Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Она сохранилась в монастыре до самого его разорения в 1930-е годы. Согласно второму преданию, еще задолго до начала строительства собора, в 1472 году в келье старца Паисия собрались несколько ближайших его учеников: преподобный Адриан Угличский, преподобный Кассиан Грек и инок Герасим, и пели они акафист Пресвятой Богородице. Внезапно по всей обители засиял необыкновенный свет, и преподобные услышали голос, призывавший их выйти из кельи. В страхе и недоумении подвижники вышли, и Ангел показал им явление Матери Божией, сидящей на воздушном престоле и держащей на руках Богомладенца. Подвижники пали на землю, но Ангел восставил их и сообщил преподобному Паисию повеление Богоматери устроить на этом месте церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Видение кончилось, и преподобные всю ночь провели в бдении и славословии. По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда в новосозидаемую обитель в поисках спасения и духовного утешения стали стекаться не только паломники; много приходило сюда верующих людей на постоянное послушание под окормление высокодуховного отца Паисия, прославившегося к тому времени чудесами и пророчествами... В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило. Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику - пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку. Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора. После смерти на могилку к старцу Паисию стали стекаться верующие, получая исцеление и решение жизненных недугов. Точной даты, когда преподобный Паисий был причислен к лику святых, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Прп. Паисий Угличский. Деисусная икона. Ок. 1787(?), посл. треть XIX в. (ц. арх. Михаила «в Бору», близ Углича) Неск. поздних ростовых икон, очевидно, были ориентированы на надгробные изображения П. Со старообрядческой средой связано создание образа П. со святыми на полях 1-й пол. XIX в. (УИХМ; из старообрядческой молельни купцов Выжиловых), в верхних углах к-рого представлены на облаках Господь Вседержитель с Евангелием и Богоматерь с омофором (т. н. Никейское чудо, заимствованное из иконографии свт. Николая Чудотворца). П. показан в сложном развороте, с опорой на левую ногу, ряса охристого цвета, схима немного смещена вправо, руки разведены в стороны: правая с двуперстным жестом, в левой - расположенный горизонтально свиток. Черты лица святого и удлиненная клинообразная форма бороды восходят к ранним образам его иконографии (похожий образ прп. Кассиана Учемского из ц. арх. Михаила «в Бору» под Угличем, возможно, имеет более ранний слой живописи; см. ст.: Кассиан Грек, разд. «Иконография»). В угличской ц. во имя св. царевича Димитрия «на поле» находится близкая по рисунку икона П. под позолоченным окладом сер. XIX в. (живопись на иконе, вероятно на холсте, почти утрачена): композиция с Никейским чудом отсутствует, чеканная ряса украшена цветочным орнаментом, на фоне за фигурой святого - постройки Покровской обители. О значимости оригинала икон этого извода в традиции изображения святого свидетельствует его воспроизведение на хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе с цензурным разрешением от 9 марта 1904 г. (УИХМ; см.: Госкаталог РФ. 12709899; на обороте автограф сщмч. Серафима (Самойловича), еп. Угличского). Ростовая икона с живописью кон. XIX в. (ц. св. царевича Димитрия «на поле» в Угличе) несомненно повторяет нагробный образ (или является им): глаза преподобного закрыты, руки сложены на груди, борода с проседью внизу округлой формы. Мастер работал в адаптированном под народное искусство провинциальном варианте академической манеры.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

И все же, в условиях, общих для всех, судьбы разных людей далеко не всегда подобны. О любом человеке существует свой Промысл Божий, так что жизнь каждого складывается в соответствии с этим Промыслом и по мере близости, приобщенности личности к Творцу. Примеров тому множество, но бывают исключительные по своей неповторимости. Инок Александр 12 октября 1991 года скончался последний насельник Угличского Покровского монастыря – инок Александр (Александр Михайлович Комисаров), скитавшийся 60 (!) лет и не обнаруженный властями. Родился он 1 января 1905 года в селе Маймеры близ Углича, в бедной, но благочестивой крестьянской семье, жившей в атмосфере взаимной любви родителей и пятерых детей. С 12 лет его увлекали повести о защите Троице-Сергиевой лавры от поляков, о подвиге Ивана Сусанина, о кончине святителя Ермогена. С волнением перечитывал он рассказ о разрушении родного Углича польско-литовскими войсками: «сожжено и истреблено десять мужских монастырей и два женских, а в них два архимандрита, восемь игуменов и две игумении, монахов пятьсот, церквей истреблено сто пятьдесят, мирских домов – двенадцать тысяч…» . Мог ли он тогда подумать, что станет свидетелем повторения такого бедствия. Семья Комисаровых была церковной, отроком Александр уже знал и переписывал для себя тропари святым, ирмосы канонов церковных служб. По традиции, после окончания сельскохозяйственных работ отрок вместе с мамой, а позже в одиночку, совершал паломничества по монастырям, желая поклониться Спасителю, Его Пресвятой Матери и святым родной земли. Святой верой было исполнено сердце мальчика. 4 марта 1917 года, в 12-летнем возрасте, Александр впервые посетил монастырь Покрова Божией Матери и преподобного Паисия Угличского, и с того времени приезжал туда регулярно. Иеромонах, а позже архимандрит Покровского монастыря Власий (Щербаков) заметил юношу с ясным взглядом голубых глаз и столь же ясным и чистым душевным устроением. К дню ангела 1922 года он подарил ему книжку «Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец», а через несколько лет – службу преподобному Паисию. С тех пор эти святые, полюбившиеся Александру, как родные, стали непременными спутниками во всей его жизни и ближайшими помощниками. К ним обращался он непрестанно, переписав молитвы им и акафисты.

