На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части. События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г., отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр. с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем - в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г. положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум. Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и., приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса. Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII - сер. XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в. практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

http://pravenc.ru/text/2463593.html

или нет. Из одного эпизода Жития П. А. можно сделать вывод о его будто бы более мягком отношении к тем, кто впали на время в ересь, но потом покаялись. Однако речь идет о клирике, к-рый вынужденно письменно отрекся от иконопочитания, но не вступал с еретиками в литургическое общение. После смерти Льва V и прекращения гонений на иконопочитателей П. А. продолжал странствовать и творить чудеса, но, когда войска мятежника Фомы Славянина между 821 и 823 гг. приблизились к столице, он предпочел остаться в своем мон-ре. П. А. принадлежал к числу противников Фомы, поэтому имп. Михаил II Травл не приказал ему прибыть в К-поль. Около этого времени некоторые епископы и игумены (вероятно, из сторонников прп. Феодора Студита ) обвинили П. А. в колдовстве из-за творимых им многочисленных чудес. П. А. посетил прп. Феодора в местечке Крискентиу, и Феодор, сочтя его благочестивым православным, обратился к его противникам с увещанием ( Theod. Stud. Ep. 560) прекратить нападки, к-рому они и последовали. В это время по молитвам П. А. был освобожден нотарий Захария, арестованный за участие в восстании Фомы. Хотя в 823-829 гг. П. А. продолжал менять место жительства, он возглавлял целый конгломерат обителей, в к-рый входили мон-рь Захарии, мон-рь Порфирия на Риндаке и Валейская обитель (мон-рь Валентия (Валея)) в Сев. Лидии, а также кельи в месте под названием Калон-Орос в Лидии, Иппос в Асии и мн. другие, в т. ч., возможно, некий жен. мон-рь в Лидии. Брат П. А., Павел, служил при нем икономом. После возобновления преследований иконопочитателей имп. Феофилом , ок. 832/3 г., П. А. вновь создал из насельников мон-ря Захарии малочисленные группы, к-рые отправились странствовать. В 835/6 г. он поселился в мон-ре Порфирия на Риндаке, где серьезно заболел. Тем не менее, когда ему стало легче, он посетил прп. Иоанникия Великого на Олимпе Вифинском (Vita S. Ionnikii auctore Saba Monacho//ActaSS. Nov. T. 2. Col. 370-371). После этого он преподал братии последнее наставление, назначил новым игуменом своего брата Павла и умер в мон-ре Валентия (Валея). Мощи Вначале П. А. был погребен в часовне свт. Николая, где на его могиле совершались чудеса, затем, в 838 г.,- перезахоронен в своей прежней отшельнической пещере, причем там была высечена в камне часовня Пресв. Богородицы. Тело П. А. поместили под мраморной плитой. В наст. время о мощах П. А. ничего не известно. Чудеса

http://pravenc.ru/text/2580370.html

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

В 1-й пол. XIX в. каменное строительство в мон-ре активизировалось: в 1809 г. к западу от собора был возведен двухэтажный настоятельский корпус, в 20-х гг. по проекту губ. архит. М. М. Праве - вост. ряд братских корпусов, примкнувший к надвратной церкви, в 30-40-х гг.- каменная ограда с башнями (каждая завершена круглым барабаном и шпилем) и зап. ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами. Одновременно был реконструирован в традициях позднего классицизма Свято-Духов собор, на месте ранее существовавших приделов XVII в. с севера и юга к основному объему были пристроены более просторные новые: в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя св. прор. Илии. На основном объеме были устроены карниз и четырехскатная кровля, изменена фасадная декорация. В 1865-1872 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова к северу от собора был построен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя св. Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Большой вклад в переустройство обители внес игум. Мелхиседек. Монастырский архитектурный ансамбль, сложившийся к сер. XIX в., запечатлен на гравюре 1865 г. (хранится в Боровичском филиале Новгородского музея). В 1871-1881 гг. вместо обветшавшей деревянной часовни на месте явления мощей св. Иакова, к юго-востоку от мон-ря, была воздвигнута каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» (приписная к Б. м.), в к-рой хранилась почитаемая икона св. Иакова с изображением Иверского образа Богоматери и Б. м. (в наст. время в Новгородском гос. музее-заповеднике). С этой иконы в мон-ре изготовлялись многочисленные копии для богомольцев. В особом футляре в часовне хранилась часть деревянной колоды, на к-рой приплыл прав. Иаков. Во вторник Светлой седмицы в память явления мощей св. Иакова в Б. м. совершался крестный ход. Из мон-ря в городской Троицкий собор совершались крестные ходы в праздники Пятидесятницы, Введения во храм Пресв. Богородицы, в день Сошествия Св. Духа на апостолов, в день перенесения мощей св. Иакова Боровичского. В период первой мировой войны в мон-ре был устроен лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 16 монахов и 10 послушников, мон-рь владел 908 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/153209.html

