XVII в. Это песнопения в честь Пресв. Богородицы «Блажимо Тя веси роди», «Достойно есть» и «Честнейшую херувим» (РНБ. Кир.-Бел. 639/896. Л. 169; 643/900. Л. 191-192; 684/941. Л. 15 об.), а также Трисвятое (Там же. 605/862. Л. 166-167; 682/939. Л. 258 об.), «Молитв ради» и цикл «Троичны на 8 гласов» («Пятдесятницу празденуемо», «Видехомо свето» и др.) (Там же. 624/881. Л. 128, 273-278 об.). В рукописях сер.- 2-й пол. XVII в. широкое распространение получили 3 произведения опекаловского распева : Трисвятое надгробное, «Достойно есть» и «Придите ублажим Иосифа» (напр., наиболее ранние списки: РГБ. Ф. 228. 36. Л. 219; Ф. 379. 29. Л. 111; попытка датировать появление распева кон. 60-х гг. XVI в. пока не имеет прямых доказательств, см.: Безуглова. 1979; Дроздецкая. 2005). Ряд не вполне ясных ремарок, сопровождающих песнопения, иногда также позволяет отнести появление этих произведений к творчеству монастырских клирошан. Так, исследователи предполагают, что в указании «Телегина да Юрева» к песнопению «Ныне силы небесные» (в ркп. сер. XVII в. РНБ. Соф. 480. Л. 209 об.) названы имена распевщиков (см.: Фролов 1979. С. 356; Кручинина. 1979. С. 129). Однако скорее всего это еще один пример коллективного творчества монастырских мастеров. Ремарка свидетельствует, по-видимому, о зарождении и бытовании распева в сев. мон-рях - устюжском Телеговом и архангельском Юрьевом (или в Юрьевом мон-ре в Вел. Новгороде). В «Сказании о различных ересях» инок Евфросин упомянул «краснопевцев», похвалявшихся «дудкиным пением» (см.: Ундольский. 1846), очевидно подразумевая распев, возникший в нижегородском Дудином мон-ре (в певч. рукописях он не обнаружен). Активная музыкально-творческая деятельность клирошан способствовала тому, что люди стремились к теоретическому осмыслению основ своего искусства. Выдающимся памятником теории древнерус. музыки стало написанное в 1604 г. клирошанином Кириллова Белозерского мон-ря Христофором руководство «Ключ знаменной» . Христофор создал 1-й в России обстоятельный музыкально-теоретический трактат, применив невиданные до него приемы изложения справочного материала (сопоставительное пояснение знаков 2 разных стилей, использование таблиц).

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II, из Иерусалима в К-поль (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш, левая рука - в мон-ре Ставроникита. Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп. мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти. Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике. Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено (Al-Birouni Abou Rîhân. Les fêtes des Melchites et al./Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани (Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. (Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы (Garitte. P. 132).

http://sedmitza.ru/text/1715586.html

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

и И. находится в Греции. В наст. время части честной главы К. хранятся в мон-рях Кутлумуш, Иверском, прп. Григория на Афоне, Бесплотных сил (Петраки) в Афинах, части десницы К.- в мон-рях Ксенофонт, Пантократор и Дусику , части левой руки - в мон-рях в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ( Агиас ) на о-ве Андрос и прп. Григория на Афоне, часть правой ноги - в мон-рях прп. Дионисия и Варсон , часть левой ноги - в Симонопетре, части ноги и руки - в мон-ре Неа-Мони на о-ве Хиос, ладонь - в Б. Метеорском монастыре, перст - в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, частицы мощей К.- в афонских мон-рях Дохиар, Каракал, вмч. Пантелеимона, Зограф, в ските вмч. Пантелеимона (Кутлумуш) и др. Части честной главы И. находятся в мон-ре Петраки, локтевая кость - в мон-ре Пантократор, частицы мощей И.- в монастыре прп. Григория, в Великой Лавре, в Палеокастрице на о-ве Керкира, в Киккском мон-ре и др. Частицы мощей обоих мучеников имеются в мон-ре мучеников Кирика и Иулитты близ Сидирокастро. На Кипре частицами мощей К. обладают Киккский, Махерасский и Пресв. Богородицы Хрисорройятиссы монастыри, в Италии - ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции. В Иерусалиме в храме Гроба Господня находятся частицы мощей К. и И., в монастыре Великой Панагии - часть руки И. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. P. 164-165, 205; Μακριος, μητρ. Σηδιροκστρου. 2010. Σ. 49-50). Именно из афонских мон-рей части мощей К. привозились в кон. XVI-XVII в. в Москву. В мае 1591 г. прибывший в свите Тырновского митр. Дионисия ватопедский старец Софроний преподнес царю Феодору Иоанновичу часть мощей К. (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594. М., 1988. С. 74). В 1652 г. насельники мон-ря Филофея подарили частицу мощей этого мученика царю Алексею Михайловичу, а в 1658 г. иноки монастыря Хиландар - десницу К. ( Чеснокова Н. П. Реликвии христианского Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа//ВЦИ.

http://pravenc.ru/text/Кирик и ...

