За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И он был не только добрым пастырем для своего стада, но светильником и помощником и для других народов, и приносил великую пользу всему Греческому царству, как радетель общего благоденствия. Святой много раз был посылаем царем Маврикием [ 3 ] в Персию [ 4 ] по делам народного управления, был посредником пред Хозроем, персидским царем, и способствовал заключению мирного договора между греками и персами. Некоторого же князя Варама, восставшего против Хозроя [ 5 ] и дерзко покусившегося на царский сан в Персии, он лишил власти, сделав его данником греков. Чрез это Дометиан сделался возлюбленным другом царя Маврикия. Царь одарил его большим количеством золота и имениями, но он роздал все это святым церквам и странноприимным домам для пропитания нищих. По прибытии в царствующий город Константинополь, он вскоре с миром отошел к Царю Небесному [ 6 ]. Честное тело его было с великою честью погребено в присутствии царя с его синклитом и многочисленного собора священнослужителей и перенесено в отечественный город его Мелитину. Святой Дометиан совершил много чудес и при жизни и по своем представлении во славу Христа Бога нашего. Таким щедрым и доброхотным дателем на благолепие святых храмов был блаженный; для себя же самого он был скуп и немилостив — не только совершенно отвергал украшение одежд и покрывался худым одеянием, но иногда снимал с себя и эту самую худую и необходимую одежду и отдавал ее просящим, как это можно видеть из следующего. Когда церковь святой Анастасии была выстроена и украшена со всяким благолепием, наступило освящение ее в самый день памяти сей мученицы, 22 декабря, в который она некогда страдальчески скончалась за Христа. Святейший патриарх Геннадий [ 10 ] со всем клиром и царь со всем синклитом и народом совершали торжественное шествие к этой церкви, перенося мощи святой мученицы Анастасии из малой ветхой церкви в новую большую, созданную Маркианом. Когда во время этого шествия преподобный Маркиан вместе с прочими пресвитерами шел, одетый в фелонь [ 11 ], пред колесницей, на которой были мощи святой, какой-то убогий, подойдя, попросил у него милостыни.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

л. м. 5970, Р. Х. 470. Первый год епископства Тимофея Салофакиала в Александрии, а Стефана в Антиохии. В этом году, сентября 25, индиктиона 1-го, произошло страшное землетрясение в Константинополе, разрушившее многие церкви, домы и портики до самого основания, и похоронившее в развалинах бесчисленное множество народа. При этом из рук статуи, находившейся на площади, выпал шар, равным образом с колонны Таврской свалилась статуя Феодосия Великого, и стены внутри города на значительное пространство обвалились. Это землетрясение продолжалось до тех пор, пока город не наполнился смрадом. Стефан, возведенный общим согласием на престол антиохийский, оклеветан был пред Зиноном единомышленниками Петра Белильщика, в том, что он держится Нестория; но Восточный собор, сошедшийся по повелению царя в Лаодикии, возвратил ему престол, как невинному. В том же году Февдерик, сын Триария, он же и Страбон (косой), племянник жены Аспара, убитого Леоном, собравши множество варваров, восстал против Зинона, как друг дома Василиска, сделавшего его полководцем. Когда Зинон снова воротился было, он удалился во Фракию, где опустошил окрестности Византии и разграбил все до самого Понта. Домашние его хотели было предать его, но он, узнав злоумышление их, воротился домой и велел убить замысливших то сделать. Но затем, садясь на лошадь, нечаянно упал на копье, стоявшее перед его палаткой, и умер. л. м. 5971, Р. Х. 471. В сем году Маркиан, сын Анфемия, царствовавшего в Риме, супруг Леонтии, дочери Верины, сестры же царицы Ариадны, восстал в Византии против императора Зинона, потому что Леонтия, жена его, родилась по воцарении Леона, Ариадна же еще до воцарения его. В возгоревшейся жестокой войне между Зиноном и Маркианом, последний вспомоществуемый братьями своими, Ромулом и Прокопием, одержал блестящую победу и заставил воинов Зиноновых скрыться во дворец, как в крепость, которым чуть было не овладел; но он не воспользовался своим успехом, а предался пиршеству и сну, и ночью многих лишился из своих союзников, так как магистр Илл склонил их к себе дарами. На другой день так был он разбит, что искал убежища в церкви Апостолов, где по приказанию Зинона, посвящен Акакием в пресвитеры и сослан в крепость Папурий в Каппадокии. Что до братьев его, Прокопия и Ромула, то они схвачены были Иллом ночью, во время купанья, в Зевксиппе, но успели потом бежать от него и прибыли в Рим. л. м. 5972, Р. Х. 472.