Мф. 25:40 ), наследуй уготованное тебе Царство (8). Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям израилевым, ибо суд Божий есть (см. Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей (ср. Пс. 9:9 ). Теперь вникнем все в описание Страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, – говорит евангелист, – тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:31–34 ). За что Царство Небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. «И пойдут сии, – говорится в конце Евангелия дневного, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ). Вот в кратких словах описание Страшного, окончательного суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты (9). Господь говорит в Евангелии о будущем своем славном и страшном пришествии для суда над родом человеческим; при этом указывает и признаки приближения этого пришествия: разорительные войны, глады, моровые поветрия, землетрясения, охлаждение любви во многих людях по причине умножения беззаконий и такие страшные бедствия, во время которых не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Еще одним символом Страшного суда, который появляется примерно в середине V века и сохраняется в более поздних памятниках, является этимасия — изображение престола, приготовленного для Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Идея о престоле, уготованном для судьи, восходит к Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс 9:5–8). Баптистерий православных в Равенне, V в. На престоле изображается апокалиптический свиток или, в более поздней традиции, книга, запечатанная семью печатями. Эти изображения были особенно характерны для баптистериев. Арианский баптистерий. Равенна, V в. Престол, уготованный для Судии, иногда сочетается с сюжетом «Разоблачение Моисея». Мы видим седовласого старца, поднимающего над головой платок. Из Ветхого Завета нам известно, что Моисей покрыл лицо, чтобы не ослепить израильтян сиянием, которое исходило от него после разговора с Господом. Здесь иллюстрация разработанной святым Викторином из Петтау (ок. 304 г.) богословской формулы: «Что Моисей покрывает, учение Христа открывает». Внутри формулы игра слов — снятие покрова и откровение. В миниатюрах, которыми украшены каролингские турские Библии, можно также увидеть указание на то, кому надлежит снять семь печатей с книги. Это стоящие рядом с престолом лев и агнец. Оба эти животные в Откровении Иоанна Богослова означают Христа. Это Агнец, о котором уже сказано выше, и лев, о котором Апокалипсис говорит следующее: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». В Базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения. Христос на облаках. Он уходит и приходит одним и тем же путем. Это отсылка к словам ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Интересно, что в древнем храме Вознесения на Елеонской горе не было крыши или купола, для того чтобы видно было место Вознесения Господа. Алтарная мозаика века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа. Базилика свв. Космы и Дамиана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

Царство Божие или небесное означает а) верховное господство Господа над всем: Господне есть царство, и Он владыка над народами ( Пс.21:29 ). Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает ( Пс.102:19 ); б) распространение евангелия или царство Мессии: И говорит: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное ( Мф.3:2 ). После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя евангелие царствия Божия ( Мк.1:14 ). После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с Ним двенадцать ( Лк.8:1 ); в) царство благодати Божией в мире и в других верных: Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф.6:10 ). Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие ( Лк.9:27 ). Ибо царствие Божие – не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ); г) церковь видимую на земле; всех тех, которые участвуют или будут участвовать в царстве Божием: Поле есть мир; доброе семя, это – сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого ( Мф.13:38 ). Еще: подобно царствие небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода ( Мф.13:47 ); д) небо и блаженство вечное: Тогда скажете Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ) Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия ( Ин.3:3 ). Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит дня Своего небесного царства. Ему слава во веки веков. Аминь ( 2Тим.4:18 ); е) не есть ни пища, ни питье, но правда мир и радость: Ибо царствие Божие – не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Царство Божие обещано а) нищим духом: Блаженны нищие духом, ибо их царство небесное ( Мф.5:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону Его: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ср. Мф.25:31–34, 41, 46 ). «Готовится венец правды... всем возлюбившим явление Господа» (ср. 2Тим.4:8 ). «Грядет Бог, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий» (ср. Пс.49:3 ), «за Ним, возгораясь, – пламень» (ср. Иоил.2:3 ). «Престол Его – пламень огненный, колеса Его – огонь палящий» (ср. Дан.7:9–10 ). Господь Иисус «в пламенеющем огне совершает отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию. Они подвергнутся наказанию в вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» (ср. 2Сол.1:8, 9 ). 1) На основании приведенных библейских изречений можно выразуметь то, что качество душ подсудимых на Страшном Суде Христовом изобличится действием богоосияния Судии. Оно, проникая чрез прозрачные тела праведных и их просвещая, тем отобразит твердость самоотверженной душевной любви их к Богу и людям ( Мф.13:43 ). Наоборот, его отсутствие в грешных и оттого телесная их омраченность выявит сложившееся в тех самолюбие. «Пламя любви Божией и разлучит праведников с нечестивыми» в день Суда. Оно поставит обвинителем у каждого подсудимого, свидетелем его памяти – совесть, осудителем – разум его. Тогда грешные вострепещут от подобных условий судопроизводства Божия, а праведные ими будут приведены в блаженное обрадование. Отвержение на Страшном Суде грешников «совершится будто мимоходом... Все же внимание Господа будет обращено на то, чтобы удивить милость Свою в прославлении верных Своих... Их слава будет часть некая славы Божией – Божеская слава». По единообразности неизреченного воссияния они соделаются богами, соединенными любовию со Всевышним Богом – Судией мира. Прекрасное замечание, применительное к этой мысли, высказывает второй канон на Преображение Господне в словах: «На Фаворе Ты неизъяснимо воссиял пред апостолами с тем, чтобы ясно показать Твое неизреченное второе Пришествие, как Ты явишься Всевышним Богом, стоящим среди богов». Восседая на престоле Суда, Господь покажет, какую благодатную силу носят в себе святые на земле, какою духовною славою облечены души их под покровом бренного тела и несветлого внешнего положения. Что теперь сокрыто, то тогда явлено будет всем. Господь облечет их славою, какою Сам облечен. Тогда пред всеми воссияет свет славы благодати Божией и явно будет, какие совершенства кто стяжал трудами на земле и в каких проявляется Божеская слава. «Ибо слава та не внешне будет одевать их, а проторгаться изнутри, из тех святых качеств, какие составляют строй души их». Другими словами, она изойдет из настроения самоотречной любви, одушевляющей праведные сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

– «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). – «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). – «Господь сказал ему (апостолу Анании) иди, ибо он (ап. Павел) есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян.9:15 ). III. Ц а р с т в о Б о ж и е и л и Н е б е с н о е о з н а ч а е т а) верховное господство Господа над всем: «Господне есть царство, и Он – владыка над народами» ( Пс.21:29 ). – «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» ( Пс.102:19 ). б) распространение Евангелия или Царство Мессии: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). – «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» ( Мк.1:14 ). – «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» ( Лк.8:1 ). в) Царство благодати Божией в мире и в душе верных: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ). – «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» ( Лк.9:27 ). – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). г) Церковь , видимую на земле, всех тех, которые участвуют или будут участвовать в Царстве Божием: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого» ( Мф.13:38 ). – «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» ( Мф.13:47 ). д) Небо и блаженство вечное: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). – «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» ( Ин.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

24:37-39). Ибо придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3:10). Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5:3). Поэтому всегда должно нам, христианин, готовыми быть к сретению Жениха нашего и Господа, и светильники свои украшать, чтобы с неразумными девам вне чертога не остаться и к Жениху без пользы не молиться: Господи! Господи! отвори нам! (Мф. 25:11). Но напротив, с мудрыми (девами) встретив Его, войдем с Ним на брачный пир, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17). § 417. Надежда на уготованное христианам на небесах (Кол. 1:5) сильна христиан подвигнуть и утвердить с помощью Божией в благочестии и терпении, отвратить от греха, которым она погубляется. Там дом Небесного Отца, и в доме Его обителей много (Ин. 14:2). Там град святой, новый Иерусалим, который видел Иоанн святой (Откр. 21:2). И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (Откр. 22:5). Там блага, приготовленные любящим Бога: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Там лицем к лицу видят Бога избранные Его (1 Кор. 13:12). Там сияет Солнце правды, Христос, Сын Божий, в славе Своей, и никогда не заходит, ни облаками покрывается, но всегда светит, просвещает, согревает и веселит избранных Своих, и сами они сияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Там уготована великая вечеря (Лк. 14:16), на которой возлежат с Авраамом, Исааком и Иаковом пришедшие с востока и запада (Мф. 8:11). Там глас радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41:5), глас радости и спасения в селениих праведных (Пс. 117:15). Там великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стоят пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7:9), и поют пресладкую песнь: Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (Откр. 19:6-8). Там бесчисленное множество Ангелов святых, которые окружают престол славы и воспевают Триипостасного Бога: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3). Там лик патриархов, праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников вселяется и хвалит Пресвятую Троицу. Там, наконец, будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28), всех животворя, сохраняя, упокоевая, ублажая, утешая, увеселяя, радостотворя, просвещая и прославляя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Композиция иконы разделена на 4 регистра. Образ Христа – Судии в «славе», нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. В правой руке он держит оливковую ветвь, а в левой – опущенный меч. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева , сидящие на престолах двенадцать апостолов с раскрытыми книгами и 2 группы ангелов, стоящих за ними ( Мф.19:28 ). От «славы», окружающей Христа, берет начало огненная река ( Дан.7:9–10 ), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной. Под Христом располагается изображение Этимасии – престола, уготованного для Суда ( Пс.9:5–8 ). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее – закрытое Евангелие. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни ( Откр.5:1–3 ). Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир ( Откр.5:9–10 ). За престолом стоят 2 ангела с развернутыми свитками, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, – их изображают соответственно справа и слева от Христа ( Мф.25:31–46 ). Праведники представлены в 2 ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики (вверху), святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд. В нижнем ряду сохранились 3 надписи: «жиды», «эфиопы» и «немцы». В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одеждах. Около этого изображения сохранился фрагмент надписи: «праведные [души] в руце [Божией]» ( Прем.3:1 ). Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами – несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение прор.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Превыше всей той высоты Христос вознес нашу Природу» ( Иоанн Златоуст . беседа на праздн. Вознесен. изд. СПб. Дух. Ак., т. VII, стр. 2). «Удивишася, – по изображению Церкви, – чины Ангельскии, зряще на престоле Отчем посажденное отпадшее естество человеческое, затворенное в преисподних земли» (Окт., гл. 8, нед. утр. кан. 2, п. 1, троп. 2). Итак, господство над врагами (см.: Пс.9:3 ), повержение их к подножию ног Своих (см.: Пс.109:1 ), священство по чину Мелхиседекову (см.: Евр.3:10 ), суд над непокорными, – все это свойства седящего одесную Бога человечества. Христос, сидя одесную Бога, ходатайствует о нас и ходатайствует так, как приличествует в состоянии прославления. «Чего нельзя ожидать от этого ходатайства? – Он восприял на Себя наше естество, пожил на земле – все наши нужды так Ему известны: о чем же Он не умолит Отца, чего не пошлет, чего не сделает для нас? Он умолил Отца послать нам Утешителя, излил от Духа Святого на всяку плоть. Как глава есть начало всех движений в теле, так и Христос – глава верных Своих – эти таинственные члены оживляет, одушевляет, сообщает им чувства и движения духовные; Церковь – тело Свое – защищает от нападения противной власти, врагов ее сокрушает, как сосуды скудельничи. Как прах пред лицом ветра, так враги Иисусовы – нечестивые, еретики, богохульники, князи поднебесные – разодеваются и исчезают» (Воскр. чт., гл. V, стр. 41). Таковы блага, которые принесло с собою для нас событие Вознесения Господня. Но чтобы эти блага действительно возымели для нас силу, мы должны постоянно помнить, что со времени вознесения Христова наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего, Иисуса Христа (см.: Флп.3:20 ). Вышних мы должны искать, где Христос сидит одесную Бога (см.: Кол.3:1 ). К Вознесшемуся на небо должны мы постоянно возносить Свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть неба – этого вечного жилища, уготованного для истинных христиан. Пятидесятница (Сошествие Святого Духа) Со времен Моисея ветхозаветная Церковь ежегодно праздновала день Пятидесятницы (то есть 50-й), наступавший по истечении семи недель (седмиц) после иудейской Пасхи и потому называвшийся праздником седмиц (см.: Втор. 16, 9–10 ; Исх. 34, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

