281    Родос — большой остров близ юго-западного побережья М. Азии с одноименным главным городом; т.н. «колосс родосский», считавшийся в древности одним из семи чудес света, представлял собою гигантскую (свыше 30 м) бронзовую статую бога Гелиоса, воздвигнутую в начале III в. до н.э. у входа в городскую гавань. 282    Панопа — город в Фокиде (область на северном побережье Коринфского залива); здесь еще во II в. н.э. показывали остатки глины, из которой Прометей якобы вылепил первых людей. 283    Леда — согласно мифу, супруга спартанского царя Тиндарея, возлюбленная Зевса, который сочетался с ней в виде лебедя; из снесенного Ледою яйца появилась Елена Прекрасная (по другим версиям мифа, Леда снесла несколько яиц). Скорлупу этого яйца показывали в Спарте еще во II в. н.э. 284    Сарматы (или савроматы) обитали в окрестностях Меотийского озера (Азовского моря); панцирь, о котором идет речь, хранился в храме Асклепия в Афинах и был сделан из роговых пластин, нарезанных из конских копыт. 285    Эвбея — большой остров близ восточного побережья Средней Греции. 286    Близ Александрии на о-ве Фарос находился знаменитый маяк (свыше 100 м высотой), построенный в нач. III в. до н.э. и считавшийся чудом света. Мемфис — столица Древнего Египта (к югу от современного Каира), известная старинными храмами. Осирис, согласно мифу, был убит своим братом Сетом; супруга Осириса, Исида, собрала тело своего мужа, разрезанное на части, и погребла его. Впоследствии с ее помощью Осирис воскрес и воцарился в подземном мире. 287    В греческой мифологии Мемнон — царь Эфиопии, союзник троянцев; изображением Мемнона считалась колоссальная фигура, возведенная в Египте при фараоне Аменхотепе III (2-я пол. XV в. до н.э.). Поврежденная во время землетрясения, статуя издавала на рассвете звук, которым, как полагали древние, Мемнон приветствовал свою мать, богиню Эос; изображение Мемнона также считалось одним из чудес света и еще в начале н.э. привлекало путешественников. 288    Апис — египетский бог плодородия; почитался в виде быка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Ихневмон, или фараонова мышь — хищное млекопитающее размером больше домашней кошки; в древнем Египте считалось священным животным. 169 …бывших рабов наших — евреев…— Евреи были подвластны Египту с 320 по 201 год до н. э. 170 …вести быстро долетели до ушей вещей статуи Мемнона, и Амгиготеп заговорил на рассвете. — Мемнон — царь эфиопов, герой киклической поэмы «Эфиопиды», сын Зари. В более позднюю эпоху Мемнон считался царем Верхнего Египта. С I века до н. э. его именем называются две статуи египетского царя Аменхотепа III, расположенные возле Фив. Одна из этих статуй, полуразрушенная, под влиянием движения нагревающихся песков могла издавать звуки; древние считали, что это душа Мемнона разговаривает со своей матерью, Зарей. 171 …пурпуровых ковров, о которых еще Феокрит писал, что они «нежнее сна и легче пуха». — Феокрит (III век до н. э.) — древнегреческий поэт. Лесков приблизительно цитирует идиллию Феокрита «Сиракузянки, или праздник Адониса» в русском переводе А. Н. Сиротинина. У А. Н. Сиротинина: «Сверху из тканей пурпурных покровы, что сна много мягче…» («Стихотворения Феокрита», пер. А. Н. Сиротинина, СПб., 1890, стр. 64, перепечатка из «Журнала министерства народного просвещения», 1890). 172 Аколуфы, или аколуты — прислужники епископов (носили подсвечники, зажигали свечи, подавали за обедней вино и воду и т. д.). 173 Нард — ароматическая жидкость, приготовленная из разнообразных приятно пахнущих растений; часто упоминается у древних писателей и в священном писании. 174 Куш — египетское название Эфиопии. 175 …справедливое замечание египетского царя Амазиса: «Жены Египта мстивы и смелы: легче иметь дело с раздраженною львицей, чем с обиженной египтянкой». — По всей вероятности, это не цитата, а вольная переработка одного из шутливых изречений Амазиса, встречающихся в романе Г. Эберса «Дочь египетского царя». В этом романе Амазис говорит, что он «скорее согласился бы раздразнить львицу, нежели женщину» (Г. Эберс. Дочь египетского царя, пер. В. Вольфсона, изд. 4-е, СПб., стр. 71). 176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Эта практика была закреплена правительственным законодательством. Законодательством Юстиниана простой народ был совсем отстранен от избрания епископа. Только клиру и почетным гражданам – πρτοις της πλεως – предоставлялось назначать 3 кандидатов, выбор из которых предоставлялся митрополиту. 