Притч.8:4 .  «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Притч.8:5 .  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Притч.8:6 .  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; Притч.8:7 .  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; Притч.8:8 .  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; Притч.8:9 .  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Притч.8:10 .  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; Притч.8:11 .  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч.8:12 .  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Притч.8:13 .  Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Ekkл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. Х:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Mф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Uob XXVIII,15–16 ; Npeм VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Npumч.I,7 , Притч.9:10 ). Притч.8:14 .  У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч. 5 :23. Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие. Глава 6 1—5 — приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6—11 — леность и ея последствия; 12—19 — коварство и ложь и их обнаружения; 20—24 — советы следовать мудрости и ея благам; 25—35 — последствия распутства. Притч. 6 :1. Сын мой! если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 30 . Притч. 6 :2. Ибо крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами 31 уст своих. Притч. 6 :3. Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, неослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился. Притч. 6 :4. Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям, Притч. 6 :5. Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети. Притч. 6 :6. Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его и будь мудрее его; Притч. 6 :7. Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя, Притч. 6 :8. В жатву (однако) зоготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ея труды во здравие употребляют и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом. Притч. 6 :9. Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна? Притч. 6 :10. Не много поспишь, не много посидишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, подержишь на груди; Притч. 6 :11. Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 32 убежит (от тебя) 33 . Притч. 6 :12. Муж неразумный и беззаконный ходит не добрыми путями; Притч. 6 :13. Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами. Притч. 6 :14. Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи. Притч. 6 :15. Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2 .  Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3 .  Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4 .  Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6 .  Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7 .  Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8 .  Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9 .  Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10 .  Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11 .  Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12 .  Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13 .  Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14 .  Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15 .  Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. В начале говорится о самих «Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» ( Притч.1:1–2 ); далее о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют «склад один будет у всех нас» ( Притч.1:14 ); что «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч.1:20–21 ); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои» ( Притч.2:1 ), и «так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости» ( Притч.2:2 ), и «уразумеешь правду и правосудие» ( Притч.2:9 ); горе «ходить путями тьмы» ( Притч.2:13 ) «от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Притч.2:14 ); и еще: «которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» ( Притч.2:15 ), чтобы тебе «ходить путем добрых и держаться стезей праведников» ( Притч.2:20 ). Еще говорится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, – чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога и не был «мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 ), но почитал «Господа от имения твоего» ( Притч.3:9 ), и «наказания Господня, сын мой, не отвергай» ( Притч.3:11 ), «ибо кого любит Господь, того наказывает» ( Притч.3:12 ). Говорится о том, что блажен человек, нашедший премудрость; о том, что ты не должен предаваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может помочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга своего, потому что нечист перед Господом всякий беззаконник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Притч.17:10 .  На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Притч.17:11 .  Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Притч.17:12 .  Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притч.17:13 .  Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Притч.17:14 .  Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Притч.17:15 .  Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом. Притч.17:16 .  К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.– Притч.17 :16a.  –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] Притч.17:17 .  Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Притч.17:18 .  Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Притч.17:19 .  Кто любит ссоры, любит грех , и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Притч.17:20 .  Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10). Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-mu). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными. Притч.12:12 .  Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. Притч.12:13 .  Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.– Притч.12 :13a.  –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] Притч.12:14 .  От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его. Притч.12:15 .  Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Притч.12:16 .  У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Притч.12:17 .  Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Притч.12:18 .  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. Притч.12:19 .  Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение. Притч.12:20 .  Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев. Притч.12:21 .  Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. Притч.12:22 .  Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан 6.25 ), – составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43.3 ), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10–11, ср. Есф 8.15, 3.15 ), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18.24 сл.). Притч.11:12 .  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Притч.11:13 .  Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. Притч.11:14 .  При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Притч.11:15 .  Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12–13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21 ), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16 ; Иер 9.3 ); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир 19.10, 27.16–21 ). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22, 24.6 ), разумеется, если они люди – глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении. Притч.11:16 .  Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. Притч.11:17 .  Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Притч.11:18 .  Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная. Притч.11:19 .  Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. Притч.11:20 .  Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. Притч.11:21 .  Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. Притч.11:22 .  Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.6:12 .  Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, Притч.6:13 .  мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; Притч.6:14 .  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Притч.6:15 .  Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления. Притч.6:16 .  Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его: Притч.6:17 .  глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч.6:18 .  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, Притч.6:19 .  лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. Притч.6:20 .  Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч.6:21 .  навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Притч.6:22 .  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Поди, ленивец, к муравью, посмотри на поведение его и будь умен. Нет у него ни судьи, ни надзирателя, ни владетеля, но он летом заготовляет себе хлеб; во время жатвы собирает себе корм. Долго ль ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь. А тут и не увидишь, придет к тебе бедность, как наездник, и нищета, как вооруженный разбойник» ( Притч. 6:6–11 ). «Заповедь (Божия) – светильник; ученье – свет; уроки образования – путь жизни» (ст. 23-й. Так говорит и наша пословица: «ученье – свет, неученье – тьма»). «Мудрость лучше жемчуга, и все драгоценности не сравняются с нею» ( Притч.8:11 ). «Держащийся учения идет к жизни, а небрегущий об образовании себя заблудится» ( Притч.10:17 ). «Во множестве слов не миновать греха; а кто удерживает уста свои, тот умен. Язык праведника – отборное серебро; а сердце беззаконных ничего не стоит» ( Притч.10:19, 20 ). «Придет гордость, придет и срам; со смиренными мудрость» ( Притч.11:2 ). «Кто срамит другого, тот не умен; разумный человек молчалив». «Кто запирает хлеб, того клянут люди; а на главу раздающего сыплется благословение» ( Притч.11:26 ). «Кто презирает учение, тот в нищете и в бесславии, а кто любит образование, тот будет в чести» ( Притч.13:18 ). «Праведность возвышает народ, а беззаконие – уничтожение народа». «Лучше поданная на стол зелень, и при ней дружба, нежели откормленный бык и при нем неприязнь» ( Притч.13:15, 20, 34 ). «Лучше немногое с правдою, нежели множество доходов беззаконных» ( Притч.16:8 ). «Укрощающий гнев лучше храброго, и владеющий духом своим лучше завоевателя городов» ( Притч.16:32 ). «Лучше сухой кусок хлеба и при нем согласие, нежели дом, полный богатства – с раздором». «Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь». «Кто дает ответ, не выслушав, у того выйдет нелепость – к стыду его». «Дух человека может подкрепить его и в болезни, а когда упадет дух сам, кто возставит его?» ( Притч.18:8, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010