– Это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего, ответил преподобный Леонид. Не надо никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают и с какой целью с кем-либо я так поступаю. Таковыми поступками скорее обнаруживается внутренний людской характер, и для дышащих высокомерием это нужно. Итак, ты несправедлив. Старайся более внимать себе, не разбирать дела, обращение и поступки других 167 . Почему Павел Тамбовцев не понимал некоторые поступки старца Леонида? Из-за того, что еще не был духовно зрелым человеком. Под руководством своего духовника ты должен пройти все периоды духовной жизни: младенчество, молодость, зрелость. Как-то раз схиигумен Савва (Остапенко) сказал одной из своих духовных дочерей: – Когда младенцу три года, мать берет его на руки и ласкает. Но когда ребенку двенадцать лет, то с него уже другой спрос и мать его на руки не берет. Так и отец духовный: три года носит чадо на руках, а затем с него уже и спрос 168 . Переход из одного возрастного периода в другой сопровождается иногда искушениями. Особенно они случаются у человека, который никак не хочет выйти из младенческого состояния. Когда духовник начинает предъявлять к нему требования как к духовно взрослому человеку, он принимает это чуть ли не за грубость. И сразу задает себе вопрос: не пора ли мне покинуть этого грубияна и найти более ласкового пастыря? Схиигумен Савва наставлял своих духовных чад: – Не надо обижаться, если духовный отец скажет прямо и обличит кого-либо, потому что он не должен молчать, иначе будет отвечать перед правосудием Божиим. А то бывает так: скажет батюшка: «Ну что ты такая бестолковая», а она уж и губки надула, вроде капризного ребенка. А сатана хохочет, пляшет... Так вот, не будем обижаться, а все обиды будем переносить благодушно. Бывают такие непослушные больные: не слушают врача и не признают его рецептов. Батюшка вас обличает с той целью, чтобы душа не погибла, чтобы человек опомнился. А если я умолчу, то Господь взыщет с меня за упущенный момент, в который я должен был вразумить человека. Утопающего тащат за волосы, врач прописывает больному горькие лекарства... Вот и я бываю с некоторыми строг. Отец духовный дается не для дружбы, а для спасения, и надо ценить его слово, дорожить его благословением и все выполнять безупречно. Как среди детей «маменькин сыночек» остается неисправленным и ненужным обществу, так и в духовной жизни: изнеженный, избалованный, капризный христианин неспособен бороться со злой силой и если не переломит себя, то останется неисправленным 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—279— Благий человек от благаго сокровища износит благая. Мф.12:35 . Аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу. 1Ин.1:7 . Октября 13 дня сего 1896 года, в 3½ часа по полудни, после непродолжительной, но тяжкой болезни, тихо почил, на 78-м году жизни, один из старейших, заслуженнейших и достойнейших архипастырей нашей отечественной церкви, высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии и Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам сей академии. В Бозе почивший архипастырь, и личными качествами, и жизнью, и деяниями и отношениями оправдавший на себе истину изречений слова Божия: благий человек от благаго сокровища износит благая ( Мф.12:35 ) и: аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу ( 1Ин.1:7 ), как это видно будет из ниже излагаемого, в частности к Московской духовной академии имел столь близкие, разнообразные и любвеобильные отношения и благодетельное для неё значение, что она непременным и священным долгом своим поставляет сказать доброе и, по возможности, не скудное содержанием слово в память о нём на страницах издаваемого ею «Богословского Вестника». Высокопреосвященнейший Савва, в мире Иван Михайлович Тихомиров, был сын бедного причетника Крестовоздвиженской церкви села Палехи, Вязниковского уезда, —280— Владимирской губернии, и родился 15 марта 1819 года. Родитель его, Михаил Сергеевич, отличавшийся большою любознательностью и живым, общительным характером, пользовавшийся добрым расположением прихожан и родственников своих, и поддерживавший материальное положение свое и своего семейства, в виду скудости причетнических доходов и в часы досуга от исполнения прямых обязанностей своего служения по должности пономаря, некоторыми сторонними занятиями, в