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г. Первоначально в М. М. м. были переведены 14 монашествующих казачек из Ладинского Покровского мон-ря Полтавской губ., Лебединского Николаевского мон-ря Киевской губ. и немировского во имя Святой Троицы монастыря ; настоятельницей выбрали мон. Митрофанию (Золотаревскую), возведенную в Ставрополе в сан игумении. Согласно принятому Положению о пустыни, для охраны зданий и ведения хозяйства были назначены 8 казаков. Еще весной 1849 г. было отремонтировано «довольно большое жилое помещение», в котором проживали сестры. 22 сент. 1849 г. была заложена и 9 апр. 1850 г. освящена деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. При обсуждении вопроса о выделении земли с Тифлисским начальством было решено отвести пустыни 171 дес. земли. 30 сент. 1850 г. рескриптом командующего Отдельным Кавказским корпусом мон-рю передали участок земли по р. Кирпили - «удобной, неудобной и под водами» - в 522 дес. 315 кв. саж. Для строительства М. М. м. Черноморское войсковое правительство внесло в Московский опекунский совет капитал - 20 тыс. р. серебром. 22 апр. 1851 г. именным указом Правительствующего Сената на имя военного министра разъяснялось, что первые 20 лет проценты с капитала пойдут на хозяйственные нужды пустыни, а с 1871 г. положенная под проценты сумма присоединится к войсковому капиталу (2 ПСЗ. Т. 26. Отд. 1. С. 311). Войско предоставило сестрам право на отводимых угодьях косить сено, заниматься скотоводством, хлебопашеством, рыбной ловлей и др. промыслами без постороннего вмешательства и без уплаты в пользу войска пошлины. При игум. Митрофании в М. М. м. принимали девочек-подростков, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались рукоделиям, церковному пению и чтению. В 1861 г.

http://pravenc.ru/text/2562014.html

Получив вольную у Шереметевых, он 26 мая 1822 г. был определен послушником Кривоезерской пуст. и 18 февр. 1823 г., в 1-ю субботу Великого поста, пострижен в рясофор. 25 дек. того же года, в праздник Рождества Христова, удостоился пострига в мантию с именем Никон (в честь Киево-Печерского прп. Никона Сухого). Его духовником в то время был игум. Феодосий (Крюков). Для Н. игум. Феодосий навсегда остался примером настоятеля обители, к-рому он старался подражать. Игумен хорошо знал древние знаменные распевы, пел на клиросе; он ввел в мон-ре общежительный устав, построил каменный храм с 2 приделами; при новом настоятеле число братии увеличилось до 100 чел. После его кончины в 1827 г. мон. Никон записал в дневнике: «Преставился достопамятный игумен Феодосий, ревностный пастырь, много попекшийся о благосостоянии обители и о устроении оныя и братии» (Там же. Л. 51 об.). 31 авг. 1824 г. мон. Никон был рукоположен во диакона. В качестве послушания игумен благословил молодого иеродиакона совершать богослужения в приписной Надеевской Никольской пуст., находившейся на расстоянии 90 верст от мон-ря. Великим постом, когда в лесу еще лежал глубокий снег, монах пошел из мон-ря в пустынь в кожаных ветхих и весьма тесных сапогах (другие он попросить в мон-ре не решился). Уже в начале пути иеродиак. Никон в кровь стер ноги и решил взять у своего спутника иером. Павла благословение идти босым. Тот после долгого размышления дал согласие. Чудесным образом Н. избежал обморожения. Его духовником в Надеевской пуст. стал прп. Тимон (Фёдоров) , ученик прп. Серафима Саровского. 9 мая 1828 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский) рукоположил мон. Никона во иерея. В 1829 г. новый игум. Кривоезерского мон-ря Макарий благословил его на постоянное жительство в Надеевской пуст. Здесь на средства родственников иером. Никон построил себе келью. Вскоре он был назначен строителем пустыни и оставался им на протяжении 8 лет. В Надеевской обители иером. Никон построил каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольню и др. здания; «украсил храмы иконами своих трудов, много приобрел... священной утвари и ризницы и, вообще, после старца Тимона, много послужил к внутреннему и внешнему благоустройству этой обители» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 306-307). Однако в период настоятельства иером. Никона резко ухудшились его отношения со старцем Тимоном, к-рый добивался независимости Надеевской пуст. от Кривоезерского мон-ря. Ситуацию усугубил случай с келейником, о к-ром подвижнику было тяжело вспоминать даже в конце жизни. Пользуясь излишней доверчивостью иером. Никона, его келейник от имени настоятеля собрал значительную сумму денег у родных и знакомых Никона и скрылся из обители. После этого происшествия иером. Никон передал настоятельские обязанности старцу Тимону и стал жить уединенно.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Л. Г. прибыл на Св. землю в возрасте 25-26 лет (между 991 и 993) и оставался там до разрушения храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 г. халифом аль-Хакимом Биамриллахом. После поклонения всем святыням Иерусалима подвижник был принят в число братии лавры прп. Саввы Освященного, где подвизался ок. 6 лет, исполняя обязанности канонарха. Из-за разногласий с игуменом Л. Г. на короткое время перешел в мон-рь прп. Евфимия и затем вновь вернулся в лавру прп. Саввы, где был рукоположен патриархом Иерусалимским во диакона и после - во иерея. В этот период Л. Г. начал уделять особое внимание уединенной молитве. Однажды в Иудейской пустыне Л. Г. проводил Великий пост, где услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину. После разрушения храма Гроба Господня святой имел намерение отправиться в Рим, однако его долгое путешествие по мн. паломническим центрам закончилось прибытием на родину, в М. Азию. Посещение горы, где подвизался прп. Симеон Столпник Младший (Дивногорец) , произвело на него особенное впечатление. Нек-рое время проведя в местах своего детства, повидавшись с матерью после 20-летней разлуки, подвижник поселился в небольшом мон-ре во имя св. Марины близ Эфеса, где жили 2 брата-монаха. Они построили для него столп, и Л. Г. в возрасте ок. 45 лет начал подвиг столпничества. Молва о подвижнике быстро распространилась по округе. Состоятельная женщина Иудита пожертвовала крупную сумму на возведение храма во имя св. Марины и усыновила младшего брата Л. Г. Игнатия, к-рый находился под его духовным руководством. После 7 лет пребывания на столпе в мон-ре св. Марины Л. Г. переселился на гору Галисий, в пещеру, где до него жил подвижник по имени Пафнутий. Однако митрополит Эфесский, выделивший землю для обители св. Марины под рук. Л. Г., воспротивился этому поступку и настаивал на его возвращении. Окончательно Л. Г. остался на горе Галисий ок. 1019 г. Неподалеку от пещеры Пафнутия для него был построен новый столп. Постепенно вокруг подвижника возникло монашеское братство. Л. Г. провел в мон-ре, названном обителью во имя Спасителя, 12 лет, а потом поднялся еще выше в горы, начав подвизаться на столпе во вновь образованном мон-ре во имя Пресв. Богородицы (1030/31).