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Мы практически ничего не знаем о Синае и Раифе пятого столетия. Трое из первых двенадцати учеников в лавре преподобного Евфимия происходили из Раифа. 1135 Император Маркиан после Халкидона писал Макарию, епископу и архимандриту, и другим почтенным инокам горы Синай, 1136 предупреждая их о Феодосии, нарушителе спокойствия в Иерусалиме. Инок Зосима, ведший отшельническую жизнь в Раифе и на Синае, через какоето время после Халкидона пришел в Иерусалим и в Вефиль, а затем вместе с Петром Иверийцем поселился на прибрежной равнине. 1137 В константинопольских переговорах 536 года иноки Синая, Фаранской церкви и Раифской лавры имели единого апокрисиария. 1138 Мосх рассказывает 1139 о чудесном появлении в Иерусалиме на Пасху 551 (или 552?) года Георгия, игумена Синайского, умершего спустя полгода одновременно с Петром, патриархом Иерусалимским. Связанное с этим [чудом] послание Петра Фотию, епископу Фаранскому, свидетельствует как о послушании иноков Синая епископу Фарана, так и о подчинении этого диоцеза патриарху Иерусалимскому. Нам говорится, что Георгий не оставлял Синая около семидесяти лет, что возвращает нас примерно к 480 году. Один из послов Георгия к патриарху Петру пресвитер Зосима 1140 впоследствии вместе со своим учеником провел около двух лет на Порфирной Горе к западу от Красного моря. Вернувшись на Синай, он вместе с двумя другими посланниками был отправлен в Александрию, где папа Аполлинарий (551–70) поставил всех троих в епископы. Впоследствии Зосима отказался от епископства в Вавилоне Египетском (нынешний «Старый Каир») и вернулся на Синай, где поведал Иоанну Мосху о двадцати годах своей жизни после хиротонии. Незадолго до 564 года другой отшельник, Сергий, 1141 вместе со своим ученикомармянином, также носившим имя Сергий, отправился в район Рувы близ Мертвого моря; там он вымыл ноги Григорию, игумену Фары, провидя его патриаршество. Тем временем Юстиниан осуществил на Синае то, что Савва просил его сделать в Иудейской пустыне он окружил крепостной стеной ( " Castrum») Неопалимую Купину, 1142 при этом, как сообщается, строительство было завершено в тринадцатый год его правления (5567), во время игуменства Дулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

– Ну, и сюда пришел этот лицемер! И другие злословия произносили они в гневе и ярости. Он же, незлобивый, с любовью посмотрел на них, сказал им доброе слово и утешил пищею. Увидев их тесноту, нужду и беспорядок, – ибо они были, как овцы без пастыря, – он уведомил обо всем патриарха и просил его позаботиться о них. Патриарх поручил их ему, дав на постройку литру золота 8123 и еще много необходимого. Савва отправился к ним, пробыл у них пять месяцев, построил им церковь , пекарню и устроил новую лавру 8124 ; туда из старой лавры он перевел одного из опытных отцов, по имени Иоанна, человека прозорливого, имевшего дар пророческий, и поставил им его игуменом. После сего он возвратился в свою лавру. Иоанн начальствовал над сей новой лаврою семь лет и преставился ко Господу 8125 . Перед кончиной он предсказал будущее о новой лавре; он прослезился и сказал окружавшим его: – Вот наступают дни, в которые жители места сего отпадут от правой веры и в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и величие их внезапно падет, и они будут изгнаны. После Иоанна игуменом был Павел, родом римлянин; он был весьма прост сердцем и сиял Божественными добродетелями, но начальствовал только шесть месяцев и, не стерпев несогласий, бежал во