По рукописным святцам «преподобный священноинок Макарий, начальник Жабынского монастыря Введения Пресв. Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в л. 7130 (1622) мес. янв. в 22 д.». По синодику Белевской обители, «преподобный отец Макарий, Белевский чудотворец, – в терпении иночески плотию страда: мраз, зной, в алчбе и жажде потерпе, монастырь возгради, братью собра, поживе в терпении своем лета довольна, – преставися в л. 7131 (1623), погребен ученики своими в своем, от него созданнем монастыре, месяца ианнуария 22 дня» 237 . Жабынский монастырь на устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в 5 верстах от Белева, основан был в 1583 г. старцем Онуфрием, но в 1614 г. был разорён и сожжён без остатка, как и Оптина пустынь. Преп. пришлось устроять всё вновь на пустом месте: строить храм и кельи, собирать братию. Это нелегко и в другое время, а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он всё терпел для Господа, и пустынь Жабынская после того называлась Макариевой. Полагают, что его же терпению и трудам принадлежало и восстановление разорённой Литовцами Оптиной пустыни, которая также называлась Макариевой. Изображение преп. Макария видно было даже на столпе храма девичьего Козельского монастыря. В синодике Жабынском сказано и то, что преп. Макарий «доныне сияет в чудесех» 238 . Память св. мучеников Мануила, Георгия, Петра, Парода и других О сих мучениках смотри 28 марта. 235 О пр. Тите февраля 27. Почему в словаре святых, стр. 22 Анастасий называется преподобномучеником, – не видно; в опис. лавры он диакон, но не назван мучеником. 238 Исследов. о древней области Вятичей, стр. 8, 86–87. По другому списку святцев, «пр. Макарий Белевский Жабынский преставися в л. 7130 сентября в 22 день». Год и день кончины несомненнее те, которые указаны в синодике пустыни; а 22 сентября, вероятно, было днём свидетельствования мощей. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

117 Эти слова дают видеть, что пр. Анастасий был современником пр. Тита и, соединенный с ним христианской любовью, почил в конце XII в. 118 В рукоп. святцах называется он диаконом. Мощи его в Антониевой пещере. 119 В тот же (22) д. преставление преп. жабынскаго По ркп. святцам «преподобный священноинок Макарий, начальник жабынского монастыря введения пресв. Богородицы, белевский новый чудотворец, преставился в л. 7130 (1622) мес. янв. в 22 д.» По синодику белевской обители, «преподобный отец Макарий, белевский чудотворец, – в терпении иночески плотью страда: мраз, зной, в алчбе и жажде потерпе, монастырь возгради, братию собра, поживе в терпении своем лета довольна, – преставился в л. 7031 (1623), погребен учениками своими в своем от него созданном монастыре м. января 22 д.» 120 Жабынский монастырь на устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в 5 в. от Белева, основан был в 1583 г. старцем Онуфрием: но в 1614 г. был разорен и сожжен без остатка, как и Оптина пустынь. Пр. Макарию пришлось устраивать все вновь на пустом месте, строить храм и кельи, собирать братию. Это не легко и в другое время; а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он все терпел для Господа и пустынь жабынская после того называлась Макариевой. Полагают, что его же терпению и трудам принадлежало и восстановление разоренной литовцами оптиной пустыни, которая также называлась Макариевой. Изображение пр. Макария видно было даже на столпе храма девичьего козельского монастыря. В синодике жабынском сказано и то, что пр. Макарий «доныне сияет в чудесах». 121 23 ч. Преставление преподобного любимского Сын богатых родителей юго-западной Руси, жителей Могилева, Григорий, в иночестве Геннадий 122 , еще в молодости почувствовал влечение служить единому Господу: он соблюдал пост и усердно ходил в храм Божий. Родители, осуетясь жизнью, недовольны были такими поступками сына. К чему ты, говорила мать его, как церковник; то и дело ходишь в церковь ? Ты стыдишь и срамишь нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Имя старца Онуфрия не прикрепилось к обители — ее стали именовать по самому знаменитому игумену и возобновителю монашеской жизни преподобному Макарию Жабынскому. О нем известно немного. Святой поселился на месте бывшей обители. К отшельнику постепенно стягивалась братия, он стал их игуменом. Был восстановлен Введенский храм. По преданию, однажды, когда святой Макарий вышел из обители в лес и немного поднялся на холм, он нашел умирающего от жажды человека. Это был поляк, сильно отставший от военного отряда интервентов и заблудившийся в белевских лесах. Святой указал ему путь к реке, но у того не было сил дойти до нее. Сжалившись, преподобный Макарий с верой и молитвой к Богу ударил по земле посохом, и из земли забил источник чистой питьевой воды. Родник впоследствии снискал особое почитание в народе. Даже в советские годы местные жители сохранили