Борис Кустодиев. Масленица. Фрагмент Среди наших читателей, конечно же, нет таких, кто бы не слышал, не знал бы ничего о масленице, особой седмице, именуемой иначе сырной, из-за церковного запрета на вкушение мясного. Последний раз верные церковному уставу христиане вкушают мясную пищу в воскресный день, когда на Божественной литургии читается притча о Страшном Суде (Мф. 25, 31—46). Этот обычай называется «заговеньем на мясо». Все последующие дни, вплоть до Прощёного воскресенья (не исключая среды и пятницы), мы едим молочное и рыбное, мало-помалу приуготовляя себя к подвигу сорокадневного поста… Не будем сегодня долго рассуждать и вспоминать, как церковные писатели предшествующих столетий ополчались на неумеренность в проводах зимы и обличали языческие излишества наших предков, ещё не вполне проникшихся духом христианского благочестия. Не будем осуждать и тех, кто ныне, празднуя масленицу, участвует в шумных дружеских застольях, оценивая по достоинству особенности русской кухни. В конце концов, в наш прагматичный, бездушный век не грешно воздать должное исконным качествам русского народа: хлебосольству, щедрости, гостеприимству. Пусть теплеют сердца, светлеет домашняя атмосфера от добрых улыбок и сердечных приветствий… Но давайте, друзья, обратим взор к Евангелию, запечатлеем в памяти те шесть дел евангельского милосердия, которые открыты нам Самим Богом и небрежение о которых послужит причиной вечного осуждения христианина в час Страшного Суда: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мгра: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 31—36). Вот законы, предписанные нам Самим Богом! Вот плоды, которые мы призваны взрастить на древе веры, если только не всуе уверовали! Пред нами и для нас начертана программа действий, воистину спасительных для всякого, кто будет осуществлять их во славу Господа Иисуса! Отныне в каждой протянутой нам руке бедняка мы будем видеть простертую десницу Сына Божия, ради нас воспринявшего образ раба… Отныне, проявляя милость и сострадательность, давая и даря, будем проникаться убеждением, что Сам Христос принимает наши дары, чтобы воздать нам вечным спасением на небесах!

http://pravoslavie.ru/38096.html

В Своих последних притчах, рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о Страшном Суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие. Епископ Александр (Милеант) Как важно иметь милующее сердце В древнем Патерике описывается случай, как однажды настоятель монастыря отправился со своими учениками на престольный праздник в другой монастырь. Учеников он послал вперед, а сам по какой-то причине задержался. И вот на полпути вдруг увидел сидящего на дороге больного человека — он был весь в струпьях, изранен и просил о помощи. Настоятель подошел к нему, поклонился и спросил: «А не видел ли ты иноков, которые только что шли этой дорогой?». Человек ответил: «Да, я видел их, и они видели меня, но прошли мимо, потому что сказали, что торопятся на праздник». Тогда настоятель подошел к этому человеку, взвалил его себе на плечи и понес в тот монастырь, куда они шли на праздник. Сначала ему было очень тяжело, он даже думал, что не в силах будет донести несчастного до цели. Потом ноша становилась все легче и легче, и когда он уже подходил к вратам обители, сделалась вовсе невесомой. И тогда настоятель увидел, что рядом с ним стоит Господь наш Иисус Христос. Спаситель сказал ему: «Авва, если твои ученики не будут иметь такого милующего сердца, как у тебя, то напрасна вся их жизнь, спасения они не увидят». В евангельском повествовании о том, как Господь вместе с ангелами придет во славе. Своей судить мир, говорится, что праведники услышат глас Божий: наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:34-36 ). Удивились праведники: «Господи, где же мы видели Тебя в таком состоянии? Господи, а когда мы видели Тебя алчущим и накормили, в больнице или темнице посетили?» Он отвечает: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали» ( Мф.25:37-40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

