ( Втор.7:12–14 ). Придут на тебя все благословения сии, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего. Благословен ты в городе, благословен в поле. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе… ( Втор.28:1–13 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтобы перевоспитать себя самих и выработать у себя способность делать добро даже к ближним врагам и злодеям. Чтобы совершенствовать себя в делании добра. «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48 ). Для того, чтобы и тебе помогали, и о тебе заботились. Так как если ты поможешь ближнему, злодею или врагу, исправиться, и тебе в твоей дальнейшей жизни помогут исправиться и проявят к тебе любовь и заботу. И если ты терпишь недостатки ближнего и помогаешь их исправить, то будут и твои недостатки терпеть люди и помогут исправить их тебе. Имея чистое сердце и любовь ко всем, ты к себе вызовешь то же самое отношение. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Матф.7:12 ). Если хочешь чтобы у тебя не было врагов и тебя любили, полюби и ты врага и делай ему добро, относись к нему с вниманием и заботой. За это враг тебя полюбит и не будет у тебя врага, а будет друг. Так как любовью и терпением искореняется зло и побеждается вражда. «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго» ( 1Пет.3:13 ). Нужно жить так, чтобы ненавидеть зло, но любить людей ближних, даже грешников. Так как они стали добычей зла и под влиянием зла стали творить зло. Сумей разрушить влияющее на них зло и уничтожь зло в их сердце, и ты любовью и заботой своей спасешь грешника от греха, как это делал Иисус Христос. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Иоан.3:8 ). Если человек любит ближнего, в том числе и врага, то и сам удостоится этой любви. Если не делает вреда ближнему, то и сам не будет иметь вреда. Так как не может человек, не причиняя вреда себе, навредить ближнему. «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). Поэтому любовь к ближнему, и даже к врагу, как фактор, формирующий воздаяние, полезна и необходима. Кто ненавидит врага и вредит ему, сам становится злодеем и вредит самому себе, так как «убьет грешника зло» ( Пс.33:22 ). Чтобы избежать такой участи и нужно любить врагов своих. «Мудрый боится и удаляется от зла» ( Притч.14:16 ). А Господь советует людям «всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:14–15 ). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Ненавистны «гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста» ( Притч.16:18, 8:13 ). «Бог создал человека для нетления и со делал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23–24 ). «Жало же смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). «Грех отчуждает человека от Господа и сближает с диаволом», – говорит святитель Василий Великий 147 . «Всякий грех, – по определению святителя Григория Богослова , – есть смерть души» 148 . «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» ( 1Ин.3:8, 10, 14–15 ). Многие считают, что вранье, ложь – самый пустяшный грех . А так ли? «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал нам Спаситель ( Ин.14:6 ). «Всякая ложь не от истины» ( 1Ин.2:21 ). Всякая ложь удаляет солгавшего от Христа Бога и присвояет его к отцу лжи, человекоубийце от начала – диаволу. И потому, «кто говорит ложь, не спасется»; «кто говорит ложь, погибнет» ( Притч.19:5, 9 ). Зная это, будем внимательны к сказанному в Писании: «Не говорите лжи друг другу» ( Кол.3:9 ). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). Нам всем следует помнить слова Христовы из евангельского повествования о Страшном суде: то, что вы «сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Вот сколь ответственно для нас должно быть наше поведение с ближними, среди которых мы живем. Соврал я кому-то, обманул я кого-то, я в лице обманутого мною ближнего, обманул Самого Христа Бога. И если я кого-то обругал, оклеветал, оскорбил, или у кого-то украл, кого-то ударил, – все такие и подобные поступки мыслимы только у обезумевшего человека. Нам, верующим, просто невозможно доходить до того, чтобы оскорблять, клеветать, ударять нашего ближнего, зная, что сими и подобными мерзкими поступками мы оскорбляем, клевещем и ударяем Самого Всесвятого, любящего нас искупителя и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

