“ Ной начал , - говорит Писание, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел ” (Быт.9:20,21). Смотри, какую пользу может доставить нам самое начало этого чтения. В самом деле, когда услышим, что муж праведный, совершенный, получивший небесное о себе свидетельство, испил вина и упился, то, как же мы, погрязнувшие в столь многих и различных грехах, не постараемся со всем усилием избегать гибельного пьянства? Ведь неодинакова вина в том, что этот праведник подвергся этому пороку, и что мы впадаем в него же. Есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это, впрочем, не в защиту пьянства, но для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению. И что он не вдруг дошел до употребления вина, слушай, как само Писание говорит об этом и защищает его следующими словами: “ Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;   и выпил он вина, и опьянел ”. Это самое выражение, “ начал ”, уже показывает, что он положил начало употреблению вина, и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина. Кроме того, (можно сказать) и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “ Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею ” (Притч.31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшейся общим для всех гробом, - кто будет спорить против этого? Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях. Кто захочет припомнить, тот найдет, что все они оказывали такое сострадание. Так он услышит, что Исаия говорит: “ Не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего ” (Ис.22:4); Иеремия: “ О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! ” (Иер.9:1); Иезекииль: “ О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля ” (Иез.9: 8); что Даниил плачет и говорит: ничтожными сделал нас у всех народов; Амос: “И пожалел Господь о том ” (Ам.7:3); Аввакум: “ Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? ”; и в другом месте: “ И оставляешь людей как рыбу в мор ” (Авв.1:3,14); он услышит также, что и самый блаженный Моисей говорит: “ Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ” (Исх.32:32); он же, когда Бог обещал сделать его властителем многочисленнейшего народа и сказал: “ Оставь Меня, … и истреблю их (этих людей ), и произведу многочисленный народ от тебя ” (ст. 10), - не согласился и на это, но захотел лучше остаться вождем евреев. И учитель вселенной, блаженный Павел, говорит: “ Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим.9:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В естественном порядке вещей мужеский возраст есть предпочтительно время жизни семейной и общественной. Супружеская жизнь, связи родства, служебные отношения в одно и то же время доставляют человеку множество самых чистых радостей, охраняют и укрепляют чистоту нравственности и открывают поприще для дел благочестия. Добрая и богобоязненная жена приносит с собою в семейство мир, довольство и согласие, – неоцененные сокровища: «И такая – дороже камней многоценных. Ибо она действует во благо мужу своему всю жизнь» (Притч. 31, 11. 12). «Если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих» (Сир. 36, 25). Посему-то Премудрый научает смотреть на благонравную жену, как на дар Божий (17), ниспосылаемый человеку за его добрую жизнь или благословения его родителей. Вера одного из супругов укрепляет и утверждает веру другого. Они с тайным стыдом чувствуют свои сокровенные пороки и стараются изгладить их. Самые скорби и печаля, с которыми неразрывно соединена супружеская жизнь, услаждаются и с избытком вознаграждаются взаимною любовью супругов, нежною предупредительностью и заботливостью их друг о друге: а заботы и лишения делаются упражнением в вере и благочестии. Но если Бог благословил супружескую чету счастьем иметь детей: то радость о их рождении, успехи их воспитания, любовь и привязанность их, надежда иметь в них опору, защиту и утешение старости, сохранить в них свое имя, память семейства, рода, предков – заставляют с приятностью переносить болезни их детства и труды их воспитания. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). При этом отцы и матери семейства, насаждая в юных сердцах страх Божий, соблюдают и самих себя от всякой безрассудности, наблюдают за каждым своим словом, движением, действием, чтобы не заронить тли в юное сердце. Доброе семейство есть жилище мира, согласия, счастья, есть училище благочестия не только для детей, но и для самых родителей.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

В книге пророка Захарии сатана противодействует Великому Иерею Иисусу, облаченному в запятнанные одежды ( Зах. 3:1–3 ). Это пророчество в раннехристианской Церкви было воспринято как указание на Иисуса Христа, чьи одежды запятнаны человеческими грехами. Блаженный Феодорит (V в.) пишет: Как тому Иисусу, когда он стал архиереем и ходатайствовал за народ, крайне противился губительный и лукавый диавол, так этот же самый враг противодействовал опять Иисусу, архиерею великому, по чину Мелхиседекову ( Евр. 7:21 ), вземлющему грех мира ( Ин. 1:29 )... Когда же приступил диавол к Иисусу, Спасителю вселенной, от Него Самого как от Бога и Владыки приемлет он запрещение и слышит: отойди от Меня, сатана ( Мф. 4:10 ). В Евангелиях диавол и демоны упоминаются многократно. Синоптические Евангелия содержат многочисленные повествования об изгнании Иисусом беса или бесов из одержимых. Силой изгонять бесов Иисус наделил Своих учеников ( Мф. 10:8 ; Мк. 3:15; 6:13 ). В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к Петру, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк. 22:31–32 ). Иисус упоминает о диаволе в притчах и в беседах с иудеями. В одной из притч диавол сравнивается с сеятелем, который посеял плевелы ( Мф. 13:39 ). В другом месте Иисус говорит о том, что диавол уносит из сердца человека посеянное в нем слово Божие ( Лк. 8:12 ). Иудеям Иисус говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ). Говоря о Страшном Суде, Иисус упоминает о вечном огне, уготованном диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ). Искушение Иисуса в пустыне. В. И. Суриков. 