75 В Киренаике, Сардинии, Далмации, Сицилии в VI в. nobiles, primores et optimates urbis играли преобладающую роль в выборе епископа. Выборами заправляла аристократия императорских чиновников и крупных землевладельцев. 76 Естественно, что такие выборщики н выбирали представителей своего класса. О том, что неимущему было невозможно занять сколько-нибудь видную епископскую кафедру, говорят и те громадные пошлины, которые должны были уплачивать епископы при своем поставлении. В новелле 123 Юстиниана говорится, что патриархи – константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский при посвящении должны уплачивать совершителям хиротонии и их нотариям 20 литр золота. Византийская литра равнялась 418 р. 50 к. золотом, следовательно патриархи при своем посвящении тратили более 8 тысяч золотых рублей. Если допустить, что они при своем посвящении расходовали 1/4 своего годового дохода, то отсюда ясно, как велики были их доходы. В той же новелле упоминаются заурядные епископы, имевшие годового дохода 600 золотых, 77 т. е. около 3 тысяч рублей. Митрополиты или архиепископы, рукополагаемые от своего собора или патриарха, епископы – от патриарха или архиепископа, давали в пользу участвующих в рукоположении, если годовые доходы церкви были не менее 30 литр золота, 100 номисм, да в пользу нотариев и других служащих 300 номисм, т.е. должны были издержать крупную сумму, – более 2000 золотых рублей. Ясно, что подобные должности могли занимать только состоятельные люди. Это, конечно, не значит, что все епископы были богаты. Та же новелла показывает, что были и бедные епископы, и церковным властям иногда приходилось применять прямое насилие, чтобы заместить такие бедные кафедры. Епископ Вассиан жаловался Халкидонскому собору, что Мемнон, бывший епископ Эфеса, желая выгнать его из Эфеса, назначил его, Вассиана, епископом евазским, а так как он не соглашался и не принимал этого назначения, то Мемнон бил его с 3-го до 6-го часа перед алтарем, так что евангелие и алтарь были обагрены кровью. 78

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равно, если окажется, что епископы или клирики будут мыслить или учить о воплощении Сына Божия согласно с представленным от пресвитера Харисия изложением, именно согласно с нечестивыми и развращенными догматами Нестория, то да подвергнутся суду сего святого и вселенского собора, именно: епископ да лишиться епископства и низложится, клирик да извергнется из клира, а мирянин да будет предан анафеме, как выше сказано. Затем прочтены были извлечения из книги Нестория, которые имеются выше в деяниях о его осуждении. Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: вот он (Несторий) явно говорит, что до него никто из учителей не говорил так народу. И все подписались: Подписуюсь Кирилл, епископ александрийский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Ардакий, епископ и легат апостольского престола, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Иувеналий, епископ иерусалимский, прознося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Проэкт, епископ и апостольского престола легат, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Флавиан, епископ филиппийский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Филипп, пресвитер и апостольского престола легат, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Фирм, епископ кесарийский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Мемнон, епископ ефесский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Акакий, милостию Божиею епископ мелитинский, согласуясь с святым собором в вышеозначенном определении. Подписуюсь Феодот, епископ анкирский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Палладий, благодатию Христовою епископ амасийский, соглашаясь с святым собором в вышеозначенном определении. Подписуюсь Амфилохий, епископ сидский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Иконий, епископ гортинский (в Крите), произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь вместе с святым собором Даниил колонийский. Подписуюсь Периген, епископ коринфский, произнося определение согласно с святым собором. Подписуюсь Вериниан, епископ пергийской митрополии, чрез пресвитера Тимофея. Подписуюсь Север, епископ синадорский. Подписуюсь Ригин, епископ Константии кипрской. Подписуюсь Геренниан, епископ мирский. Подписуюсь Валериан, епископ иконийский. Подписуюсь Пий, епископ митрополии писинунтийской. Подписуюсь Аристоник, епископ лаодикийский. Подписуюсь Паралий, епископ андрапский. Подписуюсь Олимпий, епископ клавдианопольский, чрез епископов Епифания и Феоссвия. Подписуюсь Донат, епископ никопольский (в Эпире). Подписуюсь Домнин, епископ города Котии. Подписуюсь Евстафий, епископ города Докима.