14 серб. Крст часни и слободу златну – сербская поговорка, которая в основном использовалась как призыв к свободе во время освобождения сербов от турецкого владычества на Балканах. 16 Честер Р. Дэвис (27.02.1896–31.07.1966) – американский бизнесмен. В 1954 году был назначен президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на должность статс-секретаря министра обороны, в течение работы на которой он разработал план медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил. После ухода с государственной службы в 1957 году был назначен в подкомитет по социальному обеспечению Чикагского совета. 18 Слава – сербская православная традиция прославления святого покровителя своей семьи, организации и т.д.; празднуется ежегодно в день памяти святого. 19 Симеон Мироточивый, Хиландарский (1113/1114–1200) – великий жупан Сербский (Рашский), ктитор, монах, родоначальник сербской правящей династии Неманичей, прославлен Сербской Православной Церковью в лике преподобных. 20 Радован Кошутич (1866–1949) – основоположник югославской лингвистической русистики (а также полонистики), автор трех капитальных трудов: «Грамматика русского языка», «Фонетика» (Петроград, 1919); «Морфология» (Белград, 1914); «Русская хрестоматия» (в 3 тт., Белград, 1910). 21 «Бен Акиба» – творческий псевдоним Бранислава Нушича (серб. Бранислав (1864–1938) – сербского писателя и драматурга, академика Сербской Академии Наук (с 1933 года). 22 Здесь речь идет о произведении «Молодой король» или «Душан, молодой король» (прим. Душан, молодой король – Стефан Урош IV Душан Неманич) сербохорватского писателя Петра Петровича Пеции (1877–1955), писателя-сатирика, широко известного среди театральной публики своего времени. 23 Радойко Йованович (творческий псевдоним «Раде Дрейнац», 1899–1943) – сербский поэт, представитель космополитического течения в сербской поэзии периода между Первой и Второй мировыми войнами. 25 Альфред Хоуп Паттен (1885–1958) – священник англиканской церкви; известен благодаря восстановлению англиканской святыни – базилики Богоматери Уолсингемской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На Сербском подворье в Москве состоялась передача средств, собранных российскими сербами на восстановление Хиландарского афонского монастыря 12 декабря 2011 г. 10:11 11 декабря 2011 года в храме святых апостолов Петра и Павла на Яузе  — подворье Сербской Православной Церкви в Москве — епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, совершил Божественную литургию в сослужении игумена Хиландарского монастыря архимандрита Мефодия (Марковича), заместителя председателя Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова , клириков подворья, насельников Хиландарского и Новоиерусалимского монастырей в священном сане. На богослужении присутствовала Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в России Елица Курьяк. Накануне в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре прошли торжества по случаю 350-летия со дня принесения в Москву из Святогорской Хиландарской обители списка иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», откуда он по благословению Святейшего Патриарха Никона был доставлен в Новый Иерусалим. 10 декабря 2011 года монастырь посетила делегация насельников Хиландара во главе с игуменом обители архимандритом Мефодием (Марковичем), передавшая Ново-Иерусалимскому монастырю новый список чудотворного образа Царицы Небесной «Троеручица», написанный афонскими иконописцами в память знаменательной годовщины взамен древней святыни, утраченной в период атеистических гонений на Церковь. По окончании Литургии на Сербском подворье епископ Моравичский Антоний обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, подчеркнул огромное значение Святогорского Хиландарского монастыря для православных сербов: «Это колыбель сербской духовности, колыбель письменности, государственности — через него прошли самые великие люди Сербской Православной Церкви. В их числе — основатель обители святитель Савва, который вместе со своим благочестивым отцом Симеоном построил этот монастырь; они вместе подвизались здесь, и преподобный Симеон Мироточивый скончался в обители в 1196 году. Из его могилы выросла чудотворная лоза, которая помогает бесплодным супругам. Святитель Савва, который основал Сербскую Церковь, являлся игуменом этого древнего сербского монастыря на Афоне».

http://patriarchia.ru/db/text/1824770.ht...

