По прошествии некоторого времени строителем 4187 странноприимницы был Евстратий, который тоже не радел о больных и странниках и к тому же был скуп. Однажды много дней он не давал больным елея и за это он был наказан Богом, разболевшись глазами. Один из друзей его, именем Лев, не тот, о котором мы говорили выше, но другой, носивший тоже имя и служивший в странноприимнице, сказал ему: – Отпусти для больных и странников в должной мере елея, и ты будешь здоров очами; если же не веришь словам моим, то я дам, в удостоверение сказанного мной, расписку. Сказав это, он написал Евстратию следующее: – Я, Лев, уповая на святого чудотворца Сампсона и утверждаясь несомненной верой на него, предоставляю себя поручником тебе в удостоверение того, что если ты дашь довольно елея для нищих и странников, то исцелеют от болезни глаза твои; ибо святой Сампсон испросит тебе здравие. Приняв такую расписку и дав обещание отпустить в нужной мере елей для больных и странников, Евстратий в тот же день получил исцеление очей. Но так как он был скуп по своему нраву, то снова не стал давать елея. И вот однажды ночью явился ему преподобный Сампсон и со гневом сказал ему: – Что ты испытываешь меня, пренебрегая моими вразумлениями? Устрашенный этим видением, Евстратий с наступлением утра призвал друга своего Льва и дал ему множество елея, прося его, чтобы он помолился за него к святому Сампсону и испросил у святого угодника Божия прощение грехов его. Один из царских советников, именем Барда, человек знатный, заболел карбункулом, от которого образовались на груди его большие и неизлечимые язвы. Долго он претерпевал тяжкие страдания от своей болезни. Между тем, наступил день памяти святого мученика Мокия : врачи, бывшие при больном, и все домашние его ушли в церковь святого мученика на всенощное бдение; больной же лежал на одре, сильно печалясь о том, что не мог идти в церковь на праздник и поклониться чудотворному гробу преподобного Сампсона, находившемуся в той церкви святого мученика. В это время явился к нему некий благолепный старец и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По прошествии некоторого времени строителем [ 6 ] странноприимницы был Евстратий, который тоже не радел о больных и странниках и к тому же был скуп. Однажды много дней он не давал больным елея и за это он был наказан Богом, разболевшись глазами. Один из друзей его, именем Лев, не тот, о котором мы говорили выше, но другой, носивший то же имя и служивший в странноприимнице, сказал ему: — Отпусти для больных и странников в должной мере елея, и ты будешь здоров очами; если же не веришь словам моим, то я дам, в удостоверение сказанного мной, расписку. Сказав это, он написал Евстратию следующее: — Я, Лев, уповая на святого чудотворца Сампсона и утверждаясь несомненной верой на него, предоставляю себя поручником тебе в удостоверение того, что если ты дашь довольно елея для нищих и странников, то исцелеют от болезни глаза твои; ибо святой Сампсон испросит тебе здравие. Приняв такую расписку и дав обещание отпустить в нужной мере елей для больных и странников, Евстратий в тот же день получил исцеление очей. Но так как он был скуп по своему нраву, то снова не стал давать елея. И вот однажды ночью явился ему преподобный Сампсон и со гневом сказал ему: — Что ты испытываешь меня, пренебрегая моими вразумлениями? Устрашенный этим видением, Евстратий с наступлением утра призвал друга своего Льва и дал ему множество елея, прося его, чтобы он помолился за него к святому Сампсону и испросил у святого угодника Божия прощение грехов его. Один из царских советников, именам Барда, человек знатный, заболел карбункулом, от которого образовались на груди его большие и неизлечимые язвы. Долго он претерпевал тяжкие страдания от своей болезни. Между тем, наступил день памяти святого мученика Мокия [ 7 ]: врачи, бывшие при больном, и все домашние его ушли в церковь святого мученика на всенощное бдение; больной же лежал на одре, сильно печалясь о том, что не мог идти в церковь на праздник и поклониться чудотворному гробу преподобного Сампсона, находившемуся в той церкви святого мученика. В это время явился к нему некий благолепный старец и сказал ему:

