Десятый день. Поучение 1-ое. Св. преподобный Маркиан. (Добродетель храмоздания). I. Преподобный Маркиан, прославляемый ныне, был пресвитером и экономом константинопольской церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большие суммы на этот храм, святой отвечал: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшения ея?» Св. Маркиан был так добр что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду, оставаясь даже без рубашки. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения: он молитвою изгонял демонов и исцелял больных. Пред своею смертию св Маркиан начал строить храм во имя св. Ирины, но не успел окончить построения его. Умирая он сказал: «Господи, в руки Твои предаю и душу свою, которую ты дал мне, и церковь (в честь св. Ирины), которую я по Твоей милости созидал». Преподобный скончался во второй половине пятого века, и был погребен в монастыре св. Иоанна Предтечи. Церковь же св. Ирины скоро была достроена усердием Верины, супруги царя Льва, вступившего на престол после царя Маркиана. (Ч.-М.). II. Преподобный Маркиан, которого Сам Бог прославил даром чудотворения за его любовь к созиданию и благоукрашению святых храмов Божиих , научает нас заботиться о святых храмах и содействовать их построению и украшению. В виду сего скажем о добродетели храмоздания. а) Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таким щедрым и доброхотным дателем на благолепие святых храмов был блаженный; для себя же самого он был скуп и немилостив – не только совершенно отвергал украшение одежд и покрывался худым одеянием, но иногда снимал с себя и эту самую худую и необходимую одежду и отдавал ее просящим, как это можно видеть из следующего. Когда церковь святой Анастасии была выстроена и украшена со всяким благолепием, наступило освящение ее в самый день памяти сей мученицы, 22 декабря, в который она некогда страдальчески скончалась за Христа. Святейший патриарх Геннадий со всем клиром и царь со всем синклитом и народом совершали торжественное шествие к этой церкви, перенося мощи святой мученицы Анастасии из малой ветхой церкви в новую большую, созданную Маркианом. Когда во время этого шествия преподобный Маркиан вместе с прочими пресвитерами шел, одетый в фелонь 421 , пред колесницей, на которой были мощи святой, какой-то убогий, подойдя, попросил у него милостыни. Он же, не имея при себе ничего, кроме одной одежды (никогда в течение своей жизни он не приобрел даже двух перемен одежд) и не желая отпустить нищего ни с чем, незаметно отделился от всех и пошел в укромное место; сняв с себя одежду, он отдал ее нищему, и остался одетым по нагому телу в фелонь, совершив дело по слову Господню: «просящему у тебя дай» ( Мф. 5:42 ). По возвращении в свой ряд он, как и прежде, шел между пресвитерами, между тем как никто не знал о сделанном им. Когда все вошли в церковь , совершили освящение и с честью положили мощи святой мученицы Анастасии, святейший патриарх повелел совершать вместе с ним Божественную литургию и блаженному Маркиану. При наступлении времени умовения рук, Маркиан закрывался своею фелонью, озираясь, чтобы не увидал кто, что он наг. Бывшие там пресвитеры и диаконы, посмотрев на него, увидели под фелонью его некоторую дивную одежду, блещущую золотом, подобно царской драгоценной порфире. При этом, одни удивлялись, другие негодовали, говоря в себе, что не должно пресвитеру ходить и совершать литургию в такой одежде. Особенно же эту чудесную одежду, которою Бог покрывал наготу Своего раба, все видели тогда, когда он приступил причаститься Пречистых и Животворящих Таинств. Некоторые из пресвитеров сказали об этом святейшему патриарху Геннадию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28-го числа Св. Василия, спостника и сподвижника преп. Прокопия Декаполита Св. Василия, спостника и сподвижника преп. Прокопия Декаполита, вместе с ним жившего и пострадавшего в темнице за иконопочитание при Льве Исаврянине. Скончался в 747 году. Святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского, и с ним пострадавших В то время, когда Диоскор, последователь лжеучения Евтихия, был патриархом в Александрии, там находился один пресвитер, Протерий, ученик св. Кирилла, который неустрашимо восставал и обличал уклонение от православия патриарха. Наконец, когда на Четвертом