Ревнитель истины и благочестия преподобный Максим Грек , инок афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Св. Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. Максим Грек у греков зовется - просветитель росов. Святой Савва Сербский был здесь иноком в конце XII века Святитель Савва Сербский первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В 17-летнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл на Афон.  Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский жил здесь в конце XII века И конечно, в Ватопеде возмужали все коливады: Никодим Святогорец   Святой Никодим Святогорец (1749-1809), официально причисленный к лику святых в 1955 г., «богослов» группы отцов-колливадов. Великий подвижник-аскет и одаренный писатель святоотеческого уровня, он оставил после себя множество работ,в которых переосмысливается все святоотеческое наследие. Тот, кто знаком с трудами св. Никодима, может безоговорочно утверждать, что изучал святоотеческое богословие во всей его полноте. Макарий Коринфский (Нотарас)  Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым. Афанасий Парийский   (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=748

8. S. 527). Объясняется это дикое преклонение индийцев достаточно просто. Человек отождествляется с космосом, созидательная же сила космоса — с известным животным инстинктом. Магия, то есть воздействие на силы космоса, и сосредотачивается вокруг этого инстинкта. Обожествление животной сферы человеческой жизни естественным образом следует из самих индийских религиозных текстов. Даже в самом интеллигибельном из священных текстов, в Упанишадах, с самыми возвышенными текстами соседствуют прямые инструкции по совокуплению. Неудивительно поэтому и появление тантрийской сексуальной магии, и культ любовной страсти, свойственный Востоку вообще. И не без оснований в кришнаитском переводе Бхагавад-гиты верховная божественная личность, называемая ими Кришной, без обиняков приписывает себе среди самых немыслимых атрибутов и такой: «Я — половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам» (Глава 7, текст 11. Т. 1. С. 364), а в тексте 39 главы 10 продолжает: «Я — семя, порождающее все существующее» (Т. 2. С. 125). 30 Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский (Стефан Неманя; † 1200; память 13/26 февраля, Неделя вторая по Пятидесятнице) — основатель великой династии Неманичей, объединитель сербских земель. В 1159 году он отвоевал у греков все сербские земли, а также завладел новыми территориями. Он образовал мощное государство, в которое входили девять крупных областей: Сербия, Срем и часть Словении, Босния, восточная Далмация, Герцеговина, Черногория, Зета, Албания и Македония. При нем в 1190 году Сербия была признана Византией независимым государством. Завершив свои земные дела, преподобный в 1195 году оставил царский трон и последовал за своим сыном, святым Саввой Сербским, на Святую Гору Афон и там в ангельском образе предал Богу свою душу. Святое тело его было перенесено святым Саввой в Сербию, а рака в монастыре Хиландар, где оно лежало, стала источать миро. Возле нее произросла лоза, называемая лозой святого Стефана, она приносит виноград, от которого люди получают чудесную помощь даже в наши дни. Самые крупные задушбины царя Симеона — монастыри Юрьевы Столпы, Студеница и Хиландар 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   Вчера на нас засмотрелись дети на белградской улице, ну и один, посмелее других, спросил:    — Откуда вы, господа?    — Из Малабара,— ответил я.    — Малабара! Да ведь это сербское слово,— говорит мальчик.— Оно означает «Мала Бара». Значит, вы из Малой Бары?    Наш провожатый и друг, индолог, засмеялся, погладил мальчика и сказал:    — Ты прав. Это так.    Напоследок хочу еще привести вам сербский гимн, самый возвышенный изо всех национальных гимнов Европы:    Боже правды, Ты, доныне спасавший от погибели нас,Внимай нам и отныне и будь нам Спас!Мощной десницей Твоей управь и защити будущности сербской корабль;Боже, спаси, Боже, храни сербского короля, сербский народ!