1872 г. Мы не будем излагать здесь христианское учение о диаволе. Скажем лишь о том, что в рассказах синоптиков об искушении Иисуса в пустыне диавол представлен как существо, имеющее прямой доступ к Иисусу и вступающее с Ним в диалог, подобно тому как сатана из книги Иова вступает в диалог с Богом. Как и в книге Иова, сатана действует прежде всего как искуситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В том же номере помещены и прочувствованные сердцем строки отца Алексия Янга: «В одной из последних его проповедей, которую мне довелось услышать, он вновь повторил: “Будьте добрее друг к другу. Друг друга тяготы носите во имя Христа”. . Смерть вырвала этого верного слугу Господня из и без того малочисленных рядов миссионерского Братства преподобного Германа. Будучи способен постигнуть глубокие начала богословия, он никогда не уклонялся со стези евангельской простоты, отражая данный в Священном Писании образ праведника, уста которого источают премудрость ( Притч.10:31 ). Со слезами на глазах пишу эти строки, ибо отец Серафим был не только соратником и сотоварищем моим, но и моей совестью. Ни строки не написал я без оглядки на отца Серафима, зная, как нельзя доверяться себе. Теперь лишь Христос может утолить мою сердечную скорбь... Конечно, при жизни мы все не оценили его сполна. Ведь тех, кого мы любим, мы чаще всего принимаем как нечто непременное; мы забывали, сколь хрупко его здоровье, полагали, что он всегда будет с нами. Всего сорок восемь лет прожил он, уйдя еще молодым, оставив незавершенными столько трудов. Его путь как православного христианина и того меньше – около двадцати лет. И вот после краткой мучительной болезни он скончался. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его ( Прем.3:5 ). В «Наставлениях о деятельной жизни” блаженного Евагрия находим следующие строки: “Одному монаху сказали, что у него умер отец. Тот обратился к печальному вестнику: «Перестань богохульствовать. Отец мой бессмертен”. То же почувствовал и я, узнав о смерти отца Серафима. Нет, он не умер, он воистину живет во Христе! Он ушел в мир иной к любимым святым: архиепископу Иоанну, преподобному Паисию [Величковскому], святым Галлии и Северной Фиваиды, жития которых он переводил и публиковал. Какой человек! Братья и сестры, дорогие читатели, не скоро сподобимся мы увидеть такого же! Слава Богу, что послал нам его, хотя и на короткое время. Всем сердцем верю, что он слышит сейчас блаженный голос Вседержителя: Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 )». 1699

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Вопрос прихожанина. Что значит надеяться или уповать на Бога? Ответ Священника. Значит, всегда, везде и во всем полагаться на Бога, во всех добрых делах и во всех честных трудах от него ожидать помощи и содействия; значит – всегда мыслить и говорить: сам по себе я, как человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не пособит мне. Засевать поле? Не говори: я тружусь, я хорошо обработал землю, вовремя посеял. Ничего не родится, если ты работал и сеял без надежды на Бога. Отправляешься в дорогу? Помышляй в себе: неудача, беда может на дороге случиться: но Бог мне помощник и покровитель; с Ним если пойду и посреди сени, тьмы смертной, не убоюсь зла. Заболел ты, или сын твой, или скот твой? не крушись как язычник, не ведающий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля твоя. Короче, где бы ты ни был, чтобы ни делал, чтобы не случилось с тобою, всегда помышляй: Господь есть со мною; все мое видит и знает – и что Ему угодно, то и сделает со мною. Будь Его святая воля на все. Это значит – надеяться на Бога. 1136. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Вопрос прихожанина. Что должен я делать, когда усматриваю в себе грех? Ответ Священника. Не только должно немедленно принять покаяние и твердо решиться убегать его впредь, но и стараться, по возможности загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил Закхей Мытарь, когда сказал Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чем обидел, возвращу четверицею ( Лк.19:8 ). 1137. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Вопрос прихожанина. Что говорит Священное писание против объедения и пьянства? Ответ Священника. Против объедения и пьянства Священное писание говорит следующее: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд; но паче исполняйтесь духом ( Еф.5:18 ). Не упивайтесь вином, но беседуйте к человекам праведным. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид ( Притч.23:31–32 ). Внемлите себе, да некогда отвечают сердца ваши объедением и пьянством, и печалями житейскими и найдет на вы внезапу день твой ( Лк.21:34 ). Имеющие пищу и одеяние, сим довольны будем ( 2Тим.6:8 ). 1138. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Все дела Божии богоцентричны, т. к. сказано, что «Все сделал Господь ради Себя...» ( Притч.16:4 ); поэтому веселится Творец о делах и о славе своей, слыша хваление всей твари – «да веселится Господь о делах Своих!» ( Пс.103:31 ). Это веселение устроит радость во всяческом – «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» ( Пс.91:5 ). Радости человеческой о делах Божиих сопутствует благоговейный страх перед величием и непостижимостью этих дел – «Как страшен Ты в делах Твоих!.. Приидите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими» ( Пс.65:3,5 ). В 144-м псалме прославляется ряд дел Божиих, среди них – щедрость и милосердие, помощь и воскрешение, отзывчивость и сострадание, окормление алчущих, хранение любящих Его и истребление нечестивых. «Нет дел» как дела Божии ( Пс.85:8 ). Как бы щедр ни был всяк живущий, но щедрости Божией ему не превзойти; как бы ни был сострадателен живущий, но сострадания Божьего ему не превзойти, и так во всяком деле. С пришествием на Землю Спасителя мы получили чудное обетование. Верующему во Христа Иисуса доступны дела Его ( Ин.14:12 ), такой человек может и больше совершить, потому что Спаситель идет ко Отцу и пошлет Духа Утешителя, Который наставит нас на всякую истину ( Ин.16:13 ), т. е. научит творить дела Божии. Свет и тьма, мир и бедствие – все в руках Божиих – «Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). Дело Божие никогда не прекращается, более того, мир вечно обновляется по замыслу Творца – «Вот, Я делаю новое...» ( Ис.43:19 ) и «се, творю все новое» ( Откр.21:5 ). Действительное же обновление является во Иисусе Христе – «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). В целом Ветхий Завет , повествуя о делах Божиих, выделяет их чудесность, славность, величие – все то, что относится к высшему благу, к спасению в Боге. В Псалтири практически не употребляются понятия «дела человеческие», все это появится в дальнейшем – в книгах пророческих, когда основной темой станет обличение Израиля за измену делам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выслушивая молитвы на самой исповеди, постарайтесь заглянуть в свое внутреннее «я», вслушивайтесь в голос своей совести, обличающей наше отступничество от заповеданного Богом и напоминающей наши тяжкие грехи. Надобно возненавидеть грехи и себя за то, что совершали их. Душа, пишет святитель Василий Великий , «должна возненавидеть прежнюю свою предосудительную жизнь, чувствуя отвращение и омерзение к самому о ней воспоминанию» 153 . Попытайтесь путем смиренного сознания своей греховности создать в своем сердце покаянное настроение, глубоко проанализировав свое недостойное для христианина греховное поведение в жизни. В кающемся христианине должно быть твердое намерение покончить со своими греховным прошлым, не возвращаться ко грехам, не повторять их; принять решение жить по заповедям Божиим и, с помощью призываемого в молитве Спасителя Бога, впредь жить без греха. Не старайтесь перечислить все свои грехи (это ведь невозможно!), но старайтесь смиренно покаянною молитвою испросить прощение грехов от Господа, любящего миловать кающихся грешников. Помните мытаря, умилостивившего Господа одним смиренным своим сокрушенным воплем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:13 ). Вспомним и покаявшуюся блудницу, напутствуемую словами Христовыми: «Иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). «Не стыдитесь исповедовать грехи свои» ( Сир.4:30 ). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» ( Сир.28:13 ). Господь – всеведущий. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» ( Иов.34:21 ). «Ты разумеешь помышления мои издалеча. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.138:2–4 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). По своей жертвенной любви к нам Христос Своими страданиями и смертью заплатил наш долг перед Богом, который мы должны были бы сами уплатить за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Далее следует вывод: если нарушение буквы закона по мотивам сострадания допустимо в отношении скота, то еще более допустимо оно по отношению к человеку. В связи с этим отрывком Монтефиоре 98 задавал вопрос христианам, почему женщина, согбенная в течение 18 лет, не могла подождать исцеления еще один день, чтобы не был нарушен закон: ведь ее потребность в исцелении не была столь неотложной, как потребность скотины в питье. В действительности освобождение человека в субботу после 18 лет мучительного плена означает не нарушение заповеди, но исполнение ее. Иисус обращает внимание слушателей на то, что женщина (вопреки тому, что в иудействе она рассматривается как существо низшее по сравнению с мужчиной) освящена происхождением от Авраама и, подобно Закхею (19:9), принадлежит к народу Божиему (Де­ян 13:26). Бог особо освятил день субботний: позволительно ли, чтобы в святой день дочь Авраамова оставалась под властью сатаны? Запрет на исцеление в субботу означает, таким образом, признание того, что суббота есть день господства врага над человеком. Все противившиеся Ему стыдились — ср. все они будут постыжены и посрамлены (Ис 45:16); весь народ радовался о всех славныхделах Его — ср. Пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа (Исх 34:10); упоминание о радости народа характерно для Луки (19:37). Притчи о зерне горчичном и о закваске (13:18–21) Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? — двойной вопрос предваряет соединение двух притч, которое, очевидно, было уже в общем источнике Матфея и Луки, ср. Мф 13:31–33. В обеих притчах говорится о том, что Царство Божие, начинаясь с незначительной малости, постепенно вырастает до громадных размеров. Первые свидетельства поражения сатаны, такие, как исцеление согбенной женщины в предшествующем отрывке, незаметны для мира, но, невзирая на противодействие, которое встречает служение Иисуса, они являются залогом Его окончательной победы.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010