том числе писанием икон, 2193 к сожалению, скончался (от простуды) за полтора месяца до рождения своего сына, будучи еще очень не старым человеком; а мать, Стефанида Ивановна, женщина весьма благочестивая, трудолюбивая и в высшей степени любвеобильная, давши сыну первые зачатки благочестивого семейного воспитания и, не смотря на крайнюю скудость материальных средств, озаботившись также и начальным школьным его образованием, умерла в то время, когда он еще обучался в Шуйском духовном училище. Кончина её последовала 14 марта 1830 года; и таким образом Иван Михайлович, будучи только одиннадцати лет от роду, остался круглым сиротою, получив от родителей в наследство лишь их добрые свойства и качества, а во всем прочем оставленный на попечение некоторых родственников, 2194 лучше же сказать, – на попечение Отца небесного, вверенный Его бла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Воля См. также: Вожделение . 145. 162. Старец не прикоснулся к огурцу, хотя имел желание вкусить его Поведали об одном старце, что однажды ему захотелось огурца. Он взял огурец, повесил его перед глазами. Не попустив желанию победить себя и не прикоснувшись к огурцу, старец укорял себя и приносил покаяние в самом пожелании. 163. Когда у аввы Зенона появилось желание взять один огурец из чужого огорода, он пять дней простоял на жаре и этим пресек свое желание Однажды авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел перекусить возле огуречных грядок. Помысл говорил ему: “Возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного?” Но он отвечал своему помыслу: “Воры подвергаются наказанию, так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание.” Так он пять дней простоял на жаре и, изнуренный зноем, сказал сам себе: “Не могу снести наказания.” Потом обратился к своему помыслу: “Если не можешь, то не воруй и не ешь ворованное.” (Достопамятные сказания. С. 81. 6). 164. У преподобного Саввы во время работы в саду появилось желание съесть яблоко прежде определенного времени, однако он мужественно поборол свое желание благочестивыми размышлениями См. также: Вожделение ; Мужество . Некогда преподобный Савва работал в монастырском саду, и возникло у него желание съесть прежде определенного часа яблоко, которое было красиво и на вид весьма вкусно. Будучи воспламенен этим желанием, он сорвал яблоко с дерева, но, раздумав, мужественно преодолел намерение и благочестивыми мыслями стал упрекать себя: “Красив был для взора и приятен на вкус тот плод, который умертвил меня через Адама. Адам предпочел духовной красоте то, что казалось приятным для телесных очей, и насыщение чрева почел драгоценней духовных удовольствий, но через это он ввел смерть в мир. Поэтому я не должен презирать добродетель воздержания, не должен отягчаться душевной дремотой. Ибо, как появлению всяких плодов предшествует цвет, так воздержание предшествует всякой добродетели.” Этими благочестивыми мыслями Савва преодолел свою похоть, бросил яблоко на землю и растоптал его ногами, попирая вместе с яблоком и похоть. (И. Помяловский. Палестинский патерик. Вып. 1. С. 5). 165. Преподобный Елеазар, желая вкусить рыбы, положил ее перед собой, но не дотрагивался, укоряя себя в невоздержании См. также: Вожделение ; Воздержание . Как преподобный Елеазар умел побеждать свои желания, показывает следующее повествование: “Случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы. Он готовил ее, ставил перед собой и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища оставалась в келии, и когда она начинала разлагаться, подвижник говорил себе: “Ешь теперь, если хочешь.” (Соловецкий патерик. С. 89). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Поучение 2-е. Преп. Савва Освященный (О десятой Заповеди закона Божия, запрещающей нечистые мысли и желания) I. B день преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного, который проводил жизнь святую и был так внимателен к своему духовному состоянию, что каждую мысль свою, каждое желание и каждое чувство и малейшее движение своего сердца подвергал тщательному самоосуждению, дабы не погрешить пред Господом не только делом или словом, но и мыслию, уместно будет, братия мои, поразмыслить о том: с такой ли осторожностью мы относимся к своим мыслям и желаниям своего сердца, с какой относился преп. Савва «освященный», и не допускаем ли мы