http://pravoslavie.ru/33866.html

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже. А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом. Фото Владимира Сутягина      – Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью? – Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.      Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты: Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 3525179378 КПП 352501001 ОГРН 1073500000155 р/с 40703810312000001013 Отделение 8638 «Сбербанка России», г. Вологда БИК 041909644 к/с 30101810900000000644 Рейтинг: 10 Голосов: 787 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 18 апреля 2017, 23:33 Батюшка Дионисий,Божией Вам помощи в восстановлении монастыря.Здоровья, многая и благая лета. Ирина Александрийская 10 декабря 2016, 13:34 При попытке перевода на карту через киви-кошелек запрашивает ФИО владельца счета. Ув.автор или редакторы,дополните информацию к реквизитам,пожалуйста! Елена Степанова 24 ноября 2016, 13:30 Нине Малеванной КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ СТИХИ!!!!! Спасибо! Любуюсь снова фотографиями статьи и перечитываю Вами выложенное стихотворение!....

http://pravoslavie.ru/98839.html

Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557 Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие. Июнь, 12 1561 Преподобный Симон Сойгинский. Ноябрь, 24 1562 Святитель Гурий, Архиепископ Казанский. Октябрь, 4 1563

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Преподобный Кассиан был знатный грек и происходил из рода князей Мангунских. В мире он назывался Константином. О родителях князя Константина, о его жизни в детском и юношеском возрасте ничего не известно. Вероятно, еще в юных летах Константин отправлен был в Константинополь. Затем, когда в 1453 г. Константинополь взят был турками, он мог искать убежища в Италии, подобно Фоме Палеологу, князю морейскому, брату последнего византийского императора Константина, погибшего на стенах греческой столицы. Известно, что около 1472 г. Константин находился в Риме, при дворе папы, где в то время жил Фома Палеолог со своими двумя сыновьями и дочерью Софией, а также много и других знатных греков. Несмотря на свою близость ко двору римского первосвященника, благоверный князь Константин не изменил святой православной вере. В 1472 г. София Фоминична с пышной свитой отправилась в Москву для того, чтобы сочетаться браком с великим князем Иоанном Васильевичем III (1462–1505). Князь Константин вместе с другим греками сопровождал княжну Софию в Московское государство. Великий князь Иоанн с большим почетом встретил свою невесту и давал богатые дары всем прибывшим с нею, в том числе и князю Константину. Но тогда как прочие греки с радостью принимали великокняжеские подарки — города в управление и села в вотчины и занимали разные почетные должности в Московском государстве, благочестивый князь Константин отказывался от всего этого. «Господин великий князь! — говорил Константин, — и отечество свое я оставил Господа ради, и хочу того, что изволит Господь Бог и Пречистая Богородица». Его душа не лежала к тленному и скоропреходящему богатству мира сего. И жил Константин при дворе московского государя в великом смирении, и кротости, и тихости, и многом безмолвии. Так прошло несколько лет. Князь Константин сдружился за это время с угличским князем Андреем, братом великого князя Иоанна Васильевича, и воспринимал у него сына Димитрия. Но тревожная и шумная жизнь при великокняжеском дворе не по душе была благочестивому князю, склонному к созерцательной жизни инока. Великий князь назначает его поэтому владычним боярином к Ростовскому архиепископу Иоасафу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Поселившись затем гдето «во отоцех», он почувствовал нужду в духовной поддержке своего первого старца–наставника. И тот написал ему занимающее нас послание. Кассиан же «положил начало иноческому обещанию» не в ските отшельника, а в Ферапонтовом монастыре, и сделал это, согласно его Житию, далеко не сразу, как поселился там, а лишь после потрясшего его видения ему во сне покойного Мартиниана, бывшего игумена этого монастыря. И еще после этого он «время немало богоугодно во стра- се Божии поживе» в Ферапонтовом монастыре, прежде чем, уже старцем, решил отделиться и основал собственную «пустыню, глаголемую Учьма», в пятнадцати «поприщах» от Углича. Пустынь эта скоро обратилась в монашеское общежитие, которое угличский князь Андрей Васильевич щедро снабдил замлей «со деревнями и с починки» и прочим добром. Ни содержание послания, ни стиль не дают, мне кажется, оснований для атрибуции его Нилу Сорскому. Это — обыкновенное, так