Поэтому будем доблестными воинами, готовыми умереть за нашего Царя. Почему же, когда мы оставались в миру, мы не страдали от этого и не имели таковых скорбей, а теперь, когда мы приступили угождать Господу, на нас восстают таковые напасти, искушения и скорби от лукавого? – Видишь, что мы страдаем от этого ради Господа, потому что враг завидует нам и искушает, чтобы совратить нас с дороги жизни или привести в расслабление или беспечность, с той целью, чтобы мы, угодив Богу, не спаслись. Итак, поскольку лукавый восстает на нас, то если мы будем пребывать в терпении и в мужестве, готовыми терпеть даже до смерти, по надежде на Господа, то мы разрушим все его козни против нас. Потому что у нас есть Защитник и Поборник наш – Иисус, Который нам, стесненным обстоятельствами и надеющимся на Него, даст терпение и Который не постыдит, когда мы будем получать победные награды за труды – то есть Царство Господне. Будем как наковальни, ударяемыми и не поддающимися ударам, и не уступающими ударам, расслабляющим или приводящим к инертности и бессилию в результате их, и, биемые, нашим терпением мы победим противника. Потому что Сам Господь Бог наш в сем веке прошел тем же путем: бичуемый, оскорбляемый, гонимый, глумимый, оплевываемый, и наконец был казнен беззаконниками бесчестной смертью распятия; и все Он перенес ради нашего спасения, «оставив нам пример» жизни ( 1Пет. 2:21 ), дабы тем же путем искушений и скорбей и смерти, которым Он прошел, шли и истинно верующие в Него и желающие стать «сонаследниками» Его, дабы как Он, путем многих страданий, и, наконец, умерев на кресте, победил и, быв распят, распял и, умерев, умертвил, осудив грех во плоти и уничтожив противные силы, как возвещается: «отняв силы у начальств и властей» на кресте, Он «подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:15 ), – так и мы если перетерпим даже до смерти всякое нападение и скорбь от лукавого, то тогда победим супостата силою веры и терпения, а также – надежды на Господа; и таким образом обретенные испытанными, мы удостоимся освобождения от невзгод и исполнимся освящения Духа и унаследуем вечную жизнь, что да будет всем нам получить во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Поэтому он прибавляет: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и обувши ноги в готовность благовествовать мир, и облекитесь в броню праведности. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. И шлем спасения возьмите, и меч духовный» 5466 . И добавляет, как кто найдет и приобретет это, потому что говорит он: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время, и старайтесь о сем со всяким постоянством и молением» 5467 . 4,7 Он научил нас, значит, как должно нам найти духовное оружие, посредством которого мы можем победить невидимых врагов. Но и Господь, намекая на эту двойную войну, как через видимые вещи, так и действием лукавого бываемую, сказал: «Какой царь, отправляясь на войну против другого царя, не сядет и не счисляет и не рассматривает, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире» 5468 . И учит, говоря: «Смотри, как ты обязан подвизаться и всего себя отдать, как знающий, что тебе предстоит бороться в скольких войнах, явных и тайных». 4,8 Ибо и Моисей, предобразуя тень истины, повелел вестнику громко возглашать в народе, когда предстояло выступать на войну: «Если кто труслив, – говорил он, – да не выйдет на войну, дабы струсив, не вверг в трусость сердца других и не обратил вспять. 4,9 Подобно, – говорит он, – если кто недавно женился, да не выйдет, чтобы, оказавшись на войне и вспомнив о своей жене, не повернулся бы и не захватил с собою других. Если кто строил дом и не окончил, да не изыдет на войну, дабы, вспомнив о постройке и расслабев на войне, и на других не подействовал отвратиться вспять» 5469 . 4,10 Таким же образом Господь, ища здесь доблестные, и благорасположенные, и мужественные души, говорил, что такой «прежде смотрит, можно ли с десятью тысячами встретиться с идущим на него с двадцатью тысячами, иначе, пока тот еще далеко, он просит о мире» 5470 , – мужественных ища, и охотных, и всю свою волю с убеждением возложивших Господу, и отдавших свое произволение, и вслед за Ним следующих, и верующих, что вся победа совершается духовным оружием, подаваемым с неба верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянности, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь. Поучение 5 1 . Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Слову Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находящиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, – ибо этот покров есть плотское помышление лукавых мыслей, именуемое Апостолом «смертью», поскольку он говорит: Помышления плотские суть смерть ( Рим. 8:6 ), – таковые (анахореты) подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедями Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незримом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно различать все (вещи) по причине действенной тьмы страстей. Поэтому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их и они смогли точно познать и многообразный и различный вред, (причиняемый) духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в нетленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, (с присущей им) истинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр. 5:14 ), и блаженный Петр: И мы имеем пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших ( 2Пет. 1:19 ). И в другом месте (Писания говорится): И возсияет вам боящымся Господа Солнце Правды, и изцеление в крилех Его ( Мал. 4:2 ). А смешавшиеся с миром (этим) кажутся людьми, блуждающими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, – ни малейшего мерцания звезды не пробивается (через этот мрак), то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слепцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами ( 2Кор. 3:3 ), – с этого времени все обретается внутри: служение (стало) внутренним от чистой совести и внутренними (стали) жертвы, ибо Псалмопевец говорит: Воздеяние руку моею – жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ). И вообще, (Богом) взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф. 23:26 ). Ибо Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее ( Лк. 11:40 ). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, (то теперь), когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, (чем раньше), освящается и украшается также и тело, в полноте (своей) действительности. 2 . Великая, многоценная и царственная жемчужина, подходящая для царственного венца, принадлежит только царю, и лишь он один может носить ее – другому человеку не позволено носить подобную жемчужину. Подобным же образом, если кто не родился от Царственного и Божественного Духа, кто не стал небесным и царским родом и чадом Божиим, по писанному: А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), тот не может носить небесную и многоценную жемчужину – образ Света Истинного, который есть Господь, поскольку он (человек) не стал сыном Царства (Небесного). И те, кто имеют и носят эту жемчужину, будут жить и царствовать с Христом ( 2Тим. 2:12 ) вовеки. Ибо так сказал Апостол: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного ( 1Кор. 15:49 ). Христос есть Тот, Кто носится в душе, в свете неизреченном; Он истинно познается и зрится очами души только тех, кто носят Его (в себе). Непосвященному же невозможно познать того, что от Духа (Божия) ( 1Кор. 2:14 ), а возможно лишь принять в себя веру – и это до тех пор, пока в нем не родится небесный образ Христа и тогда он на опыте познает доброту Господа. Слава Ему, столь Возлюбившему род человеческий, что удостоил людей быть причастниками Своей сущности. Ибо (Апостол) Петр говорит: Дабы сделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Поскольку столь великие блага и Божественные харизмы обещаны (нам), то и мы будем стараться и просить (у Бога милости) стать причастниками, как и Апостол говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ( Гал. 4:19 ). Горе тому, кто не ищет и не находит духовные и неизреченные блага, потому что не рожденный от Духа не может войти в Царствие (Божие) ( Ин. 3:3–5 ), ибо так сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Примем в сердца наши закон Духа Божия, который Он возвестил, говоря: Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его ( Иер. 31:33 ); и у Давида; Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его ( Пс. 36:31 ). Прими, если не хочешь споткнуться, скрытый во внутреннем Божием закон, который через освящение приведет тебя к бесстрастию. Вот наше, скорее же – Божие дело, хранить ум в истине, речь же – в простоте. Удостоившись этого, будем молиться, чтобы иметь ум Христов ( 1Кор. 2:16 ) и ходить в обновленной жизни ( Рим. 6:4 ), не являя одно в сердце, а другое во внешнем, ибо ненавистен у Бога ложный и обманчивый нрав. Недаром Господь ясно и отчетливо показал, что оскверняющее человека исходит изнутри, из сердца ( Мк. 7:15–23 ); а осуждая фарисея, вернее же – каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность ( Мф. 23:26 ). Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же, заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым ( 1Кор. 3:16 ), услышим увещевающего нас: Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными ( Фил. 2:15 ); а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного ( Еф. 5:27 ); кто знает, что это такое: Вся слава дщери Царя внутри ( Пс. 44:14 ), а не вовне; кто неложно говорит: Ты исполнил сердце мое веселием ( Пс. 4:8 ); кто ознаменован ликом Христа, вернее же – тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце; и как действует сияние славы видимого солнца на плотские очи, так действует слава Святого Духа на чистые по внутреннему человеку очи. А человек, пытающийся оправдаться через достижения внешнего человека и суетные его силы, имеет ревность о Боге, но не по рассуждению ( Рим. 10:2 ): он уже должен бы быть учителем по времени, но снова нуждается в учении; ему пора удостоиться твердой пищи, но он снова требует молока ( Евр. 5:12–13 ); он начинал духовно, теперь же оканчивает плотски ( Гал. 3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Присовокупляет же и то, какие плоды имеет любовь и как приобретшие ее были совершенно освобождены от греховных страстей, говоря: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит, всему верит, всего надеется» 1619 . И еще он же [говорит]: «Любовь никогда не отпадает 1620 » 1621 . А слова «никогда не отпадает» означают, что пребывающие 1622 в исчисленных выше дарованиях Духа и не приявшие еще избавления от страстей по совершеннейшей и действенной духовной любви, находятся пока в опасности, подвизании и страхе из-за борения с «духами злобы» 1623 , хотя и имеют уже духовные дарования. Какова же и сколь велика духовная мера, не подлежащая уже падению и страсти, так что и языки ангельские, и пророчество, и вера, и всякое ведение, и дарования исцелений (хотя и это суть действия того же Духа) ничего не значат в сравнении с высочайшею добродетелью и с полнотою совершенной любви, – сие [апостол] показал желающим тщательно восходить по пути благодатного дарования, то есть христианства. 3,14 Но чтобы кто-нибудь, если сподобится оных дарований, не подумал о себе, что при новом 1624 действии благодати достиг уже совершенства, и чтобы, возмечтав, будто бы ни в чем не имеет уже нужды, удовлетворившись 1625 одними низшими дарованиями, не остался не достигшим совершенной меры бесстрастия, – для этого [апостол] указал на цель совершенства, чтобы каждый, признавая себя нищим пред таким богатством, непрестанно и неослабно подвизался подвигом добрым 1626 и так проходил духовное поприще, пока не получит [награду], как сказал [апостол]: «Так бегите, чтобы получить» 1627 . 4,1 Вот как во многих [местах апостол] являет всем предел, цель и правило благочестия и совершенства, молясь за учеников своих, чтобы все они достигли этого. Ибо сей же апостол, в другом [месте] верным и любящим Господа показывая совершаемое о Христе обновление и изменение, говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. «Да явятся дела Божии…» (Евангельское чтение) Святитель Николай (Велимирович).  Из собрания творений читаемых в 6-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в неделю 6-ю по Пасхе. Проповедь в неделю о слепом (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе. (Евангельское чтение)   Преподобный Макарий Великий, Египетский. Семь слов. (Евангельское чтение)  Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Деян 16:16–21. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Каким духом была одержима служанка? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести апостолов в искушение. Иначе, это та женщина, Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. « Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего». О дух нечистый! Если ты знаешь, что они « возвещают… путь спасения», то почему не удаляешься от них?

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

Сие означают и слова: «Горе вам 1570 , когда все люди будут говорить о вас хорошо» 1571 , – то есть, когда желаете слышать о себе хорошее от людей и радуетесь славе и похвалам, от них исходящим. 3,4 Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда сам Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного» 1572 ? Подвизайтесь творить всякое доброе дело, говорит Он, во славу Божию, а не для своей собственной; не ищите себе похвал у недолговечных людей и не радуйтесь [им], но ожидайте похвалы и славы от единого Бога, 1575 . . Так и апостол заповедует, чтобы [всё], даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: «Ибо едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, – говорит он, – всё делайте во славу Божию» 1576 . . Тех же, которые домогаются себе славы или похвал от людей, Господь объявил неверными, сказав: «Как вы можете веровать, друг от друга принимая славу и не ища 1577 славы, которая от единого Бога?» 1578 . 