Из мрачной тени гроба сербская корона засияла вновь,Настало новое время — нового счастья, Боже, подай!Королевство сербское, пятивековой борьбы плод, защищай!Сербского короля, Боже, спаси,— молится Тебе сербский народ!.    Это самый величественный гимн из всех, какие я когда-либо слышал. Другие европейские гимны или пренебрегают Богом и вовсе не упоминают о Нем, или представляют собой обыкновенные высокомерные оды, национальное самовосхваление. Мне говорят, что англичанам в мировую войну более всего полюбился сербский гимн как гимн, превосходящий все гимны, и они пели его в Англии по всем церквам. И хорошо делали. Когда вернемся, я научу вас, как поется сербский гимн. Благодать Божия да пребудет с вами.     Всех вас приветствую и целую,Феодосий Мангала     Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский//(Стефан Неманя; † 1200; память 1326 февраля, Неделя вторая по Пятидесятнице) — основатель великой династии Неманичей, объединитель сербских земель. В 1159 году он отвоевал у греков все сербские земли, а также завладел новыми территориями. Он образовал мощное государство, в которое входили девять крупных областей: Сербия, Срем и часть Словении, Босния, восточная Далмация, Герцеговина, Черногория, Зета, Албания и Македония. При нем в 1190 году Сербия была признана Византией независимым государством. Завершив свои земные дела, преподобный в 1195 году оставил царский трон и последовал за своим сыном, святым Саввой Сербским " , " , на Святую Гору Афон и там в ангельском образе предал Богу свою душу. Святое тело его было перенесено святым Саввой в Сербию, а рака в монастыре Хиландар, где оно лежало, стала источать миро. Возле нее произросла лоза, называемая лозой святого Стефана, она приносит виноград, от которого люди получают чудесную помощь даже в наши дни. Самые крупные задушбины царя Симеона — монастыри Юрьевы Столпы, Студеница и Хиландар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

В их правление Сербия была создана как государство, главным принципом которого была верность Православию, и пережила свой золотой век. Семь из десяти царей династии Неманичей сияют в лике святых: Стефан Неманя (преподобный Симеон Мироточивый; память 13 26 февраля), Стефан Первовенчанный (преподобный Симон Монах; память в день собора афонских святых), Владислав Сербский (память 24 сентября 7 октября), Драгутин (в иночестве Феоктист; память 30 октября 12 ноября), Стефан Милутин (память тогда же), мученик Стефан Урош III Дечанский (память 11 24 ноября) и мученик Стефан Урош V (память 2 15 декабря). 37 Жупан — титул южнославянских князей; жупы — древнейшее название областей или округов, на которые Сербия была поделена в военных целях. Жупан возглавлял свой народ и в мирное время, и в военных сражениях. 38 Деспот (греч. despothj — «владелец, неограниченный повелитель, господин, царь») — титул сербских правителей, пожалованный им Византией в 1402 году, когда Сербия стала ее союзницей. 39 Косово поле представляет собой межгорную котловину площадью около 500 кв. км при впадении реки Лаб в Ситницу, на юге Сербии. Косовская битва произошла 15 28 июня 1389 года. Поражение на ней православных объясняется тем, что турецкая армия по численности превосходила балканские войска в несколько раз, к тому же турками впервые было применено огнестрельное оружие — пушки и мушкеты. 40 Сербы XXI века тоже демонстрируют чрезвычайно высокий уровень религиозности. Так, по результатам переписи населения Сербии (без Косово и Метохии), проведенной в 2002 году, 95 % ее жителей считают себя верующими, не определились 4,5 % и отнесли себя к атеистам 0,5 %. По вероисповеданию сербское население на 85 % состоит из православных, католиков среди сербов 5 %, мусульман 3, 3 %, протестантов 1,1 % и иудеев 0,01 %. 41 Османская империя основана в 1301 году. Турки приняли мусульманство в Х веке, но уже с XI века стали самыми ярыми воинами ислама. 42 Сербы, страдавшие от турецкого ига, вынуждены были искать убежища в сопредельных странах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