И села она возле жнецов. Он подал ей хлеба; она ела, наелась и еще осталось» ( Руф.2:14 ). Иов: «отцом был я для нищих и тяжбу, которой и не знал, разбирал внимательно» ( Иов.29:16 ). – «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов.30:25 ). – «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы?» ( Иов.31:16 ). Навузардан: «бедных же из народа, которые ничего не имели, Навузардан, начальник телохранителей, оставил в Иудейской земле и дал им тогда же виноградники и поля» ( Иер.39:10 ). Закхей: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Первые христиане: «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:45 ). – «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного» ( Деян.4:34 ). Ап. Петр: «Петр сказал: серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!» ( Деян.3:6 ). Тавифа: «в Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Петр, встав, пошел с ними (христианами); и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живи с ними» ( Деян.9:36, 39 ). Корнилий: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян.10:2 ). Церкви Македонии и Ахаии: «Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» ( Рим.15:26 ). 5. Библейские изречения о помощи бедным Заботиться о бедных есть обязанность верных: «Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» ( Притч.29:7 ). – «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). – «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?» ( 1Ин.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Енох, седьмый от Адама. См. Быт. 5,24 . Цитируя известное в то время апокрифическое произведение Первую книгу Еноха (ст. 14,15), Иуда еще раз напоминает о грядущем суде Божием над нечестивыми. со тьмами. Т.е. с десятками тысяч. святых Ангелов Своих. Господь придет в окружении бесчисленных ангелов ( Зах. 14,5 ; Мф. 25,31 ). 1 нечестивых. Лжеучители восстали прежде всего против Бога и Его власти, и их постигнет неизбежный суд Божий (ср. ст. 4 и ком.). 1 ропотники, ничем не довольные. Подобно Израилю в пустыне (ст. 5; ср. 1Кор. 10,10 ), лжеучители противятся воле Божией; вероятно, подразумевается их недовольство теми ограничениями, которые накладывает закон на их поведение. уста их произносят надутые слова. По-видимому, имеются в виду их притязания на какие-то особенные откровения (ср. ст. 8), свободу от Закона (ст. 4 и 8) и на обладание Духом Святым (ст. 18,19). оказывают лицеприятие для корысти. Лжеучители оказывали особое почтение богатым членам церкви (ср. Иак. 2,1–9 ) и могли приспосабливать свое лжеучение к нравам влиятельных людей. 1 в последнее время. См. ком. к 1Пет. 1,20 . ругатели. Нечестивцы, глумящиеся над нравственным законом Божиим и над неизбежностью Божиего наказания за неповиновение ( 2Пет. 3,3.4 ). В ВЗ этому слову соответствует слово «кощунник», т.е. человек, ни во что не ставящий религию и нравственный закон ( Пс. 1,1 ; Притч. 9,7.8 ). 1 отделяющие. Разделения в церкви были неизбежным следствием надменности лжеучителей (ст. 16) и их притязаний на обладание Духом, свойственное якобы только им одним, а не предстоятелям общины и другим христианам. Возможно, они подразделяли людей (как делали позднее гностики) на «духовных» (имея в виду себя) и «плотских» (всех прочих христиан). душевные, не имеющие духа. В опровержение всех притязаний лжеучителей апостол говорит, что сами они люди, живущие только плотской, земной жизнью (ст. 10), и поэтому лишенные Духа Божия. 1:20–23 От обличения лжеучителей Иуда переходит к увещаниям, имеющим тринитарную форму («Духом Святым», ст. 20; «Божией», ст. 21; «Господа нашего Иисуса Христа», ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Отношение Троицы Божественных Лиц к Церкви и к каждому ее члену с полной ясностью выражено Иисусом Христом в последний период Его земной жизни, когда Он говорил уже без притч. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:16, 23, 26 ). Ранее Иисус говорил своим ученикам о земном образце единства: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ). Таким образом, существенное пребывание Троицы в Церкви по благоволению Отца вследствие крестного подвига Воплотившегося Сына благодатью Святого Духа проявляется через соборность даже минимального количества членов Церкви, собранных во имя Иисуса Христа. Никто в Церкви не одинок, ибо каждый есть член ее, а все вместе – ее единое тело. Ни пространство, ни временные границы не нарушают кафолической соборности Церкви и ее единства с Триипостасным Богом. Славословие Троицы составляет необходимую часть сакраментального служения Церкви. Крещение начинается славословием «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа» и совершается через троекратное погружение в воду с призыванием Лиц Святой Троицы. В Евхаристии доксология Троицы неоднократна: начальное славословие «Благословено Царство...», начало анафоры в чине литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа», «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Аскетический подвиг христианина проникнут верой в непосредственное Богообщение с Живоначальной Троицей, что прекрасно выражено в молитве преподобного Иоанникия Великого: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». Православная экклезиология раскрывает отношение Троицы к миру в следующей формуле: Отец приводит нас к Сыну (свидетельствует о Сыне) водою (крещением Иисуса Христа от Иоанна и крещением всякого христианина, приходящего в мир); Сын приводит к Духу кровию (отданной за нас сначала предвечно, затем, в исполнение времени, на Кресте, и каждодневно в Новом Завете проливает в Евхаристии); Дух возвращает к Отцу (в Благовещении, Пятидесятнице, в последующем Домостроительстве Церкви). Духом – с самой Пятидесятницы – движется вся жизнь Церкви: вероучительная (изволися Святому Духу и нам – Деян.15:28 ), таинственная (устрояетесь в жизни Божиим Духом – Еф.2:22 ) и нравственная (Духом водимся и живем, и пожинаем плод духа – Гал.5:18, 22, 25 ). Так, три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном ( 1Ин.5:7–8 ). Это двоякое свидетельство есть откровение о Богочеловеке Иисусе Христе и Его деле. 5. Тринитарная экклезиология и Крест Христов

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В новой церкви – «колодезь живых вод» и дыхание «ветра» – благодать Святого Духа, чтобы лились ароматы его растений. В этом саду есть пища и питие – «ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь»: «примите, ядите» и «пейте из неё все» ( Песн.4:12–16 ; Ис.11:1–3 ; Иоил.2:28–32 ; Ис.12:3 ; Ин.7:37–39 ; Притч.9:1–5 ; Мф.26:26–28 ). Эти понятия, внесенные в описание образа Суламиты, не только незыблемо утверждают аллегорический смысл этого образа, но и превосходят в своем охвате все, что пророчески сказано о новозаветной Церкви. Разлуки (третий момент истории любви) – необходимость для жениха и невесты до их брака и, в известном смысле, – испытание любви. Разлуки Соломона и Суламиты, в своем символическом смысле, совсем не характеризуют обычных разлук Бога и Израиля, отступавшего от Небесного Жениха своего и лишавшегося Его милостей, а указывает на время пришествия Мессии к народу Своему-Церкви, встреча с которой завершилась разлукой отчасти в смерти, временно пережитой, а главным образом в вознесении Возлюбленного на небо, разлукой до тех пор, пока не состоится брак Агнца и невесты Его ( Откр.19:7, 21:9 ) в Царстве Божием. Суламита «ночью искала его и не нашла его» ( Песн.3:1–4 ), по слову Господа: «будете искать Меня и не найдете», когда «отнимется жених» ( Ин.7:34 ; Мф.9:15 ). «Встретила стражей... Не видели ли вы его... но едва отошла от них, как нашла его, ухватившись за него». Другие жены мироносицы, такие же представительницы народа Божия, как Суламита, встретили стражей гроба – ангелов, и предполагаемого сторожа сада, и тотчас нашли Воскресшего, своего Возлюбленного Спасителя и «ухватились» за ноги Его. И вслед за ними Он пришел «во внутренние комнаты», «когда двери были заперты» в дом матери – Сиона, где были собраны ученики Его ( Ин.20:1 ; Лк.24:1–3 ; Ин.20:14,16,19,26 ; Мф.28:19 ). Время склонялось к вечеру, день свидания окончен. «Возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических» ( Песн.2:7–8,13–14 ). И «Сын Человеческий восшел туда, где был прежде» с легкостью, превышающей легкость серны и оленя, ибо «облако взяло Его», с горы Масличной, «бальзамической», называемой Елеон ( Ин.6:62 ; Деян.1:9,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010