Но не всякое семя погибает; земледелец питает надежду, что, с благословения Божия, труд его не будет напрасен, что часть семян вознаградят его за этот нелегкий труд. И действительно: ИНОЕ УПАЛО НА ДОБРУЮ ЗЕМЛЮ И ПРИНЕСЛО ПЛОД: ОДНО ВО СТО КРАТ,  А ДРУГОЕ В ШЕСТЬДЕСЯТ, ИНОЕ ЖЕ В ТРИДЦАТЬ, смотря по тому, насколько была удобрена и подготовлена почва под посев. Сторичный (стократный) урожай на Востоке не является делом неслыханным: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» (Быт. 26:12). В заключение этой притчи Божественный Учитель возгласил: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! Кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл этой притчи и приложит ее к себе...  Толкование притчи о сеятеле и семени... (Мф. 13:10-23 )...     Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, И Он остался без посторонних, ПРИСТУПИВ, УЧЕНИКИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ДЛЯ ЧЕГО ПРИТЧАМИ ГОВОРИШЬ ИМ? До сих пор Ты учил их с такой ясностью, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно... «Достойно удивления, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу притчи, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, — как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: «Для чего Ты нам в притчах говоришь?» И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» (Лк. 9:12), а также: «знаешь ли... что... соблазнились?»  (Мф. 15:12)». Именно этого и желал Иисус Христос: ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ДЛЯ ТОГО, ЧТО ВАМ, Моим апостолам, которые внимательно относятся к Моему учению о Царствии Божием, ДАНО от Бога, через просвещение вашего ума, и без притчи ЗНАТЬ, хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святаго Духа, ТАЙНЫ сего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО, частично вовсе непостижимые для ума человеческого, частично же сокрытые только от непосвященных. А ИМ всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, НЕ ДАНО: для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемые свыше, но вместе с тем это зависит и от человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приточный гость, на вопрос царя, пришедшего на пиршество брака, молчит 509 . Самое безмолвие осуждает его и приговор над ним не заставляет себя долго ждать. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руку и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» 510 . Грозный приговор, который Божественным Учителем высказан в этих словах притчи, объясняется тем, что он имел в виду при произнесении его главным образом непокорных и жестоковыйных иудеев, выродившихся в современных нам жидов. Они не пошли по пути к тому счастью и блаженству, которое им было обещано в недрах Церкви Христовой, и не обнаружили в своем большинстве даже малейших признаков покаяния, без которого немыслимо указанное блаженство. Брачную одежду, одежду чистоты от скверны греха, которая должна украшать нас в день пришествия Всесвятого Сына Божия, мы не можем стяжать одной своей волей; от нас зависит только желать ее и о ней просить, как и слышится нам в известной церковной песне: «чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в он: просвяти и т. д.» В откровении Тайнозрителя Ап. Иоанна Богослова говорится о невесте Агнца, Церкви Христовой: «дано было ей облечься в виссон 511 чистый и светлый; виссон же есть праведность святых 512 . Без этого виссона чистого, без ризы спасенья призыв принятый на брак не приводит еще к блаженству; посему и сказал Господь в заключение рассмотренной притчи; много званных, а мало избранных 513 . Притча XXXI. О десяти девах Мф.25:1–13 Вследствие глубокого смысла притчи о 10 девах церковной практикой эта притча введена в состав Евангельского чтения на великий вторник страстной седмицы: чему соответствует и церковная песнь, 514 содержание которой заимствовано из этой притчи. Чтением ее Церковь напоминает каждому из верующих о полунощном часе в жизни человечества, иначе том роковом часе, который указывает на последнюю оценку всей жизни каждого. Неизвестность последнего часа в жизни каждого человека, так же как и всего человечества, в притче только что упомянутой выставляется очень ясно и резко; обозначение его составляет назидательное заключение притчи, 515 свидетельствующее между прочим о том, что в час смерти каждый из нас должен будет дать Господу отчет во всей нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Сторичный урожай на Востоке не есть дело неслыханное: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт.26:12 ). В заключение этой притчи Божественный Учитель возгласил: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! Кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл этой притчи и приложит ее к себе... Толкование притчи о сеятеле и семени. Гл. 13, 10–23. Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, И – Он остался без посторонних, – ПРИСТУПИВШИ УЧЕНИКИ, СКАЗАЛИ ЕМУ: ДЛЯ ЧЕГО ПРИТЧАМИ ГОВОРИШЬ ИМ? До сих пор Ты учил их с такою ясностию, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно... «Достойно удивления, замечает св. Златоуст, что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу в притчах, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: для чего Ты нам в притчах говоришь? И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» ( Лк.9:12 ), и также: «знаешь ли, что соблазнились» ( Мф.15:12 ). – Этого именно и желал Иисус Христос: ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ДЛЯ ТОГО, ЧТО ВАМ, Моим Апостолам, которые внимательно относитесь к Моему учению о царствии Божием, ДАНО от Бога, чрез просвещение вашего ума, и без притчи ЗНАТЬ, хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святого Духа, ТАЙНЫ сего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО, частию вовсе непостижимые для ума человеческого, частию же сокрытые только для непосвященных. А ИМ всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, НЕ ДАНО: для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемая свыше, но вместе с тем это зависит и от человека. Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце; без этого и ум не будет способен их воспринят, как слепой не может понять красоту цветов или глухой – приятность пения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Маленькое примечание к неточности перевода: Когда говорится о семени, которое по той или иной причине погибло, о нем говорится в единственном числе, а о семени, принесшем большой плод, говорится во множественном числе. « Одно упало при дороге,... иное упало на каменистое место,... иное упало в терние,... а иные упали на добрую землю». Это надо иметь в виду: не приносящее плод семя – исключение, а не правило. Нормально же семя плодоносит! И плодоносит чудесно! Для земледельцев Галилеи стократный урожай в те времена – что-то невообразимое. Иисус требует от Своих слушателей внимания к таким «мелочам». Как в начале притчи Он говорит: «Слушайте!», так и в конце: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». С другой стороны, в свете дальнейшей интерпретации семени как Слова проповеди, притча как бы придает миссионерам мужество и терпение. Проповедник должен быть реалистом и понимать, что далеко не всегда его проповедь принесет ожидаемые плоды. Как говорил Апостол Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор 9,22 ). б) Зачем притчи? (Ис.4,10–12) (Мф 13,10–17; Лк 8,9–10) 10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. Притчи по своей природе должны быть понятными, рассчитанными на всех. Но почему не все, к кому они были обращены, стали верующими? Надо думать, эта загадка стояла и перед учениками Иисуса Христа, и перед Марком, и перед его аудиторией ранних христиан. Ни сама притча о сеятеле, ни дальнейшее пояснение к ней, эту загадку не разрешают. Попытку разъяснить проблему предлагает маленький отрывок Мк.4,10–12 , в котором говорится об ожесточении сердец и о недостатке разумения некоторых слушателей, которые названы «внешними». Этот маленький отрывок всегда считался одним из самых трудных во всех Евангелиях. В истории изучения Нового Завета он подвергся особенно пристальному вниманию. Отрывок содержит в себе и формальные, и содержательные трудности. Формально он как бы разрывает ткань повествования, отделяя притчу о сеятеле от ее толкования. Что касается содержания высказывания Иисуса Христа, то тут непонятно следующее: ведь притчи по самой своей сути делают учение понятным. А здесь утверждается, что они призваны либо скрывать истинное учение, либо вообще непонятны по своей природе. И вообще может показаться, что Иисус умышленно учил притчами, чтобы сознательно скрыть значение сказанного от простых людей. Кроме того большую трудность вызывает странное предложение: ученикам дано знать «тайны», а внешним все излагается в притчах; поэтому они ничего не понимают, и все это для того, чтобы они не обратились и чтобы не были им прощены грехи! Странно все это звучит, воистину странно. С этим текстом надо разобраться.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Проблемой ранней Церкви была внутрицерковная ситуация, выраставшая из фактического промедления парусии, а именно, нарастающее равнодушие прохладной веры и впадение в сонное состояние (ср. Евр. 5:11–12; 10:25,35–37; 12:12–13 ; Откр. 2:4; 3:15–16 ). Это охлаждение веры возникало не из разочарования в ожидании Второго пришествия, а из трудности длительное время находиться в состоянии первого энтузиазма, нести возложенную Господом на христиан задачу. Неверный раб «скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» ( Мф. 24:48–49 ). И о пяти неразумных девах: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули» ( Мф. 25:5 ). Для экзегезы требует разрешения вопрос о том, что означали эти притчи первоначально, в контексте Иисуса Христа. Существует два ответа на этот вопрос. Один, представленный в последнее время И. Иеремиасом (Gleichnisse, 60), утверждает, что притчи были направлены ослепленному иудейскому народу и его слепым вождям. Катастрофа придет внезапно, как вор в ночи, как жених в полуночи, как вернувшийся хозяин. Нельзя дать застать себя неподготовленными, врасплох. Но этот ответ упускает из вида то, что в притчах о парусии говорится не только о внезапности и неподготовленности, но и об ответственности за то порученное или вверенное, которое будет неожиданно востребовано. Притчи призывают так управлять или хранить вверенное, чтобы можно было в любой момент дать отчет. Но под вверенной ценностью Иисус Христос понимает не богатство, врученное Богом Израилю и его вождям. Он не призывает к неуклонному исполнению