22 — Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп. 23 — Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан. 24 — Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий. 25 — Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна. 26 — Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков. 27 — Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан. 28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор. 29 — Иван, Максим, Петр. 30 — Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий. 31 — Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия. Церковные православные праздники в январе Преподобный Илия Печерский   В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины. Святой мученик Вонифатий В этот же день вспоминают святого мученика Вонифатия , который пострадал за Христа в III в. Будучи рабом, он со своей хозяйкой Аглаидой вел распутную жизнь, но угрызения совести заставили его обратиться к Господу и публично исповедать свою веру. Ему молятся об освобождении от пагубной страсти пьянства – что 1 января, к сожалению, очень актуально. 2 января – день преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского , отошедшего ко Господу в 1908 г. Св. прав. Иоанн Кронштадтский Отец Иоанн с детства отличался большой набожностью и тягой к знаниям. С отличием окончив семинарию и Духовную Академию, он получил назначение в Андреевский собор г. Кронштадта, где служил всю жизнь, никому не отказывая в молитве. Отец Иоанн пользовался большой любовью и известностью по всей России, по его молитве совершались многочисленные чудеса. Святая великомученица Анастасия Узорешительница День памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы отмечается 4 января. Святая пострадала за Христа в начале IV в. Овдовев, святая раздала свое имущество нищим и страждущим, она посещала тюрьмы, где кормила, лечила и ободряла узников, заключенных за исповедание христианской веры, многих ей удалось выкупить. В Иллирии Анастасия была схвачена, ее пытались уморить голодом, утопить, но Господь чудесным образом избавлял ее от смерти. После долгих истязаний мученицу привязали над пламенем костра.

http://pravmir.ru/imeniny-yanvarya/

В данном случае Савва оказался успешным переговорщиком. Он дал возможность православной Сербии подняться на ноги и стать тем, чем она и стала в истории, вплоть до битвы на Косовом поле. Этому удивительному святому – Симеону Миро­точивому – и был посвящён наш дом. И поскольку сам я в то время был в юрисдикции Сербской Церкви, то мы решили просить покровительства небесного со стороны великого сербского святого, отца святителя Саввы, преподобного Симеона Мироточивого. Почему Мироточивого? Потому что когда святой Савва привёз мощи отца в Сербию, чтобы примирить всех и поднять страну из руин, останки начали источать благоуханное миро. Явление, давно известное в истории Православной Церкви. Мы знаем, что в Киево-Печерской лавре есть пещера, которая и сегодня называется мироточивой, потому что в ней в течение нескольких веков мощи источали благоуханное миро. Чудо мироточения В связи с этим я хочу рассказать, как я лично был свидетелем такого же чуда, мироточения иконы. Икона была написана на Афоне благочестивым греческим монахом и находилась в монастыре, вернее в маленьком скиту, где располагалась иконописная мастерская. Монастырь существовал именно за счёт писания и распространения икон – богомольцы приезжали и покупали иконы, и эти афонские образа расходились по всему православному миру. И вот один юноша, принявший Православие, вместе со своим другом поехал на Афон, чтобы посетить эту колыбель монашества. Когда они пришли в скит, то увидели икону Пресвятой Богородицы и захотели её приобрести. Но им ответили: «Нет, эта икона не продаётся. Купите любую другую, а эта – наша святыня, мы её бережём». Это была икона Иверской Божией Матери. Ну что ж, нельзя, – так нельзя. Молодые люди побыли в монастыре некоторое время, помолились и отправились назад. И когда они отошли от монастыря уже довольно далеко, вдруг сам настоятель монастыря догнал их и сказал: «Пресвятая Богородица хочет идти с вами, возьмите икону». Таким образом эта икона оказалась в руках Иосифа, испанца из Южной Америки, а теперь преподавателя в Монреале, в Канаде. Он поместил эту икону у себя в келье – он жил как монах, хотя и не был монахом. И вот как-то, вернувшись домой, он почувствовал удивительный аромат. Он подумал, что кто-то разлил духи. Но запах постепенно привёл его в угол, где находилась икона. И он увидал на её поверхности как бы капли росы. Влага собиралась и потом понемногу начинала стекать. Капли были маслянистые, как миро. Об этом рассказали местному епископу, он обследовал икону и благословил. Это было в 1982 году. Икона продолжала мироточить в течение пятнадцати лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

