Слушая слова святого и укрепившись ими к подвигам, я (говорит Палладий) возблагодарил Бога за то, что Он при посредстве святого мужа этого раскрыл мне козни диавола и помог мне победить их. В другой раз преподобный, ласково беседуя со мною, спросил меня: – Хочешь быть епископом? Я же отвечал ему: – Нет, потому что я уже епископ. Святой же спросил меня: – В каком же городе ты епископ? Я отвечал ему: – Я надзираю 2219 за кухней, трапезой, палатками, кадками; пробую, например, вино, и если оно кислое, то прохожу мимо него, если же сладкое, то пью его; смотрю также в котлы с пищею, и если где недостает соли или других приправ, то я добавляю к пище эти приправы и потом поедаю пищу, сделавшуюся от приправы вкусною. Так же поступаю и в других случаях, везде выбирая для себя самое лучшее. Вот это мое епископство, на которое поставило меня сластолюбие. Преподобный, улыбнувшись, сказал мне: – Перестань шутить, потому что ты действительно будешь епископом и должен будешь перенести многие труды и скорби; если ты хочешь избежать этих трудов и скорбей, то ты не уходи из пустыни, потому что здесь, в пустыне, тебя никто не может поставить епископом. Оставив преподобного, я (повествует Палладий) отправился в свою пустыню на место своего постоянного жительства и рассказал всей братии о честном и святом муже, преподобном Иоанне. Но я, грешный, потом забыл слова, сказанные святым Иоанном относительно меня: спустя три года после этого я заболел желудком и отправился, по совету братии, в Александрию 2220 , ко врачам. Но так как болезнь моя не проходила, а развивалась все более, то александрийские врачи советовали мне идти в Палестину, так как там теплый и здоровый климат. Отправившись в Палестину я пробыл там немного и, несколько поправившись от болезни своей, пошел оттуда в Вифинию 2221 и здесь, уже не помню каким образом – человеческою ли волею, или Божьим изволением, – Бог знает как, был сподоблен сана епископского. После этого я впал в печаль, так как сан сей был сверх моей силы. Тогда я вспомнил пророчество преподобного Иоанна о мне, но в это время преподобный уже скончался. Я вспомнил тогда, что сказал мне преподобный, увещевая меня остаться в пустыне:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На основании официального заключения светских властей в 1923 году уничтожили часовню над святым источником. В 1924 году по просьбе приходского совета Андреевской церкви монастырь был принят под охрану местным Губмузеем. Однако эти меры не могли уберечь его от разорения. В 1928 году Андреевский храм был закрыт, а его имущество передано государству. С этого времени церковная жизнь в монастыре прервалась. Немногочисленная братия и члены причта были выселены и подвержены различным притеснениям и гонениям. В 1960 году монастырский ансамбль как памятник архитектуры в очередной раз был взят под государственную охрану, однако все его здания находились в полуразрушенном состоянии, так как не ремонтировались уже не одно десятилетие. Лишь в 70—80е годы ХХ в. началась частичная реставрация некоторых сооружений Благовещенского монастыря. Так, на основе научных исследований была проведена реставрация Благовещенского собора. При этом более поздние пристройки XIX–XX bb. от здания были удалены. К 1987 году основные реставрационные работы в соборе, за исключением интерьеров, были закончены. Встал вопрос о его использовании. Предлагалось устроить здесь музей атеизма или концертный зал. Возрождение монастыря началось в 1991 году, когда главный Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса был возвращен Нижегородской епархии. В стенах обители возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. В 1993 году состоялось освящение главного собора обители – Благовещенского, а спустя год в монастыре был совершен первый монашеский постриг и рукоположение в священный сан. В соборе прихожане и паломники могут прикоснуться к пребывающим здесь святыням: в мощевике выставлены для почитания частицы святых мощей святого Иоанна Тобольского , святого блаженного Иоанна Тульского, священномученика Мамелхфы, святителя Иннокентия митрополита Московского, преподобного Дорофея пустынника Египетского, святого Вонифатия Флорентийского, святого Филарета митрополита Московского, преподобного Максима Грека , а также частица Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

