На обитель вскоре обратили внимание псковские граждане и начальство ввиду уважения к ее основателю - Савве. Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, посещавший преподобного Савву каждый воскресный день, устроил до обители через болото и мхи мост, который с тех пор назывался Ярославским. Потом, в 1487 г., по совету с посадниками, боярами и всем народом на вече и по согласию старшего духовенства, всех шести псковских соборов и всего священства, князь дал этой обители крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. В ночь с 27 на 28 августа 1495 г. преподобный Савва скончался и был погребен около монастырской Иоанно-Богословской церкви, по правую сторону. Через 60 лет после кончины Саввы, в 1555 г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной деревянной церкви начали строить каменную, 23 апреля 1554 г. были обретены его мощи, которые в том же году Московским собором были признаны святыми по чудесам бывшим от них и по известию о богоугодном житии его. Память преподобного Саввы празднуется в день его преставления, 28 августа (ст. ст.). В 1581 г., когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из его отрядов, грабивший в окрестностях города, решил поживиться за счет Крыпецкого монастыря. В лесу они поймали крестьянина, мучили его и расспрашивали о монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре никого нет; монахи из него ушли. Однако врагов там встретил русский отряд, от которого поляки в страхе разбежались. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче в Крыпецком монастыре пребывал иноком Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя, здесь он скончался и был похоронен. Известно, что в начале XVIII в. Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 г. он сильно горел " от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу " . С самого начала монастыря и до учреждения в 1764 г. первых духовных штатов здесь было игуменское настоятельство, в иные годы было строительское, по штатам 1764 г. оставлено строительское настоятельство. В 1805 г., когда Снетогорский третьеклассный архимандритский монастырь был обращен в загородный Архиерейский дом, штат его с архимандрией был переведен в Елеазаровский монастырь, а Елеазаровский игуменский штат был присвоен Крыпецкому монастырю и с того времени сделано настоятельство игуменское.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Архив Пн Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь 3 сентября 2014 г. 12:25 Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII в. Монастырь находится в 3,5 км от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой Горы Афон. По другим сведениям, основателем обители был игумен Иоасаф. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII в., согласно которой 4 марта 1299 г. уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобномученик Иоасаф и 17 иноков. В XIV-XV вв. Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV в. говорит факт строительства в нем каменного храма — одного из первых на Руси после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов. В самом Пскове рядом с кромом на берегу реки Псковы с середины XIV в. существовало подворье монастыря, где в 1352 г. была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий — выходец из Сербии или со Святой Горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий. В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Федор Александрович Ростовский, вернувшийся, однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 г. был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

http://patriarchia.ru/db/text/3722066.ht...

