Св. источник в Кичевском мон-ре. Фотография. 2012 г. Св. источник в Кичевском мон-ре. Фотография. 2012 г. К. м. был духовным центром Зап. Македонии; на проходивших соборах во время престольных праздников - Рождества и Успения Пресв. Богородицы - обычно объявляли помолвки. На рубеже XIX и ХХ вв. игумен обители считался кумом (крестным отцом) всех местных жителей. По традиции, родители тяжело больных детей давали обет, что по выздоровлении их ребенок некоторое время будет жить в монастыре и учиться в монастырской школе. Поэтому в обители «по обету» обычно жили неск. детей в возрасте 10-15 лет. Мон-рь играл важную экономическую роль в регионе, оказывал помощь населению при неурожаях и природных бедствиях. В 1868 г. в К. м. проживали 6 монахов, в 1896 г.- 7 ( Снегаров. 1932. С. 449). В мон-ре укрывались участники восстаний, а во время первой и второй мировых войн размещался госпиталь. В 1936-1937 гг. сюда переселились ок. 30 монахинь, эмигрировавших из России после революции во главе со схиигум. Марией (Дохторовой). В 1945 г. из-за давления СССР на власти Югославии схиигум. Мария и большинство сестер были вынуждены переселиться в мон-рь св. Петки близ Софии (Болгария), а некоторые - в Горненский монастырь в Иерусалиме. С 1951 по 1988 г. игуменией К. м. была рус. схим. Салафиила (Линдебанова), постриженица Леснинской обители. На монастырском кладбище похоронены 8 рус. монахинь ( Николай (Трайковский), игум. Русские монахи в Македонии. Скопье, 2012. С. 52-59). 21 окт. 2007 г. в К. м. прошли торжества в честь 40-летия провозглашения автокефалии МПЦ и 40-летия учреждения Дебарско-Кичевской епархии, 2 авг. 2012 г.- торжества в честь канонизации преподобномучеников Евнувия, Паисия и Аверкия, в ходе к-рых был заложен фундамент келейного корпуса с домовой часовней во имя этих святых. Комплекс зданий, образующих квадрат (с воротам в вост. стене), состоит из келейных корпусов, училища, трапезной, пекарни и магазина. В центре широкого двора расположен храм, с юж. стороны к нему примыкает параклис свт.

http://pravenc.ru/text/1841175.html

В большинстве визант. агиографических источников память К. отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в совр. календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих Церквей), кроме того, сведения об этой святой встречаются под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (напр., Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203), под 26 июля - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), под 10 авг.- в Oxon. Bodl. Rawlinson. G 4 (Misc. 142) (XII в.) и Messan. 29 (1307 г.), а также под 14 мая - в ГИМ. Син. греч. 162 (1021/1022 г.). Честная глава и правая рука К. хранятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Сев. Греции в мон-ре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в ц. прор. Илии в Фессалонике и ц. Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе - в мон-рях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах - в ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии на о-ве Тинос; на о-ве Самос - в мон-рях Честного пояса Пресв. Богородицы во Вламари и прор. Илии близ Карловаси; на о-вах Додеканес - в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос; на Кипре - в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском мон-рях ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Ист.: BHG, N 461z - 462g; ActaSS. Iul. 1721. T. 2. P. 272-278; Σεραφεμ Πισσδειος, ερομν. Νος Θησαυρς. Βενετα, 1795. Σ. 296-304; SynCP. Col. 803-806, 845; MartRom. Comment. P. 272-273; Halkin F. Passion de St. Cyriaque (BHG, N 462g)// I dem. Inédits byzatins d " Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. P. 302-311. (SH; 38); Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 37-39; ЖСв. Июль. С. 158-160. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203-204, 225; Ridolfini F. S. P. Ciriaca, Doroteo ed Eusebia//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1291-1292; Russo F. Domenica//Ibid. 1964. Vol. 4. Col. 680-681; Κυριακ//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1144; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 262; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 578; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 11: Ιολιος. Αθναι, 2008. Σ. 76-78.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

