78 Город Радонеж – ныне село Городец в Дмитровском уезде – находится в 14 вёрстах от Лавры по направлению к Москве, на реке Паже, текущей из-под Хотькова монастыря, который от села в 5 вёрстах. 79 Кирилло-Белозерский монастырь находится при городе Кириллов уездном Новгородской губернии, отстоящем в 601-й версте к северо-востоку от Новгорода. 80 Столбенский остров находится в 9-ти вёрстах от нынешнего города Осташкова, Тверской губернии. 81 Псковский Крыпецкий монастырь основан преп. Саввой, пришедшим из чужих стран, который, удалившись на урочище, называемое Крыпцы, находившееся в непроходимо месте, основал здесь обитель с церковью Иоанна Богослова. Скончался преп. Савва в 1487 г. 82 Преподобный Пафнутий, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, основал свой монастырь вт. 1444 г., близ дороги из Боровска в Серпухов. 83 Место, где первоначально основан был Покровский собор, было некогда кладбищем с церковью во имя св. Троицы, в которой был погребён св. Василий Блаженный. Со времени обретения мощей св. Василия, Покровский собор стал называться церковью св. Василия Блаженного. 84 При царе Иоанне Васильевиче Грозном икона Божией Матери Устюжская принесена была в Москву и помещена в Успенском соборе. 86 Вопрос о посте в среду и пяток, возбуждавший у нас опоры в XII в., не получил окончательного решения, и в XIII в. Константинопольский собор в ответ Феогносту даёт такое правило: пост в среду и пяток не должно разрешать и для Господских праздников, кроме дней Пасхи, Рождества, Богоявления и недель непостных. На основании этого соборного определения митрополит Максим издал правило для всей русской Церкви о временах поста 87 Со времени Фотия богослужебные разности становятся предметом жарких споров. В его время возник спор о том, двоить или троить нужно аллилуию. Митрополит написал в Псков послание, в котором предписал произносить аллилуию трижды. Но и после этого в псковском монастыре Евфросина продолжали двоить аллилуию, против чего особенно восставало псковское духовенство во главе со священником Иовом. Псковичи, руководимые Иовом. восстали против Евфросина, назвали его еретиком, а его монахов – вероотступниками. В XVI веке жарким защитником сугубой аллилуии явился монах Евфросинова монастыря, написавший житие Евфросина. В этом житии о рассказывал о том, что ему явилась Богородица и объяснила ему тайну сугубой аллилуии. Многие с доверием отнеслись к этому рассказу; поверили и отцы Сгоглавого собора и определили дважды произносить аллилуию. В 1479 г. возник спор о том, как нужно совершать крестный ход: по солнцу или против солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

911 – Нил с юных лет отличался кротостью и стремился душою в пустыню. – Повинуясь внутреннему влечению, он постригся (1505 г.) в иночество в Крыпецкой обители преп. Саввы. Почти десять лет провел здесь в подвигах общежития. Потом, по благословению игумена, решился на отшельническую жизнь и удалился на р. Серемлю (тогда ржевского, ныне осташковского уезда). Здесь поставив хижину, довольствовал он тело свое только травами, а дух насыщал молитвою и богомыслием. Мнимый чтитель евангелия скажет: к чему такая суровость к себе? «Умный боится и убегает зла, а глупый смел и самонадеян» ( Прит.14:16 ), говорит боговдохновенный мудрец. Спаситель поучает: «широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими» (Мат.7:13). Блаж. Нил не давал простора желаниям плоти и жил по духу, для Господа. Потому-то и Господь был с ним. Раз хотели напасть на него злые люди; он вышел к ним навстречу с иконою Богоматери, а они бежали. – К нему приходили многие за наставлениями и с просьбою о молитве; жизнь его была полезна для многих. Но он считал себя не утвердившимся в добре, а известность имени его – опасною для души. Потому сильно желал он безмолвия. – Раз после молитвы дремал он и услышал голос: «Нил! иди на озеро Селигер, там на острове Столбенском можешь спастись». Узнав расспросами от приходивших к нему, где и каков Столбенский остров, Нил в радости о готовом для него безмолвии решился оставить не совсем покойное место свое. Поныне часовня и келья, окруженные группою вековых деревьев, остаются памятником пребывания преподобного на Серемле, составляя предмет благоговейного уважения для окрестных жителей. 