8 . Итак, до тех пор, пока ум монаха пребывает в мысли, размышляет о божественных глаголах, думает о способах добродетели и осуществляет их (а до этого и после этого – ограждает [свое] сердце стеной упорной молитвы), монах не предоставляет места лукавому и ревностно отражает помыслы, внушаемые им. Он усердно предается делу своему, говоря вме­сте с пророком: «Дела рук наших исправи на нас и дело рук наших исправи» ( Пс. 89:17 ). Под делами пророк представ­ляет способы добродетели, осуществляемые в теле, а [словом] дело обозначает мысленную молитву. И то, и другое исполняется молящимся прямым образом: благие деяния – без тщеславия, а молитва – без развлечения 14 . Ведь выражение «прямым образом» намекает на такой смысл: «Удостой нас, Господи, непрестанно и чисто возносить Тебе эту разумную жертву». Пробуждаясь от упомянутых трудов и насыщаясь ими, ум не обращается к внушениям врага, отлагает плотские помыслы, изглаживает ветхие воспоминания похоти, привходящие от повседневных дел, а подозрения и гнев на ближнего, порождаемые [его суетными] делами, словами или жестами, [полностью] отстраняет от себя. 9 . Подвизающийся подобным образом очищает [себя], а ревностный [подвижник] обретает мир [в своей душе], ибо, постоянно припадая к Богу через смирение и моление, он извергает вон гордеца 15 и попирает все козни его силою победившего Крестом Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь 16 . 1 Свободная цитата из 2Фес. 3:10 . Как сообщает свт. Афанасий в «Житии преподобного Антония», этот отец монашества «работал собственными своими руками, слыша, что праздный ниже да яст ( 2Сол. 3,10 ), и иное издерживая на хлеб себе, иное же на нуждающихся» (Святитель Афанасий Великий . Творения. Т. III. М., 1994. С. 181). Труд (или рукоделие), неразрывно сочетаемый, естественно, с молитвой, был непременным условием бытия иноков, начиная с самого появления монашества. Подробно см.: Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М., 2008. С. 108–112. Причем, «главною целью труда была не выгода от него, но избежание праздности, а потому старцы не соглашались продавать свою работу тому, кому не было в ней нужды» (Казанский С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках//Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

P. 12). После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками мон-рей на Елеонской горе (в частности, с Анатолием - см.: Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 32-36) Е. П. переписывался на протяжении всей жизни. Евагрий Понтийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии (см. Нитрия ). Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп. Мелании Старшей ( Pallad. Hist. Laus. 47. 3; Dysinger. 2005. P. 13. Not. 26), а затем, стремясь к более уединенной жизни, переселился в пустыню Келлии , находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел оставшиеся 14 лет жизни. По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария Александрийского и Макария Великого (Египетского - Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23; Gennad. Massil. De script. eccl. 11; см. также: Bunge. 1983. P. 215-227, 323-360). Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины в пустыне Скит , находившейся в 58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П. ( Evagr. Pract. 29, 93; Rufin. Hist. mon. 27). Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П. ( Evagr. Pract. 94). Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е. П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий. Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском оз. неподалеку от Александрии.

