21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

26. Поэтому пусть со смертоносным отчаянием не закрывают перед собой дверь снисходительности те, которые, будучи исключены из Кафолической Церкви, связаны заблуждением всякой ереси или раскола. Пусть они отложат от себя жестокосердие свое, если не хотят мучиться от бесконечных зол. Ибо написано, что жестокое сердце в конце постигнет зло, и любящий опасность погибнет в ней (Еккл. 3:27). Но что опаснее, чем не проявить послушания Божьим словам и отвергнуть волю Божьего призвания? По этой причине в книге святого Иова, как обращенным обещана славная вечность, так и нечестивцам отказано в дарах спасения, потому что они не послушаются. Ибо так написано: обратившиеся от беззакония, если услышат и соблюдут, окончат дни свои в добре и годы свои в славе. Но нечестивых Он не спасает, потому что они не захотели познать Бога, а когда были предупреждены, то ослушались (Иов 36, 11.). Поэтому они отвергают временное непослушание, а возвращаются в кафолическую Церковь, единственно в которой любовь покрывает множество грехов даром Святого Духа (1 Пет. 4:8). Если же есть те, которые также находятся в Кафолической Церкви, и живут дурно, прежде чем кончат эту жизнь, пусть поспешат отойти от той дурной жизни; и да не думают они, что кафолического имени достаточно для их спасения, если они не исполняют волю Божию. Ибо Спаситель наш говорит: не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное; а кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот сам войдет в Царство Небесное (Мф. 7:19). Ибо и в книге Псалмов написано: Потому что Господь близок всем призывающим Его в истине; Он творит волю боящихся Его, и услышит молитвы их, и спасет их (Пс. 144, 18, 19). Вот почему в Притчах каждому из нас заповедано бояться Господа и удаляться от зла. Потому что там сказано: бойся Господа и удаляйся от всякого зла, и будет мир в теле твоем и забота в костях твоих (Притч. 3, 7, 8). Ибо даже в книге Экклезиаста каждого из верных увещевают не делать зла таким образом: Не делай зла, и не схватят тебя. Отойди от нечестивых, и зло отступит от тебя. Не сей злых семян в борозды зла и не пожнешь их семерично (Еккл. 7, 1-3). Опять же, в той же книге, чтобы кто, прибавляя грехи к грехам, не обольщался тщетной мыслью о милости Божией, спасительное учение встречается такими словами: Не прибавляй грех ко греху, говоря: велика милость Божия; ибо от Него милость и гнев, и гнев Его взглянет на грешников (Еккл. 5, 5-7). И еще сказал святой Иов: не будет ли погибели нечестивым и отчуждения делающим беззаконие (Иов 31, 3)? В Притчах написано: Нечестивые возьмут на себя беззакония свои; но каждый связан узами своих грехов. Здесь он умирает без наказания, но выбрасывается из множества жизни своей и погибает из-за безумия своего (Прит. 5, 22-23).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8–9). Что же можно сказать на основании Священного Писания о всех людях вообще? Помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. VIII, 21). Нет человека, который не грешил бы (3 Цар. VIII, 46). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. VII, 20). Кто может сказать: " я очистил мое сердце, я чист от греха моего? " (Притч. XX, 9). Все мы много согрешаем (Иак. III, 2). Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. I, 8). Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. XIV, 4). Если природа человека так растленна и грешна, то ясно, что наш Спаситель, не сотворивший никакого греха, не может быть просто человеком, и все приведенные выше свидетельства доказывают с несомненною убедительностью, что Иисус Христос, осужденный еврейским синедрионом как преступник, есть в действительности Богочеловек, воплотившийся Сын Божий. В данном евангельском рассказе мы находим прямое, решительное, устраняющее все сомнения, свидетельство Самого Господа Иисуса Христа о Своей Божественной природе: первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его по винным смерти (ст. 61–64). Глава XIV, ст.66–72 Первосвященника двор тесный Шумит народом. Блеск зари Померк на высоте небесной… Навстречу звездам фонари Зажгли; свет факелов багровых Неясно освещает двор. Свежеет; из ветвей терновых Сложили пламенный костер. В свету дрожат, шатаясь, тени, — И в их изменчивой игре Белеют судьбища ступени, Мелькает стража на дворе. Сверкают шлемы, блещут копья, Вокруг огня сидит народ, И ветер двигает отрепья, И говор сдержанный плывет… И у костра, присев на камень, Взирает сумрачно на пламень Один из тех, кто вслед Христа Бродил, внимал Его ученью, Чьи вдохновенные уста Взывали к правде и терпенью. То рыбарь Петр — Христа сподвижник; Он полн раздумьем роковым. К. Фофанов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2313...