912 Здесь преподобный Нил прожил 13 лет. Столбенский остров на озере Селигере, заключая в себе около 8 десятин пространства, в 16 веке весь покрыт был дремучим лесом. От нынешнего г. Осташкова, если плыть водою, он в 9 верстах. Преподобный Нил рад был такому тихому месту. На первый раз он выкопал здесь в горе пещеру и прожил в ней зиму (1528 г.). – Потом поставил себе небольшую келью и часовню, для овощей возделывал он землю; а без того питался ягодами и травою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь воспевает: «Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватий, ты поселился на пустынном острове, и в ладье телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших»! 187 «Воссияла весна духовная в стране лютого мороза, когда ты, богомудрый Зосима, руководимый доблестным Германом, проник в незнакомые отоки моря, в селение Савватия, и там собрал множество подвижников, неусыпно прославляющих Господа». 188 Глава V Подвижники и основатели монастырей в конце XV и начале XVI века: преп. Мартиниан и ученик его блаж. Галактион; преп. Макарий Калязинский, Паисий Углицкий, князь Иоанн – Игнатий, Кассиан грек, Савва Крыпецкий, Александр Свирский , Корнилий Комельский и Кирилл Новоезерский. Прежде нежели приступим к изложению общецерковных и соединенных с ними гражданских событий при преемнике Uoahha III , обратим благоговейный взор на подвиги тружеников Божиих, насадителей иночества, основателей пустынных обителей, которые светили, как яркие светильники, среди лесов, болот и дебрей покрытой мраком земли Русской. В стране Белозерской доживал последние дни долгой своей жизни дивный подвижник Мартиниан, ученик преп. Кирилла Белозерского, основатель общежительной обители на безлюдном острове озера Вожа, а после преп. Ферапонта настоятель в монастыре его. Там подал он совет державному слепцу изгнаннику, Василию Темному, искать наследия, отнятого Шемякой, 189 и благодарный великий князь, возвратив снова престол, вызвал Мартиниана к себе и поручил ему игуменство в Лавре чудотворца Сергия. Искренно любя великого князя Василия и желая ему добра, преп. Мартиниан всегда прямо говорил ему правду. Однажды Василий поручил ему уговорить вельможу, удалившегося к Тверскому князю, возвратиться в Москву, и обещал, что тот не только будет прощен, но и получит награду. Боярин послушался преподобного, но, вместо почести, заключен был в темницу. Услышав о том, Мартиниан, немедленно явился к великому князю и сказал ему: «Таков ли праведный суд твой, государь! Ты продал грешную мою душу, лишив свободы того, кому ручался я за свободу душою моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

89 Макарий, патриарх Антиохийский – араб из Алеппо (Сирия). С 1636 г. – митрополит алеппский, с 1648 г. – патриарх Макарий III. На Московском поместном соборе 1656 г. поддержал Никона в его церковной реформе. Присутствовал на Соборе 1666 г., осудившем Никона. 90 Хованский Иван Андреевич – князь из рода Гедиминовичей, военный и политический деятель; был воеводой в Туле, Вязьме, Могилеве, Пскове, Новгороде и т. д. В 1659 г. – боярин. После разгрома восстания в Москве в 1662 г. руководил следственной комиссией. Во время Московского восстания 1682 г. – глава Стрелецкого приказа, пытался захватить власть и казнен по велению царевны Софьи (1682 г.). 91 Милославский Илья Данилович (ум. 1668) – боярин, князь; посланник в Константинополе (1643) и в Голландии (1648). После восстания в Москве в 1648 г. играл важную роль в управлении страной. Отец царицы Марии Ильиничны. 92 Савва, преподобный (ум. 1406) – ученик Сергия Радонежского, в обители которого был затем игуменом; около 1380 г. основал Сторожевский рождества Богородицы монастырь близ Звенигорода, где был настоятелем более 30 лет. Монастырь пользовался покровительством царей Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Канонизирован православной церковью. 93 Мейерберг Августин (1622–1698) – австрийский дипломат. В 1661–1662 гг. состоял в посольстве от имени императора Леопольда I для посредничества между Россией и Польшей. Оставил записки «Путешествие в Московию». 