Все упомянутые нами вопросы будут обсуждаться на соборах. На каких именно и с участием ли клириков и мирян – будет зависеть от важности вопроса. – На какой период планируется заседание Комиссии? – Пленарное заседание Комиссии состоится в начале июня, что будет анонсировано дополнительно. Она вынесет заключение, и Священный Синод примет решение о создании Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Об авторе: Иеромонах Савва (Тутунов) С 1996 г . по 1999 г . отец Савва обучался в университете Orsay – Paris XI, где в 1999 году получил диплом лицензиата высшей математики (Licence de mamhemamiques fondamentales). В 1999–2001 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1996 году был пострижен в мантию (с наречением имени Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского) экзархом западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата Архиепископом Евкарпийским Сергием. В 2001 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2005 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему « Труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по реформе епархиального управления и предсоборная о ней дискуссия ». С 10 января 2006 года он сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 24 мая 2006 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в диаконы, а 19 августа 2006 года – в пресвитеры. С 1 сентября 2006 года – преподаватель Московской духовной академии, а также Московской духовной семинарии. С 1 января 2008 года перешел на постоянное послушание в Московскую духовную академию. С 14 февраля 2008 по 31 марта 2009 года о. Савва нес послушание заведующего пресс-службой МДА. Входил в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 года). 31 марта 2009 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен секретарем Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 2 апреля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен секретарем Управления делами Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/mezhsobornoe-prisutstv...

В сем уставе Савва высказал и свою горячую любовь к Господу и свой взгляд на иноческую жизнь. «Преподобные и богоносные отцы наши, светила всего мира, пишет Савва о начале своего устава, оставили мир, последуя словам Господа, глаголющаго в Евангелии: иже хощет итти по Мне, да отвержется себе и возьмет крест свой и в след Мене да грядет; иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин,– поучающаго презирать плоть, прилежати же о души, вещи безсмертней, и призывающаго к Себе труждающихся и обремененных, и обещающаго им упокоение, нищим духом царство небесное и плачущим утешение безконечное. Слыша такия слова, они оставили мир и все, что в нем, пошли в след Господа и восприяли в свои души начало премудрости страх Господень, и подвизаясь в исполнении заповедей Божиих, плакали день и ночь о душах своих, с радостию претерпевали всякое злострадание и муки ради любви к Нему, распинали и умерщвляли себя ежедневно послушанием и отсечением своей воли и разсуждения. Очистивши всем этим свой ум, душу и сердце, просветились внутри благодатию паче солнца и вселили Христа в свои прекрасныя души, попрали все козни диавола, и как быстрокрылые орлы, возлетели на небо, оставивши нам образ своей добродетельной жизни, дабы все хотящие иночествовать по Боге последовали стопам их. И я грешный, и ленивый, и последний из всех, монах Савва, молю вас, возлюбленные о Христе и духовные братие мои и отцы, уподобимся тем мудрым купцам, которые временное променяли на вечное, отдали все свое имение, вместе с телами и души свои , и за это стяжали безценный бисер-Христа. Поревнуйте мудрым девам, которые наполнили елеем светильники свои и готовые вошли с женихом своим в чертог и радость вечную. Боюсь и трепещу, возлюбленные, что-бы кто из вас не остался за дверьми, как пять других дев, и не услышал онаго страшнаго и грознаго определения : отъидите от Мене, не вем вас. Страшась сего определения и желая услышать вожделенный глас: приидите благословеннии Отца Моего, внидите в радость Господа своего,-смирим себя здесь, братие, да вознесемся там, восплачем здесь, да утешимся там; будем алкать и жаждать здесь, да насытимся там; помилуем здесь, да обретем милостивым Бога там ». Словами Писания показав необходимость терпения ( Иак. 1, 2–4. 12 . ), добрых дел (2, 19 – 24) и любви к ближним ( I Uoah. 1, 4 – 7. 4, 16 – 21, 5, 1 – 3 ), Савва продолжает: « Сия есть победа, побеждающая 21

