Все предметы имеют своих «матерей». Если Диевс у латышей по Брастыньшу всегда благ, то Мара – «милая» и «святая». Мара – Мать, подательница жизни и ее «взращивательница» (aukletja). Эпитет «милая» (ma – «милая, дорогая, любимая») связан с любовью, а «святая» (svta) первоначально означало «белая», «чистая», «сияющая». Мара связана со всеми предметами, в особенности с домашним скотом, богатством, покровительствует женщинам, она – подательница плодородия. «Однако временами Мара, как и Лайме, может оказываться злой для людей. В особенности это происходит тогда, когда надо умирать, потому что Мара требует у души обратно данное ей тело» (Ц, 35). Так называемые календарные «дни Мары» – важнейшие Богородичные праздники. До появления в Латвии христианства, кроме «пятничного вечера», по-видимому, не существовало других календарных праздников, в ходе которых почитали Мару (единственным исключением могут быть зимние святки, но и это только гипотетично). В отличие от Диевса и Лаймы, Мару можно видеть и слышать: все, что человек воспринимает с помощью органов чувств, обладает сущностью Мары. Согласно диевтурибе, Диевс, Лайма и Мара – единственные божества в настоящем смысле этого слова, и латыши обращались к ним, призывали их. В борьбе со злыми силами люди призывают Диевса и Лайму, а также используют заговоры и предметы – обереги с охранительными знаками (в том числе крестом 194 ). Мир и человек Особый раздел «Церокслиса» посвящен космологическим представлениям диевтурибы. Мир (pasaule) Э. Брастыньш толкует как «все, что находится под солнцем» (viss, kas zem saules). «Насколько распространяется солнечный свет, настолько широк Мир. Теперь мы знаем, что потоку света нет конца, что Мир бесконечен. Это нас пугает, потому что сознание не в силах вообразить бесконечность, в которой дали простираются на миллионы световых лет. Но в ограниченной повседневности мы называем Миром нашу матушку Землю с ее небесами, людьми, существами. Как бесконечный, так и конечный Мир в конце концов это сам Диевс и его Творение (Laidums) в образах Лайме и Мары» (Ц, 51). По Брастыньшу, мир (pasaule) поделен на две части: «Этот» (š pasaule) и «Тот» (vinsaule), которые пронизывают друг друга (ir iemerktas viens otra), и их взаимодействие особенно отчетливо видно на живых существах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может подчинить его себе. (Дао дэ цзин, 32 чжан) Дао ю мин – именуемое и не постоянное. Подобно кормящей матери взращивает всё сущее, «тьму вещей», т. е. всё существующее многообразие предметов и явлений. Это дао явлено в мире и доступно человеку для познания. Иначе этот способ существования дао называется дэ . Последний термин обычно переводят как «благая сила» или «добродетель» и он является вторым базовым термином даосизма. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает [их], воспитывает [их], совершенствует [их], делает [их] зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает [их]. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать – вот что называется глубочайшим дэ. (Дао дэ цзин, 51 чжан) Почитание дао может вначале натолкнуть на мысль о том, что даосизм близок по своей сути к монотеистической религии. Но это первое впечатление обманчиво. В даосский пантеон входит множество разнообразных божеств, заимствованных из народной религии, а также иных религиозных традиций (например, буддизма). Божества даосского пантеона Условно всех богов можно разделить на « прежденебесных » (сянь тянь), которые существовали прежде бытия видимого мира, и « посленебесных » (хоу тянь), которые жили на земле в человеческой природе и достигли бессмертия. К последним относятся также младшие божественные персонажи. Следующую ступень после дао занимают « три чистых » (сан цин): – Юань-ши тянь-цзюнь («Изначальный небесный владыка»), – Лин-бао тянь-цзюнь («Небесный достопочтенный духовной драгоценности»), – Тай-шан Лао-цзюнь («Высочайший владыка Лао, Высочайший древний властитель»), одним из воплощений которого признаётся основатель даосизма Лао-цзы. Ниже по иерархии находится Нефритовый император (Юй-ди) – божество, управляющее небесами и промышляющее о судьбах людей. Ему близка по функциям Владычица Запада (Си-ван-му). Считается, что она живёт на горе Куньлунь (ср. с axis mundi). Она именуется хранительницей врат жизни, которые Владычица Запада открывает и закрывает для людей. Очевидно, что в данном случае перед нами предстаёт персонификация женской сакральности