4,1 Итак, со всем усердием, и со всем подвигом, и трудом, и сознанием, и душевным напряжением будем стараться достичь сего, старательно возделывая свое сердце и всегда внимательно следя за уловками, и злодействиями, и западнями злого духа греха. 4,2 Потому что, как Дух Святой глаголал через Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы всех приобрести» 5618 , – так и зло, подражающее всему, старается быть всем для того, чтобы всех погубить: с молящимися 5619 прикидывается молящимся, чтобы под предлогом молитвы обольстить кого неведением и самомнением; с постящимися он постится, чтобы обольстить человека гордыней пощения; со знатоками Писаний он поступает совершенно так же, чтобы, совратив их надменным знанием, поймать в свою западню; для удостоившихся быть в откровении света он притворствует, являя и себя им как бы в подобном свете: ведь и «сатана принимает вид Ангела света» 5620 , чтобы, обольстив подобием света, удержать их за собой; подобным же образом он и прочим уподобляется, чтобы путем подобных вещей и благовидного основания погубить душу [человека]. 4,3 Коварно и грозно он подходит к каждому, подражая всему прекрасному, дабы возмочь, будучи неузнанным, похитить человека к своей воле. [Но мы, как говорит апостол], «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» 5621 . Вот на что дерзает он и надмевается, желая похитить даже уже имеющих Бога в познании истины 5622 . Следовательно, «всяким хранением должно блюсти сердце свое» 5623 и просить у Бога большого благоразумия, чтобы Он дал нам познать ловушки и ухищрения зла, дабы лукавый, своими злоухищрениями, не приобрел нас для себя. 4,4 Итак, каждому из нас подобает трудиться, и подвизаться со всем благоразумием и трезвением, и очищать ум и помыслы, потому что нет большего, или более важного, или более достойного дела, чем работать над своею душою и управлять свое желание по Bone Божией. Это единственное – великое и почетное пред [очами] Божиими дело; как говорит Господь: «Старайтесь не о пище тленной, – 5624 – но о пище, пребывающей в жизнь вечную» 5625 ; и еще говорит [Писание]: «Исповедание и великолепие – дело Его» 5626 . Потому что, когда человек соделает свое сердце таковым, Бог дает ему свыше небесное делание в душе – вечное дело жизни Божества Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

4,6 II, 4, 18 Итак, при стольких 5380 обетованиях Господних как же не пожелать нам всецело приступить ко Господу и Ему посвятить себя самих, сверх всего прочего, по Евангелию, отрекшись еще и души своей 5381 , возлюбив Его единого, не любя при том ничего иного? Вот все сие даровано [нам], и какая еще слава! Сколько Господних о нас смотрений со времени отцов 5382 , сколько возвещено обетований, сколько побуждений! Какое благоутробие Владыки было к нам от начала! Напоследок же в пришествие Свое неизреченную к нам благость доказал Он распятием, чтобы нас, обратившихся, ввести в жизнь. 4,7 А мы не расстаемся еще со своими изволениями, с любовью к с худыми предубеждениями и навыками, и чрез это оказываемся маловерными или даже неверными! и вот Господь благосердствует, невидимо охраняя и лелея нас, до конца не предавая нас, по грехам нашим, пороку и обольщению и не позволяет нам погибнуть, по великой благости и по долготерпению ожидая, когда обратимся мы [к Нему]. 4,8 II, 4, 19 Но да не исполнится когда-либо на нас, которые живем, всем пренебрегая, и водимся предрассудками, апостольское изречение, а именно: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения [Божия], не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» 5383 . Если же, при большой благости, долготерпении и кротости Божией, еще более приложим грехи ко грехам , то прилагаем к себе следующее изречение: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев в день гнева и откровения и праведного суда от Бога» 5384 5385 , когда 5386 Он «воздаст каждому по делам его» 5387 . Ибо велика благость и неисповедимо и невыразимо долготерпение Бога к человеческому роду, только бы мы пожелали отрезвиться и постарались всецело обратиться к Нему, чтобы возможно нам было улучить вечное спасение 5388 . 5,1 II, 4, 20 А если угодно познать тебе большое долготерпение Божие и благость, то можешь научиться сему из Богодухновенных Писаний 5389 . Посмотри на Израиль, от которого отцы, которым определены были обетования, «от них же Христос по плоти», у коих служение и завет 5390 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