грехов, прямо и ясно запрещаемых десятою Заповедью закона Божия. (См. Четьи Минеи, 5 декабря). II. а) Десятая Заповедь учит нас, что Бог требует повиновения, не только наружного в обрядах, но и сердечного. Соломон говорит о лицемере: «каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23, 7). «Господь знает мысли человеческие» (Пс. 93, 11). «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28, 9). Фарисеи учили людей довольствоваться внешней чистотой чаши и блюда. Но этот закон, требующий внутреннего чистосердечия, мог бы научить их тому, что для Бога эти внешние обряды просто омерзительны, когда ими заменяют правосудие, смирение, любовь. Даже язычники признавали, что Богу угодно только послушание самого сердца. Их философы учили: «Нечестие и несправедливость находятся в помыслах» (Аристотель). «Человек, задумавший преступление, виноват так же, как и совершивший его» (Ювенал). «Завистливый взгляд на чужую собственность подобен хищению (Ксенократ). б)  Быть может, вы думаете: «что худого в одном желании? Что может быть дурного в неосязаемой мысли?» Ответ двоякий. Во-первых, это неосязаемое желание, как вы говорите, имеет для Бога большое значение. Его видят и слышат на небесах, и на небесах мы должны искать прощения. Во-вторых, когда делаешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всех грехов, это яйцо, из которого вылупляется ехидна. Греховные помыслы – предвестники греховных дел. Грешное любопытство, скрытое под образом невинного ребенка, останавливается на границах искушения и раскрывает двери к греху; когда оно достигает своей цели, то преображается в огромного великана перед тайным, робким, краснеющим вероотступником и раскрывает двери ко множеству случаев нравственных падений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Оба – богатые ризницы света, которые обогатили свет святым крещением и божественным учением. Оба – граждане высшего Иерусалима и богозрачные светила, которые богомысленными очами прозрели будущие сокровища и вечную жизнь. Оба явились Владыке своему более чистые, чем золото, ибо ради их честной жизни Христос вселился в их прекрасные души, по обещанию своему: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” ( 2Кор.6:16 ). Оба великим смирение и чистым истинным покаянием стали белее снега, будучи детям своим истинный пример, да непрестанно ищут они истиной жизни небесной. Оба – земные ангелы, небесные люди, парящие в небе орлы, которые своим преподобием и великим воздержанием взлетели в небесные выси. Оба – светлодушные светильники, которые реками слез окрылили святые молитвы и взлетели к Христу, которого возвеличивали на земле и на небесах, и приняли от него самую большую благодать, доброту, сохраненную теми, кто убоялся его. Оба всей душою вышли на поиск добродетеля своего Христа, отклонили всякое благо, кроме него, воистину обновили в себе знак истинного Бога своего. Оба – блаженные слуги с неспящими очами во все часы, ожидающие Бога своего с чистой верой; зажгли они не только свои восковые светильники, но и сами просветились разумом речи Божьей и очистили души свои добрыми делами, презрели видимую жизнь, глядя умными очами на тот вечный бесконечный мир, украсили природу свою заповедью Божьего евангелия, исправив свои обычаи по апостольскому учению, прияв страх вечного суда Божьего, всегда держа пред очами своими смерть свою, с прозрением всего земного пречистились этой жизни, а все свою жалость бросили на Бога с надеждой; будто два светильника, которые богозрачно сияют Владыке своему в боголюбивых сердцах своих, держа речь жизни и управляя ей по правде Божьей, истинные служители Христа. VII. О том, как пребывал святой Савва монах в затворе и о преставлении преподобного отца нашего Симеона Пока подвязались в этом святые и непрестанно совершенствовались, боголепный и Богом избранный монах кир Савва, по действию святого Духа, смотря богомысленными умными очами на пресветлую светлость, думал о большем; наученный жить в единении с Христом, никогда не оставляя его, непрестанно шел за ним, т. е. за святыми заповедями закона Божьего. Ибо “Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” ( Пс.118:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