Вселенском Халкидонском соборе Диоскор подвергся обличению, низложению и изгнанию, то сделавшийся известным по рвению, с которым он защищал истину Христова учения, отличавшийся вообще своею строгою и добродетельною жизнью Протерий был избран патриархом Александрийским. Между тем, в Александрии осталось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж с целию восстановления Диоскора и сожгли отряд воинов, присланных для их усмирения. Царствовавший тогда благочестивый Маркиан послал снова усиленный отряд воинов, чтобы усмирить взбунтовавшихся. Лишенные при этом волею разгневанного императора различных льгот, которыми они пользовались до тех пор, Александрийцы смирились и обратились к Протерию же, прося его ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних льгот. Незлобивый святитель не отказал в своем ходатайстве за народ и достиг возвращения им льгот (как, например, ввоза хлеба в город из Египта). По смерти Маркиана еретики опять задумали восстание. Пресвитер Тимофей, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись временным отсутствием начальника города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий, не обладая средствами для укрощения мятежа, решился оставить Александрию, но в ту же ночь во сне он увидел пророка Исаию, который позвал его возвратиться в город, сказав ему, что он ждет его. – Святитель понял это предупреждение о своей мученической кончине и возвратился в Александрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III патриарх Иерусалимский (1 сент. 516 - 20 апр. 524). Основным источником сведений о Патриаршестве И. является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в сер. VI в. Согласно ему, И. занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 68). В хронике К-польского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что И. был патриархом 11 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 126). Отец И. Маркиан был поставлен патриархом Илией I (II) (494-516) пресвитером храма Гроба Господня в Иерусалиме, а спустя некоторое время - епископом г. Севастия. Брат И. Антоний был рукоположен патриархом Илией во епископа Аскалонского. Сам И. к моменту возведения на Иерусалимскую кафедру был диаконом храма Гроба Господня и ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 37). И. был возведен на Патриарший престол, после того как дукс Палестины Олимпий по приказу визант. имп. Анастасия низложил патриарха Илию за противодействие росту монофизитства на Востоке и отправил в ссылку в Айлу. И. был вынужден обещать Олимпию, что вступит в общение с лидером монофизитов Севиром Антиохийским и примет антихалкидонские постановления Тирского Собора 513 г. (Ibid. 56). Прп. Савва Освященный , узнав об этом, убедил И. не выполнять обещания, посулив ему поддержку монахов. Олимпий не смог справиться с ситуацией, за что был смещен с должности. Его сменил дукс Анастасий, к-рый арестовал И. и заточил в общественную тюрьму до тех пор, пока И. не будет готов исполнить обещание. По совету некоего знатного жителя (ипатика) Кесарии Палестинской Захарии И. принял условия, предложенные дуксом Анастасием, зная, что монахи, находившиеся в Иерусалиме, не позволят ему выполнить их и защитят от насилия властей. И. объявил, что готов публично признать Севира патриархом Антиохийским и осудить Халкидонский Собор в ближайшее воскресенье (когда в Иерусалиме можно было ожидать большего скопления монахов). Дукс Анастасий согласился, однако в ближайшее воскресенье в ц. мч. Стефана верующие выступили в защиту Халкидонского Собора. Когда И. вместе с преподобными Саввой и Феодосием Великим поднялся на амвон, собравшиеся потребовали от И. анафематствовать еретиков и признать вероучение Халкидонского Собора. И. торжественно произнес анафему на Нестория, Евтихия, Сотериха и Севира и подтвердил незыблемость вероучения Халкидонского Собора. Прп. Феодосий анафематствовал всех, кто не признали Халкидонский Собор. Дукс Анастасий был напуган выступлением агрессивно настроенного против него народа. Не решаясь предпринять к.-л. меры, дукс Анастасий срочно покинул Иерусалим и уехал в Кесарию. Ипатий, племянник имп. Анастасия I, находившийся в это время в Иерусалиме, заявил, что прибыл на поклонение Гробу Господню и не имеет никаких офиц. поручений по церковным вопросам.