с биполярными функциями: подательницы жизни и подательницы смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кондак 9 Всякая житейская в мире сем сла­дость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увя­дают, друзи и искреннии смертию отъемлются. Услади убо наша скорби, благих Виновная, Твою нетленную дающи радость нам, вопиющим Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветия многовещанныя недоумеют, киими словесы скорбящия и погибающия утешати, но Сама, Владычице, возглаголи серд­цам нашим утешение, благодати Твоея лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да взываем Ти: Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан; радуйся, Радосте и умирение миру. Радуйся, Подательнице Божественныя благости; радуйся, Надеждо благ вечных. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских пла­ваний. Радуйся, верная хранительнице уповающих на Тя по Бозе; радуйся, одеждо нагих дерзновения. Радуйся, хранительнице всех и утверждение; радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, помоще верно молящихся Тебе; радуйся, светлое благо­дати познание. Радуйся, благодатная Богородице Дево, погибших взыскание и всех скорбящих радосте. Кондак 10 Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби, Челове­колюбец Господь в приснодевственную утробу Твою вселися, и Тебе, Матерь Свою, дарова погибающим в помощь, покров и защищение, да будеши печальным утешение, погибшим взыскание, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к Небесному веселию приводящая всех, верно вопиющих Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси Девам, Богородице Дево, и всем к Твоему покрову прибегающим. Темже молим Тя, заступи, покрый и соблюди всех погибающих и безпомощных от искушений, озлоблений и бед, Тебе с любовию взывающих: Радуйся, столпе девства; радуйся, чистоты и целомудрия сосуде избранный. Радуйся, воинствующим на плоть целомудрием изрядное вен­чание; радуйся, во иночестве благоскорбящим подательнице вечнаго радования. Радуйся, пламень страстей изменяющая; радуйся, мрак искушений прогоняющая. Радуйся, настав­нице целомудрия; радуйся, чистоты ограждение. Радуйся, человеков исправление; радуйся, Еюже от падения нашего возстахом. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, приятное молитвы кадило. Радуйся, благодатная Богородице Дево, погибших взыскание и всех скорбящих радосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, бурь житейских прекращение. Радуйся, уныния Прогонитель-нице; Радуйся, радости по скорби нам Подательнице. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 5 Боготечней звезде подобящаяся, мрак и темноту в греховных сердцах разгоняющей, да во свете Твоея; любве узрят Господа и воспоют Ему: Аллилуиа. Икос 5 Видеша людие российстии Твое нечаянное от многоразличных бед избавление, радостно поют Тебе сице: Радуйся, в бедах наша Помощнице; Радуйся, скорбей наших отъятие. Радуйся, печалей наших отгнание; Радуйся, в скорбех наших утешение. Радуйся, Изба-вительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 6 Проповедуют помощь Твою и любовь, Мати, исцеленнии, утешеннии, обрадованнии и спасеннии Тобою от бед, и поют Твоему Высокодержавному Сыну: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял есть нам свет спасения во мгле погибели, окружающий нас, и наставил есть пети Тебе: Радуйся, мглу грехов разгоняющая; Радуйся, тьму греховную потребляющая. Радуйся, мрак души моея просве-щающая; Радуйся, светом радости души ободряющая. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 7 Хотящим нам конечному отчаянию предатися, отовсюду бедам належащим, помыслихом же о Тебе, Избавительнице, и ободрихомся и утешихомся, поюще Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 7 Новую и нежданную показа нам милость Свою, под державную руку Твою нас восприявши, и отсюда вопием Ти: Радуйся, Царице державная; Радуйся, и нас под Твою державу восприявшая. Радуйся, защиту Твою нам даровавшая; Радуйся, врагов наших поразившая. Ра-дуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 8 Странное чудо на погибель обреченных и в нуждах томящихся безчисленных, внезапу спасение и избавление получают от Тебе, Вселюбящей, поюще Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вси сущий во мраце скорбей, вси обуреваемии несчастий бурею, приидите к доброму пристанищу и нашему поможению, покрову Девы Избавительницы, вопиюще Ей: Радуйся, радостей источниче; Радуйся, печалей прогнание. Радуйся, бед уменьшение; Радуйся, всяческаго покоя Подательнице. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