Кесария  — большой город в Палестине, при Средиземном море; там имели местопребывание Римские прокураторы. был в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению. — Ногами и стопами пророк называет, — как объясняет блж. Феодорит, — помыслы. Павла вдова подвизалась в Вифлееме 20 лет, от 384 года; скончалась 26 января 404 года. в Греции; теперь столица греческого королевства; в древности этот город славился своею ученостью. Мартиниан скончался в конце IV или начале V века. Память преподобного Симеона Мироточивого, царя Сербского Симеон, до своего иночества, был великим сербским жупаном (князем) и назывался Стефан Неманя. Он объединил большую часть сербских земель и доставил им политическую независимость. Во время своего правления он много потрудился, защищая свой народ от влияния латинства, арианства и других ересей. Супруга Стефана Неманя, благочестивая Анна, последовала примеру мужа, приняла иночество и поселилась в одном из женских монастырей. Савва был сперва иноком святой Афонской горы и подвизался в обители святого великомученика Пантелеимона, называемой Русы, а потом Константинопольским патриархом Мануилом был поставлен в архиепископы Сербии; прославился святостью жизни, и причислен Церковью к лику святых. Память его празднуется 12 января. Симеон скончался 86 лет, 13 февраля 1200 года. Память святого Евлогия, архиепископа Александрийского Tubepuй II-й царствовал от 578 до 582 г. письмах св. Григория Двоеслова к св. Евлогию читаем драгоценные свидетельства о благоплодной деятельности александрийского архипастыря. По словам св. Григория, учение св. Евлогия «значительно уменьшило число врагов Церкви и умножило стадо Господне». его известны ныне почти только по выпискам патриарха Фотия. Почти все они писаны по случаю современных ему споров: 1) относительно соединения двух естеств во Христе Иисусе; 2) шесть книг против Новатиан; 3) три книги против самарян, и другие. Из многих бесед святого Евлогия дошла до нас в целом виде только одна — на неделю Ваий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

« Берегите язык, как землю. Слово можно потерять, как город, землю или душу. Ибо город заново возведёшь и построишь, а живой язык никогда не вернётся . А что за народ, потерявший язык, землю или душу? Не принимайте чужого слова в уста свои. Примешь чужое слово, знай, что не ты присвоил его, а сам сделался отчуждённым. Лучше тебе потерять самый большой и укреплённый город своей земли, чем самое малое незначительное слово своего языка. Земли и державы покоряют не только мечом, но и языком. Знай, что враг тебя настолько завоевал и покорил, сколько твоих слов истребил и заменил своими. Народ, лишённый родной речи, перестаёт быть народом. Существует болезнь, чадо моё, поражающая язык, как зараза поражает тело. Я помню подобную заразу и мор языка. Чаще всего это бывает там, где народ соприкасается с другими народами, где язык одного народа притирается к языку другого » («Завещание языка») . В предисловии переводчика объясняется история появления произведения: « Завещания обращены к третьему сыну Стефана Немани Растко. Оба прославлены Сербской православной церковью в лике святых. Стефан — как преподобный Симеон Мироточивый, за три года до смерти принявший схиму и почивший в афонском монастыре Хиландар. Впоследствии его были перенесены в мужской монастырь Студеница Жичской епархии Сербской православной церкви, где находятся и поныне. Растко Неманич прославлен в лике святителей с именем Савва, в честь которого построен величественный собор в центре Белграда». Продолжается публикация книги Валерия Сдобнякова «Сквозь годы, карауля время» (предыдущие главы книги помещались в 80 и 81 2023 года). Это дневник главного редактора, на страницах которого отражаются главные политические и культурные события, происходящие как в Нижнем Новгороде, так и России, в иных странах мира. Уже приходилось отмечать, что это важный документ времени, заметки которого останутся для исторической памяти будущих поколений. Конечно, в книге уделено много места событиям специальной военной операции на Украине. Возможно, только эта концентрация, вычленение, по мнению автора, главных последствий уже имела бы большое значение для читателей, не всегда успевающих отслеживать происходящее на Донбассе и в других местах боевых действий. Но это, всё-таки, лишь один из аспектов хроники, задуманной В. Сдобняковым. В «Сквозь годы, карауля время» рассказывается и о литературной жизни в России. Писатель делится впечатлениями о прочитанных им книгах, о сборниках и иных произведениях самых разных авторов – поэтов, учёных, публицистов – выпущенных в свет издательством «Вертикаль. XXI век», о театральных премьерах и выставках художников… Иными словами: всё многообразие жизни и забот современного литератора отражено в дневниковых записях Сдобнякова. Вплоть до созерцания красот окружающей природы в урбанистическом окружении города. Увлекательнейшее чтение!

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/18/...