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь в Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII веку. Первоначально был мужским. Монастырь находится в 3,5 километрах от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Содержание История [ править править код ] Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой легенде, которая в наше время является основной, основателем считается игумен Иоасаф. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV века говорит факт строительства в нем каменного храма - одного из первых после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века существовало подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий - выходец из Сербии или со Святой горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий. В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420-21 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Феодор Александрович Ростовский, вернувшийся однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 году был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Блаженный Савва Крыпецкий сперва подвизался на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова. Потом жил несколько времени на Толве у преподобного Евфросина. Наконец удалился он на совершенное безмолвие за 15 верст от Толвы, в пустынь Крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою. Здесь поселился он один на холме, при небольшом озере, ныне уже заплывшем грязью. Вокруг были лес и мхи, где жили только медведи и другие дикие звери. Пищею отшельника были хлеб и вода, и то в меру, а в среду и пяток не вкушал он ничего; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. В жизни отшельнической много терпел он нападений от духов нечистых, но побеждал их молитвою. Спустя несколько лет его отшельничества стали собираться к нему ревнители пустынной жизни; они упросили его учредить обитель. Был построен храм в честь Иоанна Богослова; но игуменства над обителью не принял на себя отшельник, а поручил управлять ею Кассиану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель Саввы и благотворил ей. Раз близился он к обители вместе с больною супругою. Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князе, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит от Бога исцеления в своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав. Савва вышел за ворота обители, там совершен был молебен братиею, после молебна княгиня у ног преподобного просила молитв его. Осеняя ее крестным знамением, он сказал: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами святого Иоанна Богослова буде здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал построить через мхи и болота мост к обители Саввы на 1400 саженях длины, и этот мост поныне называется Ярославовым. По убеждению доброго князя Псков выдал в 1487 г. грамоту на землю для обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: «Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления» . Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса. После отшествия святого из мира сего пришли однажды ночью в обитель разбойники с целью ограбления. Насельников в тот миг в обители немного было, да и те крепко спали. Но появились вдруг перед незванными пришельцами неизвестные иноки с фонарями, как бы на страже стоящие. И побежали воры через болота и коряги в страхе Божием, слыша топот ног преследователей и видя гневного старца седовласого, глаголющего грозно: «Почто обитель мою разорить хотели? Идите отсюда и кайтесь, и подобное не творити. Если же не уйдете, то сотворю мольбу на вас Царю Небесному Христу, и вы погибните ». Устрашенные молитвами Саввы наутро разбойники пришли в обитель и спросили у некого Авдия: «Кто у вас всю ночь был в монастыре и почему множество людей в полуночи ходили с фонарями и оружием по монастырю?» Авдий же отвечал разбойникам, что никого не было ночью в обители. Услышав сие, разбойники поведали с покаянием и слезами игумену и всей братии о несостоявшемся злодеянии. Разбойники же со временем раскаялись, а атаман их постригся в обители преподобного Саввы. Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоронений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь. В память святого Георгия служил литургию монах Исаия. Придя в свою келью отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал: «Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим. "

http://pravicon.com/info-3300

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре. Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование. Собор Преподобных Отцов Киево-Печерских Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды. Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины. Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской лавры другими русскими монастырями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1079 . Блаженный Савва крыпецкий, 1080 сперва подвизался на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова. Потом жил несколько времени на Толве у преподобного Евфросина. Наконец удалился он на совершенное безмолвие, за 15 верст от Толвы, в пустынь крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою. Здесь поселился он один на холме, при небольшом озере, – ныне уже заплывшем грязью; вокруг были лес и мхи, – где жили только медведи и другие дикие звери; пищею отшельника были хлеб и вода и то в меру, – а в среду и пяток не вкушал он ничего; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. – В жизни отшельнической много терпел он нападений от духов нечистых, но побеждал их молитвою. Спустя несколько лет отшельничества его стали собираться к нему ревнители пустынной жизни; они упросили его учредить обитель и храм построен был в честь Иоанна Богослова: но игуменства над обителию не принял на себя отшельник, а поручил управлять ею Кассиану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель Саввы и благотворил ей. Раз близился он к обители вместе с больною супругою. Савва послал сказать ему: «старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель; если преступит отеческую заповедь, княгиня твоя не получит от Бога исцеления в своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав; Савва вышел за ворота обители, там совершен был молебен братией, после молебна княгиня у ног преподобного просила молитв его; осеняя ее крестным знамением он сказал: «во имя Отца и Сына и св. Духа, молитвами св. Иоанна Богослова будь здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал построить через мхи и болота мост к обители Саввы на 1400 саженях длины и этот мост поныне называется Ярославовым. По убеждению доброго князя Псков выдал (1487 г.) грамоту на землю для обители. 1081

