Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться». Произнося это и сему подобное, они, в виде воронов, с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с этого холма. В эту ночь в пустыне, лежащей около этого холма, ночевали пастухи, стерегшие свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: «видно, какие- нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем к этому холму и узнаем, что значит это явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им». По наступлении утра, они взошли на Кастеллийский холм и, нашедши там святого старца одного, рассказали ему о том, что они видели и слышали в прошедшую ночь. Святой Савва сказал им: идите, дети, в мире и страха их не убойтеся ( 1Пет.3:14 ). Ободривши их таким образом, он отпустил их с миром. По прошествии же дней поста, он возвратился в лавру и, совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий и начал очищать это место и строить келлии из найденного там леса. Когда они очищали, то под деревами нашли большой дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши этот дом, Савва сделал из него церковь . С того времени он вознамерился устроить на этом месте киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братией работал в этом Кастеллии и около месяца Августа уже нисколько не имел съестных припасов; то авва Маркиан, настоятель киновий около Святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: «вот ты, Маркиан, сидишь спокойно и имеешь все нужное для телесной пищи; раб же Божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братией. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. Итак, без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели». Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот и, навьючив его различными припасами, послал их с братиями в Кастеллий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

На суде правитель не смог поколебать И. ни уговорами, ни угрозами. Тогда его стали бить суковатыми палками. Одна палка переломилась, и щепка повредила глаз друга правителя, стоявшего недалеко от И. Тот предложил Маркиану призвать жрецов, и если их просьбы к языческим богам не помогут вернуть зрение пострадавшему, обещал исцелить его именем Христовым. Во время языческого жертвоприношения идолы упали и рассыпались в прах. Маркиан велел облить И. нечистотами, чтобы лишить его, как он думал, волшебной силы. Но смрад превратился в благоухание. И., сотворив крестное знамение над оком раненого, призвал имя Господне, и тот исцелился и уверовал во Христа, за что был обезглавлен по приказу Маркиана. И. в тяжелых оковах повели по городу на всеобщее поругание. Когда его проводили мимо здания, где обучался наукам единственный сын правителя, по имени К., тот увидел святого в золотом венце, окруженного ангелами, и последовал за И. Скорбь охватила Маркиана и его жену, когда они узнали, что их сын уверовал во Христа. И. и К. отвели в темницу. Когда они вошли туда, мрак превратился в свет и смрад - в благоухание. 20 воинов, бывших при этом, уверовали во Христа и пожелали принять крещение. По молитве И. Господь послал им пресв. Антония, жившего в Антиное в семье 7 братьев, родственников имп. Карина (283-285), которым в знак уважения к их знатному происхождению Диоклетиан и Максимиан позволили свободно исповедовать христ. веру. Господь явился братьям во сне и повелел идти вместе с пресвитером в темницу, где находились И. и К. Они пришли туда ночью, и ангел отворил им двери темницы. Пресвитер окрестил К. и 20 воинов, а братья решили пострадать вместе с мучениками за Христа и остались в темнице. Маркиан отправил донесение императорам и получил приказ казнить всех, кто проявит упорство в вере. Когда Маркиан призвал святых на судилище, мимо везли покойника на кладбище. Правитель велел И. воскресить его в доказательство истинности христ. веры. По молитве святого покойник восстал из мертвых. Маркиан, опасаясь народного смятения, приказал отвести христиан в темницу. Там пресв. Антоний крестил воскресшего и дал ему имя Анастасий.