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Там, впрочем не надолго, поселился он в пещере, в которую обыкновенно приходил отдыхать величайший лев. Лев, пришедши в полночь и увидавши, что там спит блаженный, взял ртом своим одежду его и потащил его вон из пещеры. Но поскольку Савва проснулся и начал совершать ночное псалмопение; то лев вышел вон и вне пещеры дожидался, пока старец не окончил своего правила. После сего Савва опять лег на обыкновенном своем месте, а лев вошел в пещеру и, взявшись за его одежду, опять потащил его вон из пещеры. Когда таким образом лев старался вытащить его из пещеры; то Савва смело сказал ему: «пещера широка; она свободно может вместить нас обоих; ибо Творец нас обоих есть один и тот же. Если ты хочешь, останься здесь; а если же не хочешь, то поди в другое место. Ибо я рукою Божиею создан и почтен Божиим образом». Услышав это и как бы устыдившись, лев удалился. Поскольку здесь Савва в немногие дни сделался славен; то начали приходить к нему некоторые Скифополитанцы и Гадаринцы, в числе коих был один Скифополитанский юноша, по имени Василий. Он был родственник знаменитых там мужей Севера и Софрония. Будучи побуждаем божественною силою, он отрекся от мира, пришел к Савве и учился у него подвижнической жизни. Некоторые разбойники, узнавши о сем Василии, нечаянно пришли к ним в полночь, думая, что у Василия есть деньги, но, не нашедшн у них никакого имущества, ушли от них с назиданием; ибо они только узнали их нищету и образ жизни. На пути встретились с ними два величайшие льва. Устрашившись, они заклинали их такими словами: «молитвами аввы Саввы, которого добродетель мы теперь видели с удивлением, сойдите с пути, дабы мы могли пройти!» Звери, услышавши имя аввы Саввы, были прогнаны сим именем, как бичем, и убежали. Разбойники удивились сему чуду и убедились, что старец действительно есть раб Божий; ибо он и в отсутствии чудодействовал. Посему, единодушно возвратившись к нему, они пали пред ним, рассказали о случившемся чуде, пред Богом обещались не обижать на будущее время ни одного человека, решились удаляться от всякого беззакония и с того времени начали заниматься земледелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Там, впрочем не на долго, поселился он в пещере, в которую обыкновенно приходил отдыхать величайший лев. Лев пришедши в полночь, и увидевши, что там спит блаженный, взял ртом своим его одежду, и потащил его вон из пещеры. Но поелику Савва проснулся и начал совершать ночное псалмопение: то лев вышел вон, и вне пещеры дожидался, пока старец не окончил своего правила. После сего Савва опять лег на обыкновенном своем месте, а лев вошел в пещеру и взявшись за его одежду, опять потащил его вон из пещеры. Когда таким образом лев старался вытащить его из пещеры, то Савва смело сказал ему, пещера широка — она свободно может вмещать нас обоих, ибо Творец нас обоих есть один и тот же. Если ты хочешь, останься здесь, а если же не хочешь, то поди в другое место. Ибо я рукою Божьей создан и почтен Божьим образом. Лев услышавши сие, как бы устыдившись, удалился.    34. Поелику здесь Савва в немногие дни сделался славен, то начали к нему приходить некоторые скифополитанцы и гадаринцы, в числе коих был некоторый скифополитанский юноша, по имени Василий. Он был родственник знаменитых там мужей, Севера и Софрония. Будучи побужден божественною силою, он отрекся от мира, пришел к Савве и учился у него подвижнической жизни. Некоторые разбойники, узнавши о сем Василии, нечаянно пришли к ним в полночь, думая, что у Василия есть деньги, но не нашедши у них никакого имения, ушли от них с назиданием: ибо они только узнали их нищету и образ жизни. На пути встретились с ними два величайшие льва. Устрашившись, они заклинали их сими словами: молитвами аввы Саввы, которого добродетель мы теперь видели с удивлением, сойдите с