И вы, почтенная госпожа, имеете малых детей: не подражайте в воспитании их теперешнему, модному, грешному и развращенному миру, а подражайте благочестивой Емилии, которая воспитала четырех сыновей своих и дочь свою св. Макрину. Если будете воспитывать детей подобно Емилии, при вашем благочестивом образе жизни, то на страшном суде Христовом дерзновенно можете сказать: се аз и дети, их же дал ми ecu Боже! и несомненно получите от Него со своими детьми венец правды, награду вечную и блаженную. Дворянка. О, Господи! будь мне помощником в добром и благочестивом воспитании детей своих, а ты отче, благослови меня на сие святое и трудное дело, и помолись о мне и семействе моем. Священник благословляющий. Бог, Отец щедрот и всяких утех, да благословит вас вести жизнь свою так, как упомянутая Емилия, и воспитать детей своих подобно ей. 1186. Если человек провождает жизнь свою свято, может ли он чрез сие возвратить себе первоначальное владычество над зверьми? Вопрос Дворянина. Если человек провождает жизнь свою свято, может ли он чрез сие возвратить себе первоначальное владычество над зверьми? Ответ Священника. Может. История первых Христианских времен представляет множество разительных тому примеров. Страстотерпцы и преподобные, столько же невинны, как обитатель земного рая – Адам, столько же, как он, Господу послушные, и сами обретали удивительное повиновение у тех бессловесных, которых один взор поражает ужасом. Я приведу несколько примеров. 1 . Преподобный Савва освященный уступил мятежному духу некоторых братий, удалился в Скифопольские пределы. Там, нашедши некоторую пещеру, небоязненно вошёл в оную и, поскольку был вечер, помолившись, лег уснуть. Но в полночь пришел лев и, видя на ложе своем почивающего человека, взял зубами за его одежду и повлёк из вертепа. Старец, пробудившись, не ужаснулся, но восстав спокойно, начал читать полунощные молитвы; а лев, несколько отстранившись, как будто ждал, доколе Савва совершит правило. После сего старец сел, и лев опять начал влечь его из пещеры. Тогда человек по образу Божию сказал ему: «Послушай! пещера просторна; мы оба можем жить вместе; ибо Един Творец нас создал. Если же тебе не угодно со мною жать, то приличнее тебе уйти отсюда; ибо я, как рукою Божьею созданный и образом Его возвеличенный, несравненно лучше тебя». Выслушав сие, грозный зверь вышел из пещеры, и уже туда не возвращался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Великий Савва своими молитвами и советами содействовал дивному царю и пророческими откровениями во всем подтверждал правое учение. Со своей стороны и царь так был расположен к нему, что казалось, будто он был неразрывно соединен с ним. Но речь об этом нужно оставить, так как это дело более обширного рассказа, чем настоящее слово. Я же только этот последний рассказ сообщу о великом и этим закончу слово. §68 Царь городов – разумею Константинополь – увидел, наконец, мудрого царя, усердно занимавшегося, как подобает царю, делами и с большим единодушием и любовью царствовавшего вместе с сыном и царем, и все прочее, в точности осуществившееся по неложному предсказанию царице тех богоносных (мужей), так что не осталось решительно ничего, что бы не исполнилось. Увидел также и дивный Савва возвратившийся, так сказать, после бегства и отсутствия мир и любезное согласие и общее единомыслие (всего) христоименитого исполнения, о чем он часто молился и проливал источники умилостивительных слез к общему Господу. Весьма радуясь теперь этому, он воздавал достойное благодарение сердцем и устами и всей душой Избавителю. Когда же этого было уже достаточно, он, обращаясь к ученику и сожителю, говорит: «Ну, теперь, когда мы сделали то, что должны были сделать, по заповеди, довольно поскорбевши сперва со скорбящими и, как следовало, порадовавшись вместе с радующимся общему согласию и возвращению мира, – ибо радоваться повелевает славный учитель Павел с радующимся, плакать с плачущими и быть единомысленными, ничего не делая по любопрению, но только то, что служит к назиданию ближнего (см. Рим. 12:15–16; 14:19 ; Флп. 2:2–3 ), – опять возьмемся за прежний наш образ жизни и за подобающую нам строгость и обычное наше устроение. Ибо если найдешь и мед, то ешь умеренно, говорит один из мудрецов (см. Притч. 25:16 ), чтобы не пресытиться и не изблевать. Особенно теперь, когда конец жизни идет по стопам (нашим), нам необходимо трезвиться, согласно с Господним наставлением, и внимать умом этому, чтобы не явиться неготовыми при конце».