http://pravenc.ru/text/2462541.html

Основание обители сопровождалось чудесными явлениями: Д. и Прохор, а также мн. местные жители слышали на этом месте колокольный звон, от некоего явившегося «мужа светла» (по местному преданию, арх. Гавриила) Д. получил указание основать мон-рь во имя Св. Троицы и построить в нем церкви во имя Св. Троицы, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Затем Д. увидел сон: с неба сошел крест и стал на горе, на к-рую уселось множество воронов. Так, согласно Житию и патериковой повести, Д. было указано место основания Троицкого собора и предсказано, что на этом месте соберется много иноков. Задумав основать мон-рь, Д. отправился в Москву, по дороге посетив Троице-Сергиеву обитель. В столице помощь в сборе средств на строительные работы Д. получил от соловецкого постриженика, келаря Троице-Сергиева мон-ря Александра (Булатникова), к-рый дал Д. богослужебные книги и церковные сосуды. Кроме того, Александр представил Д. матери царя инокине Марфе († 1631). Царица-инокиня пожертвовала в строящуюся пустынь 200 р., подарила множество икон, книг, сосуды, ризы, колокола. Она рассказала об обители царю Михаилу Феодоровичу, к-рый даровал Юрьегорскому мон-рю охранную грамоту. Оказали помощь Д. и богатые миряне-купцы. С письмом от Александра (Булатникова) Д. отправился в Новгород к митр. Киприану , к-рый дал благословенную грамоту на устроение обители, антиминс, жалованную грамоту, запрещавшую въезд в монастырь десятникам, а также пожертвовал денежные средства. Поскольку Д. по смирению отказался принять на себя священный сан, с ним был послан свящ. Симеон. По сведениям писцовой книги 1627/28 г., в пустыни в это время в 5 кельях жили 14 насельников, слуг и «детенышей» у мон-ря не было, ближайшие деревни находились не менее чем в 70 верстах. Жизнь в небольшом сев. мон-ре была трудной, полной лишений. Неоднократно случался голод, что вызывало ропот братии, упрекавшей Д. в неразумной трате денег на одновременную постройку 3 храмов. По преданию, приводимому в Житии, однажды от голода мон-рь спас явившийся Д. прп. Александр Ошевенский : по его заступничеству иноки наловили много рыбы. Д., творя умную молитву и подавая пример братии, трудился в поварне и хлебне, выполнял др. работы. Еще дважды (по мнению еп. Никодима (Кононова), в 1629 и 1632) он ходил в Москву, где его обители были пожалованы земельные владения (в основном пустоши). Насельники Юрьегорского мон-ря во главе с Д. начали заниматься земледелием, вырубали окрестные леса под пашню. К 1633 г. число братии возросло до 30 чел., в обители жили 17 трудников. Незадолго перед кончиной святой много претерпел от мон. Феодосия, сосланного в Юрьегорский мон-рь в 1633 г. патриархом Филаретом . Феодосий пытался неск. раз убить настоятеля, затем, ограбив монастырскую казну, вместе с 17 насельниками бежал из обители.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Значительные изменения в жизни Г. произошли в царствование Феодора Алексеевича . К 8 июня 1678 г. (память вмч. Феодора Стратилата, именины государя) Г. написал гимн «Феодор, славный воевода» с тройным акростихом. Один акростих, рифмованный, был обращен к небесному покровителю юного самодержца: «Феодора восхваляю,/да защищает, умоляю,/царя тезоименнаго/Феодора благовернаго». Другой содержал подпись: «Убоги чернец Герман», 3-й - дату. Творение Г. было оценено царем. Вскоре в Воскресенский мон-рь пришли 2 царских указа: 24 июля - с повелением молиться о победе над турками, 10 авг.- с известием о победе под Чигирином. 