сказать, пассивное, утешение, призыв к терпению, напоминание с помощью библейских примеров, что праведникам всегда тяжело в этой жизни; все — во «внешнем» плане. Автору чужда излюбленная Нилом Сорским сфера «внутреннего человека», он далек от того, чтобы анализировать помыслы, учить трезвенному хранению ума и побуждать бороться с зарождающимися в душе страстями. Стиль его совсем не так изящен и легок, как у преп. Нила. Нельзя даже, мне кажется, быть уверенным, что этот автор жил в XVI, а не в XVII в. Получателем его послания мог быть и крещеный татарин, и крещеный сибиряк, но никак не грек. Так что в число произведений Нила Сорского послание «во отоцех к скорбящему брату» включено, по моему убеждению, быть не может, и отдельное его от собрания произведений Нила Сорского существование в объяснениях не нуждается. Список Гурия Тушина не самый древний из тех, что содержат комплект из трех посланий Нила Сорского. Видимо, не Гурий Тушин первым составил это собрание. И хотя особенности Тушинского списка (пропуск, иногда замены слов и добавки) более или менее верно повторены в некоторых рукописях, например, в списке РНБ, Кирилло- Белозерское собр., 29/1106, и в РНБ, Софийское собр., 1460 (обе — середины XVI в.), основная рукописная традиция посланий Нила Сорского пошла не от него, а от тех списков, которые кажутся более старшими: РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 89/1166, конец XV — начало XVI в., РГБ, Волоколамское собр., 577, начало " XVI в., и ГИМ, Синодальное собр., 185 (355), 10–е гг. XVI в. Рукопись РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 89/1166, принадлежала библиотеке Нилова Сорского скита; это — сборник–конволют, первая часть которого, лл. 1–186, написана в конце XV — начале в., а вторая, лл. 187–468, — после середины XVI в. Именно в первой части, созданной, получается, при жизни преп. Нила Сорского, по всей видимости, в его ските, содержатся его Устав (лл. 11–130 об.) и три его послания (лл. 131–156).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

В этом году Иконописная школа при Московской духовной академии отмечает 25 лет со дня своего возрождения. За это время подготовлены более 400 иконописцев, многие из которых стали известны и за пределами России. Они спроектировали десятки иконостасов в монастырях и храмах Русской Православной Церкви по всему миру, написали много икон. О тонкостях учебного процесса, о задачах, стоящих перед церковными художниками, и проблемах современной иконописи рассказывает заведующий Иконописной школы при МДА архимандрит Лука (Головков).   Алексей Реутский 18 сентября 2015 г. 13:40 Преподобный Максим Грек (память 21 января/3 февраля) широко почитается в России. Из жития известно, какой многострадальной была его земная жизнь. Почему святой, трудившийся переводчиком при дворе Василия III, не пытался уйти от трудностей? иеромонах Кассиан (Плоский) 6 февраля 2015 г. 16:50 Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться.   29 апреля 2014 г. Митрополит Петр из двенадцати лет своего местоблюстительства одиннадцать провел в условиях возрастающей изоляции от внешнего мира. Из этого, однако, не следует, что его значение для Церкви всё более умалялось. Его служение совершению святых и созиданию Тела Христова продолжалось и в заключении. Оценить должным образом подвиг священномученика Петра как Предстоятеля Русской Православной Церкви можно только через понимание того, в какой мере его позиция способствовала осуществлению возглавляемой им Поместной Церкви своего высшего призвания. священник Александр Мазырин 23 мая 2013 г. В марте Священный Синод назначил одного из самых авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия председателем Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомученников и исповедников Российских. Статус у нового совета высокий — это совет при Патриархе Московском и всея Руси. Чем он будет заниматься? И как сегодня строится работа самого Священного Синода? Об этом митрополит Ювеналий рассказывает ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину. Сергей Чапнин 20 мая 2013 г. 12:38 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/agiografiya_586...

Иосифо-Волоцкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иосифо-Волоцкий монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей. Содержание История [ править править код ] Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким , образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий. В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др. Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

http://azbyka.ru/palomnik/Иосифо-Волоцки...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010