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Итак, приняв с благодарностью его предложение, тотчас – и притом не без его желания – вручают ему попечение о храме. §47 Как он сиял, подобно некоторому солнцу, среди тех подвижников, будучи для всех примером и высоким образцом всякого добра не только притом в духовном, но и самым неутомимым прилежанием к службе и любовью к добру, и как всех поражал чрезвычайной высотой во всякой добродетели, поистине светя им молчаливым повиновением, это и подобное этому я оставляю в стороне вследствие обширности слова и пока расскажу о следующем. Один раз вышел из монастыря, чтобы привезти дров для удовлетворения настоятельной необходимости, тот, кому вверено было заведывание ослами. Вместе с ним вышел и дивный Савва в качестве помощника, так как он обычно сколько мог трудился вместе с братиями и наравне с каждым из них работал. Прибыв на луг, они пустили ослов пастись, а сами занялись собиранием дров. В это время три льва, выбежав из леса, стали быстро приближаться к ослам, как бы спеша на готовый обед. Надсматривавший за ослами, издали увидев подбегающих зверей, не подав даже голоса, стал спасаться бегством, великий же, взглянув на ослов, ибо еще не замечал зверей, и увидев, что они, сбежавшись в одно место, находятся в смертельном страхе, не понимая хорошо причины этого, а только подозревая ее, стал осматриваться кругом, как обычно делают в таких обстоятельствах, и наконец и сам увидел зверей, ибо они уже были близко от них, с львиной смелостью приближаясь к ослам с намерением растерзать их. Сильно поболев сердцем о животных, как необходимых для обслуживания их нужд, он, однако, не прибегнул против зверей к молитве и не запретил им, хотя то и другое мог сделать с большой пользой. Ибо сохранившие незапятнанным то, что по образу, не лишаются нисколько древнего благородства, но царски господствуют, подобно первому человеку до преступления, и над самими зверями вместе со всей земной (κτω) тварью (κτσεως). Такую силу имел и великий Савва, притом с большим избытком, чем кто-нибудь другой, как я сказал, но, добровольно презрев это, он опять отдает предпочтение лучшей из всех добродетелей – смиренномудрию, и притом каким дивным образом! Ибо когда он увидел, что львы устремились, как было сказано, на ослов и готовы броситься на них, он, бросившись им наперерез и весьма близко приблизившись к зверям, – о дивная Твоя сила с этим мужем! – бросается на землю и, лежа ниц, громким голосом говорит львам: «Заклинаю вас Богом, общим Господом нашим и вашим, не делайте ничего худого этим животным и даже не прикасайтесь к ним; оставьте их безопасно возвратиться домой, а меня вместо их, как готовую трапезу, растерзав когтями, ибо я вижу, что вы нуждаетесь в пище, сожрите без всякого препятствия!» Звери, сдержав свой бег, остановились, как будто разумные и понимающие сказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

За всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В житии Саввы Освященного говорится о том, как родители упрашивали преподобного Савву оставить иноческие черные одежды и вернуться в мир. И как ответил им инок Савва! «Как я могу предпочесть вас Богу, вашу суетную жизнь моему кресту, ваше мирское военное служение – духовному воинству? Если земные цари наказывают тех, кто убегает из полка, то как же Царь Небесный должен немилосердно наказать того, кто оставляет духовное воинство, бежит из избранного полка». И заключил эти слова так: «Если вы будете еще убеждать меня оставить это прекрасное воинство, вы больше мне не родители». Так враг устами родителей преподобного Саввы отвлекал его от пути спасения, и так мы