«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (ст. 11). Действительно, если ваши наставники говорят о спасении, о вечности и трудятся именно ради этого, то велико ли, если они примут от вас какую-то малую благодарность за свои труды, которые вас ведут к спасению от вечных мук и делают причастниками вечного блаженства? Велико ли это? Ничтожно мало. Но когда доходит до дела, то оказывается, что духовное мы так мало ценим, что вовсе не придаем ему никакого значения, оно для нас почти не существует. Нам кажется, что в духовной жизни все само собой получилось, мы не понимаем, откуда все взялось, кто трудится и кто уже потрудился, для того чтобы нас, по крайней мере, вразумить и сделать христианами, которые знают святоотеческое Предание и понуждают себя жить по нему. Нам кажется, будто все произошло естественно, подобно тому как вырастает брошенное в землю семя. Но даже и за семенем нужен уход, чтобы оно принесло плод в свое время, тем более это можно сказать о слове Божием, посеянном в душе человеческой. «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» (ст. 12). Еслинад коринфянами властвовали другие, то есть наставлявшие их уже после апостола Павла, то не тем ли более имел власть над ними апостол, приведший их к вере? «Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (ст. 12). Апостол Павел все выносил, трудился своими руками для того, чтобы никто не упрекнул его в том, что он проповедовал коринфянам ради какой-то корысти. Он поступал так, но он был великим человеком. Кто может уподобиться ему? Преподобный Исаак Сирин , рассуждая о молитве и о том, как безмолвник должен проводить время в уединении, говорит, что апостол Павел трудился и при этом проповедовал, но попробуй найди еще такого апостола Павла, да и сам Павел говорит, что другие апостолы так не поступали. Можем ли мы их за это осуждать, имеет ли кто-то право пренебречь ими из-за этого? Конечно, это немыслимо. Поэтому сделаем такой вывод: хотя апостол Павел в своем самоотвержении велик, но это не значит, что мы должны требовать от наших наставников того, что мог совершить, может быть, один-единственный человек во всей вселенной.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Жизнь плотская, греховная делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом — Солнцем Правды. Святитель Тихон Задонский так говорит об этом: «Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней; так и Бог, Вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ,— увещевает нас апостол (2 Кор. 7, 1), да и в нас вселится Бог — Вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святой образ Его!» 178 К сказанному прибавим следующие слова святого праведного Иоанна Кронштадского. «Для очищения сердца,— говорит один великий молитвенник,— нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но, главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин». 179 175. Икос 2. 176. Авва Дорофей. 177. Преподобный Исаак Сирин. 178 . Сокровище духовное, от мира собираемое. Подробнее об этом см. в книге священника Григория Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. Изд. 3. С. 725. 179 . Полное собрание сочинений. Т. I. С. 203  Седьмая заповедь блаженства Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Не враждовал ли ты с кем-либо? Не старался ли вместо примирения враждующих еще более поссорить их? Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случае возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою ,— говорит Он (Мк. 9, 50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе (1 Кор. 1, 10). Будьте в мире между собою (Кол. 5, 13). Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). «Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным; тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо этого вводя в общение добра,— учит святитель Григорий Нисский.— Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно уничтожает и истребляет все противоестественное и чуждое добру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Задумаемся, возлюбленные, о трех серьезных причинах, побуждающих или, лучше, принуждающих нас любить Бога. Первой из них является повеление Господа любить Его, второй – то, что Он больше всех достоин любви, и третьей – Его призыв к тому, чтобы мы через свою любовь смогли постичь и Его любовь к нам, открывающуюся в бесчисленных благодеяниях. Первая из всех заповедей есть заповедь любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:37, 38 ). Она первая потому, что она – исполнение всего закона, основа христианской нравственности и совершенства и поэтому она должна быть краеугольным камнем в сердцах христиан. Любовь к ближнему и любая другая добродетель проистекают из любви к Богу. Любая