В то время, когда Иисус Христос возносился на небо, тогда ученики долго смотрели на Него и не спешили сходить с горы Елеонской; Иисус Христос уже совсем скрылся в облаке небесном из их глаз, а они все еще продолжали стоять и смотреть. Вдруг пред ними предстали два мужа в белых одеждах и сказали им: «галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики сошли с горы и возвратились в город с великой радостью, так как они теперь совершенно убедились, что вознесшийся в их глазах Иисус Христос опять придет на землю в такой же славе, в какой славе Он и вознесся. Это второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа последует уже не за тем, чтобы спасать нас, а чтобы судить нас. Последует оно тогда, когда воскреснут все мертвые, обновятся небо и земля, и Он, как Судья неба и земли, воссядет на престоле славы своей и произведет всемирный суд. На суде, отделив праведников на правую сторону, а грешников на левую, Он, стоящим одесную Его, скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира; стоящие же ошуюю Его услышат от Него: «отидите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:34, 41 ). После этого приговора сердца праведников исполнятся самой светлой, неизреченной радостью и праведники пойдут, в Царство вечное, сердца же грешников будут терзаться самой страшной, нестерпимой скорбью и грешники пойдут в муку вечную. Нам, братья, чтобы избежать на последнем, страшном суде Христовом безотрадной участи грешников и получить блаженство праведников, необходимо жить так, как жили праведники, жить вот как: трудолюбиво, трезво, правдиво, благочестиво, свято и богобоязненно. При такой жизни мы будем иметь полную надежду в страшный день последнего суда Божия услышать от Него, вознесшегося ныне Судии и Господа, первый призыв, обращенный к праведникам, а не те слова отвержения, которые Он скажет грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ведь отвечать-то придется действительно за каждое слово. В том числе и за звучащее чаще многих иных оскорбительное слово “козел”, которым не пренебрегают сегодня ни стар ни млад. А знаете ли вы, что оно есть не что иное, как проклятие, адресованное ближнему?.. Священное Писание повествует нам о беседе Господа Нашего со своими учениками на горе Елеонской, когда приступили они к Нему с расспросами о кончине света и Его втором пришествии. И тогда, вслушиваясь в пророчество своего Небесного Учителя, услышали и такие слова: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” ( Мф. 25:31-46 ). К слову, Страшным этот Суд является именно по той причине, что судить нас будут по нашим страстям. Вот и получается, что, бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен. Вспомним слова, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы” ( Мф. 7:1-2 ). Вот и получается, что адресованное ближнему как бы невзначай расхожее грубое словцо на деле оборачивается проклятием, обращенным… к самому себе! Устами нечестивых разрушается град Удивительные вещи рассказывают порой врачи, имеющие дело с парализованными пациентами. Даже когда, казалось бы, полностью потерян дар речи, некоторые больные произносят иногда целые тирады нецензурной брани. Как известно, человеческая речь передается по специальным нервным цепочкам. Невольно напрашивается вывод о том, что этот механизм не так-то прост и что в описанных случаях в дело вступают силы иного порядка. Какие — об этом можно лишь догадываться.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:32–35 ). Если же это – мать Его, то разве не сын матери Он, почтивший правду этим наименованием? Значит, всякая душа может быть матерью Христа по своему нравственному настроению. Что это значит – матерью Христа? Всякая душа рождает в себе Христа; и пока она не преобразится благочестием, не может называться матерью Христа. Когда ты воспринимаешь слово Христово, переживаешь его в сердце своем и как бы в утробе преобразуешь его своею мыслью, тогда ты по справедливости являешься матерью его. А чтобы ты убедился, что в каждом из нас воображается Христос и что матерью Христа – я разумею, конечно, слово Христово – делается душа каждого из нас, вот слова ап. Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). Ты сохранил справедливость? Значит, вообразил в душе своей Христа. Подал милостыню? Значит, начертал образ истины. По мысли апостола, не в каждом из нас в отдельности воображается Христос: под Христом он разумеет слово благочестия, через которое в нас отпечатлевается истина. Итак, подал ты милостыню? Вообразил в себе Христа. Исполнил справедливость? Запечатлел в себе истину. Таким-то способом мы и можем сделать Христа своим братом. Пусть Он будет участником в твоих делах. Не хочешь разделить с Ним всего? Дай Ему хотя половину, как Закхей. Но Закхей, скажешь ты, дал Ему самому, а не бедным? А послушай, что сказано: «благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Прит. 19:17 ). Давая бедным, ты и даешь Христу. Не знаешь разве, что поданное нищему Он принимает как поданное Ему самому? Не знаешь разве, как изобразил Он страшный для тебя суд, какими словами? «В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» ( Мф. 19:28 ) «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» ( Мф.25:33–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Уготованное дьяволу и ангелам его: ибо Я царство готовил вам: огонь же не вам, но дьяволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, тο и вините в том сами себя. 1043 Царство Отца небесного, уготованное праведникам по силе Божественного предопределения, а с концом приговора на всеобщем суде действительно им предстоящее как жизнь вечная, равно как и огонь вечный, предстоящий в виде вечного мучения не праведникам, – сами собою предполагают особое состояние и местонахождение для тех и других людей после всеобщего, последнего суда. Так как переход в это состояние последует непосредственно и тотчас за тем решительным судом, который с такою живостью и картинностью описан в 25 главе с 31-го ст. Евангелия Матфея, то предполагать особый еще суд над воскресшими из мертвых, в то время как рассмотренное описание суда касается только суда над лицами, дожившими до 2-го пришествия Христа, – совершенно произвольно. 1044 Такое произвольное предположение и возникло не иначе, как в связи с произвольно допущенным мнением о так называемом хилиастическом царстве Христа на земле после Его паки пришествия. 1045 Мысль о будущем царстве оправданных на суде как месте их вечной жизни, равно как мысль об огне для закоренелых грешников, как средоточии их вечного мучения, предносилась сознанию Нвз. священных писателей без всякого даже малейшего представления о каком–то среднем состоянии, тотчас, же за представлением Господа, пришедшего на всеобщий суд. Так Тайнозритель видит, как бежало небо и земля от Лица, сидящего на престоле и вслед за тем новое небо и новую землю, 1046 как совершенное п наилучшее состояние творения–ορανν καινν κα γν καινν, а не νον κα ναν–, 1047 называемое иначе царством Божьим будущим или будущею вселенною. 1048 Св. Ап. крайним сроком грядущей, грозной перемены с миром назначает день Господень, день суда и погибели нечестивых. 1049 По взгляду Св. Ефрема Сирина , основывающемуся несомненно на точном и подробном изучении Св. Писания, мы на суде страшном будем стенать и жалобно плакать, когда увидим неизреченное небесное царство и так же по другую сторону увидим открывающиеся страшные мучения, по средине же все естество человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех; и все поклонимся на лицо свое. 1050

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Сейчас эта книга закрыта, но на суде она будет раскрыта. То, что сейчас порою остается закрытым не только от постороннего взгляда, но и от самого себя, все будет раскрыто тогда. Тот день покажет «дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3:13 ). Тогда, как в раскрытой книге, каждый увидит себя и дела свои, каковы они есть. И сообразно с написанными в книге мыслями и деяниями каждого человека будет ему и суд. Душа, помнишь ли всегда об этом? Помимо этих многих книг, еще и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни (см. толкование на 3,5). В эту книгу по предведению Божьему вписаны имена всех, имеющих наследовать жизнь вечную. Многие книги будут открыты для обнаружения дел каждого человека, безразлично, верующего или неверующего. По ним каждый получит «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). А по книге жизни будет определяться как бы конечный приговор или вечная участь человека. Записанные в эту книгу при крещении и не изгладившие из нее своего имени делами своей жизни, наследуют Царство, уготованное им от создания мира ( Мф. 25:34 ). И судимы были мертвые. Сейчас время свободы – потом будет Суд. Сейчас, человек, делай, что хочешь – потом за все будешь отвечать. Сейчас сеется семя – потом пожнёшь плоды. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово» ( 2Кор. 5:10 ). Но от белого престола суда выходит огненная река ( Дан. 7:10 ). А потому всякий не иначе предстанет перед страшным Судьей, как пройдя через эту реку. Истекающая от престола река огня охватит, омоет и попалит своим пламенем всякого идущего к Судье. Страшно идти против течения могучей реки, стекающей с высоких гор. Но как пойдешь, человек, через реку огня, истекающую от небесного престола?! В той огненной реке «каждого дело обнаружится: ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3:13 ). Если даже природа: звезды и луна, травы и цветы, небо и земля не устоят, но, уносимые страшной клокочущей огненной рекой, бежат от престола с неимоверной скоростью, и не найдут себе места, то как устоишь ты, грешный и слабый человек, как найдется тебе место?..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Но хотя исполнение сих повелений, скажешь ты, не есть дело невозможное, однако же весьма трудное по немощам плоти нашей: поистине трудное. Посему-то Бог, ведая трудность дела сего, обещал спосадить на престоле Своем победившего оную трудность. «Побеждающему», говорит, «дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок.3:21). Велика трудность, велики и награды побеждающим оную. «Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына» (Апок.21:7). Всех великих дел совершение имеет великую трудность. Какую вещь многоценную получить удобно? Какая же вещь или многоценнее, или выше небесного Царствия? Пусть трудно дело сие, чтобы исполнить оное, потребно иметь великое мужество, многое старание, всегдашнее воздержание, неусыпное внимание, непрестанный подвиг, но сии потребности суть временны, они по малом времени преходят, награда же за оные есть бесконечна. Кто же есть такой человек, который бы не подъял всякие труды в один только час, чтобы провести потом во всяком благополучии прочее время жизни своей? Но не час один, а все время жизни нашей, хотя бы тысячу лет прожили мы в трудах, яко ничтоже есть, в сравнении со временем вечного пребывания Царствия Божия, уготованного подъявшим для оного подвиг. Пусть, дело сие есть трудно, но оно весьма нужно. Ибо если не сохраним сих Божественных повелений, то пребудем вне Царствия Божия. «Глаголю бо вам», сказал Господь, «яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное» (Мф.5:20). Нужда производит готовность, а готовность и весьма трудные дела делает удобными.    Но, ежели посмотришь на дело сие так как должно, то увидишь, что оно само по себе не есть так трудно, как ты воображаешь. Законы растленного мира, худое воспитание родительское, злая привычка и пагубное самолюбие делают оное трудным. Отринь тлетворное законоположение мира, изгони предубеждения воспитания твоего, отторгни силу злой привычки твоей, победи обладающее тобою самолюбие, и тогда увидишь, что оно не есть весьма трудно. Ежели дело сие само по себе толикую имеет трудность, коликую мы в оном воображаем, то как столь бесчисленное множество людей победили столь великую трудность. Удобное многие, а весьма неудобное весьма немногие исполняют. Но мы видим, что не только бесчисленное множество, но и всякого возраста, чина и состояния люди исполнили оные повеления, мужи и жены, юноши крепкие и сильные, и старцы немощные и изнуренные, богатые и убогие, господа и рабы, обладатели и обладаемые, Цари и подданные, люди всякого рода, всякого языка, всякого поколения, всякого климата, всякого образа мыслей, воспитания и нрава. Удивительно же то, что люди, кои многое время жили занимаясь делами противными законоположению Иисус Христову, с удобностию исполнили Божественные Его повеления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Теперь только ясно стало, что не для земли сходил на землю Сын Божий; не для того, чтобы, восставив человека падшего, оставить его в