закона, врученного на Синае. Напротив, Иисус Христос призывает к ответственности за то, что открывается Его окружению ныне, в Его делах. Притчи направлены не Израилю в целом, но ученикам Иисуса Христа, Его последователям. Это ученики призываются хранить и умножать вверенное им до того дня, когда они должны будут дать отчет. Это будет день Сына Человеческого, он придет не предсказуемо, но неожиданно и внезапно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Наставляя людей, раввины делили свои учения на три части и, как правило, последняя треть состояла из двух притч, представлявших первые две части обучения. Иисус тоже придерживался этой традиции, и, практически, треть Его записанных наставлений состояла из притч. Он широко использовал все многообразие образов, хорошо знакомых иудеям тех лет, среди которых мы видим растения, животных и т.д. Именно по этой причине смысл рассказываемых Им притч был хорошо понятен слушателям, и подтверждение этому мы находим в четырех Евангелиях. Его притчи были настолько богатыми и, в то же время, настолько тонкими, что не только простые слушатели понимали их, но и богословы уходили домой, еще и еще раз обдумывая их, и находя все более глубокий и неожиданный смысл в каждом слове. Зачастую Иисус открывал более широкий смысл притч для Своих учеников, самых близких учеников, если они просили Его об этом или для того, чтобы показать им более глубокий смысл Своего учения, как делал это любой Иудейский раввин. Это можно увидеть и в Марка 4:34, в контексте: “ И таковыми многими притчами проповедывал им слово [народу], сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им [чтобы пояснить, подчеркнуть или проиллюстрировать учение] , а ученикам наедине изъяснял все ”. (Марка 4:33–34). Поэтому притчи никогда не были тайным учением. Они никогда не были эзотерическими знаниями, передаваемыми только посвященным. Значит нет никакого смысла (как и исторического основания) говорить о том, что Иисус рассказывал притчи с целью запутать, смутить людей. Он учил и наставлял их. И, когда Иисуса спрашивали в суде (Иоанна 18:20) о Его учении, смысл Его ответа заключался в следующем: “Я учил людей публично – каждый мог слышать Мои слова. Вы знаете, чему Я учил их. Я ничего не говорил тайно”. И Он был прав. И, поскольку все это истина, то что означают эти “тайны Царства небесного”, о которых говорил Иисус? Единственная “тайна” — это: (“…о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа…”) (Римлянам 14:24–26).

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

По этим ясным и определенным словам евангелиста, притчи, как прием в учении Иисуса Христа, имели целью ослепить народ, чрез них производился над иудеями суд и ожесточение. Иудеи, которые доселе не желали обратиться к покаянию, теперь не могли обратиться 101 . «Ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимается и то, что имеет» ( Мк.6:25 ). Текст евангелия Матфея вносит в дело лишь ту разницу, что в то время, как по евангелию Марка самое учение притчами имело целью ожесточение иудеев, по первому евангелию оно было следствием ожесточения иудеев: потому, отвечал Господь, говорю им притчами, «что вам дано знать тайны царствия небесного, а им не дано... Того ради говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии... ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышали, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ; Мф. 13:1115 ). Эта разница легко примиряется тем, что сначала иудеи сомкнули глаза свои, а затем последовал над ними суд Божий чрез их полное ослепление. Оба евангелиста вполне примиряются на той истине, что имеющему дается, а у неимеющего отнимается и то, что он имеет: эти слова приводятся и в евангелии Матфея ( Мф.13:12 ). В евангелии Луки ответ Христа передается кратко, но в смысле евангелия Марка ( Мк.8:10 ). Итак, Христос учил притчами, чтобы ослепить и ожесточить иудеев 102 . В виду ясных слов евангелий о цели притчей, для нас уже не имеют первостепенной важности вопросы: каким образом притчи достигали этой цели: формою ли своею, или содержанием? все ли притчи имели такую цель, или же притчи, произнесенные ранее «дня притчей», и некоторые из позднейших были только пояснением к учению? Во всяком случае, какой бы ни был дан ответ на эти вопросы, сказанное выше о цели притчей останется незыблемым. При ответе на эти вопросы нужно более всего опасаться узких теорий, помня, что различные пути часто ведут к одной и той же цели, и что по одному и тому же пути можно идти в двух противоположных направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По этим ясным и определённым словам евангелиста, притчи, как приём в учении Иисуса Христа, имели целью ослепить народ, чрез них производился над иудеями суд и ожесточение. Иудеи, которые доселе не желали обратиться к покаянию, теперь не могли обратиться. «Ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» ( Мк. 4:25 ). Текст евангелия Матфея вносит в дело лишь ту разницу, что в то время, как, по евангелию Марка, самое учение притчами имело целью ожесточение иудеев, по первому евангелию оно было следствием ожесточения иудеев: потому, отвечал Христос, говорю им притчами, «что вам дано знать тайны царствия небесного, а им не дано... Того ради говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исайи... ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышали, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ; Мф. 13:11–15 ). Эта разница легко примиряется тем, что сначала иудеи сомкнули глаза свои, а затем последовал над ними суд Божий чрез их полное ослепление. Оба евангелиста вполне примиряются на той истине, что имеющему даётся, а у неимеющего отнимается и то, что он имеет: эти слова приводятся и в евангелии Матфея ( Мф. 13:12 ). В евангелии Луки ответ Христа передается кратко, но в смысле евангелия Марка ( να – Мк. 8:10 ). Итак, Христос учил притчами, чтобы ослепить и ожесточить иудеев. Ввиду ясных слов евангелий о цели притчей для нас уже не имеют первостепенной важности вопросы: каким образом притчи достигали этой цели, формою ли своею или содержанием? все ли притчи имели такую цель или же притчи, произнесённые ранее «дня притчей», и некоторые из позднейших были только пояснением к учению? Во всяком случае, какой бы ни был дан ответ на эти вопросы, сказанное выше о цели притчей останется незыблемым. При ответе на эти вопросы нужно более всего опасаться узких теорий, помня, что различные пути часто ведут к одной и той же цели, и что по одному и тому же пути можно идти в двух противоположных направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Текст этой притчи и символический ее смысл всегда представляли толкователям Нового Завета известные трудности. Даже у такого авторитетного изъяснителя Слова Божия, как св. Иоанн Златоуст , некоторые детали повествования оставались как бы затушеванными, неясными, тогда как на другие он обращал сугубое внимание. В западной науке нередко высказывалось предположение, что текст: «приобретайте себе друзей богатством неправедным», еще в древности был искажен переписчиками и переводчиками, тогда как именно этот текст и является краеугольным во всей притче, отсюда и трудности понимания. Однако, анализом ученых филологов это скептическое предположение не подтвердилось, хотя слова «неправедный» и «неверный», по-гречески переведены одним и тем же словом и похвалил господин управителя неверного «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Тот же самый корень слова применен к понятию «неверный» и в последующих 10-м и 11-м стихах. Уже по этому одному обстоятельству, невозможно допустить, чтобы здесь была «описка» древнего переписчика. Как по-гречески, так и в других языках (латинском, славянском, английском, французском и др.) – разбираемый нами текст имеет тот же самый смысл и значение. Что касается содержания всей притчи, то оно является чрезвычайно простым и доступным для всеобщего понимания. В житейском смысле образы «богатого человека», «неверного управителя», «должников» и того, как все они поступали, должны были, так сказать, быть обычными и совершенно ясными всем слушателям Христа. Но символический смысл рассказа был недоступен многим. Фарисеи, например, – слыша все это, смеялись над словами Христа ( Лк.16:14 ). Но в чем же, на самом деле, символический смысл притчи? Он раскрывается как раз в заключительных словах Иисуса Христа, именно: «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ). «Верный в малом, и во многом верен; а неверный в малом, неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Это последнее обстоятельство находилось в связи с бродившей среди современников И. Христа мечтой, что вот Он объявит Себя Царем, и вместе с тем давно ожидаемое евреями земное царство Мессии откроется. В виду этого обстоятельства Господь И. Христос сказал: «один человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство, и потом возвратиться» 409 . Обезопашивая себя при этом отбытии из наследственной страны, человек благородного рода «призвал к себе десять рабов своих, дал им десять мин, и сказал им: «употребляйте их в оборот до моего возвращения» 410 . Эти слова притчи несомненно указывают на усердие, которого имел право ожидать от своих слуг человек высокого рода 411 , на языке Евангельской притчи являющийся образом Самого Господа нашего И. Христа. Отправление Его в дальнюю страну для получения царства означает вознесение Его на небо для получения власти над всем небесным, земным и преисподним. Рабы получившие дары от господина своего с непременным требованием применят эти дары с пользой для блага своего и ближних – это те, которые последовали призывному гласу св. Евангелия и живут по требованию и предписаниям слова Божия. В притче от них отличаются те, которые названы именем 412 врагов, и характеризуются как граждане, которые возненавидели господина, отправили в след за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами» 413 . Под этими гражданами разумеются иудеи, теперь известные под именем жидов, которые не смотря на то, что были наставляемы, предостерегаемы, остались врагами своего господина. Лишь только получил донос об этом, господин, упоминаемый в изъясняемой, притче, он поспешил возвратиться из отдаленной страны и по возвращении, приняв кормило правления, воздал должное как своим врагам, так и рабам, смотря по их верности и заслугам. – В аллегорическом смысле под господином притчи разумеется Сам И. Христос, имеющий бытие из сущности Отчей: как такой, Он «добра рода»; подобно тому как людьми «доброго рода» называются происходящие от царской крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010