добродетель, не имеющая в своей основе любви, основана на ненависти. Любовь – первая из добродетелей, и это потому, что она, в отличие от всех прочих, дарует человеку свободу, а также потому, что человек, если он этого захочет, может без конца совершенствоваться в ней. Она первая потому, что является высочайшей глубиной, какой только может достичь человек. И, наконец, она первая потому, что никогда не будет иметь конца, она – вечна. Потому так сказал апостол Павел: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:13 ). А теперь давайте подумаем о том, как мы должны ценить эту добродетель и с каким усердием и вниманием взращивать ее в себе. Если Господь искупил нас для того, чтобы мы Его возлюбили, то наш долг – непрестанно молить Его о том, чтобы нам быть способными проявлять на деле эту лучшую из добродетелей. И после того, как Он заповедал нам любить Его, как мы можем не обращать внимания на эту заповедь? И чего другого, как не исполнения этой заповеди, будут желать мучающиеся в аду? Ибо как только она будет возвещена в аду, то мучительный и всепожирающий огонь тотчас переменится в сладкое пламя любви. Грешники будут испытывать величайшие страдания именно оттого, что не любили Господа, как Он заповедал нам. Они нарушили заповеди Его и этим сами заслонили себя от Его любви, как говорит святой Исаак Сирин : «Бичом любви бичуются мучающиеся в геенне, – те, которые обессилели, погрешив против любви, они находятся среди мучений – больших, чем любые самые страшные муки» (Слово 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Знаменательно следующее библейское свидетельство: И бысть в первое и шестьсотное лето жития Ноева, в первый день перваго месяца, изсяче вода от лица земли: и откры Ное покров ковчега… В месяц же вторый, в двадесять седмый день месяца изсше земля ( Быт.8:13–14 ). Здесь Священное Писание дает нам привязку для объективного и абсолютного летоисчисления. В согласии со Словом Божиим, святые Отцы вполне конкретно и недвусмысленно указывают на то, что начало летоисчисления приходится на первое марта, бывшее примерно пять с половиной тысячелетий до Рождества Христова. Подчеркнем, что возраст мира оценивается не миллионами и не миллиардами (как это принято в эволюционистской хронологии), а тысячами лет. Священномученик Ипполит Римский : «Возможно, кто-то скажет: «Как вы доказываете то, что Спаситель родился в 5500-ом году?». О человек, выслушай простое объяснение. Поскольку давно при Моисее в пустыне были показаны символы и изображения духовных тайн, связанные со скинией, изображавшие это число, которое явилось с появлением полноты истины во Христе, то ты можешь постичь то, что было изображено. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец ( Исх.25:10–11 ). Эти цифры, сложенные вместе, составляют пять с половиной локтей и показывают пять с половиной тысяч лет – то время, в которое явился от Девы Спаситель, когда он принес в жертву миру Ковчег – свое собственное тело, обложенное чистым золотом – изнутри Словом, а со вне – Св. Духом, и, таким образом, истина открывается и тайна Ковчега становится явной» Преподобный Исаак Сирин : «Пять тысяч и пять сот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь ( Евр.9:8 ), как говорит божественный Апостол» с. 78]. Климент Александрийский : «Следует, я думаю, изложить хронологию римских Императоров. От Августа до Коммода прошло 222 года, а от Адама до смерти Коммода – 5784 года 2 месяца и 12 дней» т. I. с. 150].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И говоря о Его крестных муках, православные говорят не о правосудии, а об исцелении и восстановлении падшей человеческой природы, об очищении и возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа. Божия любовь — везде, даже в аду Бог есть Любовь, и любое Его действие по отношению к человеку является проявлением любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтобы привести все-таки нас ко спасению. Потому что Он хочет нашего спасения гораздо больше, чем мы сами его хотим. «…Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему…» (Притч. 3: 12). Какие горькие слова, обращенные к избранному Своему народу, передает нам пророк Исаия: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 5-7). Но как бы жестко эти слова ни звучали, каждому ясно, что они продиктованы любовью и только любовью. Нет здесь ни капли ненависти, нет неприязни к непокорным чадам Своим, а только горячее желание докричаться до их совести, пробудить от духовного сна, отвратить от того пути, который неизбежно приведет к гибели. Все, что исходит от Бога, — свет и любовь. Всегда и везде, даже в аду! Прекрасно пишет об этом преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.