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Будучи вызваны нами на обсуждение, они не пожелали даже и отвечать на наши возражения, ибо мы имеем в готовности изобличения названных еретических «глав», с великим трудом собранные как из богодухновенных Писаний, так и из сочинений святых отцов. Они же все смущают и возмущают и наполняют замешательствами города и области (provincias), рассылая против нас несправедливые и непозволительные (illicitas) письма, которые, конечно, не имеют никакой силы, ибо какое значение могут иметь те, которые удалены от всякого священнического служения? Но поскольку они могут смутить людей простых, то пусть знает ваше благочестие, что отлученные некогда нами за то, что содействовали еретическому безумию Кирилла и тому, что противозаконно и несправедливо было совершено, дерзнули отправлять служение и вести общение с осужденными. Вашему благочестию известны относительно таких лиц постановления правил (regulae consmimumae) и то, что последние не дают им никакого места для снисхождения. Они совершают это, видя, что предерзостнейшие Кирилл и Мемнон охраняются взаперти множеством (а multitudine) солдат, которые днем и ночью стерегут их, заключенных порознь. Посему просим твою святость воспевать за нас Бога всяческих и испрашивать для нас Его непобедимое мановение, а также молиться и за тех, чтобы, освободившись от гибельных пониманий, они возвратились к отеческой вере; ибо мир не может быть возвращен церквам иначе, как если только будет отвергнуто то нечестивое изложение. Все братство, которое с тобою, усерднейше приветствуем. Да пребудешь здравым и молитвенником за нас, святейший влыдыко и священнейший отче! Спб., 1908, XII, 1-понедельник 35 Это значит, что имя лица, к которому было отправлено то или иное письмо, до нас не сохранилось по рукописям и нам неизвестно. Так и в других случаях. 36 Μεγαλοπρπεια ­­ magnificentia; см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel von 400 bis 700 (Jena 1903), S. 118–119. 37 Μεγαλοπρεπστατος ­­ magnificentissimus; см. Paul Koch, Die Byzantiniscben Beamtentitel, S. 45–58

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Что же нам должно делать в этих обстоятельствах? Ничего другого, как водворяться под кровом Бога небесного ( Пс.90:1 ) и удерживать самих себя внутри от блуждания чувств. Пустынные места. Ибо если глаз блуждает туда и сюда, ухо воспринимает тлетворные речи, уста говорят то, чего не следует, и ум вступает в нелепые [размышления], – душа как бы выходит в пустынные места, за которыми не наблюдает Господь, и становится здесь добычею зверей. Это ныне потерпел и несчастный Мемнон, сделавшись добычею диавола. Я вижу не одежду его окровавленную, как в древности патриарх Иаков [видел одежду] Иосифа, сына своего ( Быт.37:31 ), но [вижу] самую [его] душу, умерщвленную мечом греха. Адам был бессмертным по благодати. Ибо грех – мать смерти: грех сделал смертным праотца нашего Адама, бессмертного по благодати; грех навел на мир всеобщую погибель от воды ( Быт.7 ); грех попалил Содом и Гоморру ( Быт.19:24 ) и окрестные города; грех и теперь предает вечной смерти всякого, кто воспринимает его [в себя]. Будем же, братия, избегать его, как огня. Лучше подпасть огню, мечу и зверям, чем пагубным страстям. Отчего же пал тот бедный [брат наш]? Не от чего другого, как от того, что он жил уединенно. Истина неложно изрекла ему: горе, потому что, если он упадет, нет того, кто бы поднял его ( Еккл.4:10 ). Боясь этого, я, смиренный, не переставал возвещать и ему, и прочим, что и теперь возвещаю: пусть никто не остается один; пусть никто не совершает пути [один]; пусть никто не блуждает туда и сюда без дела; пусть никто не живет вместе с женщинами, отчего загорается [плотская] любовь, как огонь. И сын по­слушания уступает, повинуется и спасается о Господе; сын же непослушания, живым взятый в плен диаволом, предается смерти. Хотя я и представляю себя невинным в крови его, потому что и не замалчивал, но наперед возвещал грядущий на него меч, однако оплакиваю и печалюсь, как бы о собственном члене. Осторожность, благоустройство и страх Божий. Но и вам, возлюбленным, имею сказать нечто в виде упрека.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