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Ввиду этого и будем, повторяем, помнить то, что мы выше сказали относительно заботящихся о построении храмов Божиих и, помня сие, будем и сами плодоносящими и добродеющими в сих последних, будем отзывчивы к просьбам о помощи на построение Церквей и станем и вообще, кто чем может, содействовать благолепию домов Божиих. «Господи, освяти любящия благолепие дому Твоего! Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя». Аминь. 27-й день 306. Доброму делу Господь всегда бывает помощник и споспешник (Из жизни преподобного Сампсона странноприимца. Чет. Мин. июня 27) Некоторые бедные, но благочестивые и имеющие доброе и отзывчатое сердце люди, видя вокруг себя нищих и убогих, часто с сожалением говорят: «Что, если бы я был богат? Всех бы этих несчастных накормил бы, напоил, пристроил! А то вот нет денег, ну ничего сделать и не могу». Как вы думаете, братие, справедливо такое рассуждение этих людей или нет? Не знаем, как вы думаете, но мы со своей стороны думаем, что оно несправедливо. Думаем же так, потому что знаем, что кто истинно желает помочь бедным, тому Господь и средства на это подает, и доброму намерению такого человека всегда бывает помощник и споспешник. Преподобный Сампсон, именуемый странноприимцем, получил от родителей в наследство великое богатство и множество рабов, но, как человек всецело преданный душой Богу, все деньги раздал нищим, а рабов отпустил на волю. Сам же удовольствовался одной убогой одеждой и веревкой, которой он опоясывался. Сампсон пришел в Константинополь, поселился в одном пустом доме и стал принимать к себе нищих и странных и больных, и стал служить им и покоить их. При его бедности, казалось, его дело не могло далеко идти, но вышло иначе. «Бог, – говорит сказание, – иже обыче благословити любовь к ближним... почте труды раба Своего чудесы великими». И подлинно велики были чудеса, которые явил Господь на Сампсоне и на деле его. Так, прежде всего, царь Иустиниан по просьбе Сампсона устроил странноприимницу и больницу для призреваемых им, обеспечил эти учреждения великими имениями и удовлетворил все нужды странных и больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

127 Преподобный Сампсон был уроженцем Рима и жил во времена императора Юстиниана Великого . Раздав свое имущество, он пришел в Константинополь, где сблизился с Патриархом Миной, который посвятил его в иерея. Благодаря знакомству с врачебным искусством, но прежде всего – по благодати Божией, он исцелил многих безнадежных больных, в том числе самого императора. В благодарность за исцеление Юстиниан сделал его скевофилаксом Великой Церкви. Прославившийся делами человеколюбия, особенно устройством знаменитого приюта для нищих, преподобный Сампсон получил прозвище Странноприимец. По кончине праведника гроб его источал благоухание. 128 Варфоломей Кутлумушский (1772–1851) – уроженец острова Имврос, книгоиздатель и педагог. Подвизался в Кутлумуше с 1793 г., будучи учеником Никодима Святогорца . Преподавал в Патриаршей школе Фанара (Константинополь), в гимназии на острове Халки, в Афониаде (1848–1849), в школах Фессалоники, Керкиры, а также в Венеции, где напечатал Малый Просевхитарий и Большой Часослов. Находясь на Керкире, исправил по благословению Патриарха Константия I (1830–1834) Пентекостарий [в Русской Церкви – Цветная Триодь]. Позже издал Триодь [в Русской Церкви – Постная Триодь] и полный круг служебных Миней, текст которых тщательно проверил. 130 Мавруда – келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы, зависимая от Хилендарского монастыря. Название ее предположительно происходит от Μαροδα – уменьшительной формы от имени Μαρα, намекающей на малый возраст Богоматери к моменту введения Ее во храм. 131 Образное выражение, подчеркивающее значение соборного храма Протата (освященного в честь Успения Божией Матери) уподоблением его константинопольскому собору Святой Софии. – Изд. 132 В 1276 г. большинство монастырей Афона отвергло унию с папским Римом, заключенную императором Михаилом Палеологом, за что жестоко пострадало от карательной экспедиции с участием его католических союзников. Жертвами карателей стали и монахи Карей, в том числе тогдашний глава всех монастырей – прот. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