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Преподобный Авит замечателен тем, что, решившись еще в молодых летах вести подвижническую жизнь, первый явился в Халкидскую пустыню и, построив небольшую келию, долго жил и подвизался здесь один в совершенном отчуждении от мира и людей. Бл. Феодорит 33 приводит случай, показывающий, что Авит был великий подвижник и обладал высокими нравственными качествами. Узнавши о прославляемой повсюду добродетели Маркиана и считая свидание с ним полезнее всякого покоя, он поспешно пошел посмотреть того, кого желал. Великий Маркиан, узнавши о его пришествии, отверз дверь, принял его и приказал дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимною беседою и узнали добродетели друг друга, то в час девятый вместе совершили молитвословие; а Евсевий вошел к ним, держа кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: поди сюда, возлюбленный мой, и вкусим вместе от этой трапезы. Он же отвечал: не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи. Великий Маркиан сказал: ради меня измени свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидать до вечера. Когда и этими словами не убедил чудного Авита, то, говорят, вздохнул и сказал: я очень беспокоюсь и душевно мучусь тем, что ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного. Но когда чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него было бы приятно употребить мяса, чем услышать это, тогда великий Маркиан сказал: мы, любезнейший, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем её обыкновенно при наступлении ночи; но вместе знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело божественного законоположения, последний же – нашего произволения. Но божественные законы должно уважать гораздо более трудов предпринимаемых нами по собственной воле. При таких взаимных разговорах, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они вместе прожили три дня и разлучились телом, но не духом. Евфратская Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для обвинения Диоскора и окончательного отвержения евтихианской ереси нужен был Собор, и император Маркиан предло­жил созвать его. Но папа Лев перед лицом своего фактически уже состоявшегося триумфа и поражения монофизитов переменил отношение к созыву Собора, на чем он настаивал ранее в пере­писке с Феодосием. Теперь он больше не видел в нем надобности и в связи с этим писал Маркиану: «Нам довольно вашей ревности о вере, мир возвращается в Церковь , а через Церковь и в государ­ство... Не будем производить больше прискорбных споров, одно бесстыдство которых есть уже позор для Церкви. Будем старать­ся по возможности избегать поднимать нечестивые и безрассуд­ные вопросы, которые Святой Дух учит нас заглушать при пер­вом их появлении; нехорошо постоянно исследовать то, во что мы должны верить, как будто тут может быть место сомнению; и теперь должно быть известно, что мнения Евтихия нечестивы и что Диоскор, обвинивший Флавиана, погрешил против веры» 803 . Но известное Льву Великому и императору Маркиану нече­стие Евтихия не было столь же хорошо известно в Египте, где Диоскора по-прежнему поддерживало большинство христиан, в особенности среди коптов, а также многим монахам не толь­ко в Египте, но и в Сирии, Палестине и даже в Константинопо­ле, где у Евтихия осталось немало сторонников. Подозрение, что в томосе Льва содержится прикровенное несторианство, выска­зывалось епископами Иллирика. И если в самом Риме все более очевидной представлялась идея о монополии на истину престола апостола Петра – позднейшая формула Roma locuta est (Рим ска­зал), обозначавшая окончание богословского спора после того, как Римская кафедра высказала свою позицию по теме этого спо­ра, – то это не значит еще, что подобную идею разделяли на Вос­токе, где высший учительный авторитет Церкви отождествлялся с Вселенскими Соборами. Этой мысли придерживался и импера­тор Маркиан. В ходе дальнейшей переписки папа вынужден был согласиться с созывом Собора. 