В первое время после османского завоевания Ксанфийская митрополия перестала упоминаться в источниках; возможно, она передавалась в управление патриаршим экзархам, как правило архиереям соседних митрополий. Не позднее 2-й четв. XV в. Ксанфийская и Перифеорийская митрополии были объединены в одну. В это время начинается упадок Перифеория. Османский хронист Энвери в «Дестурнаме» (1465, говорит о событиях 1343) характеризует Ксанфию как большой город. Ок. 1670 г. половину ее населения уже составляли мусульмане. Наибольшего расцвета она достигла в XVIII-XIX вв. в связи с производством табака. В 1714 г. в Ксанти переселилась часть жителей болгарского г. Самокова. В 1721 г. из-за малочисленности верующих (в этом регионе преобладало мусульм. население) к К. и П. м. была присоединена территория совр. нома Кавала и частично совр. номов Родопи и Серес. Экономическому благосостоянию Ксанти и ее окрестностей наступил конец в годы Греческой национально-освободительной революции (1821-1829). Мн. жители Ксанти, включая митр. Серафима, были арестованы и брошены в тюрьмы, а 2 мощных землетрясения (в марте и апр. 1829) сравняли с землей город и окрестные селения. При митр. Евгении (1831-1848) началось активное строительство церквей в Ксанти, Енисее и Авдире. В XIX - нач. ХХ в. для этого региона были характерны конфликты между болг. и греч. населением, которые особенно обострились во время балканских войн и в 1913-1919 гг., когда по Бухарестскому мирному договору 1913 г. эта территория отошла Болгарии. Значительная часть греч. населения и митрополит были вынуждены покинуть Ксанти. Болгарами были разграблены Архангелиотиссы Пресв. Богородицы мужской монастырь и мон-рь Пресв. Богородицы «тис Каламус». В 1919 г. в Ксанти вошла греч. армия, в 1920 г. в город вернулся митр. Анфим. В 1928 г. управление К. и П. м., как и др. митрополиями «новых земель», было передано Элладской Православной Церкви. В годы второй мировой войны территория К. и П. м. оказалась в болг. зоне оккупации. Одной из важных мер по восстановлению церковной жизни после освобождения стало создание в 1946 г. церковных гимназии и лицея, к-рые вместе с общежитием для учащихся были размещены в мон-ре св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), находящемся рядом с Ксанти. Важнейшим принципом организованной К. и П. м. общей благотворительной кассы было предоставление помощи как нуждающимся христианам, так и мусульманам. В послевоенные годы были открыты приют для девочек и детский сад в Ксанти, интернат для учеников гимназии из бедных семей в Ставруполи и др. Митр. Антоний (Клавдатос; 1954-1994) основал мон-рь вмц. Ирины, восстановил после пожара мон-рь св. Таксиархов, отстроил мон-рь Пресв. Богородицы «тис Каламус». Современное состояние К. и П. м.

http://pravenc.ru/text/2462101.html

Мон-рь Искушения на Сорокадневной горе После установления в Палестине владычества крестоносцев началось возрождение мон-рей Иудейской пустыни и долины Иордана. Правосл. монашеское движение, стремившееся к восстановлению духа ранневизант. монашества, оказало влияние и на лат. клириков. Неск. католич. отшельников ранее 1116 г. поселились на Сорокадневной горе; правитель Иерихона Эсташ Гарнье и его жена Эмма пожаловали им участок земли и мельницу. Ок. 1133-1134 гг. латинский Иерусалимский патриарх учредил на Сорокадневной горе приорат Кварантена (Четыредесятницы), подчиненный приору храма Св. Гроба. В монастыре начались строительные работы, на финансирование которых патриарх в 1136 г. распорядился употребить десятину с Иерихона. Юрисдикция приората Св. Гроба над монастырем Кварантена впосл. подтверждалась рядом грамот патриархов, иерусалимского короля и Римских пап, данных в 1138-1182 гг. В XII в. мон-рь на Сорокадневной горе посещали паломники, самое подробное описание горы оставил Теодорик (1175). Он сообщал, что мон-рь был расположен на середине склона горы, немного выше первых ворот находилась пещерная часовня Пресв. Богородицы (отождествляемая с существующим в наст. время парекклисионом прор. Илии). Согласно его рассказу, подъем без ступеней вел через труднопроходимую расселину ко 2-м воротам, оттуда тропа шла серпантином к 3-м воротам, за к-рыми была построена ц. Честного Креста, справа от нее находилась гробница некоего святого по имени Пилигрин (видимо, речь идет о подвижнике Елпидии; в наст. время никаких следов существования церкви и гробницы не сохр.). 16 ступенями выше в пещере находилась главная монастырская церковь - в честь Поста Господня и первого искушения. По преданию, здесь пребывал Христос во время Своего поста. Церковь, освященная в 1135/36 г., стояла на месте более раннего храма византийской постройки (ныне ц. Благовещения Пресв. Богородицы). Эта церковь и часовня Пресв. Богородицы были украшены фресками XII в. (надписи сделаны на греч. языке), которые однотипны росписям Герасима Иорданского монастыря и Хозивы . Не исключено, впрочем, что фрески И. м. были выполнены позднее, в XIII-XIV вв., когда обитель принадлежала православным. На вершине горы все писатели-паломники указывали место Третьего искушения Спасителя, но из-за неясных причин авторы XII в. не упоминали о находившейся там часовне. Первые сведения о ней содержатся у путешественников XIV в., к-рые описывали ее как полуразрушенную и, похоже, покинутую. Найденные в кон. XIX в. на вершине горы фрагменты строительных конструкций и апсида визант. храма позволяют утверждать, что небольшая церковь существовала уже в визант. период и, возможно, сохранялась в XII в. По свидетельству Теодорика, у подножия горы был сад с источником, где под охраной рыцарей-тамплиеров и госпитальеров разбивали лагерь пилигримы, ходившие к Иордану. Визант. паломник 1185 г. Иоанн Фока упоминал гору Искушения, но не поднимался на нее и не был в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/674975.html