    2 поколение: 1. Преподобная Евфросиния Полоцкая, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Леонтий, Патриарх Иерусалимский, Николай, игумен Странтский. 2. Киев, Русь, Палестина (Юг Италии). 3. Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой, Творения Преподобного Петра Дамаскина, Житие Святого Леонтия Иерусалимского, Путешествие Фоки Творения Николая, игумена Странтского.     3 поколение: 1. Преподобные Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, Преподобный Симеон Сербский, Преподобный Савва Сербский, Николай Странтский. 2. Киевская Русь, Афон, Палестина, Юг Италии. 3. Печерский Патерик, Творения и молитвы Преподобного Кирилла Туровского, Житие Преподобного Симеона и Преподобного Саввы Сербского, Творения Николая Странтского (Гидрутского). XIII ВЕК     1 поколение: 1. Преподобные Авраамий Смоленский и Савва Сербский. 2. Киев, Русь, Афон, Сербия. 3. Житие Преподобного Авраамия Смоленского. Житие и творения Преподобного Саввы Сербского.     2 поколение: 1. Преподобный Мелетий Галасийский, Арсений (наставник Преподобного Григория Синаита, Арсений, Патриарх Константинопольский, Мученики из-за унии (на Афоне и др.). Святой князь Александр Невский. 2. Малая Азия (Галасийская обл.), Афон, Северная Русь. 3. Творения Преподобного Мелетия Галасийского («Восторгнутые Класы» в сборнике Паисия (Величковского)). Житие Преподобного Григория Синаита, Святого Александра Невского, сведения о Патриархе Арсении Константинопольском в Византийской Истории и др., Афонский Патерик.     3 поколение: 1. Святой Феолипт филадельфийский, Святой Афанасий, Патриарх Цареграда, Святитель Петр, Митрополит Московский, Преподобный Петр Ордынский. 2. Константинополь, Афон, Малая Азия, Галасийский монастырь, Ростов. 3. Творения Преподобного Феолипта Филадельфийского (Добротолюбие), Житие Святого Афанасия, Патриарха Цареградского (и его письма), Житие Петра Ордынского, Житие Святителя Петра Киевского и Московского. XIV ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Максим Капсокаливский, Преподобный Григорий Синаит и его ученики, Святые Сербские: Даниил, Стефан и др., Святой Петр, Митрополит Киевский и Московский. 2. Афон, Сербия, Ростов (средняя и северная Россия). 3. Житие Григория Синаита и его творения, Житие Преподобного Максима Капсокаливского, Житие Святителя Петра Московского (написанное Прохором Ростовским).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

40 томов сочинений отца Иустина, из которых 30 опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни. Но наиболее полно его горячая любовь ко Христу выразилась в «Комментариях на Новый Завет», написанных с поэтическим мастерством, сравнимым с творениями его учителя — святителя Николая Охридского (Велимировича). Святой почил после непродолжительной болезни 25 марта/7 апреля 1979 года, в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!». Преподобный Симеон Дайбабский память 19 марта/1 апреля Преподобный Симеон Дайбабский, в миру Савва Попович, родился 19 декабря 1854 года в городе Цетинье в Черногории. Он рано осиротел и воспитывался дедушкой и его братом-священником. На учебу он был определен в монастырскую школу при Цетинском монастыре. По благословению Черногорского митрополита Илариона Савва Попович получил стипендию из России и смог учиться в Киевских духовных семинарии и академии. После окончания академии молодой подвижник изучал светские науки во Франции и Швейцарии, но знакомство с тогдашним западным миром не было ему по сердцу. Он вернулся в Россию и принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре в 1887 году с именем Симеон, а затем был рукоположен в иеромонахи. После рукоположения он некоторое время путешествовал по России, а в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала будущий святой подвизался в монастыре Враньина на Скадарском озере, а затем был переведен в монастырь Острог. Здесь он стал преподавателем в монашеской школе, открытой митрополитом Черногорским Митрофаном. В этот период он дважды отправлялся в паломничество на Афон и Святую землю. Узнав о чудесном видении, бывшем одному бедному крестьянину, преподобный Симеон вместе с ним построил возле села Дайбабе церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, которая была освящена 22 декабря 1897 года. В этом уединенном месте преподобный Симеон предавался духовным подвигам почти полвека. Он сподобился от Господа дара прозорливости, а также исцеления молитвой больных. Поэтому со временем за советом и духовной беседой к старцу стали приезжать многие, в том числе иностранцы. Народ очень любил и почитал старца Симеона, так же относились к нему и знаменитые сербские подвижники того времени. Святитель Николай (Велимирович) называл старца Симеона святым монахом, а преподобный Иустин (Попович) посещал его и изумлялся «великому сербскому старцу».

http://patriarchia.ru/db/text/2328053.ht...