4 . Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. Ибо домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, – именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова со властью ( Лк. 4:32 ), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши ( 1Фес. 2:4 ). И еще: Пред Богом, во Христе говорим ( 2Кор. 2:17 ). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам ( 1Кор. 12:31 ) Духа, быть ненасытными в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаждать правды ( Мф. 5:6 ), – а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа ( Рим. 15:30 ). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стремиться) к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, – совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть путь еще превосходнейший ( 1Кор. 12:31 ). Ибо у достигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 ) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны ( 2Кор. 2:14 ), окрыляя его от славы к славе ( 2Кор. 3:18 ), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу ( Пс. 83:8 ), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5,3 Ведь если Бог желает судить и требовать отчета, то в человеке не оказывается ничего, что было бы лично его; ибо имущество и все сущие в блага, благодаря которым каждый благоденствует, принадлежат Богу. Кто создал землю и все сущее на ней? Кто создал человеческое тело? И душу Кто сотворил? И если Он желает, земля произращивает, а если не пожелает, то не произращивает; и если пожелает, ты здравствуешь, а если не пожелает, ты не здоров. Стало быть, что человек имеет своего, чтобы оправдаться этим и гордиться собою или считать себя за нечто [особое] 5636 ? Вот, все находится во власти Божией, и все, что человек имеет, он приял от Него и все получил по Его милости. И самый факт своего существования он имеет по Его милости. И несмотря на это, Бог испытывает величайшую радость, оказываемую Ему человеком, и находит великое утешение в том, чтобы душа, познав истинным осознанием ума и точным познанием веры и хорошо познав сущее, как оно есть, все, что делает хорошее и над чем трудится ради Бога, и все, что замечает и познает, – все это вменяла Ему, и приписывала Ему, и считала, что она никогда ничего хорошего не сделала вообще, но и самое себя, и все свое приписывала Ему. 5,4 И когда Бог увидит столь благоразумную душу, все вменяющую Ему и сознающую, что все, что она имеет, она имеет по благодати Его, тогда Он дает ей все то, что поистине принадлежит ей, то самое, что даровал ей от начала, и не только это, но к этому и Самого Себя, и все, принадлежащее Ему, дарует ей и говорит ей: «Вот, и земля – твоя, и то, что на земле – твое, и золото, и серебро – твое, и Тело Мое – твое, душа Моя, и знание, и разум Мой – твои, и Весь Я, и все Мое – твое; если же ты и не обладаешь чем-либо по своей природе, то Я тебе даю Себя и все Мое». Потому что если Бог становится ее [достоянием], то ясно, что все Его и сокровенные сокровища Его премудрости становятся [принадлежащими] ей, как говорит апостол: «Все ваше: или или жизнь, или смерть, или ангелы, или начала, или настоящее, или будущее» 5637 5638 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

5,4 Но сказываю тебе, что всего этого вожделевает и желает всякий человек: и блудницы, и мытари, и неправедные люди хотели бы получить царствие так легко, без напряжения и подвигов, по [одному лишь] желанию, без труда. Однако для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролитие пота, чтобы явными соделались 5190 те, которые поистине, дойдя [даже] до смерти, от всего произволения и желания возлюбили единого Господа и при таковой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного. 5,5 Поэтому-то и справедливо удостаиваются они небесного царствия, отрекшись от себя самих, по Господнему слову 5191 , и паче дыхания своего возлюбив одного только Господа; посему и высокими небесными дарами будут вознаграждены они за высокую свою любовь. 