иерархии. В этом деле принимал участие и наш автор. «Вы, писал он Я. И. Бардовскому в июле 1821 г., из числа тех немногих, которые чувствуют подлинную цену Нилова устава. Я настоял о помещении его в Историю иерархии и сам работал над сводом различных списков и над объяснением некоторых слов. При печатании сего устава в Ист. рос. иерархии 136 заказал на свой счет отпечатать оного особою книжкою 50 экз. Дарил ее всем, по мнению моему, понимающим духовность. Но от одного только покойного Ив. Вл. Лопухина получил благодарность. Прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным. Вот какою кажется мудрость духовная сынам века сего! Я исполню ваш совет о похвалении сего устава в словаре моем. Но в статье российской Иерархии о Нилове ските (мною же писанной) я только назвал оный достопримечательным. Мы с прсосвященным Амвросием составили целый 7-ой том к Истории рос. иерархии, заключающий в себе все уставы русских монастыреначальников. Но наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики. Заметьте, что может и прадеды наши не постигали цены устава Нилова, ибо Нил у нас не причтен в святые» 137 . Приготовленная совместными усилиями Евгения и Амвросия, VII ч. Истории рос. иерархии начала даже печататься (всего отпечатано 20 листов in qu, стр. 1–819). Один из экземпляров ее хранится теперь в Моск. Румянцевском музее под 1419 (по каталогу рукописей и книг В. М. Ундольского). Сюда вошли уставы: 1) преподобн. Варлаама, Хутынского новгородского чудотворца (стр. 1–5), 2) преподобн. Кирилла, Белоозерского чудотворца (стр. 5–12), 8) преподобн. Евфросина, псковского чудотворца (стр. 12–41, из библ. Новг. Соф. собора), 4) Иосифа Волоколамского (стр. 41–256, – из Новг. Соф. библ.), 5) Даниила, м. всероссийского (стр. 256–278), и 6) какой-то «обители пресв. Богородицы честного Ее Успения» (стр. 279–319). Устав «старца Евфросина, зовомого Елизаря» или его «Изложение общежительного пребывания» сохранился в двух копиях и в Киево-Соф. соборн. библиотеке 185 и 262). На первой из них рукою Амвросия замечено: «Читано с подлинным 1814 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1 Архим. Д-р Иустин Попович. Святосавле как философия жизни. Фототип. издание. Валево, 1993. С. 9 (из предисловия епископа Николая Велимировича). 2 Об истории г. Вране, упоминаемого еще во времена Неманичей, см. работы на сербском языке: Хаджи-Василевич. Й. К истории города Вране. Белград, 1896; Новакович С. С Моравы на Вардар/Годовщина Н. Чупича. XIII. 1893) и др. 3 Это могло быть, вероятнее всего, во время восстания Карагеоргия против турецкого ига в Сербии, а возможно, и ранее. 4 Уменьш. от Анастасий (серб.). 5 Из этой монастырско-семинарской школы Св. Стефана возле г. Вране вышло более сорока священников. 6 Соборная церковь Святой Троицы во Вране была построена в 1843 году, но вскоре разорена турками, затем вновь отстроена в 1859 году и существует поныне. Еще со времени святых Неманичей во Вране находилась церковь во имя свт. Николая, бывшая под управлением монастыря Хиландар. Церковь неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась. 7 О св. Прохоре и его монастыре см. Жития святых (19 октября) и монографию священника Петра Гагулича. «Монастырь Св. Прохора Пчиньского». Ниш, 1965 (на сербск. языке). 8 О благочестивых жителях Вране см. книги Б. Станковича «Из древнего Евангелия» и «Божии люди» (на сербск. языке). 9 Даже медики не могут отрицать того факта, что от святых, мощей св. Прохора Пчиньского происходят чудеса исцелений; однако они пытаются объяснить их на основе рационализма (см.: Михайлович Д. Развитие здравоохранения во Вране со времени царствования Неманичей до середины XX века, Вране, 1969 [на сербск. языке]; как он утверждает, «лечение было по большей части внушено верой»). 