Сей созда Симонов монастырь на Москве, бяше сродник Сергию Радонежскому»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 5 – Гурий архиепископ Казанский «в лето 7073»; декабря 7 – Авраамий епископ Ростовский; Антоний Сийский «лета 7047»; декабря 21 – «успение Петра митрополита в лето 6834, пас церковь Божию 18 лет, родом волынския земли»; января 10 – Павел Обнорский, «успе в лето 6937, пожыв лет 110»; января 11 – Михаил Клопский, «успе в лето 6907, от колена великих князей московских»; января 14 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новград в лето 6600»; января 24 – «мученик Иван, пострадавший в Казани в лето 7037, родом нижеградец, саном синклитик»; января 28 – Ефрем Новоторжский, «бе в лето 6523, болярин бе святых страстотерпец Бориса и Глеба; января 31 – «успение Никиты епископа Новгородского в лето 6616, а обретены мощи его в лето 7066 апреля в 30 день; пас церковь Божию лет 6 и месяцев 5»; февраль 11 «успение Димитрия Прилуцкаго в лето 6900 и успение Всеволода Псковского в лето 6646»; февраля 12 – «успение Алексия митрополита в лето 6885»; февраля 13 – «Симион отец Саввы архиепископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл «философ учитель словяном и болгаром, составивший русскую грамоту в лето 6360»; марта 2 – Арсений, епископ Тверской, «успе в лето 6917»; марта 5 – «обретение мощей Феодора Смоленского и Ярославскаго и чад Давида и Константина в лето 6971»; марта 9 – «принесение честных мощей святого страстотерпца Авраамия из Болгар в славный град Владимир в лето 6607»; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский «в лето 6966»; марта 17 – Макарий Колязинский «успе в лето 6991»; марта 30 – Иона митрополит Московский в лето 6969»; апреля 1 – Евфимий Суздальский, «успе в лето 6912, поживе 88, постриженник Печерского монастыря в Нижнем Новегороде»; апреля 4 – «убиение Аврамиа Болгарского в лето бб03»; апреля 7 «успение Серапиона архиепископа Новгородского в лето 7067»; апреля 10 – Иаков преподобный «иже на железном борку созда обитель»; апреля 11 – успение Варсонофия епископа Тверского; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «пострадали при Олгирде нечестивом крале в лето 6850»; апреля 17 – Зосима Соловецкий, «успе в лето 6985»; апреля 20 – Александр Ошевенский, «бе в лето 6997, постриженник в Кирилове на Беле озере, родом Каргополец отца земледельца»; апреля 26 – Стефан Пермский, «успе в лето 6904

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. Например, на Руси практика умного делания существовала, вероятно, с появления христианства. Во всяком случае, как показывает недавнее исследование по этому вопросу (Тахиаос А. Влияние исихазма на церковную жизнь в России в 1328—1406 гг. Салоники 1962 [по-гречески]), от XII и XIII веков уже имеются определенные на это указания. На основании текстов («Поучение» Владимира Мономаха и ответа Феодосия, архимандрита Киево-Печерской Лавры А.Тахиаос приходит к определенному выводу о существовании практики умного делания на Руси в домонгольский период. С XIV века влияние исихазма усиливается и, как увидим, все русское искусство XIV—XV вв. находится под его прямым воздействием. На Балканах XIV век был «временем настоящего исихастского интернационала» (Елиан А. Византия и румыны//13-й Византийский конгресс. Оксфорд, 1966. Дополнительные доклады, с. 48). Уже в XIII веке первый глава Автокефальной Сербской Церкви исихаст св. Савва (1237) вдохновлялся произведениями св. Симеона Нового Богослова, и через него исихазм руководит жизнью Сербской Церкви, ее монастырей и ее искусства. Расцвет церковного искусства в Сербии как раз и совпадает с автокефалией ее Церкви и связан с именем св. Саввы. Через него вся церковная жизнь получает здесь печать исихазма. Целый ряд преемников св. Саввы (Арсений I, Савва II, Даниил I, Иоанникий I, Евстафий I) были «бдительными стражами исихазма и горячими его сторонниками» (Васич М. Исихазм в Церкви и искусстве сербов в средние века//Сборник в честь Ф. Успенского. Париж, 1930, с. 114 [по-французски]). Влияние св. Саввы на духовную и культурную жизнь Сербии продолжалось вплоть до конца XVIII века. В распространении исихазма на Балканах сыграл большую роль преподобный Григорий Синаит (1266—1340), который поселился во Фракии, на границе Византии и Болгарии. Во время св. Феодосия Тырновского исихазм особенно распространяется в Болгарии и занимает в ее Церкви руководящее положение с возглавлением ее Патриархом Евфимием (1375—1393) (см. Васич М., указ.соч.). Наряду с Афоном и Константинополем болгарские монастыри служили центром общения славян и греков в XIV—XV вв. (см. Лихачев Д. Культура Руси. М.—Л., 1962, с. 39). «Болгария в XIV веке была тем огромным центром, через который проходило византийское влияние в Сербию и Россию» (Лихачев Д., там же). Интенсивные связи Валахии с Афоном обусловили распространение исихазма и в Румынии, где он «утвердил церковную иерархию» (Елиан А., там же).