http://pravenc.ru/text/469634.html

В пользу приюта для нищенствующих девочек 10 (23) января (Слово от жития святого Маркиана, како совлек с себе ризу и даде ю нищему) Одно из дел милости телесной есть одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде. Насколько это доброе дело имеет цену в очах Божиих, видно уже из того одного, что Господь относит его к Самому Себе и на всемирном суде одевавшим нагих скажет: наг (бых) и одеясте Мя ( Мф. 25, 36 ), и призовет их в Царство Свое словами: придите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Но и помимо сего видно, что это особенно приятно Богу, потому что Он и в сей жизни иногда чудесно прославляет людей милосердых, не жалеющих для бедных необходимой для себя одежды, как бы в залог будущей, обещанной от Него награды в царствии славы. Преподобный Маркиан пресвитер питал особенное благоговение к св. мученице Анастасии, устроил в честь нее церковь и пожелал перенести в оную ее св. мощи. Для последнего им приглашен был патриарх Геннадий, много духовенства и собралось множество народа. Когда шествие с мощами мученицы открылось, и Маркиан шел перед ними, один из нищих стал просить у него милостыню. Денег у Маркиана не было, но он не задумался. Скрывшись на минуту от народа, он снял с себя одежду, отдал ее просившему, а сам остался в одной только священнической ризе. Поступка его никто не заметил. Мощи затем были принесены и поставлены на свое место; началась Божественная литургия. Маркиан присоединился к числу служащих. – По причащении Св. Таин, последние приступили к омовению рук и с ними Маркиан. Стараясь скрыть недостаток в одежде, он, озираясь на окружавших его, все оправлял на себе свою ризу, а окружавшие между тем... о, чудо! видели, что под ризой его надета была на нем чудная царская одежда. Это соблазнило их, и они доложили о сем патриарху. «Да я и сам видел то же, что вы видели на нем!» – отвечал им святитель. По совершенном окончании службы он нарочито отозвал к себе Преподобного и сказал ему: «Поступаешь вопреки закону, брат! Ну прилично ли было литургисать тебе в одежде царской»? Маркиан со смирением пал к ногам святителя и воскликнул: «Прости меня, владыко, я невиновен в этом!» «Да мы все видели тебя в царской одежде, – продолжал патриарх, – зачем запираешься?» Но в это время некто из присутствующих открыл ризу Преподобного, и все увидали тело его без всякой одежды. Тут узнали и о его поступке с нищим, и все поняли, что виденное на нем одеяние царское было особенным чудесным знаком милости к нему Божией. Все прославили Бога. За свою любовь к бедным Маркиан удостоился впоследствии и других милостей от Бога: он получил дар чудотворений и изгонял бесов, исцелял больных и воскрешал мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

21-е Святого мученика Иулиана Тарсянина Уроженец города Аназарба, он по смерти отца переселился с матерью в Тарс; в гонение же, будучи восемнадцати лет, схвачен, как христианин, и представлен Маркиану правителю. Маркиан то ласками, то угрозами принуждал св. Иулиана к принесению жертвы идолам, но исповедник не отвергая Христа. Целый год возили его по разным городам Киликии и всюду мучили разными пытками, но не поколебали страдальца Христова. Когда же привели в приморский город Эги, то идолослужители насильно влагали ему в уста идоложертвенные мясо и вино, и потом заключили в темницу. Сюда пришла и мать его, которая повсюду издали следовала за ним и молила Господа укрепить сына её. Язычники взяли её и представили градоначальнику. Она просила позволить ей посещать сына в темнице, чтобы склонить его к перемене веры. Градоначальник позволил. Она же, пребывая в темнице, со слезами убеждала сына претерпеть до конца за имя Христово. Через три дня их представили градоначальнику. Этот надеялся, что мать убедила сына принести жертву богам; но она вместе с Иулианом исповедала имя Христово и укорила нечестие идолопоклонства. Тогда мучитель велел бичевать её и, отрезав у ног её пятки, прогнать, а Иулиана, вложив в мешок с песком и ядовитыми гадами, бросить в море. Такова была кончина Иулиана! И мать его страдальчески скончалась (290 года). Тело св. Иулиана, вынесенное волнами на сушу, взяла некоторая благочестивая вдова, привезла в Александрию и похоронила там, а через несколько времени оно было перенесено в Антиохию. Тут память