И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый (Пс. 85, 15), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты-Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты- Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 241-243). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ " Возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание-ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289). Авва Агафон говорил: " Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Как мы видели, дух и ум часто отождествлялись. Преподобный Иоанн Дамаскин писал, " что и ум духом зовется " . Это указывает на собственно духовную природу познания. Более того, дух в своей энергийной природе несет логосы бытия и твари, т.е. учит. " ...В природе духа и в строении разума, в естественной его проблематике содержатся постулаты откровенного учения о Боге, возможность его приятия. Образ Божий в человеке есть онтологическая основа откровения... Человеческий дух в себе самом содержит постулаты троичности Божества, на нем лежит его печать " (Протоиерей Сергий Булгаков) " Душа, имеющая в себе удел духа, когда услышит речение, заключающее в себе сокровенную духовную силу, пламенно приемлет содержание сего речения " (Преподобный Исаак Сирин) " Удел духа " есть то, что мы называем " наитием " , или нисхождением, вдохновением. Сам дух есть учитель человека, потому что происходит от Духа Святого. Ин.14:26: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему... Этот дух источник Истины, а также источник множества знаний в мире. Деян.2:4: И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. 7.5. Аскетика 7.5.1. Противоположность духа и плоти Если плоть понимается в значении греховной природы, то тогда она прямо противостоит духу. Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся. На этом противостоянии основаны пары антагонистических понятий: " духовный человек " и " плотяный " ; " ветхий " и " новый " . Духовное, несомненно, возвышеннее, от Бога, в этом его природное свойство. Если считать дух человека сверхприродным уровнем бытия, то он свободен от греховной скверны, и тогда противостоит греху по природным своим качествам. А если дух является частью природы, тогда его противостояние только нравственная устремленность, проявление его действования. 7.5.2. Совесть как плод Духа Значение совести в аскетике определяется той нормативной и нравственной функцией, которую выполняет совесть в душе. Совесть судит, разбирает дела и мысли, исследует деяния и т.п. Сама совесть есть свет, освещающий глубины души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин , – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. «Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить» ( Сир.15:20 ). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:8 ) «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» ( Сир.18:27 ). «Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие» ( Пс. 56:3 ); «он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» ( Иез.33:15–16 ). Молитвенное обращение к Богу «Везде ищу помощи, – так говорил о себе святитель Григорий Богослов , – и везде поражаемый, опять обращаю взоры мои к Тебе, Боже мой, Светильник душ наших, просвещающий чистые сердца и делающий человека причастником Божества! Умилосердись надо мной, укрепи меня прежде всего в надежде спасения; снабди елеем угасающий светильник в душе моей, да воссияет он новым блистанием, и да войду с ним в вечную жизнь. Избавь меня от скорби и введи в благотишие, ибо Ты уже укротил сердце мое печалию, как всадник укрощает буйного коня, скачущего по дебрям. Довольно искусил меня скорбию, в наказание за грехи мои, и уничижением моей гордыни: ибо нередко благость Твоя делает нас гордыми и надеющимися на себя. Сами бедствия мои могут послужить в научение добрым и худым людям, насколько ничтожна жизнь наша. Но это есть тайна, сокрытая в глубине Твоей премудрости; и потому добро ли, или зло служит в наставление нам, мы должны все принимать за благо, хотя и не можем проникнуть в причины всего случающегося с нами».– На это и Писание указывает: «То, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния» ( 2Мак. 6:13 ), – ибо такие мучения служат их вразумлению, а не погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот порабощен страстью любопытства и мысленным пленением (82, 183-184). Кто понимает и исполняет слова Писания по своему разуму, упорно настаи-вая, что именно так должно понимать и исполнять их, тот не знает славы и богатства Божиих. Напротив того, кто и понимая говорит: не знаю с точ-ностью Слова Божия, потому что я ограниченный человек, тот воздает славу Богу. В нем будет обитать слава Божия соответственно его преуспеянию и смиренномудрию. Авва Исаия (82, 184). ЕВАНГЕЛИЕ Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию вселенной, чтобы обрести содействие силы Промысла о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии. Преподобный Исаак Сирин (55, 282). Почему Господь омыл ученикам ноги? Этим Он не только омыл, но сообщил апостолам Божественную силу. Поскольку змею было сказано: " Ты будешь жалить его в пяту " (Быт. 3, 15), то есть отравлять весь образ жизни, то Господь омыл ноги учеников в ознаменование очищения духовных путей. Почему Он и говорит: " Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью " (Лк. 10, 19). А Исаия сказал: " Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость " (Ис-52, 7). Апостолы Христовы, пройдя весь мир, действительно разрушили диавольскую силу, утвердили всюду мир и благовествовали нам радость небесную. Господь касался ног апостольских, чтобы укрепить земные и слабые ноги, которым предстояло пройти всю вселенную. Великий врач коснулся пяты, о которой в начале был изречен суд, чтобы не дать господствовать яду духовного змея. Поэтому пята, укрепленная прикосновением рук Господних, попрала сатану, соблазнившего вначале прародителей. Таким образом, исполнилось предсказание Деворы пророчицы: " Попирай, душа моя, силу " (Суд. 5, 21), и Давида, который, воспевая победную песнь, воскликнул: " Падают под ноги мои, ... " как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их " (Пс. 17. 39, 43). " Даю вам власть наступать " ,-сказал Господь,-чтобы губитель более вас не попирал и не соблазнял. Преподобный Нил Синайский (116, 477-478).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