Славу Св. Горы в наше время составляют ряд выдающихся старцев, к-рые своей жизнью и трудами внесли неоценимый вклад в дело возрождения монашества (см. разд. «Старчество»). Св. Гора вступила в 3-е тысячелетие христианства на подъеме расцвета своих духовных сил, что является благословением Божиим для всего правосл. мира, духовной крепостью к-рого она всегда являлась. Лит.: Μωυσς Αγιορετης, μον. ρδβλθυοτεΑγιον Ορος Εκοσι χρνια μετ τν πρτη χιλιετηρδα (1963-1983)//Πρωττον. 1984. Τ. 5. Σ. 81-83; Ανδρας Αγιορετης, ρχιμ. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 19973. Σ. 253-314. Мон. Моисей Святогорец (пер. с греч. И. Дьяченко) Иеросхим. Игнатий Слепой С древности до наших дней Св. Гора является свящ. местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, питающим и умиряющим подвижников благочестия. Здесь непрестанно совершаются высокие аскетические подвиги. На А. можно встретить реальное воплощение христ. идеала обожения, ибо святогорские иноки желают стяжать в этой жизни не столько знание о Боге, сколько знание Самого Бога. Среди знаменитых подвижников немало простых, малообразованных в мирском понимании людей, чистотой своей жизни стяжавших благодатные дары Св. Духа и достигших высокого духовного просветления и святости. Иеросхим. Феодосий Карульский Иеросхим. Феодосий Карульский В кондаке службы афонским святым о подвижниках Св. Горы говорится: «Онебесившие Гору сию и показавшие в ней житие ангельское». За историю своего христ. существования Св. Афонская гора взрастила сонмы св. отцов, среди к-рых преподобные Петр и Афанасий Афонские, Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама, прп. Максим Грек, сщмч. Косма Этолийский († 1779), прп. Никодим Святогорец, груз. аскет Иларион († 1864), старец Хаджи Георгий (1809-1886). Мн. святогорские иноки-аскеты старались вести себя так, чтобы внешне ничем себя не выражать, не открывать миру своего духовного величия. Искусство смирения и мудрой простоты стоит у святогорцев очень высоко, поэтому большинство афонских святых остаются при жизни неузнанными. Даже прп. схим. Силуан (Антонов) , один из величайших подвижников XIX-XX вв., при жизни оставался малоизвестным, и только после кончины († 1938) его святость была общепризнана. Там же, где и старец Силуан, в Русском мон-ре вмч. Пантелеимона, подвизался в XIX в. старец иеросхим. Иероним (Соломенцо в) , несший послушание братского духовника при игум.-старце схиархим. Макарии (Сушкине) , к-рый, по свидетельству современников, стал «духовным возобновителем Русика». Среди прославленных рус. подвижников прп. Аристоклий Афонский († 1918), исихаст Феодосий Карульский († 1937) и его ученик старец Никодим († 1984). Не только рус., но и серб., болг., греч. иноки почитали его за дар духовной рассудительности и пользовались его наставлениями.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Биографическая часть тома включает в себя статьи о деятелях Православной Церкви с именами Симеон и Симон. Необходимо упомянуть материалы о новгородском архиепископе Симеоне, жившем в 15 в., обширную статью об архиепископе Фессалоникийском Симеоне, бывшем сторонником учения св. Григория Паламы, биографии первого Тверского епископа Симеона, выдающегося болгарского царя Симеона, создавшего предпосылки для «золотого века» национальной культуры, митрополита Киевского Симеона, св. Симеона Верхотурского, ряда константинопольских, иерусалимских и антиохийских патриархов, а также российских новомучеников. Читателям будет интересно ознакомиться со статьями о праведном Симеоне Богоприимце, московском князе Симеоне Гордом и основателе сербской династии Неманичей Симеоне Мироточивом, известном также как Стефан Неманя.  63-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. Рассказывается о монастырях, основанных при храмах прп. Сергия Радонежского, а также о Серпуховском Владычном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Силуана Афонского преподобного монастыре во французском департаменте Сарта, Симбирском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре. Том содержит материалы о Серовской и Краснотурьинской епархии; Серпуховском викариатстве Московской епархии; Сестрорецком викариатстве; Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ; Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ; Симферопольской и Крымской епархии РПЦ. Необходимо отметить статьи о праотце Симе, старшем сыне Ноя и ветхозаветном патриархе Симеоне. Статьи о Сибаре, затворнике 6 в. о котором упоминает знаменитый автор Раннего Средневековья Григорий Турский, и католическом святом Сигфриде, миссионере в Скандинавии, написаны С. Мереминским, читателей заинтересуют также статьи о Сигурде Крестоносце, короле Норвегии и известном риторе Раннего Средневековья Сидонии Аполлинарии. Подписчики энциклопедии смогут расширить свои познания о римском папстве, прочитав статьи о папах с именем Сикст (всего 5), папе Сильверии, папах Сильвестре I, в «Деяниях» которого подробно описано крещение императора Константина и Сильвестре II, бывшем выдающимся ученым своего времени, но более прославившемся в народной памяти, как чернокнижник Герберт Аврилакский, папе Симмахе, материал о Syllabus errorum, форме осуждения Папским престолом ошибочных с точки зрения католического вероучения мнений. Том содержит статьи об апостолах от 70 Силе, Силуане и Симеоне.