11 сентября прибыл туда император, и в течение некоторого времени шли совещания, не приведшие, однако, ни к какому соглашению. 851 Потеряв надежду на возможность примирения, Феодосий отбыл в столицу и хотя сам стоял на стороне «восточных» епископов, пригласил, однако, их врагов – представителей партии Кирилла – в столицу для посвящения нового патриарха на Константинопольскую кафедру. По-видимому, в этой непоследовательности императора сыграло свою роль как настроение константинопольского монашества, так и то обстоятельство, что на стороне Кирилла были легаты папы. Преемником Нестория оказался Максимиан, родом из Рима, товарищ детства папы Целестина , посвященный некогда в клир Иоанном Златоустом . Перемену в отношении императора к партии Кирилла современники объясняли подкупами, которые удалось сделать прибывшему еще раньше в Константинополь врачу Кирилла Иоанну. 852 В указе о роспуске Собора император, указав на тщету своих стараний примирить враждующие партии, предлагал епископам разъехаться в свои епархии и поправить то зло, которое они сделали. Кирилл и Мемнон должны были остаться под арестом как низложенные. 853 Но Кирилл нашел возможность покинуть Эфес и вернулся на свою кафедру. 854 Это самовольное действие Кирилла было узаконено другим актом о роспуске Собора, который повторял содержание первого с оговоркой, что Мемнону разрешено остаться в Эфесе, а Кириллу в Александрии. Император по-прежнему утверждал свою солидарность с «восточными» епископами, которые не были пред ним изобличены в своей неправде. 855 Такой исход дела был результатом подкупов, которые Кирилл самым щедрым образом производил в столице в отношении придворных евнухов и близких к особе императора лиц при посредстве своего апокрисиария и архидиакона Епифания, имевшего добрые отношения с патриархом Максимианом. Сохранился текст письма Епифания к Максимиану и список даров и лиц, которым они были предназначены. Из этого письма видно, что Пульхерия стояла на стороне Кирилла и оказывала ему свое содействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Дон Кихот же ему на это ответил так: — Если верно, что одна учтивость рождает другую, то ваша учтивость, сеньор кавальеро, — это родная сестра, во всяком случае весьма близкая родственница учтивости самого Роке. Ведите же меня, куда вам заблагорассудится: моя воля есть ваша воля, особливо когда речь идет о том, чтобы вам угодить. Тот ответил ему не менее любезно, а затем всадники, окружив Дон Кихота со всех сторон, под звуки труб и барабанов вместе с ним направились в город; когда же они в город въезжали, то по наущению злого духа, который только и делает, что сеет зло, двое озорных и дерзких мальчишек, — а мальчишки бывают иной раз лукавее самого лукавого, — пробрались сквозь толпу и, задрав хвосты ослику и Росинанту, сунули и подложили туда по пучку дикого терна. Почуяв этот новый вид шпор, бедные животные поджали было хвосты, но от этого неприятное ощущение лишь усилилось: они начали отчаянно брыкаться и в конце концов сбросили своих седоков наземь. Дон Кихот, в смущении и замешательстве, поспешил извлечь сей плюмаж из-под хвоста своей клячи, Санчо же пришел на помощь серому. Сопровождавшие Дон Кихота хотели было наказать мальчишек за их продерзость, но это им не удалось, оттого что сорванцы втиснулись в толпу других мальчишек, бежавших следом за ними. Дон Кихот и Санчо снова сели верхами и под звуки все той же музыки и все так же торжественно подъехали к дому своего вожатого, большому и великолепному, — одним словом, такому, какими бывают дома богатых кавальеро, и тут мы Дон Кихота и Санчо на время оставим, ибо так хочет Сид Ахмет. …ясный лик Авроры, если и не ласкавший слуха человеческого… — образное выражение. В основе его лежит миф о Мемноне, сыне Авроры, убитом Ахиллесом в Троянской войне. Миф о Мемноне был в дальнейшем связан с колоссальной статуей близ Фив, разрушенной землетрясением. Обломки этой статуи при первых лучах восходящего солнца издавали звук, похожий на звук лопающейся струны, на основании чего и возникла легенда, будто Мемнон отвечает на приветствие своей матери. …ту, которую недавно выдал в свет арагонец. — Автор подложной второй части «Дон Кихота» Авельянеда выдавал себя за уроженца Тордесильяса, расположенного в Арагоне. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2200  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

