— Да, это действительно так. Отец Алипий, используя в полноте свои умения реставратора, просто воскресил монастырь из руин. У меня на глазах произошла полная реставрация монастыря. Он меня и моих друзей, коллег использовал по реставрации памятников, и икон. И мы с радостью откликались на его просьбы. Мне запомнилась одна печальная история, связанная с этим. Почему она печальная, Вы потом поймете. Дело Однажды в летний день он говорит: «Савва, пойдем в Успенский пещерный собор, там за иконостасом (иконостас из огромных икон был поздний — начала ХХ века), мне кажется, — там должны быть фрески XVI beka. Когда храм строился, может быть, их даже писал сам преподобномученик Корнилий». Преподобномученик Корнилий — это один из основателей Псково-Печерского монастыря, которому Иван Грозный отрубил голову в гневе, а потом, раскаявшись, сам нес бездыханное тело по дороге к Никольскому храму, и эта дорога по сей день называется Кровавой. Прп. Корнилий сам и иконы писал и книги переписывал, и вот там, в храме, по мнению батюшки, должны быть фрески. А было солнечное воскресенье, не хотелось особенно работать. Я говорю: «Батюшка, если там эти иконы вынимать, они килограмм по сто весят». А он говорит: «Все уже вынуто — твое дело взять растворители и идти». Я взял элементарное промывочное средство, пришли туда — а там уже лесенка-стремянка стоит. «Вот давай промывай на высоте чуть выше человеческого роста», — говорит батюшка. Он уже все заранее рассчитал. А там, за иконами такой слой грязи и копоти, что уже ничего, никаких фресок не видно. Когда я промыл первое окошко, открылся великолепный фресковый лик XVI beka Саввы Освященного. Отец Алипий говорит: «Он хоть и не твой тезка (мой тезка Савва Вишерский), но все-таки Савва. Здесь будет восемь огромных фигур — выше человеческого роста». «Ладно,- говорю, — батюшка, вот съезжу в Москву, возьму на помощь своего коллегу, и будем реставрировать». А он говорит: «Нет, никакой Москвы — ты арестован. Звони Кириллу в Москву, что бы он срочно приезжал». И вот он нас здесь десять дней не отпускал, пока мы не промыли все фрески, и пока не открылась удивительная древнерусская красота. А батюшка уже все обустраивал: двери в диаконник поставили, Кирилл написал иконы в стиле XIX века, обнесли это место металлической оградой. Это радость была. Архимандрит Алипий тут же опубликовал свое открытие в Журнале Московской Патриархии, мне он поручил опубликовать в журнале декоративного искусства, потом в альбоме о Пскове. А потом он мне как-то сказал: «Савва, смотрите пока на фрески, умру — забьют опять». Я говорю: «Батюшка, вы что, это же уникально, это же святой Корнилий писал, это же как мощи, как мироточение». Через месяц после его смерти, в 1975 году, иконы поставили на место, и вот уже тридцать лет мы бьемся, что бы это было снова открыто. И я много об этом заботился, и духовенству об этом говорю.

http://pravmir.ru/savva-yamshhikov-i-arx...

Оставил по себе ряд трудов, посвященных исследованию истории Грузинской Церкви. Схиигумен Савва (Остапенко; 1898-1980) родился 6 декабря 1898 г. в станице Новоминской на Кубани в благочестивой крестьянской семье и был наречен Николаем. Желание иноческой жизни пробудилось в его душе еще в детстве. Однако возможность исполнить это желание Господь даровал ему не скоро. В 1911 г. Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 г.- проходил службу в армии и в 1923 г. завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 г. окончил строительный техникум по специальности " инженер-строитель " . Только после окончания войны, когда в стране вновь стали открываться храмы и духовные учебные заведения, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, Николаю удалось наконец исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставляет профессию строителя и поступает в Московскую Духовную семинарию. Учебу в ней он завершил в 1948 г. и тогда же был принят в число братии Лавры. Осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва - в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 г. отец Савва был рукоположен в сан иеромонаха и по 1952 г. исполнял возложенное на него послушание лаврского эконома. В 1955 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I он был переведен в Псково-Печерский монастырь, в котором по 1957 г. являлся благочинным обители. В 1958 г. отец Савва был возведен в сан игумена и награжден правом ношения креста с украшениями. Тогда же он был назначен временным настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Великих Луках; затем недолгое время настоятельствовал в храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Палицы, в 30 километрах от Пскова. В 1960 г. игумен Савва возвратился в Печерскую обитель и по-прежнему исполнял чреду священнослужения, а также - возложенные на него хозяйственные обязанности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