94 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1606–1680) – государственный и военный деятель, дипломат. С 1622 г. на военной службе в Пскове. В 1642 г. глава дипломатической миссии в Молдавию; с 1654 г. участвовал в русско-польской, а затем в русско-шведской войне (1656–1658 гг.). В 1658 г. вел успешные переговоры со шведами, завершившиеся Валиесарским договором, произведён в думные дворяне; участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в подписании Андрусовского перемирия (1667 г.), за что пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Участвовал в составлении Новоторгового устава (1667 г.); основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры; был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно (Вильнюс). В 1672 г. постригся под именем Антония в Крыпецком монастыре близ Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема - народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название - Взыскание погибших - говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь. А Царственные мученики - наши покровители, покровители России: на них закончилась одна эпоха и началась новая. Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой Крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди? Действительно в XYI - XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда Святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» - и тут же появлялось желание подражать. Читаешь Житие монаха - пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице - Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково - Печерский монастырь. Сколько братии в Никандровом монастыре? Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати. А мощи Преподобного Никандра не ищите? На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий - в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Дневное освещение собора в древности осуществлялось за счёт окон, расположенных в его стенах, а также барабанов. Все три барабана собора - световые. Окна собора не образуют горизонтального ряда, проходящего по всем стенам. Окна среднего и поперечного нефов размещены выше, чем окна боковых частей, а эти последние - выше окон апсид. Такое расположение окон придаёт интерьеру храма живописность, а равномерная освещённость всех его частей делает его более ясным и " домашним " . В соборе насчитывается четыре типа окон: прямые щелевидные с раструбом, люкарны с конической средней частью и прямоугольным внутренним раструбом. Круглые окна-люкарны, открытые в 1978 году, не имеют аналогов в домонгольских памятниках Руси. Кладка стен - характерная новгородская, представляет собой смешанный тип из каменного плитняка и плинфы. В кладке парусов центрального барабана уложены двенадцать голосников (узкие и широкогорлые кувшины высотой до 50 см и шириной до 35 см). Дверные проёмы храма первоначально были прямыми, сейчас они значительно повышены в пороге и растёсаны. Что касается внутреннего убранства собора, то несомненно, что вскоре после завершения строительства храм расписали. Самый большой фрагмент росписи сохранился на центральной апсиде. При зондировании внутри центрального барабана под штукатуркой 1840 года были обнаружены граффити: отдельные буквы и идущие рядами вертикальные и наклонные риски. В новгородском Софийском соборе на 1 квадратный метр площади пола приходилось 22,6 кубических метра объёма здания - в соборе псковского Иоанно-Предтеченского монастыря это соотношение снизилось до 1:10.6, что хорошо иллюстрирует главную тенденцию развития новгородской архитектуры в XI-XIII столетий. Среди святынь Иоанновского собора до революции особенно почиталась икона Спаса Вседержителя с предстоящими святыми, в народе более известная как " Спас Мироточивый " , прославившаяся чудесами, а также крест - точная копия креста преподобного Авраамия Ростовского, которым он, по преданию, разбил изображение Велеса. По некоторым данным, икона " Спас Мироточивый " уцелела и в настоящее время находится в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение С февраля 2007 года Собор Рождества Иоанна Предтечи и бывшая монастырская просфорня переданы владыкой Евсевием Крыпецкому монастырю для организации подворья. Настоятелем подворья в 2007 году был архимандрит Дамаскин(+29.11.2007),а с 14.12.2007 - иеромонах Савва. За прошедший год Собор Иоанна Предтечи преобразился: появился постоянный священник в храме, чаще стали службы, потянулись люди, сделан ремонт в храме и просфорне, оформлены документы на недвижимость, проведены тепло, газ и свет, издана полная история Иоанновского монастыря. 28 мая 2008. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00257