5 сент. 1678 г. царь с семьей посетил Воскресенский мон-рь, и с этого времени Г. стал одним из самых значительных лиц обители. Он участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, где были описаны богослужебные особенности монастырского уклада, сложившиеся при патриархе Никоне (в 1-й пол. 60-х гг. в Новоиерусалимском мон-ре богослужение иногда совершалось «греческими глаголы, согласием киевским»; ежедневно после литургии пред иконой Божией Матери «Троеручица», привезенной с Афона, пелся молебен Пресв. Богородице «греческим речением и согласием»). В 1679 г. Феодор Алексеевич возобновил строительство Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме, начатое патриархом Никоном. Последовали царские указы об отставке строителя Феофилакта и о Г., к-рый был назначен строителем. В янв. 1680 г. был уволен «за старостью» настоятель Новоиерусалимской обители архим. Филофей, место к-рого заступил переведенный из Тихвинского мон-ря архим. Варсонофий. В том же году к Воскресенскому мон-рю был вновь приписан Афанасиевский на р. Мологе мон-рь, и в июне Г. был назначен туда строителем. (Вероятно, Г. и ранее нес послушания за пределами своей обители: его имя отсутствует в перечне братии в монастырской описи 1679 г.) 18 сент. 1680 г. Г. вместе с настоятелем и казначеем встречал в Новоиерусалимском мон-ре царя Феодора Алексеевича. После кончины 25 окт. того же года архим. Варсонофия Г. вступил в управление Воскресенским мон-рем, в февр. 1681 г. был возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/164753.html

м. по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного была переведена братия Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1582 г. царь Иоанн пожаловал объединенной обители несудимую грамоту (подтверждена в 1628 царем Михаилом Феодоровичем, в 1646 - царем Алексеем Михайловичем). После возобновления в 1597 г. Коневецкого мон-ря его насельники вернулись из Новгорода. В 1610 г., во время швед. нашествия, коневецкие иноки вновь переселились в Д. м., привезя с собой Коневскую икону Божией Матери (до 1799 находилась в Воскресенском соборе Д. м.). Настоятелем объединенной обители стал коневецкий игум. Леонтий. В период оккупации Новгорода шведами (1611-1617) братия обеих обителей укрывалась в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . В 1672 г. указом Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) Д. м. был отнесен к числу «степенных». В 1700 г., при Новгородском митр. Иове , в Д. м. была учреждена архимандрития. В 1764 г. Д. м. был причислен к 3-му классу с игуменским правлением. Л. А. Секретарь Выпускницы духовного училища и насельницы Деревяницкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Определением Святейшего Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено императором 25 янв. 1875) Д. м. был обращен в женский с открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии. Немногочисленную братию распределили по др. мон-рям. Так, последний настоятель иером. Иринарх был перемещен по прошению в Варлаамиев Хутынский мон-рь на должность казначея. 17 июля 1875 г. управляющей Д. м. была назначена рясофорная послушница новгородского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря М. А. Ивановская (1841-1903). В 1879 г. она приняла постриг с именем Валентина, была возведена в сан игумении, 13 янв. 1888 г. переведена настоятельницей в с.-петербургский Новодевичий мон-рь . Открытие уч-ща «для сирот беднейших» состоялось 28 сент. 1875 г. Наблюдение за учебно-воспитательной работой осуществляла игум. Валентина (Ивановская). Духовенство епархии приглашалось к ежегодным пожертвованиям на уч-ще, пример подал митр.

http://pravenc.ru/text/171729.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010