В 1862 году Иларион Грузин и иером. Савва перешли в Русик и поселились в келлии Печерских преподобных, а спустя год - в выстроенной специально для преподобного его русским почитателем из Острогожска Е. Г. Хабаровым келлии вмч. Георгия, церковь в которой была освящена в октябре этого года. В том же году старца посетил настроенный предвзято по отношению к афонским насельникам обер-прокурор Святейшего Синода гр. А. П. Толстой (1856-1862). Однако беседа со старцем, о котором граф был наслышан от своей супруги - грузинской княжны А. Г. Грузинской, создала об Афоне благоприятное впечатление. По свидетельству братий Русика и келлии Печерских преподобных, имеющих возможность наблюдать за образом жизни старца и его ученика, Иларион Грузин и иером. Савва держали умную молитву, ночь проводили в бдении, утром служили утреню и литургию, днем работали (преподобный занимался плотничеством), соблюдали строгий пост - пищу варили только в субботу и воскресенье, остальное время обходились сухоядением. Прп. Иларион спал два часа в сутки: один час - стоя, второй - сидя на полу. Кончина и почитание Скончался 14 февраля 1864 года в Русике , куда пришел исповедовать братию. Предвидя свою кончину, Иларион Грузин завещал иеромонаху Савве похоронить его в тайном месте, а когда настанет срок, " выкопать кости... отнести их на кладбище монастыря Дионисиат и смешать с костями других отцов " . Поскольку братия Русика в стремлении почитать мощи прп. Илариона была непреклонна, иером. Савва ночью вынес из монастыря тело учителя и исполнил его волю (одно из предполагаемых мест первого захоронения Илариона Грузина - келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря). Однако монахи, ввиду того что " распространился слух между греками, что тело старца не истлело и потому ученик не выкапывает его " , посоветовали иером. Савве явить мощи своего учителя, " иначе грех хулы падет на него " . 25 мая 1867 года благоухающие мощи были раскрыты и упокоены в скиту Малой св. Анны. Перед кончиной прп. Иларион Грузин просил старцев Русика " на о. Савву не записывать келлию… " . По завету старца иером. Савва вплоть до кончины (+ 14 апреля 1908) подвизался в каливе в честь Воскресения в скиту Малой св. Анны.

http://drevo-info.ru/articles/13676056.h...

На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Св. Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Свт. Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим, иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках новгородского и киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Преставился свт. Михаил в 992 г. и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 г. при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский; память 5/18 августа) мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. — в Великую Печерскую церковь (Успенский храм). В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня — в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Подтверждение этому содержит служба ему: во 2–й стихире на «Хвалите» о свт. Михаиле говорится так: «Первое новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». Октябрь 1 Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался добродетельной жизнью; нося мирскую одежду, он подражал иноческим подвигам, молился, постился, как совершенный инок, и усердно ходил в храм Божий. Движимый любовью к Богу, Савва решил принять иноческий образ и стал проводить суровую монашескую жизнь в некоторых из тверских монастырей, безропотно исполняя различные монастырские послушания: на поварне, в хлебопекарне и в других службах. При сем он отличался необыкновенным смирением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В 1862 г. И. Г. и иером. Савва перешли в Русик и поселились в келлии Печерских преподобных, а спустя год - в выстроенной специально для И. Г. его рус. почитателем из Острогожска Е. Г. Хабаровым келлии вмч. Георгия, церковь в к-рой была освящена в окт. этого года. В том же году старца посетил настроенный предвзято по отношению к афонским насельникам обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ гр. А. П. Толстой (1856-1862). Однако беседа со старцем, о к-ром граф был наслышан от своей супруги - груз. кнж. А. Г. Грузинской, создала об Афоне благоприятное впечатление. По свидетельству братий Русика и келлии Печерских преподобных, имеющих возможность наблюдать за образом жизни старца и его ученика, И. Г. и иером. Савва держали умную молитву, ночь проводили в бдении, утром служили утреню и литургию, днем работали (И. Г. занимался плотничеством), соблюдали строгий пост - пищу варили только в субботу и воскресенье, остальное время обходились сухоядением. И. Г. спал 2 ч. в сутки: один час - стоя, 2-й - сидя на полу. И. Г. преставился 14 февр. 1864 г. в Русике, куда пришел исповедовать братию. Предвидя свою кончину, И. Г. завещал иером. Савве похоронить его в тайном месте, а когда настанет срок, «выкопать кости... отнести их на кладбище монастыря Дионисиат и смешать с костями других отцов» ( Херувим (Карамбелас). 2000. С. 328). Поскольку братия Русика в стремлении почитать мощи И. Г. была непреклонна, иером. Савва ночью вынес из монастыря тело учителя и исполнил его волю (одно из предполагаемых мест 1-го захоронения И. Г.- келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря). Однако монахи, ввиду того что «распространился слух между греками, что тело старца не истлело и потому ученик не выкапывает его», посоветовали иером. Савве явить мощи И. Г., «иначе грех хулы падет на него». 25 мая 1867 г. благоухающие мощи были раскрыты и упокоены в скиту Малой св. Анны. Перед кончиной И. Г. просил старцев Русика «на о. Савву не записывать келлию…». По завету старца иером. Савва вплоть до кончины († 14 апр. 1908) подвизался в каливе в честь Воскресения в скиту Малой св. Анны.