На кого воззрю? Господь говорит: «только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Посему учит Исаак Сирин не высказывать пред Богом о земных своих нуждах, но смиренно уповать на Его промысел и просить милости не словами, а слезами: «когда ты предстанешь в молитве пред Бога, то будь в помысле, как муравей, как один из гадов пресмыкающихся: не позволяй себе говорить о своих нуждах, но как дитя, не умеющее слова сказать, проси милости у Бога одними слезами, чтобы Он удостоил тебя такого же попечения, какое имеют отцы о своих младенцах» 22 . Ибо «желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» ( Пс.144:19 ). Тому же учит и преподобный Иоанн Лествичник : «не старайся о многоглаголании; ибо не искусен тот, кто много говорит пред Богом. Одно слово мытарево умилостивило Бога, и одно изречение, произнесенное с верою, спасло разбойника» 23 . Бог внимает и тому, кто молчит, но сердцем молит Его. Некогда позади гнались египтяне, а впереди было море, и Моисей молчал, но Бог воззвал ему: «что вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Так и матерь Самуилова молилась и была услышана, хотя «и не было слышно голоса ее» ( 1Цар.1:13 ). Не напряжением голоса доходит молитва до слуха Божия, но чем сильнее вопиет потаенный сердца человек, тем скорее исполняет Бог молитву. Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но – когда каждое слово твое исходит от сердца. «Молитесь, – сказано, – во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:18 ). Но как это можно? – скажешь. Можно, если только захочешь. Если есть у тебя сердце сокрушенное, то не помешают тебе люди, не воспрепятствует и место приносить жертву Богу во всякое время. Можешь, и, сидя на земле, воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа, ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце. Павел и Сила в темнице, прикрепленные к колоде, лежа молились, но потрясена была темница и страж припал к их ногам, чтобы затем обратиться ко Христу ( Деян.16:24–33 ). И Езекия, обратясь на постели к стене, не много слов проговорил, но отменил Божии о нем судьбы и остался жить еще на 15 лет ( 4Цар.20:2–7 ). А Иеремия в яме и тине, Иона в море и во чреве кита призвали Бога и были услышаны ( Иер.38:6 ; Ион.2:2 ). Бог не человек, чтобы искать Его в каком месте, убеждать Его какой речью. «Разве Я – Бог только вблизи, – говорил Он, – а не Бог и вдали?» ( Иер.23:23 ). «Он недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ); потому, где бы ты ни был, откуда бы ни стал призывать Его, Он послушает всегда и везде, – и еще взывающему тебе, Он скажет: «вот Я!» ( Ис.58:9 ). Бог всегда бывает присущ к тому, кто призывает Его с верой и вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Постепенное соединение со Христом определяется как состояние роста, а завершение этого единения в его совершенстве сравнивается со взрослым возрастом и называется также состоянием зрелого или совершенного человека. Святой апостол Павел упоминает о созидании тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами... но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос ( Еф. 4:12–15 ) 86 . Он советует также: Будьте мужественны ( 1Кор. 16:13 ). Преподобный Симеон Новый Богослов пишет в том же смысле и употребляет тот же образ: тот, кто продвигается по пути единения со Христом, «каждый день продолжает духовно возрастать, изгоняя всякий след младенчества, и приближается к полному совершенству человека. Поэтому в меру его возраста [духовного] его способности и действия души изменяются, и он возрастает в мужественности (зрелости) и крепости» 87 . Итак, человек призван стать совершенным по образу и подобию Христа 88 , в Нем и Им (будьте совершенны ( Мф. 5:48 )) и таким образом стать причастником Божественной жизни 89 . Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями ( Рим. 8:29 ). «Для нас, – пишет Климент Александрийский , – [Христос] есть образ беспорочный, изо всех сил нам надо пытаться сделать наш образ подобным Ему» 90 . И святой Ириней Лионский : «Становясь подражателями Его действий и исполнителями Его слов, мы имеем соединение с Ним, и именно в силу этого мы, вновь сотворенные, получаем от Того, Кто совершенен прежде всякого создания, приращение и от Того, Кто един благ и превыше всех, – подобие Ему Самому» 91 . А преподобный Исаак Сирин отмечает, что «отцы наши... чтобы достичь совершенства и подобия [Богу], не переставали принимать в себя полностью жизнь Господа Иисуса Христа» 92 . Подобие Христу человек приобретает через стяжание добродетелей 93 . Человек, как мы уже видели, с момента сотворения обладает в самой своей природе всеми добродетелями, которые составляют в нем образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас. Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения. В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста. Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

http://pravoslavie.ru/148436.html