По одному позднейшему объяснению, Оксианами, по реке Оксу, назывались жители Согда или Согдии, Хазары и Херсонцы (Tzetz. Chiliad., XIII, . 90, р. 484 Kiessling). Геллузия может быть отожествляема с Евлисией Прокопия (de bello Goth., IV, 4 ρ. 501, 17 Haur.), которая граничила с землею Сагидов или Саков и простиралась до Меотийского озера и реки Дона. Все это вместе давало в результате Скифию, как Европейскую, так и Азиатскую, и, может быть, уже Скифия того предания, о котором говорит Евсевий Кесарийский , есть только ученое и общее выражение, заменяющее антропофагов с их соседями. Саки и Согдиане каталогов могли быть также переводом па ученый язык более популярных и более сказочных терминов в роде песьих голов или тому подобного. Труднее объяснить появление в списках Дорофея и Епифания Эфиопии, притом в смысле Колхиды. Но мы должны а priori полагать, что Эфиопия, такая же страна чудес и ужасов, как и далекий север за Черным морем, была не придумана авторами каталогов, а взята ими еще из гностического хождения, где опа была бы совершенно па своем месте. Действительно, в англо-саксонской поэме об Андрее Мирмидония именуется страною черных людей или Эфиопов – нужно полагать, на основании древнего греческого подлинника. Когда представлялся вопрос о действительном местонахождении этой Эфиопии, то найти ответ было уже довольно легко. Конечно, ее нельзя было искать в Африке или даже в южной Азии (Аравии или Индии), потому что это противоречило бы всем другим данным о хождении апостола Андрея в странах припонтийских. Кстати существовали темные предания о черных людях па востоке азиатском, и в частности в Колхиде. Уже Гомер говорил, что Эфиопия разделяется на две: одна – там, где восходит солнце, другая – там, где заходит. Известна была Эфиопия, из которой приходил Мемнон на помощь Троянам. Эта Эфиопия была в Колхиде, где, по свидетельству Геродота, жили люди, имеющие черный цвет лица и курчавые волосы; и во многом другом они так были похожи на Египтян и их соседей Эфиопов Африки, что Геродот, а за ним и Диодор, считают их колонией египетскою, а новые исследователи – остатком или частию темноцветного племени Кушитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Мемнон ефесский об Иоанне антиохийском, – κα  ξαιτν μετ’  ναγκης ψηφσματα,  στε ες τν τπον τν μν χειροτονσαι [другого епископа: Мемнона восточные признали подлежащим низложению],  ς πντας τος κατοικοντας τν πλιν,  ρθοδξους τυγχνοντας,  τος εκτηρους κατειληφναι οκους,  κα ν ατος οκεν,  να μ κενου προπτεια κα καννιστος θραστης δι τν προθεμτν ες ργον χθ τς  φμης’  θεν κα ν τ γ ωννη τ εαγγελιστ νελθν, τοτο πεμφνας,  ς φελει ατν κε χειροτονσαι,  στσιν κα ταραχν τ τπ νεποησε,  κα μετ πλθους τακτν πλισμνων νελθ ν,  ς κα τινας τν κεσε πτωχν μιθανες ποισαι’  κα ς βρισθες παρ τν κεσε, ννεγκεν [донес императору]  π φθν τς γας συνδου. Mansi, IV, 1384 ΑΒ. 1272 Β. 1440CD Д.B.C. 1, 790 791. 658. 872. 873 – А что и западные, даже западные сороковых годов  ΙV b., могли так же бурно отстаивать свои церковные интересы, cм. Hilar. fr. 2,12: quod Valens relicta ecclesia ecclesiam aliam invadere voluisset, et eo tempore, quo seditionem commovit, unus ex fratribus nostiis, qui fugere non potuit, Viator obruptus et conculcatus in eadem aquileiensium civitate die tertia Refecit: causa utique mortis fuit Valens, qui perturbavit, qui sollicitavit Cf. Soz. 4,15, s. 24, е [видимо из Cabuha]. Cf. Amm Mar cell. 27, 3,  11–13 ; Faustini et Marcellini libellus, praefamio [b 366 r.] – Cp. hist aceph., n. 13 (в сент. 367 в Александрии). 72 Ср. полные благородного негодования слова Осия кордубского в его послании к Констанцию (Athanas., hist. ar. ad mon. n. 44):  μολγησαν γρ [Урсакий и Валент, см. пр. 36,  γδ.]  ο βαν παθντες,  ς  ατο προφασζονται,  ο στρατιωτν πικειμνων,  οκ εδτος το δελφο σου ( οκ γγνετο γρ παρ’  ατ τοιατα,  ο α νν γγνεται,  μ γνοιτο!),  λλ’  ατο θλοντες αυτος νλθον ες τν μην κα – γραψαν – .  Ε δ βαν προφασιζουσι,  κα τοτο γινσκουσι κακν,  οκ ποδεχη δ οδ σ παεαι το βιζεσθαι κα μτε γρφε,  μτε πμπε κμητας,  να μ,  βαν ατιωμνου σου,  μεζονας βας κενοι ποισι.  Τ γρ τοιοτον γγονε παρ Κνσταντος;  τςεπσκοπος ξωρσθη; πτε κρσεως κκλησιαστικς μσος γγονε;  ποος ατο παλατνος νγκασε κατ τνος πογρψαι,  να ο περ Ολεντα τοιατα λγωσ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010