юдоли слез и плача, а для неба, чтобы там – на небе облечь его бессмертием и славой боголепной. О, каким восторгом кипело сердце их, когда они, видя возносившегося Господа, и сами уже ощущали предвкушение радостей неизреченных! Теперь они не верили, а как бы осязали, что им точно уготовано царство, но царство лучшее, нежели какого они надеялись, царство не земное, а небесное; что их точно ожидают престолы, но не те бренные, коих они чаяли здесь, и на коих восседают смертные люди, а престол вечный, – престол царствия, уготованного им от сложения мира (Мф. 25:34); что им, наконец, точно предопределено быть судьями, но не двенадцати только колен Израилевых, а всей вселенной и самих Ангелов: мирови и Ангелом судити имамы, говорят они сами после сего ( 1Кор. 6:2,3 ). И вот та мзда многа, которая уготована на небе этим блаженным самовидцам и слугам Слова Животного, а в лице их и всем верующим во имя Его. Как восхитительна мысль, что и все мы некогда вознесемся на небо, и будем там прославлены в царствии Отца Небесного, по подобию прославленного Богочеловека! Как отрадно, что престол Победителя ада и смерти открыт и доступен для каждого из нас по мере св. веры и любви! Но есть и еще причина, по которой Апостолы возвратились с Елеона с радостью великой. Теперь они увидели, что царство Иисуса Христа не от мира сего; а чем более убеждались они, что это царство не земное, а небесное, тем более возгорался в них огнь св. ревности – скорее распространить область этого царства через проповедание Евангелия во всем мире, всякой твари ( Марк. 16:15 ). Между тем, они чувствовали, что многие истины, слышанные от Иисуса Христа, или не ясно поняты ими, или стали приходить в забвение; – надобно было воскресить их в памяти, восполнить и уяснить. Они видели, что им надлежало благовестить имя Христово перед языками и царями, а для сего требовались такие уста и премудрость, которым бы не могла противиться никакая мудрость совопросников века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Образ приношения. Дары приносились в известном порядке (κατ τρπους σταθτε προσφρειν в лит. Иакова), – самый акт вручения даров дьяконам не сопровождался пением антифонов, как позднее, но совершался молча и не имел сакраментального значения, как это явствует из вышерассмотренных литургийных чинов и из отсутствия всяких на этот счет указаний в исторических памятниках этой эпохи. 343 § 7. Предварительное приготовление евхаристийного вещества, соответствующее теперешнему проскомидийному, состояло в следующем: принятые от верующих приношенья дьяконы, возложив хлеб на дискос или дискосы, а вино смешав с водою в одной или нескольких чашах, и так уготованное в пастофориях ли, в средней ли части храма – (не известно) – евхаристийное вещество несли по храму к епископу, который возлагал дары на престол. 344 Священнодействие это, без сомнения, имело литургическое значение и, вероятно, не лишено было некоторой торжественности. Но никаких указаний на то, чтобы при этом пелись какие-либо песнопения, или читались антифоны и под. – не находим, ни в литургических чинах, ни у писателей церковных. Неизвестно также – все ли приносимые верующими дары возлагались на престол и потреблялись в качестве евхаристийного вещества, или же избирались только некоторые из них. Настойчивое требование отцов этой эпохи, чтобы к евхаристии приносили дары все верующие и обличение Киприана и Августина богатых за то, что причащаются приношениями бедняков, по-видимому, говорит больше за первое предположение. – Остатки евхаристийного вещества хранились особо, по Апостольским Постановлениям, в пастофориях, и рассылались к немогущим присутствовать при евхаристии. § 8. Молитвы предложения и проскомидии, в которых, при поставлении евхаристийного вещества на престол, священнослужитель посвящал бы дары Богу и молился за принесших оное, не находим ни в литургийных чинах, ни у писателей этой эпохи. 345 Напротив того имеем ясные свидетельства, что этот акт совершался молча и сопровождался умною молитвою всех верующих во главе с священнослужителями, при осенении себя крестным знамением, или с возложением рук епископа на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010