Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в. XII в. Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

По благословению и при поддержке Черногорского митрополита Илариона, Савва Попович стал стипендиатом Русской Православной Церкви, проходя обучение в Киевской духовной семинарии и академии. Духовником его оказался иеросхимонах Николай из Киево-Печерской лавры. После окончания академии молодой Савва некоторое время посвятил знакомству со светскими науками, изучая в Париже, в Сорбонне, философию, а в Женеве слушая лекции в одной протестантской семинарии, как он сам писал позднее, «ради знакомства с тогдашним западным миром. Но ни его мода, ни слава мирского человека не была мне по духу. Поэтому я опять вернулся в Россию и принял в честной Киево-Печерской лавре монашеский чин в 1887 году» . Пещера и мощи преподобного Симеона Дайбабского Так Савва стал отцом Симеоном. Вскоре после пострига он был рукоположен в священный сан. Иеросхимонах Николай благословил его на монашество, и перед отъездом в Черногорию подарил из своей библиотеки много книг, которые и ныне хранятся в Успенском монастыре Дайбабе. После рукоположения преподобный Симеон еще некоторое время путешествовал по царской России, был в Москве и в Санкт-Петербурге, наконец в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала его определили в монастырь Враньина на Скадарском озере, где святой прожил год, пока не заболел малярией, после чего был переведен в знаменитый монастырь Острог, о чем он мечтал еще в детстве. Здесь, под монастырем, митрополит Черногорский Митрофан открыл монашескую школу, и отец Симеон стал одним из преподавателей в ней. В это время святой Симеон дважды отправлялся в паломничество к великим христианским святыням на Афон и в Иерусалим. Однажды в монастырь Острог пришел Петко Ивезич, бедный крестьянин из села Дайбабе. Он рассказал отцу Симеону о видении, которое было ему не во сне, а наяву, в 1890 году. В безлюдном месте Петко увидел человека, одетого в расшитое золотом облачение и с шапкой, на которой был изображен крест. Этот человек сказал: «Я не злой дух, как ты думаешь. Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником великого святого… Хочу, чтобы ты построил мне монастырь». На это Петко, который был сиротой, ответил: «Я беден, отче». – «Богатый и не нужен. Нашлось бы желание. Построй сначала маленькую церковку» .