http://pravenc.ru/text/180865.html

В настоящее время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный, чем когда-либо. В этом надо видеть волю Божию и покоряться ей. Если хочешь быть приятным Богу безмолвником, возлюби молчание и со всевозможным усилием приучись к нему. Не позволяй себе празднословия ни в церкви, ни в трапезе, ни в келлии; не позволяй себе выходов из монастыря иначе, как по самой крайней нужде и на самое краткое время; не позволяй себе знакомства, особливо близкого, ни вне, ни внутри монастыря; не позволяй себе свободного обращения и пагубного развлечения; веди себя, как странник и пришлец и в монастыре, и в самой земной жизни, – и соделаешься Боголюбезным безмолвником, пустынником, отшельником. Если же Бог узрит тебя способным к пустыне или затвору, то Сам, неизреченными судьбами Своими, доставит тебе пустынную и безмолвную жизнь. 5.70 (См. Уединение ) Беснование Демоны не только живут на земной поверхности, но входят иногда в тела человеков и скотов ( Лк. 8, 33 ) всем газообразным существом своим. Они входят во внутренность тела человеческого подобно тому, как входит в нее воздух, привлекаемый механизмом дыхания, – подобно тому, как могут входить другие газы. Демон, войдя в человека, не смешивается с душой, но пребывает в теле, обладая насильственно душой и телом. Газы имеют в особенном развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем. Очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие ( Лк. 8, 29 ). 3.232 В духовном отношении наказание Божие беснованием отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии. Преподобный Кассиан пишет о преподобном Моисее Скитском, с которым беседовал о рассуждении, что Моисей подвергся сумасшествию и беснованию за некоторое противоречие своему старцу Макарию Великому Египетскому. В другом священном сочинении IV-ro века описывается, что некоторый египетский старец, по причине своей святой и чистой жизни, необыкновенно обиловал даром чудотворений; слава о нем неслась далеко. Заметив в себе начала гордости, старец начал молить Бога, чтобы ему послано было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых восемь месяцев, употребляя даже в пищу свои собственные извержения. Мирские почитатели его, видя его в таком положении, как быть следует, соблазнились, хорошую о нем славу изменили на худую, а старец в свое время, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо большее преуспеяние. Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу. 6. 217–218

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В православном месяцеслове 14 (27) января указана память «преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных» и названы под этим числом имена семнадцати отцов — Исаии, Саввы, Моисея и иных подвижников. «Избиений» было описано два. Преподобные отцы в обоих случаях подвергались нападениям арабских кочевых племен сарацин и влеммиан — они грабили и разоряли иноческие пещеры и обители горы Синайской и близко к ней расположенной пустыни Раифы. Кочевники зверски, с лютой свирепостью мучили подвижников и затем с ужасающей жестокостью их убивали. «Первое избиение произошло около 312 года. Оно было описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели сорока святых отцов синайских. В то же время арабы избили тридцать девять отцов в Раифе. Вторичное избиение совершено через сто лет и описано также очевидцем, чудом избежавшим гибели, преподобным Нилом Постником» . Сказаний об этом избиении и о пленении Феодула, сына Нилова, — семь (В. О.). По Промыслу Божию, во время сего, второго, избиения святых отцов синайских и раифских преподобный Нил оказался на вершине горы, труднодоступной для варваров и находившейся в некотором отдалении от места их нападения на иноческие пещеры и обители, и потому был избавлен от неминуемой гибели. «Сын же его Феодул остался в руках варваров. Так как он был весьма красив лицом, то они не убили его, а, связав, взяли его с собой, с тем чтобы принести его в жертву утренней заре, которую почитали вместо Бога... Нил Постник, взирая с вершины горы на отведение в плен сына (и с ним некоторых отцов-пустынников. — В.О.) и на жестокую смерть преподобных отцов, безутешно рыдал...» Но так случилось, что Господь сохранил жизнь Феодула. Преподобный Нил узнал о том, «что сын его жив. Он был продан в Емесу (Емеса, Емес — город в Сирии. — В.О.), епископ же этого города выкупил его и сделал своим клириком (посвятив затем во пресвитера. — В.О.). О всем этом сам преподобный Нил Постник подробно говорит в своем слове. Придя туда, преподобный нашел своего сына невредимым и здоровым. Весьма утешенный этим, он благодарил Бога. Епископ принял его с любовию, убедил его принять пресвитерский сан и потом обоих их — преподобного Нила и сына его Феодула — с честью отпустил... домой. Они пошли на Синайскую гору, к своему прежнему местопребыванию, и прожили там немало лет, усердно служа своему Владыке» .