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. Кон. 80-х гг. XX в. (Благовещенская ц. в пос. Лальск Кировской обл.) Согласно «Сказанию...», Л. род. в крестьянской семье. В трудах дореволюционных историков названы имена родителей святого - Филипп и Екатерина, а также год рождения - 1551-й ( Верюжский. Вологодские святые. С. 668), однако эти сведения не подтверждаются другими источниками. Духовный путь Л. был определен явлениями Пресв. Богородицы. Впервые Пречистая Дева явилась подвижнику в 1603 г. (в позднем списке - в 1592) в Благовещенском приходе Щекинской вол. Пошехонского у., повелев ему перенести икону Божией Матери «Одигитрия» из Моржегорской Николы Великорецкого пуст. Холмогорского у. на Туринскую гору в Устюжский у., там построить храм для иконы и жить при нем до самой кончины. Л. не сразу последовал Ее велению, посчитав откровение случайным сновидением («никому видение не поведа и себе недостойна именова»), но прежде принял постриг в Кожеезерском монастыре на Лопском п-ове, где прожил год (в «Сказании...» нет упоминаний об основателе мон-ря прп. Серапионе Кожеезерском († 27 июня 1611) и о прп. Никодиме Кожеезерском, находившемся в обители в 1601/02 (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 8, 20-е гг. XVIII в.; см.: Полетаева. 2011. С. 146), но сообщается о ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рая была построена в 1608 ( Верюжский. Вологодские святые. С. 669)). В недатированных статьях Вкладной книги Кожеезерского мон-ря вместе с игум. Авраамием (1607/08-1632/33) упоминается келарь Леонид, возможно Л. (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 93, 126). В Кожеезерском мон-ре Пресв. Богородица вторично явилась Л., после чего он направился в Соловецкий мон-рь и прожил там 3 года, трудясь в пекарне. Здесь Божия Матерь явилась подвижнику в 3-й раз, и он пошел в Моржегорскую пуст., где провел год. Явившись старцу, Пресв. Богородица вновь напомнила ему о Своем повелении. Тогда Л. поведал строителю и братии о видении и, наконец, получил от них икону.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

По ходатайству архим. Даниила (Ростовского; 1880-1891) Б. м. в 1890 г. был отписан земельный участок в Старосельской даче, открыта церковноприходская школа. У монастырских ворот была поставлена часовня. При архим. Сергии (Богдановском) с 1891 по 1901 г. проведен капитальный ремонт храма, настоятельских и братских келий. Сменивший его архим. Алипий (Кабанов; 1900-1907) построил вторую, трапезную, ц. во имя прп. Алипия Печерского. Настоятель увеличил число монастырских певчих, для проживания к-рых в башнях храма устроили 6 келий. Заботясь о внутреннем убранстве собора, он сам выполнил мн. фресковые росписи стен, написал неск. икон для иконостаса. Архим. Мелхиседек (Паевский) в 1907 г. открыл при Б. м. отд-ние епархиального миссионерского совета, архим. Арсений (Смоленец ; 1907-1910) организовывал в мон-ре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 г. к Православию присоединилось неск. человек. Последний известный настоятель архим. Николай (Судзиловский) основал близ мон-ря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы. По ходатайству жителей Могилёва с 1904 г. ежегодно 29-30 мая проходил крестный ход из Б. м. в Могилёв, для чего была написана копия чудотворной иконы. В нач. XX в. братия Б. м. насчитывала ок. 40 чел. Ок. 1920 г. мон-рь был закрыт, в 30-е гг. с переоборудованного под клуб храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок. Во время Великой Отечественной войны утрачена чудотворная икона. 25 апр. 1991 г. архиеп. Могилёвский Максим (Кроха) освятил в Белыничах храм в честь Белыничской иконы Пресв. Богородицы, в к-ром находится ее список. Арх.: План мон-ря Белынич, с окружающею ситуациею, 1810//Российский гос. военно-исторический архив. ВУА. 21768. Лит.: Василий (Жудро), иером. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев на Днепре, 1911. Ч. 1-3; Жудро Ф. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев, 1912; Ветер Э. И. Фрески Белыничского мон-ря//Наш Родавод: Мат-лы международной конференции по региональной истории Вост. Европы. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 2. С. 383-386; Слюнькова И. Н. Мон-ри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77974.html