156 Св. Мокий, родом Римлянин, был священником в Амфиполе (в Македонии); после многих истязаний в этом городе и в Ираклее, был отправлен в Византию, где и скончался от меча, в царствование Диоклитианово. В сказании о страдании св. Мокия замечено, что он совершнил свои подвиг в 11 день мая, “в оньже потом благочестивый царь Константин праздник ему творяшс. Созда бо церковь во имя его, и честныя его мощи принесе во оную, и в день памяти его сотвори обновление граду, егоже во имя свое Константинополем нарече” (Чет. Мин. 11 мая). – Св. Сампсон, родом Римлянин, искуством врач, саном пресвитер Цареградский, по делам благотворительности Странноприимец, жил во времена Иустиниана; скончался, в глубокой старости, около 530 г. и погребен “в церкви св. мученика Мокиа, от егоже племене великий сей Божий угодник Сампсон плотским рождением бяше.... Прославляя Бог множаишими чудесы угодника своего Сампсона, сотвори гроб его источати целебное миро, имже всякими недуги болящии, с верою помазующиися, здравие получаху” (Там же, 27 июня; сн. Ассемани, Kalend. ecc!. univ. t. VI. р. 448). 157 Византий (1. 1. говорит, что мощи св. Евфимия лежали в самом храме св. Мокия ; но откуда он взял это известие, не показывает. Димитрий Ростовский замечает:“жития преподобнаго сегоЕвфимиа новаго не обретохом более нигдеже, точию еже от службы в Минеи ему положенныя возмогохом, сие зде положихом”, именно, что преп. Евфимий, живя в мире, был женат; удалившись в пустыню, подвизался по примеру древних пустынников и сделался наставником иноков (Чет. Мин. 15 октября). В Папеброковых Святцах он изображен монахом, в пресвитерской одежде (Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. V. р. 302). 158 Свв. чудотворцы и безмездные врачи Кир – Александриянин и Иоанн – Едессянин пострадали в Канопе, близ Александрии, при Диоклитиане, в 311 году (Чет. Мин. 31 января. Месяцосл. Вершин.). 159 На запад от церкви св. Филиппа, стоявшей неподалеку от Мокиевой цистерны (сн. выше, прим 155), издавна было городское кладбище. На этом-то кладбище царица Ирина Афинянка (780 – 802) постронила церков во имя св. евангелиста Луки: (Кодина, ed. 1. р. 119 et 102). Когда же церковь эта стала угрожать разрушением, то имератор Василий Македонянин перестроил ее заново. Templum hoc sancti Lucae, говорит Бандури, ab Irene Attica Augusta conditum, ad quod stetit Coemeterium publicum, – ad occasum aedis sancti Philippi, non longe a cisterna Mocisia erat, quaeque, cum ruinam minaretur, reaedificata fuit a Basilio Macedone, ut auctor est Porphyrogenitus in ejus vita, cap. LIV: (Imper. Orient. t. II. p. 710. 711; сн. Византия, ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Рубрики Коллекции Воскресенье, 10 июля 2022 года: что будет в храме? 14 мин., 09.07.2022 Поделиться Это последнее воскресенье Петрова поста. Мы празднуем память праведной Иоанны мироносицы, преподобного Сампсона странноприимца, а также преподобных Севира пресвитера, Георгия Иверского, Мартина Туровского и Серапиона Кожеезерского. Особым образом выделяется память Собора преподобных отцев Псково-Печерских и память Липсийских преподобномучеников Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения. Также молимся священномученикам, пресвитерам Григорию, Александру, Владимиру и Петру, новомученикам Российским. Воскресенье, 10 июля 2022 года Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В воскресное утро мы откладываем все прочее, чтобы участвовать в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью»  мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Нового Завета и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 10 июля. День памяти святых Праведная Иоанна мироносица (I) Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе. Преподобный Сампсон странноприимец (ок. 530) Преподобный был сыном богатых и знатных римлян. В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство. После смерти родителей святой Сампсон стал раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню. Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера.

http://foma.ru/voskresene-10-ijulja-2022...