св. мученика ублажал похвальным словом св. Иоанн Златоуст , тогда пресвитер Антиохийский. Преподобного Иулия пресвитера и Иулиана диакона Родные братья из Мирмидонии (Фессалии), посвятившие себя на обращение язычников, которых ещё много было в Римской империи V века особенно по сёлам. Они пошли в Царьград (вероятно в 409 году) и просили царя Феодосия Младшего дать им свою царскую грамоту, чтоб им позволено было всюду невозбранно уничтожать капища, строить церкви и распространять славу имени Христова. Царь соизволил на прошение их, и святые братья прошли много стран Греко-Римской державы, проповедуя Христа язычникам и обращая многим не словом только, но и чудесами. Они прошли с востока на запад и устроили сто церквей. Скончались в окрестностях Медиолана, где память их доныне благоговейно почитается. Святого муч. Никиты Ниросского, пострадавшего в 1732 г. на острове Хиосе

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авксентий Вифинский, Отшельник, прп. - житие Авксентий Вифинский (ок. 420 - ок. 470), иеромонах, отшельник, гимнограф, преподобный. Память 14 февраля. Родился около 420 года в Сирии в знатной семье, получил прекрасное образование. Прибыл в Константинополь при императоре Феодосии II, служил в придворной гвардии (в 4-й схоле). Он был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек, и имел дружбу со многими благочестивыми мужами своего времени. Около 442 г. ушел в один из вифинских монастырей, где принял монашество, был посвящен во диакона, а затем и во пресвитера. После этого он удалился для уединенного подвига в пещеру на г. Оксия, недалеко от Халкидона. Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой. Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Именем Божиим святой Авксентий исцелял множество больных и недужных. Согласно житию, в 451 году святой Авксентий был призван на IV Вселенский Собор в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несториевой ересей, однако в актах Собора его имя отсутствует. По окончании Собора святой Авксентий снова вернулся в свою уединенную келлию на горе. С его именем связано возникновение женского монастыря Трихинареи (власяница), ставшего предметом его особой заботы. Духовным взором он видел на большом расстоянии кончину святого Симеона Столпника (459). Скончался около 470 года, оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области. На месте его подвигов был основан монастырь его имени, а сама Гора святого Авксентия стала один из крупных монашеских центров Вифинии. Мощи преподобного находились в Константинополе, о чем свидетельствуют лат. рукопись нач. XII в. : «37. В церкви святого Воскресения лежат святой Авксентий, монах и игумен, и святой Маркиан - пресвитер и казначей Великой церкви» и Антоний Новгородский, видевший мощи Авксентия в 1200 г. во время паломничества по святым местам и записавший в «Книге паломник»: «Ту же лежит св. отец Ауксентей» .

http://pravicon.com/info-1615

Маркиан Константинопольский, пресвитер, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Маркиан Константинопольский, пресвитер, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Маркиан Константинопольский, пресвитер, прп. Преподобный Маркиан, пресвитер и эконом Великой церкви (в Константинополе), родился в Риме и в юности получил начальное образование в Константинополе. После смерти родителей преподобный Маркиан употребил богатое наследство на строение, обновление и украшение храмов. Так, он построил церковь во имя святой мученицы Анастасии, богато украсив ее, и перенес в нее святые мощи мученицы. Построил также церковь святой мученицы Ирины. Нравственная чистота, строгая подвижническая жизнь обратили на него внимание патриарха, который рукоположил преподобного Маркиана во пресвитера и поставил экономом Великой (патриаршей) церкви в Константинополе. Преподобный Маркиан раздавал из своего имения щедрую милостыню, а сам отличался нестяжательностью, отказывая себе во всем. Согласно заповеди Спасителя, он не имел двух одежд, так что нечем было заменить промокшую от непогоды одежду. Получив дар чудотворения, преподобный Маркиан исцелял больных, изгонял бесов. Скончался святой Маркиан в 472–474 гг. и был погребен в монастыре святого Иоанна Предтечи в Константинополе. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Маркиан Константинопольский, пресвитер, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2891