5,6 II, 5, 6=II, 5, 15 (р. п.) В скорбях, в страданиях, в терпении, в вере сокрыты обетования, и слава, и устроение небесных благ, словно 5192 в пшеничном зерне, брошенном в землю, или в дереве, прививаемом и проходящем через некую гнилость и бесчестие и тогда [только] являющем благолепие облачения, и славу, и многократный плод, – ибо если бы не прошли они через те [прививки], достойные бесчестия и истребления, то не смогли бы иметь благолепие украшения, и оную красоту, и изобильный плод, 5,7 как и апостол говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие небесное» 5193 ; и Господь [говорит]: «Терпением вашим стяжите души ваши» 5194 ; и еще: «В будете иметь скорбь» 5195 . Ибо потребны труд, рачительность, трезвенность, великая внимательность, быстрота и неотступность в прошении ко Господу 5196 , чтобы смочь миновать силки земных вожделений, 5197 и восстания лукавых духов избежать 5198 , со многим трезвением и стремительностью и, главное, в любви ко Господу и с верой, чрез кои, труды, и скорби, и веру они 5199 здесь еще приобрели в своих душах небесное сокровище (то есть духовную силу), которое является залогом царствия. 5,8 Ибо блаженный апостол Павел, рассуждая о сем небесном сокровище, то есть о благодати Духа, и описывая чрезмерность скорбей, а вместе показывая, чего каждый должен искать здесь и что обязан приобрести, говорил: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» 5200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6,1 II, 27, 12 Одно дело – поведать о хлебе и трапезе, и другое – есть, и вкушать хлеб 2930 , и укрепляться всеми членами. Одно дело – рассказывать о сладчайшем питии, и иное – пойти, и почерпнуть из самого источника, и насытиться вкушением сладкого пития. Одно дело – повествовать о войне и доблестных борцах и воителях, и другое – пойти человеку в воинский строй и вступить в сражение с врагами, наступать и отступать, принимать и наносить удары и одержать победу. Так и здесь. Одно дело – разъяснить слова при помощи знания и ума, и другое – существенно, действительно и достоверно во внутреннем человеке и в уме иметь сокровище, благодать, вкушение и действие Святого Духа. 6,2 Произносящие пустые слова мечтают и надмеваются умом своим. «Ибо слово наше, – говорит [апостол], – и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа Святого и силы» 2931 . И снова в другом месте говорит: «Цель же заповеди есть любовь от чистого сердца и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые» «в вере потерпели кораблекрушение» 2932 . Видишь, что умеющие говорить потерпели кораблекрушение в истине? 6,3 Более же всего стремитесь к тому, чтобы иметь любовь к Богу в чистом сердце и вере нелицемерной 2933 . Ибо таковой не падает. Многим взыскавшим Бога отверзлась дверь, и узрели они сокровище, и подошли к оному, и как только стали радостно говорить: «Мы нашли сокровище», – двери закрылись пред ними 2934 2935 , и начали они вопиять, плакать и [снова] искать: «Нашли мы сокровище и утратили». Благодать домостроительно отступает, чтобы они сильнее взыскали [Бога]. Ведь сокровище показывается не иначе, как по мере искания. 7 II, 27,13 Вопрос. Поскольку иные говорят, что после [приятия] благодати они перешли от смерти к жизни 2936 , то не 2937 может ли кто, пребывая во свете, иметь нечистые помыслы или помышлять о темном? Ответ. Написано: «Начавши духом, теперь оканчиваете плотью» 2938 . К слову 2939 , существуют два † образа 2940 † 2941 . Апостол говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было противостать козням диавольским» 2942 . Где находится облекшийся в оружие, и где находится воюющий «против начальств, против властей» 2943 , сущие во свете? И опять [говорит апостол]: «Чтобы вам можно было» «угасить раскаленные стрелы» диавола 2944 . Стало быть, сначала [воитель] облекается в оружие и тогда угашает раскаленные стрелы диавола. И снова [произносит]: «Не огорчайте Духа Святого, Которым вы запечатлены» 2945 . И еще говорит: «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара Божия и соделавшихся причастниками Духа Святого и отпадших [обновлять покаянием]» 2946 , – так что и просвещенные, и вкусившие [Духа] падают. Видишь, что [христианин] имеет волю быть согласным с Духом и имеет волю огорчать [Его]. Значит, он полностью вооружается, чтобы отправиться на войну и подвизаться против врагов, совершенно просвещается, дабы воевать с мраком.