удостаиваться чрез то включения в число ангелов. Если человек Иисус, за свое величайшее смирение и неизмеримую жертву ( Флп.2:5–11 ), удостоен стать главою ангельских чинов, то точно также и многие из праведников будут удостоены чести стать наравне с ангелами, займут среди их места, оставшиеся свободными после падения их клевретов. Так св. Церковь учит, что Пресвятая Матерь Божия, бывшая на земле для Богочеловека живым престолом херувимским, достойно почтена честнее херувимов и славнее серафимов на небеси и предстоит престолу Божию одесную Сына Своего, как царица ангелов и человеков. И не только Она, по Своей близости к Сыну Божию, ублажается всеми родами существ земных и небесных; но и другие из людей почитаются наравне с ангелами, принадлежащими к высшим чинам. Четыре евангелиста, таинственно изображаемые четырьмя животными, на которых воссидит Царь славы, очевидно, и по чести равны тем престолам, или херувимам, на которых воссидит Господь, как то видели Божественные пророки Ветхого Завета ( Пс.79:2; 98:1 ; Ис.6:1–3 ; Иез.1:4–28; 10 гл.). Тайновидец Нового Завета, св. Иоанн, видел тех же четырех животных стоящих вокруг престола Божия ( Апок.4:6; 5:6 и др.). Вместе с ними вокруг престола Божия находились и восседали на сопрестольях 24 старца из людей, которые прославляли Агнца за искупление их Своею кровью ( Апок.5:8:9 ). Такая близость к престолу Божию и совместимость предстояния Богу с высшими ангелами, без сомнения, указывает и на равенство их по достоинству. И Апостолам Иисус Христос обещал, что во второе Его пришествие, когда Он сядет на престол славы Своей, сядут и они на двенадцати престолах, чтобы судить 12 колен Израилевых ( Мф.19:28 ); между тем как ангелы при всеобщем суде являются только слугами и исполнителями воли Судии ( Мф.13:41:49 ). Вообще прославленные и избранные праведники, по Апокалипсису, представляются очень близкими к престолу Царя небесного и участниками высочайшей славы, уготованной для них Богом. На лоне Авраамовом, которое символически изображает высшую степень блаженства праведников,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шестоднев - особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзегетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира " Состоит, как правило, из шести основных частей - соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт. 1). Самый известный " Шестоднев " принадлежит Василию Великому; остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона " Шестоднев " известна с XVI в. и существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно " Шестодневу " Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) - Сошествие во ад (Воскресение), понедельник - Собор архангелов, вторник - Усекновение главы Иоанна Предтечи, среда - Благовещение, четверг - Омовение ног, пятница - Распятие и суббота - Суббота всех святых. Оба варианта композиции " Шестоднев " могут объединяться в одной иконе. Шпонка - поперечный деревянный брусок, соединяющий доски в иконе с тыльной стороны и препятствующий их продольному смещению. Э Эммануил (евр. - с нами Бог) - одно из пророческих имен Бога Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: " ...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил " (Ис. 7.14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: " Богоматерь Знамение " , " Собор архангелов " и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствуют темы предвечного существования Христа и поклонения жертве. Энкаустика - живопись восковыми красками, расплавленными путем нагревания и наносимыми с помощью металлического инструмента или кисти. Эпистилий (по-славянски тябло) - в античной архитектуре название горизонтального ряда балок перекрытия (архитрав, фриз и карниз); в древних иконостасах - горизонтальная балка с размещающимися на ней иконами. Этимасия (греч. - готовность, уготованность) - престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить суд над живыми и мертвыми (Пс. 9.5-8). В византийской и древнерусской живописи Этимасия изображается как самостоятельно (в монументальных росписях), так и в составе композиции " Страшный Суд " и других сложных символико-догматических композиций. Обычно на престоле полагаются книга (Евангелие, Книга Жизни - Откр. 5) и орудия страстей Иисуса Христа - Крест, копье и трость с губкой. Библиография

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010