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наместником в Великом Устюге был князь Феодор Красный, и благочестивая супруга его Мария много благотворила блаженному. Раз, когда он лежал на навозной куче, подошел к нему княжеский слуга с известием о болезни княгини и просьбой помолиться за нее. Но не успел еще посланный приблизиться к нему, как блаженный воскликнул: «Здравствуй, добрый князь Феодор с княгиней своей!» Вернувшись, слуга нашел княгиню Марию исцелившейся.  Скончался блаженный Иоанн в молодых летах, 29 мая 1494 г., и был погребен вблизи Успенской церкви, около которой он подвизался. На могиле его была воздвигнута церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. На могиле его совершалось много чудес. Свв. Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы, оба являются покровителями своего города, и к их молитвам прибегали граждане  в Смутное время  (1610—1613). •  Жизнь во Христе блж. Иоанна связана с родными местами. Великий Устюг (районный центр в Вологодской обл.) при жизни святого был омофором великопермского архиерея, ныне православные люди края окормляются правящим епископом Вологодской епархии.   •  Служба и житие св. Иоанна написаны в XIV в. Последняя запись в книге о жизни и чудесах этого праведника говорит о его молитвенном заступничестве при защите города от поляков. В благодарность устюжане построили храм в его честь. Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (+ 1495) Память его празднуется 28 авг. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Савва, родом серб, пришел в Русскую землю уже иноком и сначала поступил в Снетогорский Богородицкий монастырь, что на Снежной горе, около города Пскова, но потом перешел на реку Толву, под руководство прп. Евфросина Псковского (память его 15 мая), который дал ему нелегкое послушание монастырского слуги. Прп. Савва исполнял его с великим смирением. После этого искуса прп. Евфросин благословил ему уйти на безмолвие, в пустынь, находящуюся на расстоянии 15 верст от монастыря, к безлюдному озеру, называемому Крыпец, и здесь прп. Савва немало боролся с бесами. Спустя несколько лет отшельничества начала собираться братия; они упросили его  учредить обитель,  и была выстроена церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

" К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. " Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. Преподобный Савва скончался 28 августа 1495 года. После своей кончины он не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре. Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование. Молитвословия Тропарь, глас 8 Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/и, вся красная мира сего презрев,/от чуждых стран пришел еси/во обители Богоспасаемаго града Пскова,/и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/таже простираяся умом еще к вящшему,/вселился еси в пустыню,/в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/и множество инок собрал еси,/и их наставил еси на путь истинный./Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/видев твоя благия труды,/яко пресветла тя светильника,/и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./Молися убо присно Ему о стране нашей,/еже дароватися ей на враги победам,/стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,//и всем нам спастися.

http://drevo-info.ru/articles/11305.html

По его пресвятым [непрестанным] молитвам, Да сподобит Господь и нас, грешных, спасенья. 2. Преп. Савва Псковский и Крыпецкий . Родом серб. Сначала подвизался в Псковском монастыре Пресвятой Богородицы и был игуменом этой обители. Все чрезвычайно хвалили его, но он, убегая от славы человеческой, удалился на берег озера Крыпец, где учредил новую обитель в честь святого Иоанна Богослова. Однако и там не мог укрыться он от славы и известности. [В монастыре] посетил его и князь Ярослав Псковский с супругой. Савва не позволил супруге князя войти в монастырь, но благословил ее и помолился о ней Богу вне монастыря, исцелив ее от некой болезни. Сей Божий святой упокоился в 1495 году. Его мощи и поныне чудодейственны. Из его преемников в Крыпец[ком монастыре] упоминается игумен Досифей. 3. Собор преподобных отцев Киево-Печерских [в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих]. Рассуждение Истинный христианин избегает людской похвалы; [и] не только избегает, но [и] искренне страшится ее. Преподобный Савва Псковский оставил и игуменство, и монастырь, и благодушную братию в монастыре – и удалился в пустынные пределы, чтобы только избежать похвалы от людей. Ведь человеческая похвала окрадывает наше сердце. Некий благочестивый князь, услышав о подвигах преподобного Моисея Мурина, пришел со своей свитой в пустыню, чтобы [только] увидеть его. Моисею сообщили, что в его обитель прибывает князь. Моисей стремительно выбежал из монастырских ворот и помчался прочь, дабы где угодно укрыться от высоких посетителей, но внезапно на них натолкнулся. «Где келья аввы Моисея?» – спросили его княжеские слуги, не подозревая, что перед ними сам Моисей. А он отверз уста и сказал: «На что он вам? Ведь это безумный старец, весьма лживый и весь [преданный] нечистой жизни». Выслушав такое, гости изумились, но продолжили свой путь. Когда подъехали они к келье преподобного Моисея, то спросили, где старец, а монахи сказали, что его здесь нет. Тогда поведали они, что некий встречный инок рассказал им о Моисее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010