пути, дабы мы могли пройти. Звери, услышавши имя аввы Саввы, были прогнаны сим именем как бичем и убежали. Разбойники удивились сему чуду, и узнали, что старец есть истинно раб Божий: ибо он и в отсутствии чудодействовал. Почему единодушно возвратившись к нему, пали пред ним, рассказали о случившемся чуде, обещались пред Богом не оскорблять впредь никакого человека, решились удаляться от всякого беззакония, и с того времени начали заниматься земледелием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: “Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!” А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете... Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо”. Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского : “Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи”. Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь “стяжал мирный дух”, тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен. Господи, упокой душу старца Саввы, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас! Стихи старца Саввы Любовью ль сердце разгорится О, не гаси её огня! Любовь есть Бог ! Им жизнь живится, Как светом солнца яркость дня. Люби безмерно, беззаветно, Всей полнотой душевных сил, Хотя б любовию ответной Тебе никто не отплатил. Не мсти врагу за оскорбленье, Вражду любовью погаси И в Божий храм, до примиренья, Своих даров не приноси. Любя лишь тех, кто вас лелеет, Вы мните Богу угодить? Но и язычники умеют Взаимно любящих любить. А ты, – ты братские объятья Тебя клянущим простирай И не проклятьем за проклятье – Благословеньем воздавай! Творец ваш солнце зажигает И множество светил ночных И с неба дождь ниспосылает Равно для добрых и для злых: Так ты и доброму и злому Учись, как Он, благотворить, И будешь сыном Всеблагому, И жизнью вечной будешь жить! Молитва Духовным оком созерцая Тебя, о Боже, пред собой, Я в умиленьи прибываю К Тебе с смиренною мольбой. Велик Ты, Боже наш в твореньи!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз приехала я к преподобному Сергию и стала проситься к отцу Савве в духовные чада. Он благословил меня поехать в Почаев через Киев. Сказал: «Там есть старец схиигумен Кукша, подойдешь к нему и скажешь то-то и то-то», точно забыла что, при этом сказал: «Я грешник, какой я духовный отец, вот если он благословит, то тогда так уж и быть – приму; он – старец!» Приехали мы в Киев, пошли в Ближние Пещеры, там встретили отца Кукшу, мне показался он очень строгий. Я подошла к нему под благословение и стала говорить, что меня направил к вам отец Савва, я у него попросилась в духовные чада, а он меня послал к вам – как благословите вы. С улыбкой он мне ответил: «Бог благословит». Из Киева мы поехали в Почаев, а когда вернулись, поехали опять в Загорск, к преподобному Сергию. Я сказала иеромонаху Савве, что отец Кукша благословил меня к вам в духовные чада. «Ну что же, – с улыбкой ответил отец, – раз благословил отец Кукша, то принимаю». Уже будучи его духовным чадом, привелось встретиться с одной рабой, которая сказала мне, чтобы я уничтожила все документы, что я и сделала. Приезжаю к отцу, подхожу под благословение, а он в присутствии всех говорит: «Вот «святая» приехала». Потом одной мне стал говорить: «Зачем все это ты сделала? Паспорта у нас есть у всех, через профсоюз больничные оплачивают. На перепись Сама Матерь Божия с Иосифом первая ходила, а власть вся от Бога, ей надо подчиняться, а это смущение от дьявола через прельщенных людей, они наносят смуту прежде времени. А вот, когда подойдет такое время, что тебе скажут: «Отрекись от Христа», – вот тогда смотри, ни под каким видом от Господа не отрекайся. Придет такое время, когда неграмотной, имеющей во чреве ребенка, скажут: «Поставь точку своей рукой, что он будет неверующий», вот тогда смотри, не отрекайся от Господа». С одной духовной сестрой перед поездкой к отцу попостилась, помолилась и натощак к нему поехали, в надежде получить от него похвалу, но между собой поссорились, не считая это за грех. Приехали к отцу, подошли под благословение, сначала Е., он отвернулся и отошел от нее. Подхожу я и получила то же. Через некоторое время отец подходит к нам, благословил, дал по просфорочке и сказал: «Не молились, не постились, поссорились».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