Аравию, где и скончался в монастыре Севириановом 8126 . Узнав о бегстве Павла, Савва поставил в игумена новой лавре ученика своего Агапита. Агапит нашел, что некоторые из братий держатся учения Оригенова 8127 : оно было, как яд змеиный в их устах и как болезненная язва под языком. В числе их первым был некоторый палестинец, по имени Нонн, который казался истинным христианином, с виду благочестивым, внутри же полон был языческих и иудейских лжеучений и пагубных ересей: Манихейской 8128 , Дидимовой, Евагриевой 8129 и Оригеновой. Нашедши таких братий, Агапит из боязни, как бы и другие не заразились теми же ересями, сообщил о них патриарху и, по его совету, изгнал их из обители. Через пять лет Агапит преставился. После него игуменство вручено было некоему Маманту. Нонн же со своими единомышленниками, услышав о смерти Агапита, возвратился в новую лавру, но боялся Саввы и скрывал яд своей ереси. А преподобный Савва в сие время нашел одну пещеру в десяти стадиях от своей старой лавры, на север, около Кастеллии, и занят был постройкой там обители, которую назвал пещерною 8130 . Ему помогал своими средствами пресвитер святого Сиона Маркиан со своими сыновьями: Антонием и Иоанном. Сей Иоанн был патриархом в Иерусалиме после Илии 8131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он же, не имея при себе ничего, кроме одной одежды (никогда в течение своей жизни он не приобрел даже двух перемен одежд) и не желая отпустить нищего ни с чем, незаметно отделился от всех и пошел в укромное место; сняв с себя одежду, он отдал ее нищему, и остался одетым по нагому телу в фелонь, совершив дело по слову Господню: «просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). По возвращении в свой ряд он, как и прежде, шел между пресвитерами, между тем как никто не знал о сделанном им. Когда все вошли в церковь, совершили освящение и с честью положили мощи святой мученицы Анастасии, святейший патриарх повелел совершать вместе с ним божественную литургию и блаженному Маркиану. При наступлении времени умовения рук, Маркиан закрывался своею фелонью, озираясь, чтобы не увидал кто, что он наг. Бывшие там пресвитеры и диаконы, посмотрев на него, увидели под фелонью его некоторую дивную одежду, блещущую золотом, подобно царской драгоценной порфире. При этом, одни удивлялись, другие негодовали, говоря в себе, что не должно пресвитеру ходить и совершать литургию в такой одежде. Особенно же эту чудесную одежду, которою Бог покрывал наготу Своего раба, все видели тогда, когда он приступил причаститься Пречистых и Животворящих Таинств. Некоторые из пресвитеров сказали об этом святейшему патриарху Геннадию. Патриарх сказал: — И я видел то, что вы говорите. По окончании службы, он призвал преподобного Маркиана в сосудохранилище [ 12 ] и начал укорять его, говоря: — Что ты делаешь, брат, — украшаешься одеждами сверх обычая? Хорошо ли тебе служить литургию в такой одежде, которая более прилична царю, чем пресвитеру? Преподобный припал со смирением к его ногам, говоря: — Прости меня, Владыко, — я не делал того, что вы говорите. Я с юности не привык носить красивых и драгоценных одежд, стал ли бы теперь одеваться в них? — Мы все видели тебя в царской одежде, — зачем ты запираешься? — сказал ему патриарх и повелел поднять его на ноги. Открыв фелонь, они увидели его нагое тело и удивились. На вопросы патриарха блаженный должен был, против своего желания, откровенно рассказать все, что было: как он отдал нищему, ради Христа, последнюю одежду.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