http://sedmitza.ru/lib/text/440353/

Родители его сказали, что готовы всех монахов разогнать и перебить, и гору  срыть до равнины, если им не отдадут сына. Сына отдали. Но когда он пришёл обратно на свой брачный пир и сел за стол, лицо у него было такое, что все поняли — из него жених не получится. И ему сказали: «Ладно, куда хочешь  - туда и иди». Он ушёл обратно в монастырь и возвеселился, поснимал с себя парчовые одежды, надел на себя монашеское рубище и расцвёл. Примерно так было и у Саввы. Те пришли, начали его искать, а Савва был хитрый, принял их хорошо, повёл с собой на службу, они устали за службой, потом покормил, напоил, их разморило. Они все заснули. Он быстро пошёл к своему духовнику, его тут же постригли в монашество с именем Савва. Причём, постригали его, кажется, монахи из Русского Пантелеимонова монастыря. С тех пор завязалась теснейшая дружба между монашествующими Русской и Сербской Церквей. Пока те, посланные от отца, пришли в себя, княжич уже был монахом. И он сказал им: «Отцу передайте, что я домой не вернусь. Хочет меня увидеть — пусть приходит сюда». И это, в принципе, повтор того, что было у древних отцов Египта, когда монахи убегали от отцов и матерей, преодолевали слёзы родивших их. Мамы умоляли: «Дитя моё, выйди, я хоть посмотрю на тебя». — «Мама, если хочешь повидать меня в будущем веке, в жизни вечной, то не вытягивай меня из монастыря. Там увидимся». И многие преклоняли своих матерей к тому, чтобы те принимали монашество. Так было у Феодосия преподобного Печерского, он тоже так поступил со своей матерью. Так было и у Растко, который стал Саввой. После принятия пострига он показал себя большим подвижником. Вообще, он хотел быть отшельником и жить на Афоне так, как живут там птицы небесные. Он босиком обошёл весь Афон, приложился ко всем святыням, в каждом монастыре усердно помолился Богу. Нужно подробно рассказать вам, что такое Афон. Там есть все климатические зоны: приморские тропики, высокогорные холодные края, лиственные леса, как в Прикарпатье, и приморские субтропики, как в Гаграх.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pry...