http://pravicon.com/info-1180

Кондак 10 Спасти хотящи люди от всяких бед и скорбных обстояний, притекающим под Твой покров ниспосылавши Твоя богатыя милости. И икону Свою чудотворную даровала еси обители сей, яко залог непрестаннаго о ней Твоего попечения, на нюже мы взирающе, и на руку Твоею сидящему Богомладенцу поем: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси нерушимая и покров иночествующим, красоты мирския оставившим и крест на рамо свое вземшим, и крепкое заступление всем к тебе прибегающим, образ Твой почитающим и Тебе поющим: Радуйся, стено и покрове к Тебе прибегающих, Радуйся, Отрадо утешения чающих. Радуйся, иночеству благоскорбящему подательнице вечнаго радования, Радуйся, благоподвизающимся им - Ходатаице спасения. Радуйся, возбраняющая грехом нашим, Радуйся, гласом моления Твоего отражающая грехи наша, вопиющия на ны к Богу. Радуйся, всегда Матернюю любовь к обители сей являющая, Радуйся, оскудение брашен в ней чудесно восполняющая. Радуйся, во дни тяжких испытаний обители не оставляющая, Радуйся, в плену и изгнании насельниц ея дивно заступающая. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых защитнице, Радуйся, гонящих и обидящих правосудная наказательнице. Радуйся, надежде и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая. Кондак 11 Пение сугубое и всеусердное дерзаем принести Тебе, но оскудевает слово, недоумевает ум, како глаголати. Веси бо, яко от полноты любве и усердия приносим Ти сицевая. Ты же, Пречистая, просвети ум наш и Сама научи непрестанно пети Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемная свеща, любовию к Богу горящая, просвети и наша ожесточенная сердца и любовию к Богу и ближним воспламени, да Тебе поем: Радуйся, слезам покаяния добрая учительнице, Радуйся, множество душ уневестившая Христу. Радуйся, живущих в обители сей подкрепляющая, Радуйся, благопромышление о ней являющая. Радуйся, Православия крепкая стено, Радуйся, сего единая защитнице. Радуйся, душам огорченным утешения духовнаго подательнице, Радуйся, обителей иноческих неусыпная блюстительнице. Радуйся, во обитель райскую душею Твоею руками Господа вознесенная, Радуйся, яко всеми Ты прославлена. Радуйся, в грозный час смерти всем нам крепкая защитнице, Радуйся, добраго ответа нам пред Судиею Праведным усердная Ходатаице. Радуйся, надеждо и прибежище наше, Твоею иконою нас утешающая.

http://isihazm.ru/?id=646&c_pid=1

По строгим правилам жрецов, матери должны были смотреть на все это без слез и воплей. Когда же мать кричала или плакала, это считалось ее бесчестием, и несмотря на ее слезы, дитя все же сжигалось. Из женских божеств Молоху, по своему характеру, соответствовала Астарта. Памятники Рамзеса II-ro называют ее богиней хеттеев в широком смысле этого слова, т. е. народов Сирии от Египта до Кархемиша. «Девственная богиня» (Numen virginale, virgo coelestis), Астарта, которую сам Эл назначил для управления миром, считалась управительницей мира. Первоначально ей приписывались как враждебные, так и благодетельные свойства. Но мало по малу, вследствие дифференциации, благодетельные свойства выделились в особое представление Ашеры, а в Астарте понимались свойства враждебные, так что она считалась богиней войны, разрушения и смерти. Следующий гимн богине Астарте или Истар, как она называлась в Вавилоне, с достаточной ясностью показывает, какие свойства, приписывали этой богине, и как она понималась. В этом гимне являются два лица: молящийся и богиня. Молящийся говорит: «Подательница небесного света, ты как огонь возвышаешься над землей. Возвышаясь над землей, ты даешь плодородие; Ты, которая, подобно страннице, обходишь землю, Правый закон управляет тобою, Когда ты при своем заходе приближаешься к жилищу людей. Ты Леопард, который рыскает, ища добычи, Ты Лев, который оглядывает все вокруг. О небеса, пошлите день для усыпительницы! О небеса, пошлите день для усыпительницы Сукус (Истар). О небеса, дайте взойти ей, производящей все существующее. О небеса, дайте подняться ей, возвещающей начало дня». Богиня отвечает: «Я определяю обращение времен года, я заставляю все достигать зрелости. За своего отца, господа Син, я определяю периодическую перемену времен года; я определяю вещи, каждой свое время. За своего брата, Солнце, я определяю периодическое возвращение времен года, я определяю вещи, каждой свое время. Меня назначил отец мой, податель света, и я определяю периодическое возвращение времен года. В обновляемых небесах я определяю периодический круговорот времен года, я определяю вещи, каждой свое время. Свято мое величие, высока моя слава и как подательница плодородия, возвышаюсь я на высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