После Пасхи он взял Феодула, Геласия, того же Павла и других монахов, пришел на упомянутое место и, короче сказать, при содействии Божием из пещеры сделал церковь и в последствии времени устроил там весьма славную киновию и назвал ее пещерною. Блаженного Павла он поставил настоятелем сего места и дал ему из лавры трех братьев Георгия, Кирика и Евстафия. На этом месте, по благоволению Божию, весьма скоро возросло и умножилось число братий. Но для чего я много говорю об этом? у всех перед глазами находится пещерная киновия, устроенная трудами св. отца нашего Саввы. По кончине блаженного Павла во Христе, правление над киновией преемственно принимали Кирик и Евстафий, а по смерти их игуменом сделан Сергий. Ибо Георгий был послан в Александрию, где, сделавшись известным архиепископу Зоилу, рукоположен во епископа Пелусийского. Вот что нужно было сказать об обители, называемой пещерною. Некто Маркиан, пресвитер церкви св. Воскресения и игумен обители на святом Сионе, часто приходил к св. отцу нашему Савве, делал ему многие приношения и, будучи побуждаем верою, сам своими руками с детьми своими Антонием и Иоанном трудился и помогал трудящимся в постройке упомянутых святых мест. Так велика была вера сего мужа! Архиепископ Илия полюбил его и рукоположил во епископа Севастийского, сына его Антония рукоположил во епископа церкви Аскалонской, а другого сына его Иоанна – во диакона церкви Святого Воскресения. Но нужно возвратиться к повествованию о славных делах божественного старца. Замок, который, как мы сказали в описании жизни Евфимиевой, блаженная Евдокия построила на самой высочайшей во всей восточной пустыне горе, по преемству заняли монахи, защищавшие Диоскорову и Евтихиеву ересь. Когда они, по вторичном соборном рассмотрении их ереси, были изгнаны из сего замка вместе с Геронтием и Романом; то поселились в нем два монаха, которые были поборниками нечестивой Несторианской ереси и не признавали св. Деву в настоящем смысле Божиею Матерью и не почитали Христа, нашего истинного Бога, лицом Святой и единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Скитский, V в.), Зосима (4 апр.), Исаия (пр. Скитский, ΙV в.), Илия (8 янв.), Иларион (21 окт.), Исхирион (пр. Скитсткий), Ивистион (изряднославный), Иперехий (пр. ΙV в.), Исихий (Иерусалимский пресвитер, богослов V в.), Игнатий (20 дек.), Иерофей (4 окт.), Иеракс (пустынник Египетский, современник св. Иоанна Златоустог о, скончавшийся после 408 г.), Иоанн (13 и 9 нояб., а также Раифский Савваит – современники пр. Иоанна Лествичника ), Иустин преподобный, гора разумная, великий), Иувеналий (или Ювеналий, 2 июля), Иероним (15 июня), Карион (5 дек.), Коприй (9 июля), Кассиан (29 фев.), его спутник по Египту, Γерман (Вифлеемский), и современники Кассиана: Кастор и Феона (Скитский эконом), Каллист (удивлявший благословением), Ксенофонт «с сынома» (26 янв.), Киприан (31 авг.), Клим (или Климент, 25 нояб.), Кирилл (18 мар. и Александрийский 9 июня), Лаврентий (Египетский, сиявший добродеяниями), Логгин (Египетский, подвизавшийся близ Александрии при море и отличившейся благотворением), Лот (Египетский, V в., сиявший добродетелями), Леонтий (глубина богословия), Максим (21 янв.), Маркиан (10 янв.), Марк (пр. Синайский IV в., благопокорный и Богопослушный), Макарий (19 янв.), Мартиниан (13 фев.), Малх (26 мар.), Маркелл (29 дек.), Мил (мертвецевоскреситель), Мелетий (12 фев.), Митрофан (4 июня), Михаил (Синайский, 23 мая), Моисей (28 авг.), Нил (12 нояб.), Навкратий (Студит, исповедник, пострадавший за св. иконы и скончавшийся в мире 18 апр. 848 г.). Никон (пр. Синайский, V в.), Нафанаил (пр. Нитрийский, скончавшийся ок. 375 г.), Нон (еп. Илиопольский: в Сирии, скончавшийся в 471 г., – сн. 8 окт.), Никифор (2 июня), Нектарий (патр. Цареградский 381–397 г.), Николай (6 дек.), Онуфрий (12 июня), Ор (7 авг.) и его ученик Афр (пр. Египетский, V в.), Памва (18 июля) и его ученик Аммоний, Памво (или Папп, бывший 58 лет епископом на о. Кипре, в IV в.), Павел (15 янв., 4 окт. и 6 нояб.), Пахомий (15 мая), его ученики: Афинодор, Силуан, Порсисий (или Орсисий, скончавшийся в 380 г.), и Тифой, и его наставник Паламон (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Храм Воскресения Господня назывался и храмом св. Анастасии Кедрина, Сокращ. ист. в Corp. script. bist. Byz. ed. 1. t. I. p. 610 et t. II. p. 239). Вначале это был небольшой молитвенный дом Созом.; Виз.), в котором св. Григорий Назианзин , переведенный в 379 году в Царьград, делал церковныя собрания православных исповедвиков единосущной Троицы. Впоследствии времени, при содействии благочестивых императоров, здесь сооружен был обширный