Параскевы. В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игум. Лаврентия, начал строить мон-рь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин мон-рь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому мон-рю. 1 апр. 1626 г. старец Рябинина мон-ря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения А. П. (по мнению В. О. Ключевского , именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова мон-ря. По прошению игумена Адрианова мон-ря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626). Мощи были обретены 19 нояб., а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пуст. состоялось 17 дек. 1626 г. Мощи А. П. почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизвестно). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования А. П., к-рому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149-163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы. Иконография В иконописном подлиннике об облике святого сказано: «Сед, брада доле Козминой, риза преподобническая, власы по плечам, в патрахиле» (30-е гг. XIX в.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 136). В XVII-XIX вв. получили распространение пядничные иконы А. П. (см. Пядница ), по-видимому изготовлявшиеся в Адриановом мон-ре: святой обычно изображался на фоне построек мон-ря, вверху - чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. На одной из икон он представлен вместе с прп. Леонидом в молении перед образом Успения Богоматери, стоящим в ветвях дерева (XVII в., ГТГ); на др.

http://pravenc.ru/text/63616.html

13 и 15 июля 1651 г. митрополит представлял гостям мон-рь Гелати и его святыни, а также столицу Зап. Грузии Кутаиси и Баграта храм , сопровождая экскурсию подробными рассказами и преданиями, позже записанными Иевлевым и Толочановым. Так, о заинтересовавших гостей железных воротах Гелати З. рассказал, что они были привезены из Дербента «в те поры как ходил воевать в кизылбаскую землю Меретийской царь Давид» ( Иевлев. 1969. С. 52) - вероятно, речь идет о железных вратах 1039 г., к-рые груз. царь Димитрий I (1125-1154/55) привез в 1138 г. из Гянджи в Гелати. Осматривая кафоликон мон-ря - Успенскую ц., послы отметили серебряную икону вмч. Георгия, сделанную, по словам митрополита, из сребреников Иуды и привезенную из К-поля в Грузию в иконоборческий период; крест, в к-ром, по свидетельству З., сохранялись власы и брада страждущего на Голгофе Иисуса Христа (у Иевлева - власы Богоматери, «как терзала у себя при Распятии Господнем»), с ковчежцем, отлитым из золота волхвов, где хранился зуб Пресв. Богородицы; украшенную золотом и драгоценностями икону Пресв. Богородицы, написанную ап. Лукой, и др. крест и икону, к-рые, по словам З., прислал «в древних летах царь Констянтин, как выдал дочь свою за грузинского царя Георгия» (у Иевлева дочь названа по имени - Ирина, царь - имеретинский Давид). Также З. рассказал послам о Ризе Пресв. Богородицы, хранящейся в мон-ре Хоби и привезенной, по его словам, из К-поля в иконоборческий период. Показывая Кутаиси, З. рассказал Иевлеву историю о чуде Палеостомской иконы Пресв. Богородицы из храма Баграта (ныне хранится в Гелати), как «из Гурелей (Гурии.- Т. К.) от потопления града Палестона (г. Поти близ оз. Палеостоми.- Т. К.) на воздухе вышла и сохранила свой Пресвятый образ» ( Толочанов. 1970. С. 225-230; Иевлев. 1969. С. 51-55, 58-62). Закончив осматривать Гелати, гости «у митрополита у стола были... митрополит вставал и... Алексея Михайловича... за многолетное здоровье чашу пил» ( Иевлев. 1969. С. 58). Толочанов упоминает и царский обед 29 июля 1651 г., на котором З. сидел слева от Александра III, поднявшего 1-й тост за Алексия Михайловича, и «учал подавать чашу» за патриарха всея Руси Иосифа (1642-1652) ( Толочанов. 1970. С. 234-235).

http://pravenc.ru/text/182693.html

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010