Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (142) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ (ЯХРЕНСКАЯ) Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 10,6 × 7,5 см КП 7430 Согласно житию преподобного Космы Яхромского (XVI век), святой обрел небольшую икону Успения Богоматери близ Юрьева-Польского у источника, именовавшегося Яхрень . С ней он затем ушел в Киево-Печерский монастырь, а вернувшись через несколько лет, основал на месте явления Успенский монастырь. По другим, более поздним источникам, преподобный Косма обрел не икону Успения, а богородичный образ, причем не живописный, а меднолитой. Икона приносилась в Москву через некоторое время после смерти преподобного и была возвращена в монастырь в 1685 году. К концу XVII века в Козмине Яхромском монастыре, действительно, помимо образа Успения почиталась как явленная икона Богоматери в типе Гликофилусы (Умиление). Более того, там имелось два таких образа – живописный и серебряный, выполненный на крышке небольшого ковчежца-мощевика . Иконография их была схожей, но не идентичной, и очень близка типу Богоматери Ярославской, причем живописная была зеркальной относительно серебряной. Однако, в отличие от Ярославской иконы, на обеих Яхромских дальняя от зрителя ножка Младенца была подвернута под другую и обращена стопой к зрителю. На живописном образе держащая свиток рука Младенца была опущена вниз. Такой извод в прямом, переводе, имел распространение в русской иконописи с XV века. Богоматерь Яхромская была изображена в серии гравюр Г.П. Тепчегорского на тему чудотворных богородичных икон в 1714-1715 годах, и ею было проиллюстрировано позднее сказание о ней в экземплярах рукописного сборника " Солнце пресветло " . Это изображение при общем типологическом сходстве не соответствовало ни Ярославскому, ни Яхромскому образу. Младенец на нем обнимает Богоматерь обеими ручками за шею, а не касается ее лика правой ладонью. Кроме того, он совершенно иначе сидит на ее левой ладони – как бы верхом, так что зрителю видна только левая ножка. Эта идущая от гравюры иконография в зеркальном воспроизведении закрепилась в иконописных иконах-сводах чудотворных богородичных образов. Икона из собрания музея была частью такой большой иконы, и ее изображение соответствует распространенной в подобных памятниках иконографии Яхромского образа. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Яхромская (Яхремская, Ахренская) " .

http://pravicon.com/image-32136

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Косьмин Яхромский монастырь основан между 1483 и 1494 гг. неким Космой, уроженцем селения Зернова, близ села Рожново Суздальской земли, - на том месте, где он ещё в детстве обрёл на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которую и поместил этот явившийся ему образ. Имя прп. Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Известно, что в отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование. Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он с подопечным переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике близ речки Яхромы: здесь боярин, утомлённый долгой дорогой заснул. В это время дремавший также отрок внезапно увидел свет, осиявший всё то место, и услышал таинственный голос: " Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага! " Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил её к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился ото сна совершенно здоровым, как будто не страдал своим тяжёлым недугом. Через прошествия многих лет, в новом чудном видении явился как-то повзрослевшему Косме светоносный юноша и от имени Божиего повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, к тому времени инок Киево-Печёрской обители, оставил Киев и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы. Едва только преподобный пришёл к месту обретения честного образа Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший всё то место. И тогда Косма решил непременно запечатлеть в памяти это святое место, где произошло обретение иконы Богоматери. С этой целью в 1482 (по некоторым данным в 1483 г.) Косма строит небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Преподобный Косма Яхромский Жизнь и подвиг преподобного Космы есть, по мнению его агиографа, один из многих эпизодов нескончаемого Божественного домостроительства, цель которого – спасение души каждого человека, пришедшего в мир. В этом свете и проповедь апостола Андрея, по преданию благословившего киевские горы и предвозвестившего Божию славу, которая осенит со временем русскую землю, и обращение в христианство князя Владимира, и подвижничество преподобного Феодосия в Печерском монастыре составляли необходимые ступени к тому, чтобы однажды, в XV веке, во Владимире-на-Клязьме родился мальчик, который со временем примет постриг с именем Косма (вероятно, в честь знаменитого византийского песнотворца VIII века) и жизнью, а не рукописью, проповедью дел, а не слов напишет свою главу в истории Русской Церкви и русской святости. Впрочем, истинной родиной преподобного был не столько древний Владимир, будь он основан обладателем знаменитой Мономаховой шапки или же самим Крестителем, сколько та идеальная земля кротких, о которой говорят слова Давидовой Псалтири, земля, обещанная Владыкой Христом тем, кто смирен сердцем. Благочестивые родители Космы (мирское имя преподобного, к сожалению, не сохранилось ) отдали сына в услужение одному из вельмож Владимира, который свято чтил Пресвятую Богородицу и с благоговейной заботой занимался воспитанием благодатного отрока. Семена благочестия, что сеял вельможа в душе будущего молитвенника, падали на плодовитую почву его боголюбивой души и в скором времени всходили, давая обильные плоды смирения, послушания и целомудрия. Отрок проявил большие дарования в деле обучения Священному Писанию и с примерным рачением изучал творения святых отцов, так что вскоре господин, несмотря на молодой возраст воспитанника, стал внимать его скромным советам и нетщеславным увещаниям, которые были исполнены к тому же сочувствием и искренней душевной симпатией. В ту пору господин, облеченный властью, богатством и имеющий в услужении раболепных холопов, не мог и представить, коль скоро его блестящее положение изменится на прямо противоположное и из хозяина жизни и городского владыки он превратится в обремененного многими болезнями страдальца. Очень скоро утроба господина болезненно выросла и с каждым днем, казалось, продолжала расти все более и более. И хотя агиограф XVI столетия едва ли точно мог, да и стремился описать симптомы тяжкого недуга, который постиг этого человека, кажется вероятным предположение о том, что несчастный страдал от злокачественной опухоли… Страшный недуг, повергающий в ужас и наших современников, несмотря на весь прогресс, которым было ознаменовано более чем 600-летнее развитие медицины с той поры, когда жил Косма! Что же говорить о той эпохе?!