   Ангел же кротко сказал ей: «Не бойся, отроковица! Я послан к тебе от Того, Кто есть вечная премудрость, «путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Я для того и явился теперь, чтобы удовлетворить твоему желанию, ибо услышана молитва твоя. Исходя от сокрушенного и искреннего сердца, она, как фимиам благовонный, взошла пред лицом Господнем. Ты и не могла пожелать ничего лучше того, чего пожелала. Об этом Сам Бог говорит через Пророка Иеремию: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иерем.6:16). А потому я ныне по молитве твоей и послан к тебе от Того, Кто, приклонив небеса, снисшел на землю. Послан для того, чтобы научить тебя пути спасения, которого желает душа твоя».    Слыша это, Ставрофила исполнилась великой радости и от удивления воззвала: Господи! «что есть человек, что Ты помнишь его» (Псал.8:5)? И откуда это мне, что пришел Ангел Господа моего ко мне?    АНГЕЛ. Что я пришел к тебе, это не по твоему достоинству, а по благоволению Божию: ибо веселится Господь о спасении сынов и дщерей человеческих (Притч. 8:31).    СТАВРОФИЛА. Благодарю Тебя, премилосердный Господи, что Ты не отверг молитвы нищей, но призрел на смирение рабы Твоей, послав Ангела Своего для вразумления моего. Умоляю Тебя, Господи, да будет со мною отныне по глаголу Твоему. Научи рабу Твою путям правды и стезям истины.    АНГЕЛ. Внемли же, дщерь Господня, приклони ухо твое, дабы уразуметь тебе глаголы живота вечного. Когда всякая плоть осквернила путь свой и уклонилась от стези истины, тогда Сын Божий снисшел с неба, чтобы показать людям путь «новый и живой» (Евр.10:19) чрез завесу плоти Своей, т. е. житием во плоти. Ибо как прежде преступление плоти заключило путь к небу и положило к нему преграду: так вочеловечившийся Сын Божий через завесу плоти Своей, принятой им на Себя вас ради человека и вашего ради спасения, осветил для вас путь новый, на который Сам первый вступил и первый прошел его, даровав власть идти по нему и всем верным последователям Своим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   СТАВРОФИЛА. О какое благоволение милосердия Божия! Кто поверит, что человек — червь так почитается от Господа славы, Который, как бы ища любви его, Сам исповедует, что «радость моя была с сынами человеческими» (Притч. 8:31). Господи! «Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое» (Иов. 7:17)? Сколь велика любовь Твоя к человеку, что посылаешь ему крест и скорби, дабы чрез это сопребывать с ним и его соединить с Собою! Дивная тайна! Крест, презираемый мудрецами века сего, есть дар и перстень Божественного обручения. О кресте честный! как утаено достоинство твое от сердец, мудрствуюших о земном!    Говоря сие, Ставрофила возгоралась духом, и уже объята была сильною любовью ко Христу Господу и к кресту ради Его.    Желая более воспламенить сей огнь, Ангел сказал ей: «есть в кресте и еще нечто такое, что может сохранить и усилить любовь Бога к людям и людей к Богу. Сходство и согласие людей в нравах и обычаях более всего привлекает их к взаимной любви. Господь же Иисус Христос такою воспламенен был любовью к роду человеческому, что «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6—7). Для чего, думаешь ты, Он это сделал? Одна из причин сего была та, чтобы уподобившись во всем людям кроме греха, чрез это самое Он мог возбудить в них любовь, и привлечь их к Себе. Теперь скажи, какое за сие требуется от человека воздаяние? Не толи, чтобы и он, сколько возможно, возревновал уподобиться Господу, возжелал подражать Его житию и последовать стопам Его? Не потому ли и Отец небесный, «предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Римл. 8:29).    СТАВРОФИЛА. Но как мы возможем быть сообразными образу Спасителя нашего?    АНГЕЛ. Когда в своей жизни и нравах будете являть подражание жизни Спасителя, — будете претерпевать поношение и всякий вид уничижения, а если потребуется — и самую смерть. Как Он ради вас принял крест и умер на нем, так и вы, участвуя в крестоношении, соделайте то, что Он соделал для вас. Это и значит «участвуете в Христовых страданиях», — как учит Апостол Петр (1Петр. 4:13). Переносящий скорби креста поистине приобщается страданиям Спасителя своего; ибо всякий крест, всякая скорбь являет собою образ страданий Господних, и чрез сие человек может достигнуть совершенного общения с Пострадавшим за вас. Никто живее не чувствует страданий Христовых, как тот, кому случилось терпеть что либо подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Вопрос прихожанина. Что значит надеяться или уповать на Бога? Ответ Священника. Значит, всегда, везде и во всем полагаться