http://sedmitza.ru/text/10067189.html

Монастырь Евергетиды не был ни под церковной, ни под императорской, ни под частной юрисдикцией, он оставался независимым и самоуправляемым. Такое положение ему обеспечила золотая булла, полученная от императора Константина IX Мономаха (1042–1055). Мужскому монастырю Евергетиды принадлежала еще и женская обитель со строгим уставом, закрытая для мужчин, но не совсем: с благотворительной целью ее могли посещать те, кто был известен своим благочестием и добродетелями, но и то не часто и под присмотром. Уставная монастырская литургия исполнялась в сокращенном виде по сравнению с той, которую служили в главном храме, т.е. в Софийском соборе Константинополя. Она была приспособлена под нужды монашеской братии. Как ктиторский, так и литургический уставы монастыря Евергетиды отличались уже с начала 12 века от уставов других монастырей на Среднем и Ближнем Востоке, на Черноморском побережье, на Афоне, в Греции и в Сербии. Две сербские обители могут вполне считать себя дочерними монастыря Евергетиды, поскольку с конца 12 века они связаны дружескими узами с династией сербских правителей Неманичей. Ее основатель Стефан Неманя (1114–1200), великий жупан (1196–1200), а потом монах и ктитор святого монастыря Хиландаря на Святой Горе Афон, он же преподобный Симеон Мироточивый, поддерживал тесные связи с Евергетидским монастырем и оказывал ему щедрую помощь. К тому же он ввел евергетидский устав в монастыре Студеницы, основанном им в Сербии. Его сын святой Савва (1169–1236), основатель автокефальной сербской епископии и ее первый архиепископ (1219–1233), тоже был связан довольно крепкими узами дружбы с монастырем Евергетиды, где он останавливался всякий раз, когда посещал Константинополь, как пишет об этом святой Антоний Новгородский. Святой Савва составил ктиторский и литургический уставы монастыря Хиландаря на Афоне, аналогичный уставу монастыря Евергетиды. После захвата Константинополя латинянами в 1204 году, в марте 1206 года кардинал и папский легат Венедикт отдал монастырь Евергетиды папской обители Санта Марии в Монте Кассино (Италия), но монахов не разогнал, заставив их подчиняться игумену Монте Кассино. Однако константинопольские братья проявили полное неповиновение и оставались в обители до 1222 года, когда окончательно освободились из-под власти латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Преподобный Симеон Мироточивый сначала был великим князем (жупаном) сербским. В мире назывался Стефан Нееманя. Много содействовал усилению православной веры в своем княжестве, настойчиво действовал против латинства, против ереси Ария и других ересей. Достигнув 80-ти лет, по совету сына своего, св. Саввы (12 января), сложил звание князя и принял иночество на Афоне. Здесь вместе с сыном Саввой основал Хиландарский монастырь. Скончался в 1200 г. Мощи его источают миро, отчего и называется он мироточцем. Св. Евлогий был архиепископом Александрийским и одним из просвещенных и деятельных пастырей VI века. Боролся с ересью Евтихия, который неправильно учил о И. Христе, Сыне Божием, говоря, что в Нем человеческое естество было поглощено Божеским, и с другими лжеучениями. Управлял паствой 27 лет. Скончался в 607 г., в глубокой старости. Празднование явления Долинской иконы Пресвятой Богородицы. На иконе изображается Богомладенец, сидящий у нее на левой руке и обратившийся в сторону. 14-е число Св. Равноапостольный Кирилл в мире назывался Константином, был философом и учителем славян в христианской вере, вместе с братом своим Мефодием. Происходил он от знатной фамилии. Воспитывался вместе с императором Михаилом III. Ему предстояла блестящая будущность, но сердце его возлюбило Бога больше всего. Отвергнув выгодный брак, Кирилл удалился в пустыню к горе Олимп». Сюда же после прибыл и брат его Мефодий. Отсюда Господь вызвал их обоих на проповедь к славянам. Моравский князь Ростислав отправил послов в Константинополь с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру; но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император и патриарх обрадовались и предложили идти туда свв. Мефодию и Кириллу. «Есть ли у них буквы? – спросил Кирилл у императора, – потому что проповедовать только устно, это все то же, что писать на песке». Тогда император» пожелал, а патриарх благословил, чтобы Кирилл составил славянскую азбуку и переложил на славянский язык священные и богослужебные книги; и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В настоящее время на Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская. Гражданское управление осуществляет губернатор (префект) Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. В его ведении находится небольшой административный аппарат, полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Губернатор поддерживает контакты с монастырскими органами управления и своею властью приводит в исполнение некоторые решения монастырской власти. Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Священное Собрание (Synaxis), состоящее из настоятелей всех 20 монастырей и собирающееся в Карее два раза в год для принятия разного рода канонических указов. Административную монастырскую власть осуществляет Священный Кинот (Протат), являющийся постоянным органом и состоящий из представителей (антипросопов) всех монастырей, избираемых на один год. Заседания Протата должны проходить не менее трех раз в неделю. Постоянным распорядительным органом Протата является Священная Эпистасия (Надзор), состоящая из представителей ежегодно сменяющих друг друга пяти четвериц, на которые поделены все 20 афонских монастырей; представитель древнейшего монастыря из четырех, образующих «пентаду», носит титул «прота» (первого) или «протэпистата» (первого надзирателя) и председательствует в Эпистасии. В случае разногласий между эпистатами дело переносится в Протат. Высшие административные органы управления Афона располагаются в Карее. С древности до наших дней Святая Гора остается местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, местом непрестанной молитвы за мир. Бесчисленны сомны святых отцов, прославивших Святую Гору своей ангелоподобной жизнью. Среди них преподобные Петр и Афанасий Афонские , Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама , прп. Максим Грек , сщмч. Косма Этолийский , прп. Силуан Афонский и др. Благодаря великому смирению и мудрой простоте, большинство афонских аскетов остаются безызвестными. Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой горе Афонской просиявших, отмечается в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Андреевский скит