http://pravenc.ru/text/389217.html

Будем как дети у Пресвятой Шесть рассказов о том, как подвижники чтили Божию Матерь Сегодня, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, опытом сыновнего и дочернего отношения подвижников благочестия к Божией Матери делятся их прямые чада, родственники и ученики. «Молитесь Божией Матери, просите Ее в простоте» Игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря, – о схиигумене Савве (Остапенко): – Мой духовник схиигумен Савва (Остапенко), подвизавшийся в конце жизни в Псково-Печерском монастыре, всегда заповедовал своим чадам каждый день читать Богородичное правило, и обязательно с тропарями. «Кто Матерь Божию почитает, за того Она будет ходатайствовать на Страшном суде», – говорил он нам. У него самого была какая-то пламенная, как у преподобного Серафима Саровского, любовь ко Пресвятой Богородице. На все Богородичные праздники, на память основных Ее икон всегда благословлял нас причащаться. « Казанская – строгая! Смотрите! Причащайтесь! Матерь Божию ничем не огорчайте!» – помнятся его наставления. Схигумен Савва (Остапенко) Еще отец Савва очень дорожил акафистами. Потом, уже после отца Саввы, его тягу к акафистам унаследовал его чадо архимандрит Антипа (Михайлов), о чем так красноречиво написано в книге теперь уже владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Хвалебное пение, благодарение Господу, Пресвятой Богородице отец Савва очень любил. У нас, у всех его чад, тоже осталось такое наследственное сугубое почитание Божией Матери. Я тоже своим сестрам постоянно говорю: «Сестры! Поем по возможности хвалебную песнь Божией Матери, ходим с иконой Пресвятой крестным ходом, читаем “Богородице Дево, радуйся!” Тогда Сама Матерь Божия будет нас оберегать». У меня у самой сложилось какое-то такое очень простое, близкое отношение к Богоматери. Бывает, подойдешь к иконе: «Матерь Божия, Ты такая красивая!.. – залюбуешься. – Ну, помоги нам, пожалуйста!» Или: «Матерь Божия, мы Тебя так любим! Ты наша Заступница, Ходатаица! Помоги нам!»