также: Нищелюбие . Преподобный Маркиан-пресвитер, питая особенное благоговение к святой мученице Анастасии, устроил в честь нее церковь и пожелал перенести туда ее святые мощи. Для этого он пригласил Патриарха Геннадия, много духовенства, и собралось множество народу. Когда шествие с мощами мученицы открылось и Маркиан шел впереди, один из нищих стал просить у него милостыню. Денег у Маркиана не было, но он не долго думал. Скрывшись на минуту от народа, он снял с себя одежду, отдал ее просившему, а сам остался в одной только священнической ризе. Поступка его никто не заметил. Мощи затем были перенесены и поставлены на свое место, началась Божественная литургия. Маркиан присоединился к числу служащих. По Причащении Святых Тайн они приступили к омовению рук, и с ними – Маркиан. Стараясь скрыть недостаток в одежде, он, озираясь, все оправлял на себе ризу, а окружавшие его, о чудо! видели, что под ризой у него надета чудная царская одежда. Это соблазнило их, и они доложили об этом Патриарху. “Да я и сам видел то же,” – отвечал им святитель. По окончании службы он отозвал преподобного и сказал ему: “Поступаешь вопреки закону, брат! Ну прилично ли было литургисать тебе в царской одежде?” Маркиан со смирением пал к ногам святителя и воскликнул: “Прости меня, Владыко, я не виновен в этом!” – “Да мы все видели тебя в царской одежде, – продолжал Патриарх, – зачем препираешься?” Но в это время некто из присутствующих открыл ризу преподобного, и все увидели его тело без всякой одежды. Тут узнали и о его поступке с нищим и все поняли, что виденное на нем царское одеяние было особенным, чудесным знаком к нему милости Божией. Все прославили Бога. За свою любовь к бедным Маркиан удостоился впоследствии и других милостей от Бога: он получил дар чудотворений и изгонял бесов, исцелял больных и воскрешал мертвых. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 366). 451. Мудрый способ, придуманный святым папой Аполлинарием Александрийским для оказания милостыни обедневшему юноше См. также: Мудрость . Вот какой рассказ слышали о папе Александрийском, святом авве Аполлинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Он сед, с короткими волосами и бородой. Его священническое облачение составляют длинная синяя туника, коричневая фелонь, из-под нижнего края к-рой виднеется епитрахиль с золотым шитьем. Обеими руками святой прижимает к себе Евангелие. Эта композиция восходит к миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 107, 1-я четв. XI в.). На единственной миниатюре из рукописи Минология за 1-ю половину янв. (Sinait. gr. 512. Fol. 2v, 1055-1056 гг.) он стоит в верхнем ряду у правого края за мч. Полиевктом. Из-за плохой сохранности красочного слоя различимы лишь иерейские одежды - светлое платье, короткая коричневая фелонь, епитрахиль с шитьем на конце; на левой покровенной руке он держит кодекс, правая - перед грудью в жесте благословения. На маргинальной миниатюре из Евангелия с минологием на год (Vat. gr. 1156. Fol. 294 r, 3-я четв. XI в.) М. представлен рядом со свт. Григорием Нисским, облачен в одежды, более похожие на монашеские,- темно-коричневый плащ, охристое платье, черный подрясник, параман. Он сед, с длинной бородой, в правой руке крест, левая раскрыта в жесте орации; в рост - на миниатюре из Минология (Marc. 585. Fol. 6v, XII в.). Как монах с крестом в руках и Евангелием с подписью οςηοσ М. изображен на эмалевой пластинке X-XI вв., украшающей Мартвильский триптих. Тот же тип был унаследован поствизант. искусством. Образ М. присутствует в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат, в куполе юго-вост. алтарного компартимента (1546/47, мастер Дзорзис Фукас). Он облачен в белый подрясник, розовую короткую фелонь. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. святой упоминается в одном случае как пресвитер и «иконом Великой церкви» и описан старцем: «Брада покороче Афанасиевой, риза поповская, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 247); в другом - назван после всех святых, память которых приходится на 10 янв., как «преподобный отец наш… пресвитер», с прежними особенностями внешности и одеяний, но с добавлением: «Без амфора» ( Большаков. Подлинник иконописный.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010