10 К этому времени относится и следующее событие, которое сам о. Иустин однажды смиренно нам рассказал. Как-то летом он, будучи профессором университета, направился из Вране в монастырь св. Прохора Пчиньского. Поскольку путь в монастырь пролегал через горы и был нелегким, он нанял упряжку волов. На пути они настигли некую старицу, шедшую в монастырь пешком. Остановив повозку и подозвав старицу, он предложил ей поехать вместе с ним, ибо и они едут ко святому отцу, но получил от нее такой ответ: «Спасибо тебе, сынко, но я нищая».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Эдессы (VI в.) Павел Эдесский (VI в.) – см. Павел, еп. Каллиника Павел, апостол; см. также Апокалипсис Павла, Деяния Павла и Феклы, Мученичество св. Павла Палестинские мученики Палладий Панкратий, св. Панталеон с дружиной, св. Панталеон, свящ. Папа, католикос Селевкийский (317−329) Папа, свящ., монофизит Патрикий, монах Лавры св. Саввы Пафнутий Египтянин, св. Пахомий Великий Пекида (Map Пекида), первый еп. Арбелы Пелагия, св. Пероз, св. Пероз, шаханашах Перозад Персидские мученики Петр Александрийский , св. Петр, апостол – см. Мученичество св. Петра, Учение Петра Петр Ивир (VI в.) Петр Каллиникский, сир. патриарх (581−594) Петр Кнафей, патриарх Антиохийский Петр, ученик Савришо Плакида, св. Поликарп Маббугский (VI в.) Порфирий Пров, Тарах и Андроник, св. Протоника, св. Птолемей, Клавдий Публий Раббан Иов – см. Иов Перс Раббан Иосиф Раббан Йозадаг Раббан Хормизд, основатель монастыря Раббула, en. Эдесский Роман, монах Роман, св. Руфин – см. также Рай . Сабиниан, св. Сава, диакон в Ришайне Сава, 37 учитель яковитской школы Сава Гушнйаздад, св. Савришо I, 38 католикос Востока (596−604) Савришо II, католикос Востока (832−836) Савришо, еп. Лашома (VI в.) – см. Савришо I, католикос Савришо, еп. Нисибинский Савришо Старший (Map Савришо), основатель Бет-Куки (VI в.) Салах Ад-Дин (Саладин), султан Салиба ибн Йуханна (XIV в.) Самона (Шемона Барсамья), мученик Самуил, ученик Барсаумы мohoфuзuma(Vb.) Сара, св. Саргис – см. Сергий ас-Саффах – см. Абдаллах ас-Саффах Сахдона (Мартирий) из Халамуна (VII В.) Севириан Габальский, еп. – Vbb.) Севвр Антиохийский, патриарх (512−518, 538) Севвр Нисибинский Севир Севохт из Нисибина, еп. Кеннешре (667) Севир, монах из Эдессы, составитель катен Селевк и Стратоника, св. Селива бар Йоханнан – см. Салиба ибн Йуханна Семь спящих отроков, св. Сеннахирим – см. История Сенахирима Серапион Серапион Тмуитский Сергий I Телльский, сир. патриарх (сер. VI в.) Сергий Грамматик Сергий (Саргис) Ришайнский (VI в.) врач Сергий Столпник Сергий из Шиггара, игумен Сергий (Map Сергий), св. Сергий и Вакх, св. Сергий, игумен Сергий, друг Иоанна Телльского Силуан из Карду Сильвестр, папа Римский Симеон (Шемон), антипатриарх Востока (837-?) Симеон бар Саббаэ, 39 еп. Селевкии-Ктесифона, мученик (IV в.) Симеон, en. Бет-Аршама Симеон из Габбулы Симеон из Кефар-Авдина Симеон Кукайа 40 (VI в.) Симеон Месопотамский Симеон, митр. Рев-Ардашира (VII в.) Симеон Столпник Старший Симеон Столпник Младший (Фаумастург) Симеон Шанкелавайа (Шанкелабади) (XII – XIII в.) Симеон Эдесский Симеон, автор переработки соч. Бавая Старшего – см. Симеон из Габбулы Симеон, диакон, хронист (X в.) Симеон Монах Симеон Самосатский, ученик Ефрема Сирина Симон Кефа – см. «Вопросы Симона Кефы», Созомен, историк Сократ, историк Сорок мучеников Севастийских

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

октября Acta Ss. Болландистов; наше место в нем гл. IV, , § 29 fin., отдельно самое место в Kalendaria Ассемани, III, 34). Продолжатель Амартола говорит о крещении болгар вслед за событиями, которые другие летописцы (Симеон Логоф.) относят к третьему году правления импер. Михаила. Он пишет следующее: «узнав, что болгарский народ удручается голодом, Михаил вместе с кесарем Вардою, снарядив поход, движется сушею и морем на болгарского князя Михаила [В древнем славянском переводе по сербской редакции так же, как в греческом тексте Муральта: «на Михаила кнеза бльгарскаго», см. Синод. рукоп. 148, л. 385 об. fin., по болгарской редакции: «на князи болгарьскии», которых имен нет и вместо которых ниже так же. как в греческ. тексте и сербск. редакции, один князь, Синод. рукоп. 