http://pravoslavie.ru/4423.html

25 октября/7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского. В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление. Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил: – Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела. На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца. При встрече старец спросил: “Где же твой рак, уполз?” Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби. Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь. С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: “Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Антоний, епископ Новгородский Блгв. кн. Феодор Новгородский Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский Мученик блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский Преподобный Ефрем Смоленский Мученик Меркурий Смоленский Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах Ок. 1243 Преподобномученица Евпраксия Псковская Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского Блгв. кн. Василий Ярославский Андрей II Ярославич (1249 – 1252) Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобномученик Елисей Лавришевский Ок. 1250 Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) Блгв. кн. Константин Ярославский Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Ксенофонт Робейский Блгв. вея. кн. Александр Невский Мученик блгв. кн. Роман Рязанский Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) Святитель Серапион, епископ Владимирский Василий I Ярославич (1272 – 1276) Преподобный Киприан Устюжский Преподобная Харитина Новгородская Димитрий I Александрович (1276 – 1294) и в Переяславле Блгв. кн. Роман Угличский Святитель Игнатий, епископ Ростовский Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской Блгв. Петр, царевич Ордынский Святитель Василий, епископ Рязанский Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Феодор Ярославский Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский Преподобномученик Василий, игумен Мирожский Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский Блгв. кн. Владимир Ржевский Блгв. кн. Агриппина Ржевская Блгв. кн. Олег Брянский Преподобный Лука (эконом), Печерскии Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии Преподобный Константин Косинский, Старорусский Преподобный Косма Косинский, Старорусский Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Преподобный Савва Вишерский основал обитель в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере. Жил он в XV веке. Св. Савва родился в г. Кашине, Тверской губернии, от именитых и благочестивых родителей. С молодых лет, среди мира, вел строгую жизнь инока, затем удалился в Саввин Тверской монастырь. За примерную жизнь здесь скоро избрали его в игумена. Но не нравилось смиренной душе святого быть настоятелем, и он удалился на Афон. Возвратясь с Афона, долго ходил по Новгородской области, чтобы найти уединенное для себя место. Наконец, нашел на р Вишере, поселился здесь в хижине и предался подвижнической жизни. В 1418 г. с благословения святителя Симеона, преподобный положил основание обители и был высоким примером подвижнической жизни и постоянного труда для иноков. Устроив вполне монастырь, св. Савва недалеко от него поставил столп и стал подвизаться на нем. В субботу сходил со столпа, участвовал в церковной службе и, разделив трапезу с братией, снова удалялся на столп. Скончался он в 1460 г. будучи 80 лет. После кончины Господь прославил его чудесами. Мощи св. Саввы почивают в его обители под спудом. Преподобномученик Михаил был игуменом Зовийской обители, близ Севастополя арменского. Он пострадал вместе с 36 иноками в VIII веке. Напавшие на обитель сарацины, в царствование Константина и Ирины, всех их взяли в плен и посекли мечом. Мученик Домнин пострадал в Солуни от императора Максимиана. Ему отсекли ноги и в таком виде бросили за город. Здесь после семидневных страданий он скончался. Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская находится в г. Пскове, в Покровской церкви, почему так и называется. Она написана на проломе стены, сделанном при осаде Пскова польским королем Баторием в 1581 г. Перед нашествием неприятеля было следующее видение одному благочестивому старцу Дорофею. Пресвятая Богородица явилась на городской стене и говорила, что жителям города грозит беда за грехи. Пред Богородицей предстали святые, покоящиеся в Троицком соборе: преподобные Антоний и Корнилий, с князьями Киевским и Псквским Гавриилом в Тимофеем и юродивым города Николаем, и просили Ее молитв за согрешивший народ. Пресвятая Богородица повелела принести древний Печерский Ее образ из Печерского монастыря и усерднее молиться Господу и обещалась Сама молиться. Город чудесно был спасен, и в память сего была написана икона Пресвятой Богородицы вместе с теми святыми, которых видел старец Дорофей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Часть I Глава I. I. Епископ Савва – первый летописец жизни и чудес блаженного Иоанна Православная жизнь – будь то в приходах, монастырях