http://pravoslavie.ru/111176.html

В 1992 г. Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершённой из-за прекращения финансирования реставрации первым был передан РПЦ. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. В 1995 г. обитель получила статус монастыря, утверждённый постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 г. Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 г. весь монастырский комплекс был возвращён Владимирской епархии Московского патриархата РПЦ. В 2004-2005 гг. были проведены основные восстановительные работы. Выстроена новая колокольня Успенского собора, на которую, благодаря благотворителям, поднялись новые колокола. Сегодня в монастыре 12 насельников, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Есть небольшое подсобное хохяйство, гостиница для паломников. С сайта: www.lubovbezusl.ucoz.ru/Каталог статей/История/Юрьев-Польский район/Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь с. Небылое Во Владимиро-Суздальской земле, в далёком XV веке возникла небольшая монашеская обитель, прославленная Господом деяниями двух Его святых угодников - преподобного Космы Яхромского и игумена Митрофана, знаменитого епископа Воронежского. Небольшой, малоизвестный мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в 40 км от областного города Владимира, недалеко от шоссейной дороги, ведущей из Владимира в древний Юрьев-Польский. Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, приянято считать конец XV века. Однако в первом, среди сохранившихся, историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа " его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку " . В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года - игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда ещё жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его " Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря " . Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