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. Описания иконы Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп. - житие Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (память 15 мая и 7 сентября по старому стилю) Родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения. Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского (U 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе). Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что: «двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: " Господи, помилуй " ». Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни уд[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 9846.jpg:   Размер: 192x1144, 0.22 MPix, 33 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (0) . Описание: [Россия. К. XIX.] Псковские избранные святые: Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Серапион Спасо-Елеазаровский, Евфросин Псковский, Игнатий Псковский, Иларион Псковоезерский. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Файл 9847.jpg:   Размер: 895x1200, 1.07 MPix, 167 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9848.jpg:   Размер: 841x1200, 1.01 MPix, 175 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (106) , (0) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 9850.jpg:   Размер: 589x1200, 0.71 MPix, 115 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2849

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления. Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://sobory.ru/article/?object=00280

В это время на Руси подвизались преподобные Мартиниан Белозерский († 1483), Макарий Калязинский († 1483), Ефрем Перекомский († 1492), Савва Крыпецкий († 1495), Тихон Луховской († 1503), Нил Сорский († 1508), Лаврентий Калужский ( † 1515), Иосиф Волоцкий († 1515). Современником святителя является знаменитый древнерусский художник Дионисий, работавший в Москве, когда в Чудовом монастыре Геннадий был настоятелем. Позднее Дионисий расписывал соборный храм в Иосифо-Волоцком монастыре, который при архиепископе Геннадии находился в юрисдикции Новгородской кафедры. И сам святитель Геннадий был ярким выразителем своего времени. Последнее летописное упоминание о владыке Геннадии говорит о его удалении с кафедры и о последовавшей вскоре его кончине. Отреченная грамота архиепископа Геннадия («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 160 . Свои последние дни святитель провел в Чудовом монастыре в Кремле. Новгородская летопись указывает точную дату его кончины: «Лета 7014, декабря 4 день, преставися архиепископ Генадей; а был на владычестве 20 лет без 6 месяцев, а сведен был на Москве два годы неполны, положен бысть в Чюдове монастыри» 161 . Таким образом, датой кончины святителя Геннадия является 1505 г. Архимандрит Леонид (Кавелин) говорит о святителе Геннадии: «Геннадий, архиепископ Новгородский † 1505 г. декабря 4. Память 4 декабря (в Новгороде общая 10 февраля). Мощи почивали под спудом в московском Чудовом монастыре, в могиле святителя Алексия митрополита» 162 . Ныне Чудов монастырь не существует и погребение Святителя утрачено, но память его живет в Русской Церкви. Жизненный путь новгородского архиепископа Геннадия был полон скорбей и нелегких трудов. Его подвижнические труды и молитвенные подвиги, пройдя через горнило испытаний, явились той «малой закваской» ( 1Кор. 5:6 ), взрастившей многочисленные таланты святителя, которые он как добрый евангельский раб преумножил в служении святому Православию на Руси. Святительский подвиг архиепископа Геннадия был посвящен борьбе за чистоту Православия, развитию русской культуры, просвещения, книжности. Своей деятельностью он продолжал духовные традиции святителей Вселенской Церкви, боровшихся с ересями и заботившихся о чистоте Православия. Его трудами была побеждена первая ересь в Русской Церкви после обретения ею автокефалии. Активным помощником Святителя явился игумен Волоцкой обители. В одной из рукописей говорится: «Мы же правовернии речем: премудрому Генадию и преподобному Иосифу и всем благочестия поборником вечная память» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010