храм, который “сделался знаменит в городе не только по красоте и величию зданий, но и по благотворности поразительных богоявлений: потому что проявлявшаяся здесь божественная сила наяву и во-сне часто оказывала ипомощь во многих болезнях и несчастных обстоятельствах... А называют эту церковь Воскресением, думаю, потому, что учение Никейскаго собора, павшее уже в Еонстантинополе и умершее, так сказать, въследствие усиления иномыслящихь, здесь воскресло и ожило действием Григориевой проповеди А от некоторых, разсказывавших как несомненную истину, слышал я, что здесь, во время церковнаго собрания, одна беременная женщина упала с верхней галлереи и умерла; но, по принесении за нее общей молитвы, она ожила и была спасена вместе с своим дитятею: по случаю такого богоявленнаго чуда, это место и получило свое название”; так говорит Созомен (Церк. ист. кн. VII. гл. 5; сн. Сократа, кн. V. гл. 7). Главным участником в сооружении храма Воскресения Господня, или св. Анастасии, был преподобный Маркиан, пресвитер и эконом Велпикой церкви: по словам жизнеописателя его, этот строитель и возобновитель многих храмов в Царьграде при Маркиане и Пульхерии “созда церковь новую св. мученицы Анастасии прекрасну многим иждивением” (Чет. Мин. 10 января). То же утверждает и Кодив: На это указывает и наш паломник, когда говорит, что “Маркел (д. б. Маркиан; см. прим. 195) святый ту церковь (Воскресения Господня) поставил велми чюдну преже святыя Софии”. По свидетельству Феодора Чтеца (II. 65), Кедрина (Сокращ. ист. ed. 1. t. I. р. 608) и др., при императоре Льве В. (457–474) и патриархе Геннадии (458–471) принесены были из Сирмии в Царьград и положены в храме Анастасии мощи св. великомученицы Анастасии узорешительницы которой память совершается церковию 22 декабря. – О храме Воскресения, или Анастасии, см. еще Дюканжа (Constantinop. christ. lib. IV. р. 141 – 143), Бандури (Imper. Orient. t. I. Р. II. lib. II. р. 31. et t. II. р. 628) и Византия

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

IV. Пр. Мартяния . Охр. (Маркиан 10 янв. или Мартиниан 13 февр.). Ивана и Феодосия. 1621. V. Зосимы , еп. сиракузсного. Син. 1. Вас. Петр. 1295. Екл. и др. (30 мар.). Фирса и Агны . Охр. Сирм. Мед. (20 янв.). Пр. Евфимия . Ев. 1 (20 янв.). Св. муч. Тимофея . Ч. Гр. XII в. 166. (22 янв.). Св. Максима юродивого московского. Рум. 397. 201. Белоз. 485. 22 I. Св. ап. Тимофея , † 93. Конст. и все. † (кроме LVII и Неап.) М. 11. 12 в. М. Кр. Канон Феофана. Служба. втор. 15 февр. Ч. Гр. XII в. 166 21 янв. Иерон. Флор. 27 сент. М. Р. Б. мР. А. Н. 24 янв. Перенесение мощей из Ефеса в Царьград М. Р. А. 9 мая, В. 16 мая, 51 мая 10. Копт. 1425 память 18 янв., а перенес. мощей 22 янв.). Св. преподобномуч. Анастасия персянина, † 627. Конст. Неап. Син. 1 и 2. Вас. Иер. Остр. и многие. М. 11 и 12 в. МКр. Канон соединен с каноном ап. Тимофея, – того же Феофана. М. Р. Б. Ал. Ф. мР. Р. В. А. У. Н. †. (Сирл. 15 янв. Пролог 22 и 24 пренесение мощей. Вас. 247. 248 и Италогреч. пренесение мощей 22 янв.). Свв. мучч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода и прочих 377. Пострадали от болгар ок. 817. Вас. 239. 247. III. Память пр. Анастасия в Антониевой пещере, † XII в. Преставление пр. Макария жабынского, белевского нового чудотворца в 1622. 209. (по Филим. 22 янв. † 1623 года т. е. 7131 от С. М., а память ноябр. 22, в других св. у Филарета 22 сен.). IV. Анании . Готф. и др. (Ап. Анания по Р. М. 25 янв. или Анания пресвитер у нас 27 янв.). Пренесение мощей св. Игнатия . Париж. Гр. (29 янв.). Агафона . Сирм. V. Муч. Викентия . Неап. Син. 2. Вас. Петр. Мст. и др. (11 нояб.). Муч. Виктора . Мст. и др.(11 нояб.) Максима испов. Сир. (21 янв.). 23 I. Св. священномуч. Климента , еп. анкирского исв. муч. Агафангелла и прочих с ними ок. 312. Конст. Неап. Син. 1. Кап. Вас. Иер. Вал. Флор. 1. Нан. I. и почти все. М. Р. М. 11 и 12 в. МКр. Каноны. Клименту Феофана, в греч. минее Агафангеллу Иосифа. Служба. Из дружины их известны клирики: Христофор и Харитов , и воины: Фенгон и Евкарпий .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010