Предположим, что через некоторое время в виду тяжёлого состояния его здоровья ему объявляют амнистию. Сильно ли облегчит эта бумага его положение? Ведь он сам носит в себе тягчайшую кару за свой грех. Он сам пропитан радиацией. Он сам умирает. И никакой суд, никакая апелляционная инстанция не могут защитить его от нарастающей боли, от поглощающей слабости. В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для православия грех – не столько вина, сколько болезнь. «Грех делает нас более несчастными, чем виновными» – говорил преподобный Иоанн Кассиан , а преподобный Исаак Сирин сравнивал грешника со псом, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови . И в чине исповеди священническая молитва увещевает: " Пришёл еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши " . Мало объявить человеку, что Бог более не сердится на него. Надо дать ему реальную защиту от смерти, надо дать ему реальную возможность дышать Богом. Не Бог удерживает Себя вдали от людей. Люди удалены от Него: как собственными грехами, так и блокирующими духовными посредниками. Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие имеет только Бог. Значит, Бог, бывший вдали, должен обрести жизнь внутри человека. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий… Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли, Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 27-53). Причастие Крови и Тела Христово – вот то анти-космическое лекарство бессмертия, которое принёс Спаситель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Преподобный Исаак Сирин сказал: «Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику». А авва Пимен говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Итак, если человек оставит свою волю и покорится воли Божией, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его» (Пс. 17, 30-31). Итак, мы рассмотрели понятие воли человека и пришли к выводу, что и для принятия правильного решения, и для спасения безсмертной души человека необходимо во всем искать волю Божию. Перейдем ко второй части рассматриваемой темы. II. Согласие на обработку персональных данных Веками учет людей, а также удостоверение личности человека осуществлялись по имени. И вот теперь в нашей стране происходит сбор всевозможной (в том числе самой конфиденциальной) информации о людях, которая накапливается в «базах данных», реестрах под персональным номером человека. На работе, в учебных, медицинских, нотариальных, социальных и других учреждениях, при совершении различных расчетных операций предлагают подписать «згоду» («согласие») на обработку персональных данных. При отказе дать такое «согласие» человек сталкивается с серьезными проблемами. Свободная воля человека постоянно испытывается, оказывается перед выбором в принятии решения. Преподобный Нил Синайский советует: «Исследуй конец всякого поступка прежде его начала». Апостол Павел через послание к Ефесянам наставляет нас: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы... Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес. 5, 10-11, 15-17). Обработка персональных данных неразрывно связана с тотальной кодификацией всего человечества, с присвоением каждому человеку личного номера. Это всемирный процесс, являющийся основой построения финансово-экономической киберсистемы, так называемого глобального информационного сетевого общества, в котором роль человека низведена до роли «узла» сети, «субъекта персональных данных», поставленного в жесткие условия послушания системе, ее всемирным «стандартам» и «правилам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Сам апостол Павел учит: чтобы быть годным на всякое доброе дело ( 2Тим. 2:21 ), нужно, чтобы человек хранил себя от падений. Для того чтобы он смог облечься в нового человека, добродетельного, здорового и совершенного, по подобию Христа, он должен сначала совлечься ветхого человека, то есть, как сказал преподобный Исаак Сирин , совлечься страстей 2921 : «Вам следует, – пишет апостол Павел, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Еф. 4:22–24 ). Но этого первого движения духовного обращения недостаточно. Ведь недостаточно отвратиться от зла, чтобы обратиться к добру. Преподобный Максим Исповедник отмечает: «Отсечь страсти не означает при этом полностью обратить их к Божественному» 2922 . Вот почему, напоминая приведенные выше слова псалма 2923 ; авва Дорофей подчеркивает, что «тот, кто желает спастись, должен не только не делать зла, но и творить добро» 2924 . Условие вхождения в Царство Небесное, по учению Христа, состоит не только в том, чтобы каждый взял свой крест, но и в том, чтобы он последовал за Христом 2925 : Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной ( Мф. 16:24 ). Он Сам дает заповедь творить добро 2926 , и апостолы вслед за Христом учат о том же 2927 . Именно через положительную направленность всех человеческих сил и способностей к духовным предметам, иначе говоря, через деятельное стяжание добродетелей, исполняется заповедь творить добро и осуществляется второе направление духовного обращения. Так, авва Дорофей Газский поясняет: «Мы изгнали добродетели и водворили на их место страсти. Потому мы должны теперь приложить усилие не только к тому, чтобы изгнать страсти, но и чтобы снова ввести и укоренить добродетели на подобающем им месте» 2928 . Эти два движения являются взаимодополняющими не только в том смысле, что второе должно следовать за первым для того, чтобы обращение было полным, но и в том смысле, что каждое из них позволяет осуществиться другому. Мы видели, что первое является необходимым условием второго; нужно добавить, что и второе является условием первого. Это можно объяснить принципом икономии, который мы изложили, рассматривая способность желания. Существует несовместимость между желанием плоти и желанием небесных благ, они исключают друг друга, как учит сам апостол: Ибо плоть желает противного духу, а дух плоти. Они друг другу противятся ( Гал. 5:17 ) 2929 . В равной степени это относится и к другим силам или способностям души, энергия которых, вложенная в один предмет, становится недоступной для другого предмета, а тем более для противоположного первому: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ( Мф. 6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010