http://pravmir.ru/za-chto-2/

И как удобнее и скорее достигается это великое благо, – царствие Божие, которое внутри нас есть, Господь научает так: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения гоподина своего, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши во вторую или третью стражу (прежде и после полуночи), найдет не спящими; тогда блаженны будут рабы те 58 . – Смотрите, бодрствуйте, молитесь 59 , так еще вещает нам слово Божие; – сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни 60 . Сколь поспешествует достижению милости Божией ночная молитва , видно еще из таких слов пророка Давида: благо есть исповедатися Господеви, – возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Как туком и елеем насыщается душа моя, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночныя стражи 61 . Посему и говорит препод. Исаак Сирин : «молитва, совершаемая ночью, да будет для тебя предпочтеннее всех дневных занятий; так как озарение ума, действующее на душу днем, происходит от просвещения ночной молитвы». И другой некто возвещал о себе: «в ту ночь, которую провожу в молитве, засыпаю с псалмопением, и по пробуждении весь день бываю как не принадлежащим сему миру. – И Сам Господь, научая своим примером, часто проводил ночи в молитве, как сказано: и бе обнощь в молитве Божией; и еще: в утро, нощи сущей зело, изыде в пусто место, и ту молитву деяше». Вот видим, сколь полезна и необходима молитва всякому человеку, – и достигшему высокой степени святости; мы же, в неразумии сущии, почитаем ее делом праздности и пренебрегаем, как занятием бесполезным, ничего не стоящим. Если бы моления наши были бесполезны; то Господь не сказал бы: просите, и дастся вам. Или слова наши, сказанные пред Богом, если бы ничего не значили; то не было бы изречено: от слов своих оправдаешься, и от слови своих осудишься 62 . И вот сему пример: мытарь много сделал зла, но молитвою оправдался; Фарисей же и при добродетели своей все погубил, когда не умел помолиться в духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Для Матфея это призвание Господом — праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же, как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости — значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено, и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист. Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение? «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь — к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя — вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех — это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться. «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры — познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер-святых. «Вся Церковь, — говорит преподобный Исаак Сирин, — есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому — только по дару общения со Христом — она свята.

http://moral.ru/matthew/

«Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Притч. 6:23 ). В каком смысле заповедь есть светильник? Святой Кирилл Александрийский объясняет: «Свет чувственный, присутствующий в мире, касаясь очей телесных, рассеивает мрак. Так же и закон Бога, проникнув в разум и сердце человека, просвещает его совершенно и не позволяет ему споткнуться о незнание или быть пойманным в капканы греха». Заповеди названы светильником потому что они делают для нас видимым и ясным то, что Бог хочет от нас. Человек, который не понимает, чего Господь от нас хочет, что Он считает хорошим, а что плохим, обречен совершать ошибки и пожинать их горькие плоды. Он подобен тому, кто идёт в темноте без фонарика. Такой человек может и по кругу ходить, и спотыкаться, и в ямы падать. А человек, который знает заповеди Божии и чего Господь от него хочет, подобен тому, кто имеет светильник, и при его свете легко избегает упомянутые выше опасности. Притч. 6:24–26 Далее продолжается тема, связанная с целомудрием, а именно, с тем, как уберечься от греха прелюбодеяния. Священный автор пишет, что заповеди, которые будет хранить человек, помогут «чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу» ( Притч. 6:24–26 ). Священный автор учит, что следует гасить в самом начале блудные пожелания, не допускать им укореняться, а впоследствии переходить в знакомства, встречи, флирт. Поэтому здесь говорится: «не пожелай красоты её в сердце твоём». Каждое греховное падение начиналось с чего-то, что внешне казалось вполне безобидным, но внутри человек мог заметить и распознать первые уколы греховного пожелания. Как объясняет преподобный Исаак Сирин : «Не решайся искушать ум свой непотребными помыслами или зрением вводящих тебя в искушение лиц, даже когда думаешь, что не будешь преодолен этим, потому что и мудрые таким образом омрачались и впадали в юродство».