17 мая 451 г. император Маркиан от своего имени и от имени своего соправителя Валентиниана издал адресованное митропо­литам послание о созыве Вселенского Собора в Никее, прослав­ленной тем, что в ней при святом Константине состоялся Пер­вый Вселенский Собор, отвергший ересь, потрясшую Церковь , в сентябрьские календы, то есть в начале месяца: «Победители Валентиниан и Маркиан, славные триумфаторы, постоянные императоры, ко всем благоговейнейшим епископам всех стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1173 Пока жив был Сабиниан, Теодорих был лишен возможности тревожить соседние области. Бунт Маркиана. Теодорих, Сын Триария. Бунт Илла. Выход Теодориха Амала в Италию Ближайшими помощниками Маркиана были его братья, Ромул и Прокопий, а также два командира полков, расположенных в Константинополе, – Бусальб и Никита. Заговор созрел в глубокой тайне. В конце 479 года, когда во дворце никто не думал об опасности, заговорщики захватили внезапным нападением дворец, носивший имя Кесарий, 1174 и стали оттуда действовать – Маркиан против большого дворца, а Прокопий против Илла, находившегося в местности, которая называлась Варана. Население столицы, ненавидевшее исавров, оказывало нападавшим помощь, стреляя с крыш домов. Зенон был захвачен совершенно врасплох. Заговорщики ворвались во дворец и побоище произошло в Дельфаке, как назывался зал, украшенный колоннами, вывезенными из Дельф. 1175 Экскувиты не выдержали нападения, перебито было много народа, Зенон едва не попал в плен, и только счастливый случай позволил ему бежать. До самой ночи успех был на стороне бунтовщиков, и страшная паника царила в городе. Победители, не обеспечив за собой даже дворца, считали дело оконченным и стали праздновать победу пиром. Илл сначала растерялся, считая все погибшим, но его поддержал Пампрепий, который выражал полную уверенность в победе и, между прочим, изрек слова: «решение Промысла с нами» (τ τς προνοας μεϑμν στι τεταγμνα). 1176 Илла ободрила уверенность Пампрепия, он напряг всю свою энергию и ночью переправил на лодках исавров из Халкидона. Наутро все высшие сановники были собраны и взяты под арест, и под начальством Илла исавры пошли на заговорщиков. Вчерашние победители терпели везде поражение и были выгнаны из города. Им удалось поджечь дом Илла. 1177 Маркиан и его братья были захвачены в банях Зевксиппа. Им удалось, однако, бежать, и Маркиан укрылся в храме св. Апостолов. Будучи выведен оттуда, он был посвящен в духовный сан и сослан в Кесарию Каппадокийскую; жена его, Леонтия, была заключена в монастырь акимитов. Многие участники заговора, и в том числе Бусальб, бежали к Теодориху, сыну Триария, который, по-видимому, не принимал непосредственного участия в этом восстании. Все бежавшие были наказаны конфискацией имущества. В это трудное время пришли в столицу тяжкие вести: Теодорих остготский взял город Диррахий, а исавры, продолжавшие и теперь разбойничать, хотя на византийском престоле сидел их князь, захватили и ограбили два города, Корик и Севастию в Киликии. Братья Маркиана уехали в Рим, с которым поддерживали живые связи. Маркиан по дороге к месту изгнания бежал, сумел набрать шайку и хотел захватить город Анкиру в Галатии. Но Трокунд, назначенный на пост магистра армии in praesenti вместо Теодориха, сына Триария, предупредил Маркиана, занял Анкиру, взял его в плен и сослал в Исаврию в одну из тамошних крепостей. 1178

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

После того Маркиан начал приобретать все большую и большую славу, ибо Сам Бог прославлял мужа, которого избрал по сердцу своему. Между тем скончался благочестивый император Феодосий Младший, а супруга его Евдокия опять удалилась в Иерусалим и там, прожив благочестиво несколько лет, тоже скончалась и погребена была в созданной ею церкви святого первомученика Стефана. По смерти Феодосия, святая Пульхерия, согласившись с придворными и военачальниками, избрала на царство Маркиана, как мужа достойного и угодного Богу. Воцарившись, Маркиан вызвал ко двору двух вышеупомянутых братьев Татиана и Иулиана и, почтив их высокими званиями, поставил правителями — одного Фракии, другого — Ликии 20 ]. Также исполнил он свою клятву Гизериху, сохранив с ним мир ненарушимый до конца царствования. По воцарении Маркиана святая Пульхерия пожелала было снова возвратиться в свое