http://pravoslavie.ru/6058.html

Вот его слова: « Учение ложно, если оно отделяет религию от жизни.Любое учение, которое говорит, что христианину нет места в жизни и в мирской деятельности – ложно. В этом была ошибка монахов и отшельников. Они верили, что для того, чтобы жить христианской жизнью, они должны удалиться в пустыню или в монастырь, выйти из этой всепоглощающей и соблазняющей мирской жизни . Они считали, что они могут быть настоящими христианами лишь оставив мирскую жизнь. Иисус молился за Своих учеников: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» ( Иоан. 17,15 )» (От Матфея 7 глава – комментарии Баркли – Библия: http://ible.by/barclay/40/7/). Касаясь проблематики борьбы человека с греховными мыслями и желаниями, автор указывает на деятельность монахов как на иллюстрацию странной и неправильной формы борьбы. Мол, монахи, сами того не понимая, отгораживаясь от действительных соблазнов мира сего, впадали в ещё большие соблазны, рождавшиеся в их памяти или воображении. Своей отрицательной критикой он не обошел даже основоположника (одного из основоположников) монашества, выдающегося христианского подвижника, преподобного Антония Великого . « В истории, – полагает он, – есть один примечательный пример неверного обращения с такими мыслями и желаниями : столпники, пустынники, монахи, отшельники в эпоху ранней Церкви. Это были люди, желавшие освободиться от всего земного и, в особенности, от плотских желаний. Для этого они уходили в египетскую пустыню с идеей жить в одиночестве и мыслить только о Боге. Самый известный из них – Антоний. Он жил отшельником, постился, проводил ночи в бдении, истязал свое тело. Он прожил в пустыне 35 лет, которые были непрекращающийся битвой со своими искушениями... Совершенно очевидно, что если уж кто-то и ведет себя неосторожно, так это относится к Антонию и его друзьям . Такова уж человеческая природа, что чем более человек говорит себе, что он не будет думать о чем-то, тем больше это будет занимать его мысли» (От Матфея 5 глава – комментарии Баркли – Библия: http://ible.by/barclay/40/5/).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/komment...

Делегация осмотрела монастырскую библиотеку — хранилище тысяч древних рукописей иноков Нитрийской пустыни. Состоялось общение митрополита Арсения и членов делегации с братией (игумен монастыря епископ Епифаний трагически погиб в 2018 году). Особенно примечательным стало посещение делегацией находящейся близ монастыря знаменитой местности Скит, где подвизались первые в мире христианские монахи, бывшие отшельниками. Как известно, составленный преподобным Макарием устав имел пустынножительно-общежительный характер и предназначался для обитателей Нитрийской пустыни и Скита, которые проводили основное время в уединенном житии и собирались только по субботним и воскресным дням для совместной молитвы и служения Божественной литургии. Впоследствии слово «скит» вошло во многие языки мира и стало нарицательным. В одной из пустынных келий состоялась встреча паломников с одним из современных анахоретов — 92-летним монахом авой Миной. 27 марта делегация посетила другие обители Нитрийской пустыни — монастыри Римлян (аль-Барамус), Сирийцев (ас-Суриани) и Преподобного Паисия Великого (Анба Бишой). Монастырь Римлян, основанный около 335 года преподобным Макарием Великим, является первым мужским монастырем в христианском мире. Он получил свое название в память о подвизавшихся здесь под началом этого великого подвижника сыновьях римского императора Валентиниана — Максиме и Домиции. В настоящее время в этой обители живет более ста иноков. Паломники поклонились частицам мощей некогда подвизавшихся в ней отцов-пустынников святого Моисея Мурина и святого Исидора. В этой обители особо почитают подвизавшегося в ней святого Арсения Великого. Будучи видным вельможей при императорском дворе, учителем царских детей, он оставил мирскую славу и удалился в египетскую пустыню для иноческих подвигов. В дальней части древнего храма обители Римлян сохранилась колонна, смиренно стоя за которой молился преподобный Арсений, долгое время не узнанный братией. Впоследствии он стал одним самых известных подвижников Нитрийской пустыни и был вынужден оставить и это место, скрываясь от окружавшей его подвиги славы и стремившихся к нему людей. Свое блаженное упокоение он нашел на территории современного Каира, завещав не предавать его достойному погребению. Поэтому нет достоверных сведений о том, где покоятся честные мощи этого великого подвижника.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