или пустынях – в своем обычном течении проходит по большей части незаметно, совершаясь в повседневной духовной брани обыкновенных грешников, которые, однако, уповают на спасение. Но по Божьей милости часть этой сокрытой жизни во Христе все же обнаруживается в сверхобычных проявлениях действия Божия среди людей и в святых подвигах, во Имя Его творимых. И цель летописаний – об отдельных святых или целом народе – наставить и вдохновить новые поколения воинов Христовых, часто робеющих и ослабляемых искушениями в битве за Небесное Отечество. В наши дни, когда вера все слабее, искушение уменьшить или даже совсем прекратить борьбу за спасение особенно сильно. И текущее столетие порой воспринимается православными христианами лишь как череда неудач – материал, пригодный скорее для досужих обсуждений, чем для увековечения. Где в наше время события, достойные такого летописца, как, скажем, преподобный Нестор Киево-Печерский? Но все же и наш бесславный век являет среди нас граждан Града Небесного и даже героев веры. Правда, они не приходят во внешней славе и великолепии, и чтобы их обнаружить, надо смотреть пристальнее, чем в прежние времена; но они есть и также ожидают своего летописца. Одним из таких летописцев в наше время и был покойный епископ Савва Эдмонтонский († 1973), который был настолько поражен жизнью архиепископа Иоанна, что посвятил последние свои годы собиранию материалов для книги о нем. Многие из этих материалов были опубликованы в церковном периодическом издании «Православная Русь», но много материалов осталось, приведению в должный порядок и публикации которых помешала смерть Иерарха. Свою незаконченную книгу епископ Савва оставил Братству преподобного Германа Аляскинского, которое сочло святым долгом продолжить и закончить его работу. Получившаяся книга является не житием архиепископа Иоанна, но скорее Летописью, повествующей православным христианам последних времен о почитании Владыки, чудесах и событиях его святой жизни. Первый том этого труда был издан (на русском языке) к десятилетию упокоения архиепископа Иоанна под названием «Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Когда наступило время его кончины; созвав всю братию, он опять повторял им наставление о важности послушания и покаяния. Он с миром отошел ко Господу и положен был с честью в той же пещере, где подвизался. После своей кончины известил он чудесами о своем блаженстве. Брат Вавила, много лет страдавший ногами, исцелился при мощах его. Однажды лежал я, говорил он братии, и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: «приди ко мне, и я исцелю тебя». Я хотел спросить его: как и когда пришел он? Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и постарался о том, чтобы принесли меня к его мощам и вот я исцелился». Блаженный Симон прибавляет, что он «слышал об этом от исцеленного Вавилы». Потому надобно положить, что блаженный Афанасий почил около 1176 г.; так определяет время кончины его и м. Сильвестр. 825 Блаж. Симон оканчивает свою повесть о пр. Афанасии так: «если кажется тебе невероятным написанное здесь: прочти житие Антония и Феодосия, начальников русского монашества и тогда веруй. А если и после того останешься сомневающимся: я не виноват в том. Пусть сбудется притча, сказанная Господом: «изыде сеяй сеяти семени своего, ово паде при пути, а другое посреде терния» ( Лук.8:5:7 ). О таких пророк говорит: «одебеле сердце людей сих» ( Ис.6:10 ). Нет, не следуй таким, сын и брат мой! Не для них я и пишу о сем, но, чтобы тебя приобрести для Христа. – Советую тебе, – утвердись благочестием в святом монастыре Печерском; не домогайся ни власти, ни игуменства, ни епископства; довольно будет для тебя, если скончаешься в обители. Ты знаешь сам, что я мог бы привести тебе подобное из других книг: но для меня и для тебя лучше, что кое-что передаю тебе из дел, совершившихся в святом Печерском монастыре». Мощи пр. Афанасия затворника, называемого у Кальнофойского чудотворцем, почивают в Антониевой пещере. Препод. Савва звенигородский «Добрым растением пустыни явился ты, преподобный: в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и по его наставлению устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Потому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светлому светильнику. Савво отче наш! моли спастись душам нашим». 826 Так поет церковь преп. Савве! В молодых летах расставшись с миром, блаженный Савва пришел в пустыню к дивному Сергию и здесь принял монашество. Под руководством великого наставника обучался он послушанию, смирению, чистоте мыслей и тела, строгому посту. Он избегал бесед с другими и любил беседу с Господом; старался не оставаться праздным, но то участвовал в церковном пении, то занимался рукоделием и какою-либо работою. Он казался простым в глазах людей, но приобретал мудрость духовную; часто плакал о нищете души своей и трепетал пред строгостью суда Божия. 827 Такими подвигами возрастал он в жизни духовной и даже «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». 828