Сказав это, Сампсон коснулся рукой больного места на теле царя, делая вид, что он прилагает лекарства, и желая этим утаить данный ему от Бога дар чудесного исцеления. И лишь только он коснулся больного места рукой, вдруг царь почувствовал облегчение от болезни, а потом скоро наступило у него и совершенное исцеление. Получив совершенное здравие, царь сильно обрадовался не только своему выздоровлению, но и тому, что он сподобился увидеть столь великого богоугодного мужа. Потом, желая достойно возблагодарить святого, предлагал ему много золота и серебра. Но святой сказал царю: – Я много, царь, имел золота, серебра и имений, но все это ради Христа оставил, чтобы получить вечные небесные блага. Но если хочешь оказать мне твое благоволение, то ради Бога и твоего спасения сделай вот что: устрой рядом с хижиной моей дом, где бы я мог успокаивать немощных и странников, которым я привык служить. Этим ты и себе исходатайствуешь от Бога вечное воздаяние, и мою старость утешишь. Слушая такие слова святого, царь вменил эту просьбу его скорее в дар себе, чем в прошение, и повелел создать странноприимницу и больницу, как хотел преподобный. Когда же здание было окончено строением, царь приписал к нему различные имения на нужды успокаиваемых там странников и врачуемых больных. После того, в продолжение многих лет, святой Сампсон предавался своему делу служения странникам и врачевания больных. Среди таких занятий достиг он глубокой старости: ослабев телом, он немного разболелся и приблизился к смерти. Когда же разлучалась душа его от тела, он оставался светел лицом и нимало не скорбел ввиду смерти, как обычно скорбят другие души, преисполненные плотскими и мирскими печалями, одержимые многими грехами, и потому боящиеся смерти. Святой ведал, Кто призывает его, от каких трудов и к какому спокойному пристанищу и какие утехи ожидают там душу его блаженную, ибо всякий делатель достоин мзды своей ( Лк.10:7 ). Итак, богоугодная душа святого Сампсона отошла в небесные горные страны 4184 ; тело же его было с честью погребено в церкви святого мученика Мокия, от племени коего сей великий угодник Божий произошел по плотскому рождению, будучи духовным наследником добродетели святого мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда царь послал по всей стране разыскивать виденного им старца. Долго все поиски были тщетны и болезнь царя усилилась. Наконец, один из слуг царя, знавший Сампсона, вспомнил скольким больным он помогал, и царь, которому он всё рассказал, повелел немедленно привести Сампсона. Когда Иустиниан увидал перед собою того самого старца, которого так долго и так тщетно искал, он весьма обрадовался. Он встал со своего места, подбежал к Сампсону, обнял его, благоговейно целовал не только шею, голову, но и руки его, с верою приближая их к своим глазам, обливая своими слезами восклицая, что это по истине есть тот, которого он так искал. Смиренный старец опечалился, видя такое к себе уважение царя, но, не желая посрамить упования его на Бога, он, помолившись, прикоснулся больной части тела Иустиниана, желая по возможности и тут скрыть данный ему от Бога дар чудотворения. Но больной тотчас воспрянул, почувствовав немедленно полное исцеление и с великими слезами благодарил Бога за возвращение ему здоровья и дарование ему такого необыкновенного богоугодного врача! Желая по мере сил отблагодарить Сампсона, который не соглашался принять ни золота, ни серебра ни, какого-либо имущества, царь построил большую странноприимницу и больницу, в которых Сампсон мог по влечению своего сердца оказывать гостеприимство и врачевство всем нуждающимся. Даже по смерти своей Сампсон не переставал пещись о дарованной ему обители. Однажды в Константинополе был такой пожар, что пылал и храм св. Софии и всё кругом было в огне, но странноприимница безмездного врача Сампсона, объятая со всех сторон пламенем, стояла невредимая и многие видели, как сам преподобный спешно обходил вокруг ограды и огонь, как бы устрашившись, устремился по другому направлению. Вслед затем пошёл обильный дождь, который и залил огонь. Два раза также святой по смерти вразумлял нерадивых служащих: Енесия строителя, обещав возвратить ему здоровье, если он будет добросовестно исполнять свои обязанности и Евстратия эконома, который