предание о чудесных исцелениях у Жабынского источника. Это все, что известно о преподобном Макарии Жабынском. Как преданный Богу ­монах, он нес подвиг поста и молитвы, работал над благоустройством монастыря, наставлял братию. Из таких ежедневных трудов и состояла его святая, праведная и подвижническая жизнь. Второе восстановление обители Преподобный Макарий скончался в ­январе-феврале 1623 года, и вскоре место его погребения стало почитаться братией и паломниками. Однако к концу XVII века монастырь вновь пришел в запустение. Исследователи полагают, что это связано со старообрядчеством. Жабынь могла быть одним из пристанищ для беглых раскольников. Здесь некоторое время жил бывший настоятель Николо-Беседного монастыря возле Тихвина игумен Досифей, который впоследствии постригал в монашество боярыню Феодосию Морозову. А одной из наставниц белевских старообрядцев была инокиня Мелания, руководившая Морозовой. Возрождение Жабынской пустыни после трех десятилетий запустения началось в начале XVIII века благодаря митрополиту Сарскому и Подонскому Илариону (†1720) и его ризничему иеромонаху Тихону. Отец Тихон был насельником Жабынской пустыни до ее закрытия, и именно ему митрополит Иларион поручил ее возродить. В обители поселились около тридцати насельников и трудников. Из Озерска была перенесена чудотворная медная икона Божией Матери «Знамение». У отца Тихона были планы по обновлению храмов, открытию ярмарки, возделыванию новых угодий.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

Незадолго до своей блаженной кончины преподобный Макарий принял схиму и поселился в верховье Жабынки, где в пустынной тишине предался усиленным подвигам поста и молитвы. 22 января 1623 года (по другим источникам, в 1622 году) он мирно преставился ко Господу. Братия погребли честное тело святого наставника около церкви у входа в обитель. На могиле святого происходили многие исцеления. Церковное почитание преподобного Макария установилось в конце XVII – нач. XVIII в. В 1764 году, при императрице Екатерине II, бедные монастыри, не владевшие землей, были упразднены, в их числе и Жабынская Введенская пустынь (соборный храм обители стал приходским). Из-за неблагоприятных для обители обстоятельств память о преподобном Макарив померкла и чествование его как всероссийского святого прекратилось. Но преподобный Макарий призрел свою обитель и спас ее от запустения. В 1776 году в Жабынскую пустынь, строения которой еще не были сломаны, пришли иноки сгоревшего Успенского Шаровского монастыря Калужской губернии. С того времени началось постепенное укрепление Жабынской обители. В 1816 году при копании рвов для закладки новой каменной Никольской церкви на месте прежней, деревянной, были обнаружены нетленные мощи преподобного Макария и вновь опущены в землю под алтарь нового храма. Восстановление памяти святого было установлено указом Святейшего Синода 2 января 1888 года по ходатайству граждан города Белева, полтора столетия хранивших память о чудесах и подвигах преподобного Макария. 17 октября 1889 года была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского на месте прежней Никольской церкви, где находились мощи святого. Во время строительства храма игумен Иона (прежний настоятель монастыря, в то время проживавший на покое) и начальник строительных работ задумали открыть святые мощи. Преподобный Макарий явился им в сонном видении и воспретил это. 22 января 1902 года было совершено торжественное празднование памяти преподобного Макария Жабынского в Туле и Тульской губернии. Память преподобного Макария совершается также 22 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Сказание о том, что надобно в точном виде сохранять исповеда­ние Православной веры» обличает изменявших нечто в Символе веры . Преподобный пишет: «Не говори, что не велика разница в мудровании, на которое осмеливаетесь. Вы подвергаете себя анафеме, изменяя Богодухновенные слова – “из Марии”, а не “Марии”, и “чаем”, а не “чаю”, и жизнь “будущая веки”, а не “будущего века”». В тот же день Ватопедской иконы Богоматери, прославленной в VIII веке. День двадцать второй. Преставление преподобного Макария Жабынского По рукописным святцам «преподобный священноинок Макарий, начальник Жабынского монастыря Введения Пресвятой Богороди­цы, Белевский новый чудотворец, преставися в л. 7130(1622) мес. янв. в 22 д.». По синодику Белевской обители, «преподобный отец Макарий, Белевский чудотворец, – в терпении иночески плотью страда: мраз, зной, в алчбе и жажде потерпе, монастырь возгради, братию собра, по­живе в терпении своем лета довольна, – преставися в л. 7131 (1623), погребен учениками своими в своем, от него созданном монастыре, ме­сяца января, 22 дня» 109 . Жабынский монастырь на устье речки Жабыни, впадающей в Оку в пяти верстах от Белева, основан был в 1583 году старцем Онуфрием, но в 1614 году был разорен