Из русских и славянских святых в святцах отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 19 и марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; октября 19 – Иоанн Рыльокий; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежс; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 7 – Антоний Сийский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; декабря 23 – Филипп митрополит; января 10 – Павел Комельский; января 11 – Михаил Клопский; января 17 и августа 3 – Антоний Римлянин; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; февраля 11 и июня 3 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Антоний, Евстафий и Иоанн «пострадаша в Литовстем граде Вилне от князя Олгерда, первое за брадобритие, та же и за прочия христианския законы»; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июня 24 –Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 и июня 3 – Димитрий царевич; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Корнилий Комельский и Иоанн князь Углицкий (в иноцех Игнатий); мая 21 – Константин, князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Георгий новый в Средце Болгарском, «пострадавший от безбожного царя Селима Турского» (в 1514 году); мая 27 – митрополиты: Киприан, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуц; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 10 – преподобный Александр, «иже на Куште реце, Вологодский чудотворец»; июня 25 – Петр князь (в иночестве Давид) и Феврония княгиня (в иночестве Евфросиния) Муромские; июля 15 – Владимир князь; августа 2 – Василий блаженный Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Иоанн Евдокимов за исповедание своей веры провел в тюрьмах и лагерях долгие 15 лет. Казалось бы, лишения и утеснения должны были ожесточить его, но этого не произошло. Неизменно сохраняя в своем сердце образ Христа Спасителя, он, как и многие его собратья, отличался глубоким смирением, послушанием воле Божией, терпением, безграничной любовью и преданностью Православной Церкви. Особо хочу отметить, что христианское воспитание церковная молодежь того времени получала не только от духовенства, но и в общении с алтарниками, псаломщиками, певчими, свечницами, прихожанами разных возрастов. Хорошо помню, как с двумя простыми церковными женщинами — Таисией Дмитриевной Пленкиной, работавшей уборщицей в зубной поликлинике, и портнихой Верой Александровной Кушовой мы паломничали в Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкую обитель, Рижскую пустынь. Так мне, 12-летнему отроку, открывался таинственный и возвышенный мир монастырей нашей Церкви. В Рижской пустыни состоялась моя встреча с отцом Таврионом (Батозским), а в Псково-Печерском монастыре мне довелось общаться с известным всероссийским старцем — схиигуменом Саввой (Остапенко). Во время одного из наших разговоров отец Савва преподал мне простое, но вместе с тем глубокое по внутреннему содержанию наставление. «А ты хочешь быть счастливым в этом мире?» — спросил старец. «Да, батюшка, конечно, хочу!» — ответил я. «А ты знаешь, что для этого нужно?». «Нет, — говорю я, — скажите, пожалуйста». «Скажу тебе слова преподобного Пимена Великого, — ответил отец Савва. — Много трудись, много молись, и твори добро людям». И как-то особенно глубоко запали мне эти слова в душу, настолько, что стали девизом всей моей последующей жизни. Мне не раз приходилось убеждаться в мудрости этого простого святоотеческого наставления. Действительно, человек испытывает подлинную радость бытия только тогда, когда он неленостно трудится, в молитве как сын обращается к Богу, имеет душевный мир с Господом и ближними, которым делает много добра. — На каком этапе своей жизни вы уже поняли, что станете служителем алтаря Господня?

http://patriarchia.ru/db/text/5507904.ht...

Для постоянного же памятования о смерти Святитель собственными руками устроил из белого камня гроб, который и имел в своей келии. В назидание братии новосозданной обители Желтиковской святой Арсений велел списать (печать в то время была ещё неизвестна) Патерик Печерский, или сборник сказаний о жизни и подвигах иноков, трудившихся и прославленных в монастыре Киево-Печерском. Этот сборник давал и монашествующим, и мирянам высокие образцы жизни строго-подвижнической, святой и богоугодной. Кроме обители Желтиковской, Святитель устроил не в далёком же расстоянии от Твери ещё обитель Сретенскую, где начал свои подвиги преподобный Савва Вишерский, где подвизались впоследствии преподобные Савва и Варсонофий Тверские, – и обитель Савватьевскую, получившую своё наименование от подвизавшегося здесь преподобного Савватия Тверского. Во всех этих монастырях Святитель старался водворить дух подвижничества и уединенного отшельничества. Много заботился св. Арсений и о построении храмов Божиих, как в самой Твери, так и в окрестностях её; но ещё больше, конечно, прилагал он старания, чтобы в сердцах вверенной ему Богом паствы создать храмы Духа Святого. Это особенно было трудно, потому что Тверь и область Тверская переживала в это время тяжёлое положение и в политическом, и в экономическом, и в нравственном отношении. Тяжёлое татарское иго, постоянная борьба с соседними Москвой и Новгородом должны были содействовать общему огрубению нравов; падение же среди этих тяжёлых обстоятельств торговли влекло за собой и материальное обеднение прежде богатого города. Наконец, церковные нестроения, о которых речь была выше, продолжительное отсутствие архипастыря должно было содействовать бесследному исчезновению того, что раньше было посеяно в сердцах тверитян доброго. Святитель Арсений всеми доступными ему средствами боролся с падением нравов, которое он замечал вокруг себя. Располагая собственным примером к страданию и делам любви и благотворения, св. Арсений оказывал всем, кому мог, помощь вещественную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010