За что же, Преблагословенная Дева, стоя при кресте распятого Сына Своего, и Сама к толико болезненному кресту пригвождена была? За что так тяжко страдала Она, Дева чистая и пренепорочная? За то, что была чиста и непорочна, что великое имела назначение и достоинство, что великими обладала духовными силами и дарованиями. Кому много дано, от того много и требуется. От Пренепорочной Девы, Матери Бога Слова, требовались великие, такие подвиги, которые действительно являли в ней Матерь Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира. Пречистая погружена была в неизглаголанную скорбь при кресте, дабы просиять паче солнца, была преогорчена болезнями, дабы соделаться подательницей радости, была поражена смертельным страданием, дабы быть достойной Материю Живота. Часть 2. Об оплакивании нами грехов наших при кресте Если пречистая Дева-Матерь, стоя при кресте Иисусовом, вместе с Иисусом скорбела, болезновала, страдала и сраспиналась, чтобы подобно солнцу просиять, и соделаться светлее Херувимов, огнеобразнее Серафимов, чтобы соделаться Ходатайницей утешения и радостью скорбящих: то как нам не стоять при кресте, как не стоять при гробе Иисусовом, за которых Христос страждет, дабы Своим уничижением подъять нас из падения, Своими язвами нас исцелить, Своим распятием и погребением искупить нас от грехов, и восставить от духовной смерти и тления? О! приблизимся к кресту распятого Спасителя нашего, приблизимся к живоносному гробу Его, грешники, – приблизимся, как омраченные к свету, как вдающиеся к пристанищу, как больные и умирающие к источнику исцеления и оживления; приблизимся, грешники, не для того, чтобы праздно стоять, но для того, чтобы страдать, слезить и плакать, чтобы обратить греховный смех наш в плачь, и преступную радость в сетование, чтобы очистить руки наши грешные, чтобы исправить сердца наши двоедушные. Приблизившись и ставши при кресте Иисусовом, есть нам о чем скорбеть, слезить, плакать. Если мы воззрим в сокрушении на Распятого, от ног до главы изъязвленного, и потом обратимся к себе; с живым, глубоким чувством нашей нечистоты, неправедности, греховности: то найдем, что от ног до главы нет в нас целости, но одни струпы, язвы и раны палящиеся; что и прошедшая и настоящая жизнь наша вся во грехах и беззакониях, и если не остановим стремление наше на греховном пути крестом Христовым, то и последующая жизнь пойдет, как нечистый поток, текущий из тлетворных исходищ прежней и настоящей греховной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Действительно, как указывает Энгельс, «весь предмет спора сжато формулируется в прениях, лроисходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитеместра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не ее, гораздо более виновную? Ответ поразителен: «с мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была». Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он – муж убившей его женщины, может быть искуплено, оно Эриний нисколько не касается; их дело – преследовать убийства лишь среди родственников по крови, и тут, по материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери». Аполлон, возражая Эриниям, подчеркивает значение родства по отцовской линии и святость брачных уз. Голоса судей разделились поровну, причем Афина подала свой голос за оправдание Ореста. Орест, таким образом, оправдан; Афина превращает установленную ею судебную коллегию («ареопаг») в постоянное судилище по делам о пролитой крови, а в честь Эриний учреждается в Афинах культ, и древние богини материнского права будут отныне почитаться под именем, «Эвменид», «благосклонных богинь», подательниц плодородия. «Отцовское право одержало победу над материнским, «боги младшего поколения», как называют их сами Эринии, побеждают Эриний, и в конце концов последние тоже соглашаются занять новый пост на службе новому порядку вещей». Кроме того, с учреждением ареопага отменяется кровная месть, и конец ей кладет не религиозное очищение, которого требовала дельфийская религия, а организация суда. Как и в других произведениях Эсхила, исторически прогрессивные начала торжествуют, и трагедия, а с ней и вся трилогия, заканчивается прославлением Афин и возгласами ликования. Драма сатиров «Протей» – на тему о приключениях Менелая в его странствиях – не сохранилась. Насыщенная драматическим движением и яркими образами, «Орестея» чрезвычайно богата также и идейным содержанием. Трилогия эта чрезвычайно важна для уяснения мировоззрения Эсхила.