http://pravoslavie.ru/115959.html

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре. Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование. Собор Преподобных Отцов Киево-Печерских Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды. Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины. Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими русскими монастырями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В конце письма митрополит Филарет упоминал о том, что о перенесении мощей преподобной Евфросинии сильно хлопочет преосвященный Савва, который видел «во вверенной ему епархии скудость древней, особенно чтимой, православной святыни, между тем как римско-католические церкви представляют (там), верным или неверным преданием сохраненную, святыню, которая привлекает внимание не только римско-католического, но частию и православного народа». Но письмо митрополита Филарета не произвело того действия, какого ожидали от него заинтересованные в деле лица. Когда 2 сентября 1867 г., на пути из Москвы в Витебск, преосвященный Савва посетил петербургского митрополита Исидора, и когда речь зашла, между прочим, о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, по поводу письма митрополита Филарета к митрополиту Исидору, то последний, по словам преосвященного Саввы, «не подал надежды на свое согласие в этом деле, хотя на сей раз рассуждал об этом деле гораздо спокойнее, нежели в прошедшем году...» 5 Что касается митрополита Арсения, то этот последний дал «отрицательный ответ лично» митрополиту Филарету. После этого всякие переговоры и толки о перенесении мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк на некоторое время прекратились. Этому способствовало, между прочим, еще следующее обстоятельство: 16 октября 1670 г. полоцкий епископ Савва просил киевского митрополита Арсения содействовать тому, чтобы Киево-Печерская лавра, сохраняющая у себя с древних лет святыню мощей преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, уделила от этой святыни хотя некую часть в благословение и духовное ограждение полоцкой обители, основанной по благоизволению благоверной княжны и украшающейся ее именем. Митрополит Арсений тогда же поручил наместнику лавры исполнить желание и просьбу преосвященного Саввы. 28 ноября 1870 г. частица мощей преподобной Евфросинии, а именно средний перст десной руки преподобной был вручен уполномоченному казначею витебского архиерейского дома иеромонаху Даниилу для доставления преосвященному Савве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Савва подрос, он стал испытывать трудности с выбором жизненного пути. Дедушка Милан хотел, чтобы он женился и взял на себя попечение об их большом имении. Сам же юноша хотел продолжить обучение светским и духовным наукам. Разрешить дилемму помог старец Михаил, который убедил Милана отпустить внука в Россию. По благословению и при поддержке Черногорского митрополита Илариона Савва Попович стал стипендиатом Русской Православной Церкви, проходя обучение в Киевской Духовной семинарии и академии. Духовником его стал иеросхимонах Николай из Киево-Печерской Лавры. После завершения Академии Савва посвятил некоторое время знакомству со светскими науками в Париже, где в Сорбонне изучал философию, а также в Женеве, где был слушателем лекций одной протестантской семинарии, как он сам писал позднее, “ради знакомства с тогдашним западным миром. Но ни его мода, ни слава мирского человека не была мне по духу. Поэтому я опять вернулся в Россию и принял в честной Киево-Печер­ской Лавре монашеский чин в 1887 году” 2 . Так Савва стал отцом Симеоном. Вскоре после пострига он был рукоположен в священный сан. Иеросхимонах Николай благословил его на монашество и перед отъездом в Черногорию подарил из своей библиотеки много книг, которые и ныне хранятся в Успенском монастыре Дайбабе. После рукоположения преподобный Симеон ещё некоторое время путешествовал по России, был в Москве и в Санкт-Пе­тербурге, наконец в 1888 году вернулся в Черногорию. Сначала его определили в монастырь Враньина на Скадарском озере; тут святой служил год, пока не заболел малярией, после чего был переведён в знаменитый монастырь Острог, чем исполнилась его давняя, ещё детская мечта. Здесь, под монастырём, митрополит Черногорский Митрофан открыл монашескую школу, и отец Симеон стал одним из её преподавателей. В это время святой Симеон дважды отправлялся в паломничество к великим христианским святыням на святой горе Афон и на Святой земле в Иерусалиме. Однажды в монастырь Острог пришёл Петко Ивезич, бедный крестьянин из села Дайбабе. Он рассказал отцу Симеону о видении, которое было ему не во сне, а наяву, в 1890 году. В безлюдном месте Петко увидел человека, одетого в расшитое золотом облачение и с шапкой, на которой был изображён крест. Этот человек сказал: “Я не злой дух, как ты думаешь. Я святой, но меня здесь закопали от турок. Я был владыкой этого края и учеником великого святого… Хочу, чтобы ты построил мне монастырь”. На это Петко, который был сиротой, ответил: “Я беден, отче”. — “Богатый и не нужен. Нашлось бы желание. Построй сначала маленькую церковку” 3 .

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-simeon-da...

С. Снессорева Дни празднества Пресвятой Богородице в честь ее чудотворных икон, чтимых православною церковью, по месяцам и дням всего года, с указанием времени их явления или перенесения в Россию Январь 11.01. Елецкая Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери. Икона явилась в 1060 году 19 и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце. 11.01. Египетская Явление этой иконы, издавна почитаемой чудотворною, последовало в 1060 году. 12.01. Млекопитательница Икона сия находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освящённого, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы – Млекопитательница – будет дарована ему от лавры в благословение. Святой Савва мирно перешёл ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский ; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освящённого, и лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал её в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местного в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Чудотворный образ находится в «Типикарнице» св. Саввы Сербского в Карее. 12.01. Акафистная- Хилендарская Чудотворная икона в Хилендарском соборном иконостасе получила название Акафистной, потому что пред нею читан был акафист во время пожара в 1837 г. – и она осталась невредимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010