Ереси, как думаю, порождены двумя с трудом преодолеваемыми страстями, или любоначалием, или предубеждением. Одни, не желая быть в числе подчиненных, а другие, после предзанятых ими понятий, не соглашаясь учиться, посеяли семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено (прп. Исидор Пелусиот , 62, 297). Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы (прп. Исаак Сирин , 58, 282). Источник. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 82). Источник. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 483). Источник. Однажды пришли в авве Пимену какие-то еретики и начали клеветать на архиепископа Александрийского, будто бы он принял рукоположение от священников. Старец молчал; потом позвал брата своею и сказал: «Предложи им трапезу, накорми их и отпусти с миром» (97, 205). Однажды пришел к преподобному Макарию Египетскому еретик. Своим красноречием он смутил многих пустынников, а святого Макария обличал в неправоверии. Старец стал опровергать его, еретик же изворотливо возражал. Святой, видя опасность для братии, сказал: «Что нам препираться к соблазну слушателей, пойдем к гробницам, и кому даст Бог силу воскресить умершего, того вера угодна Ему». Это предложение с радостью было принято братией. Пришли на могилы. Преподобный Макарий предложил еретику воскресить умершего во имя Господа, но тот возразил: «Ты предложил, ты и начинай». Святой пал на землю и стал молиться. После продолжительной молитвы, возведя очи к небу, воскликнул: «Господи, яви нам, кто из нас обоих право верует, воскресив сего умершего!» И назвал имя одного, недавно погребенного брата. И тотчас послышался голос из могилы... Братия бросились разрывать могилу. Сняв с умершего погребальные пелены, вывели его из могилы живым. Увидев это, еретик, пораженный ужасом, бежал (99, 100–101).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из этого повествования видно, что люди беззаконные бывают тревожны и имеют взгляд беспокойный и скорбный от того, что беззакония их для них бесследно не проходят, но постоянно представляются их уму, воспроизводятся их памятью и разрывают им сердце. Да, верно сказано, что, «чем кто согрешает, тем и наказывается!» Да где же и подлинно быть человеку тут спокойным и иметь светлый взгляд, когда ему, например, как сейчас слышали, день и ночь слышится голос: «За что ты убил меня?» Тут уже не до спокойствия и не до светлого взора. Тут лишь скорбь и горе, ужас и страх. О, поистине, «если обличениями будешь наказывать человека за преступления, [Ты Господи], то рассыплется, как от моли, краса его» ( Пс.38:12 ). Убойтесь же, братие, страшного гнева Божия и, сколько сил ваших есть, бегите от пути погибельного. Беззакония, как видите, даром человеку не проходят и последствия их и в сей жизни бывают для него ужасны. Так, приведенный пример показал вам, что одни лишь воспоминания о них, как червь, гложут сердце человека, не дают ему покоя ни днем ни ночью, отравляют ему всю его жизнь и, конечно, если не покается, то ведут его и к вечной погибели. Аминь. 5-й день 284. Против лжи (Из жизни преподобного Анувия Исповедника. Чет. Мин. июня 5) Святой царь и пророк Давид делает вопрос: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем! Кто может обитать на святой горе Твоей?» ( Пс.14:1 ) И на этот вопрос сам же и отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс.14:2–3 ). Из этих слов Псалмопевца открывается, что он, между прочим, был убежден в том, что презирающие ложь и говорящие одну правду будут наследниками царствия Божия. Что же, справедливо такое убеждение Псалмопевца или нет? Мы, со своей стороны, уверены, что вполне справедливо, как и все, сказанное в Писании. В житии святых истина эта поясняется следующим примером. Однажды троим пустынным старцам – Суру, Исаии и Павлу – открыто было, что великий в пустынниках Египетских исповедник Анувий скоро должен отойти к Господу и чтобы они шли принять от него последнее благословение и проститься с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010