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

М., 1790. 2 ч. 245. Савва (Тихомиров), архиеп. Вновь открытые памятники XI в.: Письмо к редактору//Изв. имп. АН по Отд-нию рус. яз. и словесности. СПб., 1858. Т. 7. С. 371—373. 246. Савва (Тихомиров), архиеп. Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1863. 247. Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М., 1855; То же. 3-е изд. М., 1858. 248. Савваитов П. И. Описание великоустюжского Архангельского и приписанного к нему Троицкого Гледенского монастырей. СПб., 1848. 249. Савельев П. С. Примечание о славянских монетах с именами Владимира, Святослава и Ярослава//Зап. имп. Археолог, общества. СПб., 1849. Т. 1: Зап. Археолог, нумизмат, общества в Санкт-Петербурге. Вып. 4. С. 386—398. 250. Сахаров И. П. Исследования о русском иконописании. СПб., 1849. 2 кн. 251. Сахаров И. П. Летопись русской нумизматики. Отд. 1. 252. Сахаров И. П. Обозрение русской археологии//Зап. Отд-ния рус. и славян, археологии имп. Археолог, общества. СПб., 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 1—80. 253. Сахаров И. П. Путешествия русских людей по Святой земле. СПб., 1839. 2ч. 254. Сахаров И. П. Сказания русского народа. 2 т. 255. Сементовский Н. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г.//Северная пчела. 1853. 216. 256. Симеон, apxuen. Фессолоникийский. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных/Пер. с греч.//Христианское чтение. СПб., 1856. Т. 2. Приложение: Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С. 11—545. 257. Сказание о зачатии Пресвятой Владычицей нашей Богородицей и великих чудотворцев прпп. отец наших Антония и Феодосия Печерских Свенского монастыря во граде Брянске//Древняя российская вивлио-фика. 2-е изд. М., 1791. Ч. 19. С. 284—293. 258. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирскою. М.,1849 259. Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба//Православный собеседник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3595...

За Литургией управляющий делами Московской Патриархии вознес молитву о Святой Руси. По сугубой ектинии были возглашены заупокойные прошения о всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий. Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Зяблицкий. По окончании богослужения митрополит Дионисий обратился к верующим с архипастырским словом. Владыка сердечно поздравил всех с праздником и передал поздравление и Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ответном слове митрополит Савва подчеркнул, что храм освящен в честь Киево-Печерских преподобных отцов как основателей русского монашества. «В Северной Фиваиде осуществлялось преемство монашеских традиций, пришедших к нам с Киево-Печерских гор. Милостию Божией мы сегодня можем молиться перед частицами мощей 92-х Киево-Печерских угодников. Но и Вологда преуспела, имея в своем лике около 80-ти преподобных отцов, просиявших на нашей Северной земле», — сказал архиерей. Глава Вологодской митрополии отметил, что возрождение Воскресенского собора стало возможным благодаря общим усилиями многих людей. «Люди, которые занимались восстановлением как верхнего, так и нижнего храма Воскресенского собора, вложили не только свои знания, свой труд, но и свою любовь», — подчеркнул владыка. Митрополит Савва отметил особую роль в возрождении собора губернатора Вологодской области. Управляющий делами Московской Патриархии вручил О.А. Кувшинникову орден преподобного Сергия Радонежского III степени. «Мы говорим слова благодарности нашим архитекторам, реставраторам и строителям, которые трудились над восстановлением верхнего и нижнего храмов, — обратился к участникам богослужения губернатор. — За прошедшие пять лет мы восстановили историческую архитектуру и все несущие конструкции, для этого привлекли благотворителей. И сегодня мы благодарим Бога за то, что он дал нам сил и мужества для завершения этого благородного дела». Также митрополит Дионисий вручил Патриаршие и епархиальные награды мирянам, внесшим значительный вклад в реставрацию нижнего храма Воскресенского собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5972629.ht...

25 октября/7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая в монахи. При постриге он был наречен Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского. В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом; позже наместник лавры, по благословению святейшего патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец, схиигумен Алексий, благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовный опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление. Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак легких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил: «Не волнуйся, все будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела». На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у нее появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего ее по молитвам старца. При встрече старец спросил: «Где же твой рак, уполз?» Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившихся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби. Летом 1954 года отец Савва был переведен насельником в Псково-Печерский монастырь . С тяжелым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: «Вы будете мшиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подает. Не надо отчаиваться, ведь воля-то Божия! Матерь Божия во всем нам поможет, только молиться надо, а не унывать».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010