http://sobory.ru/article/?object=00205

20-х - нач. 30-х гг. XX в. и на рисунке мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1960 гг. (частное собрание; см.: Там же. С. 88; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: Aldošina. [Jgväskylä], 2000. P. 39). Образ К. был помещен также на иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения) и на ее списках; он вводится в совр. изводы Собора Владимирских чудотворцев. Прорись с образом К. для Миней МП повторяет иконографию древнего покрова, вплоть до надписи на свитке (иконописцы прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина; см.: Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 175). После открытия Косминой обители по заказу игум. Серафима (Котенёва) в 2007 г. иконописцем Анной Масловой для вновь устроенного храма во имя К. с приделом свт. Митрофана Воронежского была написана парная икона этих святых, держащих модель мон-ря (см.: Настоятели. 2013. Обл.). Святые обращены вполоборота друг к другу, вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Иконография К. восходит к его изображению на покрове, в правой руке - развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на свитке покрова. Икона имеет полукруглый верх; она поставлена между главным и придельным иконостасами и т. о. соединяет храмы во имя этих святых в единое целое. Лит.: Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского//ПКНО, 1978. М.; Л., 1979. С. 426-430; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 150-151; Щенникова Л. А. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7: Мон-ри России. С. 165-176; она же. Изображения прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт.: Сб. докл. М., 2014. Вып. 15. С. 246-265; она же. Почитание Св. Троицы в XVI ст.: Своеобразие изображений в Благовещенском соборе и в храмах др. городов//Московский Кремль в XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Т. 2. С. 57-110; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 229, 231-239; Ефимова А. И. Икона «Преподобный Косма Яхренский, с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 178-183; она же. Прп. Косма Яхренский//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 372-375. Кат. 84; 20082. С. 420-423. Кат. 88; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского муж. мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013. Л. А. Щенникова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Сколько раз впоследствии вспоминал он этот момент, и ничто и никогда более не могло сравниться с тем чувством, которое наполнило его в то мгновение! Ничто и никогда! Даже принятие пострига в Печерской обители, которому суждено было случиться несколькими месяцами позднее! Этой радостью и бесконечным счастьем следовало, конечно же, поделиться с господином: он, больной, обеспамятевший от мучительных колик в животе, еще не знает, ему нужно рассказать! Косма, трепетно сжимая икону в руках, хочет рассказать господину о радостной вести, однако с изумлением замечает, что тот, только что натужно дышавший, заснул впервые за много дней крепким, здоровым сном. Тогда юноша, мгновение поколебавшись, возложил икону Богородицы на утробу господина: «Это самое больное место, Владычице, – с рачением усердного ходатая пояснил юноша, – господин очень болен и устал терпеть, помоги же ему, он ведь очень почитает Тебя». И Косма видит, как опухоль под легким бременем Богоматерней иконы тает, изменяется и вконец исчезает. Икона Божией Матери Яхромская Рука господина, сжатая в кулак, упала на землю и блаженно разомкнулась. Косма не верил своим глазам: столь юным, столь прекрасным собой, столь возвышенно благородным своего опекуна он еще не видел. Юноша очень доволен, он никак не ожидал столь скорого исцеления и теперь с нетерпением ждал пробуждения господина, чтобы со слезами радости прижать его к своему сердцу. Но голос от иконы говорит ему, что время для объятий истекло, что он свято исполнил долг любви и заботы и что теперь наступает время уклоняться от объятий. Богородица говорит, что ему надлежит идти в Киев, в обитель преподобных Антония и Феодосия. Там будет ждать его игумен и подвиги монашеского жития. Она велит принести Свою икону в дар братии и исполнить все, что будет велено ему старцами святой Лавры… Там он пробудет столько-то лет в посте и молитве, там он научится смирению и чистоте душевной, без которой невозможно узреть Бога. Пойми, тебе уже давно, искони было определено место в величавом здании Божественного домостроительства! Иди же! Иди и молись! После, много лет спустя, когда игумен вполне уверится в твоей благонадежности, проси у него благословения на одинокую жизнь во владимирских лесах.