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Имя «Тавифа» значит «серна». Это женское имя часто встречалось у греков. И весь облик Тавифы очень соответствовал данному прекрасному имени, ведь по своей грации и выразительности глаз серна являлась как бы символом совершенной женской красоты. Христиане Иоппии были наслышаны о том, какие удивительные чудеса совершал апостол Петр, потому послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил прийти к ним. Апостол внял их призыву и поспешил пойти вместе с посланниками. Войдя в горницу, Петр застал горестную картину: все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Женщины оплакивали усопшую, скорбя и стеная всей душой. Без сомнения и они, и прочие христиане, посылая за Петром, имели в душе надежду, что Бог не посрамит апостольских молитв и вернет к жизни всеми любимую Тавифу. Само чудо описано так: Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Апостол подал ей руку и вывел ее ко всем собравшимся и ждущим ее воскрешения христианам. Можно представить, какая радость и ликование воцарились в этом доме! Люди славили Господа за Его чудесные деяния, благодарили апостола Петра. Но самое главное — случай этот имел особое значение для дальнейшего распространения и укрепления христианской веры. Потому что, как свидетельствует апостол Лука, это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Вот для чего, в конечном итоге, и было важно совершить это невиданное чудо! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Можно спросить, для чего апостол Петр высылал людей вон из горницы? Для того, чтобы углубиться в молитву, чтобы ничто постороннее не отвлекало и не смущало его. Нам показано таким образом значение уединенной и сосредоточенной молитвы, когда все постороннее отходит на второй план, временно отсекается от нас. Когда для ума, души и сердца существует только одно общение — общение с Богом. Ведь недаром преподобный Исаак Сирин называет молитву «причиной спасения и бессмертия души». Вставая на молитву, мы всегда должны помнить об этом. Ведь, молясь, мы разговариваем с Богом, становимся близкими и дорогими собеседниками Отцу Небесному. Только задумайтесь, какой это дар и какое для нас неизреченное благо! Если будем всегда помнить, что Бог — это наш Бог, что Он Всесилен, что любовь Его всепобеждающа, что воля Его непререкаема, мы и в молитвенном делании изо дня в день научимся большему усердию, желанию и благочестию. И тогда не станет у нас молитвы спешной, формальной, рассеянной. Мы перестанем грешить во время молитвы посторонними мыслями и суетными помышлениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Иначе в своей необходимой активности легко забыть о Том, ради Кого ты активничаешь. После своих первых, семинарских, дискуссионных опытов я заметил, что во мне остается какой-то неприятный осадок. Осадком этим было полуосознаваемое раздражение по поводу человека, с которым и ради которого я и вел минувший диспут: " Как же он посмел со мною не согласиться! " . Мне тогда казалось, что моих знаний более чем достаточно, а мои аргументы более чем убедительны. Мне казалось, что стоит со мною на сутки запереть какого-нибудь атеиста — и он от меня прямо " во объятия Отча " поползет, схимником станет… Ну, а раз он все же не согласился, не " перековался " , то это уж точно не моя вина, а признак его бессмысленного упрямства… И растет разочарование в людях, легко переходящее в презрение к ним и в отказ от миссионерской работы — не стоит, дескать, " метать бисер перед свиньями " … Об этом искушении еще в седьмом веке предупреждал преподобный Исаак Сирин. По его формуле, знание рождает ненависть. Вот человек что-то делает, надеясь только на свое знание предмета и на свои силы. Но его замечательно продуманный бизнес-план рухнул. Человек начинает искать причины неудачи. Промысл Божий такой " сциентист " отвергает. В свою собственную непогрешимость он верует вполне фанатично. Диавола считает средневековой фантазией. Где же искать ему причину своей неудачи? Только в других людях, в их злокозненности: " Враги виноваты! " . И когда он " не усматривает таинственного Промысла, тогда препирается с людьми, которые препятствуют и противятся этому " [ 1 ]. Чтобы избежать такого искушения, миссионер прежде всего должен знать, что постоянного и стопроцентного успеха ему никто не гарантирует. Напротив, Истинный Евангелист предупреждает Своих учеников о неизбежности миссионерских неудач: входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших… Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10 , 12–14, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010