732, л. 325.]. Болгары, узнав об этом, были поражены как бы громом, и прежде сражений и битв отчаявшись в победе, предложили сделаться христианами и повиноваться императору и римлянам. Император же, крестив и восприняв князя их, нарек его своим именем [В славянск. перев. по болгарск. редакции: «нарек – именем» нет.], а также крестил и бояр его, введши в город» В славянск. перев. по болгарск. ред.: «в цариградь вьведь», по сербск.: «въвед в констянтинь град». (см. Хронику Амартола, изданную Муральтом, стр. 732. Этот же продолжатель Амартола вместе с концом летописи самого Амартола напечатан под именем Георгия монаха в Scriptores post Theophanem, по парижск. изд. наше место там стр. 584). Лев грамматик, как мы сказали, буквально повторяет сего продолжателя (он напечатан в приложении к летописи Феофана, парижск. изд. стр. 462). Симеон Логофет помещает у себя два рассказа, взятые из двух разных источников, именно один из источника неизвестного, другой из сейчас приведенного продолжателя Амартолова. Первый рассказ читается: «Когда еще Феодора содержала царство, Борис князь Болгарии, услышав, что владеет царством римским женщина, дает знать ей, что нарушит мирные договоры и пойдет на римлян войною. Но (императрица) отвечает ему: «и меня найдешь готовою выступить тебе на встречу, и надеемся покорить тебя своей власти; а если же и нет, то и в сем случае одержу над тобою верх, имея (на своей стороне) слишком явную победу, потому что ты одолеешь не мужчину, а женщину».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ничтожество характера Симеона и мелочность его деятельности обнаружи­ваются уже в том, что он действовал, главным образом, из личных, своекорыстных расчетов: напротив Петр был воодушевлен одной идеей – принести благо России, и он всю свою жизнь и деятельность посвятил на служение этой идее. Собственно говоря, сопоставлять эти два характера и этих двух деятелей можно только для курьеза. А между тем, г. Татарский, называя Симеона «самым характерным представителем своего времени», а его время считая очень важным, признавая ближайшей подготовительной ступенью к реформе Петра, тем самым указывает на Симеона, как на предтечу Петра, яко бы подготовившего реформу последнего. Мы кончили характеристику личности и деятельности Симеона. Наш Симеон далеко не похож на Симеона г. Татарского. Его Симеон – человек превосходный во всех отношениях, святой человек и великий деятель: наш Симеон – и как человек, и как деятель, имеет крупные недостатки и слабости. Далее, мы уверены, что наш Симеон гораздо более походит на действительного Симеона Полоцкого , жившего в 17 в., чем Симеон г. Татарского. Уверенность эту мы основываем частью на том, что все люди имеют недостатки, а Симеон Полоцкий не может же составлять единственное исключение из всего человеческого рода, а главным образом, на том, что характеристику на­шего Симеона, мы составили почти исключительно на основании фактов, приведенных в книге самого же г. Татарского. Беда не в том, что Симеон г. Татарского не похож на нашего Симеона, а в том, что в его собственной книге Симеон двоится: из фраз выглядывает у него один Симеон, а в фактах и указаниях обрисовывается другой Симеон. Вот тот то Симеон, т. е., описанный фразами и не похож на Симеона действительного. Для читателя особенно невыгодно то, что этот «дутый» Симеон фигурирует в книге на первом плане и совершенно заслоняет собой другого Симеона, неясные черты которого едва мелькают там и сям в разрозненных фактах. Причины, по­чему Симеон в книге г. Татарского двоится, и почему он изобразил его в преувеличенных и неверных чертах, заключаются – частью в пренебрежении самыми элементарными научными приемами или в незнании их, частью в неуважении к правде, частью в отсутствии прямого и здравого взгляда на вещи, и критического анализа, частью в неясности и шаткости нравственных суждений автора, но, главным образом, в фальшивой тенденции его – восхвалить Симеона, во чтобы то ни стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010