уединение, но новоизбранный царь и весь синклит просили ее не оставлять их, а помочь управлять царством, так как она премудра и опытна в делах правления; но это было возможно для нее не иначе, как сделавшись супругой императора. Она указывала им на обещанное ею Богу девство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркиан объявил, что он также дал Богу обет хранить чистоту. Тогда ради нужд святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерия согласилась вступить в супружество с Маркианом, с тем, однако, чтобы ей до конца жизни остаться девственною, ибо этого требовали и данное Богу обещание, и природное целомудрие обоих супругов, и далеко уже немолодые лета их: ей был тогда 51 год, да и император был уже немолод. Таким образом Пульхерия называлась женой его, а на самом деле была не женой, а сестрой, соцарствующей ему и правящей с великой пользой для всей Церкви Божьей и для всего царства; точно так же и Маркиан назывался ее мужем, а на самом деле был ей не мужем, а братом, соцарствующим ей, как царской дочери, унаследовавшей престол своего отца. Итак, в то время можно было видеть на греческом престоле как бы царствующую девственную чистоту, ибо царствовали и царь, чистый душою и телом, и царица — дева, хранящая себя непорочною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Торжественно перенесены были в Константинополь мощи св. Флавиана и погребены с великою торжественностью и почетом в базилике св. Апостолов рядом с своими предшественниками (Ер. LXXVII). Тотчас же были завязаны сношения с Римом. Маркиан известил св. Льва о своем восшествии на престол и просил его молитв о твердости и непоколебимости империи. В заключение Маркиац выразил желание созвать вселенский собор, о чем старался св. Лев – (Ер. LXXIII написано в конце августа или в начале сентября 450 года). Несколько позднее (22 ноября 450 года) Маркиан послал св. Льву послание (Ер. LXXVI), где выражает уверенность, что «безопасность его могущества поддерживается правою верою и благоволением нашего Спасителя», извещает, что он охотно и, как следовало, с благосклонностью принял тех достойнейших мужей, которых отправил к нему св. Лев. (Речь о посольстве к Феодосию, которого оно не застало в живых). В заключении Маркиан просит св. Льва прибыть на Восток и составить собор; если это ему покажется затруднительным, то пусть он известит об этом собственным посланием, чтобы он, Маркиан, мог «разослать высочайшие послания по всему востоку и самой Фракии и Иллирику и назначить место, где бы собрались все святейшие епископы и определили, что полезно благочестью христиан и вере кафолической». Около этого времени (с точностью неизвестно) св. Лев получил послание и от св. Пульхерии (Ер. LXXVII) с весьма важными известиями, именно: святейший Анатолий, епископ славного Константинополя, содержит православную веру и благочестие и принимает апостольское исповедание его (св. Льва) посланий, отвергнув то заблуждение, которое измышлено в нынешнее время некоторыми, о чем яснее можно узнать из собственного его Анатолия послания (до нас не дошло). Он (Анатолий) без всякого замедления подписал также послание кафолической веры, которое он, св. Лев, послал к священной памяти епископу Флавиану. Далее св. Пульхерия просит св. Льва исполнить 42 желание её супруга императора Маркиана относительно созыва вселенского собора; извещает о перенесении мощей св. Флавиана в Константинополь и погребении их. Наконец св. Пульхерия сообщает, что император повелел особым указом возвратить из ссылки всех епископов, единомышленных с св. Флавианом, с тем, чтобы «они по утверждению собора и одобрению всех сошедшихся епископов, снова получили епископство и свои собственные церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Но в настоящее время император и патриарх, получив от папы извещения о Соборе и о причине его, удивились клевете на столь известного им мужа, прославившегося у них в столице и святостью жизни, и даром богословия и красноречия, и вступили в свои права. Жаль, очень жаль стало им, что Григорий, ни в чем не повинный, – ибо они нисколько не поверили сообщаемому, – сидит