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Икос 7. Новую показуя матернюю любовь к Сыну Твоему, со скорбию искала Его, двоюнадесятилетня Отрока во граде Иерусалиме в праздник Пасхи «мнеша Его в дружине суща». Ведуще таковое Твое сердоболие, со умилением вопием Ти: Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; радуйся, даров духовных щедрая Подательнице. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая. Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам источающая; радуйся, всем вся полезная дарующая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 8. Странное и предивное Твое попечение бысть о христианех на всех путех их жизни многомятежней и многотрудней. Имея в Тебе столь милосердую и независтную Помощницу, вси облагодетельствованные Тобою велегласно поют Богу: Аллилуиа. Икос 8. Вся была еси со Христом при служении Его роду человеческому, како и божественный евангелист Лука повествует о Тебе, глаголя: «Мати Твоя, и братия вне стоят, видети Тя хотяще» 139 . Мним, яко Ты, Всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию, восхваляющими Тя тако: Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающим; радуйся, благосердая Услышительнице молений наших. Радуйся, великий Новгород благословением Твоим осенившая; радуйся, многих мест и обителей сокровище неоскудное. Радуйся, иноков и инокинь благоподвизающихся всемощная Покровительнице; радуйся, в мipe благочестно живущих усердная Заступнице. Радуйся, ведущим брань противу мipa, плоти и диавола добрая Споспешнице; радуйся, за всех нас милостивая к Сыну Твоему и Богу Ходатаице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 9. Всяк возраст верных благопользуется Твоим попечением, Всемилостивая Мати, яко всегда, к Тебе прибегающим душеполезная даруеши, потребная в житии доставляеши и усердно ходатайствуеши за ны, немощныя и грешныя, у Престола Господа Славы, Емуже поем: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Рождественский В. (1887/1888 г.) начало марта 58 г. Лебедев В. (1901 г.) – начало 59 г. Епископ Никанор (1904 г.) – конец 58 г. – начало 59 г. Богдашевский Д. (1904 г.) – 58/59 гг. Лопухин А. (1912 г.) – начало 59 г. Жебелев С. (1922 г.) – 58/59 гг. Архиепископ Аверкий (1956 г.) – весна 59 г. Протоиерей А. Мень – зима 57/58 гг. Как видим, точная дата написания, согласно русским библеистам, колеблется между зимой 57 г. и весной 59 г. Ряд западных исследователей называют начало 58 г., но большинство указывают на середину 50-х годов, 55–57 гг. Так, Джеймс Данн отмечает, что некоторые отодвигают время написания ранее 55 г., но это вряд ли оправданно, в частности, ввиду вполне вероятного отражения ранних лет правления Нерона (54–68 гг.) в увещании Апостола покоряться властям ( Рим.13:5–7 ) 90 . 4. Место написания На основании самого Рим. все русские библеисты сходятся на том, что написано Послание в Коринфе. Из Коринфа и отправлено было в Рим. Это ясно видно, во-первых, из того, что между лицами, от которых Апостол посылает приветствие римским христианам упоминаются Гай Коринфянин ( Рим.16:23 ; 1Кор.1:14 ), «выявленный за своё странноприимство» 91 и Ераст, «городской казнохранитель», которого Н. Розанов отождествляет с тем Ерастом, о котором Апостол говорит во втором послании к Тимофею (4:20), как об оставшемся в Коринфе 92 ; и во-вторых, из того, что «подательница» этого Послания – Фива, была диаконисой Кенхрейской церкви ( Рим.16:1 ), а Кенхрея – это восточная Коринфская гавань со стороны Эгейского моря. В пользу того, что Рим. написано в Коринфе, профессор Д.И. Рождественский приводит и свидетельства древних церковных писателей 93 . С этим согласны почти все западные учёные. В дополнение к вышеизложенным доказательствам Д. Данн (Romans. P. XLIII) указывает на сообщение Апостола о путешествии в Иерусалим ( Рим.15:25 ), что согласуется со сведениями из Деян.20:3 о трёх месяцах, проведённых им в Элладе, т. е., очевидно, в Коринфе, где его миссия была наиболее успешной ( Деян.18:1–18 ). 5. Язык и стиль Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010