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Новороссийск, пос. Гайдук, ул. Новороссийское шоссе, д. 17, кв. 45. Индекс: 353990, Крисевич Татьяне Юрьевне. Эл.адрес: tatevseeva@yandex.ru Татьяна 2012/06/24, 15:59:10 Дорогие братья монастыря Хиландар на Святом Афоне. Хочу от всей своей грешной души поблагодарить вас за ваши молитвы о даровании мне рабе Божией Елене и рабу Божьему Дмитрию нашей долгожданной любимой дочери. Господь наш, Пресвятая Богородица и Святой Симеон Сербский Мироточивый услышали ваши и наши молитвы. Произошло чудо. Врачи говорили, что мне уже и ЭКО не поможет. Мы 5 лет мечтали о ребёночке. И как только мы закончили 40-дневный пост с молитвами - через 3 недели душа нашей доченьки была уже с нами. И всю беременность мы молили Господа, чтоб даровал нам здорового, умного, красивого и счастливого ребёночка. И именно такую девочку он нам подарил Мы теперь готовы горы свернуть с её появлением. Многие наши друзья, знакомые и некоторые врачи ещё больше укрепились в вере, видя это чудо и зная нашу ситуацию. Я родила доченьку в 41 год. Сейчас мне 44 года и мы с мужем опять хотим ребёночка. Естественно врачи говорят, что шансов практически нет. У нас даже тени сомнения нет, что Господь нам поможет опять. Нам снова передали святую лозу с виноградинками Преподобного Симеона и мы уже начали 40дневный пост с молитвами 11 июня. 20 июля закончим. Взываем вас помочь нам своими молитвами о даровании нам ребёночка - рабам Божьим Дмитрию и Елене. СПАСИ ВАС ГОСПОДИ 2012/06/24, 07:43:43 Дорогие афонские братия! слезно прошу помолиться за здравие болящих рабов Божиих Нины,Ириы, Димитрия, Инны. Помолитесь, пожалуйста, чтобы в Сибири пошли дожди, все сохнет. раба Божия Ирина 2012/06/23, 22:41:31 Дорогие братья и отцы прошу Вас помолиться о здравии Ольги, бол. Евгения, бол. Галины, Владимира, бол. Галины, Антония, бол. Галины и об упокоении моего отца Павла. Спаси Вас Господи! 2012/06/23, 11:25:02 Дорогие Братья Афонские! Искренне прошу Вас о помощи нашей семье.Умолите Господа Бога вразумить мужа моего раба Божьего Алексея утопающего в грехе блуда.Не дайте свершиться коварным планам разлучницы Натальи против моей семьи.Спаси вас Господи! Лариса 2012/06/22, 14:48:12 Дорогие Братия святого монастыря,помолитесь пожалуйста о нас грешных,рабах Божьих Елены и Ильи.9 лет мы молим Бога подарить нам чадо,Будьте милосердны,вышлите пожалуйста святую Лозу и виноградники.Да храни вас Господь.

http://isihazm.ru/?id=502&c_pid=11

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010