и сожжен без остатка, как и Оптина пустынь. Преподобному Макарию пришлось устроять все вновь на пустом месте: строить храм и келлии, собирать братию. Это нелегко и в другое время, а когда разорен был весь край, старцу при­шлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он все терпел для Господа, и пустынь Жабынская после того называлась Макариевою. По­лагают, что его же терпению и трудам принадлежало и восстановление разоренной литовцами Оптиной пустыни, которая также называлась Макариевою. Изображение преподобного Макария видно было даже на столпе храма девичьего Козельского монастыря. В синодике Жабынском сказано и то, что преподобный Макарий «доныне сияет в чудесах» 110 . Память святого апостола от 70 Тимофея Так преисполнена была боголюбивая мать этою заботою, что, чув­ствуя, что смерть скоро наложит молчание на уста ее, она спешила в по­следние предсмертные минуты излить перед возлюбленным сыном всю любовь ее к нему, все попечение о душе его, все наставления для его дальнейшей земной жизни, все упования, которые должны были пре­вратить их временную разлуку в вечное блаженное соединение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Поликарп был причислен к лику святых в 1897 г. В описи монастырей 1662 г. Спасо-Преображенский монастырь (упразднен в 1764 г.) именуется Спасским или Поликарпа Чудотворца. Это значит, что окало середины XVII в. преподобный был прославлен как святой Русской Церкви. Распоряжение Святейшего Синода о дозволении местного празднования памяти преподобного последовало только в 1897 г. Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец (+ 1622) Память его празднуется 2 окт. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Блаженный Киприан жил в начале XVII в. в теперешней Владимирской губернии, в Ковровском уезде, в 7 верстах от села Воскресенского. Местом своих подвигов он избрал небольшой остров при устье реки Уводи, который до наших дней назывался пустынью Киприановой, а находящиеся там ямы — пещерами Киприана.  По воскресеньям и праздничным дням он приходил в церковь села Воскресенского. Там он и погребен в приделе Покрова Пресвятой Богородицы. Скончался он 2 октября 1622 г. Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец (+ 1623) Память его празднуется 22 янв. в день преста&пения, 22 сент, службой святому и вместе с Собором Тульских святых Жабынскии монастырь был воздвигнут в 1585 г. недалеко от города  Белева и много пострадал от татарских и польских нашествий. Прп. Макарий был его возобновителем. Однажды в Смутное время он встретил польского солдата, который заблудился в этой безводной местности и изнемогал от жажды. Преподобный ударил жезлом своим о землю, извел источник и напоил жаждущего. Через несколько лет он отказался от настоятельства, принял схиму и поселился около этого источника. В ночь на 22 января 1623 г. он скончался 84 лет от роду. Память о нем была забыта, но в 1814 г. святые мощи его были обретены нетленными. В начале XX в. прп. Макарий исцелил ребенка, страдавшего водянкой головы, а также оставленного врачами безнадежно больного, которого по его просьбе опустили на простынях в чудотворный источник.  В 1902 г. почитание прп. Макария было восстановлено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

арх., а к числу общих рукописные святцы XVII столетия. См. о сем в житиях русских святых, собранных преосвященным Филаретом архиепископом Черниговским под 22 числом, Генваря, в статье «преподобный Макарий Белевский Чудотворец» 7 В рукописных святцах XVII стол. говорится, что священноинок Макарий начальник Жабынского монастыря Введения Пресв. Богородицы, Белевский новой чудотворец, преставился в л. 7330. (1692) месяца Января в 22 день“. См. словарь историч. о святых. 9 Архимандрит Сергий, как увидим ниже жил в сем монастыре на покое, здесь же скончался и погребен в соборной Введенской церкви. 10 Последние 4 вклада объясняются тем, что митрополит Илларион, благодетель Жабынской пустыни, в 1711 году был перемещен в Белгородскую епархию. 11 Челобитная эта за последовавшим вскоре упразднением обители осталась втуне, но в 1781 году, при общем межевании само правительство нашло нужным сделать то, о чем просил о. игумен Тихон в этой челобитной, отмежевав к монастырской Введенской церкви, как приходской, положенное количество земли 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, с десы и с дубровы и с сенными покосы и со всякими угодьи, из земель тогдашнего владельца состоявших приходом к монастырю деревень Волотковой и Горбуновой Александра Артемьевича Возницына „на прокормление попу Григорию с причтом. 16 Заметим, что постройка двух, деревянных ь келлий была разрешена еще предместнику о. Савватия священнику Стефану дозволением вырубить для сего из монастырской рощи 95 корней. 17 Эта сумма, внесенная тогда же в кредитные установления, в последствии при наделении согласно завещанию покойной графини, всех бедных обителей до 5000 руб. сер. для пользования из процентов, была зачтена Жабынской пустыни Читать далее Источник: Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни/Сост. [архимандритом Леонидом (Кавелиным)]. - Тула : В тип. Н.И. Соколова, 1865. - 128 с. (Авт. установлен по изд.: Рус. биогр. Словарь). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