не хотел выдавать елея на церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Будучи великим угодником Божиим, святой прославился чудесами, творимыми им не только при жизни своей, но и по смерти. Некоторые из его посмертных чудес мы здесь и припомним. Однажды был в Царьграде пожар, который начался от церкви святой Софии 4185 . Пожар был столь силен, что никто из людей не мог ничего сделать, чтобы погасить его. Пламя быстро распространялось и уже горело большинство роскошных палат и зданий, украшавших город. Огонь достиг и до странноприимницы преподобного Сампсона. Но окружив ее со всех сторон, пламя совершенно не касалось ее, и она стояла среди огня, как купина неопалимая. При этом многие видели преподобного Сампсона, который быстро обходил ограду странноприимницы и гневно отстранял от нее пламя пожара – и огонь, как бы устрашившись перед лицом святого и повинуясь его велению, отступил от странноприимницы в другое место. Потом внезапно загремел гром и появилось на небе облако; немедленно после того полил сильный дождь, который, по молитвам святого, угасил весь пожар. Святой подавал по смерти своей также и исцеление всяких болезней, как он подавал их при жизни своей. Случилось как-то, что один, знатный муж Феодорит, саном спафарий 4186 , сходя быстро ради некоей нужды по ступенькам лестницы своего дома, оступился и повредил сустав ноги своей. Нога неожиданно разболелась, и он слег в постель. В продолжение трех дней он не мог от сильных страданий ни вкушать пищу и питие, ни забыться сном, ни сказать что-либо – и был как немой. Но сохранив при своих страданиях здравый ум, он мысленно прилежно молился Богу и угоднику Его, святому Сампсону, призывая его на помощь. По прошествии трех дней, при наступлении ночи, спафарий Феодорит увидел святого Сампсона, стоявшего у его ног; касаясь поврежденной ноги его, святой говорил: – Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть. И сказав это, святой сделался невидим. Феодорит тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и радостно начал громко благодарить Бога и говорить: – Воистину великий угодник Божий святой Сампсон!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Будучи великим угодником Божиим, святой прославился чудесами, творимыми им не только при жизни своей, но и по смерти. Некоторые из его посмертных чудес мы здесь и припомним. Однажды был в Царьграде пожар, который начался от церкви святой Софии [ 3 ]. Пожар был столь силен, что никто из людей не мог ничего сделать, чтобы погасить его. Пламя быстро распространялось и уже горело большинство роскошных палат и зданий, украшавших город. Огонь достиг и до странноприимницы преподобного Сампсона. Но окружив ее со всех сторон, пламя совершенно не касалось ее, и она стояла среди огня, как купина неопалимая. При этом многие видели преподобного Сампсона, который быстро обходил ограду странноприимницы и гневно отстранял от нее пламя пожара — и огонь, как бы устрашившись перед лицом святого и повинуясь его велению, отступил от странноприимницы в другое место. Потом внезапно загремел гром и появилось на небе облако; немедленно после того полил сильный дождь, который, по молитвам святого, угасил весь пожар. Святой подавал по смерти своей также и исцеление всяких болезней, как он подавал их при жизни своей. Случилось как-то, что один, знатный муж Феодорит, саном спафарий [ 4 ], сходя быстро ради некоей нужды по ступенькам лестницы своего дома, оступился и повредил сустав ноги своей. Нога неожиданно разболелась, и он слег в постель. В продолжение трех дней он не мог от сильных страданий ни вкушать пищу и питие, ни забыться сном, ни сказать что-либо — и был как немой. Но сохранив при своих страданиях здравый ум, он мысленно прилежно молился Богу и угоднику Его, святому Сампсону, призывая его на помощь. По прошествии трех дней, при наступлении ночи, спафарий Феодорит увидел святого Сампсона, стоявшего у его ног; касаясь поврежденной ноги его, святой говорил: — Встань, ибо ты уже больше не будешь болеть. И сказав это, святой сделался невидим. Феодорит тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и радостно начал громко благодарить Бога и говорить: — Воистину великий угодник Божий святой Сампсон!

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010