в тюрьме. Были выбраны сановные светские и духовные лица. Со стороны императора был назначен некто Маркиан, а со стороны патриарха три епископа – анкирский, кизический и коринфский, а также хартофилакс патриаршего престола Константин. Но не так-то дело делается скоро в действительности, как на бумаге. Прошел еще с лишком год, прежде чем при тогдашних путях сообщения приглашения на Собор дошли, а посольства из Константинополя и из Сицилии в Рим прибыли. И Григорий, конечно, все томился в темнице, ни о чем не зная, возлагая всю надежду свою лишь на Бога. Оставалось до Рима стадий 18, не более, как в цареградском посольском поезде случилась беда: Маркиан неожиданно заболел, и самым тяжким образом, так что все уже начали отчаиваться в его жизни. Епископы были из-за него в большой печали, но кое-как и с величайшими трудностями до места добрались. В Риме же Маркиан окончательно ослабел. На ноги были поставлены все люди, и употреблены для спасения больного все средства, но ни один врач не мог улучшить его положения. Маркиан больше трех недель уже в страшном жару, без памяти, метался в постели и не мог заснуть. Наконец, видимо, стал приближаться к смерти. ...Был вечер, один из прекрасных вечеров “вечного города”. После раскаленного томительного дня люди искали прохлады и отдохновения. А в доме греческого посольства стоял стон и плач: Маркин умирал. Случилось в это время проходить мимо той женщине, у которой Григорий исцелил дочь. Слыша плач верных рабов, она спросила одного из них: о чем они плачут? – Господин наш умирает, потому и плачем... – А если хотите, – ответила женщина на это, – чтобы господин ваш был жив и здоров, то несите его за мною, и я покажу такого врача, который исцелит его одним словом. Он и мою дочь, и многих в этом городе исцелил, и не было ни одного больного, который бы ушел от него без исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Внемлите сему, христиане земледельцы! Хотите ли быть благословенными в трудах ваших, то и в поте лица вашего будьте праведными и богоугодными, как был Исаак праведным и богоугодным, и тогда вы будете благословлены изобилием плодов земных, как был благословен Исаак. Благословение же Божие есть столь плодовитая нива, что иногда и без труда земледельческого наполняет житницы Своих угодников и рабов. Да вспомянется здесь следующая вещь из жития преподобного Феодосия Великого, имевшего свою общежительную обитель в Палестине. У преподобного Феодосия был обычай ходить ради молитвы в Вифлеем. Однажды, желая отдохнуть от своего труда, он свернул с пути в обитель преподобного Маркиана. Последний, любезно приняв желанного гостя, не имел чем угостить его, ибо в то время у него не оказалось ни хлеба, ни пшеницы. После продолжительной духовной беседы, когда приблизилось время трапезы, Маркиан повелел своим ученикам, чтобы они приготовили им сочиво. Феодосии, увидев столь великую их нищету, приказал своим ученикам, чтобы они принесли взятые ими в дорогу хлебы и их предложили. Когда они ели, преподобный Маркиан сказал преподобному Феодосию: «Не обижайся, отче, что мы приготовили скудную трапезу, и не укоряй нас за то, что мы не предложили даже хлеба, ибо мы весьма оскудели и совершенно не имеем пшеницы» Когда он сие говорил, Феодосии, взглянув на браду Маркиана, увидел пшеничное зерно, неведомо откуда попавшее; взяв его осторожно, он радостно улыбнулся и сказал: «Вот пшеница. Как же вы говорите, что не имеете пшеницы?» Блаженный Маркиан взял радостно из рук Феодосиевых вынутое из его бороды зерно и, как некое драгоценное зернышко, приказал его отнести в житницу, веруя, что оно по благословению Феодосия святого без особых забот принесет многочисленный плод, больший даже, чем хорошо возделанные нивы, что и случилось. После ухода Феодосия ученики утром хотели открыть двери житницы, но не могли этого сделать. Тогда Маркиан послал к преподобному Феодосию возвестить о произошедшем чуде и благодарить его за умножение пшеницы. Преподобный же ответил: «Не я, но ты, отче, умножил пшеницу, ибо с твоей брады было взято зерно».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010