В 1724 г. к Д. м. было приписано 6 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь, Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп.1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри, Рябинина Казанская и Алек-сандрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к 2-му классу; в степени вологодских мон-рей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных оби-телей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. цен-ности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Ново-спасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского мон-рей и нек-рых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I. По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова), со-стояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетель-ствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения. До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были де-ревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых по-жарах в обители и монастырских вотчинах. Каменное строительство началось в 30-40-х гг. XVI в.- возобновилось храмоз-дательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, к-рые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществля-лось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилло-Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре, со-бор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская,Н. С. Смелова Почитание в православной традиции. Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда, к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита, где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://sedmitza.ru/text/1715586.html

Согласно завещанию Пафнутия Боровского, по настоянию вел. кн. Иоанна III Васильевича и «по умолению братии» игуменом мон-ря после преставления прп. Пафнутия стал И. ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168). По сведениям еп. Саввы, он был рукоположен во священника свт. Геронтием, митр. Московским, и благословлен на игуменство, после поставления его принял вел. князь («приа его державный с великою любовию и угости») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 460-461). Вероятно, покровительство И. оказывал архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло), к-рый также являлся пострижеником Боровского мон-ря и учеником прп. Пафнутия ( Лурье Я. С. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123). В 1479 г. И. был вынужден оставить игуменство и покинуть мон-рь. В качестве причины он в послании монахам Пафнутиева мон-ря указал на конфликт с вел. князем из-за «монастырских сирот». По распоряжению вел. князя монастырские крестьяне оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144). И. ездил к Иоанну III, но ничего не добился. В житиях причиной ухода И. названо недовольство братии планами игумена ввести в мон-ре строгий общежительный устав. Еп. Савва указывал, что И., следуя совету 7 старцев обители, тайно оставил мон-рь и в сопровождении единственного спутника - старца Герасима (Чёрного) отправился странствовать (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 462). В мон-рях И. проживал под видом ученика старца Герасима, чтобы в нем не опознали священника и игумена ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 462-463; Белокуров. 1903. С. 18). Однако образованность и манера держаться выдавали его высокий сан. Еп. Савва сообщает, что он был узнан в тверском Саввином мон-ре (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 463), а в «Житии прп. Иосифа, составленном неизвестным» утверждается, что И. узнали и в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре ( Белокуров. 1903. С. 19). Наиболее благоприятное впечатление на него произвел Кириллов Белозерский монастырь, к-рым в этот период (1478-1482) управлял др. постриженик Боровского мон-ря, игум. Нифонт ( Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь//ХЧ. 1907. 8. С. 167). Согласно известию Досифея, И. провел в Кирилловом Белозерском мон-ре «едино лето» ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168-169), по сведениям «Жития прп. Иосифа, составленного неизвестным»,- не менее 17 месяцев ( Белокуров. 1903. С. 18). В Кирилловом монастыре И. мог встречаться с прп. Нилом Сорским ( Романенко. 2008. С. 161-162). Возможно, в этот период И. получил приглашение от кн. Бориса Волоцкого основать монастырь в его уделе ( Досифей (Топорков). 1865. С. 169; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 464).

http://sedmitza.ru/text/407137.html

Бошковичем. Церковь, однонефный одноглавый триконх с большим внешним нартексом, принадлежит к группе крестово-купольных моравских триконхов т. н. типа «сжатого креста» (с пристенными лопатками вместо отдельно стоящих несущих опор), к-рый серб. архитектура позаимствовала из визант. зодчества в Рашский период (ц. свт. Николая Чудотворца в Куршумльском мон-ре, ок. 1166-1168; мон-рь Джурджеви Ступови в Расе, 1171; ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Студеница, 90-е гг. XII в., и др.). В XIII в. этот тип храма приобрел серб. специфику, проявившуюся в подчеркнуто вертикальном развитии объемно-пространственной композиции и в применении повышенных подпружных арок (ц. Спаса в мон-ре Жича, ок. 1220; ц. Вознесения в мон-ре Милешева, ок. 1228; ц. св. Ахиллия в Арилье, ок. 1295, и др.). Близкие по типу постройки получили широкое распространение в серб. архитектуре во 2-й пол. XIV в., как правило, в варианте триконха. Исследователи высказывали различные предположения о происхождении и назначении боковых конх моравских построек. В наст. время утвердилась гипотеза, объясняющая появление боковых конх влиянием афонской традиции размещения певниц, однако данное предположение не достаточно аргументированно. С уверенностью можно говорить лишь о том, что в посл. четв. XIV в. триконхи становятся главным типом в серб. храмовой архитектуре. План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич План ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич Ближайшим прототипом храма в К. является т. н. Лазарица, или ц. блгв. Стефана в г. Крушевац (70-е гг. XIV в.), одна из задужбин кн. Лазаря. Однако при большом сходстве храм в К. имеет индивидуальные архитектурно-художественные черты. Он состоит из 2 разновеликих объемов с купольным завершением - собственно церкви и пониженного относительно основного объема большого экзонартекса. Поэтому постройка заметно вытянута по оси восток-запад (длина храма ок. 16,4 м, ширина в зап. и вост. частях ок. 5,25 м, ширина в центральной части за счет выступов боковых конх, фланкирующих подкупольный квадрат, достигает ок.

http://pravenc.ru/text/Каленич.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010