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6,4 Ибо кто что имеет теперь [внутри], то выйдет тогда наружу. «Сей месяц, – говорит [Господь], – будет для вас первым в месяцах года» 5216 ; он приносит радость всей твари; он одевает обнаженные деревья; он произращивает травы; он приносит радость всем животным, разверзая землю; он первый распространяет между всеми веселие; он для христиан есть первый месяц ксанфик, то есть время воскресения, в которое прославлены будут тела их 5217 силою Духа, Который будет тогда их одеянием, пищей, питием, радованием, веселием, миром, облачением и вообще вечной жизнью. 6,5 Ибо всею лепотою светлости и красоты небесной соделается тогда для них Дух Божества, Которого еще ныне сподобились они приять. II, 5, 10=II, 5, 19 (р. п.) Как же не должен кто-то 5218 подвизаться, веровать, стараться о житии во всех отношениях добродетельном и ожидать с упованием и великим терпением, что ныне еще сподобится приять внутрь души своей силу с небес и славу Святого Духа, чтобы тогда, при разрушении созданий 5219 , имел [Он] во что облечь его 5220 и оживотворить? «Если только, – говорит [апостол], – и разоблачившись не окажемся нагими» 5221 , и «оживит, – говорит он, – смертные тела наши Духом Своим, живущим в нас» 5222 . 6,6 Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лик его, так что ни один человек не мог взирать на неё 5223 , показал нам образ, как «в воскресение праведных» 5224 прославлены будут тела, ибо славу 5225 здесь еще внутри себя – во внутреннем человеке – сподобляются иметь души святых и верных, 6,7 поскольку говорит [Павел]: «Мы же все, открытым лицем, то есть внутренним человеком, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» 5226 . Подобным образом еще написано: «Сорок дней и сорок ночей [Моисей] хлеба не ел и воды не пил» 5227 ; но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи, и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа. 6,8 II, 5, 11=II, 5, 20 (р. п.) блаженный Моисей показал, какую духовную славу света и какое умное услаждение 5228 будут иметь истинные христиане в воскресении, еще и ныне сподобляясь иметь оные тайно в душах; посему и тогда обнаружится [эта слава] на телах их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6,6 И Он присовокупляет: «Ей, говорю вам, Он сотворит отмщение их вскоре» 5431 . И снова увещевает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» 5432 . И далее прибавляет: «Тем более Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него» 5433 . «Аминь, говорю вам, если и по дружбе не даст ему, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» 5434 . 6,7 II, 4, 27 А всем этим убеждал Он нас к тому, чтобы неотступно, неутомимо и непрестанно просили мы у Него благодатного заступления, потому что пришел Он ради грешников, чтобы обратить [их] к Нему и уврачевать верующих в Него. Лишь бы мы только отступились от худых предубеждений, сколько будет на то наших сил, возненавидели дурные свои занятия и обольщения 5435 , отвратились от наших лукавых и суетных помыслов и всегда, по мере сил своих, добровольно прилеплялись к Нему; а Он готов оказать нам помощь Свою, 6,8 потому что Он милует, животворит, врачует неисцелимые страсти, творит избавление призывающим Его, принимает обращающихся к Нему, по собственному своему желанию и воле удаляющихся, по мере сил, от всякой любви, отвлекающих ум от земли и на единого Господа полагающихся в своем искании и стремлении к Нему. 6,9 Достойной же помощи Его удостаивается такая душа, которая всем желанием своим и произволением Его Одного взыскует и все почитает излишним, не упокоевается ни на чем в сем, но ожидает, что она будет упокоена Его благодатью и прославлена; и потому, за таковую веру прияв небесный дар 5436 , – по благодати с несомненностью упокоив свое вожделение 5437 и соответственно послужив Духу Святому, с каждым днем преуспевая в добре, пребывая на пути праведности 5438 , до конца пребывая непреклонной к пороку, не сослагаясь с ним и ничем не огорчив благодати 5439 , – сподобляется она вечного спасения со всеми святыми, потому что подражала им, живя в как их сообщница и спутница. Слава состраданию Его и безграничной Его милости, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