— Как же мы должны относиться к другим вероисповеданиям? — Можно вспомнить бесчисленные сонмы святых людей. Скажем, есть в Тульской области Жабынская пустынь, где жил преподобный Макарий. О его жизни практически ничего не известно. Известно только то, что он жил в Смутное время, когда много было польских интервентов, и они часто бесчинствовали, много зла причиняли русским людям. И вот как-то этот Макарий нашел раненого польского солдата и выходил его. Казалось бы, маленький фрагмент жизни, а сколько за ним стоит! Апостол Павел говорит: « Если возможно с вашей стороны , будьте в мире со всеми людьми «. Относиться к другим людям надо так, как относились всегда православные: с любовью. Кто бы человек ни был: мусульманин, иудей, буддист, неверующий, всегда мы должны относиться с любовью, по-другому мы просто не имеем права. Если в нас нет любви, то лучше промолчать. Православие распространялось не мечом, не завоевательскими походами, оно распространялось тем, что шли люди в глухие места, селились там, как, например, Стефан Великопермский, Дмитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец, Варлаам Хутынский, многие другие. Они селились в этих местах полуязыческих или совсем языческих, и начинали просто молиться Богу. И свет от этого человека постепенно разгонял языческую тьму. В наше время, когда мы встречаемся в таком большом городе, как, например, Москва, с большим количеством людей, которые не имеют никакого отношения к православной вере, тем более мы должны проявить любовь. Но мы должны думать и о том, чтобы защищать свою святыню, чтобы не уступать родное, дорогое, то, что наши предки нам как величайшее сокровище передали, наши традиции, наши обычаи. Мы должны стоять крепко на своих позициях православных. Но если ты православный, то ты должен проявить любовь, просто обязан. Ко всем людям, независимо от вероисповедания. Если мы начнем говорить мусульманину, что его пророк – это не пророк, то будет конфликт, вражда, ненависть. Надо принять человека с уважением к его вере, с любовью и не спорить с ним. Отстаивая свою веру, нельзя допускать обидных выражений, обидного тона или раздражения. Если заметил, что в тебе есть раздражение, то лучше разговор прекратить, иначе грех будет перед Богом. Прежде всего – любовь.

http://pravmir.ru/chtoby-ispovedovat-ver...

а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария строителя» ( Знаменский. 1890. Вып. 28. С. 52). На основании этих документов историк-краевед И. В. Знаменский предполагал, что старец Онуфрий и М.- одно лицо. По мнению историка, старец, устроив обитель, принял схиму с именем Макарий и жил неподалеку у колодца Жабынец, с к-рым в мон-ре было связано чудесное предание о событиях Смутного времени, когда неподалеку от обители, под дубом, М. нашел умирающего от ран и жажды поляка, заблудившегося в лесу. Святой ударил посохом по земле, и тотчас на этом месте забил родник. Впосл. здесь поставили часовню. В др. синодике обители, к-рый архим. Леонид (Кавелин) датировал нач. XVIII в., была записана память «преподобнаго отца нашего Макария Белёвскаго чудотворца, иже на Жабыни кладези жившаго». Составителем текста о М. в предисловии к синодику архим. Леонид назвал игумена Жабынской пуст. Тихона, бывшего ее пострижеником. В предисловии говорилось, что М. «в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной, во алчбе и жажде претерпи, монастырь возгради, братию собра, поживе же в терпении своем лета довольна... преставися в лето мироздания 7131 (1623) году, погребен учениками своими, в своем от него созданном монастыре месяца ианнуария 22 дня» ( Леонид (Кавелин). С. 8-9). В синодике сообщалось также о существовании записей чудес святого. Уникальные сведения о М. содержит статья «Иконописного подлинника» различных списков и редакций, которая, вероятно, воспроизводит текст, находившийся на надгробной плите М. Надпись сообщала, что святой преставился в схиме в возрасте 84 лет 22 янв. 7131 (1623) г. «в нощи, в куроглашение, и погребен бысть близ своея ему церкви, на память святого апостола Тимофея» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39; то же см.: РНБ. Вязем. Q. 162. Л. 89, XIX в.; Тихан. 402. Л. 66 об., XVIII в.; ОСРК. Q. XIII, 11. Л. 56 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Из сопоставления данных «Иконописного подлинника» с челобитной игум. Тихона следует, что М. был погребен близ построенной им Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010