2 декабря 1870 г. частица мощей преподобной Евфросинии была привезена в Витебск и весьма торжественно и радостно была принята православными жителями Витебска и окрестных селений. По желанию и по просьбе этих последних, частица мощей преподобной Евфросинии была удержана в Витебске до весны 1871 г., когда при весьма торжественной обстановке, крестным ходом, она была перенесена в Полоцк и 23 мая 1871 г. была поставлена в Преображенском храме Спасо-Евфросиниева монастыря. Это торжество вызвало тогда проявление чрезвычайного подъема религиозного чувства в среде православно-русского населения полоцкого края. В Киеве, по-видимому, были теперь убеждены в том, что полоцкие православные жители вполне удовлетворятся, получив часть драгоценнейшей святыни, и успокоятся. Но в Киеве ошиблись. Полоцкие деятели имели совершенно иное настроение. Последние не желали успокоиться до тех пор, пока не получат своей святыни... 4 сентября 1871 г. преосвященный Савва, только что совершивший тогда торжественное перенесение части мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, писал, однако же, A. Н. Муравьеву в Киев следующее: «Пусть бы мне обещали отпустить мощи преп. Евфросинии, я готов бы пешком прийти в Киев»... Были тогда и вне Полоцка лица, которые остались недовольны тем, что Полоцк, вместо всей святыни, получил только частицу мощей преподобной Евфросинии. Но митрополит Арсений по-прежнему был настроен решительно против мысли о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И дело это было отложено до 1882 г. В этом году киевским митрополитом был назначен Платон Городецкий , а полоцкую архиерейскую кафедру занял близкий по духу к преосвященному Савве архипастырь, бывший викарий его в Твери, преосвященный Антонин. Теперь можно было снова заговорить о благовременности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И действительно, об этом заговорили прежде всего в Полоцке. В мае 1882 г. на общем собрании полоцкого николаевско-евфросиниевского братства, некоторые члены его подняли вопрос об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авторство Повести приписывается Пахомию Сербу (XV в.). Сюжет произведения является вымышленным. Савва, архиепископ Сербский, жил в 1169–1237 гг. В Житии Саввы Сербского рассказывается, что ему удалось обратить в христианство одного из венгерских королей, однако имя короля не названо (им был венгерский король Эмерих, который в 1202 г. вторгся в Сербию). Нашествие Батыя на Венгрию произошло в 1241 г., а победоносные сражения венгерских войск с монголо-татарами относятся к 1282 г. Батый же умер не в Венгрии от рук «угорского короля», а своей смертью в Орде (между 1252 и 1253 гг.). Исследователь Повести об убиении Батыя С.П. Розанов установил, что в XIII в. в Венгрии короля по имени Владислав не было. Во время нашествия Батыя Венгрией правил король Бела IV (1235–1270). По-видимому, автор Повести отождествил его с Владиславом I Святым (1077–1095), при котором Венгрия достигла могущества и процветания (см. Розанов С.П. Повесть об убиении Батыя//ИОРЯС. 1916. Кн. 1. С. 109–142). Созданная в конце XV в. Повесть об убиении Батыя вошла в состав русских летописей (под 1247 г.), хронографов и миней четьих (под 20 сентября). 331 Надгробное слово Иосифу, по мнению большинства исследователей, было создано Досифеем Топорковым после 1546 г., так как Савва Крутицкий, автор Жития Иосифа Волоцкого в предисловии к произведению утверждал: «никтоже изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его». Однако, как считал К. Невоструев , Надгробное слово Иосифу, богатое биографическими подробностями, могло быть создано Досифеем вскоре после кончины Иосифа (1515): Савва не упоминал об этом произведении, ибо оно не житие, но использовал как источник сведений о святом (см. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, составленное Саввою, епископом Крутицким, с предисловием и примечаниями К. Невоструева //Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Прилож. С. 2,9, примеч.). Надгробное слово Иосифу оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один старец, пришедший из Вифании, по имени Анфим, украсил свою жизнь многими трудами о Господе. Пришлось ему как–то поставить келию по ту сторону реки на востоке, напротив той башни, что была построена блаженным Саввой. И когда он провел там тридцать лет, незадолго до кончины его охватил какой то недуг, и старец возлег на смертный одр. Тогда дивный Савва, видя, что тот изможден болезнью и глубокой старостью, решил перенести его в одну из келий близ церкви, чтобы братьям было не так трудно посещать его и служить. Так решил он сам, но старец не стал этого делать. Он сказал, что уповает на Господа и скончается там, где и поселился с самого начала. Как–то ночью, вскоре после этого, Савва встал до начала утренней службы. И показалось ему, будто он слышит какое–то стройное звучание, словно бы пело множество людей. Подумав, что это поют положенные на утрени песнопения, он удивился, как могли начать утреню не по обычаю, без его ведома. Тогда, быстро направившись к храму и обнаружив, что двери крепко заперты, он идет назад, и вновь ему кажется, что он слышит те же голоса. А пели они очень благозвучно, причем слова были такими: «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих» (Пс 41. 5). Наконец, уразумев, откуда слышен звук этих дивных песнопений, он тотчас же будит своего келейника и велит ему созвать братию ударами била. Как только они собрались вместе, Савва взял с собой несколько человек с кадильницами и светильниками и пошел к келии старца: именно оттуда слышалось пение. Но когда они оказались внутри келии, они не нашли там никого, кроме самого старца, который уже скончался. Тогда, с благоговением облачив его и совершив все, что полагалось, они предали его святое тело земле. 3, Из жития преподобного Даниила Столпника О преподобном Данииле Столпнике рассказывают следующее. За три дня до его кончины, уже глубокой ночью, пришли и вместе явились ему все от века святые, пророки, апостолы, мученики и все святые — и даже некие небесные силы. Они с любовью приветствовали великого подвижника и побудили его к совершению Божественного Тайнодейства. Он и совершил его, как это все видели: причастился нескверных Тайн сам и преподал тем, кто был достоин. А когда он уже был при последнем издыхании и сошлось много народу, к столпу подошел один человек, одержимый бесом. И этот человек стал кричать, что подвижника зримо посетили святые, причем называл их по именам и упоминал, что ангелы следовали за ними. А еще он прибавлял, что в тот же день в три часа сам Даниил отойдет ко Господу, а нечистый дух по манию Божию покинет то жилище, в котором годами обитал. Все это так в указанное время и произошло. 4. Из патерика

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

В Московской Патриархии не будут комментировать самоубийство священника в Вятке до окончания расследования 16 июня, 2011. Новостная служба Выступая в эфире радиостанции «Радонеж» заместитель Управляющего делами Московской Патриархии Савва (Тутунов) ответил на вопрос по поводу самоубийства священника в Вятке. Москва. 16 июня. ПРАВМИР — Выступая в эфире радиостанции «Радонеж» заместитель Управляющего делами Московской Патриархии Савва (Тутунов) ответил на вопрос по поводу самоубийства священника в Вятке. «Мы пока не комментируем это, потому что ситуация безусловно сложная. Насколько я понимаю, следственные органы еще не дали своего заключения, а это все-таки важный вопрос», — сказал игумен Савва. «Безусловно это очень большая трагедия. Любая смерть трагична для окружающих, смерть через самоубийство особо трагична, а для христиан смерть через самоубийство, тем более священника, несет еще большую тяжесть. Нам просто нужно молиться о близких этого священника. Также, вы знаете, есть келейная молитва о самоубийцах преподобного Льва Оптинского. Что же касается причин и последствий — этот вопрос пока не стоит комментировать», — продолжил заместитель Управляющего делами Московской Патриархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskovskoj-patriarxi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010