3,5 А Иоанн, сравнивая ненависть с убийством, говорит: «Ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в себе» 1579 . . Тайную ненависть к брату он сравнивает с убийством. Но и апостол Павел, обличая преданных страстям бесчестия 1580 по причине неразумного и непослушного их сердца 1581 и перечисляя худые и погибельные их дела, причисляя к одному тайные и явные грехи, говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме 1582 , предал их Бог 1583 превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства, блуда, корыстолюбия, злобы, исполнены убийства, зависти, распрей, коварства, злонравия, злоречивы 1584 , клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы 1585 , немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти» и так далее 1586 . Видишь, как не явные только назвал грехи, которыми единственно гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, вражду, злонравие, хвастовство, ненависть и неразумие? и Господь говорит также: «Высокое для людей – мерзость у Бога» 1587 ; и: «Всякий возвышающий сам себя будет унижен, унижающий же 1588 себя – возвышен» 1589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Словом, если сравнишь жизнь бедного с богатой, сочтешь ее все равно что небытием против бытия, все равно что смертью против жизни. Так и в духовном. Все почитают себя христианами за исповедание веры в Христа или за какие-нибудь малые добродетели, но мало настоящих христиан, богатых Святым Духом, наслаждающихся разнообразной роскошью благодати, согреваемых небесной духовной любовью, украсивших душу разнообразными одеяниями небесных даров, не в исповедании только и голой вере, но в силе и действии духа принявшие христианство , непрестанно в перстах души перебирающие умом небесное золото (то есть знание и изъяснение духовных тайн); вот кто истинные христиане. И если сравнишь занятие их ума и жизнь их души с занятием и жизнью тех, найдешь великую разницу, словно у живых против мертвых. Те, бедствуя в страшной нищете мирского духа, лишенные силы небесного богатства, со спутанным от страстей умом, едва и одну добрую мысль в себе найдя среди скопища дурных, успокаиваются, устраиваются на жизнь в своей нищете и довольствуются простыми одеждами малых добродетелей, не имея духовного действия божественных добродетелей, – как и Господь явил, что будет большое различие между истинными поклонниками и всеми, кто напоказ поклоняется поверхностным и внешним поклонением, поклоняется не в духе и истине, когда Он сказал: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин 4, 23–24 ); в этих словах он отделил небесных царских приближенных и богатых в Духе от бедствующих в страшной нищете греха, которые через исповедание веры в Христа кажутся живущими, однако богатой жизнью действия в духовной силе не живут. 7 . Как образ тела имеют все, только у одних тело здорово и невредимо, а у других болезненно и увечно, да и в самих страданиях тела есть большое различие: одни страдают, имея явственные раны, а другие, очевидных ран не имея, носят страшную немочь в теле, уже и двигаться не в силах и по виду их тело кажется здоровым, по мучению же и по совершающемуся в них изменению их страдание много тяжелее и трудноизлечимее, чем у пораженного явно, – у того раны на виду, и если придет к врачу, скорее удостоится исцеления, тогда как все тайные страдания тела страшнее и трудноизлечимее явных, – так и христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Совершенно окончив подвиг, как приняли мы его на себя по своему произволению, сподобившись таким образом стать чадами Божиими 1842 , сынами Царствия и братиями Христа, по сопребыванию 1843 и соединению Святого Духа, с Ним совоцаримся мы, покоясь в бесконечные веки 1844 . 13,1 1845 Однако поскольку некоторые, увлекаемые неведением, обвиняют нас, будто мы мыслим надутое пустословие 1846 и уповаем на невозможное и на сверхчеловеческое согласно цели, которую мы представили от Богодухновенных Писаний 1847 , и на бывающую у верных совершенную чистоту, о которой мы дерзнули сказать не без свидетельств, и утверждают, что невозможно, чтобы какой-нибудь человек стал [таким], как побуждают Писания, идет ли речь о совершенной чистоте и избавлении от страстей или о сопребывании и полноте Святого Духа, ибо, говорят они, Господь пожелал сказать так для страха человеческого: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» 1848 ; и: «Сказано древним: “He прелюбодействуй”. А Я говорю вам: всякий, кто взирает на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» 1849 ; и: «Если кто ударит тебя в щеку, обрати к нему и другую» 1850 ; и: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас» 1851 , и остальное самое возвышенное, что открыл Господь в Святых Писаниях, – не так будто бы говорит Он 1852 , что если кто не станет таковым 1853 , не войдет в Царствие Небесное, ибо невозможно, чтобы природа человеческая стала такой . Необходимо в немногих [словах] † o них 1854 представить владыке 1855 † 1856 и показать, с одной стороны, какой вред и ущерб наносят убедившие себя не верить Божественным Писаниям, но суетно удостоверяться предположением собственного ума, а с другой – какую заслугу и прибыль добывают себе верящие научениям Духа и так удостоверяющиеся, что всякое речение, и всякое слово, и всякая заповедь, сказанная неложным и Святым Духом для истинно и окончательно предавшихся Богу и верой доставляющих себе причастность Святому Духу, может исполниться и совершиться благодаря непрестанной борьбе произволения и заступничеству благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010