http://pravoslavie.ru/111176.html

Св. мученик Аврамий, неизвестный родом 64 , богатый купец, пребыв непоколебивым в исповедании Христовой веры, и за то от болгар, старавшихся в продолжение многих дней ласканием и прельщением преклонить его к своей вере, бесчеловечно умерщвлен. Это случилось в так называемом Великом граде Болгарах, 1229 г. апреля, 1 дня. Купцы русские, бывшие свидетелями его убийства, погребли Аврамия в Болгарах 65 . Св. Вел. Князь Георгий Всеволодович, победами своими над болгарами, довел их до того, что они принуждены были прийти к нему с покорностью и просить себе мира. Вел. Князь согласился, но с тем, чтобы они отдали гроб с мощами муч. Аврамия. Условие было заключено согласно с желанием Князя; и мощи св. мученика Аврамия, спустя почти год после того, как он был умерщвлен, перенесены во Владимир в 1230 г., марта, 6 дня 66 и положены в каменном гробе, в монастыре, называвшемся Княгинин, что ныне Владимирский Успенский девичий монастырь 67 . В последствии времени, мощи св. мученика Аврамия, переложены в серебряную позлащенную раку и находятся в соборной монастырской Успенской церкви, по правую сторону, при входе. Память св. мученика Аврамия совершается 6-го марта, по случаю перенесения его мощей из великого града Болгар во Владимир, как сказано в летописи, и 1 апреля, в день страдальческой кончины муч. Аврамия. Во Владимирском уезде 6. Преподобный Игумен Косма Яхромский 68 Препод. Косма, сын благочестивых родителей, живших в пределах г. Владимира в XV ст., научен был с детства книгам и добродетельному житию одним богобоязненным господином, которому он отдан был на воспитание. Наставник Космы подвергся тяжкой болезни. Странствуя вместе с Космою по разным местам для отыскания знающего человека, который бы помог ему в болезни, однажды остановился он для отдыха при речке, называемой Яхромой 69 . Здесь Косме последовало дивное видение: в полугоре увидел он необыкновенный свет и услышал голос, повелевавший ему на этом месте посвятить себя богоугодной жизни и поставить храм в честь Богоматери. Косма со страхом и трепетом приблизился к тому месту, откуда происходил свет и слышался голос. Когда он подошел, то увидел на дереве образ Успения Пресвятой Богородицы. Тут он услышал опять голос, возвещавший ему исцеление его наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В Житии преподобного Космы Яхромского, составленном суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранившемся в нескольких списках XVI-XVIII веков, содержится мало исторических сведений. Возможно, это является косвенным подтверждением предположения, что преподобный Косма, основав обитель, по своему глубокому смирению и любви к безмолвию, избегая мирской славы и попечения о земном, не принял игуменства и его всецело посвященная Господу жизнь не имела внешне видимых деяний. В середине XVI столетия в монастыре, вероятно, не было не летописи, ни записей о почитании его основателя - иначе эти материалы были бы непременно использованы составителем Жития преподобного Космы. Представляется, что в то время братия этой маленькой, скрытой в лесах обители, сохраняя неписанные заветы местночтимого святого-основателя, жила тихой молитвенной жизнью. В XVIII столетии Житие преподобного Космы было вновь переписано. Следуя исторической традиции своего времени, составители сочли необходимым восполнить отсутствующие в ранних списках Жития, а также в сохранившихся исторических документах, сведения и даты. В XIX веке на основе этого списка, хранившегося в монастыре, было составлено печатное Житие. По преданию, изложенному в этом Житии, инок Косма был сыном некоего боярина, жившего в " пределах владимирских " . По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина - так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину - " соседу-помещику " . По преданию, господин был родом " из бояр Секериных " и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в 7,5 км от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днём путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени (Яхромы), и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушёл в Киево-Печёрский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Её Успения. Матерь Божия, многократно являвшаяся в земле Русской, посетила и это тихое, Богом избранное место. Под Её благодатным Покровом монастырь существовал более четырёх столетий, просвещая словом Божиим окрестные селения, устами скромных иноков вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух Её иконах - Успения и Богородицы " Яхромской " (правильное название - " Яхренская " , происходящее от названия реки Яхрень). Древние монастырские святыни привлекали внимание духовных владык и царей.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Не меньший блок составили в 38-м томе и статьи о подвижниках и церковных деятелях, носивших имя «Косма». Среди них — прп. Косма Яхренский (XV в.) (отдельный материал тома посвящен основанному им Космину Яхренскому (Яхромскому) мужскому монастырю, ныне относящемуся к Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии Русской Православной Церкви). В 38-й том «Православной энциклопедии» также вошли статьи о блаженном Косме Верхотурском (XVII в.), преподобном Косме Маюмском и равноапостольном Косме Этолийском, греческом проповеднике и миссионере XVIII в., с чьим именем связано возрождение Православия на Балканах в Османской Турции. Интересная попытка представить современный взгляд на историю формирования почитания в церковной традиции святых бессребреников Космы и Дамиана представлена в обширной статье, посвященной знаменитым святым целителям. В 38-м томе также можно ознакомиться с жизнеописанием св. Коэмгена — ирландского монаха-отшельника конца VI – начала VII в., с чьим именем связано основание монастыря Глендалох и распространение христианства на Британских островах. Большой интерес представляет материал, посвященный протопресвитеру Гавриилу Костельнику (1885-1948), инициатору воссоединения западноукраинских униатов с Православной Церковью в послевоенные годы. Тему униатства продолжает и статья о Льве Кревзе, униатском епископе Смоленском и Черниговском XVII в., крупном церковном писателе. Ряд статей 38-го тома «Православной энциклопедии» посвящен выдающимся русским зодчим и художникам, внесшим значительный вклад в развитие церковного искусства. Среди них — архитектор Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), создатель церкви св. великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге и знаменитой башни Адмиралтейства, ставшей одним из символов северной столицы. Другой известный русский зодчий — Василий Антонович Косяков (1862-1921), одним из главных творений которого является знаменитый Морской Николаевский собор в Кронштадте, недавно воссозданный после лихолетий ХХ века в своем первозданном виде. Статья, посвященная выдающемуся художнику-передвижнику Ивану Николаевичу Крамскому (1837-1887), представляет его не только как крупного портретиста, но и как мастера религиозной живописи. Помимо широко известной картины Крамского «Христос в пустыне» из статьи можно узнать и о других работах художника, посвященных духовной тематике.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Житие Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев . Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации ( Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 642, далее: В).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010