8 . Авва Пижими 10 сказал: «Ученик аввы Макария рассказывал мне: «Старец сказал мне однажды: «Когда я сидел в моем местопребывании в Скиту, двое юношей-чужеземцев пришли ко мне; у одного была борода, у другого только начинала расти борода. И пришли они ко мне, говоря: «Где келлия аввы Макария?» Я сказал им: «Что вам нужно от него?» Они сказали мне: «Услышав о его делах и о Ските, мы пришли, чтобы увидеть его». Я сказал им: «Это я». Они сотворили мне поклон, говоря: «Мы желаем пребывать здесь». И я увидел их нежными и как бы пришедшими от богатого рода 11 . Я сказал им: «Вы не можете обитать здесь». Старший сказал: «Если мы не можем остаться, то пойдем в другое место». Я сказал помыслу своему: «Зачем я отогнал их, чтобы они соблазнились?» Я сказал им: «Идите, стройте себе келлию, если можете». Они сказали: «Научи нас только, и мы построим ее». Я дал им мотыгу, заступ и мешок с хлебами и солью, указал им скалу каменоломни иссохшей и сказал им: «Вырубите себе келлию здесь и принесите лесу из болота, покройте и так живите». Думал же я, что по причине трудов они скоро убегут. Они спросили меня: «Чем здесь занимаются?» Я сказал им: «Плетением». И я взял пальмы из болота, показал начало плетения и способ плести корзины. Я сказал им: «Делайте корзины, отдавайте их сторожам, и они будут приносить вам хлеб». Наконец я ушел. Они терпеливо делали все то, что я приказал им, и не приходили ко мне в течение трех лет. И я боролся с помыслом своим, говоря: «Что они делают, что не приходят ко мне ради своих помыслов? Те, кои далеко находятся, приходят ко мне, а они не приходят ко мне и не ходят в другие места, кроме лишь церкви, чтобы только принять приношение, храня молчание». И молил я Бога, постился седмицу, чтобы Он открыл мне их делание. И вставши я пошел к ним, чтобы видеть, как они живут. И когда я постучал, они отворили мне, приветствовали меня молча, и, помолившись, мы сели. Старший сделал знак младшему. Он вышел, а старший сидел, храня молчание, занимаясь плетением: он не сказал ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

VI.7. И как (мудрые) педагоги часто, ради научения и укрепления нравов, не щадят детей, являющихся их господами, и воспитывают их розгами, весьма благоволя к ним и заботясь о них в надежде, что они станут благоразумными и знаменитыми в мире людьми, так и вы, подвижники-предстоятели, наказывайте невоспитанных и младенствующих братий не со страстью гнева или высокомерия, но с милосердием Христовым и в целях духовной пользы, уповая на то, что для воспитываемых вами это пригодится в Царстве Небесном. И именно в таком настроении имейте попечение о младенчестве братий, увещевая или запрещая, как сказано, каждого для его же пользы; проявляйте заботу лишь с одной только ревностью о Боге и с милосердием Христовым; наказывайте, не увлекаясь злой страстью или словно мстя за себя, чтобы, являя свой совершенный труд, который вы взяли на себя ради Бога, быть вам наследниками Царства Небесного. VI.8. Ведь (только) таковым образом и протекает подлинно ангельская жизнь на земле – когда предстоятели и подчиненные единодушно руководствуются подобным образом мыслей; когда все братия с великой радостью подчиняются друг другу, считая друг друга господами и «в почтительности друг друга предупреждая» ( Рим. 12:10 ). Братия должны жить вместе в простоте и чистоте сердечной, единодушии, мире, прямодушии и со всяким смирением. Никто, превозносясь перед другим, пусть не считает себя лучшим или большим, даже если он преуспел, но, наоборот, как ученик Христов, пусть полагает себя худшим из всех людей, поскольку Господь говорит: «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:12 ; Лк. 14:11, 18:14 ). И еще: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк. 9:35, 10:43 ; Мф. 20:27 ), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). И Апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4:5 ). VII.1. Как желающие быть подражателями Христа, мы призываем вас к миру друг с другом, подчинению и доброму служению друг другу. Если возможно, мы должны готовить себя к тому, чтобы умереть за ближнего, имея образцом и примером Господа, Который во всем благом содействует вам по сказанному: «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ), дабы через любовь, простоту, непритязательность и скромность мог сохраниться в братстве «союз мира» в едином Теле и Духе Христовом ( Еф. 4:3, 4 ): когда мы, как сказано, подчиняемся друг другу в страхе и любви Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010