должны научиться словами преподобного Саввы отражать врага, нападающего на каждую жизнь человеческую. Мятется человеческая душа. И едва ли есть хоть один человек, который не услышал бы этих слов, подобных словам родителей Саввы, этих всевозможных уговоров врага сбросить черные одежды духовной жизни и пойти по дороге мирской. И если ты услышишь соблазняющие слова врага об измене избранному тобой пути духовной жизни, то сейчас же восставь перед собою слова преподобного Саввы и скажи: «Как я могу предпочесть вас Богу, как могу я предпочесть суетную мирскую жизнь кресту своему, как я могу оставить духовное воинство?» Если человек еще молод, враг убеждает его бросить этот трудный крестоносный путь и пожить, отдаваясь своим плотским влечениям. Это так легко, это так приятно, это так естественно – так делают все. «Как я могу предпочесть вашу суетную жизнь кресту своему?» Если ты имеешь талант, твои мечты будут увлекать тебя с дороги духовной жизни к тем сладостям мирским, которые дают там, в миру, человеческие дарования, но ты отдай их Богу. Если у тебя какие-нибудь скорби, которые ты несешь как христианин, ибо труден путь христианина в миру и ему постоянно приходится терпеть, страдать, отказываться от всевозможных мирских благ, удобств, всего того, что дается отрекшимся от Христа, – ты восставь перед собою слова св. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Разве не знаете: иже аще хощет душу свою спасти, – погубит ю. Нет, уж ты предоставь свою душу спасать Единому Спасителю нашему, Иисусу Христу; а сам отвергнись себя и иди благовествуй царствие Божие, иди спасать других людей. – Да, как же святые угодники спасались и других спасли, – не выдержал, наконец, отец Савва. – Разве мало мы знаем преподобных, которые в затворах были и прославились… – Ты святых угодников не тронь. Не о них речь. Если – святые, то значит они прославили чем-нибудь Бога. Да и то надо сказать: которые скрылись от мира и погребли себя в неизвестности на веки веков, про тех мы ничего не знаем, А известны нам те пустынники, отшельники, затворники, которых Господь вывел из одиночества и явил миру. Зажженную свечу не ставят под кровать, не покрывают сосудом, но ставят на подсвечнике, чтобы она светила всем в доме. Святые угодники и были такими яркими свечами. Они словом или примером просвещали умы и сердца людей. А я хочу сказать про тех, которые, желая спасти свою душу, ограждаются от соблазнов, от грешного мира, от людей, и не научаются главному, что вводит в царство Божие – любви к ближнему. Не так бойтесь греха, как пустого сердца без любви, без сострадания. Любовь, говорит Писание, покроет множество грехов. Но любви ничем не заменишь! Ни молитвы, ни ряса, ни богатства, ни жертвы, ни труды, ничто не может заменить любви, как Бога не заменишь никакою тварью. Среди слушателей произошло сильное движение. Лавочник порывисто развел руками. У многих вырвались слова одобрения. Бедный отец Савва окончательно смутился. Он понял, что все ждут его ответа, оправдания монашества, но он сразу так был подавлен сильными доводами странника, что не в силах был ответить ни слова. Напротив, он сам готов был согласиться с ним во всем. И вот, чего он так домогался много лет, теперь ему кажется заблуждением, ошибкою. Кровь бросилась ему в голову. Тяжело дыша, он безпомощно повел головой. – Господи! – мысленно обратился он в единому непогрешимому Учителю. – Что я скажу? Что стало теперь с моим монашеством? А странник, не переставая еще сильнее обличать монахов, говорил, что иночество имеет временное значение.

http://azbyka.ru/fiction/monastyrskie-oc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010