на Бога, во всех добрых делах и во всех честных трудах от него ожидать помощи и содействия; значит – всегда мыслить и говорить: сам по себе я, как человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не пособит мне. Засевать поле? Не говори: я тружусь, я хорошо обработал землю, вовремя посеял. Ничего не родится, если ты работал и сеял без надежды на Бога. Отправляешься в дорогу? Помышляй в себе: неудача, беда может на дороге случиться: но Бог мне помощник и покровитель; с Ним если пойду и посреди сени, тьмы смертной, не убоюсь зла. Заболел ты, или сын твой, или скот твой? не крушись как язычник, не ведающий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля твоя. Короче, где бы ты ни был, чтобы ни делал, чтобы не случилось с тобою, всегда помышляй: Господь есть со мною; все мое видит и знает – и что Ему угодно, то и сделает со мною. Будь Его святая воля на все. Это значит – надеяться на Бога. 1136. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Вопрос прихожанина. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Ответ Священника. Не только должно немедленно принять покаяние и твердо решиться убегать его впредь, но и стараться, по возможности загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей Мытарь, когда сказал Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидел, возвращу четверицею ( Лк.19:8 ). 1137. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Вопрос прихожанина. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Ответ Священника. Против объедения и пьянства Священное писание говорит следующее: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд; но паче исполняйтесь духом ( Еф.5:18 ). Не упивайтесь вином, но беседуйте к человекам праведным. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид ( Притч.23:31–32 ). Внемлите себе, да некогда отвечают сердца ваши объедением и пьянством, и печалями житейскими и найдет на вы внезапу день твой ( Лк.21:34 ). Имеющие пищу и одеяние, сим довольны будем ( 2Тим.6:8 ). 1138. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

н. корпусу ветхозаветных псевдоэпиграфов, созданных в период 200 г. до н.э. – 200 г. н.э., т.е. в период времени, когда каноны книг Ветхого и Нового Заветов еще формировались и не были закрыты. Псевдоэпиграфическая ветхозаветная литература проникнута влиянием Ветхого Завета, что указывает на его значение в формировании богословских идей и понятий этих текстов и, вообще, иудаизма I-ro в. по Р.Х. Полный список псевдоэпиграфов (всего 65 книг) можно найти в издании Charlesworth J. The Old Testament Pseudeipgrapha/Ed. by Charlesworth J. H., NY–L–Toronto–Sydney–Auckland, 1983, 2 vols. Корпус ветхозаветной псевдоэпиграфической литературы не включает в себя рукописи Мертвого моря (за исключением тех текстов из списка указанного издания, которые были найдены в пещерах Кумрана), писания Филона Александрийского, Иосифа Флавия и раввинистические тексты. 212 Charlesworth J.H. The Portrayal of the Righteous as an Angel//Ideal Figures in Ancient Judaism: Profiles and Paradigms/ed. by J.J. Collins and G.W.E. Nickelsburg. Chico, CA, 1980, p. 135–51. 216 Согласно 2 Бар умерший праведник воскреснет в том образе, котором он был похоронен (гл. 50), затем его слава изменится и он преобразиться в величие ангелов (51:1,5), в тот образ, который пожелает, в том числе и как-бы в ангельский (51:10) или даже выше ангельского: «и господство праведного будет больше ангельского» (51:12). 217 После обращения Асенеф и бесед с небесным мужем, в тексте следует описание преображения Асенеф в небесную красоту (Иосиф и Асенеф 18:1–11), ср. также: «И увидели Асенеф, будто облик света, и была красота ее, как красота небесная» (Иосиф и Асенеф 20:6). 218 «На шестой день Я заповедал Моей премудрости создать человека из семи составляющих… и на земле Я назначил ему быть вторым ангелом, почитаемым, великим и славным» (2Ен.30:8–11а), ср. «когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Притч.8:29–31 ) и «Премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд!» ( Прем.9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Пет.3:15 , ср. 2Тим.2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими " … ( Лк.15:18–19 ). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: " не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 , ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 , ср. Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: " кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:1–5 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его? " ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010